На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Кластерный подход в управлении экономическими системами

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР: СУЩНОСТЬ, ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ 4
      Основные понятия, виды экономического кластера 4
      Особенности реализации экономического кластера 8
    1.2.1. Условие возникновения функционирования кластера 8
        Достоинства экономического кластера 11
        Недостатки экономического кластера 13
    АДАПТАЦИЯ МЕТОДОВ КЛАССИФИКАЦИИ К ЗАДАЧАМ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ 16
      Основные методы кластерного анализа 16
      Развитие методов формирования экономических кластеров на основе анализа совместной конкурентоспособности 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 30
 


ВВЕДЕНИЕ
   В настоящее время перед экономической  наукой встает задача познания, описания и разработки механизма промышленной политики, основными целями которого должны являться вопросы обеспечения  темпов устойчивого роста и повышения  конкурентоспособности на всех уровнях. Этим целям отвечает создание и развитие кластерных схем, которые, являясь, по сути, межотраслевыми комплексами, играют роль «точек роста» региональной и  национальной экономики, при этом кластеры позволяют преодолеть структурные  ограничения, а также сложившуюся  в ряде хозяйственных субъектов  многоотраслевую структуру производства. Все это определяет выбор темы настоящего исследования и ее актуальность.
 


    Экономический кластер: СУЩНОСТЬ, ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ.
      Основные понятия, виды экономического кластера
   Понятие «кластер» по отношению к отраслям и компаниям было введено в  научный оборот американским экономистом  М. Портером в 1990 г. в рамках его концепции ромба национальных конкурентных преимуществ, которая является наиболее известной среди всех исследований о национальной и региональной конкурентоспособности.
   Существует  много видов и определений  кластеров, они различаются по масштабам, направленности, но в целом суть кластеров едина: кластер представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков  оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских  институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и  усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в  целом[1]. Взаимодействие предприятий и организаций, входящих в кластер, представляет собой совокупность кооперации и конкуренции, т.е. происходит постоянный обмен кадрами, инновациями, технологиями, осуществляется совместное использование инфраструктуры, услуг и рекламно-маркетинговое продвижение.
   Предприятия и организации, составляющие кластер, в большинстве случаев являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, и конкуренция внутри кластера –  не менее важная движущая сила развития кластера в целом, чем кооперация. В ходе постоянных малых конфликтов (конкурентная борьба внутри кластера) система в целом оптимизируется и повышает свои возможности для  участия в глобальной конкуренции. Одновременно происходит распространение  ноу-хау, различных технологий (включая  организационные) по всей системе взаимосвязей в кластере. Данные инновации быстро становятся фактором производства многих фирм, перерабатываются применительно к рыночной стратегии конкретных компаний и, в свою очередь, приводят к новому витку инновационного развития. Постоянное взаимодействие и обмен информацией внутри кластера приводят к принятию и распространению внутренних систем ограничений, которые выражаются в стандартах и типовых процедурах (например, процедура одобрения субконтрактного производства). Распространение технологий и типовых процедур приводит к развитию системы профессиональной подготовки специалистов и упрощает перемещение персонала между хозяйствующими субъектами, что, в свою очередь, ведет к дальнейшему распространению знаний[8].
   Важной  отличительной чертой кластера является фактор инновационной ориентированности. Кластеры, как правило, формируются  там, где осуществляется или ожидается  «прорывное» продвижение в области  техники и технологии производства и последующего выхода на новые рыночные ниши. В этой связи многие страны – как экономически развитые, так  и только начинающие формировать  рыночную экономику – все активнее используют кластерный подход в поддержке  наиболее перспективных направлений  и форм предпринимательской деятельности, в формировании и регулировании  своих инновационных систем.
   В большинстве случаев отрасли  промышленности, входящие в кластеры, группируются, исходя из степени межотраслевой  циркуляции продукции и знаний, и  включают в себя:
    потоки технологий, обусловленные приобретением продуктов и промежуточных товаров в других отраслях, а также взаимодействием между их производителями и пользователями;
    техническое взаимодействие, выраженное в патентовании, освоении патентов, использовании научных результатов в нескольких смежных отраслях, а также в совместных исследовательских проектах;
    мобильность персонала между сегментами кластера с целью распространения лучших достижений управления.
   Выгоды  для бизнеса от развития кластера в целом состоят в повышении  эффективности и снижении издержек в текущей деятельности и освоении рынков, повышении гибкости и инновационного потенциала при создании новых продуктов, технологий.
   Предприятия получают выгоды от принадлежности к  кластеру посредством:
    повышения эффективности системы поставок сырья, компонентов и комплектующих, более успешного применения субконтрактации;
    доступности и качества специализированного сервиса;
    доступа различным финансовым ресурсам (например, источники рискового финансирования для новых технологических компаний в кластере информационных технологий);
    доступности и качества возможностей для проведения НИОКР;
    доступности специализированных и производительных человеческих ресурсов;
    построения сети формальных и неформальных отношений, для передачи рыночной и технологической информации, знаний и опыта;
    создания системы для выявления коллективных выгод и опасностей, формирования общего видения и продуктивной стратегии развития кластера.
   Типичный  кластер состоит из компаний малого и среднего размера, каждая из которых  не получает значительных выигрышей  от конкуренции с другой входящей в кластер компанией (в противоположность  нескольким группам компаний на олигополистических рынках). В то же время компании кластера получают выигрыш от компактного  расположения, связанный с использованием специализированных ресурсов (наличие  на данной территории квалифицированного персонала и специфичной инфраструктуры, необходимой для осуществления  данного бизнеса). Успешное развитие кластеров предполагает массовое производство, обычно ориентированное на мировой рынок. В этом смысле развитие кластеров требует значительной интеграции территории в более широкое экономическое пространство[6].
   Рассмотрим  некоторые виды кластеров.
   В рассматриваемой классификации выделяются две основные категории кластеров, сформированных по пространственной и функциональной осям: функционально-связанные системы, которые менее ограничены строго определенными регионами обычно относятся к промышленным кластерам, тогда как пространственные группировки подобных и связанных фирм и отраслей относятся к региональным кластерам.
   Промышленный  кластер фокусируется на конкуренции  внутри сектора. Он состоит из всевозможных действующих лиц, ресурсов и видов  деятельности, которые объединяются вместе для развития, производства и продажи разнообразных типов  товаров и услуг. Промышленный кластер, как правило, пространственно не привязан к какой-либо урбанизированной области. В противоположность региональному  кластеру, он обладает тенденцией иметь  более широкие границы, возможно охватывая весь регион или страну.
   Региональный  кластер – это пространственная агломерация подобной и связанной  экономической деятельности, формирующая  основу местной среды, способствующая переливам знания и стимулирующая  различные формы обучения и адаптации. Такие кластеры, обычно, состоят  из малых и средних предприятий, и центральный элемент их успеха сосредоточен в силах социального  капитала и географической близости. Другая их особенность состоит в  том, что фирмы менее взаимосвязаны, чем в промышленных кластерах.  
 
 

        Особенности реализации кластерного анализа.
        Условия возникновения и функционирования кластера
   В мировом опыте можно выделить два основных подхода к формированию кластеров:
    Классический либеральный (англосаксонский) подход предложен в 80-90-е гг. М.Портером и основан на самоорганизации экономических агентов в рамках механизмов "свободного рынка". Использование подобных механизмов не предполагает прямого государственного вмешательства и/или поддержки.
    Современный европейский подход, называемый "полюса конкурентоспособности", развивается с 2006 г. во Франции и основан на партнерстве бизнеса, центральных и местных властей. Государство заинтересовано в глобальной конкурентоспособности своей экономики и достижении "полюсом конкурентоспособности" мирового уровня, что выражается в оказании различных форм государственной поддержки. Такая поддержка оказывается в рамках реализации стратегий развития территорий.
   Из  данного описания видно, что реальный кластер отличается от аналитически выделяемой совокупности территориально близких предприятий и организаций. Как показал В.В.Никитаев, заместитель  директора Департамента Экономического Анализа и Перспективного Планирования Минпромэнерго России, такой конгломерат ("аналитический прото-кластер") может стать реальным кластером  при следующих условиях:
   - наличие соответствующих инфраструктур;
   - наличие оформленной организационно-коммуникативной  структуры, выполняющей управленческие (самоуправленческие) функции и обеспечивающей  формирование инновационного сообщества  как субъекта развития территории, действующего в партнерстве с  бизнесом, центральными и местными  властями;
   - вписанность кластера в рамки  промышленной и региональной  политики центральных властей,  принимаемые местным инновационным  сообществом;
   - использование новых управленческих  технологий[7].
   В целом зарождение кластера, за редкими  исключениями, осуществляется стихийно, под влиянием сочетания определенных факторов, среди которых основополагающим может быть признана предпринимательская  инициатива. Основой для формирования кластеров является возможность  и/или необходимость совместного  использования многими хозяйствующими субъектами одного или нескольких объединяющих факторов, таких как: базовая технология, каналы маркетингового продвижения  продукции, система подготовки кадров, система генерации ноу-хау, относящихся  к единому продуктовому направлению.
   Любой кластер проходит через некоторое  количество стадий. Они могут не быть одинаковыми для всех кластеров, и темп их развития может меняться. Однако существует внутренняя логика пути, по которому кластеры развиваются, которая делает возможным различить  некоторые характерные модели. Даже притом, что точная форма и направление будут зависеть от определенных обстоятельств, кластер проходит через следующие стадии жизненного цикла:
   1. Агломерация. 
   Стадия, при которой в регионе существует некоторое количество компаний и  других действующих лиц.
   2. Возникающий кластер. 
   На  данном этапе некоторые участники  агломерации начинают кооперироваться  вокруг основной деятельности и реализовывать  общие возможности через свою связь.
   3. Развивающийся кластер. 
   В связи с возникновением или вовлечением  новых участников той же или связанной  деятельности в регионе, на этой стадии возникают новые связи между всеми новыми действующими лицами. Могут появиться формальные и неформальные институты поддержания сотрудничества. Часто начинают возникать названия, веб-сайты, общее содержание, связанные с регионом и деятельностью.
   4. Зрелый кластер. 
   Стадия, в рамках которой зрелый кластер  уже достиг некоторой критической  массы действующих лиц. Он также  развил связи за своими пределами, с  другими кластерами, направлениями  деятельности, регионами. Существует внутренняя динамика создания новых фирм через  их появление, совместные предприятия, путем отделения.
   5. Трансформация.
   Данная  стадия характеризуется тем, что  с течением времени рынки, технологии и процессы изменяются, так же, как  кластеры. Для кластера, чтобы выжить, быть жизнеспособным, избежать застоя и распада, необходимо производить  инновации и адаптироваться к  изменениям. Он может избрать форму  преобразования в один или несколько  новых кластеров, которые сосредотачиваются  вокруг другой деятельности или просто изменить пути, которыми поставляются продукты и услуги.
   Особенность кластера является то, что он не оформляется  в качестве единого юридического лица и не является единым хозяйствующим  субъектом. Само возникновение и  развитие кластера в некоторых случаях  осуществляется в соответствии с  определенным сценарием (например, в  случае активного участия в развитии кластера органов власти). Достаточно часто встречается совместное планирование хозяйственной деятельности группами хозяйствующих субъектов, временно объединяющихся для реализации совместных проектов.
   Справедливо утверждать, что развитие потенциального кластера требует активного вмешательства  органов власти, заинтересованных в  повышении эффективности экономики  территории. В некоторых случаях  эффективное развитие кластера требует незначительных усилий, в других – требует реализации масштабных проектов.
   Ещё одним немаловажным фактором возникновения  и существования кластера является географическая локализация. Локализация  основных участников кластера, а также  транспортная и информационная инфраструктуры обусловливают возможность реализации взаимодействия между участниками  кластера – кооперации, обмена технологиями, идеями, подготовленным персоналом. В  настоящее время в связи с  развитием транспортных сетей и  современных средств связи (Интернет, электронная почта) границы кластеров расширяются.
        Достоинства кластера
   Отличительной особенностью кластера является возникновение  в его рамках ряда положительных  эффектов, обеспечивающих сравнительные  преимущества данной форм организации  межфирменных взаимосвязей[4]. В первую очередь это эффект масштаба производства, основой которого служит наличие в лице одной из фирм кластера ядра инновационной активности. Вторым положительным эффектом, характерным для кластеров, выступает эффект охвата. В общем случае он возникает при существовании фактора производства, который может быть использован одновременно для получения нескольких видов продукции. При группировке фирм в кластер эффект охвата значительно усиливается, поскольку возникает возможность использовать такой многофункциональный фактор на самых разнообразных предприятиях при минимальных трансакционных издержках, связанных с его передачей.
   Третьим положительным эффектом кластера является эффект синергии, который возникает, например, при общей стандартизации продукции. При действии этих трёх эффектов (масштаба, охвата и синергии) неприбыльные предприятия кластера могут преодолеть нижнюю границу рентабельности с  помощью специализации, обеспечивающей повышение производительности труда и снижение себестоимости производимых благ. Тем самым предприятия кластера получают дополнительные конкурентные возможности.
   Кроме того, с инновационным кластером  связано понятие так называемого  триггерного эффекта. Он возникает, когда для осуществления первичной  инновации или первичного производства необходимо произвести множество дорогостоящих  вторичных изменений, в результате чего прибыль от базисной инновации  или производства может оказаться  даже меньше издержек требуемой реорганизации. У отдельной фирмы опасность  возникновения такого эффекта достаточно велика. В кластере же фирмы могут  минимизировать затраты на подобные вторичные изменения, что позволяет  им внедрять самые разнообразные  технологии. При этом характерная  для кластера коммуникационная сеть создаёт особо благоприятные  условия для их быстрого распространения.
   Основой для развития кластерной системы  взаимосвязей является исторически  сложившаяся в регионе структура  производства. Крупные компании, как  правило, устанавливают с малыми и средними фирмами отношения  поставок, что позволяет достаточно быстро внедрять технологические новшества, способствующие общему экономическому росту. Но доминирующее положение на рынке больших компаний может  и тормозить развитие. Часто такие  компании полностью контролируют инфраструктуру и политические институты региона, а мелкий бизнес им нужен только в качестве поставщика полуфабрикатов и комплектующих изделий. Именно с таким типом сетей связаны  почти все факторы, определяющие застой в традиционных отраслях.
   В свою очередь кластерные межфирменные взаимодействия, стимулирующие инновационную  и производственную активность, требуют  организации преимущественно по горизонтали. Это позволяет использовать гибкую специализацию, облегчает заключение контрактов и способствует ускорению распространения инноваций[22].
   Участники кластера при объединении ресурсов вносят свой вклад в виде денежных средств, технологий, патентов, торговых марок (включая франчайзинг), ноу-хау, квалифицированного персонала. При  этом ими проводятся постоянные консультации с тем, чтобы определить, какие  именно нужны ресурсы для совместных проектов, что требуется для их эффективного использования, как распределяются затраты и выгоды. Но они остаются полностью самостоятельными в других направлениях научно-исследовательской  и производственной деятельности.
   Такая кооперация позволяет значительно  снизить риски её участников, расширяет  ресурсные возможности, в том  числе посредством использования  кооперирующимися сторонами квалификации и компетенции партнёров, приводит к экономии затрат на исследования и разработки за счёт исключения их дублирования и увеличения продуктивности.
   Можно утверждать, что кластеры связанных  между собой фирм и организаций, проводящих исследования и разработки, позволяют минимизировать или на определённый период совсем устранить  такие препятствия при осуществлении  инновационной и производственной деятельности, как недостатки ресурсов, низкую мотивацию, конфликты интересов, плохие способы коммуникации и возможный  дефицит доверия.
        Недостатки кластера
   Помимо  указанных выше несомненных достоинств кластеров, можно говорить и об их недостатках.
   Как утверждалось ранее, кластер является формой повышения конкурентоспособности  как в пределах одной страны, так  на международном рынке. В результате усиления конкуренции с зарубежными  производителями возрастает эластичность спроса на рабочую силу в кластерах, что может привести к стагнации зарплаты или к повышению в них уровня безработицы.
   Как показывает практика отраслевых кластеров, иногда отношения внутри кластеров  могут стать "излишне тесными", и тогда, при широком сотрудничестве с госорганами, т.е. при государственном  регулировании кластеризации, это, в большинстве случаев, может  привести к коррупции в чиновничьих  рядах. Кроме того, формирование и  деятельность кластеров может привести к конфликту между отдельными смежными министерствами и ведомствами.
   Один  из подводных камней госуправления  кроется в том, что общая политика и действия отдельных ведомств не согласованы друг с другом и страдают отсутствием преемственности. Порой  это выливается в то, что одно министерство издает правила и нормативы, которые противоречат правилам другого  смежного министерства.
   Кроме всего прочего, делая ставку на кластерное развитие, необходимо учитывать такие  побочные явления, как возможность  эффекта блокировки компаний, т.е. не исключено, что одиночные компании будут более конкурентоспособными по сравнению с кластерными.
   Можно выделить следующие подводные камни  кластеризации:
   Уязвимость. Специализация может вызвать  уязвимость региона. Технологическая  прерывистость может подорвать  определенные преимущества кластера.
   Эффект  замкнутости. Чрезмерная уверенность  относительно локальных контактов  и «молчаливого» знания, в комбинации с пренебрежением внешними связями  и недостатком предвидения, может  объяснить эффект замкнутости, обусловленный  преобладанием устоявшихся практик.
   Негибкость. Жесткие существующие структуры  рискуют задерживать радикальную  переориентацию или препятствовать необходимой перестройке.
   Уменьшение  конкурентных давлений. Кооперация может  вызвать сокращение конкурентных давлений и, следовательно, движущих сил инновации.
   Синдром самодостаточности. Привыкая к прошлым  успехам, кластер может быть не в  состоянии распознать изменяющиеся тенденции.
   Внутренний  спад. Также как социальный капитал  может быть необходим для формирования базиса развития кластеров, последний  может подорвать и даже уничтожить социальную ткань, которая подкрепляла  его[3].
   Рассматривая  взаимосвязь участников кластера, нельзя не согласиться с тем, что, ориентируясь только на внутренние отношения, субъекты кластера рискуют не только потерей  самостоятельности, но и, в случае выхода из кластера, отсутствием надежных экономических агентов.
   Синдром самодостаточности, на мой взгляд, является острой проблемой кластеризации. Кластеры, будучи формой повышения конкурентоспособности, подразумевают в большинстве  случаев крупную научную деятельность, создание новых технологий, инновационность  в целом. Синдром самодостаточности, однако же, тормозит, если совсем не останавливает, научную деятельность кластера, а  это, в свою очередь, есть торможение технического прогресса.
   Таким образом, выявлены основные недостатки кластеризации, устранение которых  должно стать значимой частью кластерной политики любого региона или страны в целом.
 

   
    АДАПТАЦИЯ МЕТОДОВ КЛАССИФИКАЦИИ  К ЗАДАЧАМ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ.
     Часто в экономических исследованиях  возникает задача анализа неоднородных в некотором смысле данных. Так, например, исследуя зависимость спроса от цены товара, взяв для исследования данные за 1992 и 1997 гг., мы получим следующую зависимость: увеличение цены приводит к росту спроса на товар. Такая зависимость не соответствует реальным экономическим процессам. С чем связана полученная ошибка? Ответ состоит в том, что мы не учли инфляционные процессы в стране, произошедшие за этот период времени и, соответственно, повысившуюся цену на товар.
   В таких случаях, прежде чем переходить к построению регрессионных моделей, необходимо выделить однородные группы объектов и уже внутри каждой группы строить регрессионные зависимости. В данном случае необходимо было рассматривать  два уравнения, описывающих развитие процесса в 1992 и 1997 гг., раздельно.
      Основные методы кластерного анализа
   В статистических исследованиях группировка  первичных данных является основным приемом решения задачи классификации, а поэтому и основой всей дальнейшей работы с собранной информацией.
   Традиционно эта задача решается следующим образом. Из множества признаков, описывающих  объект, отбирается один, наиболее информативный  с точки зрения исследователя, и  производится группировка в соответствии со значениями данного признака. Если требуется провести классификацию  по нескольким признакам, ранжированным  между собой по степени важности, то сначала производится классификация  по первому признаку, затем каждый из полученных классов разбивается  на подклассы по второму признаку и т.д. Подобным образом строится большинство комбинационных статистических группировок.
   В тех случаях, когда не представляется возможным упорядочить классификационные  признаки, применяется наиболее простой  метод многомерной группировки  – создание интегрального показателя (индекса), функционально зависящего от исходных признаков, с последующей  классификацией по этому показателю.
   Развитием этого подхода является вариант  классификации по нескольким обобщающим показателям (главным компонентам), полученным с помощью методов  факторного или компонентного анализа.
   При наличии нескольких признаков (исходных или обобщенных) задача классификации  может быть решена методами кластерного анализа, которые отличаются от других методов многомерной классификации отсутствием обучающих выборок, т.е. априорной информации о распределении генеральной совокупности, которая представляет собой вектор Х.
   Различия  между схемами решения задачи по классификации во многом определяются тем, что понимают под понятием «сходство» и «степень сходства».
   После того как сформулирована цель работы, естественно попытаться определить критерии качества, целевую функцию, значения которой позволят сопоставить  различные схемы классификации.
   В экономических исследованиях целевая  функция, как правило, должна минимизировать некоторый параметр, определенный на множестве объектов (например, целью  классифицировать оборудования может  явиться группировка, минимизирующая совокупность затрат времени и средств  на ремонтные работы).
   В случаях, когда формализовать цель задачи не удается, критерием качества классификации может служить  возможность содержательной интерпретации  найденных групп.
   Рассмотрим  следующую задачу. Пусть исследуется  совокупность n объектов, каждый из которых  характеризуется по k замеренным на нем признакам Х. Требуется разбить эту совокупность на однородные в некотором смысле группы (классы).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.