На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Исчисление и уплата НДС

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

     Введение……………………………………………………………………3
     Глава 1. Общий порядок исчисления и уплаты НДС
     1.1 Налогоплательщики НДС……………………………………………...5
     1.2 Объект налогообложения…………………………..………………...12
     1.3 Порядок и сроки уплаты НДС в бюджет……………………………15
     Глава 2. Проблемы исчисления и уплаты НДС
     2.1 Проблемы возмещения НДС при экспорте………………………….25
     2.2 Особенности обложения НДС строительно-монтажных работ, выполненных для собственного потребления…………………………………35
     Заключение……………………………………………………………….40
     Список  использованной литературы…………………………………41 

 

      Введение 

     Наше  косвенное налогообложение находится  в стадии становления, так как ранее она, как таковая отсутствовала. Раньше система косвенного налогообложения была направлена на пополнение бюджета и перекачки средств из фонда потребления в фонд производственного накопления посредством введенного в 1930 г. налога с оборота.
     С переходом нашей страны на путь рыночных отношений возникла потребность  в новой системе косвенного налогообложения.
     Часто НДС называют “европейским” налогом, отдавая должное его роли в  становлении и развитии европейского интеграционного процесса.
     Идея  формирования доходной части бюджета  за счёт налога на добавленную стоимость  возникла ещё в начале ХХ века. Первое предложение о введении в Германии налога под названием “Veredelte Umsatzsteuer” (облагороженный налог с оборота) внёс в 1919г. Вильгельм фон Сименс.
     В российскую практику хозяйствования НДС  был введён Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 как составная  часть цены с целью урегулирования спроса и предложения на товарном рынке.
     Актуальность решения проблемы исчисления и уплаты НДС возникла сразу же после введения данного налога в России. Отсутствие научно обоснованных расчетов элементов налогооблагаемой базы, экономических возможностей налогоплательщиков, потребностей бюджета, соотношений между различными видами налогов и общей суммой бюджетных потребностей. Появившиеся значительно позже широкомасштабные научные исследования практики обложения этим налогом оборотов по реализации товаров (работ, услуг) подтвердили не рыночный характер отечественной модели НДС и необходимость её изменения.
     Вступившая  в силу с 1 января 2001г. глава 21 “Налог на добавленную стоимость” части  второй Налогового кодекса РФ, даже с учётом внесённых изменений и дополнений Федеральным законом от 29.12.2000г.№166-ФЗ, не устранила по ряду существенных вопросов функционирования налога на добавленную стоимость неточностей, нерешённых проблем, не позволяющие однозначно и твердо руководствоваться налоговым законодательством.
     Цель моей работы будет попытка раскрыть сущность проблемы исчисления и уплаты НДС от элемента к элементу налога.
     Задача моей работы станет попытка, найдя и раскрыв противоречия между НК РФ и Методическими рекомендациями по применению гл.21 НК РФ, между налоговыми органами и налогоплательщиками, основываясь на предложениях и выводах как теоретиков, так и практиков применения данного налога, дать возможные пути выхода из данной ситуации.
     В гл.1, которую я назвала “Общий порядок исчисления и уплаты НДС”, в ней раскрывая содержание самих элементов налогообложения необходимых для исчисления НДС, подспудно будут рассмотрены недочеты при разработке законодателями этого налога и в практических рекомендациях по применению налога на добавленную стоимость.
     В гл.2, которая названа мною “Проблемы  исчисления и уплаты НДС”, в ней  будет попытка рассмотреть самые  наболевшие противоречия в практике применения налога на добавленную стоимость и дать приемлемые решения этих противоречий.
     При работе над данной темой мною будут  использованы нормативно правовые акты: Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ часть первая и вторая, Гражданский  кодекс РФ, Федеральные законы РФ, Методические рекомендации по применению главы 21 “Налог на добавленную стоимость”, Инструкции, Письма МНС и ГТК, Постановления  и Решения Арбитражных судов, а также научные статьи в периодических  изданиях.
     плата налог добавленная стоимость
 

      Глава 1. Общий порядок исчисления и уплаты НДС 

     1.1 Налогоплательщики НДС 

     В данном параграфе перечисляются  субъекты, являющиеся плательщиками  налога на добавленную стоимость (НДС). Этот перечень исчерпывающий. В него входят организации, индивидуальные предприниматели  и лица, признаваемые плательщиками  НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации согласно Таможенному кодексу Российской Федерации (ТК РФ).
     Организации - юридические лица, образованные в  соответствии с законодательством  Российской Федерации, а также иностранные  юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные  в соответствии с законодательством  иностранных государств, международные  организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (ст.11 части первой НК РФ).
     Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном  порядке и осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. (ст.11 НК РФ)
     Что касается лиц, признаваемых плательщиками  НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу  Российской Федерации, то согласно п.2 ст.110 ТК РФ НДС относится к числу  таможенных платежей, а в соответствии со ст.118 ТК РФ "Плательщики таможенных платежей" таможенные платежи вправе уплатить любое заинтересованное лицо, если иное не предусмотрено ТК РФ. Обычно таможенные платежи уплачивает непосредственно декларант либо иное лицо в соответствии с действующим таможенным законодательством.
     В статье 145 закреплена льгота для плательщиков НДС в виде освобождения от исчисления и уплаты НДС. Получение права  на эту льготу зависит от размера  выручки от реализации товаров (работ, услуг) в течение трех последовательных календарных месяцев, предшествующих месяцу, с которого налогоплательщик претендует на льготу: сумма выручки  от реализации товаров (работ услуг) без учета НДС и налога с  продаж не должна превышать 1 млн.руб.
     Сразу после вступления статьи 145 главы 21 НК РФ начались судебные споры между  налогоплательщиками - индивидуальными  предпринимателями, желающими освободится  от обязанностей налогоплательщика  с 1 января 2001 г. и налоговыми органами, которые руковдствуются п.2.8 Методических рекомендаций по применению. В нём указано, что освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, предоставляется только с 01 апреля 2001г. на основании данных его деятельности за январь-март 2001г. Таким образом налогоплательщик в любом случае должен уплатить НДС за январь-март 2001г.. Налоговые органы строго придерживаются приведенных рекомендаций МНС РФ.
     Судебно-арбитражная  практика исскуствено разделяет порядок освобождения от уплаты НДС для налогоплательщиков-юридических лиц и налоплательщиков-индивидуальных предпринемателей: для первых освобождение должно предоставлятся с 01 января 2001г., для других с 01 апреля 2001г.1
     Федеральный арбитражный суд (ФАС) Восточно-Сибирского округа рассмотрев на судебном заседании  кассационную жалобу ООО" Школа предпринемателей " обратилась в Арбитражный суд (АС) Иркутской области с иском к инспекции по г.Ангарску о неправомерности её бездействия выразившейся в непринятии решения по представленным истцом документам и заявлению об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчилением и уплатой НДС с 01 января 2001г. путём обязания ответчика вынести решение об освобождении от исполнения истцом данной обязанности с указанной даты.
     Решением  суда от 05 декабря 2001г. в иске отказано.
     Как следует из материалов дела, 15 января 2001г. ООО" Школа предпринемателей обратилась в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении освобожения от исполнения обязанностей по уплате НДС на основании ст.145 НК РФ от 01 января 2001г., в удовлетворении которого в удовлетворении отказано.
     Принимая  решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд мотивировал  его тем, что нормы статьи НК РФ введены в действие с 01.01.2001г. и  должны применяться к правоотношениям, возникающим после указанной  даты.
     ФАС Восточно-Сибирского округа считает  выводы суда правильными, а решения  законными и обоснованными.
     В соответствии с п.1 ст.145 НК РФ организации  и индивидуальные предприниматели  имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных  с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки  от реализации товаров( работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учёта налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей.
     Данная  норма введена в действие с 01 января 2001г. (ст.1 Закона РФ от 19.07.2000 №118-ФЗ "О  введении в действие части второй НК РФ и внесений изменений в некоторые  законодательные акты РФ о налогах").
     В силу правового принципа действия закона во времени, законы и иные нормативно-правовые акты распространяются на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. В связи с этим, поскольку право на освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика возникла 01 января 2001г., налогоплательщик претендующий на его использование, наряду с соблюдения своих условий, обязан представить доказательства того, что сумма выручки от реализации товаров( работ. услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца, т.е. за январь, февраль, март 2001г., без учёта НДС и налога с продаж, не превысила в совокупности один миллион рублей.
     Следовательно, при соблюдении всех требуемых статьёй 145 НК РФ условий, право на освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика  может быть предоставлено с 01 апреля 2001г.
     Предоставление  данного права 01 января 2001г. противоречи ло бы действительному смыслу и содержанию нормы, установленной п.1 ст.145 НК РФ, поскольку означало бы действие гипотезы данной нормы условия о сумме выручки за три предшествующих последовательных календарных месяца) до вступления в юридическую силу диспозиции правовой нормы. Это означало бы придание обратной силы гипотезе правовой нормы. Придание обратной силы закону возможно лишь в исключительных случаях в силу прямого указания закона. Поскольку ни Налоговым кодексом РФ, ни выше указанным Федеральным законом от 19.07.2000 №118-ФЗ это не предусмотрено, оснований для предоставления права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика с 01 января 2001г. не имеется.
     Статье 145 НК РФ основанием для освобождения от уплаты НДС является размер выручки  от реализации товаров ( работ, услуг), при этом понятие "выручки от реализации товаров (работ, услуг)" не связано с определением налоговой базы именно по НДС. Налоговая база НДС при реализации товаров ( работ, услуг) согласно статьи 154 определяется как стоимость этих товаров ( работ, услуг). Действовавшем ранее Законе РФ "О НДС" данный термин вообще отсутствует. В типовой форме заявления на освобождение от уплаты НДС, утверждённая приказом МНС от 29 января 2001г. №БГ-3-03/23, в качестве документов, подтверждающих право на освобождение, указаны книга продаж, книга доходов и расходов, журналов полученных и выставленных счетов фактур. На основании таких документов можно определить размер выручки от реализации товаров( работ, услуг) индивидуальными предпринимателями для целей освобождения его от уплаты НДС.
     Арбитражный суд Свердловской области своим  решением от 02 марта 2001г. принял сторону  истца-индивидуального предпринимателя  из г.Асбест Свердловской области.
     Как следует из материалов дела индивидуальный предприниматель 11 января 2001г. в налоговую  инспекцию с заявлением о получении  освобождения от обязанностей налогплательщика ст.145 НК РФ.
     Инспекция МНС РФ по городу Асбест в освобождении от обязанностей налогоплательщика  индивидуальному препринимателю отказала, мотивируя это тем что:
     1. Заявление об освобождении от  обязанностей налогоплательщика  подаётся по установленнй форме, а предприниматель подал заявление в свободной форме.
     2. Индивидуальные предприниматели  до 01 января 2001г. не являются плательщиками НДС и у них нет сведений за 2000г., подтверждающих право на освобождение.  
     Арбитражный суд Свердловской области бездействие  инспекции МНС РФ по г.Асбест Свердловской области необоснованным:
     1. На момент подачи заявления  индивидуальным предпринимателем  на освобождение от обязанностей  налогоплательщика( 22 января 2001г.), форма заявления не была установлена. И отсутствие утверждённой формы не может служить основанием для отказа в реализации права плательщика на освобождение по статье 145 НК РФ. Основанием для применения освобождения законодательство о налогах и сборах связывает только с деятельностью лица, претендующего на освобождение. А отсутствие разработанного порядка и утвержденных форм документов не может влиять на наличие или отсутствие прав субъектов налоговых отношений.
     2. НДС введён Законом РФ "О  НДС", порядок уплаты которого  регулируется с 01.01.2001г. НК РФ. Плательщиками этого налога по  ст. 143 НК РФ является организации,  индивидуальные предприниматели  и лица, признаваемыми плательщиками  налога в связи с перемещением  товаров через границу РФ.
     При этом организации или индивидуальные предприниматели имеют право  на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и  уплатой, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма их выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учёта НДС и  налога с продаж не превысила один миллион рублей (ст. 145 НК РФ). Лица, претендующие на освобождение, должны предоставить заявление или документы, подтверждающие право на освобождение, в налоговый  орган.
     Индивидуальный  предприниматель полностью отвечал  этим требованиям.
     Суд принял решение в пользу плательщика  и обязал налоговый орган предоставить им освобождение.
     Вместе  с тем, большинство положений  главы 21 НК РФ, включая ст.145 вступили в силу 01 января 2001г. ( статья Закона РФ "О введение действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые акты РФ о налогах"). Следовательно, право на освобождение от уплаты возникла именно 01 января 2001г. равно как и обязанность уплатить НДС. Никаких ограничений по сроку вступления в силу указанных 2
     положений во Вводного законе нет. Положения в п.2.8 Методических рекомендаций МНС РФ, утверждённого Приказом МНС РФ от 20.12.2000г.противоречат статье 145 НК РФ.
     Есть  много проблем связанных с  разным понимание того, что понимается под датой предоставления. И от того как налогоплательщики и налоговые органы понимают эту дату зависит будут ли споры между ними.
     На  практике налоговые органы требуют  предоставлять декларации ежемесячно, независимо от применяемого налогового периода. Такое требование, является целесообразным по следующей причине: освобождение предоставляется на срок равный 12 последовательных календарных месяца. Если в течении этого срока сумма выручки от реализации без учёта НДС и налога с продаж за каждые три последующих календарных месяцам в совокупности превысит один миллион рублей, то налогоплательщик утрачивает право на освобождение и уплачивает налог на общих основаниях. Три последовательных календарных периода могут находиться как в пределах, так и за пределами квартала.3
     Освобождение  от НДС распространяется на двенадцать последовательных календарных месяцев. Для получения льготы в последующие  налоговые периоды необходимо представить  в налоговый орган письменное заявление и документы, подтверждающие, что в течение двенадцатимесячного  срока освобождения сумма выручки  от реализации товаров (работ, услуг) без  учета НДС и налога с продаж за каждые три последовательных календарных  месяца в совокупности не превышала  одного миллиона рублей.
     Налоговый орган проверяет поступившие  документы и выносит решение:
     о правомерности освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика либо об отсутствии права на освобождение;
     о продлении срока освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика  либо об отказе в таком продлении. 

     1.2 Объект налогообложения 

     Объект  налогообложения - один из существенных элементов налогообложения, без  определения которого налог не может  быть установлен (п.1 ст.17 части первой НК РФ).
     Применительно к НДС в качестве налогооблагаемого  объекта выступают четыре вида операций, перечисленные в п.1 комментируемой статьи. Остановимся на каждом из них  подробнее.
     1.Реализация  товаров (работ, услуг) на территории  Российской Федерации, в том  числе реализация предметов залога  и передача товаров (результатов  выполненных работ, оказание услуг)  по соглашению о предоставлении  отступного или новации.
     2. Передача на территории Российской  Федерации товаров (выполнение  работ, оказание услуг) для  собственных нужд, расходы на  которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные  отчисления) при исчислении налога  на прибыль организаций.
     Речь  идет о реализации товаров (работ, услуг) внутри организации для собственного потребления, затраты по которым  не относятся на издержки производства и обращения, а также своим  работникам.
     3. Выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления.
     4. Ввоз товаров на таможенную  территорию Российской Федерации.  Товары ввозятся в соответствии  с таможенными режимами, установленными  таможенным законодательством Российской  Федерации. Действует Инструкция о порядке применения таможенными органами РФ НДС в отношений товаров, ввозимых на территорию РФ, утвержденную Приказом ГТК от 07.02.01г. № 131.
     В пункте 2 ст.146 перечисляются операции, не относящиеся к реализации товаров (работ, услуг) и, следовательно, не подлежащие обложению НДС. В первую очередь  к ним отнесены операции, указанные  в п.3 ст.39 части первой НК РФ. Но поскольку  перечень, приведенный в п.3 ст.39 является открытым, то в соответствии с подп.9 п.3 ст.39 законодатель применительно  к НДС дополнил его подп.2-5 п.2 .
     Согласно  части первой ст.67 Конституции РФ российская территория включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное  пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными  правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в  исключительной экономической зоне России.
     Таким образом, сухопутной территорией Российской Федерации является вся суша, находящаяся  под суверенитетом Российской Федерации. Водная территория охватывает национальные воды, находящиеся в пределах границ России: воды внутренних рек, озер, каналов, внутренних морей и исторических заливов, воды морских заливов и  бухт, воды морского пояса, примыкающего к берегу (территориальные воды). Воздушная территория включает воздушное  пространство над сушей, водами государства, в том числе территориальными. Морские, речные, воздушные и космические корабли, носящие флаг или знак Российской Федерации, в теории международного права именуются "плавучей", "летучей" и "космической" территориями России.
     Место реализации товаров (работ, услуг) является ключевым понятием, используемым при  исчислении НДС, поскольку объектом обложения НДС является реализация товаров (работ, услуг) только территория РФ. Данный принцип положен в основу построения системы косвенного налогообложения, т.е. товары, работы и услуги должны облагаться налогом там, где они потребляются.
     Местом  реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии  одного или нескольких обстоятельств, перечисленных в ст.147.
     Статья 149 НК РФ предусматривает освобождение от НДС ряд объектов. Это разновидность налоговой льготы, так как налогоплательщик на основании данной статьи может совершать названные операции, не уплачивая НДС, что в полной мере соответствует определению льгот по налогам и сборам, закреплённую в п.6 ст.56 ч.1 НК РФ.
     Положение статьи 149 НК РФ конкретизируется в  федеральных законах и подзаконных  нормативных правовых актах органов  исполнительной власти.
     В Налоговом кодексе РФ введено  налоговое новшество - впервые предусматривается  освобождение от налогообложения операций по оказанию финансовых услуг в виде займа в денежной форме.
     Необходимо  отметить, что данная льгота касается займодавца, который оказывает услугу по предоставлению займа. Иными словами, от НДС освобождается стоимость  услуги. Таким образом, если займы  предоставляется за плату (с уплатой  процентов), то полученные проценты освобождаются  от НДС.
     Занятая МНС России позиция обоснованна и правомерна, поскольку, объектом обложения в соответствии со статьёй 39 НК РФ не может быть сама сумма денежного займа, так как отсутствие объекта реализации, поскольку право собственности безвозвратно от займодавца заемщику на эту сумму не переходит, а, по сути, реализована только финансовая услуга, оцененная в виде определенной платы за пользование займом.
     Возникает проблема когда, для устранения возможности  легального уменьшения налоговой базы, данное освобождение нуждается во введении ограничения ставкой рефинансирования Центрального банка России. 

     1.3 Порядок исчисления и уплаты НДС в бюджет 

     Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, представляет собой общую сумму налога минус  налоговые вычеты.
     По  общему правилу НДС уплачивается по итогам каждого налогового периода  не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
     При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации НДС уплачивается в соответствии с таможенным законодательством  Российской Федерации.
     В соответствии с п.1 статьи организация, имеющая обособленные подразделения, обязана уплачивать НДС:
     а) по месту своего нахождения;
     б) по месту нахождения каждого из обособленных подразделений.
     Сумма НДС, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения организации, рассчитывается по формуле: 

     Сндс = (С х (Ч + П)) : 2, 

     где Сндс - сумма НДС, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения;
     С - общая сумма налога, подлежащая уплате организацией;
     Ч - удельный вес среднесписочной численности  работников (фонда оплаты труда) обособленного  подразделения в среднесписочной  численности работников (фонде оплаты труда) по организации в целом*(7);
     П - удельный вес стоимости основных производственных фондов обособленного подразделения в стоимости основных производственных фондов по организации в целом.
     Сумма НДС, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения (С1), определяется следующим образом: 

     С1 = С - Ссовокуп., 

     где С - общая сумма налога, подлежащая уплате организацией в целом;
     Ссовокуп. - сумма НДС, подлежащая уплате по месту нахождения всех обособленных подразделений организации.
     Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (п.1 ст.53 части  первой НК РФ).
     Согласно  абзацу первому п.1 статьи 153 состав налоговой базы как элемента налогообложения  по НДС зависит от особенностей реализации произведенных налогоплательщиком или приобретенных им на стороне  товаров (работ, услуг).
     Кроме того, в статье закреплены и общие  правила определения налоговой  базы для различных объектов налогообложения: расчет налоговой базы отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг) при применении к этим видам разных налоговых ставок, определение выручки  от реализации товаров (работ, услуг) исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров, работ или  услуг, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами пересчет выручки (расходов) налогоплательщика в иностранной валюте в рубли по курсу Центрального банка РФ на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов соответственно.
     В абзацах втором и третьем п.1 ст.153 особо оговаривается, что источником правовых норм, регулирующих порядок  определения налоговой базы при  передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, является гл.21 части второй НК РФ, а при  ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации - гл.21 части второй НК РФ и таможенное законодательство Российской Федерации.
     Практически все нормы ст.154 носят отсылочный характер, адресуя правоприменителя при расчете стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) к ст.40 части первой НК РФ, посвященной принципам определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.
     По  общему правилу налоговая база при  реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) представляет собой стоимость  этих товаров (работ, услуг), исчисленную  по их ценам на основании ст.40 НК РФ. При этом в цену включаются акцизы, если расчет производится по подакцизным  товарам и подакцизному минеральному сырью. А НДС и налог с продаж при расчете стоимости товаров (работ, услуг) не учитываются.
     При исчислении налоговой базы учитываются  любые суммы, полученные в связи  с реализацией. Однако в статье 162 указывается, что при исчислении налоговой базы ввести ограничение  на учет сумм, полученных в виде процента по векселям, процента по товарному кредиту, санкции только в части превышения таких сумм над суммами, рассчитанными в соответствии со ставкой рефинансирования Банка России. Подобное ограничение позволит уменьшать налоговую базу на законных основаниях. В то же время сужение налоговой базы на ставку рефинансирования приведет к реальным потерям для бюджета3.
     Употребляемый в п.1 ст.155 термин "договор реализации товаров (работ, услуг)" неизвестен российскому  гражданскому законодательству и, следовательно, его использование в тексте НК РФ представляется некорректным. Согласно п.1 ст.39, ст.146 НК РФ и нормам ГК РФ реализация может происходить по договорам купли-продажи, мены, дарения и др., соглашению о предоставлении отступного или новации.
     В соответствии со ст.382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании  обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка  требования) или перейти к другому  лицу на основании закона.
     В НК РФ эти отношения урегулированы  в статье 155, в ней отражены два  основных способа приобретения права  требования.
     Первоначально следует определить, что понимает законодатель под дважды встречающейся  в статье оборотом "финансовые услуги", ибо представляется, что без такого определения понятий не очень удачно сформулированные положения ст.155 НК РФ будет весьма сложно адекватно истолковать.
     Сам факт приобретения права требования рассматривается законодателем  как реализация финансовых услуг.
     В ст.155 НК РФ имущественные права рассматриваются - как оказание приобретателем права  финансовой услуги правообладателю. Такой  подход к определению сущности уступки  права требования можно считать  спорным, а употребление в данном контексте термина "финансовая услуга" не вполне адекватным. Представляется, что избранные законодателем  способы изложения и формулировка ст.155 НК РФ преследуют цель отграничить  механизм определения налоговой  базы по НДС при факторинге от соответствующего механизма при цессии.
     Договоры  поручения, комиссии, агентский регламентируются гл.49, 51, 52 ГК РФ соответственно. Налогоплательщики, получающие доход на основе этих договоров  при осуществлении предпринимательской  деятельности в интересах другого  лица, определяют налоговую базу как  сумму дохода, полученную ими в  виде вознаграждения по договору.
     По  договору комиссии вознаграждение получает комиссионер, а по агентскому договору - агент. Правила определения размера  вознаграждения такие же, как по договору поручения.
     Особенность налогообложения применительно  к перечисленным договорам состоит  в том, что операции по реализации услуг, оказываемых на основе этих договоров  и связанных с реализацией  товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению  на основании ст.149 НК РФ, не выводятся  из-под действия НДС (п.2 комментируемой статьи). Исключение составляют лишь посреднические услуги по реализации на территории России.
     Нельзя  не обратить на досадную неточность, которая  может привести к налоговым спорам, тем более, что в п.п.2 п.3 ст. 149 НК РФ о таком понимании вопроса, как это сказано в п. 21 Методических рекомендаций, речи идти не должно.
     В указанном пункте, неправомерно к  категории так называемой посреднической деятельности отнесена торговля. Согласно ГК РФ под посреднической деятельностью понимается осуществляемая юридическим лицом на основе соглашения с заинтересованным лицом (либо по доверенности) деятельность по совершению от его имени, за счет и в интересах заинтересованного лица гражданско-правовых сделок, разрешенных действующим законодательством.
     В этом смысле торговлю (оптовую, розничную) никак нельзя квалифицировать как  посредническую деятельность.
     При реализации предприятия в целом  как имущественного комплекса налоговая  база определяется отдельно по каждому  из видов активов. Активы - это любая  собственность предприятия. К ним  относятся машины и оборудование, здания, производственные запасы, банковские вклады и инвестиции в ценные бумаги, патенты, а в западной практике и  деловая репутация.
     Балансовая  стоимость имущества представляет собой первоначальную стоимость  данного имущества за вычетом  накопленного износа. Она указывается  в данных бухгалтерского учета.
     Поскольку, как показывает практика, цена продажи  предприятия на аукционе не соответствует  общей балансовой стоимости, сумма  НДС по каждому виду реализуемого имущества определяется расчетно.
     При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд в  качестве ориентира для исчисления налоговой базы могут быть использованы цены реализации идентичных, а в  случае их отсутствия однородных товаров (аналогичных работ, услуг), действовавшие  в предыдущем налоговом периоде.
     Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются их физические характеристики, качество и репутация  на рынке, страна происхождения и  производитель.
     Согласно  ст.26 Закона Российской Федерации "О  таможенном тарифе" страной происхождения  товара считается страна, в которой  товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке  в соответствии с критериями, установленными данным законом.
     В удостоверение происхождения товара из данной страны таможенный орган  Российской Федерации вправе требовать  представления сертификата о  происхождении товара.
     При вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации сертификат о  происхождении товара в тех случаях, когда он необходим и это зафиксировано  в соответствующих контрактах, в  национальных правилах страны ввоза  или предусмотрено международными обязательствами Российской Федерации, выдается уполномоченным на это органом.
     При ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации сертификат о  происхождении товара представляется в обязательном порядке:
     - на товары, происходящие из стран,  которым Российская Федерация  предоставляет преференции по  таможенному тарифу;
     - на товары, ввоз которых из  данной страны регулируется количественными  ограничениями (квотами) или иными  мерами регулирования внешнеэкономической  деятельности;
     - если это предусмотрено международными  соглашениями, участником которых  является Российская Федерация,  а также законодательством Российской  Федерации в области охраны  окружающей природной среды, здоровья  населения, защиты прав российских  потребителей, общественного порядка,  государственной безопасности и  других жизненно важных интересов  Российской Федерации;
     - в случаях, когда в представляемых  для таможенного оформления документах  сведения о происхождении товаров  отсутствуют либо у таможенного  органа Российской Федерации  есть основания полагать, что  декларируются недостоверные сведения  о происхождении товаров. Сертификат  о происхождении товара должен  однозначно свидетельствовать о  том, что указанный товар происходит  из соответствующей страны, и  должен содержать:
     а) письменное заявление отправителя  о том, что товар удовлетворяет  соответствующему критерию происхождения;
     б) письменное удостоверение компетентного  органа страны вывоза, выдавшего сертификат, о том, что представленные в сертификате  сведения соответствуют действительности.
     Сертификат  о происхождении товара представляется вместе с таможенной декларацией  и другими документами, представляемыми  при таможенном оформлении. При утрате сертификата принимается его  официально заверенный дубликат.
     В случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или  содержащихся в нем сведений, включая  сведения о стране происхождения товара, таможенный орган Российской Федерации может обратиться к органам, выдавшим сертификат, или к компетентным организациям страны, указанной в качестве страны происхождения товара, с просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
     Товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будут  представлены надлежащим образом оформленный  сертификат происхождения или запрошенные  сведения.
     Однородными считаются товары, которые, не являясь  идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески  взаимозаменяемыми.
     Методы  определения рыночных цен товаров, работ, услуг регламентируются ст.40 части первой НК РФ.
     В данной статье перечисляются доходы, учитываемые при определении  налоговой базы по НДС наряду с  собственно доходами от реализации товаров, работ или услуг. В их число входят авансовые и иные платежи, полученные в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг (за исключением авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по нулевой налоговой ставке, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев); суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи;
     доходы, представляющие собой процент (дисконт) по полученным в счет оплаты за реализованные  товары (работы, услуги) облигациям и  векселям,
     Определение процента (дисконта) для целей налогообложения  закреплено в ст. 43 НК РФ:
     "Процентами  признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том  числе в виде дисконта, полученный  по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам".
     Исходя  из анализа данной нормы, основным критерием  при определении процентов является признак предварительного объявления дохода.
     Фактически  в отношении векселей как разновидности  ценных введено дополнительное правило  налогообложение, поскольку в соответствии со п.п.12 п.2 ст.149 НК РФ реализация ценных бумаг и инструментов срочных сделок освобождена от налогообложения.
     Следовательно, совершение обычных операций по покупке  и реализации векселей с получением дохода, который не был заранее  объявлен, не влечет уплату НДС.
     процент по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного  в соответствии со ставками рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшими в периодах, за которые производится расчет процента, и т.д.
     Дисконтом является разница между ценой  в настоящий момент (т.е. в момент покупки) и ценой на момент погашения  или ценой номинала ценной бумаги.
     Рефинансирование - кредитование Центральным банком РФ банков (ст.40 Федерального закона "О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). Ставка рефинансирования устанавливается и периодически пересматривается Центральным банком РФ.
     Учетная политика для целей налогообложения  может основываться на:
     а) дате возникновения обязанности  по уплате налога по мере отгрузки и  предъявления покупателю расчетных  документов;
     б) дате возникновения обязанности  по уплате налога по мере поступления  денежных средств (подп.1, 2 п.1 ст.167 НК РФ).
     При реализации ряда товаров (работ, услуг), в отношении которых применяется  нулевая ставка НДС, дата их реализации определяется как наиболее ранняя из следующих дат:
     последний день месяца, в котором собраны  все необходимые документы;
     181-й  день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта и транзита.
     В случае, если налогоплательщик не решил, какой способ определения даты реализации товаров (работ, услуг) он будет использовать для целей исчисления и уплаты налога, то применяется способ определения даты реализации, основывающийся на дате возникновения обязанности по уплате налога по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.