На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


статья Особенности проявления характера в подростковом возрасте

Информация:

Тип работы: статья. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


!!Особенности проявления  характера в подростковом возрасте. !! 
!!Подростковый возраст - период становления личности, который доставляет немало проблем родителям, педагогам, а прежде всего самому ребенку. Стремительное физиологическое развитие, поиски собственного «Я», попытки индивидуализации и идентификации - вот далеко не полный перечень проблем, которые решает ребенок в подростковом возрасте. Каким будет будущее человека зависит от того, как проживет он этот трудный момент своего взросления. И немаловажное значение в этот момент имеют социально-педагогические условия формирования личности ребенка.!!
В данной статье описывается такое  важное психологическое образование  личности как характер, вернее его  крайние формы проявления - акцентуации, ведь именно подростковый возраст формирует  эти личностные особенности человека.
«Акцентуации» характера – понятие, означающее чрезмерную выраженность отдельных  черт характера подростка, представляющие крайние варианты нормы и граничащие с психопатиями личности.
Особую остроту проблема акцентуации  характера приобретает в подростковом возрасте. Границы подросткового периода совпадают с обучением детей в средних классах школы. За несколько лет ребенок взрослеет не только физически, но и умственно, нравственно, социально. Меняется состояние нервной системы подростка. На протяжении предшествующих лет нарастала ведущая роль коры больших полушарий головного моз га. Кора все больше приобретала способность оказывать тормозящее влияние на подкорковые структуры. Но вот в период полового созревания снова наблюдается усиление подкорковой активности; в поведении подростков отмечается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций. Личность подростка отличается дисгармоничностью и противоречивостью проявлений.
В подростковом возрасте формируется форма Эго-идентичности. Активный физиологический рост, половое развитие и созревание, важность мнения о себе, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения - вот вопросы подросткового возраста Этот возраст относят к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обуславливает его исключительную сложность и противоречивость.
Именно в этом возрасте различные  варианты характерологической нормы  выступают наиболее ярко, так как  черты характера не скомпенсированы  жизненным опытом.
В переходном возрасте особенности  характера заостряются, а при  действии психологически неблагоприятных  факторов, которые направлены к «месту наименьшего сопротивления», могут  наступать временные нарушения  адаптации и отклонения в поведении. Коррекцию отклоняющегося поведения  подростка и консультацию родителей  проводит подростковый психолог.
 
 
 
Подростковый кризис
Подростковый  кризис или трудный возраст, переходный период и т.д. - это обычно возраст  от 12 до 18 лет. Так же этот "сложный" возраст наиболее важный этап формирования личности большинства подростков. Именно в этом возрасте ярко проявляются  особенности характера и индивидуальность человека, которые потом влияют на формирование разных сферах жизни личности.!!
В силу возрастных изменений, подростку часто не хватает внутренней гармонии и понимания себя, нарастает  внутренне волнение, из-за чего ребенок  может стать скрытным и замкнутым. Поэтому, очень важно создать  гармоничные отношения в семье. Прежде всего, необходимо выяснить у  самого подростка о его проблемах, душевных волнениях и жизненных  приоритетах. Что само по себе уже  не простая задача в этот период. Деликатно предложить свою помощь, прибегнуть к совету основываясь  на личном опыте и уместных жизненных  примерах. Конечно, такие намерения  есть у многих родителей, но как это  сделать?
Особое место занимают отношения ребенка со сверстниками в дружеском кругу, а иногда, и  не в дружеском. Стремление взрослеющего ребенка к самоутверждению разными  способами, часто вызывает тревогу  и настороженность близких. Основная задача родителей и педагогов - помочь подростку разобраться в себе, понять себя и свои волнения, это поможет нормализовать взаимоотношения в дружеском коллективе. Это звучит замечательно, но сново вопрос: как этого добиться? Как часто, попытки взрослых остаются тщетны.
Некоторую помощь в прохождении  подросткового кризиса может  оказать понимание родными самой  сути изменений, которые так стремительно и неожиданно проявились в подростке. Физиологические перемены организма - стремительный рост гормонов, изменения  в росте, весе, пропорций тела влекут за собой резкие перепады настроения, закрытость и в то же время повышенную эмоциональность. Изменения в теле приносят волнения по поводу своей  внешности и соотнесение себя с эталонами и стандартами  красоты.
Вслед за физиологическими переменами наступают психологические  изменения, которые проявляются  в поведении, настроении, стремлениях  и взглядах. Подростковый кризис не так однозначен, как кажется на первый взгляд. Есть разные варианты проявления, обозначим крайние случаи: подростковый кризис "чрезмерной независимости" (отрицание авторитетов, негативные поведенческие проявления, агрессия, хамство, стремление к независимости любым путем, упрямство, наглость, противопоставление себя другим и т.д.) и подростковый кризис "чрезмерной зависимости" (полная несамостоятельность, зависимость от других людей, инфантилизм во взглядах и поведении, стремление быть со всеми и "как все", лояльность к авторитетам, желание быть "правильным" ребенком, возврат к более детским интересам и т.д.).
Конечно, второй вариант  не доставляет хлопот и устраивает намного больше родителей и педагогов. Подросток стремится сохранить  отношения по схеме "родитель - ребенок", и как будто, останавливается  в своем психологическом развитии. Хорошо ли это для самого ребенка  в его становлении как личности?
Подростковый  кризис важный этап на пути взросления ребенка: формируется самостоятельность в поведение и мнение, а так же ответственность за свои решения. В это время появляются интерес к себе и своему внутреннему миру.
Именно на этом этапе развития ребенка формируется жизненная  позиция и расстановка актуальных приоритетов. В этот период важно  не только морально поддержать ребенка, но и создать гармоничные условия  для развития и самореализации личности. Прежде всего, необходимо внимательно  следить за эмоциональным состояниям и физическим самочувствием подростка. Ни в коем случае не допускать психологических  перегрузок, срывов и стрессов. Тогда  учеба и творчество будут приносить  ребенку радость и удовлетворение, и поможет построить теплые и  доверительные отношения с педагогами и ровесниками.
Подростковый период достаточно сложный для родителей и близких, часто опускаются руки и кажется, что нет сил справляться с проблемами. Кризис подросткового возраста - сложный период в развитии ребенка, часто ему нужна помощь и поддержка взрослого. Сохранение психофизического здоровья ребенка является важной задачей в период подросткового кризиса, так же это важный фактор развития и формирования гармоничной личности.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Черты характера  подростка

 
Сильные и слабые черты  характера, «место его наименьшего  сопротивления». Продолжение статьи "Характер подростка"
наименьшего
сопротивления»
Тип
Сильные
стороны
характера
Слабые
стороны
характера
Гипертимный
подросток
Активность, выносливость,
общительность, находчивость в стрессовых ситуациях
Тенденция разбрасываться и  не доводить начатое дело до конца.
Легкомыслие
Ситуации, в которых подросток  лишен возможности широких контактов  со сверстниками. Одиночество, монотонная работа. Жесткий контроль
Демонстративный
подросток
Артистизм, интуиция, способность  заражать окружающих силой собственных  чувств
Фантазирование, притворство, лживость, тщеславие, «бегство в болезнь»
Ситуации, в которых на подростка не обращают внимания или  низвергают с «пьедестала»
Психастенический
подросток
Заботливость, способность  брать на себя ответственность, способность  концентрироваться на деталях
Мнительность, нерешительность, сомнения, тенденция к образованию  ритуальных действий
Ситуация, требующая принятия решения, оперативных действий
Застревающий
подросток
Упорство в достижении целей,
выносливость.
Стрессоустойчивость
Повышенная подозрительность, болезненная обидчивость, высокая  конфликтность
Ситуации, в которых на авторитет подростка покушается более сильный лидер
Лабильный
подросток
Мягкость, способность к  переживанию, развитое чувство благодарности
Резкая смена настроения в зависимости от ситуации
Грубость, равнодушие к эмоциональному состоянию подростка, отсутствие теплых эмоциональных отношений
Сенситивный
подросток
«Тонкокожесть», острое нравственное зрение, ориентация на истинные чувства  людей
Повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство  собственной неполноценности
Обвинения подростка в  предательстве, стукачестве, вранье . . . публичные указания на его недостатки
Шизоидный
подросток
«Холодный» ум, глубокое знание того, чем интересуется, способность  долго работать в одиночестве
Отгороженность, замкнутость. Трудности в установлении эмоциональных  контактов
Ситуации, в которых подросток  вынужден устанавливать контакты со многими людьми и оперативно принимать  решения

Конформный
подросток
Преданность к группе, консерватизм, стремление к устойчивости и стабильности
Чрезмерная подчиненность  и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму
Ситуации смены стереотипов. Любая ситуация, отношение к которой не регламентировано группой
Неустойчивый
подросток
Умение легко устанавливать  контакты, получать от жизни яркие  впечатления ежедневно, не переутомляться
Склонность легко поддаваться  влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний
Ситуация бесконтрольности: отсутствие перспективы внешнего наказания  за проступки

 
 
 
Подростки не так  уж часто обращаются к психологу  самостоятельно. Чаще всего их «направляют» и «приводят» - родители, учителя, специалисты  Комиссии по делам несовершеннолетних… Направляют и приводят в надежде, что психологу удастся разобраться в причинах «неправильного» поведения подростка и убедить его исправиться.
Как правило, психолог действительно старается вникнуть в проблему, однако он не спешит перевоспитывать  подростка: он старается ему помочь - разобраться в себе, наладить отношения  с окружающими, изменить поведение.
Проблемы подростка  «принадлежат» не только ему одному. Ведь чаще всего они становятся заметными  именно во взаимоотношениях со взрослыми. «Не хочет учиться», «не слушается», «грубит», «начал курить», «попал в плохую компанию», «всё время проводит за компьютером», «совсем не помогает по дому»…
Именно поэтому, работая с подростком, психолог обращается не только к подростку, но и к его  окружению: к тем же родителям, учителям. Без помощи взрослых - поддерживающих, умных, порядочных и авторитетных – подросток не всегда может справиться с трудностями, разрешить свои проблемы, совершить правильный выбор.
«Неправильное»  поведение – это внешнее выражение  тех внутренних проблем и конфликтов подростка, которые возникают у  него в процессе взросления и взаимодействия с миром. Не всегда подросток имеет  желание как-то менять свою жизнь, даже если его поведение создает трудности  ему самому и его окружению. У  него часто не хватает на это мотивации, желания и сил. Впрочем, не только подростки - далеко не каждый взрослый бывает готов прислушиваться к советам  специалистов и вносить коррективы в свое поведение.
Но, несмотря на вышесказанное, многие подростки обращаются за психологической  помощью самостоятельно. Они приходят к психологу, потому что чувствуют, что их собственных сил не хватает  для решения той проблемы, с  которой они столкнулись. Они  могут нуждаться в совете, в  выслушивании, в совместном анализе. Они очень хотят понимания, потому что ситуация, в которую они  попали, заставляет сомневаться в  себе, в своих силах и возможностях, она заставляет их страдать.
С какими вопросами  обращаются к психологу подростки  – и те, которые пришли сами, и  те, которых «привели»? Что их волнует? Какие проблемы приходится решать –  подросткам и их родителям? Как и  чем может помочь психолог?
Итак, подростковый возраст. Ступень развития, на которой  видоизменяется поведение, эмоциональные  реакции и мировоззрение подростка  – порой до такой степени, что  взрослые говорят: «его будто подменили», «он стал совсем другим» - непонятным, чужым и даже отвергаемым…
Этот кризисный  и трудный период несет с собой  специфические (и в то же время  типичные) проблемы, определяемые именно особенным социальным статусом и  состоянием психики подростка.
Рассмотрим взаимосвязь  характерных особенностей подросткового  возраста и проблем, с ними связанных.
В первую очередь  следует отметить физическое и половое созревание, сопровождающееся изменением внешнего облика, различными вегетативными проявлениями, а также множеством новых переживаний, в том числе связанных с возникновением сексуального влечения.
Это означает, что  подростки решают для себя задачу «привыкания» к новому физическому  облику. Они становятся особенно чувствительными  к замечаниям сверстников и взрослых, могут сильно страдать из-за несоответствия своей внешности принятым эталонам красоты. Неудовлетворенность внешностью может вызывать настоящие страдания, не всегда разделяемые взрослыми.
Однако, зная эту  особенность, можно объяснить многие «непонятные» поступки подростков: чрезмерное злоупотребление косметикой, слепое следование вычурной моде, голодание, одержимость спортивными занятиями. Часы, проведенные у зеркала. Нежелание  одевать шапку. И даже пропуски учебных  занятий – после неудачных  попыток «привести себя в порядок» - лицо, кожу, волосы…
В норме озабоченность собственной внешностью встречается у подавляющего большинства подростков и со временем проходит; реже такой синдром является проявлением особой формы подростковой психопатологии – дисморфофобии1 (дисморфомании)2 . В этом случае подросток демонстрирует болезненное недовольство собственной внешностью; у него существует представление о мнимом (или значительно переоцениваемом) физическом уродстве. Патологическая убежденность в наличии серьезного дефекта может сопровождаться попытками его исправления с помощью косметологов, хирургов или маскировки специальными прическами, одеждой, головными уборами. На патологическую природу данного переживания указывает сочетание убежденности в физическом дефекте со сниженным настроением (порой с суицидальными мыслями), с уверенностью в недоброжелательном внимании окружающих к этому дефекту и нарастающей социальной дезадаптацией подростка (отказ от посещения людных мест, стремление к уединению, потеря социальных контактов). Дисморфоманический синдром может возникать у подростков в рамках невроза, депрессии или при шизофрении.
В подростковом возрасте обостряется интерес к своим физическим и психическим особенностям, возрастает озабоченность по поводу своего физического, интеллектуального, характерологического или нравственного несовершенства, стремление к саморазвитию, повышенная рефлексия, попытка выработки мировоззрения. Многие достаточно рефлексивные подростки обращаются к психологу с просьбой «помочь разобраться в себе»; они с удовольствием выполняют различные тесты, определяющие их интеллектуальные способности, личностные особенности и особенности общения, склонность к различным видам профессиональной деятельности.
Одно из самых  ярких свойств подросткового  возраста – появление серьезной потребности в самостоятельности и независимости, которые нередко проявляются в оппозиционном поведении, «критиканстве», игнорировании авторитетов.
Именно с этой возрастной особенностью связано, пожалуй, самое большое число жалоб  родителей, пришедших на прием вместе с подростками. Речь идет о подростковых конфликтах с родителями, продолжающими  чрезмерно контролировать и опекать  выросших детей.
Члены таких семей  на приеме у психолога, часто наперебой  доказывают свою правоту, не слыша друг друга. Как правило, родители предъявляют  много претензий к поведению  подростков и пытаются получить ответы на частные вопросы из серии «разрешать – не разрешать»; подростки же отстаивают свое право принимать самостоятельные  решения. Если в целом между детьми и родителями хорошие, теплые и уважительные отношения, то, как правило, текущие  вопросы удается решить путем  переговоров. Труднее бывает в тех  случаях, когда подростковое стремление к самостоятельности проявляется  на фоне нарушенных (особенно хронически нарушенных) отношений в семье. Здесь, скорее всего, речь идет не просто о семейных разногласиях, а об устойчивом девиантном3 поведении подростка, причина которого – в семейном неблагополучии. И тогда в длительной психологической помощи, направленной на преодоление последствий травматизации и налаживание отношений, нуждается и подросток, и родитель.
Не только родители являются значимыми людьми для подростка. В этом возрасте большую роль играет значимая группа сверстников. Большую часть своего времени подросток проводит, общаясь со своими сверстниками. В общении он узнает себя и других людей, удовлетворяет свои потребности в принадлежности, принятии и теплом отношении, завоевывает статус, учится быть с людьми в разных ситуациях, развивает свою индивидуальность.
Большинство подростков демонстрируют зависимость от своего окружения, подчиненность референтной группе; испытывают страх оказаться вне сообщества сверстников, стать «отверженными». Также любой подросток время от времени сталкивается с проблемами, возникающими в процессе общения. Дружба, одиночество, доверие, предательство, поиск своего места в группе, отношения с противоположным полом…
Если подростка  отвергает семья и школьное «позитивное  большинство», то велика вероятность, что значимой для него окажется девиантная группа, в которой его примут со всеми недостатками. Обычно в таких случаях подросток (в виде «платы» за принятие) начинает следовать нормам и ценностям этой группы, в том числе асоциальным.
Серьезные изменения  происходят в эмоциональной сфере подростков: для них характерна живость и выраженная неустойчивость эмоций, сверхчувствительность к внешним влияниям, импульсивность, противоречивость чувств, склонность к резким колебаниям настроения, беспокойству и тревоге. Такая особенность подростковой психики обуславливает глубину переживаний по значимым для подростка поводам: стрессы, разногласия и конфликты с близкими людьми могут переживаться достаточно остро. Поводов для стресса в подростковом возрасте великое множество: ссоры с родителями и сверстниками, разочарования в личных отношениях, неудачи в учебной деятельности, другие психотравмирующие ситуации…
Периоды сниженного настроения могут встречаться у  всех подростков, однако у некоторых  из них они могут достигать  особенной глубины и длительности. Возможно, в таких случаях речь идет подростковой депрессии – или «юношеской астенической несостоятельности». Она проявляется в неспособности к концентрации мыслей, отвлекаемости, снижении активности и работоспособности, повышенной утомляемости, нарушениях сна. В последние годы отмечается рост количества детско-подростковых депрессий, связанных со школьным обучением и психотравмирующими взаимоотношениями с учителями – так называемых дидактогенных депрессий. Такие депрессии всегда сопровождаются явлениями школьной дезадаптации4 , для профилактики и преодоления которой необходим комплекс психокоррекционных мероприятий, проводимых различными специалистами: психиатрами, психологами, семейными психотерапевтами и педагогами.
Еще одной проблемой, связанной со школьным обучением, является снижение учебной мотивации подростков. Педагоги и родители нередко жалуются на потерю интереса к учебе в средних и старших классах: подростки перестают выполнять домашние задания, нередко прогуливают уроки и не демонстрируют желания овладевать школьной программой. Объяснений этому феномену может быть несколько. Потеря интереса к учебе часто связана с невозможностью усвоить школьную программу. Именно в средних классах пробелы в знаниях учащихся становятся настолько явными, что уже не дают возможности двигаться вперед – сказывается недостаточность базовых знаний. К сожалению, существовавшая в школах система коррекционного обучения не восполняла эти «пробелы», а лишь немного облегчала учебную программу, лишая детей возможности наверстать упущенное и продолжить обучение. Педагогическая запущенность не свидетельствует об умственной неполноценности учащегося: она может быть связана с соматическим нездоровьем, психотравмой, неврозом и другими обстоятельствами. Своевременно не выявленная и не скорректированная, педагогическая запущенность неизбежно приводит к школьной дезадаптации: повторяющаяся ситуация неуспеха сначала ослабляет, а потом и вовсе «сводит на нет» учебную мотивацию подростка. Также существует мнение, что снижение учебной мотивации чаще всего встречается у инфантильных, незрелых подростков, которые не в состоянии сформировать собственную систему мотивов и ценностей.
Таким образом, проблемы психологического характера, возникающие  в подростковом возрасте, могут быть вызваны разнообразными причинами.
Некоторые из них  могут быть объяснены непосредственно  особенностями подросткового возраста; они «корректируются» во взаимодействии с помощью гибкого, понимающего  подхода взрослых – родителей  и педагогов. Другие проблемы имеют  более глубокие корни – они  длительное время накапливались  и зрели, а к подростковому  возрасту проявились остро и ярко. Как правило, они связаны с  хроническим психологическим неблагополучием  подростков, с нарушениями значимых для них взаимоотношений, с неуспешностью в различных областях жизнедеятельности. Также существует класс проблем, связанных с психическим нездоровьем подростков.
Основная проблема заключается в трудности распознавания  причин и механизмов возникновения  проблемного поведения подростков. Именно поэтому так важна психологическая  грамотность родителей и педагогов, их педагогическая компетентность и  готовность оказывать помощь и поддержку  подросткам. Именно поэтому бывают так полезны консультации психологов, помогающих объективно рассмотреть  ситуацию и найти решение.
 
Классный час  по профилактике зависимостей

Зависимости
01.03.12 19:56
Представленный  ниже текст является приблизительным  сценарием классного часа (дискуссионного занятия) по профилактике зависимого поведения  среди учащихся 8-11 классов. Занятие  составлено таким образом, что для  его проведения не требуется специальных  наркологических или психологических  знаний. Соответственно, ведущими классного  часа могут быть не только приглашенные специалисты, как часто практикуется в образовательных учреждениях, но и школьные психологи, социальные педагоги и классные руководители.
Текст оформлен в  виде диалога ведущего и учащихся, где курсивом выделены типичные ответы участников занятия, а ключевые вопросы ведущего выделены жирным шрифтом.
«Вне зависимости»
Последнее время  в обществе часто обсуждаются  проблемы различных зависимостей. Самые  распространенные из них – это  курение, злоупотребление алкоголем  и наркотическими веществами; специалисты  упоминают также про игровую  зависимость и зависимость от компьютерных игр и Интернета. Проблема зависимого поведения волнует многих людей, она вызывает множество споров - среди подростков и взрослых, среди  родителей и педагогов, среди  врачей и психологов. Люди хотят  знать, что на самом деле представляет собой состояние зависимости, кто  находится в «группе риска» и  можно ли помочь самим себе и своим  близким. Предлагаю сегодня вместе стать исследователями этого  вопроса.
- Какие виды зависимостей  кроме алкоголизма, наркомании  и курения вам известны?
Интернет-зависимость, трудоголизм, пищевые зависимости, спортивная зависимость, фанатизм, страсть к покупкам и трате денег, любовные зависимости, «адреналиновая» зависимость, ТВ-зависимость и др.
Да, зависимость  может возникать как от психоактивных веществ (т.е. веществ, воздействующих на психику), так и от некоторых видов деятельности, и даже от других людей. Давайте определимся с основными понятиями.
- Как вы понимаете термин  «зависимость»? Какой смысл мы  вкладываем в это слово?
Состояние потребности в  чем-то, способ забыться, уход от реальности, сильное стремление к чему-либо, невозможность жить без чего-либо.
Предлагаю вам одно из определений зависимости, которое, очень точно отражает суть этого  феномена. Зависимость – это болезненное  пристрастие и сверхценное отношение к выбранному «объекту», стремление полагаться на него с целью ухода от реальности и получения позитивных эмоций. Как вы сами заметили, «объектом» зависимости может стать и алкоголь, и наркотик, и религия, и работа, и еда, и игра, и другие люди. Зависимость может стать единственным смыслом жизни для человека, желающего спрятаться от реальности.
- А зачем человеку нужно  прятаться от реальности?
У человека что-то не получается, с чем-то не справляется, ему скучно, хочется острых ощущений, в его  жизни мало радости, он не умеет справляться  с проблемами.
Да, зависимому человеку та реальность, в которой он живет, кажется недостаточно интересной, радостной  и дружелюбной. Он пытается ее изменить.
- К чему стремится зависимый  человек? Например, давайте подумаем, с какой целью люди принимают  наркотики или алкоголь, что они  в этом находят, о каких состояниях  мечтают?
Радость, спокойствие, постижение неизведанного, общительность, уверенность, состояние «кайфа», активность, уменьшение боли, счастье, расслабленность и  т.п.
- Человек, склонный к  зависимому поведению, хочет таким  образом изменить свою жизнь  к лучшему, достичь каких-то  важных для себя состояний.  Удается ли ему это?
Сначала удается, а потом  наступают различные вредные  последствия.
Да, сначала «объект» зависимости может помочь забыть свои проблемы, избавиться от одиночества, почувствовать психологический  комфорт. Но через некоторое время  начинаются неприятности, потому что  любая зависимость ограничивает человека, приносит с собой негативные последствия в разных областях - в области физического и психического здоровья, в материальной, социальной и духовной сфере.
- Рано или поздно зависимому  человеку приходится платить  некоторую цену за свою зависимость.  Можно ли этого как-то избежать? Каким образом достижимы эти  состояния без использования  «объектов» зависимости?
Спорт, хобби, отношения с  другими людьми, творчество, работа, дружба, любовь…
Да, позитивные состояния  достижимы в том случае, если человек  не ждет, что они чудесным образом  возникнут извне - например, от приема психоактивного вещества.  
На самом деле люди способны достигать их путем собственной умственной, физической, духовной, социальной и творческой активности.
- При каких условиях  собственная активность человека  может стать источником мощных  положительных эмоций?
Если эти виды активности интересны и приносят радость, если удается достичь хорошего результата, если ты в своей активности не одинок, а окружен хорошими друзьями…
Итак, мы с вами сейчас сформулировали хороший способ защитить себя от зависимостей. Если в нашей  жизни есть хотя бы несколько занятий, которые:
1) интересны нам, радуют нас и хорошо у нас получаются;  
2) помогают найти настоящих друзей и единомышленников;  
3) делают нас более творческими, самостоятельными, здоровыми, умными и свободными,
то мы вряд ли будем  разрушать себя разными видами зависимостей. Мы не будем бежать от реальности, а  сможем почувствовать гармонию с  собой и с окружающим миром.
- Сейчас я предлагаю  каждому из вас письменно перечислить  те занятия вашей жизни, которые  отвечают этим требованиям. Это  будут ваши ресурсы, ваша защита. То, что может сделать вас сильнее  и счастливее.
Выполнение задания; желающие могут поделиться результатами.
Иногда бывает так, что  из-за трудных жизненных событий  или из-за долгого плохого настроения у человека нет сил и желания  заниматься чем-то интересным. Что делать в этом случае?
Посоветоваться с близкими людьми, поразмышлять о проблемах  и постараться их решить, попросить  помощи у друзей, обратиться к психологу.
Да, любому человеку очень важно получать поддержку  и помощь в трудных жизненных  ситуациях. Каждый из вас сегодня  получит визитки и буклеты  «помогающих организаций» нашего района. Из них вы узнаете, где можно получить профессиональную помощь и сможете  этим воспользоваться или передать эту информацию тем, кто в ней  нуждается.
И в заключение –  сюрприз. Для всех, и особенно для  тех, кому непросто было выполнить последнее  задание.  
С помощью всех учителя нашей школы мы составили для каждого вот такой из вас «похвальный лист», в котором перечислили ваши способности и хорошие качества. В конце занятия вы сможете их забрать, прочитать, попросить своих друзей и близких дополнить эти листы, что-то дописать самостоятельно. Пусть эти «похвальные листы» станут вашими помощниками.
Время, оставшееся до конца урока, мы можем посвятить  ответам на вопросы.
Спасибо вам за участие  и за вашу активность.

 
 
 

Психолог о подростках в школе  и семье. Теория и практика психодиагностики

Проблема личностных особенностей и межличностных отношений  детей (подростков) представляет собой  целый комплекс факторов.
Неустойчивость  эмоциональной сферы, зыбкость границ «Я», тенденция самооценки к значительным колебаниям, роль ситуативных влияний, воздействие разных по своей объективной  значимости «героев» из реальной действительности и из произведений искусства - все  это создает выраженные трудности  в определении типологической принадлежности ребенка. И все же следует пытаться выявить ведущие тенденции детского характера, лежащего в основе формирующейся личности.
Для изучения индивидуально-типологических особенностей детей удобен детский  вариант индивидуально-типологического  опросника ИТДО1. Методика представляет собой лаконичный опросник, направленный на изучение индивидуально-типологических свойств ребенка. Опросник содержит 61 утверждение, на которые ребенок должен ответить “Верно”, если согласен, и “Неверно”, если не согласен - по каждому утверждению. Пункты опросника не вызывают защитных реакций, так как направлены на свойства темперамента, а не на социально одобряемые или неодобряемые формы реагирования. Апробация ИТДО показала, что методика позволяет уловить основные, преобладающие тенденции характера ребенка.
Согласно теории ведущих тенденций, каждому ребенку  присуща индивидуальная избирательность  по отношению к явлениям окружающего  мира и свой собственный стиль  усвоения полученной информации, что  и создает базу для формирования разных, по-своему неповторимых личностей  даже при одинаковых средовых условиях. Понятие "ведущая тенденция" более емкое и динамичное, чем “черта”, “свойство”, ”состояние". Ведущая тенденция пронизывает все уровни и этапы формирования личности - от индивидуально-типологической предиспозиции и черт характера до сформированной личности. Словом, это – сквозная устойчивая личностная характеристика, проявляющаяся на всех этапах развития личности и на всех уровнях самосознания.
Если сформированная личность взрослого человека обладает устойчивыми характеристиками индивидуального  стиля, то черты еще незрелой личности ребенка больше проявляются как  свойства темперамента, на базе которого еще предстоит сформироваться личности в процессе социализации. Личность не является «застывшей окаменелостью»: это - динамичная система, открытая внешним  воздействиям, реагирующая на изменения  среды в пределах индивидуально очерченного диапазона изменчивости, что делает структуру личности адаптивной и выносливой к стрессу.
Однако именно устойчивые свойства личности не позволяют социуму  целиком поглотить индивидуальность, а ситуативные факторы не приводят к непрерывным изменениям. У ребенка  влияние социума в качестве морального цензора в основном вызывает противодействие  в силу непосредственного побуждения к свободе и независимости, а  ситуативные аспекты в виде соблазна реализовать свои желания и потребности  подталкивают их к импульсивным поступкам. При отсутствии развитого внутреннего  самоконтроля у детей в большей  степени, чем у взрослых проявляется  тот тип переживания и поведения, который определяется ведущей индивидуально-личностной тенденцией.
Интеграция личности в целое реализуется через  самосознание, самооценку и самоконтроль, составляющие реальное "Я" человека, в то время как его идеальное "Я" определяет направление, в  сторону которого движется личность в процессе самосовершенствования. У ребенка самосознание формируется  через сравнительный анализ своих  чувств, мнений и поступков с переживаниями, мыслями и поведением окружающих лиц, однако личность еще слабо интегрирована, в связи с чем в переживаниях и поведении преобладают черты темперамента. Однако индивидуально-типологический стиль как врожденная черта характера уже отчетливо намечен. В формировании характера в качестве базовых свойств выступает врожденный темперамент, а в качестве интегрирующего фактора – стиль воспитания, идущий от окружающих взрослых: мать, отец, учителя.
В первую очередь  огромное значение в воспитании ребенка  играет мать. Если она сама является выраженным акцентуантом гипотимного склада (сензитивный, с повышенной тревожностью, сверхответственный, альтруистически настроенный человек), то она чаще всего настолько боится за своего птенчика, что вредит ему гиперопекой и постоянными опасениями по любым поводам из страха, что с ним что-то случится. На каждом шагу ребенок слышит предупреждения об опасности. Мать стремится сделать все сама, подменяя своими действиями побуждения ребенка к самостоятельности. В этом случае природой заложенное чувство тревожности, необходимое для нормального выживания, раскачивается и заостряется до высокого уровня тревоги и в дальнейшем затрудняет жизненную адаптацию, превращая ребенка в существо беспомощное, безвольное, избыточно конформное, зависимое от более сильных окружающих лиц.
Если мать отличается выраженной акцентуацией по гипертимному типу, при котором избыточные черты независимости, беспечности, жажды самореализации сочетаются с вытеснением из сознания всего того, что осложняет жизнь, привносит озабоченность и тревогу, то ее метод воспитания проявляется как попустительство. Ребенок в такой ситуации растет недисциплинированным, не знающим ограничений своим прихотям и капризам; он не приучается к усидчивости и труду. В дальнейшем его адаптация затруднена в связи с неразвитым самоконтролем и отсутствием выработанных норм поведения в соответствии с моралью и нравственностью социума.
Если характер матери отличается выраженной несбалансированностью, чертами эмоциональной возбудимости, непоследовательностью требований, предъявляемых к ребенку, то ее методы воспитания - противоречивы и неадекватны: за плохим поступком может не последовать порицание или наказание, а за хорошее поведение ребенок не получит награды, поощрения. Приспособиться к материнской непоследовательности на основании здравого смысла ребенок не может, отсюда и его собственное Я не может формироваться на базе логических предпосылок. Такой метод воспитания не способствует интеграции личности; напротив, он может породить расщепление Я, привести к полной дезинтеграции.
Порочность приведенных  выше стилей воспитания может быть отнесен не только к матерям, но и к отцам, и к учителям, так как их влияние на ребенка чуть менее значимо, чем материнское, но тоже велико.
Разберемся в  тех личностных особенностях и стилевых характеристиках поведения ребенка, которые выявляются шкалами индивидуально-типологического  опросника ИТДО и позволяют дать характеристику основным индивидуально-личностным типам.

Повышенные показатели по шкале Тревожности 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.