На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Классификация мышления и характеристика их видов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Нижегородский институт менеджмента  и бизнеса
 
 
 
 
Реферат
По дисциплине: Общая психология
На тему: Классификация мышления и характеристика их видов
 
 
 
 
 
Выполнила: Манахова Е. Н. 38У потока
                                                    Проверила: Павлычева Т. Н.
 
 
 
 
п. Воротынец
2011
Содержание:
Введение 

Общее понятие о мышлении
4

Классификация явлений мышления
6

Основные виды мышления
10

Закономерности мышления
13

Теоретические и экспериментальные  подходы к исследованию мышления
19
  Заключение 
24
  Список использованной литературы
25

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 Наше познание объективной  действительности начинается с  ощущений и восприятия. Но, начинаясь  с ощущения и восприятия, познание  действительности не заканчивается  ими. От ощущения и восприятия  оно переходит к мышлению.
Мышление – процесс  познавательной деятельности. Характеризуется  обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление является объектом изучения разных наук. Психология изучает мышление как познавательную деятельность, дифференцируя ее на виды в зависимости от уровня обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности и адекватности  мышления в действительности. Мышление изучается объективными методами (наблюдение, беседа, эксперимент, изучение деятельности продуктов мышления). Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Прежде всего, весьма различным может быть их познавательное значение.  Всякое мышление совершается в более или менее обобщенных, абстрактных понятиях, и во всякое мышление включается более или менее наглядные чувственные образы; понятие и образ- представление даны в нем в неразрывном единстве.
 Цель данной  работы  является отобразить классификацию мышления и характеристика их видов. Исходя из поставленной цели, необходимо  решить следующие задачи:
    Проанализировать понятие мышление;
    Изучить основные виды мышления;
    Рассмотреть закономерности мышления;
    Ознакомиться  с теоретическими и экспериментальными подходами к исследованию мышления
 
    Понятие о мышлении
Информация, полученная человеком  из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и  внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствии их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления.
Мышление – психологический  процесс, обобщенного и опосредствованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности.
Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи между явлений отражаются в нашем сознании опосредованно – во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей.
Обобщенность мышления –  отражение общих существенных свойств  однородной группы явлений. Опосредованность – использование «орудий» познания: звуковых обозначений языковых средств; мыслительных операций.
Замечая связи меду явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимоотношение с ним. Обобщенная и опосредствованная (звуковая) ориентация и чувственно воспринимаемой обстановке позволяет археологу и следователю восстанавливать не только прошлое, но и  далекое будущее.
Не только в науке и  профессиональной деятельности, во всей повседневной жизнедеятельности человек  постоянно использует знания, понятия, общие представления, обобщенные схемы, выявляет объективное значение и  личностный смысл окружающих его  явлений, находит разумный выход  из многообразных проблемных ситуаций, решает возникающие перед ним задачи. Во всех этих случаях он осуществляет мыслительную деятельность – обобщенную ориентацию в мире.
Мышление формирует структуру  индивидуального сознания, его сематическое (понятийное) поле, классификационного  сознания, его семантическое (понятийное) поле, классификационно –оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки.
Мышление соотносит данные ощущений и восприятия, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Через раскрытие этих отношений между непосредственно, чувственно данными свойствами вещей и явлений мышление раскрывает новые, непосредственно не данные абстрактные свойства: выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях.
Система личностных смыслов  взаимодействует в мышлении индивида с объективным значением явлений, с пониманием сущности конкретных явлений  как разновидности определенного  класса явлений. В элементарной форме  понимание проявляется уже при  узнавании объектов, отнесении их к определенной категории. Понять что-то значит включить новое в систему имеющихся связей.
В процессе исторического  развития человечества мыслительные акты стали подчиняться системе логических правил. Многие из этих правил приобрели  аксиоматический характер. Сформировались устойчивые формы объективизации результатов  мыслительной деятельности: суждения, понимания, умозаключения.
Как психическая деятельность мышление является процессом решения  задач. Это процесс имеет определенную структуру – стадии и механизмы  достижения познавательной цели.
Каждый человек обладает присущим ему стилем и стратегией мышления – когнитивным стилем, познавательными установками и  категориальной структурой (сематическим, смысловым пространством).
Сформировать мысль –  значит объективизировать ее, облечь в обобщенные языковые значения.  Построение речи к мышлению – отношение формы к содержанию. Построение речи определяется законами грамматики, процесс мышления – законами всеобщих взаимосвязей.
    Виды мышления
В многообразных явлениях мышления различаются:
- Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций, направленных на решение определенной задачи, проблемы;
- мыслительные операции: сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация и  конкретизация;
- формы мышления: суждения; умозаключение; понятие;
- виды мышления: практичекие-действенное, наглядно – образное и теоретически –абстрактное.
По содержанию различаются  практическая, научная и художественная мыслительная деятельность.
По операционной структуре  мыслительная деятельность подразделяется на алгоритмическую, осуществляемую по заранее известным правилам, и  эвристическую – творческое решение  нестандартных задач.
По степени абстрагированности выделяются эмпирическое и теоретическое мышление.
Все мыслительные акты совершаются  на основе взаимодействия анализа и  синтеза, которые выступают как  две взаимосвязанные стороны  мыслительного процесса.
При характеристике индивидуального  мышления учитываются такие качества, как систематичность, последовательность, доказательность, гибкость, быстрота и  др. образующие тип мышления индивида, его интеллектуальные особенности.
Мыслительные операции
Мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих друг в друга мыслительных операций: сравнение – обобщение, абстракция – классификация – конкретизация. Мыслительные операции – это мыслительные действия.
Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и  различие явлений и их свойств, позволяющая  произвести классификацию явлений  и их отношение. Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и  различие явлений и их свойств, позволяющая  произвести классификацию явлений  и их обобщение. Сравнение – элементарная первичная форма познания.
Первоначально лежит в  основе стабильности нашего познания, его дифференцированности. На основе сравнения делают обобщения.
Обобщение – свойства мышления и в то же время центральная  мыслительная операция. Обобщение может  осуществляться на двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним  признакам (генерализация). Но подлинную  познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки.
Мышление человека движется от факта к обобщению, от явления  к сущности. Благодаря обобщениям человек предвидит будущее, ориентируется в конкретном. Обобщение начинает возникать уже при образовании представлений, но в полной форме воплощается в понятии. При овладении понятиями мы отвлекаемся от случайных признаков и свойств объектов и выделяем их лишь существенные свойства.
Элементарные обобщения  совершаются на основе сравнений, а  высшая форма обобщений – на основе вычленения существенного общего, раскрытия  закономерных связей и отношений, т.е. на основе абстракции.
Абстракция – операция отражения отдельных существенных в каком – либо отношении свойств явлений.
В процессе абстрагирования  человек как бы очищает предмет  от побочных признаков, затрудняющих его  исследование в отдельном направлении. Правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуществляется классификация, систематизация и конкретизация.
Классификация – группировка  объектов, по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-либо отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных.
На высшем этапе познания осуществляется переход от абстрактного к конкретному.
Конкретизация – познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое  воссоздание целостного объекта.
Формы мышления:
Формальные структуры  мыслей называются формами мышления. Различают три формы мышления- суждение, умозаключение и понятие.
Суждение – определенное знание о предмете, утверждение или  отрицание каких – либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждения происходит как формирование мысли в предложении.
Суждение – такое предложение,  в котором утверждается взаимосвязь объекта и его свойства. Связь явлений отражается в мышлении как связь суждений.
В зависимости от содержания отражаемых в суждении предметов  и их свойств различаются следующие  виды суждения: частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное.
В суждении выражаются не только знания о предмете, но и субъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности  в истинности этого знания.
Истинность системы суждения – предмет формальной логики. Психологическими же аспектами суждения являются мотивация  и целенаправленность суждений индивида.
Однако  в процессе нашего оперирования разнообразными суждениями с использованием определенных умственных операций может возникнуть еще одна форма мышления – умозаключение. Умозаключение является высшей формой мышления и представляет собой формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся. Умозаключение как  форма мышления опирается на понятия  и суждения и чаще всего используется в процессах теоретического мышления.
Мышление развивается  в процессе постоянных переходов  от общего  к единичному и от единичного – к общему, т.е. на основе взаимосвязи  индукции и дедукции, индуктивных  и дедуктивных умозаключений.
Дедуктивное умозаключение  – отражение общей связанности  явлений, понимание частного случая в свете общих взаимосвязей.
Индуктивное умозаключение  – вероятностное умозаключение: по отдельным признакам некоторых  явлений делается суждение обо всех предметах данного класса. Поспешное обобщение без достаточных оснований – часто встречающихся ошибка в индуктивных суждения.
Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предметов и явлений. Чем  более существенные признаки предметов  отражены в понятии, тем эффективнее  организуется деятельность человека.
Общими понятиями называют те, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и тоже название. В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием. Любые общие понятия возникают на основе единичных предметов и явлений. Формирование понятия происходит не только посредством уяснения каких-либо общих свойств и особенностей группы предметов, но в первую очередь через приобретение знаний о свойствах и особенностях единичных предметов. Закономерный путь формирования понятий- это движение от частного к общему, т.е. через общение.
Усвоить понятие можно  двумя путями: либо нас специально учат чему- либо, на основе чего формируется  понятие, либо мы в процессе деятельности самостоятельно формируем понятие, опираясь на собственный опыт. Каким  путем будет происходить усвоение, зависит от того, чему учится человек.
    Основные виды мышления
Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных  видов и уровней. Прежде всего весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт, посредством которого ребенок разрешает встающие перед ним затруднения, и система мыслительных операций, посредством которого ученый разрешает научную проблему о закономерностях протекания каких- либо сложных процессов. Можно, таким образом, различать разные уровни мысли в зависимости от того, насколько высок уровень ее обобщений, насколько глубоко вместе с тем анна переходит от явления к сущности, от одного определения сущности ко все более глубокому ее определению. Такими разными уровнями мышления являются  наглядное мышление в его элементарных формах и мышление отвлеченное, теоретическое.
В процессе исторического  развития интеллект человека первоначально  формировался в ходе практической деятельности. Генетический самый ранний вид мышления – практически- действенное мышление; определяющее значение в нем имеют  действия с предметами.
 Мышление подразделяется  на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а практическом наглядно- образное и наглядно- действенное.
В практически – действенном  виде мыслительной деятельности элементарные взаимосвязи между явлениями, предметами опосредуются практическим действием, выявляются в ходе манипулирования предметами. Этот вид мышления преобладает у ребенка в возрасте до 3 лет и отличается синкретичностью (выявляются лишь внешние, малосущественные взаимосвязи явлений), трансдуктивностью ( выявляются отношения между частными частными признаками явлений), игнорируются иерархия признаков (единичное – общее – всеобщее). Крайне низка критичность (рефлексивность) мышления. Процесс мышления развивается еще не на основе высоковероятностных гипотез, а метод проб и ошибок.
На основе практически  –действенного, манипуляционного мышления возникает наглядно- образное мышление. Для него характерно оперирование наглядными образами в уме.
Наглядно- образное мышление – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого существовать не может. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Наглядно-действенное мышление – это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид  мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом  которого является создание какого- либо материального продукта.
Если в двух первых видах  мышления сознание еще сильно обусловлено  подсознанием, то понятийное мышление – это полностью вербальный сознательный процесс. Мышление здесь выступает  как индуктивно- дедуктивный процесс. В объекте выделяются существенные и несущественные признаки, вычленяется  иерархия признаков, понимается смысл текстов и их подтекст, развивается критичность мышления.
Мышление взрослых людей  подразделяется на преимущественно образное (художественное) и абстрактное (теоретическое). Но в процессе жизнедеятельности у одного и того же человека на передний план выступает то один, то другой вид мышления.
По содержанию мыслительная деятельность подразделяется на практическую, художественную и научную.
Структурная единица практического (оперативного) мышления – действие; художественного – образ; научного мышления – понятие.
В зависимости от глубины  обобщенности различают эмпирическое и теоретическое мышление.
Эмпирическое мышление  дает первичные обобщения на основе опыта. Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание представляет собой низшую, элементарную ступень познания. Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим мышлением.
Умственная деятельность теоретика  сосредоточена преимущественно  на первой части пути познания –  временном отходе, отступлении от практики. Умственная деятельность практика сосредоточена в основном на второй его части – на переходе от абстрактного мышления к практике, т.е. на том «попадании» в практику ради которого и производится теоретическое отступление.
Особенностью практического  мышления является тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события, умение использовать для решения частной задачи то особенное и единичное, что не входило полностью в теоретическое обобщение, умение быстро переходить от размышления к действию.
В практическом мышлении человека существенно оптимальное соотношение его ума и воли, познавательных, регуляционных и энергетических возможностей индивида. Практическое мышление связано с оперативной постановкой первоочередных целей, выработкой гибких планов, программ, с большим самообладанием в напряженных условиях деятельности.
Теоретическое мышление выявляет всеобщие отношения, исследует объект познания в системе теоретических моделей, создание теорий обобщение опыта, раскрытие закономерностей развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека.
Теоретическое мышление неразрывно связано с практикой, но в своих  конечных результатах имеет относительную  самостоятельность; оно основывается на предшествующих знаниях и служит основанием последующего познания.
В зависимости от стандартности  – нестандартности решаемых задач  и операционных процедур различаются  алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое  и творческое мышление.
Алгоритмическое мышление ориентировано  на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых  задач.
Дискурсивное  мышление, основано на системе взаимосвязанных  умозаключений.
Эвристическое мышление –  продуктивное мышление, состоящее в  решении стандартных задач.
В мышлении индивида проявляются  его индивидуально- типологические особенности. Мышление – не только процесс познания, но и продукт познания, показатель уровня развития индивида. В отличие от наук, изучающих содержание мышления, психология исследует процессуальные стороны мышления, психология исследует процессуальные стороны мышления:  мотивы, уровни, этапы, регуляционные особенности мышления, его общие закономерности и индивидуальные особенности, возрастные уровни развития, аномальные отклонения.
4. Закономерности мышления
1. Мышление возникает в связи с необходимостью решения проблемы. Условием его возникновения является проблемная ситуация  - обстоятельство, при котором человек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется дефицитом исходной информации, возникновением определенного познавательного барьера трудностей, которые предстоит преодолеть с помощью интеллектуальности субъекта путем изыскания необходимых познавательных стратегий.
2. Основным механизмом  мышления, общей закономерностью  его динамики является анализ  через синтез: выделение новых  свойств в объекте (анализ) посредством  его соотнесения с другими  объектами (синтез).
В процессе мышления объект познания постоянно включается во все  новые связи и в силу этого  выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых  понятиях: из объекта, таким образом, как бы вчерпываются все новое содержание, он как бы поворачивается каждый раз другой стороной, в нем выявляются все новые качества.
Процесс познания начинается с первичного синтеза – восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе первичного анализа  осуществляется вторичный синтез.
При первичном анализе  проблемной ситуации необходима ориентация на ключевые исходные данные, позволяющие раскрыть в исходной информации скрытую информацию. Обнаружение в исходной ситуации ключевого, существенного признака позволяет понять зависимость одних явлений от других. При этом существенно выявить признаки возможности – невозможно и необходимо.
В условиях дефицита исходной информации человек действует не методом проб и ошибок, а применяет  определенную стратегию поиска –оптимальную схему достижения цели. Назначение этих стратегий состоит в том, чтобы охватить нестандартную ситуацию наиболее оптимальными общими подходами – эвристическими методами поиска.
К ним относятся: временное  упрощение ситуации; использование аналогий; решение вспомогательных задач; рассмотрение «крайних случаев»; переформулировка требований задачи; временное блокирование некоторых составляющих в анализирууемой системе.
Анализ через синтез –  познавательное развертывание объекта  познания, исследование его в различных  ракурсах, нахождение его места в  новых взаимосвязях, мысленное экспериментирование  с ним, исследование его в свете  высоковероятных предположений.
    Обоснованность мышления. Требование обоснованности мышления обусловлено фундаментальным свойством материальной действительности: каждый факт, каждое явление подготавливаются предшествующими фактами и явлениями. Ничто не происходит без достаточного основания. Закон достаточного основания требует, чтобы в любом рассуждении мысли человека были внутренне взаимосвязаны, вытекали одна из другой. Каждая частная мысль должна быть обоснована более общей мыслью.
Только опираясь на правильные обобщения, понимание типичные ситуации, человек предвидит развитие событий, осуществляет опережающее отражение действительности, контролирует грядущее события и преобразует действительность.
    Селективность – способность интеллекта отбирать необходимые для данной ситуации знания, мобилизовать их на решение проблемы, минуя механический перебор всех возможных вариантов. Для этого знания индивида должны быть систематизированы, сведены в иерархически организованные структуры.
    Антиципация – предвосхищение развития событий. Человек способен предвидеть развитие событий – одна из основных функций психики человека. Мышление человека основано на высоковероятном прогнозировании.
На основе анализа отношений  между отдельными элементами явлений  индивид предвосхищает искомый результат. В связи с этим выявляются ключевые элементы исходной ситуации, намечается система подзадач, определяется операционная схема – система возможных действий над объектом познания.
    Рефлексивность – критическая самооценка субъектом хода своего мышления.
Под рефлексией подразумевается  как самоотражение субъекта, так и взаимотражение партнеров по общению.
    Структурность продуктивного, нестандартного мышления.
 Структура мыслительной деятельности при решении нестандартных задач.
Мыслительная деятельность подразделяется на:
-воспроизводящую (репродутивную) – решение типовых задач известными способами;
- поисковую  (продуктивную) – развернутый мыслительный процесс, направленный на решение нестандарстных познавательных задач.
Мыслительная деятельность при решении нестандартных задач  имеет определенную структуру, она  совершается в виде последовательного  ряда этапов.
Начальный этап поисковой  познавательной деятельности – осознание  индивидом возникшей проблемной ситуации. Такие ситуации связаны с необычностью сложившейся обстановки, внезапно возникшими с затруднениями в решении тех или иных вопросов.
Акт мышления при этом начинается с сознания противоречивости, неоднозначности  исходных условий деятельности, необходимости  познавательного поиска. Осознание  возникшего познавательного барьера, недостаточности наличных сведений порождает стремление к восполнению информационного дефицита, формирует познавательную мотивацию.
Происходит объективизация неизвестного – начинается поиск  формулировки познавательного вопроса, выяснение того, сто необходимо знать  или уметь, чтобы выйти из возникшей  проблемной ситуации. Проблемная ситуация как бы наталкивает субъекта на соответствующую сферу познания – формулируется познавательная проблема.
Второй этап решения нестандартной  задачи – выявление принципа, общей  схемы, возможного способа ее решения. Для этого необходимо видение  конкретного явления как выражения определенных общих взаимосвязей, объяснение возможных причин явления высоковероятностными предположениями –гипотезами.
    Если задача – информационная система с рассогласованными ее элементами, то гипотеза – первая проба согласования ее  элементов. На этой основе человек мысленно изменяет проблемную ситуацию в определенном системном направлении.
Проблема – и означает преграду, трудность, а с психологической  точки зрения – осознание вопроса, подлежащего с объектом познания.
Если проблема взаимодействует  с познавательной базой субъекта познания, позволяет ему наметить искомое, которое он может найти  путем некоторых преобразований исходных условий, возникает задача. Задача – структурно организационная проблема. При этом неизвестное осознается в его скрытых объективных взаимосвязях с известным.
Определить задачу – значит выделить в проблемной ситуации стартовые  условия познавательной деятельности.
Преобразование проблемной ситуации в проблему, а затем в  задачу – первый, исходный акт познавательно-поисковой  деятельности.
     Все познавательно-поисковые задачи по объективному содержанию делятся на три класса:
- задачи на распознавание  (установление принадлежности данного  явления к определенному классу  объектов)
- задачи на конструирование
- задачи на объяснение  и доказательство.
Объяснение – это использование  системы суждений относительно сущности каких-либо явлений.
Доказательство – мыслительный процесс утверждения истинности какого- либо положения системой других, аксиоматических суждений. При этом изыскивается система связующих аргументов, подводящих к итоговому выводу.
Задачи на доказательство решаются тремя путями:
    Ссылкой на организацию объекта, присущие ему устойчивые структурные взаимосвязи;
    Выявлением устойчивых взаимосвязей объектов  и их сторон;
    Выявлением функциональных взаимосвязей объектов.
Мыслительные операции подразделяются на  простые и сложные.
Простые задачи – задачи типовые, стандартные. Для их решения применяются известные правила, алгоритмы. Интеллектуальный поиск состоит в выявлении типа задачи по ее опознавательным признакам, соотнесении частного случая с общим правилом. При систематическом решении такого рода задач формируются соответствующие интеллектуальные навыки, привычные схемы действий.
 Второй этап решения нестандартной задачи – выявление принципа, общей схемы, возможного способа ее решения. Для этого необходимо видение конкретного явления как выражения определенных общих взаимосвязей, объяснение возможных причин явления высоковерояностных предложениями – гипотезами.
Гипотеза – высоковероятностное предположение о сущности, структуре, механизме, причине какого –либо явления – основа гипотетико – дедуктивного метода познания.
Третий этап решения задачи – проверка выдвинутых из гипотезы следствий. Она осуществляется в  разных сферах деятельности различными специфическими средствами.
На четвертом этапе  решения задачи полученные результаты сопоставляются с исходным требованием. Их согласование означает создание достоверной информационно – логической модели исследуемого объекта, решения поставленной задачи.
5.  Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления.
Интеллект в психологической науке связывают с процессом мышления, а мышление в свою очередь, является познавательным психическим процессом, завершающим обработку информации, которую мы получаем из внешнего мира. Мышление формирует понятия о предметах и понимание их взаимосвязей. В тоже время имеющие у нас понятия являются исходной платформой для формирования нашего поведения, поскольку, формируя сознательное поведение, мы активно используем разнообразные понятия.
  Активные исследования  проводятся с 17 века. Для начального  периода исследований мышления  было характерно то, что мышление  фактически отождествлялось с  логикой, а в качестве единственного  вида, подлежащего изучению, рассматривалось  понятийное теоретическое мышление.
Мышление широко исследовалось  и в рамках бихевиоризма. При этом мышление представлялось как процесс  формирования сложных связей между  стимулами и реакциями. Бесспорной заслугой бихевиоризма явилось рассмотрение в рамках изучаемой проблемы формирования умений и навыков в процессе решения  задач. Благодаря данному направлению  психологии в сферу изучения мышления вошла проблема практического мышления.
В отечественной психологии проблема мышления развивалась в  рамках психологической теории деятельности. Разработка этой проблемы связана с  именами А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева и др.  С позиции психологической теории деятельности мышления понимается как прижизненно формирующаяся  способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности. А. Н. Леонтьевым была предложена концепция мышления, согласно которой между структурами внешней (составляющей поведение) и внутренней (с
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.