На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Направления совершенствования механизма формирования федерального бюджета

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

 

Оглавление 

Введение  3
ГЛАВА 1. Бюджет как экономическая категория 5
1.1. Социально-экономическая сущность и функции федерального бюджета 5
1.2. Роль Федерального бюджета в финансовых планах страны 8
1.3. Нормативно-правовое регулирование государственного бюджета. 10
ГЛАВА 2. Анализ Федерального бюджета на 2008 - 2010 г.г. 20
2.1. Общая характеристика Федерального бюджета 20
2.2. Анализ состава и структуры доходов Федерального бюджета 23
ГЛАВА 3. Направления совершенствования механизма формирования федерального бюджета 43
3.1. Формирование и использование нефтегазовых доходов Федерального бюджета 43
3.2. Пути укрепления доходной части базы Федерального бюджета 45
Заключение. 48
Список использованных источников. 51 
 
 

 


     Введение

     Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который  воспринимается как важнейший юридический  закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству  для удовлетворения его объективных  потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджетный  кодекс дает такое определение бюджета: бюджет – форма образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.
     Данная  курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, его роли в  системе финансовых планов и путям  сокращения дефицита. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:
    рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
    показать его роль в системе финансовых планов страны;
    проанализировать структуру федерального бюджета за 1997-1999 гг., то есть рассмотреть его доходы и расходы, проследить изменения в них и выявить причины изменений;
    дать определение дефицита федерального бюджета и рассмотреть пути его сокращения, используемые в России.
        Исходя из данных задач, можно  наметить следующий план работы. Первая глава будет посвящена  теории, то есть в ней я рассмотрю  понятие бюджета, его сущность, основные функции, его роль  в финансовых планах страны, а  также теоретически дефицит федерального  бюджета и классические пути  его сокращения.
     Во  второй главе и третье главе  я  остановлюсь на практике, то есть анализе  доходов и расходов федерального бюджета в 1997-1999 гг. и путях сокращения   его дефицита, используемых в России.
 

    Бюджет  как экономическая  категория
      Социально-экономическая  сущность и функции  федерального бюджета
     В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы  государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и  их расходование.
     Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий  год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – Федеральным Собранием.
     Федеральный бюджет России – главное звено  бюджетной системы. Он выражает экономические  денежные отношения, опосредствующие  процесс образования и использования  централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается  и утверждается Федеральным Собранием  РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности  и частично доходы населения. Они  направляются на финансирование народного  хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение  государственного долга, создание государственных  материальных и финансовых резервов и др.
     Централизация средств имеет важное экономическое  и политическое значение, поскольку  мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в  жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать  ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального  развития, осуществлять единую экономическую  и финансовую политику на территории страны.
     При переходе к рыночной экономике государственный  бюджет сохраняет свою важную роль. Но методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений изменяются.
     Основными функциями бюджета  являются:
     перераспределение национального дохода и ВВП;
     государственное регулирование и стимулирование экономики;
     финансовое  обеспечение социальной политики;
     контроль  за образованием и использованием централизованного  фонда денежных средств.
    Федеральный бюджет – основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП [17,стр.147]. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области.
       В условиях перехода к рыночным  механизмам средства государственного  бюджета прежде всего должны  направляться на финансирование  структурной перестройки экономики,  ускорение социального развитие  и социальную защищенность наименее  обеспеченных слоев населения.
     В современных условиях  наиболее приоритетными  выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры  общественного производства, улучшению  пропорций, более эффективному использованию  государственных средств.
    Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.
    Большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств.  В социальной политике приоритеты – поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры.
    Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.
    Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.
    В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании усиливается. [17, стр.150].  Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.
     Некоторые авторы, например, Романовский М.В., выделяют еще две функции. Образование бюджетного фонда. Эту функцию выполняют бюджетные доходы, включающие: налоги с доходов хозяйствующих субъектов, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег. Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением.
     Вторая  функция – использование бюджетного фонда – принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем структура бюджетных доходов. Изменение соотношения между расходами на военные и социальные нужды в пользу первых отчетливо свидетельствует о тенденции спада экономического производства.
     Таким образом, структура бюджетных доходов  и расходов, в которой проявляется  сущность бюджета любого государства, находит свое отражение в бюджетном плане.
      Роль  Федерального бюджета  в финансовых планах страны
     По  своей внешней форме Федеральный  бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его  доходы, расходы, движение решающей части  централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального  дохода, главенствующее положение в  системе финансовых планов, а также особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через Федеральный бюджет перераспределяется половина (иногда и больше) национального дохода, около ? всех денежных средств. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны.
     Федеральный бюджет доминирует в общей системе  финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов  и звеньев хозяйства, регламентирует на текущий период их финансовые взаимоотношения  с государством. Не случайно в финансовых планах предприятий, фирм, их вышестоящих  организаций прогнозируются платежи  в бюджет и ассигнования из бюджета. Еще более точно увязаны финансовые планы (сметы) учреждений непроизводственной сферы с основным финансовым планом государства, поскольку бюджетные  ресурсы являются основным источником финансирования их расходов. Определенная связь существует между бюджетом и планами банков, других кредитных  учреждений, которые, являясь плательщиками  налогов, планируют налоговые платежи, а в качестве ресурсов кредитования – временно свободные средства бюджета.
     В процессе составления основного  финансового плана государства  Федеральный бюджет материализуется  – воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций  и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные  нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован  уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.
     Однако  форма и материальное воплощение – лишь внешние признаки Федерального бюджета, глубинную суть составляют экономические отношения. В процессе перераспределения национального дохода, образования доходов и расходов бюджета возникают определенные финансовые отношения между участниками данного процесса. Их специфика обусловлена экономической природой бюджета, его формой, материальным содержанием и особым общественным  назначением.
     Федеральный бюджет как экономическая категория  характеризует совокупность объективных  денежных отношений, возникающих при  образовании, расходовании и использовании  основного централизованного фонда  денежных средств государства. Для  их прогнозирования разрабатывается  основной финансовый план, который  выполняется в процессе аккумуляции  части национального дохода, его  перераспределения на общегосударственные  нужды.
     Поэтому при раскрытии понятия «Федеральный бюджет» целесообразно отразить одновременно три его важнейшие  характеристики: форму, материальное содержание и экономическую природу-сущность. Так, Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств. [16, стр.279]     
      Нормативно-правовое регулирование государственного бюджета.
 
     Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации  и местные бюджеты.
     В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган  имеет собственные задачи и действует  в пределах закрепленных за ним полномочий. Органом денежно-кредитного регулирования является Банк России.
     Органами  государственного или  муниципального финансового  контроля являются:
     - Счетная палата Российской Федерации; 
     - контрольные и финансовые органы  исполнительной власти;
     - контрольные органы законодательных  (представительных) органов субъектов  Российской Федерации и представительных  органов местного самоуправления.[1, ст. 151]
     Участниками бюджетного процесса являются:
     1) Президент Российской Федерации; 
     2) органы законодательной (представительной) власти;
     3) органы исполнительной власти (высшие  должностные лица субъектов Российской  Федерации, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие  сбор доходов бюджетов, другие  уполномоченные органы);
     4) органы денежно-кредитного регулирования; 
     5) органы государственного и муниципального  финансового контроля;
     6) государственные внебюджетные фонды; 
     7) главные распорядители и распорядители  бюджетных средств; 
     8) иные органы, на которые законодательством  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации возложены  бюджетные, налоговые и иные  полномочия. [1, ст.152]
     Бюджетное послание Президента Российской Федерации направляется Федеральному Собранию Российской Федерации не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.
     В Бюджетном послании Президента Российской Федерации определяется бюджетная политика Российской Федерации  на очередной финансовый год и  плановый период. [1, ст. 170]
     Органы, осуществляющие составление  проектов бюджетов:
     1. Составление проектов  бюджетов - исключительная прерогатива  Правительства Российской Федерации,  высших исполнительных органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и местных  администраций муниципальных образований.
     2. Непосредственное  составление проектов бюджетов  осуществляют Министерство финансов  Российской Федерации, финансовые  органы субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований. [1, ст. 171] 

     Порядок и сроки составления  проектов бюджетов: 

     1. Порядок и сроки  составления проекта федерального  бюджета и проектов бюджетов  государственных внебюджетных фондов  Российской Федерации устанавливаются  Правительством Российской Федерации  с соблюдением требований, установленных  настоящим Кодексом.[1, ст.184]
     Согласование  показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, бюджетных  проектировок на очередной финансовый год и плановый период и показателей  сводного финансового баланса Российской Федерации осуществляется комиссией, создаваемой в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации.
     Внесение  Министерством финансов Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете  и уполномоченным органом проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в Правительство  Российской Федерации осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения проектов указанных законов в Государственную  Думу.
     2. Порядок и сроки составления  проектов бюджетов субъектов  Российской Федерации и проектов  бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов устанавливаются  высшими исполнительными органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации с соблюдением требований, устанавливаемых настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
     3. Порядок и сроки составления  проектов местных бюджетов устанавливаются  местными администрациями с соблюдением  требований, устанавливаемых настоящим  Кодексом и муниципальными правовыми  актами представительных органов  муниципальных образований.
     4. В законе (решении) о бюджете  должны содержаться основные  характеристики бюджета, к которым  относятся общий объем доходов  бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета.[1,ст.184]
     5. В законе (решении) о бюджете  должны содержаться нормативы  распределения доходов между  бюджетами бюджетной системы  Российской Федерации в случае, если они не установлены бюджетным  законодательством Российской Федерации.
     6. Законом (решением) о бюджете устанавливаются:
     перечень  главных администраторов доходов  бюджета;
     перечень  главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
     распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и  видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре  расходов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
     общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных  обязательств;
     объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и (или) предоставляемых  другим бюджетам бюджетной системы  Российской Федерации в очередном  финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде);
     общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов в случае утверждения бюджета  на очередной финансовый год и  плановый период на первый год планового  периода в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов бюджета, на второй год планового периода в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов бюджета;
     источники финансирования дефицита бюджета, установленные  статьями 94 (в случае принятия федерального бюджета с дефицитом), 95 и 96 настоящего Кодекса на очередной финансовый год (очередной финансовый год и  плановый период);
     верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга и (или) государственного внешнего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным  финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового  периода), с указанием в том  числе верхнего предела долга  по государственным или муниципальным  гарантиям;
     иные  показатели федерального бюджета и  бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета  субъекта Российской Федерации и  бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов, местного бюджета, установленные соответственно настоящим  Кодексом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.
     7. В случае утверждения бюджета  на очередной финансовый год  и плановый период проект закона (решения) о бюджете утверждается  путем изменения параметров планового  периода утвержденного бюджета  и добавления к ним параметров  второго года планового периода  проекта бюджета.
     Изменение параметров планового периода федерального бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  осуществляется в соответствии с  настоящим Кодексом.
     Изменение параметров планового периода бюджета  субъекта Российской Федерации и  бюджета территориального государственного внебюджетного фонда осуществляется в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, изменение параметров планового периода местного бюджета осуществляется в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.
     Изменение показателей ведомственной структуры  расходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета осуществляется путем  увеличения или сокращения утвержденных бюджетных ассигнований либо включения  в ведомственную структуру расходов бюджетных ассигнований по дополнительным целевым статьям и (или) видам  расходов соответствующего бюджета.
     8. Под условно утверждаемыми (утвержденными)  расходами понимаются не распределенные  в плановом периоде по разделам, подразделам, целевым статьям  и видам расходов в ведомственной  структуре расходов бюджета бюджетные  ассигнования.
     9. Законом (решением) о бюджете может  быть предусмотрено использование  доходов бюджета по отдельным  видам (подвидам) неналоговых доходов,  предлагаемых к введению (отражению  в бюджете) начиная с очередного  финансового года, на цели, установленные  законом (решением) о бюджете,  сверх соответствующих бюджетных  ассигнований и (или) общего  объема расходов бюджета. 

     Внесение  проекта федерального закона о федеральном  бюджете на очередной  финансовый год в  Государственную  Думу: [1, ст. 185] 

      Правительство  Российской Федерации, высшие  исполнительные органы государственной  власти субъектов Российской  Федерации, местные администрации  муниципальных образований вносят  на рассмотрение законодательного (представительного) органа соответственно  проект федерального закона о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый  период и проекты федеральных  законов о бюджетах государственных  внебюджетных фондов Российской  Федерации на очередной финансовый год и плановый период в сроки, установленные настоящим Кодексом, проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) и проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации, но не позднее 15 октября текущего года, проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.
       Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится в Государственную Думу одновременно со следующими документами и материалами:
     - основными направлениями  бюджетной и налоговой политики  на очередной финансовый год;
     - прогнозом социально-экономического  развития Российской Федерации  на очередной финансовый год  и плановый период;
     - оценкой ожидаемого  исполнения федерального бюджета  за текущий финансовый год;
     - пояснительной запиской  к проекту федерального закона  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год;
     - перечнем публичных  нормативных обязательств, подлежащих  исполнению за счет средств  федерального бюджета, и расчетами  по ним на очередной финансовый  год и плановый период;
      - отчетами о реализации  долгосрочных целевых программ;
     - проектами программ  государственных внутренних и  внешних заимствований Российской  Федерации на очередной финансовый  год и плановый период;
     - сведениями о  размере и структуре долга  иностранных государств перед  Российской Федерацией по состоянию  на конец отчетного финансового  года по видам долговых обязательств  и заемщикам.
      Центральный банк  Российской Федерации до 26 августа  текущего года представляет в  Государственную Думу проект  основных направлений единой  государственной денежно-кредитной  политики на очередной финансовый  год.
     Предварительно указанный  проект направляется Президенту Российской Федерации и в Правительство  Российской Федерации. [1, ст. 192]
     Проект  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы или  в период парламентских каникул  Председателем Государственной  Думы в Совет Федерации, другим субъектам  права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.
     Совет Государственной  Думы направляет проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год в  Комитет по бюджету и определяет комитеты - соисполнители по рассмотрению отдельных разделов и подразделов  проекта федерального бюджета.
     Комитетом-соисполнителем при рассмотрении основных характеристик  федерального бюджета является комитет, ответственный за рассмотрение прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и  плановый период.
     Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в трех чтениях.
     1. При рассмотрении  Государственной Думой проекта  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый  год в первом чтении, обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития РФ, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем ВВП и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики.
     По  итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном  бюджете год принимается постановление  Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. [1, ст.203]
      2. Рассмотрение во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период:
     1) Государственная  Дума рассматривает проект федерального  закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год  во втором чтении в течение  35 дней со дня его принятия  в первом чтении.
     2) Предметом рассмотрения  проекта федерального закона  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый  период во втором чтении являются:
     - приложение к  федеральному закону о федеральном  бюджете на очередной финансовый  год, устанавливающее перечень  главных администраторов доходов  федерального бюджета;
     - бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных  в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов) по разделам, подразделам, целевым статьям  расходов федерального бюджета  на очередной финансовый год,  приложение к федеральному закону  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год, устанавливающее  распределение между субъектами  Российской Федерации межбюджетных  трансфертов на очередной финансовый  год и плановый период;
     - программа государственных  внутренних заимствований Российской  Федерации на очередной финансовый  год;
     - программа государственных  внешних заимствований Российской  Федерации на очередной финансовый  год и плановый период;
      - приложение к  федеральному закону о федеральном  бюджете на очередной финансовый  год и плановый период по  долгосрочным целевым программам  с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение  указанных программ на очередной  финансовый год и плановый  период. [1, ст. 205]
      3) Рассмотрение в третьем чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период:
      Государственная  Дума рассматривает в третьем  чтении проект федерального закона  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый  период в течение 15 дней со  дня принятия указанного законопроекта  во втором чтении.
     При рассмотрении в  третьем чтении утверждаются ведомственная  структура расходов федерального бюджета  на очередной финансовый год и  ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и  второй годы планового периода. Для  рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом. [1,ст. 207]
     Секретные статьи федерального бюджета:
      1. Секретные статьи  федерального бюджета рассматриваются  на закрытом заседании палат  Федерального Собрания Российской  Федерации. Материалы к секретным  статьям федерального бюджета  рассматриваются исключительно  председателями палат Федерального  Собрания Российской Федерации  и специальными комиссиями палат.
      2. Принятие специальных  секретных программ и включение  их в состав тех или иных  расходов федерального бюджета  осуществляется по представлению  Президента Российской Федерации. [1, ст. 209]
 


    Анализ  Федерального бюджета  на 2008 - 2010 г.г.
      Общая характеристика Федерального бюджета
 
     Федеральный бюджет — составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства. В РФ государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами.
     Бюджет 2010 года спланирован исходя из прогнозируемого  объема ВВП в размере 43 187,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 10 процентов. Поступления в доходную часть федерального бюджета 2010 года спланированы в сумме 6 950 млрд. рублей (в 2009 году - 6 713,82 млрд. рублей), в том  числе объем нефтегазовых доходов  запланирован в сумме 3 194,7 млрд. рублей. При этом расходы федерального бюджета  определены в размере 9 886,9 млрд. рублей (в 2009 году - 9 931,4 млрд. рублей). Таким  образом, прогнозируемый дефицит федерального бюджета 2010 года установлен на уровне 2 936,9 млрд. рублей.
     Основными источниками покрытия дефицита бюджета  будут являться средства Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния.
     Федеральный бюджет на 2010 год и последующие  годы консервирует сырьевую модель экономики  России. Доходная часть бюджета формируется  в основном за счет нефтегазовых доходов, которые в общем объеме бюджета  составляют в 2010 году – 46%году – 44%, в 2012 году – 43%. Во главу угла всех расчетов бюджета ставятся не основные параметры  промышленности, а цена на нефть  и газ. [ 10 ]
     Доходы  Федерального бюджета уменьшились  по сравнению с 2008 годом на 3 трлн. Руб. В 2010 году остаются на уровне 2009 года, а в 2012 году не выйдут на уровень 2008 года. Рост доходов в ближайшие 3 года в номинальном выражении  предусматривается в среднем  на уровне 6,3 %, инфляция планируется  на уровне 6-8 %.
     Предусматриваются внешние заимствования в 2010 году – 16,2 млрд. дол., в 2011 г . – 17,5 млрд. дол., в 2012 г . – 18,6 млрд. дол. При наличии собственных ЗВР в размере 390 млрд. долларов, необходимости занимать чужие деньги нет никакой.
     Предусматривается снижение объема расходов Федерального бюджета с 25,5 % ВВП в 2009 году до 22,9 % в 2010 г ., 19,5 % и 18% в последующие годы. С учетом инфляции, понижение жизненного уровня неизбежно. [10]
     Структура расходов федерального бюджета утверждена только на 2010 год. Приоритетными направлениями  расходования бюджетных средств  являются выполнение социальных обязательств, а также создание условий для  посткризисного восстановления и развития экономики.
     Бюджет  РФ в 2010г сбалансирован  на уровне цены на нефть $95 за баррель.
     Федеральный бюджет в 2010 году с учетом расходования Резервного фонда сбалансирован  на уровне цены на нефть $95 за баррель, сообщил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, выступая на совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития.
     "В  настоящее время наша сбалансированность  бюджета 2010 года на уровне $95 за  баррель с учетом того, что,  кроме того, что мы планировали  в части доходов от экономики,  мы также тратим Резервный  фонд. Суммарно это обеспечивает  сбалансированность нашего бюджета  на уровне $95 за баррель ", - сказал  он.[12]
     А.Кудрин напомнил, что в момент, когда  формировалась система "ухода  от зависимости от нефти", было определено, что среднегодовая долгосрочная цена на нефть не должна превышать $50 за баррель. Эта величина и легла  в условия формирования нефтегазового  трансферта - все, что свыше этой цены, направлялось на формирование нефтегазового  трансферта.[12]
     А.Кудрин также напомнил, что в то время  было запланировано, что нефтегазовый трансферт будет сокращен до 3,7% ВВП  в 2011 году и больше не будет наращиваться.
     Однако  уже в 2009 году получилось так, что  Минфин "существенно завысил свои ожидания по цене на нефть". Так, планировались  расходы при цене на нефть $95 за баррель, в то время как по факту она  была на уровне $61 за баррель. В связи  с этим пришлось использовать Резервный  фонд. Таким образом, отметил А.Кудрин, нефтегазовый трансферт составил более 11% ВВП, половина расходов была осуществлена за счет нефтегазовых доходов.
     Министр подчеркнул, что дискуссия о том, на каком уровне отсекать цену на нефть  для финансирования дефицита бюджета, продолжается. Так, по его словам, на 2011 год "самый мягкий ограничитель, который мы можем себе позволить - $70 за баррель". Это, по словам А.Кудрина, означает, что "если мы при цене нефти $70 за баррель будем иметь дефицит  на уровне 4% ВВП, как планируем, то если цена будет $50 за баррель, то дефицит  будет 8%, а это уже рискованная  величина"[12]. 

       
Рис. 2.1. Структура бюджетов на 2009 2010 годы  

 

     
Рис. 2.2. Основные параметры бюджетов на 2009 и 2010 годы.
      Анализ  состава и структуры  доходов Федерального бюджета
 
     Проведем  сравнительный анализ доходной части  Федерального бюджета 2008 – 2010 годов. Для  этого используем данные Приложение№3 к Заключению Счетной палаты РФ на проект федерального закона " о федеральном  бюджете на 2010 год и на плановый период 2010-2012 годов" и Федеральный  закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном  бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". Затем, по данным этих документов подсчитаем удельный вес доходов, абсолютное, относительное  изменение, темп изменения и определим  характер изменения доходов. 

Таблица 2.1 Доходы Федерального бюджета на 2008 – 2010г.г.(, млрд.руб)
Наименование 2008 2009 2010
Налоги  на прибыль, доходы 761,13 165,65 214,71
Налоги  и взносы на социальные нужды 506,77 496,09 19,03
Налоги  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории РФ 1123,62 1157,90 1348,15
Налоги  на товары, ввозимые на территорию РФ 1169,07 882,79 965,03
Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование  природными ресурсами 1637,52 974,83 1104,46
Государственная пошлина 33,68 31,21 56,96
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 0,87 0,87 0,00
Доходы  от внешнеэкономической деятельности 3584,95 2519,92 2750,30
Доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности 150,54 103,17 263,87
Платежи при  пользовании природными ресурсами 111,77 59,66 62,13
Доходы  от оказания платных услуг и компенсации  затрат государства 114,03 106,86 123,26
Доходы  от продажи материальных и нематериальных активов 22,12 14,80 16,06
Административные  платежи и сборы 4,54 5,33 5,26
штрафы, санкции, возмещение ущерба 8,18 5,30 5,32
Прочие  неналоговые доходы 39,56 22,98 12,02
Доходы  бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидии, субвенций  и иных межбюджетных трансфертов, имеющих  целевое назначение, Прошлых лет 6,24 164,31 0,72
Безвозмездные поступления 1,34 0,00 0,00
Доходы  от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 0,02 2,14 2,73
Всего доходов 9275,93 6713,82 6950,01

 
Таблица 2.2 Удельный вес доходов Федерального бюджета,( в %)
Наименование 2008 2009 2010
Налоги  на прибыль, доходы 8,2 2,5 3,09
Налоги  и взносы на социальные нужды 5,46 7,39 0,27
Налоги  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории РФ 12,11 17,25 19,4
Налоги  на товары, ввозимые на территорию РФ 12,6 13,15 13,89
Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование  природными ресурсами 17,65 14,52 15,89
Государственная пошлина 0,36 0,47 0,82
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 0,009 0,009 0
Доходы  от внешнеэкономической деятельности 38,65 37,53 39,52
Доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности 1,62 1,54 3,8
Платежи при  пользовании природными ресурсами 1,21 0,89 0,9
Доходы  от оказания платных услуг и компенсации  затрат государства 1,23 1,59 1,77
Доходы  от продажи материальных и нематериальных активов 0,24 0,22 0,23
Административные  платежи и сборы 0,05 0,08 0,08
штрафы, санкции, возмещение ущерба 0,09 0,08 0,0,8
Прочие  неналоговые доходы 0,43 0,34 0,17
Доходы  бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидии, субвенций  и иных межбюджетных трансфертов, имеющих  целевое назначение, Прошлых лет 0,07 2,45 0,104
Безвозмездные поступления 0,014 0 0
Доходы  от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 0,002 0,03 0,4
Всего: 100 100 100

 
Таблица 2.3 Динамика доходов Федерального бюджета  на 2008 –2010г.г.(млрд.руб)
Наименование Абсолютное изменение Относительное изменение Темп изменения Характер изменения
Налоги  на прибыль, доходы -546,42 0,282 -71,8 спад
Налоги  и взносы на социальные нужды -487,74 0,037 -96,24 спад
Налоги  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории РФ 224,53 1,199 19,9 рост
Налоги  на товары, ввозимые на территорию РФ -204,04 0,825 -17,45 спад
Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование  природными ресурсами -533,06 0,674 -32,55 спад
Государственная пошлина 23,28 1,69 69 рост
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам -0,87 0 -100 спад
Доходы  от внешнеэкономической деятельности -834,65 0,767 -23,28 спад
Доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности 113,33 1,753 75,3 рост
Платежи при  пользовании природными ресурсами -49,64 0,56 -44 спад
Доходы  от оказания платных услуг и компенсации  затрат государства 9,23 1,08 8,09 рост
Доходы  от продажи материальных и нематериальных активов -6,06 0,726 -27,4 спад
Административные  платежи и сборы 0,72 1,158 15,8 рост
штрафы, санкции, возмещение ущерба -2,86 0,65 -35 спад
Прочие  неналоговые доходы -27,54 0,304 -69,6 спад
Доходы  бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидии, субвенций  и иных межбюджетных трансфертов, имеющих  целевое назначение, Прошлых лет -5,52 0,115 -88,5 спад
Безвозмездные поступления -1,34 0 -100 спад
Доходы  от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 2,71 136,5 13550 рост
Итого: -2325,94 148,32 13032,27 -

 
     Налог на прибыль. Эта статья в динамике уменьшается. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит уменьшение поступлений на 595,48 млрд. руб., к 2010 ещё на 49,06 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем, этот показатель к 2010 году уменьшился в 0,3 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,2% - 3,09%.
     Уменьшение  поступлений в основном связано  со снижением с 1 января 2009 года ставки для зачисления налога в федеральный  бюджет с 6,5 до 2%. При этом, в соответствии с законодательством, ежемесячные  авансовые платежи (за исключением  платежей по фактически полученной прибыли) в I квартале 2009 года уплачивались по ставке 6,5%.
     Налоги  и взносы на социальные нужды. Из данных таблицы (см. Приложение 1.), видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но только с 2008 по 2009 год. Далее следует резкое уменьшение от 7,39% – 0,27%. Суммы поступлений уменьшаются. В 2008 году в размере 506,77 млрд.руб., в 2010 году уменьшается в 0,4 раза по отношению к 2008 году, составив 487,74 млрд.руб.
     Налоги  на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет 12,11% в 2008 году, в 2009 году составляет 17,25%. В 2010 году увеличивается на 2,15%.В 2010 году сумма показателя возрастает на 224,53 млрд. руб. по отношению к 2008 году.
     Налоги  на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике этого показателя, мы видим, что сумма этого показателя уменьшается от 1169,07 – 965,03 млрд. руб. на 204,04 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя растет к 2010 году составит 13,89% увеличившись на 1,29% к 2008 году.
     Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование  природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых на 2008 год составляет сумму 1637,52млрд. руб., на 2009 и 2010 год 974,83 млрд. руб. и 1104,46 млрд. руб. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. Т.к. результаты были подсчитаны самостоятельно, возможно, есть небольшая погрешность этого показателя. Данный показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы.
     Государственная пошлина. При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. На 2008 год поступления составляют сумму в 33,68 млрд. руб., на 2010 год 56,96 млрд. руб. Сумма этого показателя в 2010 году возрастает на 23,28 млрд.руб. по отношению к 2008году.
     Доходы  от внешнеэкономической  деятельности. В динамике этого показателя, мы видим, что сумма этого показателя уменьшается от 3584,95 – 2750,30 млрд. руб. на 834,65 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя растет к 2010 году составляет 39,52% увеличившись на 0,87% к 2008 году.
     Доходы  от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной  собственности. Сумма этого показателя составляет 150,54 млрд.руб. в 2008 году, в 2010 году сумма показателя возрастает на 133,33 млрд. руб. по отношению к 2008 году., составляя 263,87млрд.руб.
     Платежи при пользовании  природными ресурсами. Поступления платежей при пользовании природными ресурсами на 2008 год составляет сумму 111,77млрд. руб., на 2009 и 2010 год 59,66 млрд. руб. и 62,13млрд. руб. В 2009 году относительно 2008 года происходит снижение данного показателя на 52,11 млрд. руб. , в 2010 году идет небольшое увеличение суммы на 2,47 млрд.руб.
     Доходы  от оказания платных  услуг и компенсации  затрат государства. В динамике этого показателя, видно, что сумма этого показателя в 2010 году увеличивается от 114,03 – 123,26 млрд. руб. относительно 2008 года. Удельный вес этого показателя растет, к 2010 году составляя 1,77% увеличившись на 0,54% к 2008 году.
     Доходы  от продажи материальных и нематериальных активов. Суммы поступлений уменьшаются. В 2008 году в размере 22,12 млрд.руб., в 2010 году уменьшается в 0,7 раза по отношению к 2008 году, составив 16,06 млрд.руб. Удельный вес этого показателя в 2010 году уменьшается на 0,01% по отношению к 2008 году.
     Административные  платежи и сборы. Сумма этого показателя составляет 4,54 млрд.руб. в 2008 году, в 2010 году сумма показателя возрастает на 0,72 млрд. руб. по отношению к 2008 году., составляя 5,26 млрд.руб.
     штрафы, санкции, возмещение ущерба. Эта статья в динамике уменьшается. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит уменьшение поступлений на 2,88 млрд. руб., к 2010 ещё на 0,02 млрд. руб., что составит 5,32 млрд. руб. Удельный вес этого показателя практически не изменяется.
     Прочие  неналоговые доходы. Сумма доходов на 2008 год составляет 39,56 млрд. руб., на 2009 год на 16,58 млрд. руб. меньше, а в 2010 году уменьшается ещё на 10,96 млрд. руб.
     Доходы  бюджетов бюджетной  системы РФ от возврата остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое  назначение. Сумма данных доходов увеличивается, но только с 2008 по 2009 год от 6,24 млрд.руб. – 164,31 млрд.руб. . Далее следует резкое уменьшение до 0,72 млрд. руб.
     Доходы  от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности увеличиваются от 0,02 млрд.руб. – 2,73 млрд.руб.Также идет увеличение удельного веса на 0,38%
     Таким образом, за 2 года , 2008 по 2010 доходы Федерального бюджета уменьшились на 2325,94 млрд.руб.
     Проведем  сравнительный анализ налогов, сборов, и регулярных платежей за пользование природными ресурсами, а также доходов от внешнеэкономической деятельности Федерального бюджета 2008 – 2010 годов. Для этого используем данные Приложение№3 к Заключению Счетной палаты РФ на проект федерального закона " о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2010-2012 годов" и Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". Затем, по данным этих документов подсчитаем удельный вес доходов, абсолютное, относительное изменение, темп изменения и определим характер изменения доходов.
     Налог на добычу полезных ископаемых.
     Эта статья в динамике уменьшается относительно 2008. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит уменьшение поступлений на 651,34 млрд. руб., но к 2010 она растет на 120,84 млрд. руб., что составит 1074,15 млрд. руб.Удельный вес этого показателя снижается от 33,06%-32,9%.
     Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного  сырья
     В динамике этого показателя, мы видим, что сумма этого показателя уменьшается  от 1591,83 – 1059,20 млрд. руб. на 531,63 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя к 2010 году составляет 32,5% .
     Нефть.
     Данный  показатель уменьшается от 1492,99 – 971,03 млрд.руб. на 521,96 млрд.руб. Удельный вес  уменьшается незначительно, от 30,6%- 29,8%.
     Газ горючий природный  из всех видов месторождений  углеводородного  сырья.
     Эта статья в динамике уменьшается на -11,07 млрд.руб. от 90,47 млрд.руб. – 79,40 млрд.руб.Удельный вес увеличившись на 0,58% составляет 2,44%. 
 

 

     
Таблица 2.4. Налоги, сборы и регулярные платежи  за пользование природными ресурсами
    Наименование  2008 2009 2010
    млрд.руб. доля,% млрд.руб. доля,% млрд.руб. доля,%
    Налог на добычу полезных ископаемых 1 604,65 33,06 953,31 33,06 1 074,15 32,9
    Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного  сырья 1 591,83 32,8 942,79 32,7 1 059,20 32,5
    Нефть 1 492,99 30,6 863,42 29,9 971,03 29,8
    Газ горючий  природный из всех видов месторождений  углеводородного сырья 90,47 1,86 72,46 2,5 79,40 2,44
    Газовый конденсат  из всех видов месторождений углеводородного  сырья 8,37 0,17 6,92 0,24 8,77 0,27
    Налог на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением  полезных ископаемых в виде природных  алмазов) 9,97 0,21 9,70 0,34 9,81 0,3
    Налог на добычу полезных ископаемых на континентальном  шельфе РФ, в исключительной экономической  зоне РФ, при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории РФ 2,85 0,06 0,82 0,03 5,14 0,16
    Регулярные  платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции 18,36 0,38 12,61 0,44 22,20 0,7
    Регулярные  платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий  природный ) 0,19 0,004 3,47 0,12 7,71 0,24
    Регулярные  платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья, за исключением  газа горючего природного 18,16 0,37 9,14 0,32 14,50 0,44
    Водный  налог 13,02 0,27 8,60 0,3 7,80 0,24
    Сборы за пользование  объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических  ресурсов 1,49 0,03 0,32 0,01 0,32 0,009
    Сбор за пользование объектами водных биологических  ресурсов (исключая внутренние водные объекты) 1,43 0,03 0,30 0,01 0,30 0,009
    Сбор за пользование объектами водных биологических  ресурсов (по внутренним водным объектам) 0,07 0,0014 0,02 0,001 0,02 0,001
    Всего 4853,82 100 2883,88 100 3260,35 100

 
Таблица 2.5. Анализ динамики налогов, сборов и  регулярных платежей за пользование  природными ресурсами (относительно 2010 г.)
Наименование Абсолютное  изменение Относительное изменение
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.