На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Особенности менеджмента средних и малых предприятий, сущность и методологические основы их развития. Опыт развития предпринимательства развитых стран. Понятие организации, ее виды, структура, общие характеристики. Сущность управленческой деятельности.

Информация:

Тип работы: Лекции. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 10.04.2011. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

АЛМАТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Менеджмент и маркетинг»

Лекции

По дисциплине: «Организация бизнеса»

Алматы, 2009

Модуль 1. Методологические основы менеджмента средних и малых предприятий

Тема 1:Особенности менеджмента средних и малых предприятий

План:
Введение в дисциплину.
Сущность и методологические основы развития средних и малых предприятий в РК.
Предприниматель и менеджер
4.Опыт развития предпринимательства развитых стран
Мировой опыт показывает, что мелкие и средние предприятия способны быть эффективными только в условиях функционирования рыночной экономики. Все их производственные потребности - информационные, материально-технические, научные, проектно конструкторские и другие - удовлетворяет рынок.
Основным фактором конкурентоспособности малых предприятий является их мобильность, т.е. способность быстро находить покупателя и "выбрасывать" на рынок ходовой товар.
Основные факторы существенной роли мелкого предпринимательства определяются тремя направлениями в научно-техническом прогрессе:
- развитие специализации при сближении технического уровня крупного и мелкого производства;
развитие и внедрение сравнительно малокапиталоемких технологических методов, производственных линий и систем машин, эффективных при сравнительно небольших масштабах производства;
ускоренное производство нововведений.
Малый бизнес характеризуется независимым менеджментом, собственным капиталом, локальным районом операций, малыми размерами. К преимуществам малых предприятий относятся:
- высокая гибкость и приспособляемость к быстро меняющимся требованиям рынка;
способность быстро изменять модели и типы товаров, изменять технологию производства, нововведенческий "фанатизм";
эффективные системы стимулирования;
свободная организация рабочего дня (неполный рабочий день и работы на дому);
развитие малых предприятий положительно сказывается на развитии региональной экономики, повышении самостоятельности регионального управления;
отсутствие административных барьеров;
специализация производства и обслуживания;
значительная роль в обеспечении занятости;
рациональное использование квалифицированных работников;
простота производственных процессов;
постоянное обновление продукции;
возможность личного общения.
В управлении малым бизнесом имеются и некоторые негативные моменты. Ряд факторов выступают в качестве неблагоприятных для малого бизнеса, прежде всего это относится к возможностям доступа к ресурсам. Банки и другие источники займов рассматривают малые предприятия как рискованных заемщиков и, следовательно, берут с них более высокий процент.
В малом бизнесе отсутствует экономия на масштабах производства, это возможно в большом бизнесе, где масштабы производства значительно шире.
В малых предприятиях имеет место недостаточная внутренняя специализация. Одновременно они не могут обеспечить специализацию внутри предприятий, что имеет место на крупных фирмах.
СОЗДАНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И АКТИВИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
При формировании рыночных отношений в республике одной из первоочередных задач является создание малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, обеспечить оперативную реакцию на изменение потребительского спроса.
В республике предприняты практические шаги по обеспечению необходимых организационных, экономических и правовых условий развития и функционирования малых предприятий. Установлено, что:
малые предприятия могут создаваться во всех отраслях народного хозяйства на основе любых форм собственности;
к малым предприятиям относятся вновь создаваемые и действующие предприятия;
в промышленности и строительстве с численностью работающих до 200 человек;
- в науке и научном обслуживании с численностью работающих до 100 человек;
- в других отраслях производственной сферы - с численностью работающих до 25 человек;
в розничной торговле - с численностью работающих до 15 человек.
Малые предприятия создаются:
гражданами, членами семьи и другими лицами, совместно ведущими трудовое хозяйство;
государственными, коллективными, совместными предприятиями, хозяйственными ассоциациями;
государственными органами, уполномоченными управлять государственным имуществом.
Малое предприятие приобретает права юридического лица со дня государственной регистрации. Оно обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжении выпускаемой продукцией, прибылью после уплаты обязательных платежей.
В республике предусмотрена целая система стимулов но развитию малых предприятий. Эта система имеет определенные направления:
создание фонда поддержки малых предприятий Казахстана;
создание условий для льготного кредитования, уменьшение налога на прибыль, получаемую от кредитования малых предприятий коммерческими банками, частными инвесторами;
Помимо названных выше направлений и поддержки развития малых предприятий создаются региональные организационные структуры, которые должны оказывать помощь малому предпринимательству и венчурным (наукоемким) производствам. К ним можно отнести территориальные центры поддержки малого предпринимательства и инновационные центры.
Хотя в развитии малого предпринимательства имеются определенные сдвиги имеется и ряд проблем как :
отсутствие соответствующей законодательной и нормативной базы;
жесткий налоговый режим;
недоступность кредитов коммерческих банков;
высокие издержки обращения;
отсутствие современных средств информации, технологий;
узость рынка капитала и др.
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В РАМКАХ ОТРАСЛИ И РЕГИОНА
Производство товаров народного потребления в регионах республики, на местах проживания данного населения, имеет решающее значение в смягчении кризисного положения, в удовлетворении потребительского спроса. Дело в том, что многообразие условий регионов Казахстана будет оказывать существенное влияние на ход рыночных реформ. Воздействие тех или иных групп региональных факторов может быть различным. Оно может играть ускоряющую или сдерживающую роль. Поэтому необходима объективная оценка возможного воздействия различных местных условий и особенностей на процесс рыночного реформирования в регионах.
Наличие богатого ресурсного потенциала, при прочих равных условиях, создает предпосылки для более успешного вовлечения в хозяйственный оборот различных региональных ресурсов, способствует развитию межрегионального обмена. Масштабы и структура производства малых предприятий во многом будут определять емкость и потенциал регионального рынка, состав преобладающих видов товаров и услуг.
Преимущества крупных развитых областей республики проявляются и в сфере формирования местного бюджета. Когда снижаются масштабы межрегионального перераспределения, повышается роль местных бюджетов, финансовое положение регионов прямо пропорционально объему местного производства, количеству малых предприятий и эффективности их функционирования.
Ограниченность ресурсов товаров народного потребления приводит росту неудовлетворенного спроса местного населения и нарастанию инфляционных процессов.
Актуальность развития малых предприятий в рамках отдельных производственно-территориальных образований обусловливается:
возрастанием необходимости ускорения реализации общественного продукта за счет эффективного использования местных ресурсов и развития региональной инфраструктуры;
потребностью во всестороннем развитии всех звеньев потребительской и социально-культурной сфер в рамках региона с целью удовлетворения спроса населения, достижения сбалансированности товарно-денежного равновесия;
локальным потребительским рынком с ограниченным покупательским спросом. Эти условия оказываются малопривлекательными для крупных предприятий.
Правомочность существования малых предприятий, законодательное закрепление льготных условий их хозяйствования позволяют увеличить их количество в рамках местной промышленности, способствует в конечном счете насыщению потребительского рынка необходимыми товарами.
Особенностью развития малых предприятий является тяготение к региональному управлению. Для их организации необходимо учитывать особенности регионов республики. К этим особенностям относятся:
уровень развития и структура промышленного и сельскохозяйственного производства;
наличие трудовых ресурсов;
наличие природ но-сырьевых ресурсов;
профессиональные качества рабочей силы, наличие исторически развитых навыков ремесла;
- степень насыщенности местного рынка и покупательский спрос.
Негативной стороной ныне формируемых на базе ранее действовавших структур малых предприятий в рамках отрасли (местная промышленность) является:
низкий уровень технологий;
использование неэффективного оборудования и трудности замены в рамках существующего рынка средств производства;
-недостаточность обеспечения финансовыми и материальными ресурсами;
низкий уровень производительности труда;
высокая стоимость сырья;
сравнительно простые требования к квалификации персонала предприятий.
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
В современном понимании менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.
Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:
* к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
* к руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
* к руководителю по отношению к подчиненным;
* к администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.
Закономерности менеджмента
1. Единство системы управления производством означает устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды.
2. Пропорциональность производства и управления необходима не только в народном хозяйстве в целом, но и на предприятии и в объединении для рационального развития основного и вспомогательного производств.
3. Централизация и децентрализация управления. Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления означает необходимость распределения задач, функций и полномочий.
4. Соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем.
5. Необходимое разнообразие. Разнообразие - количество состояний, в которых система может находиться под воздействием внешних условий или внутренних причин.
В современных условиях японские и западноевропейские компании приобрели многие общие с американскими фирмами черты в применении принципов децентрализации в управлении. Это обусловлено усилением процессов концентрации и централизации производства под влиянием НТР и обострения конкурентной борьбы на мировом рынке. Однако, наряду со многими общими чертами, американские и японские компании имеют свои особенности в организации управления, которые вытекают в первую очередь из исторических условий развития.
Особенностью организации управления в японских компаниях является то, что первостепенное значение придается совершенствованию стиля и методов управления. Японские компании, как правило, более централизованы, чем американские. В обсуждении проектов решений принимают участие не только руководители, но и персонал.

Предпринимательство (предпринимательская деятельность) - это основной вид самостоятельной хозяйственной деятельности (производственной или коммерческой), осуществляемой физическими и юридическими лицами, именуемыми предпринимателями, от своего имени и на свой риск на постоянной основе. Эта деятельность направлена на достижение намеченного результат (получение прибыли или предпринимательского дохода) путем наилучшего использования капитала и ресурсов экономически обособленными субъектами рыночной экономики, несущими полную имущественную ответственность за результаты своей деятельности и подчиняющимися правовым нормам (законодательству).

Важно понимать, что слова “предприниматель” и “менеджер” не являются синонимами. Термин предприниматель был введен французским экономистом Ришаром Кантилоном, жившим в начале 18 века. С тех пор это слово означает человека, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу.

Предпринимательство предполагает персональную экономическую, а не коллективную административную ответственность за результаты работы.

Если рыночные системы столь эффективны, зачем позволять правительству вмешиваться в их функционирование? Почему бы не принять строгую политику принципа неограниченной свободы предпринимательства и торговли и дать частным рынкам возможность действовать вообще без всякого вмешательства со стороны правительства".

В большинстве стран большая часть ресурсов распределяется при помощи рынков, на которых отдельные лица и частные фирмы осуществляют торговые сделки с другими лицами или фирмами. Однако во всех странах со смешанной экономикой большую роль играют государственные органы власти и управления. Они устанавливают правовые нормы: покупают на рынках товары в услуги; производят некоторые виды услуг; осуществляют широкомасштабные трансфертные платежи. Финансируя себя посредством налогов и займов, государственные структуры оказывают огромное влияние на цены, процентные ставки.

В конце концов, важно сознавать, что в любой смешанной системе существуют проблемы, которые никогда не могут быть решены целиком и навсегда. Эти проблемы должны широко изучаться, в каждом случае отдельно, принимая во внимание воздействующие на них экономические и политические силы. И именно при таких обстоятельствах открытая, демократическая политическая система - система, способствующая борьбе мнений, свободным и открытым обсуждениям политических вопросов - может оказаться наиболее эффективной для функционирования свободной рыночной экономики.
Стратегическая программа развития Казахстана до 2030 г. Этот важнейший для казахстанцев документ нацеливает на всемерную интенсификацию экономики и обеспечение на этой основе мощного экономического рывка, способного обеспечить выход на качественно новые рубежи. "Если мы будем усердно работать, четко выполняя нашу стратегию, мы станем первым центральноазиатским барсом - и служить примером для других развивающихся стран как независимое, процветающее и политически стабильное государство с присущим ему национальным единством, социальной справедливостью и экономическим благосостоянием", - говорится в Обращении Президента к народу в связи с публикацией "Казахстан - 2030" 11 октября 1997 г.
Программа Правительства Республики Казахстан на 2003--2006 годы.
В целях реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года.
Приоритетными направлениями социально-экономического развития на 2003-- 2006 годы определены:
сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов страны, снижение бедности и безработицы;
обеспечение Государственной агропродовольственной программы и качественное улучшение условий жизни в ауле (на селе);
реализация Стратегии индустриально-инновационного развития страны;
стабилизация качества окружающей среды;
создание современной и эффективной системы развития науки, образования, культуры и профессиональной квалификации населения;
развитие малого и среднего предпринимательства;
развитие производственной и социальной инфраструктуры;
дальнейшее совершенствование пенсионного и социального обеспечения населения;
повышение заработной платы государственных служащих и работников бюджетных организаций;
дальнейшее развитие столицы.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (США)
Параллельное функционирование крупных и малых предприятий является характерной особенностью экономики развитых стран.
В США процесс управления фирмой представляет собой сознательный, планируемый, направляемый, координируемый и организуемый процесс. Этот процесс включает постановку, разработку и обеспечение выполнения целей и задач:
проведение мероприятий по корректировке;
постоянную проверку и оценку результатов и способов;
проведение непрерывных исследований в использовании прогрессивных методов и операций;
использование систем информационной техники в рамках фирмы.
В рамках целей, разрабатываемых для фирмы в целом, куда входят и малые предприятия, определяются конкретные задачи. Они сводятся к следующему:
-постоянное внедрение в производство новых, более совершенных изделий;
систематическое сокращение всех видов затрат на производство продукции, т.е. тщательный расчет издержек производства. Без предварительного определения этого показателя трудно рассчитывать на получение прибыли;
повышение качественных и потребительских свойств при снижении цен на выпускаемую продукцию;
снижение издержек во всех звеньях производственно-сбытового цикла при постоянном расширении номенклатуры выпускаемой продукции и изменении ее ассортимента.
Управление производством в фирмах США имеет ряд важных особенностей. К ним можно отнести:
сокращение общего числа поставщиков. Выбор и установление стабильных связей только с теми из них, которые способны осуществлять современные и качественные поставки с колес;
установление с поставщиками взаимоотношений, основанных на долговременных обязательствах и оказании взаимных услуг;
в своей деятельности менеджеры руководствуются необходимостью достижения поставленной цели;
обычная практика утверждения плана состоит в том, что предприятие "снизу" выходит с собственными цифрами и добивается их утверждения. План меняется под влиянием изменений условий;
менеджер в своей управленческой деятельности широко использует современные технические средства - персональный компьютер, телетайп, телефакс и т.д.;
в деятельности менеджера наиболее ценным считается умение предвидеть изменения и своевременно принимать меры;
расширение участия персонала в управлении фирмой привело к уменьшению конфликтов между администрацией и работниками;
создание выборных рабочих советов в целях вовлечения рядовых работников в процесс планирования. Это способствует усилению взаимосвязей между работниками и руководителями, развитию инициативы работников. Изучение и обобщение опыта американских фирм свидетельствует о том, что только при обеспечении самого тесного взаимодействия между представителями различных подразделений удается решать сложные производственные и сбытовые проблемы.
Для стран, находящимся на пути к рынку, весьма полезным является изучение опыта управления малым бизнесом в США.
Согласно классификации Управления по делам мелкого бизнеса (США), принятой в 1984г., в категорию таких компаний включаются в обрабатывающей промышленности и розничной торговле фирмы, численностью занятых до 500 человек, в других отраслях - с объемом выручки до 2 млн долларов.
В США 97% всех зарегистрированных предприятий - это небольшие фирмы с числом, занятых менее 20 человек. На их долю при-содится 43% валового национального продукта страны, 64% оптовой и розничной торговли, 57% сферы обслуживания.
По сравнению с крупными компаниями малые фирмы в США в среднем внедряют на 1 доллар затрат в 17 раз больше нововведений, ^выше 90% новых технологий создается малыми фирмами, а также ^зависимыми изобретателями.
Эффективность малых предприятий не вызывает сомнений. Например, в машиностроении США средний размер мелких, высокоспециа-шзированных предприятий в 3 раза меньше, чем у крупных, но уровень выработки практически одинаков. Малые предприятия дают воз-южность провести эффективную специализацию внутри фирм. Без них фактически невозможно сбалансировать экономику, насытить рынок шарами и услугами.
В США малый бизнес постоянно получает мощную государствен-поддержку. В конгрессе проблемами малого бизнеса заняты два сомитета. Все государственные структуры, причастные к мелкому биз-iecy, насчитывают 4,5 тыс. сотрудников. Во главе стоит администрация (алого бизнеса (1100 сотрудников). Главная функция - поддержка ма-юго бизнеса. В каждом штате - региональные отделения по 30-40 че-ювек. Они не командуют малым бизнесом, а только откликаются на просьбы, дают информацию о состоянии рынка.
Система государственной поддержки малого бизнеса в США включает также:


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.