На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственная политика доходов населения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………………...……………..3
1. Структура и дифференциация  доходов населения……….………………...…..6
1.1. Сущность, виды доходов и их источники……………………………………..6
1.2.Неравенство доходов и его причины…………….. …………………………..14
2.Система  государственного регулирования доходов населения в России.......21
2.1. Цели  и основные методы регулирования  доходов населения …….…….…21
2.2. Социальная защита и поддержка населения………………………………....33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…….…39
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....…41
 


ВВЕДЕНИЕ
Политика формирования доходов населения, уровня и качества жизни населения, формирование социальной структуры и общественного производства являются важными, определяющими, порой проблемными факторами благополучного общества в любом государстве с рыночной экономикой.
Из вышеназванных факторов выделяются вопросы о механизмах, приоритетах, целях доходной политики государства. Эти вопросы состоят в определении  нужного уровня валового внутреннего продукта, как основного источника формирования доходов населения, роста уровня жизни. Немаловажное место занимает комплекс мер мотивации, стимулов к труду.
Важным условием эффективной политики доходов и заработной платы является определение оптимальных границ государственного и рыночного регулирования. В рыночной экономике граждане свободно выбирают источники доходов, например, имеют выбор между трудовой и предпринимательской деятельностью. Доходы населения формируют платежеспособный спрос и в то же время зависят от него. Рыночный механизм саморегулирования устанавливает цену факторов производства - труда, земли, капитала, предпринимательских способностей.
Актуальными проблемами политики доходов  и финансовой обеспеченности в России являются проблемы инфляции, политики цен; налогообложения индивидуальных и предпринимательских доходов, доходов организаций; проблемы перераспределения  доходов; социального расслоения с  достаточно весомым разрывом между  доходами бедного и богатого населения.
Инструментами решения этих проблем  являются демографическая тенденция  населения, покупательная способность  национальной валюты, валовой внутренний продукт, сложившиеся функции государственного регулирования доходов населения.
Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия  для нормального воспроизводства  рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства  на процесс перераспределения доходов  можно измерить объемом и динамикой  расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также  размером налогообложения доходов.
Возможности государства в перераспределении  доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений  ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и  инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному  росту налогов, способному подорвать  рыночные стимулы.
Механизм социальных трансфертов  включает изъятие в форме налогов  части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату  пособий наиболее нуждающимся и  инвалидам, а также пособий по безработице.
Объектом курсовой работы является государственная политика доходов  населения. Субъектами - органы государственной  власти и местного самоуправления, их функции и полномочия.
Целью данной курсовой работы является изучение сущности, механизмов государственной  политики доходов в Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность доходов и определить их виды;
- раскрыть особенности государственной  политики доходов населения на  примере Российской Федерации, определить причины неравенства доходов населения;
- определить минимальные стандарты  уровня жизни населения;
- изучить функции и механизмы  воздействия органов государственной  власти и органов местного  самоуправления в сфере социальной поддержки населения.
Для написания работы использовалась следующая теоретическая база:
ФЗ от 31 марта 2008 года № 44-ФЗ «О потребительской  корзине в целом по Российской Федерации», ФЗ от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 27.05.2000 № 75-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ),  Закон «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» №69-II ст.3, Аверин А. Н.  Социальная защита отдельных категорий населения: учебное  пособие,  Бедрина Е.Б., Козлова О.А. Введение в экономическую теорию, Борисов Е.Ф. Экономическая теория,  Коваленко Е. А., Строкова Е. Л., Феоктистов О. А.. Модели организации адресной социальной помощи , Леонтьева А. Г.. Социальная защита населения : учебное пособие, Пантелеева Т. С., Червякова Г. А.  .Экономические основы системы социальной защиты населения , 2-е изд., Сажина М.А., Чибриков Г.Г Экономическая теория.  . 2-е изд., перераб. и доп., а так же различные интернет-ресурсы.
 

1. Структура и дифференциация  доходов населения
1.1. Сущность, виды доходов
Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними  хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления  населения прямо зависит от уровня доходов.
Денежные  доходы населения включают все поступления  денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской  деятельности, пенсий, стипендий, различных  пособий, доходов от собственности  в виде процентов, дивидендов, ренты (по вкладам, ценным бумагам, недвижимости) от продажи продукции сельского  хозяйства и различных изделий, доходов от оказанных на сторону различных услуг, страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и др.1
Безденежные доходы включают широкий круг источников доходов из фондов коллективного  потребления, за счет которого содержатся государственные учреждения, обслуживающие  население: больницы, поликлиники, школы, техникумы, вузы и другие учебные  заведения по подготовке и переподготовке кадров, детские сады и ясли. Потребление  этих услуг обеспечивает более высокий  уровень доходов населения. Эти  источники безденежных доходов  остаются объектами общенародной собственности. О масштабах безденежных доходов, получаемых из Фонда коллективного  потребления, можно судить по расходам государства на содержание перечисленных  выше объектов социальной инфраструктуры. К коллективным формам безденежных  доходов относят всевозможные работы по благоустройству, субсидированию различных  общественных программ, льготы (например, бесплатный проезд на общественном транспорте) и другие. Коллективные формы безденежных  доходов существуют на предприятиях, которые организуют отдых детей, выдают бесплатные талоны на питание, проезд в общественном транспорте.
Безденежные доходы формируются за счет работы на приусадебных и садово-огородных участках. Несмотря на то, что личные подсобные хозяйства занимают лишь 3% земельных угодий, на них производится около 38% валовой продукции сельского хозяйства. Произведенная продукция минует сферу торговли, идет в основном на личное потребление и приносит значительный безденежный доход, который можно отнести к непосредственному потреблению и самообеспечению домохозяйств.
К безденежным  доходам относят самозаготовки  даров природы (охоту, лов рыбы, сбор дикорастущих ягод, грибов, дикого меда, орехов, трав, заготовку дров).2
К безденежным  видам доходов относят всевозможные домашние работы (ремонт жилья, ремонт домашней мебели и обуви, изготовление предметов домашнего обихода). Та часть продуктов, которая реализуется  на рынке, не может быть признана безденежной  формой дохода. Безденежные виды доходов  могут быть весьма ощутимы в их реальной стоимости и существенно  повышают доходность населения и  уровень потребления.
Рассмотрим  подробнее денежные доходы:
Доходы  от трудовой деятельности (вид функционального  дохода) представляют собой доходы, получаемые наемными работниками в  виде заработной платы.
Доходы  от собственности (вид функционального  дохода) представляет собой арендную плату. Арендная плата - это плата  за срочное и возмездное пользование  имуществом, по договору аренды (имущественного найма).3 В Российской Федерации аренда допускается во всех отраслях народного хозяйства и может применяться в отношении имущества всех форм и видов собственности. В аренду могут передаваться земля и другие природные ресурсы, имущество предприятий, объединений, имущественные комплексы, любо другое имущество, необходимое арендатору для самостоятельного осуществления хозяйственной или иной деятельности.
Доход от предпринимательской деятельности (вид функционального дохода) представляет собой предпринимательский доход, составляющий часть прибыли, остающейся у предпринимателя после выплаты  процента за банковскую ссуду. Предпринимательство  и предпринимательская деятельность в Российской Федерации - инициативное, самостоятельное занятие граждан  с образованием и без образования  юридического лица, направленное на получение  прибыли или личного дохода, осуществляемое от своего имени, на свой риск и под  свою имущественную ответственность  или от чьего-то имени и под  чью-то имущественную ответственность.4 Предприниматель может осуществить любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Вкладывая свой или заемный капитал, предприниматель создает свое дело с целью извлечения дохода на вложенный капитал.
Заемные, передаваемые, донорские доходы (разновидность  функционального дохода) выступают  как ссудный процент, получаемый кредитором от заемщика за пользование  денежной ссудой, или выступают в  виде процентной ставки, размер которой  устанавливается банками по краткосрочным  и долгосрочным ссудам, срочным вкладам  до востребования. К этому виду дохода относятся выплаты по дивидендам - периодически (обычно ежегодно) выплачиваемые  акционерам на каждую акцию из прибыли  акционерного общества. К этому виду доходов относятся также проценты по вкладам (депозитам), денежным средствам  предприятий, организаций и населения, хранящиеся в банках на определенных условиях; проценты, получаемые рантье, лицами, живущими на процент с отдаваемого  в ссуду капитала или ценных бумаг и, наконец, процент на государственные внутренние займы, страховые проценты и т.д.5
Трансфертные  платежи - экономические ценности (вид  вертикальных доходов), передаваемые одним  участником экономических отношений  другому в одностороннем порядке.6
Трансферты - это платежи, осуществляющиеся из бюджета государства и несущие  функцию социальной защиты определенной части населения, идущие на выплату  пенсий и пособий, стипендий.7 Социальные платежи могут быть в натуральной форме и состоять из товаров и нерыночных услуг, предоставляемых бесплатно.
Неучитываемые доходы. Неучитываемые доходы подразделяются на две группы: на легальные и  нелегальные, т.е. нетрудовые доходы. К  легальным доходам относятся  все виды доходов, получаемые за любые  виды хозяйственной деятельности, не противоречащие законодательству и  прошедшие регистрацию в государственных  органах.
К нелегальным  видам доходов относятся доходы, получаемые за незаконную, скрытую  от общества экономическую деятельность. Нелегальная, «теневая» деятельность, как правило, бывает криминальной и  поэтому чаще всего не трудовой.
Масштабы  и значимость нелегальных (неформальных) видов дохода в годы реформ возросли многократно и сегодня оцениваются  почти в половину ВВП. Расширение нелегальной, теневой экономики  происходит за счет незарегистрированных видов деятельности, которые действующими законами не запрещены, но представители которых уклоняются от учета, уплаты налогов и избегают контроля над своей работой. К «теневой» экономике относятся, помимо незарегистрированных предприятий, мелкие, крупные и средние, которые в целях избегания налогов скрывают доходы и часть осуществляемого ими экономического оборота. Наиболее типичными видами неформальной деятельности являются: уличная торговля; услуги населению по строительству, ремонту, пошиву; частные услуги - уборка, приготовление пищи; репетиторство, частные уроки; а также брокерство и посредническая деятельность. Все эти виды деятельности в большинстве случаев осуществляются без патентов, контрактов, не декларируются в налоговой инспекции.
Доходы, идущие на сбережения. Одним из видов  расходов реально располагаемой  части доходов являются сбережения во вкладах, ценных бумагах, покупка  валюты и т.п.; они носят, как правило, остаточный характер. Сбережения представляют собой отложенный спрос на товары и услуги. Различают три вида сбережений по целям: сбережения защитные (вклады с целью защиты от инфляции), страховые (на непредвиденный случай) и спекулятивные (вложения с целью получения прибыли, выигрыша).8




 
Рисунок 1 - Виды доходов населения9
Для оценки уровня и динамики доходов населения  используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.
Номинальный доход - это количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода.
Располагаемый доход - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей, т.е. это средства, используемые на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен.
Реальный  доход - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.10
 

 
Рисунок 2 - Динамика реальных доходов населения  с 2007г. по 2010 г.11
Несмотря  на многообразие форм доходов, главным  источником является всё же заработная плата и доходы от предпринимательской  деятельности.
По данным Росстата в ноябре 2010 года средний денежный доход на душу населения в России составлял 19160 руб. Среднемесячная начисленная заработная плата ноября того же года  составляла 21599 руб. 12
Рассмотрим среднемесячную заработную плату в регионах Российской Федерации  за 2010 год:
Таблица 1 - Среднемесячная заработная плата по субъектам РФ в 2010 году13
 
Субъект  Российской Федерации
Среднемесячная заработная плата  в 2010 г. на душу населения, рублей.
Субъект  Российской Федерации
Среднемесячная заработная плата  в 2010 г. на душу населения, рублей.
Российская Федерация 
21211,4
Пензенская область 
14489,9
Москва
40479,2
Тверская область 
15652,3
Московская область
25502,1
Хабаровский край
23078,8
Краснодарский край
16757,9
Кировская область 
13476,7
Санкт-Петербург 
27618,1
Ульяновская область 
13499,1
Свердловская область 
19674,7
Брянская область
12430,9
Ростовская область 
15075,8
Чеченская Республика 
13944,4
Республика Башкортостан 
16403,4
Ярославская область 
16006,1
Республика Татарстан 
17576,9
Чувашская Республика 
13037,5
Челябинская область 
17593,5
Архангельская область 
22183,2
Тюменская область 
38366,2
Вологодская область 
18550,7
Нижегородская область 
16546,5
Липецкая область 
15523,2
Самарская область 
16628,8
Рязанская область 
15124,1
Республика Дагестан 
10186,6
Курская область 
13886,5
Красноярский край 
22046,3
Забайкальский край 
18609,6
Ставропольский край 
14408,5
Тамбовская область 
12607,2
Кемеровская область 
17980,1
Ивановская область 
13157,4
Новосибирская область 
18525,8
Томская область 
21881,3
Пермский край 
17388,4
Астраханская область 
15390,2
Волгоградская область 
14671,1
Калужская область 
17427,7
Саратовская область 
14592,3
Смоленская область 
14678,3
Иркутская область 
20185,6
Республика Бурятия
17917,5
Алтайский край 
11962,5
Республика Саха (Якутия) 
28601,3
Воронежская область
15191,6
Калининградская область 
18628,5
Оренбургская область 
15084,8
Курганская область 
13096,3
Омская область 
16784,1
Республика Коми 
25665,3
Приморский край 
21893,5
Кабардино-Балкарская Республика 
11658,9
Ленинградская область 
21263,3
Республика Мордовия 
12045,4
Тульская область 
15601,5
Амурская область 
21841,3
Ханты-Мансийский автономный округ   
41604,8
Мурманская область 
28924,8
Белгородская область 
15864,3
Орловская область 
13244,6
Удмуртская Республика 
14152,8
Республика Северная Осетия-Алания 
11969,1
Владимирская область
14795,6
Республика Марий Эл 
12679,1
Псковская область 
14090,7
Республика Ингушетия
13408,2
Костромская область 
13721,8
Камчатский край 
36470,5
Республика Карелия 
19863,9
Республика Тыва 
17434,7
Новгородская область 
16604,5
Республика Калмыкия 
11664,5
Республика Хакасия 
18379,1
Республика Алтай 
13979,3
Ямало-Ненецкий автономный округ 
52720,9
Еврейская автономная область 
20255,4
Сахалинская область 
35885,5
Магаданская область 
37786,2
Карачаево-Черкесская Республика 
11357,9
Чукотский автономный округ 
47408,6
Республика Адыгея 
12493,6
Ненецкий автономный округ 
47359,4

 
 
Таким образом, средняя заработная плата на душу населения по субъектам  Российской Федерации в 2010 году составляет 27,627 тысяч рублей.
Так же четко видна разница по доходам населения (в данном случае по заработной плате) между регионами. Например, средняя заработная плата в республике Дагестан равна  10,186 тысячам рублей, а  в Чукотском автономном округе - 47,408 тысячам рублей. Далее рассмотрим причины неравенства доходов населения. 

1.2. Неравенство доходов и его причины
Неравенство доходов - это разница в уровне денежных доходов различных слоев и групп населения. Как правило, к существенному неравенству в распределении доходов между различными собственниками факторов производства и другими слоями населения приводит механизм рыночного ценообразования на данные факторы производства, так как в рыночной экономике далеко не все личности и домохозяйства могут высокоэффективно экономически реализовать собственность на человеческий капитал и другие факторы производства.14
Одной из существенных проблем современного российского  общества является большое различие в доходах граждан.
Рассмотрим основные источники  неравенства:
1. Различия в способностях.
Все люди имеют разные интеллектуальные и физические способности. Одни унаследовали исключительные интеллектуальные способности, необходимые для того, чтобы получить достаточно высокооплачиваемую работу на поприще медицины, корпоративного руководства, права и т.д. Другие наделены исключительными физическими  способностями и могут стать  высокооплачиваемыми профессиональными  спортсменами.
2.Различия в образовании и обучении
Следует отметить, что одни только природные способности редко  приносят большой доход, поэтому  люди должны их развивать и оттачивать, получать образование и подготовку. Люди резко отличаются тем, какое  образование и подготовку они  смогли получить; именно это и определяет впоследствии их возможности получать высокие доходы. Совершенно очевидно, что доходы менеджеров, маркетологов выше, чем у неквалифицированных рабочих.
Люди также отличаются тем, какую  профессиональную подготовку они получили на рабочем месте; и это также  способствует неравенству доходов. Так, некоторые рабочие каждый год  осваивают новые ценные специальности  прямо на рабочем месте, и таким  образом их доход последовательно  растет, другие же рабочие получают совсем короткое обучение или вообще не получают никакой подготовки и  в 50 лет получают столько же, сколько  они зарабатывали в 30. Более того, фирмы, как правило, отбирают рабочих  для повышения квалификации на рабочем  месте и приглашают обычно тех, у  кого уже есть самое лучшее формальное образование. И эта дополнительная подготовка также увеличивает различие в уровне доходов работников.
3. Профессиональные вкусы и риски.
Доходы различаются из-за различий в желании участвовать в работе, котирующейся на рынке, или не участвовать  в такой работе, а также в  профессиональных пристрастиях. У тех, кто выбирает работу при сокращенной  рабочей неделе или рано выходит  на пенсию, обычно бывают и более  низкие доходы, чем у тех, кто решает иначе. Люди, которые готовы заниматься изнурительной, неприятной работой - например, добывать уголь - и очень интенсивно работать в течение многих часов, будут зарабатывать больше. 15
4.Неравное распределение богатства.
Уровень богатства определяется двумя  факторами:
1) величиной  имущества всех видов, находящегося  в собственности отдельных граждан;
2) величиной  текущих доходов граждан.
Люди получают доходы в результате того, что либо создают собственный  бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся  в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в  пользование другим людям или  фирмам. А те используют эту собственность  для производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:
1) разная  ценность принадлежащих людям  факторов производства;
2) разная  успешность использования факторов  производства (например, работник в  фирме, производящей дефицитный  товар, может получать более  высокий заработок, чем его  коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары  которой продаются с трудом);
3) разный  объем принадлежащих людям факторов  производства (владелец двух нефтяных  скважин получает при прочих  равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).
Богатства подразумевает наличие  некоторого запаса, то есть реальных материальных и финансовых активов, накопленных  человеком за какой-либо период времени. Например, у пенсионера могут быть очень маленькие доходы, но принадлежащая  ему недвижимость, сберегательные счета  и пенсионное обеспечение являются значительным вкладом в его богатство. А работник, не так давно начавший свою трудовую деятельность, может  получать и гораздо больший доход, но он еще не успел накопить богатство. Такое неравенство в распределении  богатства ведет к неравенству  получаемых от этих активов доходов. Те, кто имеет больше оборудования, недвижимости, фермерских угодий, акций, облигаций и сберегательных счетов, - разумеется, получают и больший  доход от своей собственности, чем  те, у кого собственности меньше или вовсе нет.16
5. Господство на рынке.
Способность «искусственно вздувать цены на рынке» в своих интересах, безусловно, является одним из факторов, определяющим неравенство доходов. Например, это относится к товарному  рынку: те, кто получают прибыль, борются  и завоевывают монопольную власть на рынке, за которой следует более  высокие прибыли и еще больший  доход владельцев компании.
6. Удача, связи и несчастные случаи.
Удача, случай и умение «оказаться в нужном месте и в нужный момент» - все это помогает значительно  увеличить имеющиеся доходы. Ведь иногда высокие доходы объясняются  даже открытием месторождения нефти  на захудалой ферме. Нельзя сбрасывать со счетов и роль личных контактов  или политического влияния в  получении высоких доходов. Совершенно очевидно, что родственнику директора  нефтеперерабатывающей компании не придется столкнуться с трудностями  трудоустройства на высокооплачиваемую работу, он получит подобную работу без особых усилий.
Однако множество несчастий, влияющих на экономическое положение семьи, таких, как длительная болезнь, несчастный случай могут довести семью до бедности.17
Уровни доходов значительно  различаются по регионам, что неудивительно  для огромных территорий России, с  разнообразием климатических поясов и экономических зон. Региональные различия в уровне жизни практически  полностью связаны с отраслевой спецификой. В сырьевых регионах с  экспортной ориентацией продукции - газо- и нефтедобывающие районы Тюменской области, Кемеровская, Мурманская, Камчатская, Читинская области, республики Татарстан и Коми - уровень средних доходов сравнительно высок.
Дифференциация заработной платы  наблюдается также по отраслям экономики  и промышленности, а внутри них - по профессиональным и квалификационным группам работников, и это различие увеличивается. Высокие доходы имеет  население в регионах топливно-энергетического  комплекса. Значительно ниже доходы и заработная плата в обрабатывающих отраслях. На порядок ниже доходы в  регионах, где сосредоточены предприятия  легкой и пищевой промышленности или с сельскохозяйственной специализацией. Низкими остаются доходы работников образования, здравоохранения, культуры и предприятий бюджетной сферы.18
Таблица 2 - Средняя начисленная заработная плата в России в марте 2010 года19
 
Сфера производства
Средняя начисленная заработная плата
Сфера образования
Средняя начисленная заработная плата
В России, в том числе:
20383 руб./мес.
Российская система образования
13500 руб./мес. 
производстве машин и оборудования
18297 руб/мес.
В том числе:
 
производстве нефтепродуктов
45228 руб/мес;
дошкольном образовании
9700 руб/мес.
производстве пищевых продуктов и табака
16982 руб/мес;
начальном общем образовании
10000 руб./мес.
текстильном и швейном производстве
10074 руб/мес;
дополнительное образование детей
12200 руб./мес.
производстве кожи, изделий из кожи и производство обуви
10616 руб/мес;
основном общем образовании
11000 руб./мес.
химическом производстве
21956 руб/мес;
среднем (полном) общем образование
13000 руб./мес.
металлургическом производстве
23258 руб/мес;
начальном профессиональном образовании
12100 руб./мес.
добыче полезных ископаемых
39742 руб/мес;
среднем профессиональном образовании
15700 руб./мес.
добыче топливно-энергетических полезных ископаемых
47559 руб/мес;
высшем профессиональном образовании
20200 руб./мес.
добыче металлических руд 
28532 руб/мес.
   

 
Таблица 3 - Сравнительный анализ доходов граждан в 2010-2011 гг.20
 
Доход граждан
Численность граждан в %, 2010 год
Численность граждан в %, 2011 год
Превышает 35000 рублей
11,2
12,3
От 15000 до 20000 рублей
23
24,5
От 5000 до 7000 рублей
10,2
8,9
От 3500 до 5000 рублей
6,2
5
3500 рублей
4,2
3,1

 
Согласно  данным Росстата, численность граждан, чей доход превышает 35 тысяч рублей в месяц, выросла по сравнению  с аналогичным показателем 2010 года и составила 12,3% от общей численности  населения. Доход в 15-25 тысяч рублей в месяц имеют 24,5% россиян против 23% годом ранее. 5-7 тысяч рублей в  месяц получают 8,9% всего населения (10,2% за тот же период 2010 года). 3,5-5 тысяч  рублей месячного дохода имеют 5% жителей  страны (6,2%), а менее 3,5 тысячи рублей - 3,1% россиян (4,2%).21
Существует ряд показателей оценки дифференциации доходов населения:
- распределение  населения по уровню среднедушевых  доходов - показатель удельного  веса или процента населения  в тех или иных заданных  интервалов среднедушевых доходов;
- распределение  общего объема денежных доходов  по различным группам населения  - показатель о процентах доли  общего объема денежных доходов,  которой обладает каждая из  двадцатипроцентных групп населения;
- децильный коэффициент дифференциации доходов - соотношение денежных доходов, выше и ниже которых находятся десятые доли наиболее в наименее обеспеченного населения.
Для измерения неравенства, расслоения доходов населения по уровню дохода используется коэффициент Джини. Это макроэкономический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного их распределения между жителями страны.
Коэффициент Джини позволяет сравнивать распределение  признака в совокупностях с различным числом единиц, дополняет данные о ВВП и среднедушевом доходе. Так же может быть использован для сравнения какого-либо признака между странами.22
Коэффициент Джини достиг по итогам I квартала 2009 г. 0,405 (для сравнения - в среднем по развитым странам 0,3); коэффициент фондов - 14,8 раза (для сравнения - в среднем по развитым странам 11,6 раза). На долю 10% наиболее обеспеченного населения приходится 29,8% общего объема денежного дохода, а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 2%. Доходы 15% населения не дотягивают до официального минимального бюджета. Эта картина весьма неблагополучна, несмотря на то что в некоторых странах (например, в США) коэффициент фондов достигает 15,7 раза, но среднедушевые доходы в нижнем дециле по паритету покупательной способности при этом составляют 5 тыс. долларов. В целом доходы 70% населения России по ППС меньше, чем у 10% самого малоимущего населения в США. Такая ситуация привела к тому, что к числу бедных относятся и работающие лица. Для развитых стран - это нонсенс. Доля в ВВП совокупного дохода работников в России, по данным МОТ и Госкомстата РФ, составляет 31%, из них 23,8% - чистая заработная плата рабочих (после вычета налогов), а 7,2% - трансферты социального обеспечения. Если сравнить эти данные с данными по ЕС и США, то они явно не в пользу нашей страны.23
Ведущим показателем при анализе  уровня экономического развития являются показатели ВВП/ВНП на душу населения. Эти показатели положены в основу международных классификаций, подразделяющих страны на развитые и развивающиеся. В некоторых развивающихся странах показатель ВВП на душу населения находится на высоком уровне, однако по совокупности других показателей (отраслевая структура экономики, производство основных видов продукции на душу населения и др.) такие страны не могут быть отнесены к категории развитых. Другим показателем, широко применяемым в международной практике, является отраслевая структура экономики. Здесь важное значение имеет внутриотраслевой анализ, который проводится на основе показателя ВВП по отдельным отраслям. Прежде всего изучается соотношение между крупными народнохозяйственными отраслями материального и нематериального производства. Это соотношение выявляется, прежде всего, по удельному весу обрабатывающей промышленности. Уровень жизни населения страны в значительной степени характеризуется структурой ВВП по использованию. Особенно важен анализ структуры частного конечного потребления (личных потребительских расходов). Большая доля в потреблении товаров длительного пользования и услуг свидетельствует о более высоком уровне жизни населения и, следовательно, более высоком общем уровне экономического развития страны.
Изменения в доходах населения  и расслоение общества приводят к  самым негативным последствиям. Создаются  слои людей, находящихся за чертой бедности, что недопустимо в развитом обществе. Происходит моральное расслоение общества на «своих» и «чужих», теряется общность целей, интересов, чувство здорового патриотизма. Происходит отток квалифицированных работников в сферы, не требующие соответствующих знаний, за границу. В результате ухудшается образовательный, профессиональный потенциал общества, наукоёмкие отрасли деградируют. В результате низкого уровня жизни снижается трудовая активность населения, ухудшается здоровье, снижается рождаемость, что приводит к демографическим кризисам.24
Государство должно заботиться о своих  гражданах, создавать необходимые  условия проживания, обеспечивать достойный  уровень жизни населения. Без  трудоспособного, здорового населения  невозможно поднять страну на более высокий экономический уровень, составлять конкуренцию развитым странам. При невыполнении этих обстоятельств в стране может резко ухудшится демографическая, а в последствии и экономическая ситуация.
 


2. Система  государственного регулирования  доходов населения в России
2.1. Цели и основные методы  регулирования доходов населения
Государственная политика доходов  является составной частью  социальной политики и направлена на решение  двух главных  задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения  через систему социального обеспечения  и нейтрализацию инфляционного  обесценивания доходов и сбережений населения.
 Государственная политика доходов  заключается в перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей дохода и социальных  выплат. При этом значительная  доля национального дохода переходит  от слоев населения с высокими  доходами к слоям с низкими  доходами. Ныне все развитые страны  мира создали системы социальной  поддержки малоимущих.
Государство непосредственно вмешивается  в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает  верхний предел увеличения номинальной  заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение  оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности  национальной продукции, поощрения  инвестирования, сдерживания инфляции.25
Таблица 4 –  Органы власти, оказывающие  влияние на формирование
политики доходов населения  в РФ.26
 
 
Органы власти
Описание функций в области  регулирования доходов
Министерство  здравоохранения  и социального развития РФ
Осуществляет  функции по выработке  политики в области уровня жизни  и доходов населения.
Министерство финансов РФ
Осуществляет функции в области  инвестирования средств для финансирования накопительной части  трудовой пенсии.
Министерство экономического развития РФ
Осуществляет функции по выработке  государственной политики в сфере  анализа и прогнозирования социально  -экономического развития.
Федеральная служба государственной  статистики РФ (замкнута на министерство экономического развития РФ)
Осуществляет функции по формированию официальной статистической информации о социальных, демографических, экономических процессах в РФ.
Органы власти субъектов РФ
Осуществляют  функции по выработке  политики в области уровня жизни  и доходов населения.

 
  Методы осуществления политики доходов органами государственной власти в условиях рыночной и переходной экономики могут быть различными. Предпочтение обычно отдается методам добровольного согласия работодателей и работников при участии правительства, что не исключает применения административных мер государственного контроля за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями предприятия. В ряде стран Западной Европы существуют так называемые допустимые пределы ее повышения, зафиксированные в общенациональных программах социального партнерства.
 Наиболее эффективным средством  государственного регулирования  заработной платы в странах  с рыночной экономикой является  определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из  минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.27
Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами — пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.
  Индексация осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий через коллективный договор. Она предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.
  В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия.
Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.
Наиболее радикальная мера воздействия на доходы - увеличение занятости. Чтобы добиться этого, необходимо увеличение инвестиций, снижение налогов на предпринимателя, доступность кредитов, государственная поддержка рабочих мест и малого бизнеса, организация общественных работ.
Возможности расширения оплачиваемой занятости требуют приоритетного  подхода. Те немногие вложения, которые  сможет мобилизовать государство, налоговые  скидки, кадровые перестановки, необходимо использовать в каждом регионе в  структурообразующих отраслях, деятельность которых может способствовать оживлению, и в таких сферах, как жилищное строительство, дороги, пищевая промышленность, оптовая торговля, туризм и т. д. 28
Реальные возможности государства  в перераспределении доходов  и финансировании общественного  сектора зависят от ряда объективных  социально-экономических условий:
- размера внутреннего валового продукта (ВВП), его динамики и структуры;
- покупательной способности национальной валюты;
- демографических тенденций;
- традиционно сложившихся функций государственного регулирования, административно-территориальной структуры органов власти и полномочий каждого уровня власти;
- доли теневой экономики в ВВП.
В рыночной экономике государство сочетает меры прямого и косвенного регулирования  доходов и заработной платы.


 
Рисунок 3 – Меры государственного регулирования  экономики29
         В частном секторе государство косвенно регулирует доходы и заработную плату, поскольку его нормативные акты носят рекомендательный характер.
Важным условием эффективной политики доходов и заработной платы является определение оптимальных границ государственного и рыночного регулирования. В рыночной экономике граждане свободно выбирают источники доходов - от трудовой и предпринимательской деятельности, от собственности на факторы производства. Доходы населения формируют платежеспособный спрос и в то же время зависят от него. Рыночный механизм саморегулирования устанавливает цену факторов производства - труда, земли, капитала, предпринимательских способностей. Государственное регулирование доходов и заработной платы создает условия для установления взаимосвязи доходов с факторами производства, корректирует рыночный механизм и не подрывает заинтересованности граждан в увеличении личных доходов.30
Политика доходов и заработной платы оказывает непосредственное воздействие на мотивации и ценностные ориентации, отношение к труду. Она  играет важную роль в развитии обратных связей государства, общества и индивидов.
Кризисное состояние вызывает необходимость  оценить значение социальной ответственности  государства, для чего требуется  ревизовать социальные гарантии, льготы и выплаты, заменить некоторые системой временной социальной помощи, предоставляемой  в заявительной и адресной форме  для конкретной семьи. Однако в России ситуация с адресной социальной помощью  в настоящий момент выглядит неоднозначно. Государство не обладает необходимыми средствами, поэтому адресная помощь превращается в незначительные средства для существования и имеет  скорее идеологическое значение «сохранения  жизни» в условиях кризисной экономики.31
Первичным моментом законодательного регулирования доходов можно  считать создание нормативной основы воздействия на зарплату, предпринимательскую  прибыль, рентные и процентные выплаты  населению. Для современной практики характерно создание законов и иных актов на различных уровнях - от локальных (рамки отдельно взятого предприятия) до международных. Последние оказывают на национальную политику доходов все большее и большее воздействие. Объектом международно-правового регулирования является в первую очередь такая разновидность доходов, как заработная плата. Такая позиция имеет под собой вполне объективную основу, так как, во-первых, большая часть населения мира - это наемные работники, заработная плата которых является основным источником дохода, во-вторых, в структуре доходов населения развитых стран на заработную плату приходится значимая часть национального дохода.32
На международном уровне субъектами, уполномоченными принимать  нормативные акты, оказываются не только и не столько государства, сколько международные организации (в первую очередь ООН, МОТ). Уже в 1928 г. Международная Организация Труда приняла Конвенцию N 26 и Рекомендацию N 30 о процедуре установления минимальной заработной платы, в 1936 г. появились Конвенция N 52 и Рекомендация N 47 об оплачиваемых отпусках, в 1938 г. - Конвенция N 63 о статистике заработной платы и рабочего времени, в 1944 г. - Рекомендация N 67 об обеспечении дохода, в 1949 г. - Конвенция N 95 и Рекомендация N 85 об охране заработной платы, в 1951 г. - Конвенция N 99 и Рекомендация N 89 о процедуре установления минимальной заработной платы в сельском хозяйстве, в 1952 г. - Конвенция N 102 о минимальных нормах социального обеспечения, в 1962 г. - Конвенция N 117 "Об основных целях и нормах социальной политики", в 1970 г. - Конвенция N 131 и Рекомендация N 135 об установлении минимальной заработной платы. Еще ряд конвенций касался регламентации заработка судовых экипажей, моряков, равенства оплаты труда мужчин и женщин. Названные документы не означали немедленного внедрения их в практику, но привели к существенным изменениям в доходах трудящихся во многих государствах мира. Так, почти все развитые страны установили минимум заработной платы на общенациональном уровне. В современном национальном трудовом законодательстве содержатся санкции по отношению к работодателям, задерживающим выдачу заработной платы. В нормативных актах имеются правила оплаты труда при отклонении от нормальных условий деятельности, правила относительно места, порядка и периодичности выплат зарплаты, оплата отпусков и праздничных дней, повышенная оплата сверхурочной работы, судебная защита нарушенных прав работников в области заработка.33
Национальный уровень  законодательной регламентации  доходов соответственно базируется на нормах международного права, но при  этом не является зеркальным его отражением. Государственная власть обладает весьма немалыми полномочиями в области  принятия законов и обеспечения  их реализации. Она может учесть специфику развития страны и ее регионов. На национальном уровне объектом регулирования  является не только оплата труда, но и  уровень доходов в целом. Во-первых, это связано с функциями государства, во-вторых, с большим спектром применяемых  инструментов.
В области оплаты труда  законодательной властью чаще всего  регламентируется минимум заработной платы, индексация заработка, определяются меры, связанные с предотвращением  излишнего роста оплаты труда  и доходов. Государство практически  не вмешивается в такую сферу, как методы вознаграждения работников. В области иных доходов применяется  установление прогрессивной системы  налогообложения, определенного уровня налогообложения наследуемого имущества, вкладов в банковских учреждениях, основания и размеры получения  социальных трансфертов. 
Подобное регулирование  может дополняться региональными  нормативными актами и актами органов  местного самоуправления, на уровне которых  можно учесть территориальную специфику  доходообразования. Но если общенациональный уровень регламентации, как правило, сглаживает дифференциацию доходов по территориям страны, то региональный ее усиливает. К тому же установление норм дохода, превышающих национальный уровень, может позволить в России отнюдь не каждый субъект РФ, а только те, которые финансово устойчивы и относятся к регионам-донорам.
Реализация установленных  норм подкрепляется административными  методами (административная, гражданско-правовая, уголовная ответственность), наличием льгот для правопослушных граждан и организаций.34
Позитивным моментом развития социально-направленной законодательной  базы в нашей стране является то, что в настоящее время в  России принято достаточное количество федеральных, региональных и местных  актов, касающихся закрепления и  реализации политики доходов и заработной платы. В Конституции и программных документах Правительства РФ закреплено, что Российское государство должно обеспечить своим гражданам достойный уровень жизни. В соответствии с Конституцией РФ инициатива определения стратегических направлений социальной политики находится в ведении законодательных органов РФ.
Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в РФ" (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 36-ФЗ), Федеральный закон РФ от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ", Федеральный закон РФ от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" относятся к важнейшим нормативным актам федерального значения в области регулирования уровня доходов населения.
В России с 1991 г. действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В условиях высокой инфляции в первой половине 90-х гг. данный показатель утратил связь с прожиточным минимумом. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России с 1 июня 2011 года был увеличен на 6,5 процента - до 4611 рублей. Соответствующий закон подписал президент России Дмитрий Медведев. До сих пор общефедеральный МРОТ в России, не менявшийся с января 2009 года, составлял 4330 рублей.35
 Уровень МРОТ является  основой и для осуществления  стандартного налогового вычета  на самого работника и стандартных  вычетов на содержание детей  до 18 лет. В итоге налогообложению  подлежат доходы лиц, которые  ниже прожиточного минимума, но  выше минимальной зарплаты, что  не снижает дифференциации доходов  в обществе.
Закон о прожиточном минимуме в РФ определил порядок установления прожиточного минимума, Закон о занятости определил порядок и основания выплаты пособий по безработице, Законом от 24 октября 1997 г. установлена индексация заработной платы работников бюджетной сферы, пенсий, стипендий, пособий при росте розничных цен свыше 6%.36
Трудовой кодекс РФ устанавливает нормы рабочего времени, которые используются для определения режимов рабочего времени, длительности отпусков на предприятиях, создания безопасных условий труда. Налоговый кодекс РФ устанавливает ставки налога для удержания подоходного налога, налогов с юридических лиц (включая социальные налоги и др.). Социальные нормативы используются для расчетов нормативных потребительских бюджетов, от которых должен зависеть минимальный размер оплаты труда.
Особое место в системе  законодательных актов, определяющих политику доходов как составную  часть социальной политики в нашей  стране, занимают указы Президента РФ, носящие нормативный характер и зачастую устраняющие пробелы  в законодательстве. Таким образом принимались в последние годы нормы о компенсационных выплатах различным категориям населения, находящимся в бедственном положении. Законодательной инициативой обладает и Правительство, которое в своих нормативных актах не только восполняет недостающие звенья политики доходов, но и координирует исполнение федеральных законов и указов Президента. Постановления Правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств конкретизируют порядок применения федеральных законодательных норм и часто служат тем пусковым механизмом, который дает возможность реализовать законы на практике.
Следует упомянуть программные  документы, в которых закреплены основные направления политики доходов. К ним относятся Концепции  и Программы социально-экономического развития разного уровня. Они имеют  декларативно-политический характер, но позволяют определить перспективы  развития доходов населения.37
Общий итог таких законодательных  установлений - усиление дифференциации доходов. Как уже говорилось выше, регионы РФ весьма существенно различаются по своим территориальным, хозяйственным характеристикам. Это проявляется и в уровне доходов населения. По первому кварталу 2009 г. минимальный уровень денежных доходов зафиксирован в Республике Ингушетии - 2304 рубля в среднем на душу человека, а максимальный - в г. Москве (24959 рублей), то есть коэффициент дифференциации составил 11,7 раза. Регионы по законодательству нашей страны имеют право устанавливать более высокие размеры МРОТ, но данным правом большинство регионов и местных бюджетов не могут воспользоваться из-за плачевного финансового состояния. Тем более это не в состоянии обеспечить органы местного самоуправления. Стоимость потребительской корзины, которая основывается на прожиточном минимуме, по субъектам РФ различается в несколько раз, поэтому люди с одинаковыми доходами в одном регионе попадают в число бедных и могут воспользоваться социальными льготами, а в другом - нет. Введение Бюджетного и Налогового кодексов РФ несколько упорядочило эти вопросы, но не привело к полному их разрешению. Парадоксом является то, что в богатейшей по ресурсной базе стране более 2/3 регионов продолжают оставаться дотационными. Решение проблемы опять упирается в необходимость нормативных изменений.38
В таблице 4 приведены данные по соотношению 10 % самых богатых к 10 % самых бедных (децильный коэффициент) в России.
 
Таблица 4 - Соотношение 10 % самых богатых к 10 % самых бедных в России в 1992-2009 гг.39

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.