На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование звукопроизношения у детей со стёртой формой дизартрии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение

    . Актуальность нашего исследования состоит в том, что в настоящее время формирование навыков правильной речи имеет большое значение, поэтому очень важен поиск наиболее эффективных форм работы обследования детей с ринолалией.
Ринолалия (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. 
Объект исследования – теоретическое изучение методик обследования детей с ринолалией.
Предмет исследования – содержание логопедического воздействия,  направленного на обследование детей с ринолалией.
Цель исследования – теоретическое обоснование и определение оптимальных путей логопедической работы, направленных на обследование детей с ринолалией.
Задача курсовой работы  - проанализировать специальную литературу по проблеме исследования методик логопедического обследования детей с ринолалией.
Методы: теоретический анализ.
Теоретические методы – анализ литературы по проблеме исследования.
Курсовая  работа состоит  из введения, одной главы, заключения, списка литературы.
Объём курсовой работы состоит из 25 страниц печатного текста.
 
 
 
 
Глава 1.Теоретичесие основы изучения особенностей логопедического  обследования детей с ринолалией.
      Понятие о ринолалии.
 Как отмечает Г.В. Чиркина,  ринолалия (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. см. [6]
  Ринолалия по своим  проявлениям отличается от дислалии  наличием измененного назализованного  (от лат. nasus — нос) тембра голоса.
   При ринолалии  артикуляция звуков, фонация существенно  отличаются от нормы. При нормальной  фонации во время произнесения  всех звуков речи, кроме носовых,  у человека происходит отделение  носовой полости от ротовой.  Эти полости разделяются нёбно-глоточным  смыканием, вызываемым сокращением  мышц мягкого нёба, боковых и  задних стенок глотки. Одновременно  с движением мягкого нёба при  фонации происходит утолщение  задней стенки глотки (валик Пассавана), которое способствует контакту  задней поверхности мягкого нёба  с задней стенкой глотки.
   Во время речи  мягкое нёбо непрерывно опускается  и поднимается на разную высоту  в зависимости от произносимых  звуков и темпа речи. Сила нёбно-глоточного  смыкания зависит от произносимых  звуков. Она меньше для гласных,  чем для согласных. Самое слабое  нёбно-глоточное смыкание наблюдается  при согласном в, самое сильное  — при с, обычно в 6—7 раз  сильнее, чем при а.
   При нормальном  произнесении назальных звуков  м, мь, н, нь воздушная струя  свободно проникает в пространство  носового резонатора.
   В зависимости  от характера нарушения функции  нёбно-глоточного смыкания выделяются  различные формы ринолалии.
Открытая  ринолалия. см. [5]
  Как отмечает А.Г. Ипполитова, при открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность. Наиболее заметно изменяется тембр гласных и, ы, у, при артикуляции которых ротовая полость больше всего сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный а, так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта.
 Значительно нарушается  тембр при произнесении согласных.  При произнесении шипящих и  фрикативных прибавляется хриплый  звук, возникающий в носовой полости.  Взрывные п, б, д, т, к и  г звучат неясно, так как в  ротовой полости не образуется  необходимое воздушное давление  вследствие неполного перекрытия  носовой полости. Ринофонически  звучат л и р. Воздушная струя  в ротовой полости настолько  слаба, что недостаточна для  колебания кончика языка, необходимого  для образования звука р.
     Ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами губы и нёба, представляет собой серьезную проблему для различных отраслей медицины и логопедии. Она является предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских оториноларингологов, психоневрологов и логопедов. Расщелины принадлежат к наиболее частым и тяжелым порокам развития.
   Частота рождения детей с расщелинами различна среди разных народов, в разных странах и даже в разных областях каждой страны, обобщая сведения из литературы, отмечает, что на 600—1000 новорожденных рождается один ребенок с расщелиной губы и нёба. В настоящее время частота рождаемости в разных странах детей с врожденной патологией лица и челюстей колеблется от 1 на 500 новорожденных, до 1 на 2500 с тенденцией к увеличению за последние 15 лет.
Виды расщелин неба. [6]
    Врожденные расщелины неба могут быть разнообразной формы и протяженности. Щелинный дефект самой легкой степени имеет вид вдавливания слизистой, иногда могут быть разъединены только мышцы и кость при сохранении слизистой.
    Расщелины неба часто являются продолжением боковой расщелины верхней губы и альвеолярного отростка, и располагаются между лобным и верхнечелюстным отростками.
Расщелина неба может распространяться по всей длине неба или занимать отдельные его участки, поэтому  принято различать неполные и  полные расщелины неба.
Неполные расщелины  называют несквозными - они могут захватывать только язычок или язычок и мягкое небо или частично твердое небо и оканчиваться позади резцового отверстия.
Полными или сквозными расщелинами называют такие при которых, щель с твердого неба распространяется  на альвеолярный отросток и верхнюю губу.
Расщелина неба на протяжении от резцового отверстия до задней носовой ости может быть одно- или  двусторонней.
При односторонней расщелине  сошник на одной стороне соединяется  с небным отростком, на другой имеется  щель, через которую сообщаются носовая  и ротовая полости. Если левая  половина небной пластинки соединена  с сошником, то будет правосторонняя расщелина, если правая - то левосторонняя. При двусторонней расщелине обе  носовые полости сообщаются с  полостью рта, а нижний край сошника  остается свободным посредине расщелины  и располагается на уровне несросшихся  небных пластинок, реже - выше их. Расщелины  язычка и мягкого неба всегда располагаются  по средней линии.
Ринолалия при расщелинах неба характеризуется своеобразным комплексом симптомов.[5]
1.      Изменение  положения и активности языка.
Язык стабилизируется  в следующем положении: все тело его оттянуто кзади (западает назад, к глотке), а корень и спинка с  силой приподняты кверху (отмечается повышенный тонус). Кончик языка обычно развит плохо, часто паретичен. В  результате оказываются доступными только самые элементарные движения, которые между собой мало дифференцированы. Изменение положения языка является своеобразным приспособлением ребенка  к своему дефекту.
2.      Нарушение  деятельности мышц, осуществляющих  движение мягкого неба.
Функция всех мускулов, поднимающих  мягкое небо и образующих разделение носовой и ротовой полостей, резко  ограничена не только при речи, но и  при актах жевания и глотания. Мягкое небо либо пассивно, либо мало подвижно и не выполняет своей функции  разделения ротовой и носовой  полости. У больных с открытой ринолалией нарушается существующее переплетение мышц неба по средней линии и необходимое  их физиологическое натяжение и  отмечается ассиметрия мышц мягкого  неба слева и справа. Эта асимметрия проявляется к 4—5 годам и с  возрастом прогрессирует. Слизистая  оболочка глотки становится бледной, вялой, атрофичной. Смыкание мягкого неба и задней стенки глотки не осуществляется.
3.      Изменение  взаимодействия мышц всего периферического  конца речедвигательного анализатора.
Прежде всего обращает на себя внимание нарушение взаимосвязи  артикуляторных и мимических мышц, что выражается в излишних движениях  лицевых мышц в процессе артикуляции, наличии синкинезий, а в ряде случаев  тикообразных и хореических движений лицевых мышц.
 У лиц с врожденной  расщелиной даже после хирургического  вмешательства трудности в этом  плане не исчезают. При сквозных  расщелинах после хейлопластики  остаются рубцы, ограничивающие  подвижность мышц. Чем значительнее  деформации губы, тем больше вовлекаются  в артикуляцию звуков лицевые  и мимические мышцы, что вырабатывает  у ребенка стойкий стереотип  напряженности речи.
По морфологической  характеристике расщелин выделяют:
   Врожденные расщелины верхней губы:
1.врожденная скрытая расщелина  верхней губы (одно- или двухсторонняя);
2.врожденная неполная  расщелина верхней губы;
а) без деформации кожно-хрящевого  отдела носа (одно- или двусторонняя);
б) с деформацией кожно-хрящевого  отдела носа (одно- или двусторонняя);
3. врожденная полная расщелина  верхней губы (одно- или двусторонняя).
    Врожденные  расщелины нёба:
1.расщелина мягкого нёба:
а) скрытые (субмукозные);
    Наиболее трудно обнаружить субмукозную (подслизистую), или скрытую, расщелину. Для ее выявления следует обратить внимание на заднюю поверхность нёба, которая при утрированном произнесении звука «а» с широко открытым ртом слегка втягивается в форме небольшого треугольника. Слизистая оболочка в этой области истончена и имеет более бледную окраску.
б) неполные;
в) полные
2. расщелины мягкого и  твердого нёба:
 скрытая;
 неполная;
 полная;
3. полная расщелина альвеолярного  отростка, твердого и мягкого  нёба:
односторонняя;
двусторонняя
4. полная расщелина альвеолярного  отростка и переднего отдела  твердого нёба:
а) неполные (одно- или двусторонняя)
б) полные (одно- или двусторонняя)
    Среди новорожденных с расщелинами губы и неба всегда преобладают мальчики (0.79 мальчиков и 0.59 девочек на 1000 новорожденных). Нарушения нёба могут сочетаться с расщелинами губы. Частичные расщелины встречаются в несколько раз чаще полных, а односторонние чаще, чем двусторонние (по данным М. Д. Дубова). Расщелины обычно сочетаются с различными зубочелюстными деформациями.
Закрытая  ринолалия.
   Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Самый сильный резонанс у носовых м, мь, н, нь. При нормальном их произнесении носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает прямо в носовую полость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовые б, б, д, д. В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный-неназальный, что влияет на ее разборчивость.    Меняется также звучание гласных звуков из-за заглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный оттенок.
   Причина закрытой  формы — чаще всего органические  изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбо-глоточного смыкания. Органические изменения вызываются болезненными явлениями, в результате которых затрудняется носовое дыхание.
   М. Зееман различает два вида закрытой ринолалии (ринофонии): переднюю закрытую — при непроходимости носовых полостей, заднюю закрытую — при уменьшении носоглоточной полости. Передняя закрытая ринолалия наблюдается при хронической гипертрофии слизистой носа, главным образом, задних нижних раковин; при полипах в носовой полости; при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости. Задняя закрытая ринолалия у детей может быть следствием аденоидных разрастаний, реже носоглоточных полипов, фибромы или иных носоглоточных опухолей.
    Функциональная  закрытая ринолалия наблюдается у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. Однако тембр назальных и гласных звуков при этом может быть нарушен сильнее, чем при органических формах. Мягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывается доступ звуковым волнам к носоглотке. Это явление чаще наблюдается при невротических расстройствах у детей.
    При органической закрытой ринолалии прежде всего должны быть устранены причины непроходимости носовой полости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости (например, после аденотомии) ринолалия продолжает проявляться, прибегают к таким же упражнениям, как при функциональных нарушениях.
Смешанная ринолалия.
    Некоторые авторы выделяют смешанную ринолалию — состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбо-глоточного контакта функционального и органического происхождения.
    Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесения оральных звуков. Состояние речи может ухудшиться после аденотомии, так как возникает нёбно-глоточная недостаточность и проявляются признаки открытой ринолалии. В связи с этим логопеду следует тщательно обследовать строение и функцию мягкого нёба, установить, какая форма ринолалии (открытая или закрытая) сильнее нарушает тембр речи, совместно с врачом обсудить необходимость устранения носовой непроходимости и предупредить родителей о возможности ухудшения тембра голоса. После операции используются приемы коррекции, разработанные применительно к открытой ринолалии.
Механизм процесса речевого произнесения при ринолалии
Ринолалия является речевым  нарушением, при котором патология  обусловлена нарушением верхней  части периферического конца  речедвигательного анализатора. Периферический конец речедвигательного анализатора, как известно, состоит из трех отделов.
1.      нижний  отдел — дыхательный (энергетический): бронхи, легкие, трахея и мышечные  комплексы, которые приводят в  движение органы дыхания (диафрагма,  межреберные и брюшные мышцы). Эта система обеспечивает подачу  потока воздуха к органам фонации,  регулирует скорость воздушной  струи и количество выдыхаемого  воздуха, что определяет подсвязочное  и надсвязочное давление или  энергетический расчет при произнесении  слогов и звуков речи (СНОСКА: Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958, с. 350. 44). Согласно данным А.  Митринович-Моджеевской диафрагма  находится в тесной функциональной  связи с мышцами глоточного  кольца. Одновременно нижний отдел  является резонатором разговорной  речи, которая возникает благодаря  координации функции дыхания, фонации и артикуляции.
2.      средний  отдел — гортань, состоящая  из 9 хрящей: трех непарных (щитовидной, перстневидной, надгортанник) и трех  парных (черпаловидные, санториниевы и врисбергиевы).
Все хрящи связаны между  собой суставами, кроме надгортанника, который имеет только связочное  прикрепление. Суставы обеспечивают подвижность гортани. В полости  гортани располагаются истинные и ложные голосовые складки. Истинные голосовые складки передними  концами прикреплены к задней поверхности щитовидного хряща  в углу, образуемом его пластинками, а задние концы — к голосовому отростку правого и левого черпаловидных хрящей.
Параллельно истинным голосовым  складкам лежат складки из слизистой  оболочки, которые называются ложными  голосовыми связками. Они не принимают  участия в фонации. (В случаях  патологии, при недостаточном колебании  истинных голосовых складок или  после экстирпации гортани ложные голосовые связки включаются в работу). Под влиянием разности давления в подсвязочном и надсвязочном пространстве голосовые складки то расслабляются и расходятся, то натягиваются и сближаются, вследствие чего и образуется голос .
    Вывод: История развития учения о ринолалии показывает, что специалисты-логопеды и врачи, предлагая определенные методики устранения дефекта речи при ринолалии, стремились к образованию и укреплению небно-глоточного затвора.
    Мы считаем, что в классификации речевых расстройств ринолалию можно представить как самостоятельное речевое нарушение, так как она характеризуется своеобразным комплексом симптомов и может быть противопоставлена другим нарушениям. Распространенным речевым нарушением является открытая ринолалия, возникающая при врожденном дефекте неба — расщелине. На дефекты речи при открытой ринолалии, обусловленной расщелинами неба, влияют вторичные компенсаторные нарушения: патологическая стабилизация языка в полости рта, нарушение взаимодействия всех мышечных групп периферического конца речедвигательного анализатора и нарушение деятельности мышц мягкого неба.
      Обзор методик логопедического обследования детей с ринолалией.
   В отечественной и зарубежной литературе среди речевой патологии выделяют ринолалию, как одну из сложных клинических форм. При ринолалии наблюдается назализованный тембр голоса, артикуляция и фонация существенно отличаются от нормы.
Рассмотрим подробную  методику А.Г. Ипполитовой обследования детей с ринолалией.
  Как отмечает А.Г. Ипполитова [5] обследование детей-ринолаликов проводится комплексно логопедом и врачами различных специальностей и преследует ряд общих и частных целей и задач. Остановимся на задачах логопедического обследования.
   Прежде всего, необходимо представить общую картину нарушений речи, выделив основной дефект и вторичные нарушения. Известно, что ринолалия может наблюдаться в чистом виде и выступать в комбинации с другими речевыми расстройствами. В процессе обследования необходимо выяснить первичный дефект и показать его влияние на возникновение других речевых расстройств.
   В логопедической работе  при ринолалии важно учитывать  личностные особенности больных.  Обследование ребёнка с ринолалией  должно выявить особенности его  психического развития и подчеркнуть  возможности развития личности. Подробное исследование симптоматики  нарушения речи и других высших  корковых функций обследуемого  ребёнка позволит правильно диагностировать  нарушение и определить потенциальные  возможности развития ребёнка  и пути коррекции его дефекта.
   Обследование ребёнка начинается  с изучения подробного анамнеза (со слов матери). Эти сведения  должны отражать семейное положение  и состав семьи, уровень развития  и род занятий родителей и  членов семьи; отношение к ребёнку  в семье и в среде его  товарищей; отношение ребёнка  к своему дефекту.
   В карте фиксируется следующие  сведения:
1. Возраст родителей;
2. От какой по счёту беременности родился ребёнок, чем закончились предыдущие беременности (если были дети, выясняем их возраст и уровень развития. Выясняем у мамы, были ли недоношенные  беременности, преждевременные роды, чем они вызваны);
3. Не принимались ли меры для ликвидации этой беременности?
4. Течение беременности. Отмечается самочувствие матери с первых дней беременности, особое внимание уделяется первым 2-3 месяцам беременности, когда происходит формирование лица. Расспрашиваем мать не было ли у неё в это время каких-либо заболевание, переживаний, нервных потрясений и т.п.;
5. Роды, их характер (срочные, недоношенность, причины её);
6. Состояние ребёнка при рождении (закричал сразу или после стимуляции);
7. Ранее развитие ребёнка:
- брал ли грудь матери? Как  вскармливался? До какого возраста  получал грудное молоко? С какого  времени начали прикармливание? Как развивался физически? 
- когда начал держать головку? (сидеть, стоять, ходить?) (В карте  обследования указываются все  отклонения в физическом развитии  ребёнка);
- какие заболевания были у  ребёнка на первом году жизни?  Чем и как болел в последующее  время до момента обследования? Выясняем наличие заболевания органов слуха;
 8. Развитие речи. Когда у ребёнка появился лепет, какова была его   активность? Когда и как начали формироваться первые слова? С какого времени пользуется полными словами? Когда появилась фразовая речь?    Знает ли ребёнок стихи и сказки? Не отмечает ли мать каких-либо трудностей в развитии речи у ребёнка и как она их оценивает?
9. Психические особенности ребёнка. Как ребёнок ориентируется в окружающей обстановке? Как выражает своё довольствие, чем и как выражает своё отрицательное отношение к тому или иному явлению? Какие игрушки и игры любит ребёнок? Его отношение к книгам и картинкам? Чем занимается самостоятельно? В чём требуется конкретная помощь? Усидчив или отвлекаем?
10. Выявляются навыки самообслуживания: может ли себя обслужить (одеться, самостоятельно есть, не поперхивался ли в раннем детстве и как ест в настоящее время).
11. Лечение ребёнка. Выясняются сроки хирургического вмешательства (оперирование губы, нёба), применение медикаментозного лечения и логопедического воздействия во все периоды жизни ребёнка; результаты этого воздействия. (Необходимо познакомиться с соответствующей медико-педагогической документацией).
    Такой подробный анамнез  даёт представление о характере  речевого нарушения, его природе  и в некоторой степени показывает возможности логопедического воздействия.
   Анамнестические сведения  дополняют непосредственным обследованием  речи ребёнка. Обследование ребёнка  начинается с установления с  ним контакта во время беседы  на близкую ребёнку тему. В  процессе беседы ребёнку задают  доступные вопросы, чтобы услышать  самостоятельную речь. Установив  контакт, переходит к изучению  его речевых возможностей. Все  сведения фиксируются в карте  обследования.
1. Строение и подвижность артикуляционного аппарата.  Отмечается наличие ассиметрии лица и носо-губных складок при закрытом рте уточняется её характер при произвольном отведении углов рта в стороны и при закрывании рта. Отмечается форма губ и их активность. Наличие швов на губе. Эту часть обследования целесообразно провести вместе с врачом. Проверяется состояние зубо-челюстной системы. Одновременно осматриваются мягкое нёбо, нёбный свод, положение и форма языка, челюсти и подвижность нижней челюсти. Подвижность мягкого нёба или его фрагментов (до операции) наблюдается при произнесении гласного звука а. В этот момент можно обнаружить подслизистую (субмукозную) расщелину. При субмукозной расщелине мягкое нёбо западает и образует характерный треугольник. Подслизистую расщелину можно обнаружить также при пальпации мягкого нёба.
   Подвижность языка проверяется  при выполнении ребёнком ряда  произвольных движений: высовывание  языка, отведение его в стороны,  подъём вверх, перемещение кончика  языка за нижние резцы; проверяется  умение ребёнка прищёлкивать  языком. Фиксируется доступность  и характер выполнения движений.
2. Тип и характер физиологического и речевого дыхания (верхнеключичное, грудное или диафрагмальное; частота дыхания, его ритмичность и сила). В карте обследования производится запись о причинах нарушения дыхания.
3. Особенности голоса ребёнка. Его характер во время речи (крикливый, хриплый и т.д.).
4. Общий характер деятельности речевого аппарата в процессе речи
( особенно при чтении стихотворений). Здесь важно отметить, хорошо  ли ребёнок открывает рот, выразительна  ли его артикуляция во время  речи; отмечается активность губ  в речевом процессе, активность  языка, щёк, лобных мышц, наличие  синкинезий.
5. Исследование звукопроизношения. Обследование начинается с гласных звуков и проводится в следующем порядке: а, э, о, ы, у, и, я, е, ё, ю, й. Фиксируем в карте обследования положения языка при произнесении каждого звука, наличие синкинезий лицевых и мимических мышц и крыльев носа во время артикуляции.
6. Далее обследуется характер артикуляции все согласных звуков в соответствии с их расположением. При этом сначала отмечается произношение звука в сочетаниях типа афа, ава и т.д. (положение согласного между двумя гласными позволяет наблюдать, какие движения выполняет язык, а затем фиксируется произношение изолированных согласных звуков, чтобы лучше проследить, какие мимические и лицевые мышцы принимают участие в реализации заданной артикуляции и насколько активны в это время крылья носа).
7. Исследование развёрнутой речи: наличие у ребёнка развернутой речи и возможность её использования, осуществление процесса коммуникации ( с помощью отдельных слов или фразовой речи); умение ребёнка пользоваться диалогической речью и задавать вопросы.
   При характеристики развёрнутой  речи необходимо остановиться  на особенностях развития лексико-грамматического  строя речи и владения контекстной  речью. Этот раздел обследования  важен для характеристики степени общего речевого недоразвития, которое может осложнить ринолалию.
   Исследование развёрнутой речи дополняет изучением качества речи ребёнка при чтении ( как изменяется речь обследуемого при чтении. Отдельно отмечается техника чтения).
8. Исследование слуха. В случаях жалоб на состояние слуха и при затруднении выявления его состояния собственными средствами логопед должен направить ребёнка на специальное исследование (снятие аудиограммы).
9. Исследование состояния психических функций (с участием психоневропатолога или патопсихолога): внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
    Результаты обследования  постоянно уточняются в процессе  работы с ребёнком.
   Процесс обследования длителен  и, с нашей точки зрения, непрерывен. Каждое занятие расширяет представление  о ребёнке и указывает на  новые возможности коррекции  его дефекта.
    Результаты обследования  постоянно фиксируются в карте.
    В первой части отмечаются  реакции ребёнка на новую обстановку  и его поведение, указываются  речевые возможности и подробно  описывается характер речи (многоречив  ли ребёнок или избегает речи, насколько выражен носовой оттенок,  насколько внятна речь). Эти записи  создают общее впечатление о  ребёнке и отражают характерные  черты обследуемого.
    Дальнейшие записи должны  отразить динами наблюдений и  динамику продвижения ребёнка  на логопедических занятиях.
    Сравнивая первичное  обследование речи ребёнка с  его достижениями, можно судить  об эффективности логопедической  работы.
    Для примера приведём  выписку из протокола обследования  ребёнка с ринолалией в дооперационном  периоде, иллюстрирующий процесс  звукопроизношения.
   Вывод: по нашему мнению, в связи с ухудшением экологической обстановки, снижением уровня жизни семей не уменьшается, а увеличивается число детей с патологиями артикуляционного аппарата. Поэтому крайне необходимо как можно более раннее выявление таких детей и оказание им комплексной медико-психолого-логопедической помощи. Данная методика даёт нам полное обследование ребёнка с ринолалией.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
    Ринолалия является сложным речевым расстройством, обусловленным анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, характеризующимся нарушением тембра голоса и звукопроизношения. В исследованиях А.Г. Ипполитовой, И.И. Ермаковой, Г.В. Чиркиной, М.Д. Дубова раскрываются характеристики речи детей при различных формах ринолалии. В устной речи отмечаются обеднённость и аномальные условия протекания долингвистического развития  детей с ринолалией. Наиболее существенными проявлениями дефектности фонематического оформления речи являются нарушения всех оральных звуков речи за счёт подключения носового резонатора и изменения аэродинамических условий фонации.
     Обследование  детей включает обследование  функций органов артикуляции,  изучение фонетической стороны  речи, изучение состояния фонематического  слуха, изучение лексико-грамматического  строя речи, изучение связной  речи.
История развития учения о  ринолалии показывает, то специалисты-логопеды и врачи, предлагая определённые методики устранения дефекта речи при  ринолалии, стремились к образованию  и укреплению нёбно-глоточного затвора.
Распространённым речевым  нарушением является открытая ринолалия, возникшая при врождённом дефекте  нёба – расщелине.
 
 
 
 
 
 
Литература
1. Вансовская Л.И. «Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба» - СПб, Гиппократ. 2000г.
2. Герасимова А.С. и  др. «Уникальная методика развития  речи дошкольников» М. Олма  – Пресс 2002г.
3. Дубов М.Д. «Врожденные  расщелины неба» – М. 1960г.
4. И.И. Ермакова коррекция  речи при ринолалии у детей  и подростков: Кн. Для логопеда/ Под  ред. С.Л. Таптаповой. – М: Просвещение  1984. – 143с.
5.  Ипполитова А.Г. «Открытая  ринолалия»
6. Логопедия: учебник / ред. : Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 680 с.
7.  Лаврова Е.В. Логопедия.  Основы фонопедии. М., 2007г.
8.  Правдина О.В. Логопедия.  М., 1969
9. Сереброва Н. И. Из опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный период. — В кн.: Нарушение речи у дошкольников. М., 1969.
10.  Фролова Л.Е. Опыт ранней диагностики детей с расщелинами челюстно-лицевой области. – в кн.: Врождённые расщелины верхней губы и нёба. М.,
11. Хрестоматия по логопедии / Под. ред. Л.С. Волковой, А.И. Селиверстова. – М.1997г., часть 1.
12. С.Н. Шаховская «Логопедия» М, Владос, 2003г.
13. Беккер К.П. «Логопедия», М,1981
14. «Словарь логопеда», Селиверстов В.И.
 
 
 
Приложение 1
Речевая карта
Фамилия, имя ребенка___________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________________
Домашний адрес________________________________________________________
№ детского сада, школы, класс________________________________
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.