На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Организационно-управленческие и правовые аспекты оценочной деятельности

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?1.       Организационно-управленческие и правовые аспекты оценочной деятельности.
 
        Оценка стоимости любого объекта собственности представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости объекта с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им в определенный момент времени в условиях конкретного рынка.
        Процесс оценки предполагает наличие оцениваемого объекта и оценивающего субъекта. Субъекты - профессиональные оценщики, обладающие специальными знаниями и практическими навыками. Объекты оценки - любой объект собственности в совокупности с правами, которыми наделен его владелец. Это может быть бизнес, компания, предприятие, фирма, банк, отдельные виды активов, как материальных, так и нематериальных. Собственность - это отношения между определенными субъектами по поводу владения, распоряжения и использования конкретного блага. Рыночная оценка должна учитывать не только ценность составных элементов определенного объекта – совокупность факторов производства, но и экономических отношений, реализующих право собственности на него. Подходы  и методы, используемые оценщиком, определяются в зависимости как от особенностей оцениваемого объекта, а также от целей и принципов оценки.
        Во многих странах действуют общественные организации оценщиков, в частности в России: Российское Общество Оценщиков, Московское Общество Оценщиков, Национальная Коллегия Оценщиков. Главной задачей этих организаций является лавирование интересов в законодательных и исполнительных органах власти, а также контроль за деятельностью своих членов. Для контроля за деятельностью оценщиков предусмотрена система сертификации и лицензирования.
Правовые основы проведения анализа и оценки стоимости бизнеса.
        Рыночная оценка имущества осуществляется в соответствии с федеральным законом «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.98г. №135. В этом законе дано определение оценочной деятельности - действия субъектов оценочной деятельности, направленные на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Основанием для проведения оценки является договор между оценщиком и заказчиком, если в договоре не указан конкретный вид определенной стоимости, то считается, что определена рыночная стоимость. Договор заключается в письменной форме и не требует потенциального заявления.  Законом установлен ряд требований к оценщику: 1. наличие лицензии; 2. своевременное составление отчета и передача его заказчику; 3. не разглашение конфиденциальной информации; 4. независимость оценщика; 5. наличие договора о страховании гражданской ответственности оценщика.
        Оценка бизнеса может проводиться в следующих случаях: 1. повышения эффективности текущего управлением предприятием, фирмой; 2. определении стоимости ценных бумаг в случае купли-продажи акций предприятий на фондовом рынке; 3. определение стоимости предприятия в случае его купли-продажи целиком или по частям; 4. реструктуризации предприятия; 5. разработки плана развития предприятия; 6. определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании; 7. страхования; 8. налогообложения; 9. принятия обоснованных управленческих решений; 10. осуществления инвестиционного проекта развития предприятия.
Если же объектом сделки купли-продажи, кредитования, страхования, аренды или лизинга, внесения пая является какой либо элемент имущества предприятия, а также если определяется налог на имущество и т.п., то отдельно оценивается необходимый объект, например недвижимость, машины и оборудование, нематериальные активы.
        Кроме законодательно регулирующих оценочную деятельность особое внимание у оценщиков вызывает законодательно регулирующее право собственности и другие вещные права, отдельные виды обязательств и имущественные отношения – основой такого законодательства служит Гражданский Кодекс РФ и другие законодательные и нормативные акты (по приватизации, банкротству, доверительному управлению, залогу, аренде и т.п.).
 
 
2. Методологические основы оценки стоимости предприятия.
 
        Данные о рынке недвижимости можно разбить на 4 категории: 0 – описание объекта недвижимости; 1 – данные о рынке, дифференцирование по типам объектов и зонам; 2 – данные о рынке обобщенные по совокупности типов и территории города; 3 – данные о характеристиках  города влияющие на показатели рынка недвижимости.
Источниками данных для этих категорий являются: 0 – право устанавливающее и другие документы на  объект недвижимости (свидетельства о собственности, информация полученная от собственника, данные визуального осмотра). 1 – результаты статистической обработки: собственных листингов оценщика  содержащих первичную информацию об объектах недвижимости. 2 – то же что и 1 плюс данные официальных органов регистрации сделок. 3 – ежегодные или ежеквартальные бюллетени городских статистических органов, отчеты городских комитетов по строительству, справочники и специализированные издания. Основными источниками информации по факторам макроэкономического риска являются: программы правительства; аналитические обзоры информационных агентств; данные Госкомстата; информационные отраслевые бюллетени. Источниками информации по рынкам сбыта, спросу, условию конкуренции служат: данные отдела маркетинга оцениваемого предприятия, данные Госкомстата, отраслевые информационные издания, фирмы-дилеры, таможня, бизнес-план и т.п.
       Основные цели оценки стоимости предприятия
        1. Повышение эффективности текущего управления предприятием. 2. определение стоимости ц.б. в случае купли-продажи акций на фондовом рынке. 3. Определение стоимости целиком или по частям. 4. Реструктуризация предприятия (ликвидация, поглощение, слияние и т.п.). 5. Разработка плана развития предприятия. 6. Определение кредитоспособности предприятия и стоимости залога. 7. Страхование. 8. Налогообложение. 9. Осуществление инвестиционного проекта развития бизнеса.
        Если объектом сделки купли-продажи, кредитования, страхования, аренды, лизинга является какой-либо элемент имущества, то отдельно оценивается необходимый объект.
       Виды стоимости предприятия.
        Бизнес в зависимости от целей и обстоятельств оценивается по-разному, используются виды стоимости. 1. рыночная стоимость – наиболее вероятная цена, по которой объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, если стороны обладают всей информацией и при условии, когда на стоимость не оказывают влияние чрезвычайные ситуации (форс-мажор и т.п.). 2. инвестиционная стоимость -  стоимость для конкретного инвестора, она определяется на основе индивидуальных требований к инвестициям. 3. стоимость воспроизводства, т.е. затраты на воспроизводство точной копии предприятия или актива даже если есть более экономичные аналоги. 4. стоимость замещения – затраты на создание предприятия, имеющего с оцениваемым эквивалентную стоимость, но построенным с использованием прогрессивных технологий, новых архитектурных решений, материалов. Этот вид стоимости применяется для страхования. 5. ликвидационная стоимость или стоимость вынужденной продажи – денежная сумма, которая реально может быть получена от продажи собственности в сроки слишком короткие для получения рыночной цены. 6. залоговая стоимость – оценка предприятия по рыночной стоимости для целей ипотечного кредитования. 7. балансовая стоимость: а) первоначальная  б) восстановительная.
       Факторы, влияющие на оценку стоимости предприятия.
       1. Со стороны спроса (спрос определяется предпочтениями потребителей, которые в 1-ю очередь зависят от полезности товара). 2. Степень контроля, которую получает новый собственник (если приобретает контрольный пакет акций, то стоимость одной акции выше, чем в противном случае). 3. Ликвидность собственности, т.е. рынок предполагает премию за высоколиквидные активы. 4. Квалификация управленческого персонала. 5. Отсутствие вертикальной производственной интеграции, качество активов в т.ч. прогрессивность оборудования.
    
 
Принципы оценки стоимости предприятия.
        Есть 3 принципа связанные с 1. представлением владельца об имуществе. 2. рыночной средой. 3. эксплуатацией имущества.
        Представление владельца об имуществе.
        1. Принцип полезности, который гласит, что предприятие обладает стоимостью, если оно может быть полезным для владельца, т.е. предназначено для производства продукции, ее реализации, получении прибыли и т.п. 2. Принцип замещения означает, что разумный покупатель не заплатит за предприятие больше, чем за его аналог. 3. Принцип ожидания, т.е. ожидания будущей прибыли или других выгод, которые могут быть получены в будущем от использования имущества, а также размера денежных средств от его перепродажи.
Этапы процесса оценки стоимости предприятия.
        Стадии: 1. Определение проблемы. 2. Предварительный осмотр предприятия и заключение договора на оценку. 3. Сбор и анализ информации. 4. Анализ конъюнктуры рынка. 5. Оценка земельного участка. 6. Выбор методов оценки и их применение для анализа предприятия. 7. Согласование результатов. 8. Подготовка отчета. 9. Доклад об оценке.
       
3.       Методология доходного подхода к оценке стоимости предприятия.
 
        Доходный подход к оценке бизнеса состоит в том, чтобы определять стоимость предприятия на основе тех доходов, которые оно способно в будущем принести своему владельцу (владельцам), включая выручку от продажи того имущества («нефункционирующих» или «избыточных» активов), которое не понадобится для получения этих доходов.
        Применительно к стандартам оценки бизнеса максимально приемлемая для покупателя (инвестора) стоимость предприятия, определенная согласно доходному подходу к оценке бизнеса, представляет собой сумму всех приведенных по фактору времени доходов с бизнеса (с инвестиции), которые может получить предприятие и его владелец. Иначе говоря, действует принцип: за бизнес заплатят по максимуму столько, сколько он сможет принести дохода (полезности) покупателю. Капиталовложения, сделанные ранее в бизнес прежним владельцем, не имеют, таким образом, отношения к цене бизнеса. Прогнозируемые доходы предприятия, которые обладающий над ним контро­лем инвестор способен изъять из предприятия, могут учитываться в виде: 1.бухгалтерских (отражаемых в бухгалтерских отчетах) прибылей (убытков); 2. денежных потоков.
        В качестве основного используют 2-й вариант. Использование 1-го варианта возможно, однако следует иметь в виду возможности искажения прибыли вследствие использования ускоренную и замедленную амортизацию, различных методов учета запасов (LIFO, FIFO), по средней стоимости и т.п. Доходный подход является основным для оценки рыночной стоимости действующих предприятий, которые и после их перепродажи новым владельцам последними не планируется закрывать (ликвидировать). Он предполагает рассмотрение оцениваемого предприятия в качестве так называемой бизнес-линии (продуктовой линии), если предприятие выпускает только одну продукцию, если предприятие является диверсифицированным, т. е. выпускает несколько видов товаров или услуг. Бизнес-линия – совокупность: 1. сбытовых и закупочных линий. 2. доступных технологий выпуска продукта. 3. имущество, необходимое ля ведения бизнеса. 4. обучение персонала.
        Бизнес-линия может быть представлена и как находящийся на определенной своей стадии инвестиционный проект предприятия, который предполагал ранее или еще будет предполагать в дальнейшем капиталовложения. Отдачей с этих капиталовложений выступают тогда чистые доходы предприятия, возникающие в связи с продажами продукции. Необходимо различать также инвестиционные проекты, где осуществляется движение средств акционеров.
      Остаточная текущая стоимость бизнеса
        Любая бизнес-линия имеет свой жизненный цикл, который включает в себя стадии: 1. создания продукта; 2. его освоения; 3. роста выпуска и продаж продукта; 4. «зрелости» продукта 5. «упадка» или уменьшения продаж и прибыльности продукта. Завершение жизненного цикла продукта, наступает с окончанием так называемого полезного срока жизни продукта. В нормальном случае этот момент приходится на достаточно далеко продвинутую стадию уменьшения продаж или прибыльности продукта - однако в это время продукт еще не успевает стать убыточным. В экономически ненормальных случаях продукт снимается с производства уже убыточным.
        Нормальность или ненормальность жизненного цикла продукта на предприятии связана с тем, позаботилось ли предприятие своевременно начать подготовку и освоение еще более нового перспективного продукта тогда, когда выявилась тенденция уменьшения продаж. В нормальном случае стратегия предприятия такова, что на стадию уменьшения продаж по ранее освоенному продукту приходится стадия их роста по вновь осваиваемому продукту. В итоге совокупные продажи остаются стабильными или растут. В ненормальном случае предприятие вынужденно выпускать убыточный продукт, т.к. у него просто нет нового продукта. Очевидно, что для однгопродуктового предприятия угроза убытков очень велика. На многопродуктовом предприятии угроза меньше, т.к. можно отказаться от выпуска убыточного продукта не задействовать 1-ну бизнес-линию. Остаточный срок полезной жизни бизнеса – это время остающееся до завершения жизненного цикла этого продукта на момент оценки предприятия.
        Остаточная текущая стоимость бизнеса может рассчитываться:
1.          (случай А) на настоящий момент времени, когда предприятие уже реализовало часть жизненного цикла ранее начатого инвестиционного проекта. В этом случае при определении стоимости бизнеса будут учитываться только те ожидаемые с него доходы, которые можно получать начиная с периода, следующего за годом; остаточный период полезной жизни бизнеса меньше срока полезной жизни проекта и начинается сразу по завершении текущего года.
2.          (случай Б) на будущий момент времени, к наступлению которого, как ожидается, предприятие уже пройдет часть стадий реализуемого им инвестиционного проекта – соответственно остаточный период жизни бизнеса начинается после завершения вводимого в анализ  прогнозного периода, т.е. периода, разделяющего настоящий и будущий момент, по состоянию на который прогнозируется остаточная стоимость бизнеса. Особенно интересен случай Б. В оценке бизнеса он возникает тогда, когда необходимо определить, на сколько изменится рыночная стоимость предприятия, если предприятие продолжит или начнет реализацию того или иного инвестиционного проекта.
        Чистая текущая стоимость вновь начинаемого бизнеса
        Стоимость вновь начинаемого бизнеса оценивается показателем ЧТС, сто представляет собой  частный случай остаточной текущей стоимости бизнеса, который еще не начат, но может быть реализован. Остаточный период бизнеса здесь совпадает с длительностью жизненного цикла проекта, ЧТС реального для предприятия бизнеса показывает на сколько больше за тот же срок на который необходимо отвлечь из оборота средства для бизнеса, можно на этом бизнесе заработать по сравнению с другими альтернативами. В качестве общедоступной и безрисковой альтернативы капиталовложения может рассматриваться покупка государственных облигаций либо вложение средств на страхуемый банковский депозит.
       Формула Фишера.
R=r+s+rs
        Для обоснования величины инфляции опираются на правительственные прогнозы, следует иметь в виду, что общей мировой практикой является занижение уровня инфляции в данных прогнозах с целью, т.о. оказать влияние на будущую величину инфляции. Реальную безрисковую ставку можно оценить 2-мя способами: 1. рыночная доходность по наиболее краткосрочным гос. облигациям; 2. рентабельность операции на рынках сравнительно безрисковых товаров и услуг.
 
 
 
 
 
 
 
 
4.       Учет рисков бизнеса в доходном подходе к оценке стоимости предприятия.
Такой учет может осуществляться двояко:
•      ожидаемые с бизнеса доходы корректируются с учетом вероятности их получения в прогнозируемом размере - для этого используется так называемый метод сценариев.
•      повышение ставки дисконта на уровень рисков.
Учет рисков бизнеса посредством повышения ставки дисконта.
        Систематические – внешние (сложность выпуска продукта, риск конъюнктуры рынка сбыта и закупок); несистематические являются внутренними рисками бизнеса (повышение доли ЗК, небольшой ассортимент, сосредоточение полномочий у одного лица и т.п.) Систематические риски можно измерить колеблемостью доходов, которая показывает отличие дохода в отдельные периоды по сравнению со средней отдачей за несколько предшествующих периодов. Измерителем обычно выбирается показатель среднеквадратического отклонения:

уср – средняя доходность за предыдущие периоды; уi – доходность в i-м периоде.; R – количество периодов.
       Ставка дисконта определяется как:

        Компенсация (премия) за риски оцениваемого бизнеса может быть определе­на методами; 1. модели оценки капитальных активов (МОКА); 2. кумулятивного построения ставки дисконта.
Ставка дисконта i активов рассчитывает­ся: .
        Основным вопросом МОКА является определение коэффициента . Если понимать под рисками бизнеса нестабильность доходов, то рассчитывается по: , - мера нестабильности дохода в целом по фондовому рынку. Информацию о коэффициенте можно получить в специализированных компаниях. При этом следует иметь в виду: не следует  серьезно воспринимать коэф. по предприятию, находящимся на стадии реконструкции; стараться  по возможности использовать среднеотраслевые показатели ; в расчет необходимо включать преимущественно те организации, по которым коэф-ты в течении нескольких отрезков времени остаются достаточно стабильными.
Показатель Rm может измеряться следующими способами. 1. средняя доходность корпоративных ц.б.  на всем фондовом рынке.(см. журнал эксперт). 2. средняя по разным отраслям годовая рентабельность операционных издержек.
        Часто базовая формула модели МОКА  модифицирует:
       Метод кумулятивного построения ставки дисконта.
       Он применяется тогда, когда риски бизнеса являются несистематическими. Признаком этого является то, что доходы с бизнеса сильно колеблются (+30%), а коэф. характерный для отрасли незначительно больше или даже меньше единицы. Метод заключается в том, что к безрисковой ставке дохода прибавляется совокупная премия за инвестиционные риски.

        Прочие методы определения ставки дисконта.
        1. Ставка дисконта как величина, обратная отношению «цена/прибыль» (этот метод можно применять если предприятие выпускает продукцию, на которой специализируются несколько открытых компаний акции, которых котируются на рынке.
2. ставка дисконта на уровне коэффициента «доход на инвестиции» по балансу компании, уже осуществляющий оцениваемый бизнес (если оценивается  бизнес, направленный на расширение или поддержание выпуска уже выпускаемой продукции, то в качестве ставки дисконта можно использовать уже достигнутую предприятием или аналогичной компанией отдачу с ранее сделанных инвестиций).
3. расчет ставки дисконта на основе арбитражной теории стоимости капитальных активов (продвинутая версия МОКА).
 
5. Метод дисконтированного денежного потока.
 
        Он предполагает, сто измерителем прогнозируемых доходов от бизнеса являются денежные потоки. Денежный поток – это сальдо поступлений и платежей по бизнесу. Применяя метод дисконтированного денежного потока, можно оперировать в расчетах либо так называемым денежным потоком для собственного капитала либо бездолговым денежным потоком.
        Денежный поток для собственного капитала (полный денежный потоки) отражает в своей структуре планируемый способ финансирования стартовых и последующих инвестиций, обеспечивающих жизненный цикл продукта. Он может прогнозироваться 2-мя способами: 1. непосредственно из анализа сроков, величин и условий платежей и поступлений. 2. на основе оценки потребности в инвестициях и прогноза будущих текучих доходов и расходов предприятия. Формула денежного потока для собственного капитала:
ДП в период t = прибыль(убыток) за период t + износ ранее закупленных и созданных основных фондов в период t - %-ные выплаты в период t по кредитам – налог на прибыль – инвестиции в t + прирост долгосрочной задолженности за t – уменьшение долгосрочной задолженности за t – прирост собственных оборотных фондов в t.
        Бездолговой денежный поток не отражает планируемого движения и стоимости кредитных средств, используемых для финансирования инвестиционного процесса. Поэтому если в расчетах оперируют с ним, то тогда дисконтирование ожидаемых по инвестиционному проекту (на разных стадиях жизненного цикла бизнеса) денежные потоков должно производиться по ставке, равной средневзвешенной стоимости капитала данного предприятия.
        Бездолговой денежный поток оценивается по аналогичной формуле с той разницей, что в ней отсутствуют %-ные выплаты, прирост и уменьшение долгосрочной задолженности.
        Решающим элементом денежного потока является ожидаемая прибыль. Оба вида денежных потоков могут рассчитываться как номинальные так и реальные (т.е. в ценах будущих и базисных уровней цен). Для разных денежных потоков: номинальных или реальных должна использоваться соответствующая ставка дисконта либо номинальная (с учетом инфляции) либо реальная. Рыночная стоимость предприятия в прогнозном периоде равна сумме дисконтированных денежных потоков. Если предприятие имеет избыточные активы (нефункционирующие активы), то их стоимость прибавляется к выше указанной сумме денежных потоков.  Если избыточные активы не нужны только ограниченный период времени (т.е. в дальнейшем они понадобятся), то их целесообразно рассматривать в качестве отдельной бизнес-линии и предположить сдачу их в аренду.
 
6. Метод капитализации неопределенно длительного постоянного дохода.
 
        Для приблизительной и предварительной быстрой оценки (экспресс-оценки) долгосрочных бизнесов часто используют следующий прием, который и называет­ся методом прямой капитализации дохода или просто капитализацией дохода (в данном случае не важно, измеряется ли ожидаемый с бизнеса доход денежными потоками или прибылями). При этом делаются два допущения:
1.    Ожидаемые от бизнеса доходы постоянны; практически это означает, что их берут на уровне средних в год (квартал, месяц) Аср стабилизированных величин.
2.    Считают, что срок получения таких доходов - неопределенно длительный (как бы «стремится к бесконечности»).
        В расчете на эти два допущения формула остаточной текущей стоимости РVост бизнеса, которую в рамках доходного подхода к оценке бизнеса принимают (без учета избыточных активов) за его обоснованную рыночную цену Ц, чисто математически вырождается в следующую формулу:
                  где i – учитывающая риски бизнеса ставка дисконта.
        Оценка бизнеса по приведенной формуле может использоваться не только как сугубо предварительная оценка тогда, когда изложенные выше допущения действительно отвечают реальному характеру уровня и динамики доходов с бизнеса. Так, она вполне приемлема для определения стоимости привилегированных, с гарантированными постоянными дивидендами, акций, срок жизнедеятельности которых не определен. Кроме того, действительно могут существовать реальные бизнесы, обеспечивающие постоянный доход на неопределенно длительное время. Например, бизнес по продаже (с исчислением дохода в постоянных ценах) сена из трав, скашиваемых собственными силами в пойме реки, где естественным образом  воспроизводится плодородие.
        Однако в основном капитализация постоянного дохода - это приблизительная или предварительная его оценка. Она особенно разумна, если величина Аср представляет собой хорошую среднюю по уже стабилизированным денежным потокам установившегося бизнеса.
 
7.       Капитализация постоянного дохода, получаемого в течение ограниченного срока.
 
        Предварительная оценка бизнеса получается гораздо более точной, если убрать допущение о неограниченно длительном сроке полезной жизни бизнеса. Тогда бизнес оценивается как приносящий некоторый постоянный доход Аср, однако срок n бизнеса ограничен. К минимально требуемой доходности с каждого рубля вложений в такой бизнес естественно предъявить требование, чтобы он инвестиционная альтернатива (i), плюс обеспечил бы возврат вложенных средств. Иначе говоря, рассматривая бизнес на ряду с нормой текущего дохода с него предполагается введение номы возврата капитала. Капитализация постоянного дохода , получаемого за ограниченный период времени , является примером следующих бизнесов: сдача в аренду офисного здания и другой недвижимости,  причем после того, как заканчивается срок аренды бизнес может быть передан. Есть 3 формулы капитализации получаемого за ограниченный срок п постоянного дохода Аср.
М. Инвуда М.Хоскольда М.Ринга
        В этих моделях по-разному выражается норма возврата капитала. В 1-й и 2-й она понимается как ежегодный дополнительный доход с каждого вложенного в бизнес рубля, который, если его по мере получения вкладывать в этот бизнес, т.е. с той же нормой текущего дохода i (м. Инвуда) или просто на страхуемый банковский депозит либо в гос. облигации (без риска, т. е. по безрисковой норме текущего дохода R-(модель Хоскальда), бизнес в этих случаях должен к истечению срока п накопить фонд возмещения ранее вложенного в бизнес капитала. Соответственно, норма возврата капитала в этих моделях именуется фактором фонда возмещения (1/Sn). Рассчитывается по формуле:
Инвуд:     Хоскальд:
        Модель Ринга имеет гораздо более простое требование к норме дополнительного дохода для возмещения вложенного в бизнес капитала: 1. бизнес должен дополнительно равномерными долями возмещать ожидаемую к истечению срока п стоимость перепродажи используемого в бизнесе имущества, что соответствует требованию к текущему доходу приносить с каждого рубля в бизнесе еще столько рублей, скольким будет равна ожидаемая к сроку п будущая рыночная стоимость имущества, приобретавшегося в начале бизнеса на один рубль. Так что в модели Ринга - это будущая стоимость каждого рубля (или имущества на один рубль), изначально вложенного в оцениваемый бизнес.
Модели Инвуда и Хоскальда применимы для оценки тех предприятий, в которых значительна доля специальных активов, экономически изнашиваемых за время осуществления бизнеса. По окончании бизнеса их нельзя перепродать и т.о. вернуть вложенный капитал. Все эти модели, если их применять некорректно могут существенно занижать обоснованную оценку рыночной стоимости бизнеса, т.к. они имеют жесткие минимальные требования к уровню доходности.
       Модель Гордона.
        Эта модель применяется  для расчета стоимости бизнеса в постпрогнозном периоде времени. Она имеет ряд ограничений: 1. предполагается, что в постпрогнозном периоде финансирование капиталовложений осуществляется только за счет амортизации. 2. используемые в расчетах долгосрочные темпы роста бизнеса в постпрогнозном периоде не должны быть больше ставки дисконтирования, т.к. в этом случае стоимость бизнеса вообще становится отрицательной. Предположение о больших темпах роста бизнеса является обычно не реальным и ограничивается несколькими %-ми.
     где i – ставка дисконта с рисками, Анач – денежный поток в начале постпрогнозного периода, - долгосрочные темпы роста бизнеса в постпрогнозный период, - денежный поток в последний год постпрогнозного периода.
 
8. Методология рыночного подхода к оценке стоимости предприятия.
 
        Рыночный подход к оценке бизнеса реализуется тремя методами оценки, к которым относятся:
1.       метод рынка капитала;
2.       метод сделок;
3.       метод «отраслевой специфики».
Общая методология рыночного подхода к оценке бизнеса сводится к следующему:
1. объектом оценки является некая закрытая компания или формально открытая компания, чьи акции недостаточно ликвидны (так что нет оснований верить в рыночную стоимость ее акций, получаемую на основе только лишь их котировок, средних цен предложения и спроса на акции по несостоявшимся сделкам и фактическим ценам сделок с акциями этой компании, которые имели место редко и давно; (акции компаний, по сути на рынке не обращаются)
2. среди открытых компаний с достаточно ликвидными акциями отыскивается компания-аналог (ближайший аналог);
3. за основу берется рыночная (непосредственно наблюдаемая на фондовом рынке) стоимость акций компании-аналога и общего их количества, находящегося в обращении (последнее является рыночной оценкой компании-аналога, которую предоставляют сами фондовые рынки);
4. с учетом различных корректировок на оцениваемую компанию переносится соотношение между истинной рыночной ценой компании-аналога и объявляемыми финансовыми результатами ее деятельности (а также объявляемой структурой ее капитала), которые служат главным фактором, определяющим «мнение» фондового рынка о рыночной стоимости компании-аналога;
5. указанное соотношение умножается на соответствующие показатели текущих финансовых результатов (а также структуры капитала) оцениваемой компании – тем самым оценивается предположительная стоимость рассматриваемой закрытой компании, которая наблюдалась бы на фондовом рынке, если бы ее акции были на этом рынке размещены и достаточно ликвидны (при предположении о том, что аналогичные компании на финансово прозрачных рынках должны иметь приблизительно одинаковые соотношения объявляемых финансовых результатов и их рыночной стоимости).
        Описанный подход, конечно, несколько завышает стоимость оцениваемой компании, так как все же ее акции фактически неликвидны, что особенно важно для держателей мелких пакетов акций, которые не имеют достаточного влияния на менеджеров компании, чтобы договориться с ними о выкупе компании своих акций в случае, когда акционерам нужно будет перевести свои средства в другой бизнес либо извлечь их из бизнеса для целей потребления.
        Важно заметить также, что рыночный подход адекватен оценке предприятия как действующего, потому что используемая в нем для оценки компания-аналог является действующей и оценивается фондовым рынком как действующая.
        Чем более развит и финансово «прозрачен» (т.е. опирается на широко публикуемую и надежно аудируемую информацию о компаниях, чьи акции торгуются на нем) фондовый рынок страны, тем более оценки, получаемые на основе рыночного подхода к оценке бизнеса, отвечают требованиям стандарта обоснованной рыночной стоимости бизнеса.
 
9.       Метод рынка капитала.
 
        Метод рынка капитала заключается в том, чтобы, опираясь на текущие или прогнозные (на момент ожидаемой продажи) оценки величин чистой (за вычетом задолженности) балансовой стоимости, прибыли или денежного потока (сальдо «реальных денег») рассматриваемого п/п, определить его обоснованную рыночную стоимость по аналогии с соотношением с соотношением в настоящее время этих показателей и цен на акции (фактически реализованные в составе многочисленных мелких перепродавщихся пакетов акций) у сходных (принадлежащих к той же отрасли) п/п. При этом в качестве сходных п/п берутся фирмы данной отрасли, чьи акции ликвидны и достаточно надежно котируются на биржевом или внебиржевом рынке.
        Подбор фирм, сходных с оцениваемым п/п, должен отвечать определенным критериям – так, чтобы выдерживалась та же, что и у оцениваемого п/п, доля профилирующего аналогичного продукта, размер п/п, стадия жизненного цикла фирмы, рынки сбыта, территориальное местоположение, структура собственного и заемного капитала и др.  На базе информации о сходных фирмах рассчитываются так называемые «мультипликаторы» (коэффициенты) – «цена/чистая балансовая стоимость», «цена/прибыль» и «цена/денежный поток» (могут даже существовать п/п, специализирующиеся на мониторинге и продаже данных об этих коэффициентах) в этой или иной форме.
        Эти мультипликаторы представляют собой взятое за максимально возможный период отношение цены акций сходных с оцениваемым п/п фирм соответственно к их чистой (за вычетом показанной в балансе кредиторской задолженности) балансовой стоимости, прибыли или денежному потоку.
        Алгоритм метода рынка капитала сводится к следующему.
1. Поиск компании-аналога проводится в два этапа.
      Формирования списка «компаний – кандидатов на аналогичность», в который включаются п/п, специализирующиеся на той же продуктовой группе, что и оцениваемая ( т.е. обычно классифицируют по производимой продукции).
      Отсеивание из списка п/п, которые не удовлетворяют дополнительным критериям сопоставимости п/п (размер п/п; структура капитала; рынки сбыта и закупок; стадия жизненного цикла; степень независимости от финансово-промышленных групп; индивидуальные особенности применяемой системы бухгалтерского учета; территориальное местоположение.
2.Взятие наблюдаемой на фондовом рынке стоимости одной акции компании-аналога и умножение ее на количество ее акций, находящихся в обращении, т.е. учитываемых фондовым рынком – с получением истинной рыночной стоимости компании-аналога.
3.      Составление по компании-аналогу ценовых соотношений (ценовых мультипликаторов).
4.      Расчет оценочной стоимости компании путем умножения мультипликатора на соответствующий показатель оцениваемого п/п, совпадающий со знаменателем мультипликатора.
        Данный алгоритм требует проведения существенных обязательных корректировок исходных данных, которые должны устранить влияние индивидуальных особенностей бухгалтерского учета компании-аналога и оцениваемого п/п: 1.  привести в соответствие используемые методы учета товарно-материальных ценностей (методы LIFO. FIFO и т.п.). 2. привести в соответствие используемые методы амортизации. 3. учесть и пересчитать с учетом используемой компанией—аналога метода отражения выручки и ее величину. 4. если у п/п-аналога обнаружится  необычно больше «чрезвычайных расходов», то необходимо искусственно уменьшить учитываемые операционные издержки компании-аналога и соответственно увеличить прибыль.
        Основной мультипликатор – «цена/прибыль».  Для того чтобы заранее исключить из оценки не вызывающие доверие мультипликаторы, следует использовать правила: 1. – если оцениваемая компания и компания-аналог не сопоставимы по доступу их к кредиту и налоговому статусу, то имеет смысл использовать мультипликатор «цена/прибыль до % и налогов». 2. - если между компаниями разница лишь в налоговом статусе, то используют мультипликатор «цена/прибыль до налогов».
        С помощью мультипликаторов оценивается стоимость всей компании, чтобы поделить стоимость пакета акций нужно полученную оценку стоимости бизнеса умножить на долю данного пакета акций. Причем метод рынка капитала подразумевает, что полученная стоимость бизнеса является стоимостью п/п, с точки зрения инвестора, владеющего не контрольным пакетом, поэтому необходимо в случае оценке контрольного пакета акций п/п добавить премию за контроль.
 
10.   Метод сделок.
 
        Если метод компании-аналога подразумевает расчет и использование мультипликаторов, которые  рассчитаны по ценам акций в составе фактически продавшихся контрольных пакетов сходных фирм, то подобная разновидность указанного метода называется методом сделок.
        Цена в алгоритме рынка капитала, если он превращается в метод сделок, определяется как цена акции компании-аналога, которая наблюдалась относительно недавно при купле-продаже не контрольных, но настолько крупных пакетов акций компаний-аналогов, что их приобретение давало возможность покупателю акций ввести в состав совета директоров этих компаний своих представителей.
        Метод сделок учитывает те сделки с пакетами акций компании-аналога, которые характеризуются как сделки слияния и поглощения.
        Этот метод нацелен на определение стоимости оцениваемой компании в расчете на приобретение крупных ее долей. Иначе говоря, он дает оценку рассматриваемого предприятия «глазами его нового хозяина» - с учетом «премии за контроль», которая содержится в цене одной акции, если она приобретается в составе крупной доли предприятия.
        Практические возможности для использования этого метода предоставляются гораздо реже (в силу относительно малой частоты сделок с контрольными пакетами) и предполагают оценку стоимости предприятия с точки зрения владельца контрольного пакета.
        В ситуациях, когда именно эта оценка и нужна, добавление «премии за контроль» уже излишне. Наоборот, при переходе к оценке неконтрольного пакета (участия меньшинства) от оценки, первоначально полученной методом сделок, становится необходимым уменьшить первоначальную оценку на так называемую «скидку за неконтрольный характер пакета». Она, как и «премия за контроль», также может достигать 35-40%, но обычно бывает меньше – 20-25%.
        Метод сделок сводится к тому же алгоритму, что и метод рынка капитала – с тем различием, что применяемые мультипликаторы вычисляются на основе цен по отслеживаемым на фондовом рынке сделкам с контрольными пакетами.
Алгоритм метода сделок сводится к следующему.
1. Поиск компании-аналога проводится в два этапа.
А) Формирования списка «компаний – кандидатов на аналогичность», в который включаются п/п, специализирующиеся на той же продуктовой группе, что и оцениваемая ( т.е. обычно классифицируют по производимой продукции).
     Б) Отсеивание из списка п/п, которые не удовлетворяют дополнительным критериям сопоставимости п/п (размер п/п; структура капитала; рынки сбыта и закупок; стадия жизненного цикла; степень независимости от финансово-промышленных групп; индивидуальные особенности применяемой системы бухгалтерского учета; территориальное местоположение.
2. Взятие наблюдаемой на фондовом рынке стоимости одной акции компании-аналога и умножение ее на количество ее акций, находящихся в обращении, т.е. учитываемых фондовым рынком – с получением истинной рыночной стоимости компании-аналога.
3. Составление по компании-аналогу ценовых соотношений (ценовых мультипликаторов).
4. Расчет оценочной стоимости компании путем умножения мультипликатора на соответствующий показатель оцениваемого п/п, совпадающий со знаменателем мультипликатора.
11.   Метод отраслевой специфики.
 
        Метод отраслевой специфики является такой модификацией метода рынка капитала (предусматривая и его алгоритм), в которой ценовым мультипликатором  выступает соотношение «цена/валовой доход» (то же самое – «цена/выручка», «цена/объем реализации»).
         Алгоритм метода отраслевой специфики сводится к следующему.
1. Поиск компании-аналога проводится в два этапа.
А) Формирования списка «компаний – кандидатов на аналогичность», в который включаются п/п, специализирующиеся на той же продуктовой группе, что и оцениваемая ( т.е. обычно классифицируют по производимой продукции).
     Б) Отсеивание из списка п/п, которые не удовлетворяют дополнительным критериям сопоставимости п/п (размер п/п; структура капитала; рынки сбыта и закупок; стадия жизненного цикла; степень независимости от финансово-промышленных групп; индивидуальные особенности применяемой системы бухгалтерского учета; территориальное местоположение.
2. Взятие наблюдаемой на фондовом рынке стоимости одной акции компании-аналога и умножение ее на количество ее акций, находящихся в обращении, т.е. учитываемых фондовым рынком – с получением истинной рыночной стоимости компании-аналога.
3. Составление по компании-аналогу ценовых соотношений (ценовых мультипликаторов).
4. Расчет оценочной стоимости компании путем умножения мультипликатора на соответствующий показатель оцениваемого п/п, совпадающий со знаменателем мультипликатора.
        Соответственно на шагах 3 и 4 алгоритма метода рынка капитала используется этот мультипликатор и валовой доход  оцениваемой компании в качестве базы, на которую для получения определяемой стоимости данной компании множится указанный мультипликатор.
        Уже название этого метода показывает, что его применимость ограничена специфическими отраслями – теми, в которых действительно наблюдается достаточно надежная корреляция между рыночной стоимостью компаний с ликвидными акциями и объемом реализации им продукции (их продажами).
        Такими отраслями в основном являются отрасли топливно-сырьевого комплекса, а какже прочие конкурентные отрасли с явно выраженным стандартизированным продуктом, где динамика прибылей определяется в первую очередь не обновлением продукта, а успехом в поддержании и расширении доли на рынке, количеством продаж стандартизированного продукта. При этом учитываемые прибыли незначительно отличаются от денежных потоков предприятий отрасли, так как на обновление продукта и на поддержание производственных мощностей инвестиции (не учитываемые в анализе текущих прибылей и убытков) осуществляются сравнительно редко.
 
 
12.   Методология имущественного (затратного) подхода к оценке стоимости предприятия.
 
        Имущественный (затратный) подход к оценке бизнеса реализуется преимущественно методом накопления активов. При этом предметом оценки чаще всего выступает оценка рыночной стоимости фирмы (рыночной стоимости собственного капитала или ста процентов акций, долей фирмы, рыночной капитализации фирмы – это все синонимы).
        Использование метода накопления активов предполагает оценку предприятия по сумме рыночной или ликвидационной, на не балансовой (остаточной) стоимости его активов – за вычетом совокупной кредиторской задолженности фирмы 9заемного капитала предприятия) на момент ее оценки.
        Последняя уменьшает стоимость предприятия, потому что любому инвестору, купившему предприятие, например, в расчете на выручку от продажи имущества ликвидируемого предприятия, не удастся получить с предприятия весь доход от продажи им своего имущества. Причитающаяся к распределению инвестору прибыль будет уменьшена на сумму, необходимую для погашения обязательств (задолженности) фирмы.
        Согласно «идеологии» этого метода, оцениваемое предприятие стоит столько, сколько стоит его имущество (за вычетом задолженности фирмы).
        Остаточная балансовая стоимость активов предприятия, как бы велика она ни была, не имеет никакого отношения к делу. Ведь остаточная балансовая стоимость активов предприятия зависит от таких факторов, как: 1) время покупки либо создания собственными силами того или иного актива (и изменения с тех пор конъюнктуры и цен рыночного равновесия на рынках аналогичного имущества); 2) метод амортизации этого актива предприятием, который мог выбираться произвольно среди методов прямолинейной равномерной амортизации, методов ускоренной или замедленной амортизации – как, например, метод 2уменьшающегося остатка», метод «суммы чисел», «производственный» метод амортизации и т.д. (при разных методах амортизации остаточная балансовая стоимость актива зависит от того, как определялись отчисления на износ в предыдущие годы); 3) накопившаяся за период после постановки актива на баланс инфляция (обесценивающая имущество).
 
13.   Метод накопления активов.
 
        Метод накопления активов адекватен  оценке предприятия как ликвидируемого, т.к. только в этом случае для покупателя отдача от вложенных средств примет форму выручки, получаемой от продажи активов. Если сроки продажи жестко ограничены во времени (банкротство), то оценка суммарной стоимости  активов предприятия должна основываться на ликвидационной стоимости имущества. Исключением могут выступать ситуация, когда метод накопления активов применяется для оценки предприятия с большой долей финансовых и нематериальных активов. Тогда этот метод вполне адекватен оценке предприятия как действующего, т.к.: 1. если предприятие владеет крупными пакетами акций других компаний, то его стоимость определяется стоимостью дочерних или подконтрольных компаний;  2. если предприятие держит портфель акций и облигаций достаточно ликвидных, то оценка предприятия по стоимости его инвестиционного портфеля не будет предполагать его ликвидацию; 3. если нематериальные активы составляют большую долю имущества предприятия, то стоимость этих активов может проявиться  только в результате их практического использования (в виде избыточных прибылей).
        Особый случай – оценка методом накопления активов молодого предприятия, образованного под конкретный инновационный проект. В данном случае этот метод не приемлем.
        Метод накопления активов адекватен для оценки прогнозной стоимости предприятия как действующего, когда в планируемой к некоторому моменту времени структуре активов предприятия необычно высокую долю должны будут составить нематериальные активы в виде заключенных выгодных контрактов, закрепленной клиентуры и т.п.  Однако такая оценка не может  быть произведена непосредственно и предполагает использование других методов – обычно метода дисконтированного денежного потока.
        Следуя метолу накопления активов и прогнозируя будущую стоимость предприятия, начинающего инвестиционный проект, необходимо иметь в виду, что к моменту начала продаж продукции балансовая стоимость активов предприятия и в целом сумма его баланса, скорее всего, снизится. Это будет вызвано тем, что большие средства будут вложены в нематериальные активы, которые трудно оценить по их балансовой стоимости. В дальнейшем подобные инвестиции скажутся на увеличении продаж и прибылей, что вызовет рост пассивов и активов.
       Все активы делятся на материальные и нематериальные. Материальные активы: реальные (недвижимость; оборудование и оснастка; оборотные фонды) и финансовые (ценные бумаги; банковские депозиты). Определение рыночной стоимости реальных активов предприятия должно проводиться с учетом: физи
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.