На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Внешнеторговая политика РБ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ             
1. Сущность внешнеторговой политики             
2. Инструменты внешнеторговой политики             
2.1. Таможенно – тарифное регулирование внешней торговли             
2.2. Нетарифные меры регулирования внешней торговли             
3. Анализ внешнеторговой политики Республики Беларусь             
3.1. Состояние внешней торговли             
3.2. Экспорт – приоритетное направление внешнеторговой политики             
3.3. Оценка последствий вступления республики в ВТО             
ЗАКЛЮЧЕНИЕ             
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:             


ВВЕДЕНИЕ

 
Переход Республики Беларусь к рыночной экономике со всей остротой поставил перед ней проблему интеграции в мировую экономику. Активизация участия нашей страны в мировом хозяйстве, протекающих в нём процессов должно оказать благотворное влияние на её экономику, позволить получить дополнительные стимулы, приступить к структурной перестройке внутренней экономике и внешнеполитических связей, приспособить национальные экономические механизмы к современным требованиям и таким образом ускорить создание цивилизованного рынка.
Современное состояние мирохозяйственных связей характеризуется дальнейшим прогрессом в развитии специализации в международном масштабе и возрастающей зависимостью национальных экономик от внешних факторов, в первую очередь, от развития мирового производства, уровня науки и техники, развитие международных обменов. Даже государства, имеющие громадные природные, материальные и человеческие ресурсы, не могут эффективно развиваться без активного участия в международном разделении труда.
В этих условиях внешнеэкономическая политика, являясь системой мероприятий, направленных на достижение определённых преимуществ экономикой раннего государства на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, приобретает особую значимость для любого государства в современных условиях. В особенности, это касается Республики Беларусь, которая сегодня поддерживает торгово– экономические отношения более чем со 140 странами мира.
Исторически так сложилось, что экономика Республики Беларусь всегда была ориентирована на внешние рынки. В зависимости от применяемых методик внешнеторговая квота (отношение объёма внешнего товарооборота к ВВП) в Республике Беларусь колеблется от 50 до 100%, что является объективным свидетельством важного значения внешней торговли и внешнеторговой политики для белорусского государства, а так же необходимости постоянного повышения эффективности внешнеэкономической деятельности.
Всё вышесказанное обусловило актуальность работы и предопределило выбор темы. Основной целью исследования стало выявление ключевых направлений внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
– раскрыть сущность и основные направления внешнеторговой политики;
– показать инструменты государственной внешнеторговой политики;
– провести анализ состояния внешнеторговой деятельности и определить пути совершенствования и приоритетные направления внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе.
В работе применяются следующие общие методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, логический метод. Основным методом, использованным в данном исследовании, является системный подход.
Необходимо отметить, что данной теме посвящён достаточно широкий круг учебников, учебных пособий, статей и научных работ, носящих как теоретический, так и прикладной характер. Однако проблема остается не достаточно исследованной, систематизированной и обобщённой, и поэтому очень актуальной.
Курсовая работа состоит из трёх разделов. В первом излагаются общие теоретические основы государственной политики в области внешней торговли, во втором исследованы инструменты государственной внешнеторговой политики (тарифные и нетарифные); и, наконец, третья глава посвящена внешней торговле и внешнеторговой политике Республики Беларусь на современном этапе, где проведён анализ состояния и перспектив развития внешнеторговой деятельности Республики Беларусь и намечены пути её совершенствования.

          1 Сущность внешнеторговой политики
 
Внешнеэкономическая политика любой страны формируется под воздействием как внутренних факторов, связанных с экономической и политической ситуацией в стране, так и под воздействием внешних факторов, определяемых общими тенденциями мирового хозяйства, региональными процессами, экономическими и политическими процессами в соседних странах. Степень воздействия внешних, международных факторов на формирование внешнеэкономической политики существенно отличалась в различные исторические периоды и в последнее время характеризуется некоторыми новыми тенденциями и признаками.
Каждая страна в той или иной степени регулирует внешнеэкономическую деятельность, обеспечивая тем самым экономическую безопасность и государственные интересы. Даже в условиях отсутствия государственной монополии на внешнюю торговлю высшие государственные органы путем издания законов, ратификацией международных соглашений, применением тарифных и нетарифных методов, налогов осуществляют свою внешнеэкономическую политику.
Таким образом, внешнеэкономическая политика представляет собой целенаправленные действия государственных органов по определению режима регулирования ВЭД, а также оптимизации участия страны в международном разделении труда. Она строится на основе синтеза национальных экономических правовых систем в сфере регулирования международных отношений, соблюдения общепринятых принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров между странами.
Мировая практика выработала определенную систему принципов и методов регулирования, позволяющих государствам с различными уровнями экономического развития, не ущемляя свои интересы, на взаимовыгодной основе осуществлять внешнеэкономическую деятельность. В ее основу положена политика поддержания сбалансированности внешней торговли. Это связано с тем, что сбалансированность импортных и экспортных товарных потоков и услуг напрямую отражает характер распределения доходов и расходов между странами и является важным каналом, посредством которого экономическая политика страны оказывает влияние на ее торговых партнеров.
Внешнеэкономическая политика Республики Беларусь строится на принципах сочетания многовекторности международных связей с выбором стратегических партнеров, широты участия с определением приоритетных направлений, общей координации международного сотрудничества с автономностью принятия решений. Для реализации принципа многовекторности во внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь ставит задачу вступления в ВТО, осуществляет торгово-экономические связи со многими странами мира и СНГ, региональными объединениями, союзами и международными организациями.
Вступление Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию является внешнеполитическим приоритетом и рассматривается как важнейший этап интеграции в мировую экономику, который предоставит стране необходимый инструментарий для защиты и продвижения национальных интересов в рамках системы международной торговли. В то же время присоединение к ВТО ставит перед Республикой Беларусь задачу обеспечить соответствие экономического законодательства страны правилам ВТО, а также сделать сбалансированные уступки торговым партнерам в целях обеспечения более открытого доступа иностранных товаров, услуг и инвестиций на внутренний рынок.
Находясь на этапе переговорного процесса вступлении в ВТО, Беларусь делает активные шаги по дальнейшему процессу либерализации торговли, совершенствованию национального законодательства в области тарифного регулирования и в целом внешней торговли. В частности, 1 июня 2005 г. в республике вступил в силу Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», который полностью соответствует правилам ВТО и явился базой для приведения в порядок законодательных актов низшего уровня – в правительстве, министерствах, ведомствах. В развитие этого закона в 2006 г. принят ряд других нормативных актов, а с 1 июля 2007 г. вступил в силу новый Таможенный кодекс Республики Беларусь, отвечающий практике стран-членов ВТО. Этими документами устанавливается исчерпывающий перечень государственного регулирования внешней торговли: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, запреты и ограничения в торговле услугами и товарами интеллектуальной собственности, а также меры, способствующие развитию внешнеторговой деятельности. Им введены и новые понятия: зона свободной торговли, таможенный союз, взаимность, которые базируются на принципах ВТО и являются ключевыми для участия интеграционных группировках на постсоветском пространстве. Кроме того, предусмотрен ряд запретов: на введение в действие нормативно-правовых актов задним числом, на взимание сборов оформительского характера по процентным ставкам от прямой сделки и др.
Взаимоотношения со странами СНГ остаются приоритетными во внешнеэкономической деятельности. В рамках этого союза идут процессы формирования общего экономического пространства на основе развития зоны свободной торговли, платежного союза, единого научно-технологического, инвестиционного и информационного пространства, объединенной транспортной и энергетической систем, общего аграрного рынка, а также рынка труда.
В формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) помимо Республики Беларусь принимают участие Россия, Казахстан и Украина. Участие перечисленных стран в ЕЭП строится на следующих принципах:
свобода перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках ЕЭП, что предусматривает снятие ограничений во взаимной торговле, а также отмену таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних границах на завершающем этапе формирования ЕЭП;
равные условия субъектам хозяйствования на территории государств-участников ЕЭП, в том числе в сфере естественных монополий, налоговой политики, конкурентной политики, а также в области предоставления субсидий;
равновыгодность функционирования ЕЭП для бюджетов государств-участников при использовании единого принципа страны назначения при взимании косвенных налогов во взаимной торговле, а также с применением механизмов компенсации в случае экономического ущерба для одной или нескольких стран.
Что касается интеграционных связей с другими странами, то они развиваются и направлены на:
обеспечение сбалансированности торговых операций и создание условий для закрепления белорусских производителей на освоенных рынках и расширение географии экспортных рынков;
завершение процесса присоединения Республики Беларусь к ВТО;
активизацию сотрудничества с международными финансово-кредитными организациями (Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и др.) в целях привлечения кредитов, займов, технической помощи для решения актуальных проблем развития экономики;
эффективное участие в международных экономических структурах, углубление сотрудничества с Европейским союзом, развитие межрегиональных хозяйственных связей, участие в многостороннем политическом диалоге в рамках ООН и других международных и региональных организаций;
интенсификацию привлечения инвестиций, обеспечение участия в международных проектах;
приоритетное развитие форм международного сотрудничества, определяющих технико-экономический и технологический уровень экономики (промышленная кооперация, обмен технологиями, торговля инжиниринговыми услугами, лизинг оборудования).
Одной из основных составляющих внешнеэкономической политики является внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику).
Внешнеторговая политика направлена на установление и регулирование отношений субъектов ВЭД с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности, которые охватывают международный обмен товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной собственности. Главным направление современной внешнеторговой политики Республики Беларусь является взаимоувязанная с макроэкономической и промышленной политикой деятельность, обеспечивающая динамичное развитие внешнеэкономического комплекса страны и защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюктуры. Для его реализации в республике создана и постоянно совершенствуется законодательно-нормативная система регулирования внешнеэкономической деятельности.
Основными законами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность в Республике Беларусь, являются: Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (2004), Закон «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» ( 1991) с изменениями и дополнениями от 5 декабря 1997 г. № 99-3, Таможенный кодекс Республики Беларусь (2007), Закон «О таможенном тарифе» (2004). Государственная политика в области внешней торговли позволяет хозяйствующим субъектам всех форм собственности, в том числе иностранным, без всякой дискриминации работать в любой сфере предпринимательской деятельности, не запрещенной законодательством и не причиняющий ущерба национальной экономике. Регулирование этой сферы деятельности осуществляется, как и во всех странах мира, посредством таможенно-тарифного регулирования (применение импортных и экспортных таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (квотирование, лицензирование, регистрация внешнеторговых договоров и др.).
Проводится последовательная работа по трансформации торговой политики и приведению в соответствие тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности Республики Беларусь к общим принципам и правилам ВТО – открытости экономики, либерализации, соблюдению условий, определяемых торгово-экономическими соглашениями.
Соглашением о Таможенном союзе между Россией, Беларусью, Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном установлено единое таможенное пространство. Таможенный союз основан на признании международных норм и ориентируются на принципы ВТО. В рамках союза отменны таможенные пошлины, акцизы, квоты, лицензии, тарифные и количественные ограничения, касающиеся взаимной торговли. Достигнуто полное соответствие торговых режимов участников союза по отношению к третьим странам. Снят таможенный контроль на внутренних границах.
Дальнейшее развитие внешнеторговой деятельности ориентирует субъекты ВЭД на решение следующих задач:
обеспечение динамичного роста объемов экспорта товаров и услуг на основе повышения конкурентоспособности отечественного производства при опережающем темп роста экспорта над импортом;
ориентация на приоритетное развитие экспорта услуг;
развитие системы финансово-кредитного стимулирования экспорта;
дальнейшее развитие инфраструктуры внешнеэкономической деятельности, включая товаропроводящую сеть организаций-экспортеров;
обеспечение информационного сопровождения внешнеэкономической деятельности;
повышение конкурентоспособности отечественной продукции, в том числе путем освоения производства новых экспортных товаров, внедрения в производство международных стандартов, реализации экспортоориентированных инвестиционных проектов;
повышение в объеме экспорта доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции;
подготовка и повышение квалификации кадров внешнеэкономических и маркетинговых служб организаций-экспортеров;
дальнейшая рационализация структуры импорта, развитие импортозамещающих производств, стабилизация и улучшение внешнеторгового и платежного балансов;
снижение негативных последствий от введения дискриминационных мер в отношении отечественных товаров, совершенствование методов защиты национального рынка.
Приоритетным направлением в развитии интеграционных связей со странами дальнего зарубежья остается торгово-экономическое сотрудничество с государствами Европейского союза, прежде всего с новыми членами ЕС, что обусловлено их географической близостью и сложившимися взаимовыгодными связями, основанное на учете взаимных интересов сторон, снятии дискриминационных мер, отмене ограничивающих правил торговой политики.
Продолжается работа в области активизации торгово-экономических связей с традиционными партнерами Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Индия, Вьетнам, Республика Корея, Япония), а также с динамично развивающимися странами Латинской Америки.
Дальнейшему продвижению белорусских товаров на зарубежные рынки будет способствовать и вступление страны в ВТО, что позволит развивать внешнеторговые отношения с другими странами на долговременной стабильной основе, отстаивать и защищать национальные интересы в торгово-экономических отношениях с партнерами на общепринятых в мировой практике правовых положениях и сложившихся традициях.
Несмотря на то, что свободная торговля повышает экономическое благосостояние всех стран – как экспортеров, так и импортеров, на практике международная торговля практически нигде и никогда не развивалась без вмешательства государства. История международной торговли – это одновременно и история развития и совершенствования системы государственного регулирования международной торговли.
Государственное регулирование международной торговли может быть:
односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.);
двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами;
многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями.
В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.
Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.
Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.
Дилемма, что лучше – протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, - предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая политика склонялась то в одну, то в другую сторону. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция – страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.
Современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой – это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися – экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой – товары традиционного экспорта.
Исторически основной спор между сторонниками и противниками протекционизма концентрировался на обсуждении аргументов «за» и «против» использования тарифов как средства экономической политики. Такие споры ведутся в тех или иных вариантах практически во всех странам мира.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2 Инструменты внешнеторговой политики

2.1 Таможенно – тарифное регулирование внешней торговли

 
Государства, проводя определённую внешнеэкономическую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.
Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государственные заказы и т. д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей.
Более действенными инструментами государственной внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например, на экспорт или импорт какой – либо продукции вообще или в отношении определенной страны.
Суть национальной торговой политики составляет политика протекционизма, проводимая во имя защиты своих товаропроизводителей от иностранных конкурентов. Политика протекционизма проводится главным образом двумя путями: через таможенный тариф и нетарифные ограничения.
Оба пути широко практикуются во всем мире.
Основным инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также устанавливающим правила обложения товаров таможенными пошлинами при их перемещение через таможенную границу является Закон Республики Беларусь от 3 февраля 1993 г. «О таможенном тарифе» с изменениями от 16 июля 2008 г.
Таможенный тариф представляет собой систематизированный, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам при перемещении через таможенную границу.
Таможенный тариф включает тысячи торговых наименований, постоянно видоизменяется и отличается друг от друга числом облагаемых товаров и детализацией своих позиций. Пошлина вводится с целью получить доход либо для защиты своих производителей. Пошлины ставят иностранного производителя в заведомо невыгодное положение при торговле на внутреннем рынке данной страны. Различают:
фискальные пошлины, которые применяются в отношении товаров, не производимых у себя (например, в США это кофе, олово, бананы и т.д.). Ставки фискальных пошлин невелики. Их основная цель – наполнить государственный бюджет налоговыми поступлениями;
протекционистские пошлины, которые предназначены для защиты местных производителей от иностранной конкуренции.
И те, и другие пошлины взыскивают при выпуске товаров на внутренний рынок данной страны через ее таможню.
Сфера действия таможенного тарифа охватывает единую таможенную территорию страны, таможенного союза в рамках их официальных государственных границ, включая акваторию – территориальные воды – морей и океанов (если есть). Однако на территории свободных экономических зон (СЭЗ) или иных территорий с особым льготным хозяйственным, в том числе и таможенным режимом, изданным на территории государства, действие таможенного тарифа может быть ограничено.
Основными целями применения таможенного тарифа являются:
рационализация товарной структуры ввоза товаров в страну;
поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории государства;
защита национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;
пополнение доходов государства;
обеспечение условий для облегчения доступа национальным экспортерам на рынки других стран.
Законом Республики Беларусь «О таможенном тарифе» в соответствии с мировой практикой предусмотрено применение трех основных видов пошлин: адвалорных, специфических и комбинированных. Адвалорные пошлины начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. Специфические пошлины начисляются в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров. Комбинированные пошлины предполагают сочетание этих двух пошлин.
Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Совет Министров Республики Беларусь может устанавливать сезонные пошлины. Срок их действия не может превышать шести месяцев в году.
В целях защиты экономических интересов Республики Беларусь к ввозимым товарам могут применяться и особые виды таможенных пошлин:
специальные пошлины на ввозимые товары в количестве и на условиях, причиняющих или угрожающих причинить ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, или как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Республики Беларусь, со стороны других государств или их союзов;
антидемпинговые пошлина на ввозимые товары по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Беларусь;
компенсационные пошлины на ввозимые товары, при производстве или ввозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров.
Применению особых видов таможенных пошлин предшествует расследование, проводимые в соответствии с законодательством Республики Беларусь по инициативе органов государственного управления.
Взимание таможенных пошлин в Республике Беларусь осуществляется по единым для всех участников ВЭД ставкам, утвержденным Советом Министров. Ставки таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения  товара. Так, в отношении товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь и происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми у Республики Беларусь существует режим наибольшего благоприятствования, применяются ставки таможенных пошлин, установленные таможенным тарифом.
В отношении ввозимых товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся преференциальным режимом в Республике Беларусь, применяются ставки в размере 75% базовой ставки таможенной пошлины. Товары, ввозимые в Республику Беларусь и происходящие из наименее развитых стран СНГ таможенной пошлиной не облагаются. Перечень стран, к которым применяется режим наибольшего благоприятствования и преференциальный режим, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. Тарифные преференции устанавливаются Президентом Республики Беларусь.
Товары, которые происходят из стран, в торгово-экономических отношениях с которыми не предусмотрен режим наибольшего благоприятствования или страна происхождения не установлена, облагаются по ставкам, увеличенным в два раза.
Система импортных пошлин включает три уровня: сырье, материалы и комплектующие изделия; полуфабрикаты; готовые изделия. Самые низкие импортные пошлины установлены на сырье – 0,5% их таможенной стоимости, на полуфабрикаты – от 5 до 15%, на готовую продукцию – 15-30%.
Пошлинами облагается почти весь поток продуктов питания в Беларусь, ставки которых достаточно высоки, особенно по продуктам высокой степени переработки (до 20%), а также товарам массового потребления (одежда, меховые и кожаные изделия – до 30%). Отдельные виды импортных товаров полностью освобождаются от таможенного обложения – лекарственные препараты, медицинское оборудование и мебель, детское питание и машины для инвалидов.
Практика применения экспортных пошлин Беларуси имеет свою специфику. Ими облагается сравнительно небольшое количество экспортных товаров, включая некоторые виды топлива, нефть и нефтепродукты; минеральное сырье, рыба и рыбопродукты, черные и цветные металлы, химикаты, кожевенное сырье, авиатехника, отдельные виды вооружения и продовольствия и др.
Исходя, из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что импортные тарифы снижают уровень экономического благосостояния страны, ведут торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, сокращают занятость. Они перераспределяют доходы потребителей в пользу отечественных производителей зачастую неконкурентоспособной продукции и государственного бюджета. Но потребители теряют больше от введения импортных тарифов, чем получает государство и национальные производители вместе взятые. Чистые потери нации составляют производственный эффект – затраты ресурсов на производство худших отечественных товаров и потребительский эффект – потеря полезности, которую получили бы потребители, если бы они не отказались от дополнительного потребления импортных товаров, вследствие их удорожания после введения пошлин.
Однако разумная внешнеторговая политика, использующая таможенно – тарифные методы регулирования согласно рыночным принципам может: пополнять бюджет, поддерживать молодые наукоемкие отрасли, эффективно перераспределять доходы населения, способствовать постепенной трансформации социалистической экономики в рыночную и т. д.

2.2 Нетарифные меры регулирования внешней торговли

 
Еще в первой трети прошлого столетия большинство развитых стран, проводя свою внешнеторговую политику, опирались на экономические инструменты регулирования: денежно – кредитные, финансовые, таможенно – тарифные средства, основными из которых были таможенные пошлины.
Однако в периоды экономических кризисов, подготовки к войне, в военные годы, в чрезвычайных ситуациях они оказались недостаточно эффективными для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции, предотвращения вывоза из страны стратегических материалов, регулирования дефицита платежного баланса и т. д.
Таким образом, в начале 30–х годов прошлого столетия появились количественные ограничения экспорта – импорта – прямая административная форма государственного регулирования внешнеторгового оборота как временное, 'чрезвычайное средство, которое представляет собой жёсткий инструмент нетарифного внешнеторгового регулирования. Несмотря на временный характер при их введении, а также запрет на их применение в XI ст. ГАТТ/ВТО, количественные ограничения прижились, хотя с начала 60–х годов развитые капиталистические страны периодически пытаются ограничить сферу их использования.
Так, в первой половине 70–х годов под их действие попадало 20 – 30% импорта сельскохозяйственных товаров в США, Японии, ЕЭС и от 10 до 15%  импорта промышленных изделий.
Относительная популярность количественных ограничений обусловлена несколькими факторами:
          способом их установления и регулирования. Они не попадают, как правило, под действие международных договоров и соглашений, это довольно гибкий инструмент внешнеторговой политики государства. Его можно вводить, усиливать, уменьшать размер квоты, ужесточать процедуру выдачи лицензий и т. д., отменять, как правило, без оглядки на наднациональные международно– правовые акты, что нельзя сказать о таможенно – тарифных инструментах;
          высокая эффективность количественных ограничений при достижении поставленных целей;
          широкий спектр целей и задач, которые можно достичь при помощи количественных ограничений.
В современной внешнеторговой политике количественные ограничения применяются по двум основным направлениям: лицензирование и контингентирование.
Лицензирование – это официальное разрешение, выдаваемое, как правило, специальными уполномоченными государством ведомствами на осуществление ВЭД, а также на проведение внешнеторговых операций с определенными товарами.
Разовая лицензия – как правило, разрешение на экспорт – импорт товаров в течение определённого срока. Она является именной, т. е. выдается конкретной фирме, которая не может передать ее другой организации. В лицензии указываются важнейшие параметры внешнеторговой сделки:
Глобальная (открытая) лицензия – не содержит географических ограничений на внешнеторговые операции с товарами.
Автоматическая лицензия – это разрешение, получаемое фирмой автоматически после подачи заявки в специальное государственное ведомство. Очень похожа на генеральную лицензию, но формальности, связанные с получением лицензии, сильно сокращены, хотя действует правовой механизм, контролирующий внешнеторговые операции, что позволяет государству при необходимости ужесточить правовой режим.
Контингентирование (квотирование) – официально установленные государством ограничения в стоимостном или физическом (количественном) выражении, вводимые на импорт или/и экспорт определенных товаров на установленный период времени.
Существуют различные формы квотирования:
– глобальные контингенты (квоты) устанавливают размер экспорта – импорта на определенный срок (как правило, 3 месяца/6 месяцев и т. д.), удельный вес стран в квоте не указывается, может указываться список стран, на которые распространяется данное ограничение, если оно не всеобщее, т. е. не распространяется на все страны;
– индивидуальные контингента – самый распространенный метод контингентирования, который предусматривает разбивку общего объема экспорта – импорта, предусмотренного квотой по странам:
По направлению движения товаропотоков:
– экспортные
– импортные.
Относительно новым направлением использования количественных ограничений стало «добровольное» ограничение экспорта – это соглашение, навязанное экспортеру, под угрозой санкций предусматривающее принятие им на себя обязательства добровольно сократить экспорт определенных товаров в импортирующую страну. Эти ограничения появились в странах ЕЭС и Японии в форме квот на экспорт некоторых текстильных изделий, проката черных металлов, продукции легкой промышленности и т.д. Исторически первым было заявление правительства Японии в 1957 года о «добровольном» ограничении экспорта хлопчатобумажных изделий в США. С 1969 года на мировом рынке черных металлов почти 2/3 экспорта этой продукции было охвачено «добровольными» ограничениями. По статистике ЮНКТАД к концу 60–х годов такой формой протекционизма было охвачено 5% импорта промышленно развитых стран.
Меры так называемого «скрытого» или «косвенного» протекционизма, которые играют весьма существенную роль в торгово–политической борьбе, на поверхности не видны, действуют как бы из–за кулис, замаскировано. На первый взгляд, они затрагивают лишь внутренний товарооборот или просто регулируют правила изготовления, упаковки, маркировки товара и вроде бы не имеют никакого отношения к внешней торговле. И, тем не менее, их воздействие на внешнеторговый оборот весьма значительно. Это подтверждает хотя бы тот факт, что они занимают все большее место на переговорах в рамках ГАТТ/ВТО.
Рассмотрим основные меры скрытого протекционизма:
          таможенно – административные: система организации таможенного контроля, включая процедуру таможенного досмотра, открытие новых контрольно– пропускных пунктов и т.п.; системы оценки таможенной стоимости – возможные проволочки, связанные с отклонением таможенными органами таможенной стоимости, указанной в сопроводительных документах; запутанная система заполнения таможенных документов, требующая больших сил, времени и специальной подготовки; коррумпированность работников таможенных органов, которые под различными предлогами вымогают взятки, не пропуская товар через границу. (Этот барьер не является инструментом государственной внешнеторговой политики, государство борется с ним, но, тем не менее, это серьезное препятствие на пути движения товарных потоков);
          технические требования к ввозимой продукции: по технике безопасности, техническим и технологическим стандартам закрывают путь на внутренний рынок иностранной технике из развивающихся стран, которая не может соответствовать высоким нормам. Однако здесь важен принцип равенства в применении данных стандартов по отношению к национальным и иностранным производителям;
          ограничения, заложенные в процедуре прохождения контроля качества товаров, их стандартизации (т. е. непризнание иностранных сертификатов качества) и т. д.;
          нетарифные ограничения, базирующиеся на санитарно – гигиенических нормах, требованиях здравоохранения и мерах по охране окружающей среды. Так, например, в конце 1996 года Китай запретил импорт курятины из 10 штатов США в качестве карантинной меры, призванной не допустить распространения в КНР птичьего гриппа. Таким образом, под угрозой оказался американский экспорт в КНР с годовым оборотом до 500 млн. долл.;
           требования к упаковке, маркировке товаров. Так, в США нарушение этих правил ведет к запрету ввоза товаров в страну или к их обложению дополнительной пошлиной в размере 10 % таможенной стоимости;
           налоги и налоговая политика. Основной задачей налоговой политики является мобилизация государством финансовых ресурсов Одновременно налоги, воздействующие на цены, прибыли и доходы, широко применяются государством в качестве эффективного средства регулирования экономики, в том числе и внешней торговли.
Помимо защиты внутреннего рынка от импорта из–за рубежа помощью количественных и скрытых нетарифных методов торговой политики в практике международной торговли активно используются методы расширения экспорта, большая часть которых основана на прямом или косвенном гарантировании и субсидировании правительством национальных экспортеров.
Приобретая разнообразные, зачастую весьма замысловатые формы и осуществляясь через весьма усложненные схемы, финансирование направлено на снижение стоимости экспортируемого товара и повышение тем самым его конкурентоспособности на мировом рынке. Финансирование экспорта может осуществляться как из правительственных источников за счет государственного бюджета, так и за счет всевозможных околоправительственных учреждений (банков, фондов и пр.), а также за счет частного сектора – самих экспортеров и обслуживающих их банков.
Финансирование экспорта как метод торговой политики следует отличать от рутинного финансирования и кредитования экспортно–импортных операций, представляющих собой простое предоставление банками оборотного капитала. Для проведения конкретных коммерческих сделок. Финансирование, как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных производителей и экспортеров, Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг.
Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.
Субсидия – денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.
По характеру выплат субсидии делятся на:
прямые – непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Предметом прямого субсидирования с начала 60 – х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран – суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запрещены правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры;
косвенные – скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и прочие.
Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт.
Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли.
Внутренняя субсидия наиболее замаскированный и финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.
Специфическим случаем внутренней субсидии является субсидирование импорта, которое было характерно для России и некоторых других стран c переходной экономикой в начале 90 – х годов. Необходимость субсидирования Импорта была вызвана, прежде всего, от директивно контролируемого обменного курса национальной валюты и переходом к плавающему валютному курсу. В результате завышенные валютные курсы резко упали, сделав импорт многих товаров, которые необходимы для поддержания экономического развития страны, невозможным, поскольку они стали слишком дорогими для местных покупателей. В результате правительства были вынуждены финансировать часть импорта за счет государственного бюджета, предоставляя импортные субсидии импортерам.
Импортные субсидии, ставным образом на разнице официального и рыночного валютных курсов, существовали в 1992 – 1993 годов Беларуси. На них тратилось около 3% ВНП.  Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.
Экспортная субсидия – финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.
Нередко субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.
Экспортное кредитование – метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.
Экспортное кредитование может иметь форму:
– субсидированных кредитов национальным экспортерам – кредитов, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;
– государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);
– страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).
Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка.
Демпинг – метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.
Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:
Спорадический демпинг – эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка и перед компанией встает дилемма – либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешний рынок.
Преднамеренный демпинг – временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.
Постоянный демпинг – постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой.
Обратный демпинг – завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют.
Взаимный демпинг – встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается также редко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.
Демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта демпинга. По американскому закону, например, демпингом считается продажа товаров на американский рынок по ценам «ниже справедливых», наносящая ущерб национальной промышленности. Разумеется, большие сложности возникают при определении справедливого уровня цены на тот или иной товар. Для этого проводят специальное расследование и сравнивают предполагаемые демпинговые цены с ценами на данный или аналогичный ему товар, преобладавшими в течение определенного предшествующего периода в стране, где осуществляется демпинг, или на рынках третьих стран. Серьезным доказательством демпинга является продажа товаров по ценам ниже издержек производства. По результатам расследования, если факт демпинга доказан, страны вправе вводить односторонние торговые ограничения в виде антидемпинговых пошлин.
Антидемпинговая пошлина – временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.
B числе нетарифных средств регулирования международной торговли находятся правовые инструменты, которые в подробностях изучаются международным правом, но тесно связаны с международной экономикой.
На двусторонней основе торговые отношения между государствами регулируются с помощью торговых договоров и соглашений, которые заключаются между странами на уровне исполнителя и подлежат ратификации законодательной властью (парламентами). Они заключаются обычно на 5 – 10 лет и подлежат периодическому пересмотру и продлению участвующими сторонами.
 


3 Анализ внешнеторговой политики Республики Беларусь

3.1 Состояние внешней торговли

 
По предварительным данным Национального банка Республики Беларусь объем внешней торговли товарами и услугами за январь- декабрь 2009 г. из расчета в фактических ценах составил 66,9% к уровню января – декабря 2008 г., в том числе экспорт – 63,5, импорт – 70,0%. Сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось отрицательное в размере 4814,4 млн.долл. США.
По данным Национального статистического комитета, объем внешней торговли товарами Республики Беларусь в 2009 г.по сравнению с 2008 г. уменьшился на 34,1% и составил 44487,2 млн.долл. США. Экспорт товаров в 2009 г. достиг 19060,0 млн.долл., снизившись по отношению к уровню 2008 г. на 38,4%.Импорт в2009 г. составил
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.