На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Психические явления: познавательные процессы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Психология
Тема  №3
Психические явления: познавательные процессы
1.Общая характеристика познавательных процессов 

* Познавательные  процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная  часть в любую человеческую  деятельность и обеспечивают  ту или иную ее эффективность.  Познавательные процессы позволяют  человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей  деятельности, проигрывать в уме  ход этой деятельности, свои действия  и поведение, предвидеть результаты  своих действий и управлять  ими по мере выполнения.
Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень  развития и характерные особенности  его познавательных процессов, ибо чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.
Человек рождается с достаточно развитыми  задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный  осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит  развить свои познавательные возможности. научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.
Познавательные  процессы осуществляются в виде отдельных  познавательных действий, каждое из которых  представляет собой целостный психический  акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного  познавательного действия. Только в  этом смысле можно рассматривать  отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Так, в процессах запоминания  и заучивания участвует мышление в более или менее сложном  единстве с речью. 

Познавательные  процессы, их место  и роль в психике  человека.
Ощущение  как начальная  ступень познания. 

Под ощущением понимается отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. По словам Л. М. Веккера, результатом процесса ощущения является "парциальный образ мира", так как в ощущении отражаются отдельные свойства или признаки объектов.
Согласно  концепции А. Н. Леонтьева, ощущение является исторически  первой формой психического. Возникновение ощущения связано с развитием  раздражимости нервной  ткани. На определенном этапе эволюционного  процесса у организма  элементарная раздражимость  перерастает в  чувствительность, то есть способность  реагировать не только на жизненно важные раздражители, но и  на раздражители, имеющие  сигнальное значение. Эта точка зрения не является единственно  возможной. Так, К. К. Платонов пытался  доказать, что элементарной и исторически  первой формой психического является эмоция.
Принципиальное  значение для развития теории ощущений имеют  исследования, посвященные  изучению участия  эффекторных процессов в возникновении ощущения. Общий вывод этих исследований: ощущение как психическое явление при отсутствии или неадекватности ответной реакции невозможно; неподвижный глаз столь же слеп, как неподвижная рука астереогностична (работы А. Н. Леонтьева, П. И. Зинченко, В. П. Зинченко, Т. П. Зинченко и др.).
Исследуя  механизмы ощущения, А. Н. Леонтьев приходит к выводу, что общим  принципиальным механизмом является механизм уподобления процессов в органах чувств свойствам внешнего воздействия.
Имеются различные классификации  ощущений.
Широко  распространенной является классификация по модальности ощущений (специфичности  органов чувств) - это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные. Существуют интермодальные ощущения - синестезии.
Известной является классификация  Ч. Шеррингтона, выделяю-щая следующие виды ощущений:
* экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи);
* проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках);
* интероцептивные (органические) ощущения - возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов.
Несмотря  на разнообразие ощущений, возникающих при  работе органов чувств, можно найти ряд  принципиально общих  признаков в их строении и функционировании. В целом можно  сказать, что анализаторы  представляют собой  совокупность взаимодействующих  образований периферической и центральной  нервной системы, осуществляющих прием  и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма. 

2.Рациональные формы освоения действительности
Память
 
      Целостной картины, всестороннего образа не получилось бы, не обладай мы памятью. Память – это цемент, соединяющий отдельные мозаики в общую картину. Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память, по словам Р.С. Немова, можно охарактеризовать как способность человека запоминать, сохранять и воспроизводить жизненный опыт . Памятью наделены все живые существа, но наиболее высокого уровня развития она достигает у человека. Все дочеловеческие организмы обладают только двумя видами памяти: генетической, которая проявляется в передаче на генетическом уровне из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств, и механической, выступающей в форме способности к научению, приобретению жизненного опыта, который сохраняется только в самом организме и с его уходом исчезает тоже. Человеку же нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, он обладает гораздо большим разнообразием видов памяти, организованной на более высоком уровне. Рассмотрим виды памяти и их особенности более подробно.  
      По тому, как долго может сохраняться
информация, психологи выделяют четыре уровня памяти:  
1 уровень – непосредственный, или сенсорный, тип памяти, еще этот тип памяти называют мгновенным. Ее системы удерживают данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Длительность сохранения данных в мгновенной памяти от 0,1 до 0,5 секунд. Это память – образ, проверить который можно так: открыть и закрыть глаза. Картинка медленно растворится.  
2 уровень – кратковременная память. Это способ хранения информации в течение короткого промежутка времени, причем не только той, которая поступила от сенсорных органов, но и той, что извлекается из долговременной памяти. Кратковременная память – это память, которая обслуживает текущую работу с образами, понятиями и словами. В ней сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого. Кратковременная память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Время хранения материала в кратковременной памяти около 30 секунд. Однако его продолжительность можно контролировать и увеличивать. Для этого при запоминании материала следует пользоваться не только слуховым кодом, но и всеми другими средствами: зрительными образами, проговариванием, механическим запоминанием и осмыслением материала. Как правило, люди запоминают 20 % того, что они видят, 40 % того, что они видят и слышат и 70 % того, что видят, слышат и делают.  
Объем кратковременной памяти, как мы уже говорили выше, составляет в среднем 7±2 единицы хранения. Под единицами хранения при этом понимаются не только буквы, цифры или звуки, но и их группы, воспринимаемые как единое целое.  
3 уровень – оперативная память. Она рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, связанного с решением определенной задачи, вставшей перед человеком. В зависимости от степени сложности задачи срок хранения информации в оперативной памяти колеблется от нескольких секунд до нескольких дней. После решения задачи информация может исчезать из оперативной памяти.  
4 уровень – долговременная память. Если в кратковременной памяти мы живем, то долговременная память хранит знания. Информация в долговременной памяти хранится в различных кодах: визуальном, акустическом и семантическом. Доминирующим является семантический код, основанный на смысловой сортировке материала. Время хранения информации в долговременной памяти практически не ограничено.  
      В соответствии с типом запоминаемого материала также выделяют четыре вида памяти:  
1) двигательная память, генетически первичная, которая заключается в способности запоминать, сохранять и воспроизводить систему двигательных операций (например, водить машину, печатать на машинке и т.д.);  
2) образная память, формирующаяся следующей. Это возможность запоминать, сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. Существует пять подвидов образной памяти: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая. Психика человека ориентирована в основном на зрительную и слуховую память;  
3) эмоциональная память – это запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний. Эмоциональная память участвует в работе всех видов памяти, она напрямую связана с прочностью запоминаемого материала, т.к. информация, вызывающая у человека эмоциональные переживания, запоминается без труда и надолго;  
4) вербальная, или словесно-логическая, память – это высший вид памяти, с ее помощью формируется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий.  
По степени волевого усилия в процессе запоминания и воспроизведения различают непроизвольную и произвольную память. В первом случае запоминание и воспроизведение происходят автоматически, без особых усилий и постановки соответствующей задачи со стороны человека. Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий, хотя это еще не гарантирует успеха.  
Наибольшего развития у человека достигают, как правило, те виды памяти, которые им чаще всего используются. Большую роль в этом играет профессиональная деятельность. Например, у ученых хорошо развита словесно-логическая память, а у водителей – механическая.  
      Как видим из всего сказанного о памяти, процессами, синтез которых и образует память как целостное функциональное образование психики, являются запоминание, хранение и забывание, воспроизведение.  
Успешность запоминания во многом зависит от таких факторов, как: 1) объем материала, находящегося в кратковременной памяти, он  
не должен значительно превышать объем самой кратковременной памяти, т.е. 7±2 единицы хранения;  
2) время пребывания материала в кратковременной памяти, его можно увеличить за счет повторения и тем самым упрочить запоминание;  
3) наличие мешающих факторов, к которым могут относиться не только внешние раздражители (посторонний шум, голоса и т.д.), но и побочный материал, появляющийся в сознании в пределах до или после 30 секунд (как мы уже знаем, это продолжительность хранения информации в кратковременной памяти);  
4) разнообразие форм представления материала в кратковременной памяти (использование всех типов кодирования информации: смыслового, акустического и визуального);  
5) мотивация и степень знакомства и осмысленности материала.  
В свою очередь, к факторам, ускоряющим процесс забывания, относятся следующие:  
1) время (чем лучше мы запоминали, тем меньше забываем);  
2) активность использования имеющейся информации (к сохраненной в памяти информации необходимо периодически возвращаться и пополнять ее);  
3) работа защитных механизмов нашей психики (защитные механизмы психики вытесняют травмирующие нас впечатления из сознания в подсознание).  
Интересный факт, касающийся памяти, был открыт Б.В. Зейгарник. Суть эффекта Зейгарник состоит в том, что незавершенные задания запоминаются лучше и чаще вспоминаются, чем завершенные. Объясняется это тем, что при получении задания у человека появляется потребность его выполнить, которая усиливается в процессе выполнения. Такая потребность полностью реализуется, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, когда оно не завершено. Человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь воспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне удовлетворенным потребностям.  
     Память можно развивать, в мире существуют десятки систем мнемотехники (или мнемоники, от греч. mnemonikon – искусство запоминания, современный термин означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций), которые существуют уже как минимум две тысячи лет. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти и позволяет практически полностью контролировать процессы запоминания, сохранения и припоминания информации. При выборе методики тренировки памяти следует прежде всего определить, какой тип памяти преобладает. 

 

Рис. 4. Определение типа памяти по движению глаз
 
 
     Визуальному типу вся вспоминаемая информация представляется в виде ярких образов. Человек этого типа склонен к жестикуляции, а в момент воспоминания смотрит прямо перед собой, вверх, влево вверх или вправо вверх. Аудиальному типу воспоминания приходят в виде «внутреннего голоса» или речи другого человека, а взгляд при этом направлен вправо, влево или влево вниз. Кинестетический тип лучше всего запоминает ощущения и движения, а вспоминая, смотрит вниз или вправо вниз. Учитывая результаты диагностики, следует подбирать методики, ориентированные на совершенствование не той особенности, которая уже достаточно развита, а другой. Например, людям, хорошо запоминающим прочитанное, следует приучить себя воспринимать информацию на слух, и наоборот. Во время тренировки памяти важен еще и такой нюанс, как умение отсеивать ненужную информацию. Ученые доказали, что важнейшей функцией мозга является способность фильтровать информацию, отсеивать ненужную, а не удерживать все полученные сведения.  
В п. 1.2 прил. 1 приведен пример оценочного теста состояния памяти, а в прил. 2 подобраны различные приемы мнемотехники.
 

Воображение
 
     Представление мы определили как образ памяти, который формируется относительно прошлого опыта. Если же представление формируется безотносительно к прежде воспринятому или с использованием его в преобразованном виде, то такое представление является не образом памяти, а образом воображения. Воображение, с одной стороны, стоит отдельно от остальных психических процессов, с другой стороны, по мнению Р.С. Немова, занимает промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением [5, с. 260]. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элемент вымысла. Основное отличие воображения от памяти заключается в том, что память несет и сохраняет результаты прошлого опыта, а воображение их трансформирует. Таким образом, воображение – это психический процесс создания и функционирования новых образов на основе ранее воспринятых. О том, как протекает этот процесс, с работой каких нервных органических структур он связан, практически ничего не известно. Известно только, какую роль в жизнедеятельности человека он играет. Благодаря воображению человек творит, развивает материальную и духовную культуру, ориентируется в тех случаях жизни, когда практические действия невозможны, или затруднены, или просто нежелательны.  
Воображение может быть активным, оно характеризуется тем, что человек по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Воображение может также быть пассивным, его образы формируются спонтанно, помимо воли и желания человека. Творческий процесс любой деятельности чаще всего связан с активным воображением: прежде чем создать что бы то ни было, творец создает его образ в воображении. Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение.  
Выделяют и другие виды воображения, это сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных типов воображения, в которых выражаются те важные для человека потребности, которые по ряду причин не могут быть реализованы в жизни. Галлюцинациями, как мы уже говорили выше, называют фантастические видения, не имеющие, как правило, никакой связи с реальной жизнью и являющиеся результатом нарушения психики. Грезы представляют собой фантазии, рисующие в воображении человека желаемые картины будущей жизни. Мечта отличается от грезы тем, что она более реалистична и связана с действительностью, а следовательно, осуществима.

Мышление 
 
Умственный процесс, который неотделим  от восприятия, внимания, воображения, памяти и речи, называется мышлением. Мышление – это объективное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Являясь высшим познавательным процессом, мышление отражает то, что составляет сущность предметов и явлений, но само не воздействует на человека. Оно порождает новое знание, активную форму творческого отражения и преобразования действительности. В чистом виде как совершенно самостоятельный психический процесс мышление не существует, оно присутствует незримо во всех других познавательных процессах. Но отличается от них тем, что в мышлении на основе сенсорной информации делаются теоретические и практические выводы. Исходя из этого, в психологии принято выделять два основных вида мышления: теоретическое и практическое. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, оно может быть понятийным и образным, практическое, в свою очередь, может быть наглядно-действенным или наглядно-образным.  
      Теоретическое понятийное (абстрактное) мышление – это решение задачи с помощью логики без обращения к эмпирическим данным. Человек ищет решение проблемы от начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в понятийной форме, в суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для теоретических научных исследований.  
     Теоретическое образное мышление предполагает, что для решения задачи человек использует не понятия, а образы, которые или непосредственно извлекаются им из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Такой вид мышления больше присущ людям творческого труда.  
Наглядно-действенное мышление представляет собой практическую преобразовательную деятельность, которую человек осуществляет с реальными предметами. Это вид мышления людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.  
     Наглядно-образное мышление состоит в том, что мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности, а необходимые для мышления образы представлены в его оперативной и кратковременной памяти. Наглядно-образное мышление наиболее развито у людей, занятых практической работой, и тех, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.  
Все названные нами виды мышления сосуществуют у человека, но в зависимости от характера и конечных целей его деятельности тот или иной вид мышления начинает преобладать.  
        К мыслительным операциям как способам подхода к изучаемым явлениям относятся анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, систематизация, классификация и обобщение. Рассматривая теоретические методы научного исследования, мы уже характеризовали такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация и обобщение. Восстановить в памяти их основные характеристики можно, обратившись к главе 3, поэтому в данной главе рассмотрим лишь понятия «систематизация» и «классификация».  
Систематизация представляет собой мысленное упорядочение изучаемых предметов и явлений, расположение их в определенной логической последовательности. При классификации изучаемые объекты по какому-либо признаку относят к определенной группе.  
Кроме перечисленных мыслительных операций, выделяют также процессы мышления, к которым относятся дедукция, индукция, суждение, умозаключение и рассуждение. О дедукции и индукции мы также говорили в главе 3, поэтому рассмотрим лишь три последних понятия.  
        Суждение – это высказывание, в котором излагается определенная мысль, утверждающая или отрицающая какие-либо факты, события. Умозаключение – это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Рассуждение – это последовательное и взаимосвязанное выдвижение системы суждений.  
Анализ мышления приводит к вопросу об умственных способностях человека, совокупность которых принято называть интеллектом. Природа интеллекта настолько сложна, что он неоднозначно понимается представителями различных философских и психологических школ. Большинство психологов на сегодняшний день согласилось с тем, что интеллект представляет собой способность человека адаптироваться к окружающей среде. В настоящее время большинство организаций и предприятий при приеме на работу предлагает пройти тест на проверку коэффициента интеллекта, достаточно наивно предполагая, что это позволит своевременно выявить, насколько успешным будет потенциальный сотрудник. Подобные ожидания редко оправдываются, поскольку наш интеллект гораздо шире любого теста. По мнению Р. Кеттела, для того, чтобы полностью описать интеллект, понадобилось бы провести 120 различных тестов.  
    Однако при всей сложности понимания интеллекта можно выделить ряд факторов, влияющих на его развитие. Это такие факторы, как:  
– генетическая обусловленность;  
– физическое и психическое состояние матери во время беременности;  
– хромосомные аномалии (болезнь Дауна);  
– экологические условия;  
– особенности питания ребенка в первые полтора года;  
– психическая стимуляция интеллектуальной активности ребенка со стороны взрослых и т.д.  
     Впервые идею тестов на коэффициент интеллекта выдвинул английский биолог Фрэнсис Гальтон. Ему же принадлежит заслуга создания техники изучения индивидуальных различий на основе использования статистического метода.  
Начиная с 1905 г., французский психолог Альфред Бине в сотрудничестве с врачом Теодором Саймоном (Симоном) провел серию экспериментов по изучению умственных способностей людей различных возрастов. Проведенные на многих испытуемых эксперименты превратились в тесты для определения уровня умственного развития.  
Так возникла метрическая шкала интеллекта Бине – Саймона. Она потребовала ввести понятия умственного возраста (МА) и хронологического возраста (СА).  
Их несовпадение считалось показателем либо умственной отсталости (МА ниже СА), либо одаренности (МА выше СА).  
В 1912 г. немецкий психолог Вильям Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта», сокращенно IQ, как показатель умственного развития. Коэффициент интеллекта высчитывался по формуле IQ = МА / СА х 100.

 
 
Средний уровень коэффициента интеллекта колеблется около 100 баллов (84 – 116 баллов), высокий – от 116 до 180 баллов, при  этом максимальный рекорд приближается к 200 баллам. При IQ ниже 75 баллов начинается легкая степень слабоумия – дебильность. Один тест из серии тестов, разработанных  Г. Айзенком для проверки IQ, приведен в п. 1.1 прил. 1.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.