На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Планирование социального развития коллектива

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  Образования Российской Федерации
Международный Института Рынка Тольяттинский  Филиал 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
на тему: «Планирование социального развития коллектива»
по дисциплине: «Внутрифирменная организация и планирование» 
 
 
 

                Выполнил: студент группы ДФ 481
                Щетинина  Екатерина Сергеевна
                Проверил: к.э.н.,доцент Иванина Н.М. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Тольятти, 2011г.
Содержание 

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Основные  направления управления социальным  развитием коллектива………..4
   1.1 Определение понятия социального  развития………………………………...4
   1.2 Основные направления управления  социальным развитием трудового  коллектива………………………………………………………………………………7
       1.2.1 Социологическое исследование…………………………………………7
       1.2.2 Социальное планирование, как направление  управления социальным развитием  трудового коллектива…………………………………………………….12
2. Планирование социального развития коллектива предприятия «Мистер Фогг»...............................................................................................................................16
   2.1 Краткая характеристика предприятия «Мистер Фогг»………………..16
   2.2 Результаты социологического исследования  сотрудников туристической фирмы «Мистер Фогг»……………………………………………………………..16
   2.3 План социального развития трудового  коллектива……………………19
Заключение………………………………………………………………………….23
Библиография………………………………………………………………………25
Приложение 1………………………………………………………………………26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Социально-экономическая нестабильность в обществе, характерная для России 90-х годов, борьба предприятий за выживание в новой рыночной среде отодвинули вопросы планирования социального развития на предприятиях на второй план. За прошедшие годы усиление стабилизационных процессов в стране неизбежно поставило проблемы управления социальным развитием в ряд приоритетных.
      Управление социальным развитием должно быть подчинено нормальному функционированию и рациональному использованию потенциальных возможностей организации, достижению ее главных целей. Оно, как специфический вид менеджмента, имеет свой объект, свои методы, формы выработки и реализации управленческих решений.
     Цель работы: сформулировать основные направления управления социальным развитием трудового коллектива.
     Объект: социальное развитие трудового коллектива.
     Задачи:
   1.  Проанализировать существующий материал по этому вопросу.
   2.  Сформулировать основные направления управления социальным развитием трудового коллектива.
   3. Рассмотреть функционирование полученных данных на примере туристической организации. 
 
 
 
 
 
 
 

1. Основные  направления управления социальным  развитием коллектива 

1.1 Определение  понятия социального развития 

      Социальное развитие - процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или отдельных ее компонентах - социальных отношениях, социальных институтах, социально-групповых и социально-организационных структурах и т. д. Не всякие изменения в социальных явлениях представляют собой их развитие, а лишь такие, при которых одни социальные явления заменяются явлениями более высокого уровня или переходят на более высокие (по объективным критериям социального прогресса) ступени своего состояния (прогрессивное развитие) либо, напротив, заменяются явлениями, переходят на ступени более низкого уровня (регрессивное развитие). Социальное развитие осуществляется путем эволюции, когда происходит постепенное отмирание старых элементов определенной социальной системы и их вытеснение постепенно накапливающимися новыми элементами. Другая форма социального развития - через революционные преобразования, социальные революции, когда происходит относительно быстрое и единовременное разрушение всех устаревших элементов системы и замена их возникающими в системном единстве новыми элементами.               Социальная революция в одних случаях принимает характер политической революции - если происходит смена власти, изменение политического строя.      Революционные изменения в социальной сфере происходят в определенных ситуациях и без политической революции, в рамках существующего политического строя.
      Социальное развитие организации означает изменения к лучшему в ее социальной среде – в тех материальных, общественных и духовно-нравственных условиях, в которых работники организации трудятся, вместе с семьями живут и в которых происходят распределение и потребление благ, складываются объективные связи между личностями, находят выражение их морально-этические ценности. Соответственно этому социальное развитие в первую очередь должно направляться на:
    1. совершенствование социальной структуры персонала, его демографического и профессионально-квалификационного состава, в том числе регулирование численности работников, повышение их общеобразовательного и культурно-технического уровня;
    2. улучшение эргономических, санитарно-гигиенических и иных условий работы, охраны труда и обеспечения безопасности работников;
    3. стимулирование средствами как материального вознаграждения, так и нравственного поощрения эффективного труда, инициативного и творческого отношения к делу, групповой и индивидуальной ответственности за результаты совместной деятельности;
    4. создание и поддержание в коллективе здоровой социально- психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом;
    5. обеспечение социального страхования работников, соблюдения их социальных гарантий и гражданских прав;
    6. рост жизненного уровня работников и членов их семей, удовлетворение потребностей в жилье и бытовом устройстве, продуктах питания, промышленных товарах и разнообразных услугах, полноценное использование досуга.
     Управление социальным развитием организации – это совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов. Оно представляет собой организационный механизм заранее продуманного, спрогнозированного, многостороннего, т.е. планомерного и комплексного воздействия на социальную среду, использования многообразных факторов, влияющих на эту среду.
      Непременный объект управления персоналом – развитие социальной среды организации. Эту среду образуют сам персонал с его различиями по демографическим и профессионально-квалификационным признакам, социальная инфраструктура организации и все то, что так или иначе определяет качество трудовой жизни работников, т.е. степень удовлетворения их личных потребностей через посредство труда в данной организации.
      Социальная среда органически взаимосвязана с технической и экономической сторонами функционирования организации, составляет вместе с ними единое целое. Всегда, а на современном этапе развития общества особенно, успешная деятельность любой организации зависит от высокой результативности совместного труда занятых в ней работников, от их квалификации, профессиональной подготовки и уровня образования, от того, насколько условия труда и быта благоприятствуют удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.
      В зависимости от конкретной ситуации управление социальным развитием осуществляется либо руководством организации, либо специально уполномоченными на то лицами, либо автономными подразделениями функционального назначения, которые являются частью системы управления персоналом. Типовой вариант организационной структуры такой системы предусматривает должность заместителя директора по персоналу с подчинением ему соответствующих подразделений.
      Если организация располагает разветвленной сетью собственной социальной инфраструктуры, управление ею может осуществляться отдельно. В этом случае подходит вариант, предусматривающий должность заместителя директора по социально-бытовым вопросам с приданием ему подразделений, ведающих соответствующими объектами социальной сферы, предоставлением жилищно-коммунальных, бытовых, оздоровительных, досуговых и иных социальных услуг.
1.2 Основные  направления управления социальным  развитием трудового коллектива 

1.2.1 Социологическое  исследование 

      Социологическое исследование - основной источник информации, необходимой при составлении планов социального развития производственного коллектива, а также для отслеживания выполнения планов и внесения коррекции. В последнем случае социологическое исследование проводится, когда имеющейся информации недостаточно для объяснения изменения уровня тех или иных показателей деятельности предприятия.
      Социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур. Целью этой системы являются всестороннее изучение, анализ и систематизация социальных фактов, выявление связей и зависимостей между социальными явлениями и процессами и на основании собранной информации принятие решений, разработка мероприятий по управлению исследуемым объектом, его прогрессивному развитию.
      В зависимости от своей общей направленности социологические исследования условно делятся на прикладные (конкретные) и теоретические. Организация любого конкретного социологического исследования предполагает разделение труда и осуществляется последовательно по логически взаимосвязанным и взаимообусловленным четырем этапам:
I - подготовительно  - организационному;
II - подготовки  реализации;
III - реализации;
IV - анализа  полученных данных и выдачи результатов исследования.
     Исходные задачи исследования, во многом определяющие его успех, научную и практическую значимость, решаются на первом - подготовительно - организационном этапе. Здесь разрабатываются программа и рабочий план исследования.
     Программа - документ, представляющий собой всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов социологического исследования. В соответствии с этим она состоит из двух частей: методологической и методической (процедурной). Первая раскрывает, что будет исследоваться, вторая - как.
     Разработка методологической части программы включает формулировку и обоснование проблемы, определение объекта, предмета и цели, постановку задач исследования, логический анализ основных понятий, предварительный системный анализ объекта и формулировку гипотез исследования, а разработка методической части - определение обследуемой совокупности и обоснование системы выборки единиц наблюдения, набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.
     После формулировки и обоснования актуальности проблемы уясняется, на получение какого результата ориентированно исследование и какими путями он будет достигаться, то есть определяются цели и задачи исследования.
     В практике рассмотренные типы социологических исследований в чистом виде встречаются редко, как правило, в одном исследовании сочетаются все остальные.    В соответствии с целью и задачами определяются объект и предмет исследования, а также единицы наблюдения.
     Объект исследования - это социальный процесс, или область социальной действительности, или какие-то социальные условия, явно или неявно содержащие в себе социальное противоречие и порождающие проблемную ситуацию, на которую направлен процесс познания. В социологии объектом исследования выступают трудовая деятельность работающих и условия, в котором эта деятельность осуществляется, социальные явления и процессы сферы труда.
     Предмет социологического исследования - это свойства и стороны объекта, которые наиболее выпукло выражают скрывающееся в нем противоречие, исследуемую проблему. Остальные особенности объекта остаются как бы вне поля зрения. Таким образом, в предмете выражается взаимосвязь проблемы и объекта исследования.
      Один и тот же объект может заключать в себе несколько различных предметов исследования, содержание каждого их которых зависит от того, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью и для решения какой проблемы он выбран.
     Объект и предмет социологического исследования могут совпадать, если исследователь ставит перед собой задачу познания всей совокупности закономерностей функционирования и развития социального объекта. Если же исследователь ограничивается изучением отдельных характеристик объекта, то предметом исследования являются стороны объекта, которые содержат эти характеристики.
      Для того чтобы получить достоверные результаты социологического исследования, необходимо знать, какую информацию следует собрать, почему именно ту, а не другую, и в какой форме. Получить правильный ответ на поставленные исследователем вопросы позволяет логический анализ предмета исследования, который заключается в том, что предмет исследования расчленяется на составные элементы, которые при помощи отдельных инструментов каждый в отдельности изучается и на основании синтеза полученных сведений составляется целостное представление об этом предмете.
     В процессе предварительного анализа и выделения наиболее значимых с точки зрения решения проблемы факторов формируются рабочие гипотезы - научно обоснованные предположения, выдвигаемые для объяснения структуры социальных объектов, характера и сущности связей между изучаемыми социальными явлениями, факторов, обуславливающих эти связи. Рабочая гипотеза конкретизирует цель исследования, является его главным методологическим инструментом. На ее проверку направлено все исследование, в результате которого гипотеза либо подтверждается и становится положением теории, истинность которого уже доказана, либо опровергается.
     Разработка методической части программы социологического исследования включает решение вопросов методики и техники исследования, выбора методов сбора, обработки и анализа социологической информации. В решении этих вопросов исходным является определение генеральной и выборочной совокупности.
      Генеральная - это совокупность единиц изучаемого объекта, имеющая отношение к проблеме исследования. Познать всю генеральную совокупность очень трудно, при большом количестве изучаемых единиц объекта такое познание требует больших материальных, финансовых и временных затрат. Решить этот вопрос помогает знание того, что наиболее существенные качества являются общими для однотипных социальных явлений, и для того чтобы выяснить эти качества, совсем не обязательно исследовать всю генеральную совокупность.      Трудность состоит в том, чтобы найти такую часть генеральной совокупности, выводы из изучения которой можно было бы переносить на всю совокупность явлений и объектов. Такая часть генеральной совокупности называется выборочной совокупностью.
     Существует несколько приемов выборки: случайная повторная, случайная бесповторная, механическая, типическая и гнездовая.
После составления предварительной схемы  выборочной совокупности конкретизируются объекты изучения, определяется метод  сбора информации (наблюдение, анализ документации, опрос) и необходимое  количество инструментария.
      Под инструментарием социологического исследования подразумевается набор специальных документов (анкет, опросных листов и т.д.), с помощью которых и осуществляется сбор эмпирической информации об изучаемом объекте.
     В программе социологического исследования указываются также методы обработки и анализа полученной информации.
     После завершения разработки программы исследования и на ее основе составляется рабочий план.
      Рабочий план исследования в отличие от программы носит оперативный характер и определяет последовательность проведения исследования, намеченных процедур. Понятие "процедура" относится как к исследованию в целом, так и к отдельным его стадиям и означает определенную последовательность всех операций, комплекс организационных и познавательных действий исследования.
      Общая процедура исследования включает следующие стадии: разработку программы исследования (определение проблемы, целей и задач, выбора объекта, способа сбора информации, разработка инструментария); сбор первичной социологической информации; обработку и анализ собранной информации. В то же время каждый из этих видов работ относительно самостоятелен и предполагает различные пути и средства решения исследовательской задачи.
      В рабочем плане указываются календарные сроки проведения конкретных видов работ, материальные и трудовые затраты, необходимые для достижения конечной цели исследования.
      Для введения в рабочий план фактора времени, обеспечения четкого и своевременного выполнения отдельных видов работ можно использовать схему сетевого графика, который позволяет маневрировать ресурсами с учетом узких мест работы.
      Завершение разработки плана исследования служит формальным основанием начала работ непосредственно на объекте исследования, то есть второго этапа исследования - этапа подготовки его реализации. На этом этапе проводятся разъяснительная работа участников среди исследования, издания соответствующих распоряжений и указов, проверка надежности инструментария.
      На третьем этапе (этапе реализации) собирается необходимая информация и заполняются таблицы, производится математическая обработка полученной информации и составляется отчет о полученных результатах математической обработки.
      На четвертом этапе исследования анализируются результаты математической обработки полученной информации, составляются отчет по итогам социологического обследования и пояснительная записка к нему, оформляются приложения. В приложении к отчету даются таблицы, данные которых иллюстрируют положения всех разделов отчета. Сюда же помещаются основные методические материалы, по которым проводились исследования. 
 

1.2.2 Социальное  планирование, как направление управления  социальным развитием трудового  коллектива
      Социальное планирование - это система методов и средств планомерного управления развитием трудового коллектива как социальной общности, целенаправленное регулирование социальных процессов и развития социальных отношений на уровне коллективов.
     Социальному планированию на предприятии в сфере туризма должно предшествовать комплексное социологическое исследование трудового коллектива, целью которого может быть изучение социальной структуры работников, выявление ее слабых звеньев и направлений совершенствования.     Изучению подлежат вопросы отношения людей к труду, факторы привлекательности и непривлекательности труда в организации в целом и в каждом его подразделении.
      Особое внимание необходимо уделять изучению степени содержательности труда, его условий и уровня его оплаты, текучести кадров, дисциплины труда, ценностных ориентаций в коллективе.
     Социологическое исследование завершается разработкой научно обоснованных рекомендаций по изменению социальных параметров трудового коллектива, а также конкретных предложений по различным направлениям работы в коллективе предприятия. Подобные рекомендации и предложения становятся основой социального планирования на текущий период (год) и перспективу (3-5 лет и более).
      План социального развития - совокупность научно обоснованных мероприятий, заданий, показателей по всему комплексу социальных проблем, реализация которых способствует наиболее эффективному функционированию коллектива.
       В планировании социального развития трудовых коллективов особое теоретическое и практическое значение имеет определение целей и задач разрабатываемых планов. От того, насколько четко сформулированы цель и задачи достижения цели, зависят направленность теоретических разработок и эффективность социального планирования на практике. Для правильного их формирования важно учесть взаимосвязь социального и экономического развития коллектива.
      План социального развития трудового коллектива имеет директивный характер, и после утверждения становится обязательным для исполнения. На основе его организуется деятельность коллектива по решению запланированных социальных задач.
      Разработка плана социального развития коллектива включает в себя четыре этапа.
      На первом - подготовительном этапе принимается решение о разработке плана социального развития, формируются рабочие группы, заключаются договоры с организациями, привлекаемыми к разработке плана, уточняется структура плана, составляются календарные графики выполнения работ, определяются программа и методы проведения исследований исходя из конкретных производственных условий; разрабатываются формы рабочей документации, определяется содержание работ и распределяются функции между исполнителями (творческими бригадами), проводятся инструктаж и информирование коллектива.
      На втором - аналитическом этапе определяется степень выполнения предыдущего плана социального развития, изучается социальная структура, условия труда, быта и отдыха, уровень заработной платы и др. собранные материалы сравниваются с нормативными данными, достижениями передового опыта науки и техники, что способствует научному обоснованию плана.   Собирается первичная социальная информация, проводятся конкретные социологические исследования. Результаты работы данного этапа (выявленные общие тенденции, закономерности) оформляются аналитической запиской.
     На третьем - разработочном этапе проектируются мероприятия, предложения и рекомендации, определяются показатели социального развития коллектива, которые должны быть конкретными и реально выполнимыми. Составляется первоначальный вариант (проект) плана по разделам, определяется экономическая и социальная эффективность предлагаемых мероприятий. Эти мероприятия согласовываются с функциональными службами и передаются в рабочую группу, которая формирует сводный проект плана. Последний, согласовывается с главными специалистами предприятия и руководителем предприятия.
     На четвертом - контрольном этапе разрабатывается система контроля за реализацией плана социального развития, которая включает сложившуюся на предприятии систему учета, контроля и отчетности.
     В плане социального развития целесообразно выделить следующие разделы и направления работ:
    1. Совершенствование социальной структуры  коллектива. В этом разделе обращается  особое внимание на сокращение  доли или полную ликвидацию  тяжелых и вредных для здоровья  работ, на сокращение доли малоквалифицированного  труда, на повышение образовательного  и квалификационного уровней  работников, на изменение (если  в этом есть необходимость)  половозрастной структуры коллектива. Отдельно рассматривается труд  женщин, подростков, лиц пожилого  возраста с указанием тех структурных  изменений, которые целесообразно  провести среди этих категорий  трудящихся.
    2. Социальные факторы развития  производства и повышения его  экономической эффективности. Здесь  планируются мероприятия, связанные  с техническим перевооружением  производства, с внедрением новой  техники и технологии. Среди таких  мероприятий можно назвать проектирование  прогрессивных форм организации  и оплаты труда, снижение его  монотонности. Насыщение производства высокопроизводительной техникой обостряет проблему высвобождения работников и обеспечения занятости персонала предприятия.       Целесообразно использовать различные формы занятости: неполный рабочий день, режимы гибкого рабочего времени, надомный труд для женщин и пенсионеров и др. Важно, чтобы в плане нашли отражение вопросы преодоления инфляции, повышения работникам реальной заработной платы. В условиях роста технической вооруженности предприятия следует всячески поддерживать обучение без отрыва от производства. Необходимо предусмотреть также меры по стимулированию рационализации и изобретательства.
    3. Улучшение условий труда и  быта работников. В плане нужно  особо выделить участки и подразделения  с неблагоприятными условиями  труда, для которых необходимо  предусмотреть меры по оздоровлению  производственной среды, по замене  оборудования, являющегося источником  повышения вредности и опасности,  или по надежной изоляции такого  оборудования. Предусматриваются также  мероприятия по соблюдению санитарно-технических  норм, стандартов безопасности труда,  по организации на предприятии  хорошо оборудованных бытовок,  пунктов приема пищи, стирки спецодежды, ремонта обуви, по доставке  рабочим через столы заказов  продуктов и промышленных товаров  и др. Особо выделяются вопросы  обеспечения работников жильем, детскими дошкольными учреждениями, местами отдыха и др.
    4. Воспитание дисциплины труда,  развитие трудовой активности  и творческой инициативы. Мероприятия  этого раздела плана разрабатываются  на основе анализа ценностных  ориентаций работников и должны  быть направлены на стимулирование  высокой трудовой и производственной  дисциплины, на развитие различных  форм вовлечения трудящихся в  дело совершенствования производства.
      Планирование социального развития трудовых коллективов обеспечивает рост социальной эффективности, которая, наряду с экономической эффективностью, является важнейшей предпосылкой и условием благополучия предприятия и его работников.
2. Планирование социального развития коллектива предприятия «Мистер Фогг»  

2.1 Краткая характеристика предприятия «Мистер Фогг»
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.