На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Управление охраной труда. Государственный надзор и контроль

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     Охрана  труда в широком смысле слова - это система сохранения жизни  и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Охрана труда как институт трудового права - это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Как правовой институт охрана труда включает в себя нормы, устанавливающие права и обязанности работников и работодателей по вопросам безопасности и гигиены труда, а также конкретизирующие их с помощью правил и инструкций по охране труда; специальные нормы о компенсациях для лиц, работающих в тяжелых, вредных или опасных условиях; нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних работников, лиц с пониженной трудоспособностью; нормы, регулирующие организацию работы по охране труда; правила расследования и учета несчастных случаев на производстве. 

     Охрана  труда имеет социальное, экономическое и правовое значения. Социальное значение ее состоит в том, что охрана труда способствует укреплению (сохранению) здоровья работников от вредных и опасных производственных факторов. Экономическое значение охраны труда реализуется в росте производительности труда, подъеме экономики, увеличении производства. Правовое значение охраны труда состоит в правовом регулировании работы по способностям с учетом тяжестей условий труда, физиологических особенностей женского организма, организма подростков и трудоспособности инвалидов. Кроме того, вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива (соответствующего профсоюзного органа) с работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном уровнях. 

     В правовом регулировании охраны труда  широко сочетаются централизованные нормы  трудового законодательства, которые  устанавливают минимум правовых мер по охране труда, с договорным методом, повышающим, конкретизирующим этот минимум на основании соглашений, коллективных договоров, а также трудовых договоров. 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие и содержание охраны труда
     Согласно  ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация  социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
     Охрана  труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст.209 ТК РФ). Выраженные в правовой форме и в первую очередь закрепленные в трудовом законодательстве, все эти нормы образуют важнейший правовой институт особенной части трудового права, хотя, конечно, нельзя при этом не учитывать, что под охраной труда в широком смысле слова следует понимать все трудовое право, поскольку все его нормы направлены на защиту интересов всех работающих.
     В правовом регулировании охраны труда  широко сочетаются централизованные нормы  трудового законодательства, которые  устанавливают минимум правовых мер по охране труда, с договорным методом, повышающим, конкретизирующим этот минимум на основании соглашений, коллективных договоров, а также трудовых договоров.
     Статья 37 Конституции РФ декларирует, что  каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Основными нормативными актами об охране труда являются: Основы законодательства об охране здоровья граждан, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации", иные нормативные правовые акты, принятые Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством здравоохранения и социального развития РФ, специализированными федеральными инспекциями по надзору за охраной труда (Госкомсанэпиднадзором, Госгортехнадзором и др.). В настоящее время действуют единые отраслевые и межотраслевые правила по технике безопасности и производственной гигиене труда, многие из которых в целях унификации требований по охране труда взяты в стандарты, и разработана федеральная и отраслевая система стандартов безопасности труда.
     Каждый  работник имеет право на охрану труда, которое является основным правом, закрепленным в ст. 37 Конституции РФ и ст. 21 и 219 ТК РФ. Право на охрану труда работник реализует в процессе трудовой деятельности.
     Содержание  права на охрану труда включает право  работника на:
     1. рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
     2. обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний;
     3. отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда;
     4. обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты за счет средств работодателя;
     5. обучение безопасным методам труда за счет средств работодателя;
     6. профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
     7. обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, к работодателю, в профсоюзы по вопросам охраны труда;
     8. личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
     9. внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования);
     10. компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если работник занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
     Статья 220 Трудового кодекса РФ закрепляет гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Государственный надзор и контроль 

      2.1.Федеральная служба по труду и занятости 

В соответствии со статьями 353, 354, 356 ТК РФ, государственный  надзор и контроль за соблюдением  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной инспекции труда, являющиеся единой централизованной системой государственных органов.
Органом Федеральной  инспекции труда является Федеральная служба по труду и занятости (далее Роструд), находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Территориальными органами Роструда являются трудовые государственные инспекции, осуществляющие непосредственное взаимодействие с организациями работодателями.
Роструд руководствуется  в своей деятельности Конституцией РФ, законами, актами Президента РФ, и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, которому Роструд подчинен, Положением «О Федеральной службе по труду и занятости», утвержденным Постановлением Правительства РФ, от 30.06.04 № 324, и другими нормами законодательства.
     В частности, трудовые инспекции обязаны  исполнять требования Федерального закона от 26.12.2008 № 134ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)» (далее Закон № 134ФЗ), которым установлены особые правила при проведении проверок, о которых будет сказано ниже.
     Роструд осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации. К числу специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, согласно ст. 353 ТК РФ, помимо Федеральной инспекции труда относятся и другие государственные органы. Например, Ростехнадзор (статьи 366, 367 и 369 ТК РФ), Генеральный прокурор, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ.
     Например, Ростехнадзор призван применять исключительно нормы по охране труда работников, но только в организациях и на объектах промышленной сферы, подпадающей под действие норм Федерального закона от 21.07.1997 № 116ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Тогда как государственная инспекция труда может применять любые нормы трудового права, в том числе и в организациях и объектах промышленности, и по отношению к работникам, выполняющим соответствующие виды деятельности, относящиеся к сфере надзора, обеспечивающего промышленную безопасность.
     В связи с этим государственный  надзор в сфере промышленной безопасности осуществляется при взаимодействии с органами Государственной инспекции  труда.
     Данные органы действуют от имени государства в целях соблюдения трудового законодательства и в своей деятельности не зависят от работодателей.
     Итак, органами государственной власти, призванными  осуществлять контроль и надзор за исполнением всех существующих норм трудового законодательства, являются Роструд и его территориальные инспекции.
     Функции контроля и надзора указанного органа состоят в обеспечении соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, условий труда; обеспечении  соблюдения работодателями трудового  законодательства и иных норм закона, содержащих нормы трудового права; обеспечении работодателей и работников информацией о средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства; доведении до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий, бездействия или злоупотреблений, которые не попадают под действие трудового законодательства.
     Государственный надзор за точным и единообразным  исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
     Ранее, до издания Положения о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда (Рострудинспекции) (утверждено Указом Президента РФ, от 20.07.1994 № 1504), на смену которой в 2004 г. пришел Роструд, функцию государственного контроля за соблюдением законодательства об охране труда выполняли профсоюзы.  
 

      2.2.Полномочия трудовой инспекции 

     Перечень  полномочий трудовой инспекции очень  обширен и построен в соответствии с положениями Конвенции Международной Организации Труда 1947 г. № 81 и ст. 356 ТК РФ. 

     К полномочиям трудовой инспекции  помимо контроля и надзора за соблюдением  работодателями трудового законодательства относятся:
     - анализ обстоятельств и причин  нарушений, принятие мер по их устранению и восстановлению, а также направление соответствующей информации в федеральные органы исполнительной власти, правоохранительные органы, суды;
     - рассмотрение дел об административных  правонарушениях;
     - обобщение практики;
     - принятие участия в расследовании несчастных случаев на производстве или проведение расследования, а также полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.
     К полномочиям территориальных структур Роструда согласно ст. 357 ТК РФ, отнесены:
     - в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать для проведения инспекции организации, работодателей физических лиц;
     - запрашивать у работодателей  и их представителей, органов  исполнительной власти и органов  местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
     - изымать для анализа образцы  используемых или обрабатываемых  материалов и веществ;
     - расследовать в установленном  порядке несчастные случаи на производстве;
     - предъявлять работодателям и  их представителям обязательные  для исполнения предписания об  устранении нарушений трудового  законодательства;
     - при наличии заключений государственной  экспертизы направлять в суды  требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений;
     - выдавать предписания об отстранении  от работы лиц, не прошедших  обучение безопасным методам  и приемам выполнения работ,  инструктаж по охране труда  и т. д.;
     - запрещать использование работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, не имеющих сертификатов соответствия;
     - составлять протоколы и рассматривать  дела об административных правонарушениях,  подготавливать и направлять  в правоохранительные органы  и в суд другие материалы;
     - выступать в качестве экспертов  в суде по искам о нарушении  трудового законодательства.
     Стоит отметить, что согласно части первой ст. 23.12 КоАП РФ, Роструд и подведомственные ему территориальные инспекции  рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью первой ст. 5.27, статьями 5.285.34 и 5.44 КоАП РФ.
     Правом  рассматривать дела об административных правонарушениях и привлекать виновных лиц к административной ответственности  наделены Главный государственный  инспектор труда РФ, его заместители, руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители и другие лица, указанные в части второй ст. 23.12 КоАП РФ.
     Сложилось мнение, что трудовая инспекция может прийти в организацию с проверкой, только если от работника организации поступила жалоба на работодателя. Однако это не совсем так. Роструду предоставлено право проводить проверки соблюдения работодателями законодательства о труде. Эти проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми.
     Согласно  п. 4 ст. 7 Закона № 134ФЗ, плановые проверки по контролю проводятся на основании  распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора), а также в целях  проверки выполнения работодателями обязательных требований.
     Согласно  той же ст. 7 Закона № 134ФЗ, в отношении  одной организации (индивидуального  предпринимателя) любым органом  государственного контроля плановая проверка может быть проведена не более  чем один раз в два года, а в отношении субъекта малого предпринимательства не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.
     Внеплановые проверки могут проводиться в  случаях, перечисленных в п. 5 ст. 7 Закона № 134ФЗ. Например, проверка будет  проведена, если в уполномоченный орган поступит жалоба на нарушение прав и законных интересов работника или в случае возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества. В последнем случае проверка должна быть проведена также на основании соответствующего заявления лица, выявившего такие факты.
     При проведении проверок работодатель имеет  право знать, кто именно на него пожаловался, в случае, если заявитель письменно  подтвердит намерение раскрыть свою личность.
     Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в трудовую инспекцию, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.
     Чтобы убедиться в обоснованности и  законности прихода трудового инспектора, необходимо проверить служебное удостоверение лица, уполномоченного совершать проверку, а также распоряжение о проведении проверки за подписью руководителя инспекции труда.
     В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю согласно п. 1 ст. 7 Закона № 134, должны быть указаны следующие сведения:
     - номер и дата распоряжения (приказа)  о проведении проверки;
     - наименование контролирующего органа;
     - фамилия, имя, отчество и должность  лица (лиц), уполномоченного на проведение  проверки;
     - наименование организации или  фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится проверка;
     - цели, задачи и предмет проводимой  проверки;
     - правовые основания проведения  проверки;
     - дата начала и окончания проверки.
     Распоряжение  о проведении проверки предъявляется инспектором руководителю организации, в которой запланировано контрольное мероприятие. Вместе с распоряжением инспектор должен ознакомить представителя работодателя со служебным удостоверением пришедшего с проверкой лица. Если эти требования не будут соблюдены, то работодатель имеет полное право отказать инспектору в проведении проверки в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона № 134ФЗ.
     Кроме того, можно позвонить в инспекцию  и выяснить, были ли направлены проверяющие  в организацию, а также целесообразно  снять копии всех представленных инспектором документов.
     Мероприятие по контролю может проводить только то должностное лицо (или лица), которое  указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.
     Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.
     В исключительных случаях, когда необходимы специальные исследования, срок инспекции  может быть продлен, но не более чем  на один месяц. Такого рода предложение  должно исходить только от должностного лица, осуществляющего инспекцию, от руководителя органа государственного контроля или его заместителя. 

      2.3.Осуществление проверок и составления актов трудовой инспекцией 

     Деятельность  трудовой инспекции регламентируется трудовым законодательством, поэтому  трудовые инспекторы осуществляют проверку в сфере трудовых отношений и отношений, связанных с охраной труда.
     В основном инспекторов по труду интересуют учредительные документы организации, трудовые договоры, локальные нормативные  акты, принятые в организации, например, правила внутреннего трудового распорядка, кадровая документация.
     Инспекторы  знакомятся с правильностью учета  и ведения трудовых книжек, проверяют  соответствие записей в трудовых книжках приказам о приеме на работу в организацию или о переводе на другую работу.
     Кроме всего прочего, трудовые инспекторы могут заглянуть и в бухгалтерию предприятия, где проверят табели учета рабочего времени, расчет зарплаты и все, что касается расчета зарплаты, положения о премировании, о надбавках, если таковые имеются.
     Даже  в случае, если предметом проверки не является несчастный случай на предприятии, трудовой инспектор все равно может запросить документацию, посвященную охране труда. Это могут быть инструкции по охране труда по каждой профессии, журналы вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте.
     Чтобы убедиться в соблюдении норм по охране труда на предприятии, инспектор  помимо изучения документации может  опросить сотрудников, осмотреть помещение  и рабочие места.
     Однако, в своей деятельности по защите прав работников трудовые инспекторы не должны нарушать права и законные интересы проверяемых работодателей. Эти права охраняет Закон № 134.
     Поэтому инспекторы по труду должны исходить из норм ст. 3 Закона № 134ФЗ, которые  гарантируют организациям и индивидуальным предпринимателям соблюдение следующих принципов:
     - презумпция добросовестности юридического  лица;
     - соблюдение международных договоров  РФ;
     - открытость и доступность для  юридических лиц нормативных  правовых актов, устанавливающих  обязательные требования, выполнение  которых проверяется при проведении государственного контроля;
     - соответствие предмета проверки  компетенции органа государственного  контроля;
     - периодичность и оперативность  проведения мероприятий по контролю;
     - другие принципы защиты прав  юридических лиц, предусмотренные законодательством.
     Не  стоит забывать о том, что трудовые инспекторы при проведении проверки ограничены в своих полномочиях  следующим: изучением документации предприятия, содержанием распоряжения о проведении проверки (в котором  очерчен круг вопросов, необходимых для изучения), а также нормами законодательства.
     Так, на основании ст. 8 Закона № 134ФЗ, трудовые инспекторы не вправе:
     - проверять выполнение обязательных  требований, не относящихся к  компетенции трудовой инспекции;
     - осуществлять плановые проверки в случае отсутствия должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц;
     - требовать представления документов, информации, образцов продукции,  если они не являются объектами  мероприятий по контролю и  не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
     - требовать образцы продукции  для проведения их исследований  без оформления акта об отборе  образцов;
     - распространять информацию, составляющую  охраняемую законом тайну;
     - превышать установленные сроки проведения проверок. Если в организацию пришли несколько проверяющих, необходимо убедиться, что все они указаны в распоряжении. Распоряжение, в котором отсутствует предмет проверки, является недействительным. Инспектор по труду не имеет права запрашивать информацию, не относящуюся к его компетенции. Оформление результатов проведенной проверки регламентируется положениями ст. 9 Закона № 134ФЗ и Кодекса РФ, об административных правонарушениях (КоАП РФ).
     По  результатам проверки инспектор  составляет акт в двух экземплярах для каждой из сторон с указанием затребованных документов и выявленных нарушений.
     В акте в обязательном порядке указываются:
     - дата, время и место составления  акта;
     - наименование контролирующего органа;
     - дата и номер распоряжения, на основании которого проведена инспекция;
     - фамилия, имя, отчество и должность  лица (лиц), проводившего инспекцию;
     - наименование проверяемого юридического  лица или фамилия, имя, отчество  индивидуального предпринимателя;
     - дата, время и место проведения  мероприятия по контролю;
     - сведения о результатах мероприятия  по контролю, в том числе о  выявленных нарушениях;
     - сведения об ознакомлении или  об отказе в ознакомлении с  актом представителя юридического  лица;
     - подпись должностного лица (лиц), осуществившего проверку.
     К упомянутому документу акту по результатам  проверки прилагаются акты об отборе образцов продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы проведенных  исследований, объяснения должностных  лиц, работников, на которых возлагается  ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.
     Акт по результатам проверки составляется даже в том случае, если в ходе проверки не было выявлено нарушений.
     Помимо  перечисленного инспектор делает пометку в журнале проверок. В журнале учета мероприятий по контролю инспектором производится запись о проведенном мероприятии, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля, дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю (см. п. 5 ст. 9 Закона РФ, № 134ФЗ).
     Стоит отметить, что на основании данных журнала работодатель может отклонить  плановый визит проверяющего, так  как плановая проверка проводится не более одного раза в два года. Исключение составляет проверка вследствие поданной работником жалобы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Виды ответственности за нарушения трудового законодательства 

     Ответственность должностных лиц  и других работников за нарушение законодательства об охране труда. 

     Основным  нормативным актом, содержащим нормы  по охране труда, является ТК РФ. Статья 212 ТК РФ перечисляет основные обязанности  работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. В Постановлении Правительства №399 перечислены правовые акты, содержащие нормативные требования по охране труда.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.