На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


статья Событийный туризм в ямало-ненецком округе

Информация:

Тип работы: статья. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?География Ямала
Ямало-Ненецкий автономный округ расположен в арктической зоне на севере крупнейшей в мире Западно- Сибирской равнины и занимает обширную площадь 769 тысяч квадратных метров. Более половины округа р асположено за Полярным округом. Территория автономного округа охватывает низовья Оби с притоками, бассейны рек Надыма, Пура и Таза, полуострова Ямал, Тазовский, Гыданский, группу островов в Карск ом море (Белый, Шокальский, Неупокоева, Олений и др.), а также восточные склоны Приполярья, Полярного Урала. Крайняя северная точка материковой части Ямала 30 минут северной широты, что полностью оправдывает ненецкое находится под 73 название полуострова - Край Земли.
На территории округа расположено около 300 тысяч озер (крупнейшие - Ярато, Нейто, Ямбуто) и 48 тысяч рек (главные - Обь, Таз, Пур и Надым). На севере к берегам Карского моря и его заливов примыкают морские равнины, в поздне- и послеледниковое время вышедшие из-под уровня моря. Южнее расположены моренные и водно-ледниковые равнины, основные черты рельефа которых связаны с четвертичным оледенением.
Северная граница округа, омываемая водами Карского моря, имеет протяженность 5100 километров и является частью Государственной границы Российской Федерации (около 900 километров). На западе по Уральскому хребту, Ямало-Ненецкий округ граничит с Архангельской областью и Республикой Коми, на юге - с Ханты-Мансийским автономным округом, на востоке - с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами Красноярского края.
Ямало-Ненецкий автономный округ располагается в середине северной части Евразии. Высокоширотное расположение его территории, небольшой приток солнечной радиации, значительная удаленность от те плых воздушных и водных масс Атлантического и Тихого океанов, равнинный рельеф, открытых для втор жения воздушных масс с Арктики в летнее время и переохлажденных континентальных масс зимой, определяют резкую континентальность и суровость климата.
На формирование климата влияют многолетняя мерзлота, близость холодного Карского моря, глубоко впадающие в сушу морские заливы, обилие болот, озер и рек. Длительная зима, короткое прохладное лето, сильные ветры, незначительная мощность снежного покрова - все это способствует промерзанию почвы на большую глубину. Среднегодовая температура воздуха - отрицательная, а на Крайнем Севере ниже - 10 градусов. Зима холодная, длится около 8 месяцев. Минимальные температуры опускаются до -59 С. Лето короткое, умеренно прохладное. Наиболее теплый месяц на юге Ямала - июль, на севере - конец июля, август, в это время температура может подняться до +30 на всей территории. Самый холодный месяц - январь, причем самые низкие температуры наблюдаются на юго-востоке округа с удалением от моря и увеличением континентальности климата. Характерной чертой для территории округа является преобладание циклонического типа погоды в течение всего года, и особенно и переходные сезоны и в начале зимы. В связи с этим с декабря по февраль, а также в августе и сентябре наблюдаются туманы. Довольно часты магнитные бури: в зимнее время они нередко сопровождаются полярным сиянием.
Территория округа располагается в основном в трех климатических зонах: арктической, субарктичес к ой и зоне северной (таежной) полосы Западно-Сибирской низменности.
Зона арктической тундры охватывает острова, северную часть Ямальского и Гыданского полуостро вов. Климат здесь характеризуется особенно резким изменениями в течение года, длительной, холодно й и суровой зимой с сильными бурями и частыми метелями; самая низкая температура -56 С. Осадков з имой выпадает мало; снежный покров не превышает 40 сантиметров. Весна наступает медленно, температ ура воздуха поднимается выше нуля лишь в июне. Лето короткое - в среднем около 50 дней. Из-за част ых туманов погода держится в основном пасмурная. За лето почва оттаивает всего на 40-50 сантиметро в. Осенью пасмурно и ветрено; оттепели иногда продолжаются до ноября, но в основном уже в сентябре температура ниже нуля.
Субарктическая зона (зона тундры) занимает южные части Ямальского и Гыданского полуостровов, сп ускаясь к Северному полярному кругу. Климат континентальный: осадки в виде дождей, лето до 68 дней.
Климат северной (таежной) полосы Западно-Сибирской низменности характеризуется более резкой ко нтинентальностью: средняя температура выше, снежный покров достигает 60-80 сантиметров и лежит с половины октября до середины мая; лето довольно теплое и влажное до 100 дней; много осадков.
Рельеф округа представлен двумя частями: горной и равнинной. Равнинная часть почти на 90% леж ит в пределах высот до 100 метров над уровнем моря; отсюда множество озер и болот. Левый берег Оби имеет повышенный и пересеченный рельеф. Правобережная, материковая часть представляет собой слегка всхолмленное плато с небольшим уклоном на север. Наиболее приподнятые участки низменности находятся на юге округа в пределах Сибирских увалов. Поверхность Ямальского, Тазовского и Гыданского полуостровов, особенно прибрежных террас, расчленена густой сетью оврагов, логов, ложбин и мелких речных долин. Поймы рек иногда достигают десятки километров ширины, и нередко представляют собой песчаные равнины, незакрепленные растительностью; многие поймы сильно заболочены и изрезаны многочисленными старицами и протоками.
Горная часть округа занимает неширокую полосу вдоль Полярного Урала от Константинова Камня на север до верховьев реки Хугла на юге и представляет собой крупные горные массивы общей протяженностью свыше 200 километров. Средняя высота южных массивов 600-800 метров, а ширина 20-30. Наиболее высокими вершинами являются горы Колокольня - 1305 метров, Пай-Ер - 1499 метров и другие. Севернее высота гор достигает 1000-1300 метров. Главный водораздельный хребет Полярного Урала извилист, его абсолютные высоты достигают 1200-1300 метров и выше.
Тектонические разломы, обработанные ледниками, образуют удобные перевалы через Полярный Урал, связывающую Западную Сибирь с Восточно-Европейской частью страны.

Население Ямало-Ненецкого автономного округа.

На 1 января 2007 года численность населения автономного округа составила 535 тысяч человек, плотность населения - 0,7 чел. на 1 кв. км. Наибольший прирост населения за последние годы отмечен в городах Новый Уренгой, Ноябрьск, Салехард, Муравленко.
Среднегодовая численность постоянного населения в 2009 году прогнозируется в количестве более 540 тыс. человек.
Увеличение численности населения обусловлено естественным приростом в среднем на 4 тыс. человек за год.
Автономный округ - один из нескольких регионов России, имеющий положительный естественный прирост населения, что можно объяснить высоким уровнем жизни и активной социальной политикой, проводимой в округе.
При этом, доля пенсионеров в общей численности населения хотя и постепенно растет, но этот показатель намного ниже аналогичного показателя по Российской Федерации и составляет на данный момент около 16% от общего населения.

Коренные народы Ямало-Ненецкого автономного округа

Ямало-Ненецкий автономный округ - историческая родина малочисленных народов Крайнего Севера: ненцев, ханты, селькупов.
Доля аборигенного населения в общей численности населения округа составляет семь процентов (36 тысяч человек), кочевой образ жизни ведут более 13 тысяч человек (что составляет 40 процентов от всего аборигенного населения). Для поддержки коренных малочисленных народов Севера в автономном округе действуют специальные программы и предусматриваются значительные средства в окружном бюджете.
Например, по программе 'Культура, язык, традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа на 2003-2007 годы' ежегодно расходуется около 30 миллионов рублей. Следует отметить, что на выделенные средства расходуются, прежде всего, для решения социальных проблем северян: приобретение санаторно-курортных путевок для представителей коренного населения округа. на стипендии для детей тундровиков, обучающихся в высших и средних учебных заведениях. Кроме того, из окружного бюджета выделяются средства на оказание помощи Институту традиционных промыслов и Российскому государственному педагогическому университету им. Герцена (Санкт-Петербург), где обучаются представители коренных народов Ямала.
В основном, дети тундровиков обучаются в школах-интернатах. Сейчас в округе насчитывается 23 школы-интерната, в которых обучается около 9 тысяч детей коренных народов. Получение детьми образования регулируется нормативными актами ЯНАО, в которых, в частности, гарантируется полное гособеспечние при образовании таких детей. В частности, содержание интернатов, обучение детей, их питание, обеспечение одеждой, доставка из становищ в школы и пр. оплачивается из бюджета региона. Специализированная система интернат-образования помогает сохранять самобытность северных народов. Так, по итогам переписи 2002 года в ЯНАО более 80% представителей коренных народов владеют родным языком. Это очень высокий показатель, ведь среди представителей коренных народностей других регионов России в среднем родным языком обладают около 70%".
Достойным представителем тундровиков во взаимоотношениях с органами власти и взаимовыгодном партнерстве с газодобывающими компаниями, работающими в районах традиционного проживания ненцев и ханты является о кружная Ассоциация коренных народов "

Ненцы

Ненцы - один из самых крупных самодийских народов. Самоназвание ненэць - "человек", ненэй ненэць` - 'настоящий человек' было введено в официальное употребление в 1930 г. Первоначально ненцев называли самоедами или самоедами-юраками. Упоминание об этом имеется в древнейшей русской летописи "Повесть временных лет", относящейся к началу XII в.
Происхождение термина "самоед" трактуется по-разному. Наиболее вероятным представляется его возникновение от saam-jedna - "земля саамов". Различают самоназвания хасава - у западных ненцев Ямала, ненэй ненэць - у восточных ненцев Ямала и Гыды, ненец - у разных групп.
По хозяйственно-культурному типу жизни ненцы делятся на три группы. Первую и основную (90%) составляют тундровые ненцы, главное занятие которых оленеводство продуктивного направления. Они освоили самые северные районы. Вторая группа - лесные ненцы - населяют таежные части Обско-Енисейского водораздела, в основном по рр. Пур, Таз и Аган, занимаются в основном транспортным оленеводством, охотой, рыболовством. Они - связующее звено между самодийскими племенами Саянского нагорья и тундровыми ненцами, говорят на особом диалекте ненецкого языка. Третья группа - колвинцы - образовалась на Европейском Севере в районе р. Колвы в XIX в. в результате браков мужчин-ненцев и женщин-коми. Говорит на ижемском диалекте языка коми.
Согласно наиболее убедительной гипотезе, самодийская общность сложилась в Южной Сибири. В первые века н.э. часть самодийцев продвинулась к северу, а часть вошла в состав тюркских народов южной Сибири. В течение первого тысячелетия н.э. большая часть самодийцев переместилась по Оби, Енисею и их междуречью в зону северной тайги, а затем тундры, ассимилировав аборигенное население. Затем предки современных ненцев распространились из низовьев Оби на запад до Белого моря, а к XVII в. - на восток до Енисея.
Традиционное занятие ненцев - оленеводство. Национальные особенности этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный (нартовый) способ езды на оленях. Применяют легковые и грузовые нарты. Прямокопыльные ненецкие нарты состоят из кузова, крепящегося к загнутым спереди полозьям. Для устойчивости копылья книзу несколько разведены, так что расстояние между полозьями больше ширины сиденья. Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские - еще переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые - запрягают "веером" от трех до семи оленей. Садятся на них с левой стороны, управляют с помощью вожжи, прикрепленной к недоуздку (уздечке без удил, с поводом) левого оленя, и шеста-хорея с костяной пуговкой на конце. Иногда на другой конец хорея надевают металлический копьевидный наконечник (в прошлом хорей наряду с луком служил оружием). Упряжь изготовляют из кожи оленя или морского зайца. В грузовые нарты запрягают по два оленя, а из пяти-шести грузовых нарт составляют караван (аргиш), привязывая оленей цепочками или ремнями к передней нарте. Каждый аргиш ведет седок на легковой нарте, часто это бывают девочки-подростки, а рядом - мужчины на легковых упряжках гонят стадо. Чтобы выловить с помощью аркана нужных животных, делают специальный загон (кораль), используя для этого нарты. Олень питается мхом - ягелем. По мере истощения кормовых запасов приходится менять пастбища. С оленьим стадом кочуют и пастухи с семьями.
К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное жилище - чум (мя' ) - конусообразное сооружение, остов которого состоит из 25 - 30 жердей. Зимой чум укрывают в два слоя покрышками-нюками из шкур оленя, летом - из специально выделанной бересты. В центре чума раньше разжигали костер, сейчас растапливают железную печь. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, а против входа - предметы языческого культа, позднее - иконы, а также чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают на специальные сани.
Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок, покрышек чума занимаются женщины. Одежды и утварь богато украшали меховой мозаикой (из камусов белого и темного цвета), плели украшения из бисера, вышивали подшейным волосом оленя, резали по дереву.
В комплект традиционной мужской одежды входит малица с капюшоном (глухая просторная рубаха из оленьих шкур мехом внутрь), штаны, сапоги-пимы из камуса мехом наружу и чулки мехом внутрь. Для предохранения мездры, поверх малицы надевают сорочку из ситца и подпоясываются сыромятным ремнем, украшенным медными ажурными бляхами или пуговицами. К ремню на цепочках прикрепляют нож в ножнах, точильный камень, а сзади в качестве амулета - зуб медведя. В холодную погоду поверх малицы надевают совик - одежду с капюшоном, по покрою сходную с малицей, но сшитую мехом наружу.
Женская одежда в отличие от мужской - распашная. В старину ее делали из шкурок лесных зверей с опушкой по подолу из собачьего меха. Позднее - стали шить из оленьих шкур, с воротником из меха песца или рыжей лисицы. Полы одежды не запахивают, а завязывают ремешками из замши или тесемками, и украшают орнаментированными вставками белого и темного меха. К сумочке для швейных принадлежностей, скроенной из шкурок со лбов оленей и богато украшенной орнаментом, прикрепляют игольник и маленький мешочек для наперстка. Тканые из цветных шерстяных нитей пояса дополняли круглые пряжки диаметром до 20 сантиметров. Женские шапки имеют местные различия. Наиболее распространены капоры из оленьего меха с опушкой из песцовых хвостов, к которой сзади на цепочках подвешивают медные ажурные бляхи. Женская обувь отличается от мужской кроем. Для маленьких детей из мягких оленьих шкурок шили одежду наподобие комбинезона. Основная пища - мясо оленей (в сыром и вареном виде), рыба, хлеб. Излюбленный напиток - чай. Его, как и металлическую утварь, выменивали у русских торговцев. Деревянную посуду -миски, чашки, ложки - изготовляли сами.
Религиозные верования ненцев основывались на анимистических представлениях, согласно которым верховное небесное божество - демиург Нум - управлял миром при помощи других божеств и духов, а его жена Я' -небя - "Мать земля" - старуха-покровительница, рождающая и хранящая все живое, оберегала дом, семью и очаг. Антагонистом Нума выступает Нга - воплощенное мировое зло, дух подземного мира, божество, посылающее болезни и смерть. Каждое озеро, промысловое урочище имело своих духов-хозяев. Им приносили в жертву оленей, делали подношения (кусочки сукна, монеты, табак и т.п.), чтобы духи даровали здоровье, удачу в оленеводстве и промысле. На священных местах, которыми могли быть камни, утесы, рощи, ставили идолов в виде антропоморфных фигур. Священным деревом считали лиственницу.

Ханты.

Ханты на территории ЯНАО проживают, в основном, в Шурышкарском и Приуральском районах. Этнонимы "ханты" образованы от самоназвания народа хантэ. В качестве официальных названий был приняты после 1917 года, а в старой научной литературе и в документах царской администрации народ ханты называли остяками.
Г.С. Дунин-Горкавич - исследователь начала века, побывавший в этих краях, так описывает аборигенов: "Остяки в массе отличаются добродушием, готовностью помочь каждому и строгою честностью. Они не питают друг к другу никакой вражды и живут миролюбиво. Нищенство остякам неизвестно: каждый бедный считает себя вправе придти к более состоятельному, и пользоваться у него пищею, в особенности после хорошего улова зверя или рыбы. Среди них существует даже род общественной благотворительности, в силу которой каждый престарелый и неспособный труду остяк, если он не имеет родственников, кормится поочередно родичами'.
Для обозначения народа ханты в научной литературе утвердился еще один термин - обские угры. Первая его часть указывает на основное место проживания, а вторая происходит от слова "Югра", "Югория". Так называлась в русских летописях XI - XV вв. территория на полярном Урале и в Западной Сибири, а также ее жители.
Язык ханты лингвисты относят к угорским (югорским); в эту же группу входит родственный венгерский язык. Угорские языки входят в финно-угорскую группу уральской языковой семьи.
Исходя из того, что хантыйский язык относится к финно-угорской группе, предполагается, что некогда существовала и общность людей, говорившая на этом праязыке. Вопрос о том, где находилась прародина этой общности, крайне сложный. Несмотря на неясность и противоречивость происхождения хантов, исследователи единодушны во мнении о двухкомпонентности их культуры, вобравшей в себя традиции местных таежных племен и пришлых с юга угров. Лингвисты предполагают возможность древних связей уральской языковой семьи с индо-европейской и тюркской, имеются параллели с юкагирскими, чукотско-камчатскими, эскимосско-алеутскими языками, обнаружены связи с праиранскими языками.
Ханты традиционно являлись полуоседлыми охотниками и рыбаками, кроме того, на севере занимались оленеводством, на юге - скотоводством. У охотников и рыбаков для каждого времени года имелось сезонное поселение и жилище. Типов жилищ было очень много, одни из них являлись временными, разборными, другие - постоянными. Разнообразны были хозяйственные постройки, бытовали культовые сооружения. Предметы домашнего обихода изготавливали из местных материалов: дерево, береста, корень кедра и т.д.
Одежда ханты существенно отличалась по группам: у северных преобладала глухая (без разреза, надеваемая через голову), у южных и восточных - распашная. Богат и разнообразен орнамент.

Селькупы.

Селькупы - народ самодийской языковой группы. Живут в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного, в Каргасокском, Парабельском, Верхне-кетском районах и на сельской территории города Колпашево Томской области. Общая численность селькупов - около 4 тыс. человек. Исторически в составе селькупов различают две территориально изолированные группы - северную и южную. Самоназвание северных селькупов - солькуп, шолькуп (таежный человек). В дореволюционной этнографической литературе их называли обычно остяками или остяками-самоедами. Современный этноним введен в 30-е годы ХХ века и первоначально был воспринят лишь северной группой. У южных селькупов он утвердился в последние два десятилетия. Селькупский язык принадлежит к самодийской ветви уральской семьи языков. В нем выделяют шесть диалектов и два переходных говора.
Русские обосновались на Средней Оби в конце 16 века. К этому времени здесь существовало селькупское объединение, известное под названием Пегая орда во главе с князцем Воней, которое долгое время отказывался признать власть русского царя. Лишь с основанием Нарынского острога (1596) русские сумели обложить селькупов данью. В начале 18 века было осуществлено крещение томских селькупов. Во второй половине 19 века усиливается русский переселенческий поток в районы проживания селькупов. Под влиянием русских они стали селиться в деревнях, заводить домашний скот, заниматься огородничеством. Хозяйственно-культурные связи селькупов и русских стали закрепляться семейно-брачными узами. С конца 19 века у всех селькупов основной общественной единицей стала соседская община, в которую входили представители различных этнотерриториальных групп, не связанных между собой кровным родством.
Селькупы вели комплексное хозяйство, главными отраслями которого были охота и рыболовство. Транспортное оленеводство знали только северные селькупы. Экономический регресс селькупов к началу 17 в. исследователи объясняют изобилием пушного зверя, которым отличалась Западная Сибирь, ставшая одним из основных центров концентрации торговцев пушниной из различных цивилизованных стран того времени. Соболь в среднем Приобье был истреблен в конце 17 века, поэтому основным объектом пушной охоты у селькупов была белка. О распространенности беличьего промысла говорит наличие у селькупов в 19 веке специальной меновой единицы сарум - связка из десяти беличьих шкурок. Для нарымских селькупов большое значение имела охота на боровую дичь - глухарей, тетеревов, рябчиков, которые являлись основным источником мяса. Вторым по значению в хозяйстве селькупов был рыбный промысел. Основные объекты промысла - осетр, нельма, омуль, чир, муксун, стерлядь. Из традиционных орудий рыболовства наибольшее распространение получила ставная сеть, было известно запорное рыболовство. Оленеводством занимались северные селькупы. Селькупское оленеводство - таежного типа. Размеры стад и маршруты сезонных передвижений относительно невелики. Селькупы, в отличие от ненцев, не пользовались пастушеской собакой. Пастьба оленей вообще практиковалась редко, даже зимой.
Для селькупов характерны анимистические представления об окружающем мире. Добрым началом, демиургом считался Ном, олицетворявший собой небо. Властитель зла Кызы имел обиталище под землей. Искусство селькупов представлено орнаментацией на берестяной посуде, костяных деталях оленьей упряжи, ножнах, и других бытовых предметах. Характерное для многих народов Сибири украшение одежды не получило у селькупов широкого распространения. В традиционном фольклоре центральное место занимает описание всевозможных приключений героя, его столкновений со злыми духами, которые всегда оказываются побежденными. Из музыкальных инструментов бытовали варган - губная из оленьего рога пластинка с вибрирующим язычком, семиструнная арфа - лебедь. У северных селькупов единственным музыкальным инструментом был шаманский бубен.
Кто же они - селькупы. Может быть, они жители древней ойкумены самоедского мира, которые так и остались на своем месте, когда через них переселялись поздние пришельцы - самодийцы-оленеводы, ушедшие с юга в тундру со своими стадами? А может быть, они та самая часть древнего населения, которая не разделялась четко на самоедов и угров? Есть еще третье предположение: может быть, селькупы - продукт смешения самоедов и угров? Эти вопросы так и остаются вопросами. И оценить селькупов очень трудно, так как они по всем своим культурным привычкам близки и к уграм, и к самодийцам.

Событийный туризм

Событийный туризм – один из распространенных и активно развивающихся видов туризма в Ямало-Ненецком автономном округе. В жизни каждого региона есть свои памятные даты, значимые события социально-экономической и культурной сферы, национальные праздники. Ямал называют «оленным краем», именно здесь веками живут и трудятся коренные жители, из поколения в поколение сохраняют древние традиции, самобытную культуру, кочевой образ жизни.
Ключевой отраслью в жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера ЯНАО по финансово-экономическим показателям, социально-культурной роли и количеству занятых является оленеводство.
Агентство по туризму Ямало-Ненецкого автономного округа целенаправленно работает над разработкой ямальского турпродукта для российских и иностранных туристов, готовит предложения в части организации турмаршрутов в период проведения национальных праздников на Ямале. Наиболее красочным, насыщенным и интересным праздником является День Оленевода, отмечаемый в регионе в начале весны.
Такие праздники, содержащие в своей основе богатейшие декоративно-прикладные традиции коренных малочисленных народов Севера, - это сохранение культурного и духовного наследия тундровиков.Именно на Ямале – территории исконного проживания коренных северян, удалось сохранить родные языки и самобытную культуру, несмотря на масштабные социальные и культурные изменения современного мира. В немалой степени это зависит от постоянной и планомерной работы администрации Ямала в обеспечении прав аборигенов Севера.

Наша информация:

Основу традиционного хозяйства ненцев составляет крупнотабунное оленеводство, существующее и сейчас. Большинство исследователей считают, что сформировалось оно в XVIII веке. Стада диких оленей постепенно одомашнивались и становились собственностью группы охотников с семьями. По другой версии, часть оленей приручалась и оставлялась в качестве живого запаса мяса.
В XVIII – XIX веках у оленеводов сложились определенные маршруты кочевания, которые не изменились и до сегодняшнего времени.
Олень давал людям практически все необходимое для жизни: мясо, шкуры для одежды, сухожилия для ниток, кость и рога для украшений, различных инструментов и деталей. Свежая оленья кровь помогала избежать цинги, опасной болезни на Севере.
Олень в тундре – всему начало, он – символ жизни. Как говорят ненцы: «Береги оленя, как мать-землю. Он тебя кормит, одевает, согревает. Он - смысл твоей жизни».
Иван Семёнович Шемановский, основатель «Хранилища коллекций по этнографии инородцев Тобольского Севера» (сегодня окружного уникального музейно-выставочного комплекса в столице Ямала - Салехарде) в своих трудах писал, что «олени – чудные животные, управляемые кочевником, и в то же время управляющие всем ходом его жизни».

Наша справка:

Оленина занимает достойное место в питании не только северных народов, занимающихся кочевым оленеводством, но и населения в странах Западной Европы, Канады и даже Новой Зеландии. Ареал обитания северного оленя расположен на территориях с суровым арктическим климатом. В рационе северного оленя нет промышленных кормов, только разнообразие тундровой растительности в летний период и ягель, почки и ветки кустарников в зимний период. Результатом такого питания являются уникальные диетические характеристики оленины – сравнительно низкое содержание жира, сбалансированное содержанием микроэлементов при выраженном преобладании гемолитически активных микроэлементов – железа, цинка, меди.
Питание травой также способствует образованию у животного линоленовых кислот, защищающих организм человека от канцерогенных факторов и атеросклероза. По сравнению с таким общепризнанным эталоном диетического питания как телятина, олений жир содержит в 20 раз больше полиненасыщенной линоленовой кислоты. Кровь и мясо оленя богато витаминами. Особенно ценна осенняя оленина, насыщенная витаминами группы А и В. По содержанию витамина В1 оленина превосходит телятину в два раза. Кровь оленя содержит много селена – 25 мг/100г. Селен – это вещество, которое соответствует эффекту витамина Е. Оно способствует улучшению работы сердца и кровообращения, уменьшает образование вредных жиров, эффективно предотвращает вредные последствия тяжелых металлов, ядовитых веществ и повреждения тканей. Протеинов в оленине содержится на 2,7-7,6% больше, чем в лучших сортах говядины. Наличие жирных кислот (стеариновой, пальмитиновой) в оленине такое же, как в говядине, но наличие жирных ненасыщенных кислот значительно меньше. Форма, в которой находятся жиры в оленине такова, что после усвоения в организме остается меньше жиров по сравнению с аналогичным количеством свинины, говядины или баранины. Это позволяет поставить оленину в один ряд с такими диетическими продуктами, как рыба или птица.
Оленина является не только радиологически безопасным мясом, но и имеет «запас прочности», что позволяет рекомендовать ее для производства продуктов детского питания (данные Государственного научного центра Минздрава РФ – Институт биофизики – совместно с НИИ детского питания).
По общему химическому составу (данные д.т.н. проф. Липатова Н.Н.) оленина содержит белка - 21%, жира – 3,3-3,8%. Такое соотношение делает оленину незаменимым диетическим и лечебно-профилактическим продуктом для лиц, страдающих избыточным весом, холестеринемией, нарушением обмена веществ. По аминокислотному составу оленина приближается к женскому молоку, превосходит свинину, баранину, говядину и конину. Вареная оленина обладает очень высокой перевариваемостью – 91%.
Данные научных исследований позволяют с уверенностью рекомендовать оленину для обычного, профилактического, лечебного, специального, реабилитационного, детского и геродиетического питания.
В настоящее время в Европе насчитывается около двух миллионов домашних оленей. Из них 1,25 миллиона обитает в России, по 200 тысяч — в Норвегии, Финляндии и Швеции...
В каждой из стран к развитию оленеводства подходят по-своему. Например, в Норвегии с появлением новых технологий эта отрасль сельского хозяйства стала заметно отличаться от российских аналогов.
По словам председателя Союза оленеводов мира Дмитрия Хороля, скандинавские оленеводы далеко ушли от первоначальной формы оленеводства. Теперь вместо чумов они строят стационарное жилье, а основной вид транспорта — снегоходы и четырехколесные мотоциклы, а не оленьи упряжки, как раньше.
Что касается России, то здесь оленеводство сохранило свои давние традиции. И особенно ярко это проявляется на Ямале, чье поголовье домашних оленей самое большое в России, Европе и мире — 700 тысяч голов. Ямал - один из немногих, где оленеводство существует практически в том же виде, как и сотни лет назад.
Не случайно ежегодно в муниципальных образованиях Ямало-Ненецкого автономного округа проводятся Дни оленеводов, соревнования по национальным видам спорта и другие мероприятия, направленные на поддержку и сохранение великих северных традиций.

О празднике:

Этот праздник уходит корнями в седую древность.
У одних северных народов он назывался Днем Солнца, у других – Днем Оленя и чаще всего приходился на время весеннего равноденствия, когда заканчивалась долгая полярная ночь и, как гласили предания, Светлые силы Земли и Неба побеждали Темные силы Подземного Царства.
Ненецкая легенда гласит:
Давно это было. Сколько зим и весен прошло с той поры, никто не знает. Жили тогда на свете два брата. Старший брат, Нум, жил на небе. Он создал людей, оленей и прочих зверей и птиц. Поселил их на землю и сказал: «Живите в радости и достатке». Младший же брат, Нга, жил под землей. Он не любил Нума и строил ему всякие козни. Увидел Нга, что люди, созданные его братом, живут хорошо и весело, разозлился и начал насылать на них холод и болезни.
Стали люди умирать, а коварный Нга утаскивал их тела к себе в подземное царство. Взмолились тогда люди: «О великий Нум! Защити нас от своего злого брата! Не дай ему свести нас со свету!» Услышал Нум молитвы людей, спустился с неба и стал биться с братом смертным боем. Семь дней и семь ночей бились они, а были те дни и ночи длиною в полгода. Наконец одолел Нум своего злого брата, ушел Нга к себе под землю, в царство холода и тьмы. А Нум сказал людям: «За то, что я вас защитил, каждый год весной вы будете приносить мне в жертву оленя. И пусть этот день станет для вас великим праздником!».

ДЕНЬ ОЛЕНЕВОДА


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.