На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Источник права. Понятие и виды

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ
 ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 

Источник  права: понятие и виды 
 

              Контрольную работу по курсу  «Правоведение»
              выполнил студент 2-го курса 
              факультета ИИС  и ВТ
              специальности 230101.65
              Лебедева Ольга  Сергеевна
              Шифр 0401061033
              Работа сдана  «08» апреля 2012 г.
              Проверила: Нечуйкина Елизавета Викторовна

 
 
 
 
 
 
Санкт-Петербург, 2012
Содержание:
       Введение
       1 Понятие источника права
       2 Виды источников права
       2.1 Правовой обычай
       2.2 Правовой прецедент
       2.3 Нормативно-правовой акт
       2.4 Нормативный договор
       3 Правовая доктрина, как источник  права
       Заключение
       Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
       В теории государства и права до сих пор нет единого понимания  источника права, а также существует проблема соотношения понятий «источник права» и «форма права». Известный советский юрист С.Ф. Кечекьян писал, что понятие «источник права» «принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Нет не только общепринятого определения этого понятия, но даже спорным является самый смысл, в котором определяются слова «источник права». Считается, что термин «источник права» первым в научный оборот ввел римский историк Тит Ливий, который назвал Законы XII таблиц источником всего публичного и частного права. По мнению В.М. Баранова, слово «источник» в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права.
       Ключевая  категория правоведения, источник права, традиционно является одной из самых  дискуссионных. В литературе подчеркивается значимость исследования вопросов, касающихся источников права, так как представления о них являются своего рода отправной точкой в процессе познания права.
       Каждое  государство наряду с общими для  всех признаками (суверенитет, налоги, территория, армия, государственный язык, символы государства и т.д.) имеет ряд черт, характерных только для них. Это не следует рассматривать как противопоставление другим государствам. Такая индивидуализация является своего рода его визитной карточкой. Подобное мы можем наблюдать в различных сферах общественной и государственной жизни: в экономике, культуре, идеологии, менталитете населения, традициях.
       Например, руководство Китая на многочисленные упреки со стороны мирового сообщества и лидеров отдельных государств о недемократичности применяемых ими методов государственного управления неизменно отвечает, что занимается государственным строительством с учетом «китайской специфики».
       Специфика проводимой государством политики в  той или иной сферах проявляется  в особенностях источников, при помощи которых формируется национальная система права. В зависимости от способа закрепления и «среды обитания», в которых должны действовать нормы права, выделяют следующие виды его источников: правовой обычай, прецедент, международное право, нормативный правовой акт, нормативный договор.
       В данной работе мы постараемся их рассмотреть более подробно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие источника  права
       Говоря  об источниках права, следует помнить, что право получило свое название от выражения «юстиция», т.е. «правда, справедливость». Различают естественное и позитивное право.
       1. Естественное право, т.е. правила  поведения, вытекающие из свободной  воли как естественного состояния  человека и призванные служить  мерилом и руководством для  положительного законодательства, образцом его усовершенствования.
       2. Позитивное право, т.е. правила  поведения, определяемые государством  и облекаемые в определенную  форму.
       Право всегда социально обусловлено. Принято  выделять три основных вида такой  обусловленности:
       - юридическая форма придается  уже сложившимся общественным  отношениям. Их содержание составляют  взаимные права и обязанности  сторон, т.е. реально возникшие  правоотношения. Это имеет место  прежде всего в экономической  сфере;
       - на основе познания прогрессивных тенденций общественного развития государство может закрепить или признать в источниках права еще полностью не сложившиеся отношения, тем самым активно способствуя их становлению и утверждению в общественной жизни;
       - непосредственной основой возникновения права служит также юридическая практика.
       Универсальный характер права как регулятора разнообразных  общественных отношений предполагает широкий спектр источников его формирования. Условно их принято подразделять на:
       1. Источники права в материальном  смысле. К ним относят: способы производства материальной жизни, материальные условия жизни общества, систему хозяйственно-экономических связей, признаваемые государством формы собственности.
       2. Источники права в идеальном  смысле. Под этим видом источников  понимается правовое сознание, признаваемое личностью, обществом и государством.
       3. Источники права в юридическом  смысле, т.е. форма выражения объективизации  государственной воли, которой придается  нормативный характер.
       Таким образом, право имеет своим источником (в широком смысле этого слова) общественные отношения, объективная потребность в регулировании которых возникает в жизни конкретного общества и должна быть осознана законодателем, т.е. пройти через его правосознание. Под источником права понимают материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле); основание юридической обязательности норм (источник права в формальном и юридическом смысле); материалы, посредством которых мы познаем право (источники познания права). Кроме того, ряд отечественных и зарубежных ученых выделяют исторические источники права, имея в виду вклад права конкретного государства в создание какой-либо правовой системы.
       Высказываются мнения о том, что для преодоления  трудностей, связанных с неоднозначностью понимания, нужно либо отказаться от данного понятия и заменить его другим, более совершенным, либо договориться о придании ему однозначного смысла в результате своего рода «соглашения» между учеными. В отечественной науке использовались оба эти способа. Так, в 60-х годах предлагалось заменить понятие «источник права» понятием «форма права», которая, по мнению сторонников этой идеи, позволяет вести исследования права более глубоко и всесторонне. Эта позиция, однако, не получила широкой поддержки. В отраслевых юридических науках термин «источники права» сохранил свое значение. Со временем и в теории права происходит восстановление старого понятия.
       Второй  способ сводился к тому, что при  употреблении термина «источники права» имели в виду лишь юридический  аспект. Поэтому весьма распространено использование выражения «источники (формы) права». Отдельные авторы для достижения большей четкости предлагают обозначить термином «источники права» источники права в материальном смысле, а юридические источники права (источники права в формальном смысле) назвать источниками правовых норм.
       Английский  ученый К. Эллен определяет источник права как деятельность, посредством  которой нормы поведения приобретают  характер права, становясь объективно определенными, постоянными и, прежде всего, обязательными.
       Профессор В.Е. Чиркин считает, что в некоторых  традиционных правовых системах развивающихся  стран понятия «источник права» и «форма права» не совпадают. В обычном  праве ряда американских племен в  качестве формы права выступают, как правило, устные обычаи, превращаемые в правовые нормы в результате санкционирующей деятельности государства, которая таким образом служит источником права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Виды источников  права 

2.1 Правовой обычай
       Этот  вид источника права является наиболее древним. Он возник одновременно с государством и на первых этапах социального развития был основным. Обычаи являются наиболее важными союзниками государственной власти. Они возникают, развиваются и становятся необходимыми для определенной части граждан на протяжении длительного исторического развития. Определенная часть из них перестает соответствовать потребностям общества и утрачивает свое значение, «уступая дорогу» другим, более востребованным.
       Правовой  обычай - это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательной нормы поведения. Выделяют следующие виды правовых обычаев: прогрессивные, консервативные, реакционные. Государство санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат проводимой им политике, а также со сложившимися нравственными основами образа жизни.
       Как источники права правовые обычаи характеризуются следующими особенностями:
       - носят локальный характер;
       - тесно взаимодействуют с другими социальными нормами и, в частности, с религиозными (в Индии обычное право входит в структуру индусского права);
       - их основные сущностные черты  нередко отражаются в пословицах, афоризмах и поговорках;
       - их применение обеспечивается  санкцией государства;
       - отличаются консервативным характером, придавая обязательный характер  общественным отношениям, сложившимся  в результате длительной общественной  практики.
       По  мнению Р. Давида, действие правового  обычая возможно при наличии следующих  трех условий: признание его в качестве правового общностью, в которой он сложился; наличие определенного «возраста» обычая; обычай не должен противоречить публичному порядку и добрым нравам либо должен быть разумным.
       В целом в современной правовой науке отсутствует единое понимание обычая как источника права, и даже в правовой доктрине одной и той же страны сложно найти разные определения правового обычая. 

2.2 Правовой прецедент
       Прецедент - это увековеченный принцип.
       Под прецедентом принято понимать характер поведения субъекта (субъектов) права в конкретной ситуации, которое рассматривается как образец поведения для других в аналогичных обстоятельствах.
       Правовой  прецедент - это решение по конкретному  делу, которому государство придает  силу общеобязательного в последующих  спорах.
       Судебный  прецедент является весьма распространенной формой права в современном мире. Юридическая практика в целом  и судебная практика в частности  фактически получили значение источника  права еще в Древнем Риме, поскольку  ряд институтов римского права складывался именно в ходе судебной практики. В отечественной науке судебный прецедент как источник права отрицался. Назначение судебной практики признавалось как средство формирования правосознания юристов, являющегося личностным механизмом разрешения юридически значимых дел. Иными словами, судебная практика рассматривалась как определенная идеология.
       Судебный  прецедент - источник права, в наибольшей мере раскрывающий своеобразие англосаксонской  правовой системы. Возникший в Англии и распространившийся в десятках стран мира, он повсеместно остается в основе своей английским, хотя, конечно, и отражает специфику местных условий и британской колониальной политики.
       Условием  действия системы прецедентов является наличие источников информации о  прецедентах, т.е. судебных отчетов. Об их важности свидетельствует тот факт, что доктрина обязательности прецедента сложилась в современном виде лишь в середине XIX века, когда запись судебных отчетов стала цельной системой.
       Доктрина  прецедента обусловливает особую роль суда в формировании и развитии права. Если на европейском континенте судьи лишь применяют правовые нормы, то в условиях прецедентного, или общего, права вынося решения или приговор, они одновременно объявляют или создают право, т.е. выступают в роли законодателей. Альтернатива - «объявляют или создают» - объясняется неодинаковой природой судебных прецедентов. Одни из них (деклараторные) повторяют уже существующие нормы права или дают их толкование. Другие (креативные) - восполняют пробелы законодательства и создают таким образом новую норму.
       Исследователи отмечают, что, говоря о соотношении  прецедента и закона, необходимо учитывать  по меньшей мере три фактора:
       - утрату прецедентом со второй  половины XIX в. своего верховенства  в правовой системе;
       - неоднозначность «взаимоотношений» закона и прецедента, ибо приоритетом обладает закон по отношению к прецеденту, поскольку последний может быть отменен нормой закона, и судебный прецедент по отношению к закону, что вытекает из обязанностей суда толковать акты парламента, при этом лишь нормы законодательства, получившие судебное истолкование, считаются частью общего права;
       - надгосударственный характер общего  права, действующего в большой  группе англоязычных стран.
       В странах общего права судебный прецедент  действует лишь на определенную ограничивающую дату. Неодинакова и степень строгости в следовании правилу прецедента.
       В Великобритании, например, правила  прецедента раскрываются в следующих  основных положениях:
       - решения, вынесенные высшей судебной  инстанцией - палатой лордов, составляют обязательные прецеденты для всех судов;
       - решения, принятые Апелляционным  судом, состоящим из двух отделений  - гражданского и уголовного, обязательны  для всех нижестоящих судов  и (кроме уголовного права)  для самого этого суда;
       - решения, принятые Высоким судом, обязательны для низших судов и, не будучи строго обязательными, имеют весьма важное значение и обычно используются как руководство различными отделениями Высокого суда и Судом Короны, который был создан в 1971 г. для рассмотрения особо тяжких уголовных преступлений.
       В США правила прецедента не действуют  так жестко. Верховный суд США  и верховные суды штатов могут  менять свою практику. Прецедент действует  лишь в пределах судебной системы  конкретного штата в силу их независимости. С определенной долей условности можно считать, что в США существует 51 система права - 50 в штатах и одна федеральная.
       С середины XX в. прецедент как источник права стал применяться в романо-германской правовой семье, в семье социалистического  права (применительно к арбитражной практике), и можно сказать, что начинает пробивать себе дорогу в российской правовой системе (полномочия Конституционного Суда РФ).
       С учетом особенностей действия судебного  прецедента во времени выделяются три  варианта его применения:
       - новый прецедент применяется только к правоотношениям, возникшим после его принятия (перспективное действие прецедента);
       - новый прецедент может применяться  не только к правоотношениям,  возникшим после его принятия, но и к фактам дел, находящихся  в производстве ранее (настоящее перспективное действие прецедента);
       - новый прецедент может применяться  не только к правоотношениям,  возникшим после, но и до  его принятия (ретроспективное действие). В этом случае наблюдается  обратная сила прецедента. 

2.3 Нормативно-правовой акт
       Нормативный правовой акт - установленный государством акт, содержащий общие правила поведения (норма права). Данная форма права  известна всем обществам. По юридической  силе нормативные акты делятся на законы и подзаконные акты.
       Постановление Пленума Верховного Суда РФ дает следующее определение нормативного правового акта - «изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом».
       Подзаконный нормативный правовой акт - это документ, издаваемый в соответствии с законом и ему не противоречащий, содержащий нормы права, конкретизирующие, детализирующие и организационно обеспечивающие действие закона. Он является понятием собирательным и представляет собой иерархию актов, начиная от высших представительных органов, Президента, Правительства и кончая актами местных органов власти и управления. В федеративном государстве необходимо также различать подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти и субъектов Федерации. 

2.4 Нормативный договор
       Значимость  нормативного договора как одного из источников определяется тем, что право  по своей сути, за незначительным исключением, «договаривается» с субъектами права  о характере юридически значимого  поведения в обществе в той или иной ситуации по различным поводам. Такое понимание права зародилось еще в античности. Римские юристы согласие народа считали универсальным правообразующим фактором. Это нашло свое отражение в доктрине естественного права, признавающей договор в качестве единственного правомерного источника позитивного права. В то же время сторонники естественно-правовой школы договор рассматривали как фактический, но не юридический источник, как средство добровольного самоограничения свободной личности.
       Нормативный договор - соглашение двух или более  сторон, устанавливающее, изменяющее или  отменяющее правовые нормы в пределах их компетенции. Такие договоры бывают внутригосударственными и международными. Они могут содержаться в нормах права, принимаемых международными организациями различного вида: универсальных (ООН), региональных (Совет Европы), специализированных (МАГАТЭ, ВОЗ, ВТО).
       Для нормативных договоров как особых видов договоров характерны следующие  основные черты:
       - предназначены регулировать наиболее устойчивые и типичные виды общественных отношений;
       - заключаются в публичных интересах  для достижения общественно полезных  целей;
       - охватывая широкий круг общественных  отношений, они носят комплексный  характер и могут выступать  в качестве самостоятельных источников права;
       - распространяют свое действие  на формально неопределенный  круг лиц;
       - рассчитаны на неоднократное  применение;
       - как правило, не имеют фиксированного  срока действия (если речь идет  о временной передаче полномочий, то нормативный договор носит устанавливаемый в определенных рамках временный характер);
       - содержащиеся в них требования  обязательны для исполнения;
       - продолжают свое общее действие  независимо от возникновения  или прекращения предусмотренных  ими конкретных правоотношений;
       - содержат правила поведения, юридически  значимые не только для непосредственных  участников договорных отношений  (внутреннее юридическое воздействие), но и для иных лиц (внешнее  юридическое воздействие);
       - при возникновении спорных ситуаций, связанных с их исполнением, предусматривается специальная процедура разрешения юридического конфликта, связанная с определением уполномоченных субъектов (Конституционный Суд РФ, подобные суды в субъектах Российской Федерации - конституционные или уставные).
       Федеративные государства, как правило, строятся на основе договора между федеральной властью и субъектами федерации. Они регулируют предметы ведения сторон и их полномочия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Правовая доктрина, как источник права
       Доктрина, или юридическая наука, - это изложение правовых принципов, правил поведения в трактатах, трудах авторитетных представителей юридической науки и практики, которым придается общеобязательное значение. Доктрина как источник права признавалась в Древнем Риме. Римские юристы, авторитет которых был чрезвычайно высок, имели право давать разъяснения, которые были обязательны для судов. В период средневековья такую же роль играли работы глоссаторов. А в XIX в. Российский Правительствующий Сенат цитировал в своих актах труды отечественных цивилистов. В настоящее время доктрина признается как источник права в Англии. Суды при рассмотрении дел ссылаются на трактаты юристов. А в мусульманском праве доктрина признается как важнейший источник права. Например, в законодательстве некоторых стран (Египет, Ливан, Сирия, Судан) судьи при рассмотрении семейных дел применяют «наиболее предпочтительные выводы толка Абу Ханифы.
       В современном российском законодательстве и в теории права в формальном юридическом смысле доктрина не признается источником права, а в широком смысле - признается. Комментарии к законодательству ведущих ученых - юристов и практиков, хотя и не являются официальным источником права, но используются юристами в правоприменительной практике для разъяснения положений нормативно-правовых актов. Правовая наука имеет большое значение для развития юридической практики, правильного толкования закона, совершенствования законодательства. Опыт мировой правоприменительной практики свидетельствует, что значение и роль правовой науки растут. Многие ее разработки активно внедряются в реализацию права.
       Роль  научной доктрины в российском праве  явно недооценивается. Можно встретить  мнения, что она носит чисто  теоретический, прогностический, прикладной, рекомендательный, условный характер. Нормативно-правовое и правоприменительное значение доктрины отрицается, так как она не является источником российского права. Однако рассмотрение и разрешение судьями дел о защите деловой репутации заставляет задуматься над обратным.
       Безусловно, доктрина в качестве источника права ассоциируется прежде всего с мусульманским правом, а также англо-американской правовой семьей. Например, в мусульманском праве она связана с иджмой, а в англо-американской правовой семье - с научными трудами и высказываниями авторитетных ученых-юристов. Свойствами правовой доктрины как источника права являются достоверность, обоснованность, общепринятость, гибкость, доступность для субъектов права и правоприменителей, авторитетность, добровольность действия, индивидуальность, прогностические и регулятивные качества. Правовая доктрина обладает рядом недостатков - абстрактность и обобщённость языка, опасность отражения правовой доктриной узкосоциальных интересов и корпоративных притязаний, рационализмом и возможными ошибками в осмыслении права.
       От  других источников права правовую доктрину можно отграничить по следующим критериям: по форме выражения правовая доктрина выступает неписаным источником права, тогда как нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор имеют письменное выражение; создателями правовой доктрины выступают лица, сведущие в праве, знатоки права, в то время как нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор, юридический прецедент, судебная практика формируются органами государственной власти, а правовой обычай складывается в фактической жизни всего общества; правовой доктрине присущ абстрактный, общий характер в отличие от казуистичности, конкретности судебной практики, правового прецедента и правового обычая; правовая доктрина, как и правовой обычай, реализуется субъектами права добровольно, на основе убеждения в авторитетности, общепринятости докринальных положений, тогда как иные источники права соблюдаются преимущественно пол угрозой применения мер государственного принуждения; правовая доктрина складывается целенаправленно корпорацией юристов, а правовой обычай формируется стихийно обществом; процесс создания правовой доктрины носит длительный характер и не подчиняется процессуальным правилам; правовая доктрина отличается своеобразными способами приобретения общеобязательности - признанием государством в нормативно-правовых актах обязательности определённых идей или работ юристов, применение судебными органами трудов знатоков права в качестве правовой основы дела при принятии решений, фактическом действии правовой доктрины в силу её соблюдения субъектами права.
       Правовая  доктрина впервые как официальный  источник права оформилась в Древнем  Риме в силу необходимости устранения противоречий, неопределённости правовых норм, пробелов в позитивном праве, познании, обработки и издании  обычаев и законов Рима, а также обеспечении защиты порядка в общественной жизни путём соблюдения в правоприменительном процессе соответствующих формальных и ритуальных правил, неизвестных субъектам права.
       Изучение  истории различных правовых систем мира позволяют сформулировать универсальные закономерности возникновения и эволюции правовой доктрины. Во-первых, признание государств
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.