На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Перспективы инвестирования малого предпринимательства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Понятие, сущность и  характеристика малого предпринимательства………..5
1.2 Факторы и условия  функционирования и развития  малого предпринимательства………………………………………………………………12
1.3 Преимущества и недостатки  малого предпринимательства и  его роль в современной экономике……………………………………………………………14
ГЛАВА II. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Динамика развития малого  предпринимательства в регионах России……..18
2.2 Основные особенности  малого предпринимательства с  точки зрения воздействия на  него кризисных явлений в экономике  РФ………………………27
2.3 Проблемы инвестиционной  поддержки малого бизнеса в  России………….31
2.4 Предложения по развитию  кредитно-финансовых механизмов  поддержки малого предпринимательства……………………………………………………...33
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Малое предпринимательство  в Мурманской области……………………….39
3.2 Проблемы развития малого  предпринимательства в Мурманской  области и пути их решения……………………………………………………………………43
3.3 Направления стимулирования  развития малого предпринимательства  Мурманской области……………………………………………………………….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….54
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..57
 


ВВЕДЕНИЕ
 
Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру  и качество валового национального  продукта. Во многих развитых странах  на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.
К сожалению, в России малый  бизнес находится на начальном этапе  развития. Несмотря на принимаемые  правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.
Эффективное функционирование малых форм производства определятся  рядом их преимуществ по сравнению  с крупным производством: близостью  к местным рынкам и приспособлению к запросам клиентуры; производством  малыми партиями (что невыгодно крупным  фирмам); исключением лишних звеньев  управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного  и личного потребления.
Развитие производства предприятий  малого бизнеса создает благоприятные  условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие  места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса  ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного  потенциала, лучшему использованию  местных сырьевых ресурсов.
Цель научной работы - исследование теоретических основ малого предпринимательства, определение специфических особенностей, проблем и перспектив развития и инвестирования малого бизнеса в Российской Федерации.
Можно предположить, что  одним из факторов выхода нашей страны из кризиса и построения рыночной экономики является развитость и  нормальное функционирование малого предпринимательства, из чего следует актуальность данной темы.
Объект научной работы – малое предпринимательство как вид деятельности, осуществляемый в рамках национальной экономики.
Предмет – перспективы развития и инвестирования малого предпринимательства как вида экономической деятельности.
При написании научной работы были использованы различные методы исследования: исторический, сравнения, аналитический, табличный, исследования экономической статистики.
 
 


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
 
 
1.1 Понятие, сущность  и характеристика малого предпринимательства
 
Основным фактором отнесения предприятия к малым  является среднесписочный состав работников, но иногда используются дополнительные факторы, такие как объем продаж, стоимость активов и др. Законодательно в России субъекты малого предпринимательства  определены Федеральным законом  от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации". Направлением закона является реализация права граждан  на реализацию своих способностей и  имущества для осуществления  предпринимательской и иной не запрещенной  законом экономической деятельности.
Согласно закону под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и  иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя  численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):1
    в промышленности - 100 человек;
    в строительстве - 100 человек;
    на транспорте - 100 человек;
    в сельском хозяйстве - 60 человек;
    в научно-технической сфере - 60 человек;
    в оптовой торговле - 50 человек;
    в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
    в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности -50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов  деятельности (многопрофильные), относятся  к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота  или годовом объеме прибыли. Средняя  за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с  учетом всех его работников, в том  числе работающих по договорам гражданско-правового  характера и по совместительству с учетом реально отработанного  времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений  указанного юридического лица.
Организационно-правовая форма  малых предприятий устанавливается в соответствии с Гражданским Кодексом, а также законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью". Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, производственных кооперативов, государственных (муниципальных) предприятий.
Как показывает мировая практика малое  предпринимательство играет очень  существенную роль в экономике страны. Экономическая и социальная роль малого предпринимательства заключается  в праве граждан на свободное  использование своих способностей и имущества для осуществления  предпринимательской деятельности.
Сущность малого предпринимательства  заключается в следующем : малым  предпринимательством называется деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки.2
Все многообразие предпринимательской  деятельности может быть квалифицированно по разным признакам:3
- виду или назначению;
- формам собственности;
- количеству собственников;
- организационно-правовым  формам;
- организационно-экономическим  формам.
По формам собственности  предприятие могут быть: частными, государственными, муниципальными, а  также находиться в собственности  общественных объединений (организаций).
По численности собственников  предпринимательская деятельность может быть: индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве  собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному  предпринимательству соответствует  собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения доли (совместная собственность).
В числе организационно-правовых форм предпринимательства различают: товарищества, общества, кооперативы.
К основным организационно-экономическим  формам можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово- промышленные группы (ФПГ), холдинги.
Классификация по виду или  назначению показана на рис. 1.
 


Рис. 1. Виды предпринимательской деятельности
Разработка и применение критериев для отнесения предприятий  к малому бизнесу имеет большое  научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность  государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев  зависит: какие предприятия относит  к малым, а какие нет. В этом случае изменяется соотношение между  крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки  развития малого предпринимательства; величина налоговых льгот малому предпринимательству, статистическая отчетность.
В экономической литературе отсутствуют научные принципы разработки критериев отнесения предприятий  к малым, поэтому при их разработке необходимо выделить:
- объективность;
- дифференциацию величины  критериев в зависимости от  специфики и отраслевой принадлежности  предприятия;
- простоту в понимании  и использовании;
- количество критериев;
- стабильность критериев.
Все мелкие и средние предприятия  можно условно разделить на две  группы. Первая группа – предприятия, прямо или косвенно связанные  с крупным бизнесом. Оставаясь  юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация в производстве ограниченного  круга деталей и узлов (что  избавляет крупные предприятия  от их производства в своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить  свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, предприятия  малого бизнеса в условиях нового этапа научно-технического прогресса  выступают, с одной стороны, как  экспериментаторы для крупных фирм, а с другой стороны – как  фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.4
Ко второй группе относят  предприятия малого бизнеса, непосредственно  конкурирующие с предприятиями  крупного бизнеса и друг с другом на рынке. Предпосылками для бурного  развития предприятий этой группы являются: способность быстро реагировать  на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший по размерам стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; и наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующий рынку довольно высокие цены.
Роль и значение малого предпринимательства необходимо рассматривать  с нескольких позиций: экономической, научно- технической, социальной и политической.
С экономической стороны  роль и значение малого бизнеса можно  определить с помощью следующих  показателей, как доля:
- валового внутреннего  продукта (ВВП), создаваемого в малом  бизнесе;
- национального дохода, создаваемого  в малом бизнесе;
- мелких предприятий в  общем количестве промышленных  предприятий;
- трудоспособность населения,  занятого в мелком бизнесе;
- малого бизнеса в экспорте  продукции;
- налогов, поступающих  от малого бизнеса в их общей  величине;
- основного капитала, функционирующего  в малом бизнесе;
- отдельных видов продукции  или услуг, производимых малым  бизнесом в их общем объеме.
С увеличением этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса.
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый  характер. В результате развития малого бизнеса он проявляется: 5
- в снижении уровня  безработицы;
- в более полном удовлетворении  потребностей граждан в продукции  и услугах;
- в улучшение качества  обслуживания;
- в более высокой удовлетворенности  людей, особенно высокообразованной  рабочей силы, своим трудом, рассматривающих  свою работу, прежде всего, как  средство самовыражения;
- в формировании среднего  класса в обществе как основы  для развития экономики и повышения  жизненного уровня граждан;
- в формировании многочисленного  класса мелких собственников,  которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;
- в снижении забастовок  и социальной напряженности в  обществе.6
Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных  организационно правовых форм относятся  к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя  численность работников, занятых  за отчетный период на предприятии. В  ряде научных работ под малым  бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.7 Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:
- численность персонала;
- размер уставного капитала;
- величина активов;
- объем оборота (прибыли,  дохода).
По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым  предприятия относятся к субъектам  малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто  применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически  во всех странах определяющим критерием  является численность работников за отчетный период.
Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий  на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого  для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает  свои критерии распределения предприятий  по их размерам.
 
1.2 Факторы и  условия функционирования и развития  малого предпринимательства
 
Можно выделить семь групп  факторов, которые охватывают основные аспекты развития малого предпринимательства  в экономике, такие, как обеспеченность компаний разного рода ресурсами, нормы  их взаимодействия между собой и  с основными заинтересованными  сторонами, условия спроса. Список факторов выглядит так: доступ к рынку и  условия конкуренции; человеческие ресурсы и навыки; финансовые ресурсы; инфраструктура; технологический потенциал; административное регулирование; экосистема поставщиков.
Под доступом к рынку и  условиями конкуренции понимаются барьеры для сбыта продукции (в  том числе, на рынках других регионов и стран) и для получения сырья, а также условия конкуренции  между компаниями. Эти факторы  зависят, например, от качества антимонопольного регулирования.
Человеческие ресурсы  и навыки – это не только доступность  и качество (квалификация) кадров для  бизнеса, но и наличие специальных  программ по развитию навыков ведения  бизнеса, которые повышают квалификацию предпринимателей и позволяют им минимизировать риски. Политика в области  образования (как среднего, так и  высшего) сильно влияет на общую грамотность (особенно молодежи) в области предпринимательства  и на мотивацию к открытию своего дела.
Фактор "финансовые ресурсы" объединяет доступность финансов на всех стадиях развития фирмы –  от финансирования её запуска до новых  инвестиций в оборудование и здания. Роль государства в развитии этого  фактора – в создании финансовой среды, благоприятной для бизнеса  на всех этапах его роста и при  любых уровнях риска. К рычагам  государства по развитию этой сферы  относятся и налоговая политика, и денежно-кредитная политика, и  деятельность государственных банков.
К фактору "инфраструктура" относятся производственные, офисные  и выставочные помещения (их доступность  и качество), транспортно-логистическая  инфраструктура (пути перемещения, места  и способы хранения и обработки  грузов), специализированная инфраструктура, предназначенная для развития бизнеса (бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки и др.).
Технологический потенциал  компаний характеризуется производственным оборудованием и используемыми  технологиями, а в качестве фактора  развития бизнеса – доступом к  новым технологиям.
Качество административного  регулирования определяется в двух сферах. Во-первых, на рост фирм влияют общие административные барьеры  – объект множества исследований. Во-вторых, в каждой отрасли действует  собственное отраслевое регулирование  и принят набор стандартов – от них также зависит, насколько  легко начать собственное дело и  расширить его.
Наконец, фактор "экосистема поставщиков" включает в себя доступность  специализированных услуг (например, селекция), нормы и условия взаимодействия малых и средних фирм с основными  клиентами (при соответствующей  структуре отрасли) – крупными "головными  компаниями", и между собой (кооперация поставщиков в различных сферах).
Кроме того, необходимо отметить, что процесс развития всегда зависит  от прогресса, достигнутого в предшествующий период. Иными словами, конкурентоспособность  малых фирм в будущем зависит  не только от перечисленных выше семи факторов, но и от их текущей конкурентоспособности.
 
 
 
 
 
1.3 Преимущества  и недостатки малого предпринимательства  и его роль в современной экономике
 
Экономист Муравьёв считает, что малое предпринимательство  обладает определёнными преимуществами: 8
1. Сравнительно более  низкие издержки управления, обусловленные  отсутствием лишнего бюрократического  аппарата и, соответственно, высокая  гибкость и оперативность решений  в управлении малыми предприятиями,  что повышает производительность  труда (особенно на микро предприятиях, где численность работников менее  10 человек). Эти условия дают возможность  быстро и гибко реагировать  на конъюнктурные изменения, в  том числе путем маневра капитала  при переключении с одного  вида деятельности на другой.
2. По мнению некоторых  ученых, большие размеры повышают  степень формализации организации  и снижают способность к организационным  изменениям, поэтому малые предприятия  являются более гибкими и оперативными  в принятии и выполнении принятых  решений, быстрее адаптируются  к изменяющимся условиям.
3. Более низкая потребность  в капитале и способность быстро  вводить изменения в продукцию  и производство в ответ на  требования местных рынков.
4. Малые предприятия лучше  знают уровень спроса на локальных  рынках. Ориентация производителей  преимущественно на региональный  рынок идеально приспособлена  для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других  характеристик местного рынка.
5. Относительно более  высокая оборачиваемость капитала  малых предприятий.
6. Малые предприятия требуют  меньше капиталовложений. У них  меньшие сроки строительства,  небольшие размеры, им быстрее  и дешевле перевооружаться, внедрять  новую технологию и автоматизацию  производства, достигать оптимального  сочетания машинного и ручного  труда.
7. Работники малого предпринимательства  имеют высокий уровень мотивации  в достижении успеха, а также  возможности реализовать свои  идеи, проявить свои способности  .
8. Малый бизнес дает  средства к существованию большему  количеству людей, чем крупный.  Он обладает значительным потенциалом  в сфере трудоустройства населения,  вовлечения в производство резервов  рабочей силы, которые не могут  быть использованы в крупном  производстве из-за его технологических  и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а  также лица, желающие трудиться  после основного рабочего времени  ради получения дополнительных  легальных доходов. 
По мнению М. Г. Лапусты., малое предпринимательство имеет определённые недостатки: 9
1. По сравнению с крупными  предприятиями МП (малые предприятия)  обладают более высоким уровнем  риска, и, следовательно, высокой  степенью неустойчивости на рынке.
2. МП (малые предприятия)  зависимы от крупных компаний.
3. Слабая компетентность  руководителей и менее профессиональные  работники.
4. Повышенная чувствительность  к изменениям условий хозяйствования.
5. Малый бизнес связан  с большими трудностями в привлечении  дополнительных финансовых средств  и получении кредитов.
6. МП (малые предприятия)  не обладают рыночной властью  и хорошей ресурсной базой.
7. Несмотря на повышенную  гибкость, потенциальные способности  МП (малых предприятий) к изменениям  не велики.
8. Малый бизнес имеет  малую склонность к инвестиционной  деятельности из-за недостаточных  размеров капитала и долгосрочности  отдачи от вложений.
Из приведенной выше характеристики можно сделать вывод о том, что малые предприятия обладают значительными конкурентными преимуществами и способны к более эффективной  деятельности, чем крупные предприятия  в некоторых сферах деятельности.
Малый бизнес может дать экономике:
    необходимую насыщенность и мобильность рынка;
    тенденцию к устойчивости цен, повышение качества продукции вследствие ценовой и неценовой конкуренции;
    ускорение процесса внедрения новых технологий:
    среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам;
    глубокую специализацию и кооперацию;
    среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна10.
По мнению В. Д. Грибова, малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, придает рыночной экономике  необходимую гибкость. То есть малый  бизнес создает такие экономические  условия, без которых немыслима  высокая эффективность рынка. Наконец, создание этого сектора экономики  – позитивная альтернатива подпольному  бизнесу, устраняет его монопольное  положение на рынке путем совершенствования  юридических условий деятельности легально работающих МП (малых предприятий)11.
Очевидно, что любая страна нуждается  в развитом малом предпринимательстве, поэтому необходимо дать свободу  для развития предприятий малого бизнеса.
Для страны таких масштабов как  Россия, считает О. Орлов, малый бизнес не может стать основой экономики, в наших условиях он может стать  лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных  промышленных предприятий. Но, тем не менее, в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики12.
Формирование конкурентной среды, чему способствует малое предпринимательство, имеет первостепенное значение для  нашей высокомонополизированной экономики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА II. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 
2.1 Динамика развития  малого предпринимательства в  регионах России.
 
По состоянию на 1 апреля 2010 г. в России было зарегистрировано 219,6 тыс. малых предприятий, что на 3,5% меньше, чем годом ранее. Количество малых предприятий в расчете  на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,6 ед. и составило 154,7 ед.
Таблица 1
Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным  округам Российской Федерации
Федеральные округа
Количество зарегистрированных МП на 1 апреля 2010 г.в расчете на 100 тыс. чел. населен1
Единиц
прирост / сокращение за период
01.04.2009-01.04.2010
в % от
среднего по РФ
РФ
154,7
-5,6
100,0
Центральный ФО
184,1
-12,9
119,0
Северо-Западный ФО
230,5
-0,5
148,9
Южный ФО
129,7
-26,0
83,8
Северо-Кавказский ФО
62,5
-3,3
40,4
Приволжский ФО
157,6
1,5
101,8
Уральский ФО
116,6
4,3
75,3
Сибирский ФО
128,0
-3,0
82,7
Дальневосточный ФО
154,0
7,2
99, 6

 
В трех федеральных округах  наблюдается рост количества малых  предприятий как в абсолютном выражении, так и в расчете  на 100 тыс. человек населения. Лидеры роста – Дальневосточный федеральный  округ (прирост 4,9% или 7,2 малых предприятий  на каждые 100 тыс. жителей округа) и  Уральский федеральный округ (прирост  более чем на 3,9% или 4,3 малых предприятия  на каждые 100 тыс. жителей округа). В  Приволжском федеральном округе прирост количества малых предприятий составил порядка 0,9% или 1,5 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа.
Наиболее значительное сокращение количества малых предприятий зафиксировано  в Южном федеральном округе –  на 16,7% или 26 малых предприятий на каждые 100 тыс. человек населения.
В Центральном федеральном  округе количество малых предприятий  в расчете на 100 тыс. жителей сократилось  на 12,9 ед., в Северо-Кавказском федеральном  округе – на 3,3 ед., в Сибирском  – на 3,0 ед., Северо-Западном – на 0,5 ед.
На 1 апреля 2010 г. по сравнению  с 1 апреля 2009 г. количество малых предприятий  в расчете на 100 тыс. человек населения  выросло в 47 регионах.
Таблица 2
Распределение регионов по группам с различной динамикой  числа зарегистрированных малых  предприятий на 100 тыс. жителей за период с 1 апреля 2009 г. по 1 апреля 2010 г.
Изменение числа МП на 100 тыс. жителей
Количество регионов
Сильное сокращение (свыше 10 ед.)
0
Среднее сокращение (от 50 до 100 ед.)
3
Небольшое сокращение (от 0,1 до 50 ед.)
33
Небольшое увеличение (от 0,1 до 100 ед.)
46
Среднее увеличение (от 50 до 100 ед.)
0
Сильное увеличение (свыше 100 ед.)
1

 
Наибольший рост показателя (более чем на 20,0 ед.) отмечен Чукотском  АО (на 155,5 ед.), Рязанской (на 46,2 ед.), Владимирской областях (на 31,0 ед.), Ульяновской (на 29,1 ед.) и Ленинградской (на 27,0 ед.) областях, Хабаровском крае (на 21,0 ед.), Псковской  области (на 20,6 ед.) и Республике Марий  Эл (на 20,3 ед.)
Заметный рост количества малых предприятий в расчете  на 100 тыс. жителей (более чем на 10,0 ед.) отмечен также в Самарской (на 19,3 ед.), Тверской (на 19,2 ед.) и Курганской (на 17,9 ед.) областях, Ямало-Ненецкий АО (на 17,6 ед.) и Тюменской области (на 16,2 ед.), Республике Татарстан (на 14,6 ед.), Магаданской области (на 14,5 ед.) и Ханты-Мансийском АО (на 13,5 ед.), Иркутской области (на 13,3 ед.) и Чувашской Республике (на 11,7 ед.), Курской области (на 11,6 ед.) и Республике Северная Осетия-Алания (на 11,2 ед.).
В 36 регионах количество малых  предприятий в расчете на 100 тыс. жителей снизилось. Максимальное сокращение показателя характерно для Волгоградской (на 79,9 ед.), Мурманской (на 67,3 ед.) и Московской (на 53,8 ед.) областей.
Значительное сокращение количества малых предприятий в  расчете на 100 тыс. жителей (на 10,0 ед. и более) зафиксировано в Калининградской (на 36,9 ед.) и Ивановской (на 32,3 ед.) областях, Красноярском крае (на 31,3 ед.), Нижегородской (на 27,4 ед.) и Ростовской (на 23,7 ед.) областях, г. Москве (на 23,5 ед.), Белгородской (на 13,8 ед.) и Челябинской (на 11,5 ед.) областях, Краснодарском крае (на 10,0 ед.)13
По итогам января-марта 2010 г. среднесписочная численность  занятых на МП (без учета внешних  совместителей и работающих по договорам  гражданско-правового характера) в  целом по стране сократилась на 4,3% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года и  составила 5 493,4 тыс. человек. Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых за этот период снизился на 0,14 п.п. и составил 11,8%.
Таблица 3
Среднесписочная численность  занятых на МП по федеральным округам  Российской Федерации в январе-марте 2010 г.
Федеральные округа
Среднесписочная численность  работников МП1
Доля занятых на МП в  общей среднесписочнойчисленности занятых
тыс. чел.
в % кянварю-марту 2009 г.
%
изменениеотносительноянваря-марта 2009 г., п.п.
РФ
5 493,4
95,7
11,8
-0,14
Центральный ФО
1 548,2
92,5
11,6
-0,54
Северо-Западный ФО
685,9
102,6
13,6
0,69
Южный ФО
492,9
90,9
12,9
-0,79
Северо-Кавказский ФО
151,5
91,6
9,2
-0,68
Приволжский ФО
1 238,9
95,6
12,6
0,02
Уральский ФО
392,5
97,6
8,8
-0,04
Сибирский ФО
717,7
97,5
11,8
0,02
Дальневосточный ФО
265,7
103,4
12,1
0,66

 
Количество занятых на малых предприятиях выросло только в Дальневосточном федеральном  округе (на 3,4%) и Северо-Западном федеральном  округе (на 2,6%).
По остальным федеральным  округам наблюдается снижение показателя. В Южном федеральном округе среднесписочная  численность занятых на малых  предприятиях снизилась на 9,1%, в  Северо-Кавказском федеральном округе – на 8,4%, в Центральном федеральном  округе – на 7,5%, в Приволжском федеральном округе – на 4,4%, в Сибирском федеральном округе – 2,5%, в Уральском федеральном округе – на 2,4%.
Рост среднесписочной  численности занятых на МП по итогам 2009 года был отмечен в 36 регионах.
Таблица 4
Изменение среднесписочной  численности занятых на МП по регионам в январе-марте 2010 г. по сравнению  с январем-мартом 2009 г.
Изменение среднесписочной  численности работников МП
Количество регионов
Сильное сокращение (свыше 30%)
2
Среднее сокращение (10-30%)
9
Небольшое сокращение (менее 10%)
36
Небольшое увеличение (менее 10%)
28
Среднее увеличение (10-30%)
7
Сильное увеличение (свыше 30%)
1

Лидерами по росту числа  занятых на малых предприятиях являются Ленинградская область (показатель вырос на 35,3%), Костромская область (на 18,3%), Забайкальский край (на 14,5%), Владимирская область (на 11,7%), Республика Калмыкия (на 11,3%), Ямало-Ненецкий АО (на 10,9%), Саратовская область (на 10,4%) и  Хабаровский край (на 10,4%).
Наиболее значительное снижение числа занятых на малых предприятиях отмечено в Чеченской Республике (на 34,1%) и Волгоградской области (на 31,5%).
Заметное снижение показателя (более чем на 10,0%) зафиксировано  в Московской (на 23,1%) и Нижегородской (на 18,1%) областях, Республике Мордовия (на 15,6%), Удмуртской Республике (на 12,3%), Ставропольском крае (на 12,2%), Чукотском  АО (на 11,2%), Ивановской области (на 11,1%), Республике Марий Эл (на 10,8%) и Курской  области (на 10,1%).
Общий объем оборота МП в Российской Федерации за 1 квартал 2010 года составил 2 020,8 млрд. рублей, что на 3,5% превышает показатель за аналогичный период прошлого года.
Наиболее значительный рост показателя отмечен в Центральном  федеральном округе (на 15,6%) и Дальневосточном  федеральном округе (14,1%). Положительная  динамика характерна для Сибирского (на 5,8%), Северо-Западного (на 0,7%) и Приволжского (на 0,1%) федеральных округов.
Негативная динамика показателя наблюдается в Уральском федеральном  округе (сокращение на 12,0%).
В январе-марте 2010 г. прирост  объема оборота МП отмечается в 49 регионах.
В наибольшей степени показатель вырос в Республике Тыва (на 70,0%), г. Москва (на 69,8%), Республике Ингушетия (на 69,5%), Костромской области (на 59,0%), Кабардино-Балкарской Республике (на 49,2%) и Ленинградской области (на 33,5%).
Таблица 5
Объемы оборота МП по федеральным  округам Российской Федерации в  январе-марте 2010 г.
Федеральные округа
Объем оборота в январе-марте 2010 г.
млн. руб.
на душу населения,руб.1
в % к январю-марту 2009 г.
РФ
2 020 760,6
14 239,3
103,5
Центральный ФО
688 843,4
18 558,2
115,6
Северо-Западный ФО
321 097,2
23 896,3
100,7
Южный ФО
148 387,8
10 820,6
-
Северо-Кавказский ФО
35 766,3
3 864,6

Приволжский ФО
379 605,7
12 607,6
100,1
Уральский ФО
178 012,4
14 496,0
88,0
Сибирский ФО
197 441,9
10 093,6
105,8
Дальневосточный ФО
71 605,9
11 118,3
114,1

 
Рост показателя свыше 20% отмечен в Вологодской области (на 29,7%), Чувашской Республике (на 28,6%), Магаданской (на 28,0%) и Новосибирской (на 26,2%) областях, Республике Хакасия (на 26,2%), Забайкальском крае (на 25,2%), Тверской (на 23,0%), Ивановской (на 23,0%), Архангельской (на 21,0%) и Амурской (на 20,3%) областях.14
Наихудшая динамика показателя наблюдается в Чукотском АО: объем  оборота МП региона за 1 квартал 2010 года сократился более чем в 2 раза по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года. Сильное сокращение объема оборота  МП также зафиксировано в Волгоградской  области (на 43,9%).
Среднее сокращение показателя (10-30%) отмечено в Самарской области (на 28,9%), Чеченской Республике (на 28,9%), Московской области (на 24,8%), Ненецком АО (на 24,8%), Свердловской (на 23,2%) и Мурманской (на 23,0%) областях, Республике Алтай (на 14,5%), Пермском крае (на 12,1%), Удмуртской (на 12,1%) и Карачаево-Черкесской (на 10,1%) Республиках.
Таблица 6
Распределение регионов по группам с различной динамикой  оборота МП в январе-марте 2010 г. относительно января-марта 2009 г. (с учетом ИПЦ)
Изменение объемов оборота
Количество регионов
Очень сильное сокращение (свыше 50%)
1
Сильное сокращение (30-50%)
1
Среднее сокращение (10-30%)
11
Небольшое сокращение (до 10%)
21
Небольшое увеличение (до 10%)
16
Среднее увеличение (10-30%)
27
Сильное увеличение (30-50%)
2
Очень сильное увеличение (свыше 50%)
4

 
Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в 1 квартале 2010 года в целом по РФ составил 36 704,4 млн. рублей, что на 16,8% ниже показателя за аналогичный период прошлого года.
Положительная динамика отмечена только в Дальневосточном федеральном  округе (показатель вырос на 2,7%). В  Уральском федеральном округе показатель снизился на 41,0%, в Центральном –  на 26,7%, в Приволжском – на 17,4%, в Сибирском – на 2,0%, в Южном  – на 0,6%.
В отдельных регионах инвестиции в рассматриваемых периодах не осуществлялись, либо их объемы оказывались малы, в  связи с чем Федеральная служба государственной статистики не включала их в статистические сводки, где  значения показателя агрегированы по млн. рублей. К таким регионам относятся  Республика Ингушетия, Чеченская Республика и Чукотский АО.
По итогам 1 квартала 2010 года в 38 регионах отмечена положительная  динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Лидерами по росту показателя выступили Республика Дагестан (показатель вырос в 36,2 раза), Еврейская автономная область (в 1,3 раза), Ямало-Ненецкий АО (в 6,9 раза), Республика Северная Осетия-Алания (в 4,7 раза), Забайкальский край (в 3,5 раза), Республика Саха (Якутия) (в 3,5 раза), Ленинградская (в 3,1 раза), Магаданская (в 2,4 раза) и Рязанская (в 2,0 раза) области.
Таблица 7
Инвестиции в основной капитал на МП по федеральным округам  Российской Федерации в январе-марте 2010 г.
Федеральные округа
Объем инвестиций в основной капитал на МПв январе-марте 2010 г.
млн. руб.
на душу населения, руб.1
в % к январю-марту 2009 г.2
РФ
36 704,4
258,6
83,2
Центральный ФО
9 047,4
243,7
73,3
Северо-Западный ФО
2 764,2
205,7
99,4
Южный ФО
7 435,6
542,2
3
Северо-Кавказский ФО
624,7
67,5
3
Приволжский ФО
7 777,4
258,3
82,6
Уральский ФО
2 193,1
178,6
59,0
Сибирский ФО
5 883,9
300,8
98,0
Дальневосточный ФО
978,2
151,9
102,7

 
Сильное увеличение показателя (30-50%) зафиксировано в Астраханской области (на 96,5%), Ханты-Мансийском АО (на 85,5 %), Иркутской области (на 82,8%), Липецкой области (на 81,0%), Республике Тыва (на 80,2%), Пензенской области (на 76,5%), Удмуртской Республике (на 74,4%), Карачаево-Черкесской Республике (на 63,7%), Архангельской (на 60,0%) и Кемеровской (на 52,4%) областях, а также в Республике Хакасия (на 51,3%).
Наибольшее сокращение объема инвестиций в основной капитал на МП наблюдается в Республике Калмыкия (на 93,8%) и Курской области (на 91,1%).
Более чем на 50% показатель сократился в Ставропольском крае (на 83,6%), Владимирской области (на 80,7%), Ненецком АО (на 79,4%), Курганской области (на 73,9%), Пермском крае (на 69,3%), Брянской (на 66,0%), Калининградской (на 63,7%), Саратовской (на 62,6%) и Тульской (на 62,2%) областях, Хабаровском крае (на 55,8%), Новгородской (на 55,6%) и Ивановской (на 51,5%) областях, Республике Коми (на 51,3%) и Тюменской области (на 50,8%).
Таблица 8
Распределение регионов по группам с различной динамикой  инвестиций в основной капитал на МП в январе-марте 2010 г. относительно января-марта 2009 г. (с учетом ИПЦ)
Изменение объемов инвестиций
Количество регионов
Регионы, данные по которым  отсутствуют
3
Сильное сокращение (50-100%)
16
Среднее сокращение (30-50%)
11
Небольшое сокращение (до 30%)
15
Небольшое увеличение (до 30%)
10
Среднее увеличение (30-50%)
8
Сильное увеличение (50-100%)
11
Очень сильное увеличение (свыше 100%)
9

 
По итогам 1 квартала 2010 г. в целом по стране по всем рассматриваемым  показателям развития малого предпринимательства, за исключением объема оборота малых  предприятий, отмечается негативная динамика.
На 1 апреля 2010 г. количество зарегистрированных малых предприятий  в целом по России уменьшилось  по сравнению с 1 апреля предыдущего  года на 3,5%. Среднесписочная численность  занятых на МП за год снизилась  на 4,3%, объем инвестиций в основой  капитал снизился на 16,8%. На фоне негативной динамики указанных показателей  объем оборота малых предприятий  в 1 квартале 2010 года оказался на 3,5% выше показателя за аналогичный период прошлого года. 15
Итоги деятельности малых  предприятий в 2009 г. в региональном разрезе можно охарактеризовать как разнонаправленные. В 47 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП; увеличение среднесписочной численности занятых на МП было отмечено в 36 регионе, объемов оборота МП – в 49 регионах; инвестиций в основной капитал на МП – в 38 регионах.
 
2.2 Основные особенности  малого предпринимательства с  точки зрения воздействия на  него кризисных явлений в экономике  РФ
 
По данным Федеральной  службы государственной статистики РФ число малых предприятий на 1 января 2008 года превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей – 3,4 млн. человек. В 2007 году продолжились тенденции к увеличению объемов  оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Итоги  деятельности субъектов малого предпринимательства  за 2007 год можно рассматривать  как положительные. Можно констатировать, что тенденции к росту данного  сектора отмечаются уже в течение  нескольких последних лет. Кроме  того, в 2006–2008 годах была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив  как на федеральном, так и региональном уровнях. Так, принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа  малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются  определенные меры по устранению административных барьеров.16
Однако указанные положительные  тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так  и специфических факторов, обусловленных  кризисными явлениями в экономике  зарубежных стран и Российской Федерации, зафиксированных в третьем квартале 2008 года.
К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести  снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность.
К специфическим факторам в свою очередь относятся следующие.
Во-первых, это резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для  инвестирования.
Несмотря на то, что в  настоящий момент зависимость от банковского сектора и банковского  финансирования малых предприятий  в отличие от крупных и средних  предприятий не является сильно выраженной, кризис ликвидности в банковском секторе сократит возможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям. Как правило, представители малого бизнеса в  меньшей степени пользуются кредитами (по сравнению с более крупными коллегами) для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты  в основном для пополнения оборотных  средств, закупки товаров у крупных  производителей, оптовиков. Другими  словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных  и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить  спрос со стороны малых предприятий  на получение таких кредитов. При  этом в большей степени влияние  банковского кризиса почувствуют  на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые в настоящий момент испытывают наиболее значительные сложности с  ликвидностью и уже не имеют возможности  предоставлять кредиты субъектам  МП.
Кроме того, в условиях дефицита средств филиалы крупных федеральных  и региональных банков с большой  долей вероятности будут ужесточать требования к заемщикам, в том  числе поднимать процентные ставки по кредитам, что приведет к тому, что не все субъекты малого предпринимательства, желающие получить кредит и имеющие соответствующее обеспечение, смогут рассчитывать на его получение.17
Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость  малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения  и предприятий, действующих в  России. Доля экспортоориентированных  малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий  окажет значительное негативное влияние  на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных  средств, что в свою очередь заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.
В-третьих, для малого бизнеса (особенно в сфере розничной и  мелкооптовой торговли, производства строительных материалов) станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы «предоплата за продукцию  – отгрузка продукции), поскольку  из-за кризиса ликвидности и затруднения  доступа к финансовым ресурсам предприятия  не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки  необходимых товаров.
В-четвертых, кризисные явления  увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки  малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий  и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями  инфраструктуры поддержки, некоторые  организации инфраструктуры могут  прекратить свое существование. При  этом продолжится деятельность только тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг, например, микрофинансовых организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийные фонды. Возможно, именно эти институты в условиях отсутствия банковского финансирования станут единственным источником заемных денег для малого бизнеса.
В-пятых, кризисные явления  могут спровоцировать уход в теневой  сектор малых предприятий. В условиях отсутствия средств и платежеспособного  спроса субъекты малого предпринимательства  будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить  дополнительные средства, многие предприятия  будут минимизировать налоговые  поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том  числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего  налогового администрирования возникает  и другой риск: на малый бизнес может  оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего  уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.18
В целом можно отметить, что вследствие существования кризисных  явлений в экономике, субъекты малого предпринимательства будут:
    замораживать все проекты, которые направлены на развитие и расширение (приостанавливается покупка нового оборудование, вложения в инфраструктуру, наем и обучение персонала, освоение новых земельных участков, открытие новых торговых точек, совершенствование методов управления, организации производства и сбыта и т.п.);
    прикладывать все усилия по сокращению инвестиционных и налоговых расходов;
    пересматривать методы работы с контрагентами (например, предприятия будут отказываться от предоплаты на покупаемый товар и предъявлять более серьезные требования к покупателям, чтобы избежать возможности неплатежей за отгруженную продукцию)
    будут наращивать привлечение заемных средств с нелегальных кредитных рынков (от ростовщиков и криминальных кредитных касс – «общаков») и перестанут пользоваться кредитными услугами легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет ограничен.
Безусловно, кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб  от экономического кризиса для отдельных  субъектов малого предпринимательства  будет не очень сильным. К таким  предприятиям прежде всего относятся:
      предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;
      предприятия, производящие товары / услуги с неэластичным спросом;
      предприятия, не использующие в своей работе заемные средства;
      предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент;
      предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному / муниципальному заказу.
 
2.3 Проблемы инвестиционной  поддержки малого бизнеса в  России.
 
В условиях глубокого экономического кризиса и крайней ограниченности ресурсов для капиталовложений в  экономику России проблема приоритетности выбора направлений инвестиционной деятельности приобретает чрезвычайное значение.
Актуальной она является и для сферы малого бизнеса, так  как, в настоящее время, финансирование было и остается наиболее уязвимой проблемой российского малого предпринимательства. Ощутимой государственной материально-финансовой помощи предприятия не получают, поэтому  развитие сети малого предпринимательства  не оказывает решающего влияния  на формирование товарных рынков, а  поддержание предпринимательской  активности в сфере малого бизнеса  не имеет необходимой почвы.
Несмотря на то, что капитальные  вложения МП составляют достаточно внушительную сумму (11 % от капиталовложений в экономику  России за счет всех источников финансирования), активность малых предприятий в  области инвестиций очень низка.19
Одной из главных проблем  развития малого предпринимательства  является его слабое инвестирование в связи с повышенными в  данной области рисками при кредитовании, которые вызваны следующими факторами:
    малые предприятия обычно не имеют возможности самостоятельно предоставить стопроцентную гарантию по своим обязательствам;
    не существует отлаженной системы гарантий и страхования их инвестиционной деятельности;
    кадровый состав малого бизнеса обычно не имеет достаточной экономической подготовки и потому зачастую представляет слабо проработанные инвестиционные проекты;
    консалтинговые услуги по ведению бизнеса и подготовке инвестиционных проектов, для предприятий малого бизнеса слишком дороги.
Проблема получения заемных  средств малыми предприятиями усугубляется и тем, что коммерческие банки  не заинтересованы в их кредитовании. Данный факт обусловлен следующими причинами:
    отсутствие отработанных инвестиционных банковских технологий;
    необходимость рассмотрения банками большого количества инвестиционных проектов при высокой себестоимости операций по их проработке.
В связи с этим банковские структуры предпочитают ограничивать свою инвестиционную деятельность кредитованием  только тех фирм, которые держат у них свой расчетный счет.
Фактически невозможно получить кредит вновь организованным малым  предприятиям.
Тем не менее, анализ современных  тенденций развития малых предприятий  в России позволяет говорить о  том, что данная область весьма перспективна для инвестирования. Но для того, чтобы определить наиболее эффективные  пути использования инвестиционных возможностей, необходима разработка гибкой государственной политики в  вопросах формирования собственных  источников инвестирования. Государственная  поддержка требуется и в вопросах привлечения малыми предприятиями  внешних финансовых источников. Совокупность данных направлений деятельности позволит не только упорядочить контроль государства  за развитием малого бизнеса, но и  позволит самим предприятиям быстро и эффективно развиваться за счет гарантирования им возможности использования  коммерческих займов и осуществления  других видов поддержки.
 
2.4 Предложения  по развитию кредитно-финансовых  механизмов поддержки малого  предпринимательства
 
За последнее десятилетие в  Российской Федерации так и не сложилось более-менее стройной и отлаженной кредитно-финансовой системы  поддержки малого предпринимательства. Хотя большинство малых и средних  региональных банков кредитует сейчас в основном малое и среднее  предпринимательство, инвестиционно-кредитное  сотрудничество региональных банков и  предприятий малого бизнеса не является в должной мере эффективным и  прочным. Этому мешают общая экономическая  ситуация в стране, нечетко обозначенная государственная политика в развитии малого предпринимательства, низкий уровень  капитализации самих банков. Сдерживающим фактором расширения кредитования малого бизнеса остаются высокие риски, отсутствие правовых гарантий эффективного возврата кредита, слабость информационной базы по кредитным историям заемщиков. Вместе с тем даже в таких условиях региональные банки стремятся обеспечить финансирование малого предпринимательства на более полный производственный цикл.20
Для преодоления ограничений кредитования малого бизнеса необходимо прежде всего  создать систему гарантирования кредитно-финансовых рисков, которая бы включала ответственность государства, банка и заемщика.
1. С этой целью федеральный  центр и местные органы власти  должны сформировать целевой гарантийный фонд за счет средств бюджета развития для обеспечения вложения банков с лимитом гарантий на один бизнес-проект. Такой фонд потребует отвлечения денежных средств из бюджета только в случае невозврата ссудной задолженности банку. Это позволит:
– в отсутствие законодательной базы, защищающей финансовые интересы банков, распределить доли ответственности между банком, государством (в лице органов управления федерального, регионального и муниципального уровней) и субъектом малого бизнеса;
– обеспечить увеличение ресурсной базы банков, так как наличие дополнительных гарантий и поручительства привлечет вкладчиков и инвесторов;
– активизировать инвестиционную деятельность в регионе;
– стимулировать развитие малых предприятий как субъектов кредитного и инвестиционного процессов.
Сформировать координационный  центр, необходимый для осуществления  данной задачи, можно на базе представительств Ассоциации региональных банков России и банков – членов Ассоциации.
2. Нужно также принять во внимание, что существующая в России система предоставления гарантий изначально направлена на оказание поддержки тем хозяйствам, которые могут предоставить достаточное залоговое обеспечение, что для большинства субъектов малого предпринимательства является недоступным. В то же время поручительство, не являющееся формой обеспечения, дает более широкие возможности для погашения долга, чем залог, так как поручитель отвечает перед банком всем своим имуществом, а не только заложенным.
3. При решении проблем финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства следует также учесть, что большая часть предприятий малого бизнеса применяет упрощенную систему бухгалтерского учета и налогообложения, в результате чего невозможно полностью проанализировать финансово-хозяйственную деятельность и стоимость имеющегося имущества. В этой связи необходимо скорейшее принятие закона, регламентирующего создание кредитных бюро и их деятельность по формированию информационной базы кредитных историй заемщиков как на федеральном, так и на межрегиональном и региональном уровнях. Необходимо подготовить совместно с банковским сообществом и принять закон «Об организации хранения кредитных историй и сопутствующей информации и доступа к ним».
4. С проблематикой кредитования малого бизнеса тесно связаны вопросы совершенствования финансовых механизмов ипотечного кредитования. В этом смысле необходимо добиться обеспечения прав кредиторов на возврат кредитов, обеспеченных залогом жилья, при одновременной защите прав граждан на жилье.
Следующей важной задачей  является создание условий удешевления кредитов для малых предприятий. Путями решения этой проблемы могли бы стать:
– совершенствование нормативных требований Банка России, направленных на удешевление банковского бизнеса, что позволит снизить ставки по кредитам. При этом надо учесть, что рентабельность кредитования малых предприятий, как правило, заметно ниже рентабельности кредитования средних и крупных предприятий (для работы с большим количеством клиентов банк должен сформировать серьезный штат специалистов кредитных, юридических, операционных отделов, обеспечить их рабочими местами, средствами связи и т.д., что повышает себестоимость кредитования малого бизнеса);
– изменение порядка формирования банками обязательных резервов, а именно: переход от конфискационного принципа к принципу лимитирования средств на корреспондентском счете в Банке России для бесперебойного осуществления расчетов;
– рефинансирование под максимально низкие процентные ставки региональных банков со стороны ЦБ РФ под поручительство и казначейские гарантии финансовых органов субъектов Федерации и муниципальных властей, осуществляющих программы поддержки малого бизнеса;
– законодательное разрешение банкам создавать собственные фонды кредитования малых предприятий по ставкам ниже рыночных;
– законодательное оформление как на федеральном, так и на региональном уровнях целевого субсидирования части коммерческой процентной ставки по банковским кредитам, предоставляемым предприятиям малого бизнеса. Такой опыт уже существует в ряде регионов (Ставропольский край, Республика Мордовия, Республика Татарстан и др.).
– разработка системы компенсации государством процентов по кредитам, привлекаемым малыми предприятиями, в течение первых лет их деятельности. Для того чтобы местные власти были заинтересованы в осуществлении подобных программ, статьи расходов могут быть урегулированы, например, соотношением местных и федеральных бюджетов.21
Важным направлением в создании кредитно-финансового механизма  малого бизнеса должно стать развитие негосударственных небанковских организаций.
Микрофинансирование как поддержка субъектов малого предпринимательства, основой которого является предоставление небольших средств на короткий срок для предпринимательских целей, является одной из простых, но важных составляющих развития малого предпринимательства. Микрофинансовые организации могли бы обеспечить субъекты малого бизнеса минимально необходимым стартовым капиталом и оборотными средствами.
Дальнейшее развитие механизмов и  структур микрокредитования и самофинансирования малых предприятий предполагает, в частности, аккумуляцию средств  предпринимателей в специализированных структурах, работа которых осуществляется на принципах взаимности и субсидиарной ответственности участников. Деятельность таких кредитных кооперативов также  могла бы осуществляться под патронатом региональных коммерческих банков. В  этом случае кредиты банков будут  направлены на пополнение фондов кредитования кредитных кооперативов.
В целях расширения источников кредитования малого и среднего бизнеса необходимо предусмотреть дополнительные налоговые преференции для инвесторов, финансирующих долгосрочные и (или) стартовые проекты субъектов малого предпринимательства. Например, это могут быть вычеты из налога на прибыль на полную сумму инвестиций, разбитую равными долями на весь срок окупаемости этой инвестиции.
Представляется целесообразным сделать  более эффективным использование механизма лизинга оборудования и технологий для поддержки малого бизнеса. Особенно важно при этом участие местных властей. Часть лизинговых платежей должна субсидироваться государством или покрываться за счет льготы по уплате налогов.
Следует поддержать также рекомендации, данные Советом Ассоциации региональных банков России кредитным организациям – членам Ассоциации. Принятие региональными  банками активного участия в  работе региональных органов власти и финансовых институтов по расширению кредитования малого бизнеса; введение ими в практику своей деятельности некоммерческих консалтинговых услуг  для субъектов малого предпринимательства, обеспечение внедрения новых  банковских технологий для обслуживания малых предприятий – все эти  меры, безусловно, будут способствовать совершенствованию кредитно-финансовых механизмов поддержки малого бизнеса.22
В заключение можно отметить, что программы финансовой поддержки малых предприятий, микрокредитования, предоставления государственных гарантий, субсидирования процентных ставок за счет средств бюджетов могут быть реализованы только при внесении существенных изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и действующее банковское законодательство.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
 
 
3.1 Малое предпринимательство  в Мурманской области
 
По количеству зарегистрированных малых предприятий на 100 тысяч  жителей в Мурманской области  зафиксирован один из наихудших показателей  в стране по сокращению числа МП - на 67,3 процента.
Итоги деятельности малых  предприятий в январе - сентябре 2010 года в региональном разрезе можно  рассматривать как умеренно позитивные. Об этом говорится в информационно-аналитическом  докладе «Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе - октябре 2010 года», подготовленном экспертами Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). 
Ему все больше, а он - все меньше.23
По состоянию на 1 октября 2010 года в России было зарегистрировано 219,7 тысячи малых предприятий, что  на 3,5% меньше, чем по состоянию на 1 октября 2009 года. Количество малых  предприятий в расчете на 100 тысяч  жителей уменьшилось на 5,7 единицы  и составило 154,8 единицы. 
Количество малых предприятий в расчете на 100 тысяч человек населения выросло в 46 регионах. В 37 регионах количество малых предприятий в расчете на 100 тысяч жителей снизилось. Максимальное сокращение показателя зафиксировано в Волгоградской области (на 79,9 ед.). 
Среднесписочная численность работников малых предприятий по итогам января - сентября 2010 года (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране сократилась на 3,0% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 5 575,2 тысячи человек.
Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности  занятых за этот период уменьшился на 0,11 процентных пункта и составил 12,0%.
Количество занятых на малых предприятиях выросло в  двух федеральных округах, в том  числе в Северо-Западном и Дальневосточном  федеральных округах. В обоих  округах показатель за год вырос  на 2%. При этом доля работников МП в  общей среднесписочной численности  занятых в рассматриваемых округах  выросла на 0,48 п.п. и 0,35 п.п. соответственно.
В январе - сентябре 2010 года среднесписочная численность занятых  на МП выросла в 44 регионах. Лидером  по росту числа занятых на малых  предприятиях является Ленинградская  область (показатель вырос на 36,2%). Среднее  увеличение показателя (10-30%) зафиксировано  в Костромской (на 23,2%), Владимирской (на 14,9%), Омской (на 10,7%), Саратовской (на 10,4%) и Липецкой (на 10,3%) областях.
Общий объем оборота МП в Российской Федерации в январе - сентябре 2010 года составил 7 111,5 млрд рублей, что на 14,3% выше аналогичного показателя 2009 года (с учетом индекса потребительских  цен рост составил 6,9%).
Рост оборота малых  предприятий с учетом индексов потребительских  цен наблюдается в 6 федеральных  округах. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Дальневосточном федеральном  округе (на 15,1%) и Центральном федеральном  округе (на 14,4%). В Северо-Западном федеральном  округе - 5,5%.
Объем инвестиций в основной капитал на МП за III квартал 2010 года в целом по РФ составил 163 079,0 миллиона рублей, что на 2,8% ниже показателя за аналогичный период прошлого года (с  учетом индекса потребительских  цен показатель сократился на 9,1%).24
К сожалению, на общем фоне ситуация с развитием малого бизнеса  в нашем регионе глаз не радует.
Практически по всем позициям малое предпринимательство Мурманской области проигрывает соседям  по Северо-Западному федеральному округу.
Так, по количеству зарегистрированных малых предприятий на 100 тысяч  жителей в Мурманской области  зафиксирован один из наихудших показателей  в стране по сокращению числа малых  предприятий - на 67,3 процента (с 191,2 до 123,9). Архангелогородцы увеличили число  малых предприятий на 4,2 процента, у карелов - небольшой спад в 9,5 процента. 
Среднесписочная численность  занятых на малых предприятиях - по этому показателю в нашем регионе  занято 23,8 тысячи человек (сокращение на 7,6%). Это составляет 7,9 процента от общей среднесписочной численности  занятых. Кстати, по итогам I квартала 2010 года было 24,5 тысячи человек. Для сравнения, среди наших ближайших соседей  по Северо-Западному федеральному округу картина выглядит следующим образом. В Архангельской области в  малом бизнесе занято 42,5 тысячи человек, что составляет 9,8 процента от общей  среднесписочной численности занятых (сокращение в 5,9%). 
Объем оборота малых предприятий  нашего региона за три квартала 2010 года составил 46974,5 миллиона рублей, что  на 21,8% меньше аналогичного периода 2009 года. Мурманская область в этом смысле находится в числе аутсайдеров - регионов с наибольшим падением оборота  МП. Архангелогородцы нас обошли - 43236,5 миллиона рублей и прирост в 2,6%, карелы
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.