На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальная структура вавилонского общества

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Вологодский институт права и экономики 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Тема: Социальная структура вавилонского общества.
Общая характеристика законов  Хаммурапи 
 

          Выполнила:  Попова А.О, студентка 1 курса, 401 группы  

                                                             
_____________________________________
                 (решение о допуске к защите) 

______________________________________
(подпись)                      (инициалы, фамилия)
Дата  защиты: «__»_____________20___г.   

                  Оценка________________ 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Вологда
2011  
 
 
 
 
 

Содержание 

    
Введение  ………………………………………………………………………3 Глава 1. Социальная структура вавилонского общества
1.1. Складывание структуры, ее эволюция………………………………
1.2. Формирование  основных социальных групп и  их правого положения……………………………………………………………..
Глава 2. Общая характеристика законов Хаммурапи 2.1. История создания законов Хаммурапи……………………………
2.2. Законы Хаммурапи как важнейший источник древневавилонского права………………………………………………………………………….
Заключение  ……………………………………………………………   52
Литература  …………………………………………………………….   54 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
   На  сегодняшний  день,   изучение  древних  судебников,  одним  из  которых является  судебник  Хаммурапи, не  потеряло  своей  актуальности. Такие судебники     являются  самыми  первыми  законами,  а  их  составители  -  первыми  людьми,   попытавшимися  установить  некоторые  социальные  нормы  поведения в обществе,  чтобы  управлять  людьми .   Древневавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей эры). Одним из главных памятником этого периода является кодекс царя Хаммурапи. Резкое деление общества на классы рабовладельцев и рабов, выделение из общей массы свободных людей крупных богачей, владевших рабами, скотом и землей, появление промежуточных слоев населения, в виде неполноправных жителей завоеванных территорий (мушкену), наконец, массовое разорение общинников характеризуют более сложную, чем ранее, структуру вавилонского общества, в котором развертывалась острая классовая борьба. Во время царствования Хаммурапи формируется типичная для Древнего Востока деспотия.
  Особенности права стран Древнего Востока обусловлены историческими  
условиями его возникновения, культурой и цивилизации этих стран. Древнейшие правовые системы были тесно связаны с обычаями и религиозными нормами той цивилизации.

 Поддержка религией и государством обычаев, сложившихся в период становления древних цивилизаций, привела к созданию одного из важнейших источников права древних государств - правового обычая и обычного    права.
 Правовые обычаи способствовали закреплению царской власть на основе ее божественного происхождения.
   Становление государственности требовало более прочного закрепления правовых норм. С появлением письменности эти нормы получают закрепление в первых законах верховной власть, которые были ориентированы предварительно только на защиту собственности, знати и ее неприкосновенности, власти высших каст либо сословий над низшими, рабовладельца над наемным работником. Особый интерес богатых и знати служивали нормы о праве наследования и некоторые другие. Такого рода правовые нормы нашли отблеск в широко известных исторических памятниках древнейших государств, в том числе и Законах царя Хаммурапи.  
  Целью курсового исследования является: углубление, расширение и систематизация знаний по законам Хаммурапи; овладеть навыками самостоятельной работы с древними законами; дать оценку социальной структуре вавилонского общества.

  Для достижения данной цели, необходимо рассмотреть следующие задачи:  
1. Определить складывание социальной структуры вавилонского общества 
2. Охарактеризовать основные социальные группы и их правовое положение

3.Пронаблюдать  историю законов Хаммурапи.  
4. Охарактеризовать законы Хаммурапи как источник древневавилонского права
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Социальная структура вавилонского общества 

      Складывание структуры, ее эволюция
    Вавилон - крупнейший город древней Месопотамии, столица  Вавилонского  царства в 19-16 вв. до н.э..
  «Почти на два тысячелетия Вавилон был одним из крупнейших центров древней цивилизации. Он возник в результате ряда политических изменений в Месопотамии. Под ударами скотоводов - амореев пало централизованное государство — царство Шумера и Аккада, созданное III династией Ура. Не преминули воспользоваться легкой добычей и эламиты, обрушившиеся на Южную Месопотамию. Так, на территории Двуздрречья возникло множество мелких и средних, царств, около двухсот лет воевавших друг с другом.
   Почти во всех государствах Двуречья утвердились аморейские династии, основателями которых стали вожди племен завоевателей. С течением времени пришельцы ассимилировались с местным населением.
   Одна из аморейских династий в результате очередного вторжения завоевателей около 1895 года до н. э. утвердилась в небольшом городе Вавилон, находившемся в северной части государства Иссин. Долгое время, вновь созданное государство не играло значительной роли в политической жизни Междуречья. Целевая и ловкая политика шестого царя I Вавилонской династии Хаммурапи (1792—1750 годы до н. э.) способствовала превращению Вавилона в столицу огромного государства, подчинившего себе почти все Двуречье.
   Город располагался в очень удобном месте — там, где сближаются реки Евфрат и Тигр и от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные протоки. Положение Вавилона было благоприятным для занятия торговлей, но амореи игрокили думали об этом. Захват Междуречья нарушил сложившиеся связи, дороги стали опасными, каналы мелели и зарастали. На лишённых полива полях кочевники пасли овец.
Но запустение оказалось недолговременным. Крупные царские хозяйства распались. Больше никто не гнал сельских жителей на полевые работы, не собирал весь урожай в царские амбары, не вёл долговых записей на глиняных табличках. Крестьяне работали теперь на небольших клочках земли, которые были их собственностью.
   Хозяева сами решали, что им выращивать — ячмень или финиковые пальмы, и сами распоряжались урожаем. С приходом амореев в Междуречье стало больше коров и овец. Сельские жители смогли удобрять поля навозом и пахать на быках, а не рыхлить землю вручную.
  Перестали существовать и царские ремесло мастерские: ведь уже никто не заботился о подвозе древесины, металлов, пряжи и драгоценных камней... Зато появилось много мелких мастерских. Раздробление огромных хозяйственных объединений на мелкие привело к тому, что после налаживания торговых связей, каналов и орошения заброшенных полей в стране начался невиданный подъём. Государство не подавляло активность крестьян и ремесленников и не отбирало основную часть произведённых ими продуктов или изделий. Возникает множество рынков, на которых можно было продать или купить рыбу, финики, зерно, ткани и другие товары, нанять умелого работника. Появляются излишки продуктов и изделий. Их скупают и продают за пределами страны богатые торговцы-тамкары. Обратно они привозят в основном рабов: в Междуречье стало не хватать рабочей силы.
   К 1800 г. до н. э. Междуречье превратилось в цветущий, заботлив ухоженный сад. Новые способы ведения хозяйства способствовали укреплению таких новых центров, как Вавилон, потому что старые города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости ремесленников и крестьян.»1
   Для становления социальной структуры Древнего Вавилона была важна социальная структура месопотамского общества: «До VI тыс. до н. э. на юге Месопотамии почти не было населения. Только в VI тыс. до н. э. здесь появляются первые поселки земледельцев. Их называют убейдскими — по небольшому холму Эль-Убейд, недалеко от древнего города Ура, к югу от современного Багдада. Древнее убейдских в Южной Месопотамии поселений нет. Некоторые археологи предполагают, что вся Месопотамия к югу от Багдада некогда была затоплена водами Персидского залива, и потому здесь нет более ранних стоянок. Другие утверждают, что они здесь были, но их занесло многометровыми толщами почвы. Однако археологи в дельте Тигра и Евфрата никаких следов более ранних поселений не обнаружили. Очевидно, эта область была впервые освоена именно убейдцами между 4500 и 3500 гг. до н. э.» 2.
  «Данные археологии говорят о том, что в VI и V тысячелетиях до н. э. сначала в Северной, а затем и в Южной Месопотамии существовали оседлые поселения, жители которых занимались не только охотой, рыболовством и собирательством, но также земледелием. И в северной и в южной частях Двуречья возникали как близкие друг другу, так и существенно различающиеся между собой культуры. До нас дошли следы этих культур: изделия из камня и глины, сосуды с характерным для каждой из них способом орнаментации, орудия труда, охотничье оружие, украшения, фигурки и статуэтки, отражающие Ценнейшие верования. Наши сведения о народах, которые некогда жили на этой территории, создавали здесь древнейшие культуры и основывали первые поселения, очень скудны. К числу наиболее древних поселений принадлежит открытие 1948 г. экспедицией Роберта Брейдвуда поселение Калат Джармо, возникшее, по-видимому, в VII тысячелетии. («Третьим важным центром раннеземледельческих культур Передней Азии была Северная Месопотамия с примыкающими к ней горными областями Западного Ирана, Здесь в VII — VI тыс. до н. э. развивается культура типа Джармо. К числу ее памятников принадлежит само поселение Джармо, открытие которого в 1950 г. ознаменовало новый этап в изучении раннеземледельческой эпохи.» 3). Оно находилось приблизительно в 50 км к востоку от города Киркук, в северной части Месопотамской равнины, между реками Нижний Заб и Дияла. Брейдвуд его сотрудники опубликовали материалы, из которых, явствует, что Джармо было оседлым поселением. Так в эпоху неолита был сделан решающий шаг — переход от кочевого образа жизни к оседлости. Глиняных сосудов здесь не обнаружено — должно быть, их еще не ум делать. Зато найдено множество глиняных фигурок животных, благодаря которым стало известно, что жители Джармо уже одомашнили собак, свиней,  коз и овец. Между камнями, служившими жерновами, сохранилось зерно.      Однако, поскольку каменные мотыги не обнаружены, ученые полагают, что жители Джармо еще, не умели обрабатывать землю, а лишь собирали дикорастущие злаки. Глиняные статуэтки богини-матери свидетельствуют о существовании уже зачатков религии. Методом радиокарбонного анализа, при помощи которого современная археология определяет возраст находок, установлено, что поселение в Джармо возникло не позднее  4750 г. до н.э. Через два года после открытия, сделанного Брейдвудом, неподалеку от Джармо было раскопано еще одно поселение подобного типа. Существует предложение, что жители Двуречья пытались вести оседлый образ жизни и в более ранние периоды. Об этом свидетельствуют, например, раскопки в Барда Балка.
Несколько более молодой по сравнению с  культурой Джармо является культура Хассуна, получившая название от города близ Мосула, открытого в 1943—1944 экспедицией Иракского музея. Здесь уже нашли и глиняные сосуды с расписным орнаментом, и каменные  сельскохозяйственные орудия. Дома жителей Телль-Xaccyна, вначале примитивные, из одного помещения, впоследствии расширяются: двор окружают сразу несколько строений. Обнаруженные здесь орудия труда и предметы повседневного обихода свидетельствуют о том, что ж ли этого поселения быстро осваивали ремесло и искусство украшения сосудов. За короткое время они научились изготовлять большие глиняные сосуды для хранения зерна, складывать специальные печи для выпечки хлеба и многое другое.
  Подобные поселения обнаружены и в других районах Месопотамии,
например,  в нижних  культурных слоях Ниневиии в Арпачии. Более того, предметы материальной культуры, найденные в поселениях, расположенных на большом расстоянии от Месопотамии, например в Сирии, тоже обнаруживают сходство с глиняными изделиями из Телль-Хассуна. Эти пока еще весьма скромные и спорные свидетельства культурной общности, охватывающей пространство от Тигра до берегов Средиземного моря, безусловно, представляют одно из важнейших открытий послевоенного времени. Не следует забывать: речь идет о каменном веке, когда человек еще не знает металла, мир вокруг дик и непонятен, лишь немногие участки земного шара заселены, а расстояние в 200—300 км представляется огромным и преодолеть его труднее, чем спустя 10—20 столетий тысячи километров, разделяющие страны с многочисленным населением. И тем не менее люди познают мир, завоевывают, заселяют новые территории, принося с собой традиции ни уже созданной ими ранее культуры.»4. Социальная структура месопотамского общества отличалась сложностью, которая была связана с многоукладным характером экономики, с незавершенностью процессов образования классов, с ранним и относительно высоким уровнем развития товарно-денежных отношений, развивавшихся главным образом в царско-храмовом хозяйстве и не затронувших в значительной мере общинного производства.
  Наиболее четкие социальные границы проводились в праве между рабовладельцами и рабами. Между тем рабский труд не преобладал ни в одной из отраслей производства Месопотамии. Он был одним из типов принудительного труда. Наряду с рабами в самую эксплуатируемую часть населения входили другие подневольные лица, лишенные собственности на средства производства.
   Не было здесь и античных понятий "свобода" или противопоставления "свободный — раб", которое заменялось противопоставлением "господин — раб". "Господин" выступал в качестве полноправного члена месопотамского общества, обладателя подвластных ему рабов, зависимых членов семьи, вещей, за нанесение вреда которым возмещение (компенсация) полагалось лично ему. Характерно, что такие содержащиеся в самых ранних законах правонарушения, как посягательство на чужую жену и чужого раба, были тесно связаны. Существовало и такое понятие, как "отпущенный", т. е. освобожденный от тех или иных обязанностей и связанной с ними личной зависимостью человек. Граница социально-экономических различий четко проходила между господствующей верхушкой, не принимавшей участия в производительном труде, состоящей из высших царских и храмовых чиновников во главе с самим царем, купцов, ростовщиков и пр., а также общинников-земледельцев, ведущих самостоятельное мелкое хозяйство, не эксплуатирующих, как правило, чужого труда. Они и составляли самую значительную по количеству и роли в общественном производстве часть населения. Производимый свободными крестьянами прибавочный продукт путем взимания налогов и принудительной трудовой повинности присваивался правящей эксплуататорской верхушкой. Имущественное расслоение общины, разорение мелких производителей-крестьян способствовали широкому развитию аренды земли, личного найма. Разорившиеся общинники - земледельцы поглощались царским и храмовым хозяйством, пополняя ряды рабов и зависимых арендаторов.
   В Древнем Вавилоне существовало несколько источников пополнения рабской силы. В первую очередь, это многочисленные непрекращающиеся войны. Менее значимыми были внутренние источники. Свободный человек мог быть обращен в рабство за ряд преступлений, например, за нарушение правил содержания системы ирригации. Не исключалась и самопродажа в рабство. Следует заметить, что превращение в рабов свободных граждан, противоречило интересам самого государства. 
 
 
 
 

1.2. Формирование основных социальных групп и их правового положения 

   «Общество Вавилонии VI в. до н. з. состояло из полноправных граждан городов, лиц не порабощенных, но лишенных гражданских прав, различных групп зависимого населения и, наконец, рабов.
  Полноправные граждане являлись членами народного собрания городской храмовой округи, которое имело судебную власть в решении семейных и имущественных дел. К числу полноправных граждан относилась, как знать (высшие государственные и храмовые чиновники, представители крупных деловых домов и т. д.), так и основная часть трудового населения (земледельцы и ремесленники), включая сюда и беднейшие слои населения городов. В юридическом отношении все они считались равноправными. Все полноправные граждане могли стать рабовладельцами, но фактически только относительно небольшая часть их имела рабов.»5.
   Как всякое рабовладельческое  государство, в Древнем Вавилоне общество делилось, прежде всего, на свободных и рабов, Рабы («вардум») составляли низший общественный слой. Кроме военнопленных и покупных рабов, значительная часть этого класса состояла из порабощенных и ставших бесправными свободных (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продавали, закладывали. Повреждение их здоровья или лишение их жизни считалось не более как повреждением или уничтожением имущества их господина, которому виновный был обязан
возместить  ущерб. Например, за лишение жизни  раба-вольноотпущенннка по неосторожности виновный обязан был отдать раба за раба; за смерть раба в
 доме кредитора по вине последнего, за умерщвление его бодливым быком господину уплачивалась треть мины; за повреждение глаза рабу или неудачную операцию, повлекшую за собой смерть раба, — половина его стоимости. Раб не имел права самовольно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием со стороны последнего. Купля-продажа, совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. За содействие бегству и укрывательство раба или отказ его выдать виновный подлежал смертной казни. Поймавший же раба и доставивший его господину получал за услугу награду. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности продать раба или отдать его в обмен на другого.
  Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Власть господина над рабом не ограничивалась. Лишь некоторые категории рабов, составлявшие меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику позволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободные.
     Помимо рабов в вавилонском  обществе выделялось так же  и свободное население:  В праве  Вавилона выделялись две группы  свободных. Первая — авилумы ("человек", "сын человека"), вторая — мушкенумы, лица более низкого социального статуса ("падающие ниц", т. е. бившие челом", обращающиеся к царю с просьбой о принятии на службу). Зависимость мушкену-мов, видимо, и определялась тем, что они не были потомками "своих" и не имели корней в общине. Мушкенум был царским служилым человеком низшей категории. Высшие Царские служащие относились к авилумам, так как наряду с большими служебными наделами они владели общинной землей. Различия между этими социальными группами особенно ярко проявились  в нормах права,  касающихся охраны жизни, здоровья, чести их самих и членов их семей. В некоторых случаях мушкенумы пользовались особой правовой защитой.   Например, кража их имущества по Законам Хаммурапи  каралась как кража из дворца, а их рабы, как уже говорилось, обладали некоторыми преимуществами перед рабами частных лиц. Охраны жизни, здоровья, чести их самих и членов их семей.
   Для торговли зерном, приобретения  так недостающих здесь полезных  ископаемых, металла, а также камня,  леса и пр. еще общины Шумера  и Аккада стали посылать в  длительные путешествия своих торговых агентов. Торговые пути, шедшие через Ассирию, связывали Вавилон с Сирией, Малой Азией, Арменией и др. Очень рано в связи с этим в праве Месопотамии сложилось понятие тамкар — ростовщик, кредитор, торговец, человек, связанный с торговой, ростовщической деятельностью дворца. По Законам Хаммурапи царской властью на тамкаров накладывались не только обязанности по отчислению в царскую казну части свои доходов, но и другие обязанности: например, выкуп пленного воина с последующим возмещением затрат самим воином, его общиной или храмом.
   Будучи зависимыми, тамкары между тем пользовались широкой свободой финансово-торговой деятельности, совершали крупные торговые сделки, объединяли капиталы, создавали торговые организации. Правовая практика Вавилона I тыс. до н.э. знает торговые объединения, банковские дома, которые вели крупные денежные операции, скупали и продавали землю, кредитовали освоение новых земель и т. д.
    Зависимо обязанным было и  ремесленное производство, развивающееся  главным образом в царском  хозяйстве. Царскими надсмотрщиками контролировалось не только ремесленное производство, но и сбыт продукции. В Нововавилонском царстве практиковалось обучение рабов квалифицированному ремеслу. Но представители таких важнейших ремесел, как кузнецы, плотники, пивовары, обладали той или иной степенью самостоятельности, создавали профессиональные объединения и пр.                        По Законам Хаммурапи, например, особой защите подлежали права                         отца-усыновителя, обучившего приемного сына своему ремеслу («ст. 188»6).
Большей независимостью пользовались организации  некоторых "ученых" профессий, таких, например, как специалисты по "изгнанию духов", предсказатели будущего, врачи, писцы. Жречество в Вавилоне не сложилось в оформленное сословие, в административном совете храма были представлены как жрецы, так и царские чиновники, должности жрецов продавались.
    Отдельную социальную категорию  в Древнем Вавилоне составляли  воины, от которых в значительной  степени зависела мощь государственной  власти. Жизнь воина складывалась  отнюдь не просто: в любом из  боевых походов, которые следовали  один за другим, его могли ранить, убить, захватить в плен. За  отказ от участия в боевых  действиях ему грозила смертная  казнь, даже если он на свое  место нанимал другого человека. Всегда по первому приказу  царя воин должен был быть  готов нести государственную  службу с оружием в руках.  Заинтересованность государства  в поддержании боеспособной армии  и соответственно в благосостоянии  этой категории граждан отразилась  в наделении их особыми правами.  Привилегиям и обязанностям воинов  посвящался целый ряд статей  Законов Хаммурапи — с 26-й  по 41-ю. Из кодекса становилось  ясно, что воин за службу получал  от царя земельный надел, который  в случае гибели воина передавали  по наследству совершеннолетнему  сыну. Если на руках у вдовы  оставался малолетний сын, то  она имела право на треть  надела для воспитания, будущего воина.
   Имущество и земля воина, в соответствии с законом, не могли становиться объектом купли продажи или обмена. Купивший надел или скот воина терпел напрасные материальные убытки. Все возвращалось владельцу. И за долги поле, сад и дом не могли быть отняты у воина, кроме тех случаев, когда имущество было приобретено им на собственные средства. Воинский надел не разрешалось использовать даже для выкупа самого хозяина, попавшего в плен. Расходы торговому агенту, совершившему выкуп в другом государстве, возмещал храм или само царское хозяйство.
   «Царская власть опиралась на армию, формировавшуюся из отрядов тяжело- и легковооруженных воинов — редум и баи-рум. Их права и обязанности были определены  в  16 статьях законов Хаммурапи. Воины получали от государства за службу неотчуждаемые земельные наделы, иногда с садом, домом, скотом. Законы защищали воинов от произвола командиров, предусматривали выкуп их из плена, обеспечение семьи воина. Воин же был обязан исправно нести службу, за уклонение от которой его могли казнить.»7.
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Общая характеристика законов Хаммурапи 

2.1. История создания  законов Хаммурапи
   Хаммурапи был шестым царем Вавилона, одним из величайших политиков древности. Он правил в Вавилоне с 1792 по 1750 гг. до новой эры. «Я — Хаммурапи,  царь справедливости,  которому Шамаш даровал правду! Мои слова отменны, мои деяния не имеют равных! Только для неразумного они — пустое, но мудрому они созданы для соблюдения» - так было написано в Законнике Хаммурапи о его предназначении.
   После объединения страны Хаммурапи  пришлось решать очень сложные  задачи. С одной стороны – чтобы  его владения не распались  на отдельные области, как это  было, власть царя должна быть  могущественной. Однако, с другой  стороны, Хаммурапи не мог отбирать  у крестьян земли, собирать  ремесленников в царские мастерские, вновь создавать крупные царские  хозяйства. Действия такого рода  привели бы к моментальному  упадку страны – люди успели  привыкнуть к относительной свободе,  самостоятельности, к доходам  от рыночной торговли. Но мудрый  Хаммурапи нашёл приёмы, позволяющие  царю управлять деятельностью  подданных, став автором самого  известного на Древнем Востоке  сборника законов, названного  историками «Кодексом Хаммурапи»8.
  «Главным творением выдающегося правителя и реформатора Древности, царя Вавилона Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.), были его знаменитые законы. Текст законов, дошедший до наших Дней, был высечен на каменной стеле. Такие стелы стояли, очевидно, во всех городах Вавилонии, кроме того, были списки закона на обычных глиняных табличках. В течение тысячи лет изучали и переписывали в Месопотамии законы Хаммурапи. Несмотря на ясность документа, историки и поныне спорят о том, что это такое. Дело в том, что если подходить к законам Хаммурапи с точки зрения современного права, то много в них становится непонятным. Так, они охватывают далеко не все случаи, например, не затрагивают таких серьезных преступлений, как умышленное убийство, построение законов хаотично и т. д. Поэтому высказывается мнение, что законы Хаммурапи—   сборник моральных установлений или отчет царя перед богами с описанием тех судебных дел, которые разбирал Хаммурапи во время своего долгого правления. Однако нам очень непросто понять людей столь далекой древности. То, что для нас кажется неполным и хаотичным, - было для вавилонцев вполне логичным и понятным. Скорее всего, Хаммурапи своими законами вносил изменения и дополнения в обычное, т. е. устное право. Поэтому его законы и кажутся нам неполными. Законы Хаммурапи дают историкам широкую панораму жизни древнего Вавилона. Наказания за преступления очень суровы. Однако Хаммурапи ограничивает ростовщичество, разорявшее жителей Вавилона. В целом же законы Хаммурапи были направлены на поддержание существующей жизни и, по мнению ряда историков, препятствовали изменениям в обществе.» 9.
  Хаммурапи,  придавая большое значение законодательной  деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления: это был год, когда царь «установил право стране». Но эта кодификация не сохранилась. Известные Законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.
   Текст закона распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые, заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи. При составлении кодекса в его основу были положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.
   Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность, хотя законы еще содержат пережитки родового строя. Это проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалий.
   Можно назвать такие причины появления  законов   Хаммурапи :  
1. Вавилон стал большим государством, присоединив к себе много соседних государств, городов, народов. Поэтому возникла необходимость установить единые  
законы  на территории всего государства, которые бы регулировали правовые вопросы, правовые отношения.
2. Стремление  рабовладельцев, знати, жрецов четко  определить свои права и привилегии, обеспечить себя, свое имущество от посягательств других.  
3. Стремление самого царя сгладить острые социальные противоречия, которые на то время возникли в обществе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Законы Хаммурапи  как важнейший источник древневавилонского права
  Текст Законов можно сгруппировать в следующие рубрики.
Преступления  против порядка судебного разбирательства (ответственность за лжесвидетельства и клятвопреступления истца, ответчика или взяточника-судьи) — (ст. 1—5).
    Охрана собственности царя, храмов, общинников, царских людей, мушкенумов-арендаторов (ст. 6—25): нормы пользования служебным имуществом царских людей (ст. 26—41).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.