На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


шпаргалка Шпаргалки по уголовному праву

Информация:

Тип работы: шпаргалка. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?1)     Понятие, предмет, задачи и принципы уголовного права
Уголовное право является одной из фундаментальных и ведущих отраслей права. Уголовное право представляет собой совокупность законов и юридических норм, издаваемых высшим органом государственной власти (Государственной Думой), определяющих преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, общие начала назначения наказания, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.
Уголовное право понимается в трех значениях:
?                        как отрасль законодательства;
?                        как отрасль науки;
?                        как самостоятельная учебная дисциплина.
Уголовное право как отрасль законодательства — это совокупность норм, которые определяют преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, общие начала назначения наказания, условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Уголовное право как наука имеет свои предметом не только действующее законодательство, но и историю его развития, правоприменительную практику в России и за рубежом. Уголовно-правовая наука — это совокупность теоретических положений, идей, методов, имеющая свои цели и задачи. Она связана с другими науками: уголовным процессом, криминологией, криминалистикой, уголовно-исполнительным, гражданским, предпринимательским, административным правами и др.
Предмет науки уголовного права гораздо шире предмета уголовного права как отрасли.
Уголовное право как самостоятельная учебная дисциплина — это преподаваемый в учебных заведениях учебный курс, построенный на систематизированном отражении уголовного законодательства и основных положениях науки уголовного права. Он, так же как и отрасль законодательства, состоит из общей и особенной части.
Предмет уголовного права — это регулирование общественных отношений, возникающих в результате совершения преступления. Субъектами уголовно-правовых отношений выступают, с одной стороны, лицо, совершившее преступление, с другой — государство в лице органов, осуществляющих правосудие. Уголовно-правовые отношения имеют три основные разновидности, составляющие предмет уголовного права:
?                  охранительные уголовно-правовые отношения — охрана посредством привлечения к уголовной ответственности;
?                  общепредупредительные уголовно-правовые отношения — предупреждение посредством угрозы наказания;
?                  регулятивные уголовно-правовые отношения — регулирование поведения граждан посредством возможности причинения вреда при защите от опасных посягательств.
Метод правового регулирования — совокупность правовых средств воздействия на общественные отношения. Метод уголовного права специфичен, он заключается в установлении преступности деяния, уголовных запретов (санкций) за их совершение и порядка назначения наказания. Методом уголовного права является запрет под угрозой наказания совершать общественно опасные деяния.
Задачи уголовного права сформулированы в ст. 2 УК РФ. Они состоят в охране прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечении мира и безопасности человечества, а также в предупреждении преступлений.
Задачи уголовного права реализуются в процессе осуществления основных функций данной отрасли законодательства
Предупредительная (регулятивная) функция заключается в установлении наказания, тем самым предупреждая граждан об ответственности в случае совершения преступления.
Охранительная функция уголовного права включает механизм уголовно-правовой защиты общественных отношений в том случае, если затронуты наиболее важные интересы личности, общества и государства (жизнь, здоровье и т.д.), а также, если другие отрасли права не смогли урегулировать те или другие общественные отношения.
Поощрительная функция уголовного права заключается в том, что Уголовный кодекс РФ содержит ряд норм, стимулирующих общественно полезное поведение. Они либо освобождают от уголовной ответственности за действия, формально содержащие состав преступления, либо смягчают ответственность (необходимая оборона, крайняя необходимость, примечания к ст. 222, 228 и т.д., где решается вопрос об условиях освобождения от уголовной ответственности).
Принцип законности (ст. 3 УК) — конституционный принцип уголовного права. Данный принцип определяет, что преступность и наказуемость деяния определяется только уголовным законом Российской Федерации. «Nullum crimen nullum poena sin lege»,что означает: «Нет преступления — нет наказания без точного указания на то в законе». Данный принцип запрещает применение уголовного закона по аналогии (ч. 2 ст. 13 УК). Восполнение любых пробелов в уголовном праве относится к исключительной компетенции законодателя. Только закон определяет преступность и наказуемость деяния.
Принцип равенства граждан перед законом (ст. 4 УК) заключается в том, что все лица, совершившие преступление, подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения и т.д. Данный принцип также основывается на конституционных положениях, поскольку в соответствии со ст. 19 Конституции РФ «все равны перед законом и судом». При этом данному принципу не противоречит особый порядок привлечения к уголовной ответственности отдельных категорий лиц (депутатов, судей, сотрудников правоохранительных органов и т.д.).
Тем не менее, принцип равенства перед уголовным законом не означает, что все лица, совершившие преступления (в том числе и тождественные), подлежат одинаковой ответственности и им назначается одинаковое наказание (например, к несовершеннолетним не может быть применена смертная кара и т.д.).
Принцип вины (ст. 5 УК) означает, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные деяния, в отношении которых установлено определенное психическое отношение лица к содеянному, т.е. его вина. Соответственно общественно опасное деяние становится преступлением лишь тогда, когда оно совершено виновно: умышленно или по неосторожности. В данном случае не допускается объективное вменение, т.е. привлечение к уголовной ответственности за невиновное причинение вреда.
Принцип справедливости (ст. 6 УК) заключается в том, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, а также личности виновного. В ст. 50 Конституции РФ определено, что никто не должен нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление. Принцип справедливости находится в тесной взаимосвязи с такими понятиями как индивидуализация и дифференциация уголовной ответственности.
Принцип гуманизма (ст. 7 УК). Данный принцип уголовного законодательства отражает положения Конституции РФ, которая в ст. 21 провозглашает: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Принцип гуманизма проявляется и в таких институтах, как условное осуждение, условно-досрочное освобождение, смягчение наказания и т.п.
2)     ?Понятие и значение уголовного закона. Структура уголовно-правовой нормы.
Понятие и значение уголовного закона. Как справедливо отмечалось Н.С. Таганцевым, «и логически, и фактически возникновение преступного деяния предполагает бытие карательной нормы» . Бытие же карательной нормы предполагает освещение вопроса об источниках уголовного права. Единственным источником российского уголовного права является уголовный закон, выступающий в виде единого кодифицированного нормативного правового акта, имеющего силу федерального закона, — Уголовного кодекса Российской Федерации.
Уголовный закон — это федеральный нормативный акт, принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, устанавливающий основания и принципы уголовной ответственности и наказания, а также иные общие положения уголовного законодательства, определяющий преступность и наказуемость общественно опасных деяний, закрепляющий условия и порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания. Он призван не только охранять общественные отношения, но и регулировать их, выполнять предупредительную и воспитательную функции.
Уголовный кодекс принят Государственной Думой 24 мая 1996 г. и введен в действие с 1 января 1997 г. Кодекс представляет в целом уголовное законодательство РФ. Принятый Государственной Думой новый уголовный закон подлежит обязательному включению в УК РФ. Уголовный кодекс является единым кодифицированным актом. Из этого следует, что ни один федеральный закон, устанавливающий преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия, не может быть принят без формального включения содержащихся в нем положений в структуру действующего УК (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3). Единственным исключением из этого правила является ч. 3 ст. 331 УК, устанавливающая, что уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством военного времени, т.е. допускающая принятие отдельного от УК федерального закона (последний на настоящее момент не принят).
УК является единственным источником уголовного права в том смысле, что только в нем могут содержаться формальные запреты совершать какие-либо деяния и предусматриваться наказания за нарушение этих запретов (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3, ст. 8, ч. 1 ст. 14). Более широкое понимание источников уголовного права позволяет относить к ним и иные нормативные (и даже в ряде случаев ненормативные) правовые акты, образующие российскую правовую систему.
Так, в указанном смысле бесспорным источником уголовного права является Конституция РФ, не только устанавливающая общие принципы уголовного права, но и содержащая целый ряд нормативных предписаний, входящих в конкретные уголовно-правовые нормы (к примеру, положения ч. 2 ст. 20, ч. 1 ст. 61). Источниками уголовного права также являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). К числу источников уголовного права относятся и иные федеральные законы из областей гражданского, административного, налогового и других отраслей права, раскрывающие многие из содержащихся в УК понятий.
Нормативные предписания, относящиеся к уголовно-правовым нормам, содержатся также в подзаконных нормативных правовых актах: указах Президента РФ , постановлениях Правительства РФ  и актах федеральных органов исполнительной власти . Особым, по терминологии Конституционного Суда РФ, «уникальным нормативным правовым актом» и источником уголовного права является постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ об объявлении амнистии, выполняющее «функцию законодательного регулирования» в уголовно-правовой сфере .
Структура уголовной правовой нормы. Структура норм Общей и Особенной частей различна. В нормах Общей части не выделяются ее элементы. Нормы, включенные в Особенную часть УК РФ, состоят из двух структурных элементов: диспозиции и санкции.
Диспозиция — это структурный элемент уголовно-правовой нормы, в которой описаны признаки конкретного состава преступления. Текстуально диспозиция статьи Особенной части начинается с первых слов текста статьи (части статьи) и оканчивается на тире «—», завершающем абзац текста статьи (части статьи). Только диспозиция статьи Особенной части может делиться на пункты.
В зависимости от способа описания законодателем объективной стороны конкретного состава преступления выделяются диспозиции простые, описательные, бланкетные и ссылочные .
В простой диспозиции дается только наименование преступного деяния без подробного раскрытия объективной стороны образуемого им состава преступления и признаков иных элементов состава преступления (к примеру, ст. 126, 221 УК).
В описательной диспозиции содержится определение существенных признаков преступления (например, ст. 196, 284 УК), так и без такового (например, ст. 148, 291 УК).
Бланкетная диспозиция формулирует общий запрет, содержание которого можно уяснить, обратившись к другим отраслям права (например, ст. 181, 236, 215, 217 УК).
Ссылочная диспозиция для определения признаков данного преступления, отсылает к другой статье или части статьи УК РФ посредством указания в отрицательной форме на признаки объективной стороны иных составов преступлений, т.е. требуя их отсутствия (ст. 112, 116, 117, 179, 268 УК) . Ссылочные диспозиции в «чистом» виде в уголовном законе не встречаются, всегда комбинируясь с описательными (ст. 112, 116, 117, 179 УК) либо бланкетными (ст. 268 УК) диспозициями. Точно так же в уголовном законе встречаются сочетания описательно-бланкетных диспозиций (например, ст. 191, 247 УК).
Под санкцией статьи Особенной части следует понимать — структурный элемент нормы, в которой закреплены вид, срок или размер наказания. В санкции статьи Особенной части частично описывается санкция за совершение деяния, образующего конкретный состав преступления. Частичность описания обусловливается тем, что для воссоздания полной санкции за совершение деяния, образующего конкретный состав преступления, следует всегда обращаться к тем или иным нормативным предписаниям Общей части.
Санкции статей Особенной части можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от количества предусмотренных санкцией основных видов наказаний выделяются санкции единичные, т.е. содержащие только один вид основного наказания (к примеру, ч. 1 ст. 105, ч. 3 ст. 313 УК), и альтернативные, т.е. содержащие два и более видов основного наказания (к примеру, ч. 2 ст. 105, ст. 168 УК).
По предусмотренности в дополнение к основному виду наказания дополнительного вида наказания выделяются санкции простые, т.е. не содержащие дополнительного вида наказания (к примеру, ч. 1 ст. 282, ст. 295 УК), и кумулятивные, т.е. содержащие его. Кумулятивные санкции, в свою очередь, могут быть поделены на две разновидности: кумулятивно-обязательные (предусматривающие обязанность суда по назначению в дополнение к основному виду наказания дополнительного вида наказания; к примеру, ч. 2 ст. 162, ч. 2 ст. 228? УК) и кумулятивно-факультативные (предоставляющие суду право по назначению в дополнение к основному виду наказания дополнительного вида наказания; к примеру, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 293 УК).
В зависимости от мерности предусмотренного вида наказания выделяются санкции относительно-определенные, т.е. предусматривающие возможность назначения соответствующего вида наказания от и до конкретного предела в виде его срока или размера, и абсолютно-определенные, т.е. предусматривающие назначение соответствующего вида наказания точно определенным сроком или размером. В действующем УК санкции всех статей Особенной части, где предусматриваются мерные виды наказаний, являются относительно-определенными.
Весьма часто в санкциях статей Особенной части сочетаются приведенные разновидности санкций: так, санкция может быть альтернативной и вместе с тем кумулятивной (к примеру, ч. 1 ст. 199, ч. 1 ст. 222 УК) и т.д.
 
3)     Действие уголовного закона во времени
Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения преступления. Действующим является уголовный закон, вступивший в силу в установленном порядке, если не истек срок его действия либо он не отменен и не изменен другим законом.
Порядок вступления в силу закона определяется ФЗ от 14 июля 1994 г. (в ред. от 22 октября 1999 г.) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования. В некоторых случаях дата вступления в силу указывается в тексте закона или в специальном постановлении Государственной Думы.
Уголовный закон прекращает действие в результате: его отмены; замены другим законом; истечения срока, указанного в самом законе; изменения условий и обстоятельств, обусловивших принятие данного закона.
Для правильного применения уголовного закона имеет важное значение определение времени совершения преступления. В юридической литературе были высказаны различные мнения о том, что следует считать временем совершения преступления. Одни авторы полагают, что таковым является время совершения деяния , другие — время наступления последствий . Этот вопрос в настоящее время разрешен законодателем. Согласно ч. 2 ст. 9 УК временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствия.
Вместе с тем определение времени совершения преступления зависит от характера преступления. Так, к продолжаемым (складывающимся из ряда повторных тождественных действий, направленных на достижение единой преступной цели, и в своей совокупности составляющих единое преступление) применяется закон, действующий в момент совершения виновным последнего акта своего преступного деяния или в момент пресечения такого деяния.
К длящимся преступлениям (определяемым как действие или бездействие, сопряженные с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных законом) применяется закон, действовавший в момент прекращения деяния самим виновным (например, явился с повинной), или пресечения преступления правоохранительными органами (например, изъятие незаконно хранящегося оружия при обыске), или истечения правовой обязанности лица действовать определенным образом (например, смерть нетрудоспособного родителя, от уплаты средств на содержание которого виновное лицо злостно уклонялось).
По вопросу времени действия уголовного закона в отношении соучастников преступления в правовой литературе также высказаны различные точки зрения. По мнению одних авторов, действия каждого из соучастников должны оцениваться с позиции закона, который действовал в момент их совершения. Другие полагают, что временем действия уголовного закона следует признать время выполнения исполнителем объективной стороны преступления. Последняя позиция представляется более правильной, соответствующей закону, так как отражение вовне деяния соучастников преступления находит в деятельности исполнителя. Ответственность других соучастников зависит от того, какое деяние совершено исполнителем, если, конечно, оно охватывалось их умыслом.
К общему правилу о применении к совершившему преступление лицу закона, действовавшего во время его совершения, имеется  исключение. Так, ч.  1 ст.  10 УК, в которой отражено положение ст.  54 Конституции РФ, устанавливает правило об обратной силе уголовного закона. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т. е. распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.
Более мягким признается уголовный закон, во-первых, декриминализирующий деяние, т.е. отменяющий уголовную ответственность за него. Если деяние было совершено во время действия прежнего уголовного закона, когда оно являлось преступлением, а новый уголовный закон не признает это деяние преступлением, то подлежит применению новый закон. Во-вторых, обратную силу имеет закон, предусматривающий более мягкое наказание. Санкцию статьи Особенной части следует считать более мягкой, если из нее исключен более строгий вид наказания или включен более мягкий вид наказания, в том числе и в альтернативе. В-третьих, обратную силу имеет уголовный закон, иным образом улучшающий положение лица, в частности, смягчающий режим отбывания наказания, расширяющий случаи освобождения от уголовной ответственности или наказания, уменьшающий сроки снятия или погашения судимости и др.
Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
 
4)Действие уголовного закона в пространстве.
Действие уголовного закона в пространстве. Основным принципом действия уголовного закона в пространстве является принцип территориальности. Действие уголовного закона в пространстве — это вопрос определения места совершения преступления. Данный вопрос решается уголовным законом на основании четырех принципов, которые и определяют пределы его действия в пространстве: территориальный (ст. 11 УК), гражданства, реальный и универсальный (ст. 12 УК), выдача преступников (ст. 13 УК).
Территориальный принцип действия уголовного закона (ст. 11 УК), в котором находит отражение конституционное положение о суверенитете Российской Федерации, распространяющийся согласно ч. 1 ст. 4 Конституции РФ на всю ее территорию, означает, что лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит ответственности по УК независимо от того, является ли это лицо гражданином России или какого-либо другого государства или лицом без гражданства.
Согласно ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.
Сухопутная территория включает в себя материковую часть Российской Федерации и островов в пределах государственной границы. Водная территория включает в себя внутренние воды, представляющие в соответствии со ст. 14, 18 Водного кодекса РФ все водные объекты, за исключением территориального моря, на территории Российской Федерации, к чему относятся внутренние морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря, воды портов Российской Федерации, воды заливов, бухт, губ и лиманов, воды рек, озер, иных водоемов. Территориальное море — прибрежные морские воды шириной в 12 морских миль, отмеряемых по линии максимального отлива на материке и островах, принадлежащих Российской Федерации .
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Воздушного кодекса РФ под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе над внутренними водами и территориальным морем. Высотный предел воздушного пространства не установлен, но по международной практике космос начинается со 100 — 110 км.
По Закону РФ «О недрах» в ред. Федерального закона от 03.03.95 № 27-ФЗ  недра являются частью земной коры, представляют собой пространство под сухопутной поверхностью и водной территорией, простираются без каких-либо ограничений на любую глубину, доступную для геологических исследований и освоения.
Согласно ч. 2 ст. 11 УК его действие распространяется на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Понятие континентального шельфа Российской Федерации дано в ст. 1 Федерального закона от 30.11.95 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» , включившего в себя положения международной Конвенции о континентальном шельфе. В соответствии с Законом континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за границей территориального моря Российской Федерации, на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Под исключительной экономической зоной, согласно ст. 1 Федерального закона от 17.12.98 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», включившего в себя положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., понимается морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Внешняя граница этой зоны находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива. Режим исключительной экономической зоны предоставляет право Российской Федерации на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов в водах, на морском дне и в недрах, управление этими ресурсами, на другие виды деятельности, в частности на создание и использование искусственных островов, установок и сооружений, на осуществление научных исследований и мер по защите и сохранению морской среды.
В пределах континентального шельфа или исключительной экономической зоны действие УК распространяется лишь на деяния, связанные с посягательством на отношения, обеспечивающие естественные богатства моря и недр.
Согласно ч. 3 ст. 11 УК военно-морские корабли и военно-воздушные суда обладают экстерриториальностью. Независимо от их местонахождения, преступления, совершенные на указанных судах, подпадают под действие уголовного закона России. На гражданских морских и воздушных судах уголовный закон РФ действует лишь в случае, если они находятся на территории России, а также в международном воздушном пространстве или международных водах.
При применении территориального принципа важным вопросом является установление места совершения преступления. Однако каких-либо правил и порядка определения места совершения преступления в уголовном законе не содержится. Очевидно, что необходимо руководствоваться теми же правилами, что и при определении времени совершения преступления (ст. 9 УК). Местом совершение преступления следует считать место совершения общественно опасного деяния независимо от места наступления последствий. При продолжаемом преступлении местом его совершения следует считать место совершения последнего из тождественных деяний. Местом совершения длящегося преступления является место, где была прервана преступная деятельность. При соучастии — место совершения деяния исполнителем.
 
5)     Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов России, в соответствии с принципом гражданства
Принцип гражданства, предусмотренный ч.1 ст. 12 УК, вступает в действие в случае, когда граждане Российской Федерации или постоянно проживающие в России лица без гражданства совершают преступление вне пределов Российской Федерации. В качестве необходимых условий в Законе указаны два:
1) деяние признается преступлением в государстве, на территории которого оно совершено;
2) лицо не было осуждено в иностранном государстве за его совершение. Этим предопределена невозможность повторного осуждения лица за одно и то же преступление, что соответствует ч. 2 ст. 6 УК. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление.
В ст. 5 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»  определено, что гражданами РФ являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Принцип гражданства распространяется на постоянно проживающих на территории Российской Федерации лиц, не принадлежащих к гражданству Российской Федерации или какого-либо иного государства (лица без гражданства), и проживавших в России не менее 185 дней в календарном году, в противном случае эти лица приравниваются к иностранным гражданам, как временно находящимся на территории страны.
Согласно ч. 1 ст. 62 Конституции РФ и ст. 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). В отношении таких лиц при совершении ими преступления вне пределов Российской Федерации исходят из предусмотренного в международном праве принципа «эффективного гражданства», когда должен действовать закон того государства, где это лицо постоянно проживает, имеет имущество и пользуется гражданскими и политическими правами и свободами.
Что касается беженцев, то, согласно ст. 1 Федерального закона «О беженцах» в ред. Федерального закона от 28.06.97 № 95-ФЗ , они несут уголовную ответственность как иностранцы или лица без гражданства. Этих лиц следует отличать от вынужденных переселенцев, являющихся в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О вынужденных переселенцах» в ред. Федерального закона от 20.12.95 № 202-ФЗ  гражданами Российской Федерации.
В ч. 2 ст. 12 УК предусмотрен принцип специального режима (покровительственный) в отношении военнослужащих воинских частей РФ, дислоцирующихся за ее пределами. Такие лица в случае совершения преступления на территории иностранного государства несут уголовную ответственность по УК, если иное не предусмотрено международным договором, соглашением. Военнослужащие также подлежат уголовной ответственности и за деяния, не являющиеся преступными в государстве, где расположена часть, но являющиеся преступлением в Российской Федерации, например самовольное оставление воинской части или места службы.
При универсальном принципе иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление за ее пределами, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, предусмотренных международными договорами, например Международной конвенцией о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г., и если такие лица не были осуждены за совершенное преступление в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.
При определении действия уголовного закона в пространстве необходимо руководствоваться и реальным принципом. Его суть состоит в том, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, при совершении ими преступления за ее пределами подлежат уголовной ответственности по УК РФ в том случае, если: преступление направлено против интересов Российской Федерации; лицо не было осуждено в иностранном государстве.
В соответствии с территориальным принципом все лица, совершившие преступление на территории Российской Федерации, независимо от того, являются они гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами или лицами без гражданства, подлежат уголовной ответственности по УК. Исключение, согласно ч. 4 ст. 11 УК, представляют лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных лиц, пользующихся иммунитетом, в случае совершения преступления на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с нормами международного права.
Согласно положениям Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961г.  иммунитет от уголовной ответственности распространяется на дипломатического агента и членов его семьи, живущих с ним вместе, если они не являются гражданами государства пребывания. В круг лиц, пользующихся иммунитетом, входят, например, главы дипломатических представительств, члены правительств, имеющие дипломатический ранг, и члены их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания. К иным лицам, пользующимся иммунитетом, относятся, в частности, главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатических представительств, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международных договоров Российской Федерации . Эти лица не подлежат уголовной ответственности в случае совершения преступления на территории Российской Федерации, они объявляются персонами non grata и высылаются за ее пределы.
Выдача (экстрадиция) лиц, совершивших преступление, — это передача преступника другому государству для судебного разбирательства или приведения в исполнение вынесенного приговора, осуществляемая согласно международным договорам и национальному уголовному и уголовно-процессуальному законодательству. Она возможна только в случае совершения преступления, а не какого-либо иного правонарушения. Условия и порядок выдачи регламентируются национальным (внутригосударственным) законодательством и международными договорами. Гражданин РФ не может быть выдан другому государству.
Исключением из международных договоров о выдаче преступников является право убежища. В России не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения.
 
6)     Толкование уголовного закона
Одним из наиболее разработанных в доктрине уголовного права вопросов является учение о толковании уголовного закона, под которым, согласно М.Д. Шаргородскому, «следует понимать объяснение уголовного закона, выяснение его смысла, определение того содержания, которое вкладывал в него законодатель» .
Задача, цель толкования, в свою очередь, заключается в выяснении того, какая законодательная мысль (т.е. то, что хотел сказать законодатель) вылилась в данной форме (т.е. в данном законе), или в воспроизведении тех представлений и понятий, которые связывал с данной нормой ее создатель.
Под толкованием принято понимать уяснение или разъяснение смысла уголовного закона, выявление воли законодателя, выраженной языковыми средствами в форме правовой нормы, в целях точного его применения. Сообразно этому в зависимости от источника, т.е. субъекта, от которого исходит толкование, и определяемой природой источника юридической силы толкования выделяется три вида последнего.
Легальное толкование означает общеобязательное толкование, даваемое либо самим законодателем (т.н. аутентическое толкование), либо органом, специально уполномоченным на то законом (легальное толкование в узком смысле слова). Вопрос о легальном толковании закона в российской правовой системе нашел свое разрешение в постановлении Конституционного Суда РФ от 17.11.97 № 17-П . Согласно указанному постановлению, аутентическое толкование закона по действующей Конституции РФ предполагает принятие нового федерального закона, т.е. является несуществующим явлением, поскольку закон не может считаться толкованием закона . Таким образом, легального толкования на настоящий момент в отечественной правовой действительности не существует.
Источниками судебного толкования могут быть Конституционный Суд РФ и суды общей юрисдикции. Решения Конституционного Суда РФ, оценивающие конкретное положение уголовного закона с точки зрения  его соответствия  Конституции  РФ,  выявляют в  ряде случаев  «конституционно-правовой смысл» такого положения, который «является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике» . Например, из постановления Конституционного Суда РФ от 27.05.2003 № 9-П следует, что ст. 199 УК может считаться конституционной лишь постольку, поскольку, во-первых, ею предусматривается ответственность только за умышленное деяние, совершенное, во-вторых, с целью избежать уплаты налога в нарушение установленных налоговым законодательством правил и не связанное, в-третьих, с использованием не противоречащих закону механизмов уменьшения налоговых платежей. Ни одна из приведенных характеристик состава преступления, предусмотренного ст. 199 УК, в указанной статье прямо не предусмотрена и может быть выявлена только путем толкования, осуществленного в данном случае Конституционным Судом РФ.
Суды общей юрисдикции толкуют уголовный закон в двух формах: во-первых, при рассмотрении конкретного уголовного дела (т.н. толкование inter partes) и, во-вторых, в форме постановлений Пленума Верховного Суда РФ (т.н. толкование erga omnes).
Что касается первой разновидности толкования, то оно дается судом любой процессуальной инстанции при рассмотрении конкретного уголовного дела. При этом указания суда кассационной (надзорной) инстанции (в т.ч. по-иному истолковывающие закон, чем то сделано судом нижестоящей инстанции) обязательны для исполнения при дальнейшем рассмотрении дела судом нижестоящей инстанции (п. 6 ст. 388, п. 6 ст. 410 УПК РФ). Являясь формально-юридически обязательными лишь по конкретному делу, они оказывают ориентирующее воздействие на общероссийскую судебную практику, становясь, в какой-то мере фактически обязательными. Например, постановлением президиума Московского городского суда от 04.04.2002 по делу К. признано, что доведение до самоубийства (ст. 110 УК) возможно только с прямым либо косвенным умыслом ; в постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 16.01.2002 по делу Ш. указано, что наличие рецидива (ст. 18 УК) законом связывается с непогашенной судимостью на момент совершения преступления, а не на момент вынесения в отношении лица, совершившего преступление .
В постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, принимаемых по материалам обобщения общероссийской судебной практики, разъясняются наиболее ключевые понятия уголовного закона и даются рекомендации по разрешению сложных проблем квалификации преступлений и назначения наказания. Вопрос об их юридической силе остается дискуссионным. Формально сохраняет свою силу ст. 56 Закона РСФСР от 08.08.81 № 976 «О судоустройстве РСФСР» с изм. на 02.08.2003 , согласно которой руководящие разъяснения Пленума (т.е. его постановления) обязательны для судов и других органов, применяющих закон, по которому дано разъяснение. Напротив, согласно ч. 1 ст. 120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Из этого можно было бы сделать вывод о необязательности для правоприменителей постановлений Пленума (многие из которых к тому же содержат далеко не бесспорные и даже очевидно сомнительные положения), однако действительность свидетельствует об обратном: расхождения в толковании уголовного закона с постановлениями Пленума Верховного Суда РФ влекут отмену (изменение) приговоров вышестоящими судебными инстанциями . Иными словами, de facto постановления Пленума продолжают оставаться обязательными, de iure не являясь ныне таковыми.
Последний вид толкования по субъекту — доктринальное толкование — дается профессионалами в области уголовного права. Будучи необязательным, оно черпает свою силу в разумности: «чем выше стоит авторитет ученого разъяснителя закона, тем большую практическую важность приобретает и данное им истолкование» .
По приемам толкования различают толкование грамматическое, систематическое и историческое.
Грамматическое толкование представляет собой использование для уяснения смысла закона действующих правил лексики, орфографии, морфологии, синтаксиса и пунктуации русского языка. Примером грамматического толкования может служить понимание употребления разделительного союза «или» между фразами «изготовление в целях сбыта» и «сбыт» в тексте ч. 1 ст. 186 УК: использование именно его означает, что данный состав преступления является составом с альтернативно указанными действиями , тогда как использование соединительного союза «и» свидетельствовало бы о составе с двумя обязательными действиями.
При систематическом толковании происходит обращение к нормам других отраслей права либо к другим статьям УК для уяснения смысла тех или иных положений. Так, понятия, употребленные в ст. 195 УК, требуют знания законодательства о несостоятельности (банкротстве) и гражданского законодательств в целом, а термин «дети» в ст. 154 УК предполагает обращение к п. 2 ст. 124 СК РФ. Схожим образом многие признаки коммерческого подкупа (ст. 204 УК) толкуются аналогично признакам получения (дачи) взятки (ст. 290, 291 УК).
Историческое толкование предполагает обращение к социальным, экономическим, политическим и правовым условиям момента принятия нормы для уяснения вложенной в нее мысли законодателя, когда по истечении определенного периода времени такая мысль законодателя расходится с изменившимися условиями. Иными словами, «каждый термин должен быть понимаем в том смысле и значении, которые он имел в момент составления закона». Так, в статьях, входящих в гл. 31 УК, в качестве потерпевших достаточно часто указываются «судебные приставы» и «судебные исполнители». Между тем, принятые через год после уголовного кодекса Федеральные законы от 04.06.97 № 118-ФЗ «О судебных приставах» и № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрели две разновидности судебных приставов — судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.
Толкование, понимаемое как результат мыслительной деятельности, имеет три возможных исхода.
Буквальным толкование уголовно-правового положения будет тогда, когда смысл, вложенный в итоге толкования в закон, не будет расходиться с его текстом. Примером такого толкования может служить понимание ст. 62, ч. 1 ст. 65, ч. 2, 3 ст. 66 УК относительно словосочетания «наиболее строгий вид наказания», предусмотренный за совершенное преступление, как не допускающее снижения максимального срока или размера альтернативно указанного в санкции статьи Особенной части кодекса менее строгого (исходя из ст. 44 УК) вида наказания.
Ограничительное (рестриктивное) толкование предполагает изложение мысли законодателя более узко по сравнению с ее словесным оформлением. К примеру, в ч. 2 ст. 35 УК предусмотрено, что преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Буквальное толкование этого положения позволяет заключить, что группа лиц по предварительному сговору имеет место и тогда, когда в совершении преступления участвует один исполнитель и один и более пособник (подстрекатель, организатор). Однако в судебной практике ч. 2 ст. 35 УК толкуется ограничительно, и для констатации группы лиц по предварительному сговору требуется не просто два и более лица, а два и более соисполнителя .
Распространительное (экстенсивное) толкование предполагает изложение мысли законодателя более широко по сравнению с ее словесным оформлением. Так, соединительный союз «и» в ст. 62 УК между указанными в последней пунктами ч. 1 ст. 61 УК следует понимать как разделительный союз «или» , расширяя тем самым круг ситуаций, в которых возможно применение ст. 62 УК. Однако распространительное толкование не должно приводить к аналогии закона (ч. 2 ст. 3 УК). К примеру, в ст. 203 УК признаки субъекта преступления — «руководитель или служащий частной охранной или детективной службы» — нельзя расширительно истолковать как включающие частных детективов, не состоящих в соответствующей службе, поскольку это прямо противоречит мысли законодателя, отображенной в тексте, и является применением уголовного закона по аналогии.
 
7)     Понятие и социальная сущность преступления
Понятие преступления является одной из основных категорий уголовного права. Закон устанавливает, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, что необходимо для осуществления стоящих перед уголовным законодательством задач охраны личности, прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ, мира и безопасности человечества от преступных посягательств, а также предупреждения преступлений (ст. 2 УК).
В ст. 14 УК РФ преступление определено как «виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».
Под преступлением понимается только деяние, т. е. поведение человека, выраженное в определенной объективной форме. Ни мысли, ни намерения, ни цели человека, которые не нашли своего внешнего выражения, не воплотились в поступке, не могут признаваться преступлением. Деяние приобретает уголовно-правовое значение, т. е. становится преступлением, только при условии, что оно обладает всеми четырьмя указанными в законе признаками.
Как правомерное, так и противоправное поведение человека начинается с мыслительной деятельности, которая сама по себе (размышления, умозаключения) не может быть преступной, если не сопровождается непосредственной деятельностью, поступками. Особенность права состоит в том, что оно нейтрально к внутреннему миру человека. Намерения, цели, ради осуществления которых человек не предпринимает действий, не относятся к области уголовно-правового регулирования, поскольку не создают опасности причинения общественно вредных последствий. Так, угроза убийством наказывается по ст. 119 УК тогда, когда она выражена в таких словах или действиях, которые заставляют потерпевшего опасаться за свою жизнь, ограничивают свободу выбора возможного поведения. Вместе с тем одно лишь высказывание намерения совершить убийство не создает состояния опасности и поэтому преступлением не является. Такое положение в настоящее время является общепризнанным в науке уголовного права. Однако так было не всегда.
Например, в древнегерманском праве не проводилось различия между кражей задуманной и совершенной: «Если ты не совершил задуманную тобой кражу только ради страха, то ты все-таки совершил ее своим помыслом» .
Социальная природа преступности определяется, во-первых, ее историческим происхождением. Известно, что преступность как массовое явление появилась лишь в определенных социальных условиях — с возникновением классов, государства и права. Право, как и правонарушения, возникает лишь тогда, когда родовой строй превращается в организацию для грабежа и угнетения соседей.
Правовые нормы закрепляют социальные интересы людей, отражают их экономические, политические и прочие потребности. Соответственно, правонарушения и преступления направлены против этих потребностей и интересов. Дифференциация классовой и социальной структуры общества привела к возникновению противоположных общественных интересов, к необходимости закреплять определенные формы поведения в нормах права. Не классические катаклизмы, не изменение генетической природы человека, не техническая революция, а социальное развитие общества, достижение им определенного этапа своего развития, связанного с появлением классов, частной собственности и государства — вот основная причина появления преступности и других правонарушений.
Во-вторых, социальная природа правонарушений и преступлений проявляется в конкретном содержании составляющих их действий (или бездействия) людей. Всякий человеческий поступок есть "кирпичик" социальной действительности; не может быть преступника вне общества. В этом смысле любое поведение социально; не является исключением и поведение, представляющее собой нарушение правовой нормы, в том числе и преступное.
В-третьих, социальная природа правонарушений проявляется в их результатах — в том уроне, который они наносят интересам общества. Этот урон нельзя рассматривать только как физический (материальный) ущерб, причиняемый имуществу конкретных людей, их здоровью или жизни.
В-четвертых, количественные и качественные показатели состояния, структуры и динамики правонарушений испытывают существенные изменения в связи и в зависимости от изменений, происходящих в условиях социальной жизни людей. Здесь социальная природа правонарушений проявляется, пожалуй, наиболее отчетливо. Отмечая это обстоятельство, Н. Ф. Кузнецова писала: "Преступность исторически изменчива как по социальной сущности, так и по месту (в разных государствах и в разных социально-экономических формациях неодинаков круг преступлений), и по времени (объем уголовно наказуемых деяний меняется по мере исторического развития государства даже одной формации)".
Таким образом, преступность — это социальное и правовое явление. Она социальна потому, что слагается из деяний, совершаемых людьми в обществе и против интересов всего общества или основной его части. Преступность социальна по своему происхождению, содержанию и судьбе.
 
8) Признаки преступления, предусмотренные законодательством и их содержание.
Преступление как правовое явление характеризуется определенными признаками, представляющими существенные стороны данного явления. Признаки преступления могут быть выяснены на основе анализа законодательного определения понятия преступления. Ими являются: уголовная противоправность, общественная опасность, виновность и наказуемость.
Общественная опасность — материальный признак преступления, означающий способность деяния причинять существенный вред общественным отношениям, поставленным под охрану уголовного закона. Чезаре Беккариа в знаменитой книге «О преступлениях и наказаниях» (М., 1939. С. 226) писал, что «истинным мерилом преступлений является вред, наносимый ими обществу».
Преступлениями являются деяния, опасные для личности, общества и государства. Общественная опасность преступления может быть раскрыта путем указания на объекты уголовно-правовой охраны. Согласно УК, такими объектами являются: личность, права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и безопасность, окружающая среда, конституционный строй РФ, мир и безопасность человечества.
Общественная опасность может зависеть от особенностей самого общественно опасного деяния — места, времени, способа, обстановки его совершения. Так, охота является незаконной, если она произведена с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ или газов, на территории государственного заповедника или заказника (ст. 258 УК); время совершения убийства матерью новорожденного ребенка — во время или сразу после родов (ст. 106 УК) является обстоятельством, существенно влияющим на степень общественной опасности этого преступления.
Одной из основных величин, определяющих общественную опасность, является вред, который причиняет или может причинить совершенное деяние. Некоторые деяния становятся общественно опасными с момента совершения действия или бездействия независимо от того, какие они повлекли вредные последствия. Другие же приобретают свойство общественной опасности лишь при наступлении тех последствий, которые указаны в законе. Характер последствий, позволяющих отнести деяние к числу общественно опасных и преступных, законодателем может быть описан по-разному. Иногда последствия четко определены (причинение вреда здоровью, имущественный ущерб). Так, характер последствий (тяжесть причиненного вреда здоровью — тяжкого, средней тяжести или легкого) служит основанием для выделения различных по своей опасности видов преступлений (ст. 111, 112, 115 УК). В других случаях, когда последствия могут быть разнообразными и нет возможности их конкретизировать, законодатель прибегает к оценочным понятиям. Установление наличия или отсутствия последствий в таких случаях является вопросом факта. Так, в ст. 248 УК законодатель говорит об иных тяжких последствиях, в ст. 167 УК — о причинении значительного ущерба.
Общественная опасность преступления связана и с такими его признаками, как мотив и цель. Так, подмена ребенка является преступлением лишь в случае совершения его из корыстных или иных низменных побуждений (ст. 153 УК).
В некоторых случаях общественная опасность определяется свойствами лица, совершившего деяние. Так, за отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК) несет ответственность лишь должностное лицо. Нередко особые характеристики субъекта повышают степень общественной опасности преступления, например вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления родителем, педагогом или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 150 УК).
Общественная опасность имеет качественную и количественную характеристику.  Качественная характеристика общественной опасности в литературе именуется характером общественной опасности. Она означает типовую характеристику социальной вредности определенных видов преступлений (грабежа, изнасилования, уклонения от уплаты налогов и т. д.) и зависит от объекта посягательства, формы вины и категории совершенного преступления. В системе Особенной части УК преступления расположены не произвольно, а в зависимости от той значимости, которую законодатель придает различным видам общественных отношений. Поэтому правомерно утверждение, что характер общественной опасности преступления определяется тем местом, которое норма об этом преступлении занимает в системе Особенной части УК.
Количественный показатель общественной опасности именуется в литературе ее степенью. Она определяется обстоятельствами содеянного (например, степенью осуществления преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда и тяжестью наступивших последствий, ролью подсудимого в совершении преступления, в соучастии). Степень общественной опасности преступления свое окончательное выражение находит в санкции. Чем выше степень общественной опасности преступления, тем более строгое наказание предусматривает санкция статьи. Степень общественной опасности позволяет отграничивать друг от друга одинаковые по характеру общественной опасности преступления.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 1 постановления от 11.06.99 № 40 «О практике назначения судами уголовного наказания» указал, что «характер общественной опасности преступления зависит от установленных судом объекта посягательства, формы вины и отнесения Уголовным кодексом преступного деяния к соответствующей категории преступления (ст. 15 УК), а степень общественной опасности преступления определяется обстоятельствами содеянного (например, степенью осуществления преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда или тяжестью наступивших последствий, ролью подсудимого при совершении преступления в соучастии)».
Вторым признаком преступления является противоправность, или уголовная противозаконность, означающая, что преступлением может быть признано только то деяние, которое прямо запрещено нормой Особенной части УК РФ (ч. 1 ст. 14 УК РФ). Международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредственно, поскольку такими договорами прямо устанавливается обязанность государств обеспечить выполнение предусмотренных договором обязательств путем установления наказуемости определенных преступлений внутренним (национальным)  законом  (п.   6  постановления   Пленума Верховного  Суда   РФ  от  10.10.2003   №  5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ»).
В науке уголовного права данный признак преступления базируется на важнейшем принципе уголовного права — «nullum crimen sine lege» — «нет преступления без указания на него в законе». Применение уголовного закона по аналогии не допускается (ст. 3). Признание деяния противоправным не является произвольным. Из всей массы человеческих поступков законодатель призван выделить те, которые наиболее опасны для общества и государства на данной ступени исторического развития.
Противоправность — это формальный признак преступления, который нельзя рассматривать изолированно от общественной опасности деяния. Уголовная противоправность деяния — субъективное (на законодательном уровне) выражение общественной опасности этого деяния. Выявив объективно существующую общественную опасность деяния и осознав невозможность эффективной борьбы с ним без использования уголовно-правовых средств, государство в лице законодательного органа формулирует уголовно-правовой запрет на совершение данного вида деяний и устанавливает уголовное наказание за его совершение. С другой стороны, деяние, запрещенное уголовным законом, в силу изменения характера общественных отношений либо по другим причинам может на определенном этапе утратить свою опасность для общества и тогда оно декриминализируется, т. е. отменяется уголовно-правовой запрет на его совершение.
Таким образом, общественная опасность и противоправность — это две неразрывные и взаимосвязанные характеристики (социальная и юридическая) преступления.
Виновность как признак преступления непосредственно вытекает из принципа вины, закрепленного в ст. 5 УК РФ и запрещающего объективное вменение, т. е. уголовную ответственность за невиновное причинение вреда. В соответствии с ч. 1 ст. 24 УК РФ виновным в преступлении признается лицо, совершившее общественно опасное и противоправное деяние умышленно либо по неосторожности. Если деяние совершено без вины, т. е. без умысла или неосторожности (случайно), то, несмотря на его объективную общественную опасность, оно не может признаваться преступлением и не влечет уголовной ответственности (ч. 1 ст. 28 УК РФ).
Наказуемость означает, что за предусмотренные уголовным законом и совершенные виновно общественно опасные деяния может быть назначено наказание, установленное в санкции уголовно-правовой нормы. Иначе говоря, наказуемость — это предусмотренная законом возможность назначения наказания. Такая возможность реализуется не во всех случаях совершения преступлений. Во-первых, не каждое преступление фиксируется правоохранительными органами. Во-вторых, не каждое зарегистрированное преступление раскрывается. В-третьих, в случаях, предусмотренных законом, лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от наказания. Однако и в этих случаях речь идет именно о преступлении, поскольку уголовно-правовая норма, содержащая описание данного вида общественно опасных деяний, предусматривает определенное наказание за его совершение.
Таким образом, под наказуемостью следует понимать не реальное наказание за конкретное преступление, а установленную законом возможность применить наказание за каждый случай совершения деяния, описанного в той или иной норме Особенной части УК РФ.
 
9) Определение преступления в уголовном законе. Материальное определение преступления, его отличие от так называемого формального определения преступления
Согласно ст.14 УК РФ, преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.
В мире существуют две разновидности определения того, что является преступлением: формальное и материальное.
Во многих зарубежных государствах принято формальное определение преступления, согласно которому преступлением считается деяние, предусмотренное уголовным кодексом соответствующей страны. Но в этом случае непонятно, по какому принципу те ли иные деяния записываются в разряд преступных, и ничто не препятствует законодателю установить, например, такую норму: «Посадка деревьев наказывается тремя годами лишения свободы». А самое главное — определение не позволяет отграничить преступление от малозначительного деяния, т.е. от деяния, которое по своей малозначимости нельзя карать по всей строгости уголовного права. При формальном определении преступления можно, например, посадить человека за кражу буханки хлеба, ведь формально это все равно кража.
Материальное определение преступления включает в себя такие признаки, которые определяют, почему данное деяние является преступлением, прежде всего это указание на общественную опасность и объекты посягательства. Однако нельзя впадать и в другую крайность, определяя преступление, исключительно через материальные признаки, как это было сделано в УК 1922 г., где преступлением признавалось действие или бездействие, опасное для рабоче-крестьянского правопорядка, т.е. для того, чтобы назвать человека преступником, не обязательно даже определять, что же нельзя преступать. Таким образом, судья в 1922 г., основываясь на рабоче-крестьянском правосознании, мог объявить преступлением любое деяние, которое ему по каким-либо причинам показалось опасным для Советского государства.
Уголовное право РФ формирует понятие преступления, взяв за основу его определения материальный признак. Указание на то, что преступность есть не просто деяние, запрещенное законом, но а действие или бездействие по своему содержанию опасное для интересов общества, для общественных отношений. Важнейшим признаком считается материальный признак. Общественная опасность, указанная в орпределении и есть материальный признак.
 
 
10) Категории преступлений в уголовном законодательстве, их характеристика
Статья 15 УК выделила следующие категории преступлений: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.
Статья 15 УК гласит, что преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает двух лет лишения свободы.
Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, превышает два года лишения свободы.
Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает десяти лет лишения свободы.
Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание. Данная классификация является естественной, т.е. основанной на существенном признаке, определяемом природой преступления, а именно его общественной опасности. Поскольку общественная опасность не может быть непосредственно воспринята, внешним показателем, формализацией этой опасности принято считать санкцию. Размер наказания, предусмотренный в санкции статьи, в сжатой форме отражает степень общественной опасности преступления и позволяет сравнить степень общественной опасности различных преступлений.
В то же время размер наказания всегда четко определен в санкциях статей. Данное обстоятельство не оставляет возможности для судейского усмотрения при отнесении преступления к той или иной категории.
Дополнительным показателем, способствующим более точной классификации преступлений, является форма вины. Так, преступлениями небольшой и средней тяжести могут быть как умышленные, так и неосторожные преступления. Тяжкие и особо тяжкие преступления могут совершаться только умышленно.
Исходя из данной классификации, к преступлениям небольшой тяжести следует отнести такие преступления, как, например, побои (ст. 116 УК), оставление в опасности (ст. 125 УК), невыполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК), неправомерный доступ к компьютерной информации (ч. 1 ст. 272 УК) и др.
Преступлениями средней тяжести являются, например, нарушение авторских и смежных прав (ч. 3 ст. 146 УК), вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ч. ч. 1, 2 ст. 151 УК), незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 235 УК) и др.
Тяжкие преступления - это, например, массовые беспорядки (ст. 212 УК), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК), терроризм (ст. 205 УК), вынесение заведомо неправосудного приговора суда к лишению свободы или повлекшее иные тяжкие последствия (ч. 2 ст. 305 УК) и др.
К особо тяжким преступлениям следует отнести убийство (ст. 105 УК), государственную измену (ст. 275 УК), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК), диверсию (ст. 281 УК) и др.
Значение категоризации преступлений состоит в том, что она обращена к законодателю, обязывая учитывать ее при конструировании уголовно-правовых институтов и норм. В этой связи категоризацию преступлений следует признать важным приемом законодательной техники.
Значение деления преступлений на категории в зависимости от степени их общественной опасности имеет не только теоретический, но и практический характер. Отнесение деяния к той или иной категории может иметь такие правовые последствия, как определение вида рецидива (ст. 18 УК), наказуемость приготовления к преступлению (ч. 2 ст. 30 УК), определение режима отбывания наказания в виде лишения свободы (ст. 58 УК), влияние на определение порядка назначения наказания по совокупности преступлений (ст. 69 УК), на правила отмены условного осуждения (ст. 74 УК), на освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК), примирением с потерпевшим (ст. 76 УК) или с истечением срока давности (ст. 78 УК), на правила условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (ст. 79 УК), замены неотбытой части наказания более мягким (ст.80 УК), на освобождение от наказания в связи с изменением обстановки (ст. 80.1 УК), отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст.82 УК), освобождения от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда (ст. 83 УК), погашения судимости (ст. 86 УК), на назначение наказания несовершеннолетним (ст. 88 УК), а также влияет на применение принудительных мер воспитательного воздействия (ст.90 УК), освобождение от наказания несовершеннолетних (ст. 92 УК), применение условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (ст. 93 УК), определение сроков давности (ст. 94 УК) и сроков погашения судимости (ст. 95 УК).
Санкции, избираемые законодателем за конкретные преступления, не могут определяться вне зависимости от отнесения преступления к определенной категории.
 
11) Отграничение преступления от иных правонарушений.
Теория государства и права предлагает классифицировать правонарушения в зависимости от их характера и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых за их совершение санкций на преступления и проступки. Проступки характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и влекут применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия.
Видами проступков являются гражданско-правовые деликты, административные и дисциплинарные правонарушения.
При отграничении преступлений от иных правонарушений следует принимать во внимание ряд обстоятельств. Так, некоторые преступления посягают на такие общественные отношения, на которые другие правонарушения посягать не могут (например, жизнь человека, государственная безопасность). Характер общественной опасности, который определяется объектом посягательства, позволяет отнести такие деяния лишь к числу уголовных преступлений. Трудностей в разграничении преступлений и иных правонарушений при этом не возникает.
Необходимость определения критериев разграничения преступлений и других правонарушений возникает при наличии смежных (различных, а иногда аналогичных) правонарушений, относящихся к различным отраслям права, но посягающим на один объект. Например, ответственность за нарушение правил дорожного движения предусмотрена как уголовным (ст. 264 УК), так и административным (ст. 12.1-12.24, 12.28 КоАП РФ) законодательством.
Степень общественной опасности в случаях, когда они являются смежными, является главным критерием, отличающим преступления от других видов правонарушений.
Преступления, смежные с административными проступками, посягают, в основном, на такие общественные отношения, как порядок управления, общественный порядок и общественная безопасность, общественные отношения в области охраны природных богатств.
К преступлениям, совершаемым в сфере служебных отношений — должностным и против военной службы, примыкают дисциплинарные проступки.
Как гражданско-правовые деликты, так и преступления против собственности связаны с причинением личности, организациям и государству имущественного вреда.
Вред правильному функционированию человеческого общества, сложившейся системе общественных отношений причиняют как преступления, так и иные правонарушения. Поэтому и те, и другие являются общественно опасными. Однако степень такого вредного воздействия может быть различной .
Нередко преступление отличается от иных правонарушений только характером наступивших последствий совершенного деяния. Величина причиненного вреда позволяет отграничивать преступления и другие правонарушения. Так, если использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы повлечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства в целом, его действия квалифицируются по ст. 285 УК, а в случае отсутствия такого вреда — являются дисциплинарным проступком. Самоуправство, причинившее существенный вред гражданам или организациям, квалифицируется по ст. 330 УК, а при отсутствии существенного вреда — по ст. 19.1 КоАП РФ. Так, нарушение правил охраны труда, причинившее легкий либо средней тяжести вред здоровью человека является дисциплинарным или административным проступком, а то же деяние, причинившее по неосторожности тяжкий вред здоровью, образует состав преступления (ч. 1 ст. 143 УК РФ).
Субъективными обстоятельствами, определяющими степень общественной опасности, которые могут повлиять на отнесение деяния к числу правонарушений, являются форма вины, мотив и цель.
Так, причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью является уголовно наказуемым, если совершено умышленно (ст. 112, 115 УК). В случае неосторожного совершения такого деяния вред может быть возмещен в гражданско-правовом порядке (ст. 1085 ГК РФ). Служебный подлог является уголовно наказуемым, если совершен из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 292 УК).
Еще одним признаком, отличающим преступления от других правонарушений, является характер противоправности. Преступления всегда противоречат уголовному закону. Другие правонарушения нарушают нормы других отраслей права. Это могут быть не только законы, но и подзаконные нормативные акты.
Последствием совершения преступления является применение самой суровой меры государственного принуждения — уголовного наказания с последующей судимостью. Другие правонарушения сопровождаются менее жесткими мерами воздействия. Некоторые из них, например штраф, исправительные работы и арест, как виды административных взысканий по своему содержанию являются схожими с одноименными уголовными наказаниями, однако они не влекут судимости.
 
12) Понятие состава преступления по уголовному праву и его значение
Состав преступления – это совокупность установленных уголовным законом объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как преступление.
Объективные (внешние) признаки состава преступления характеризуют объект и объективную сторону преступления. Субъективные (внутренние) признаки – субъекта и субъективную сторону преступления.
Различают необходимые (обязательные) и факультативные признаки состава преступления.
Необходимые признаки являются обязательными для всех без исключения составов преступления, они присущи каждому конкретному составу преступления. Такими признаками являются: для характеристики объекта преступления – общественные отношения, на которые посягает преступление; для характеристики объективной стороны – общественно опасное действие или бездействие (для так называемых материальных составов преступлений обязательными являются также преступные последствия (результат) и причинная связь между деянием (действием или бездействием) и наступившими вредными последствиями (результатом); для характеристики субъективной стороны – вина (в форме умысла или неосторожности); для характеристики субъекта преступления – физическое лицо, вменяемое и достигшее возраста, с которого в соответствии с законом наступает уголовная ответственность.
Факультативные признаки присущи только некоторым составам преступления. Они указываются в законе при описании элементов отдельных составов преступлений в добавление к общим признакам, чтобы отразить специфические свойства данного состава. С помощью этих признаков преступление характеризуется дополнительными чертами, в которых выражается специфика данного вида преступления. К этой группе относятся такие признаки, как предмет посягательства, общественно опасные последствия, причинная связь между деянием и последствиями, способ, условия времени и места, обстановка, орудия и средства совершения преступления, мотив и цель преступления, специальные признаки его субъекта. В зависимости от того, насколько важное значение придает законодатель тому или иному факультативному признаку, он может выполнять одну из трех функций.
Во-первых, нередко какой-то из факультативных признаков вводится в основной состав преступления и становится таким образом обязательным признаком этого состава. Например, способ совершения преступления, являясь факультативным признаком в общетеоретическом плане, становится обязательным признаком применительно к краже (тайный способ хищения чужого имущества). Во-вторых, тот же самый признак может в других случаях приобрести значение квалифицирующего, т.е. признака, повышающего опасность преступления и изменяющего его квалификацию (убийство, совершенное общеопасным способом, — п. «е» ч. 2 ст. 105 УК). В-третьих, если признак не входит в основной состав (не стал обязательным) и не предусмотрен в качестве квалифицирующего, он может выступать как обстоятельство, смягчающее или отягчающее наказание (ст. ст. 61 или 63 УК), и в этом качестве влиять на избрание судом вида и размера наказания. Например, совершение любого преступления такими способами, как особая жестокость, садизм, издевательство, а также мучения для потерпевшего, рассматривается в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, во всех случаях, когда такой способ не является ни обязательным, ни квалифицирующим признаком (п. «и» ч. 1 ст. 63 УК).
Значение состава преступления состоит в том, что только установление  всех  его  признаков  в  конкретном  деянии  дает основание констатировать сам факт совершения преступления (как основания  для  возникновения  правоотношения  между преступником  и  государством),  правильно  квалифицировать действия  виновного по  соответствующей  статье Особенной части Уголовного  кодекса  и  тем  самым  определить  характер  и  объем ответственности и наказания.
 
 
13) Элементы состава преступления и признаки  их характеризующие.Виды составов преступлений.
Элемент состава прест-я – это одна из 4 составных частей структуры состава преступления. Элемент – часть структуры.
Каждый элемент хар-т своя группа признаков.
1) Объект – это то, на что посягает преступление, то, чем оно причиняет существенный вред. Объектом в УП могут быть только общ-ые отн-я. Общ-ые отн-я явл-ся основным признаком объекта, потому что составляют основное его содержание; Предмет – это материальные вещи объективного мира: Потерпевший – физ/лицо которому преступлением причиняется вред, объект: обществ. отношения (обязательный признак), блага, ценности, интересы. Признаки соответственно: общественные отношения (обязательный признак), предмет преступления, потерпевший от преступления, дополнит. объект.
2) Объектив. сторона – внешнее проявление преступного деяния, то как оно выражается в объективной действительности, фиксируется в диспозиции (# массовый беспорядок). Признаки: общественно-опасное деяние (обязат. признак), общественно-опас. последствия, причинноследственная связь между деянием и последствиями, время совершения, место, способ, лрудие, средство, обстановка.. Общ-опасное деяние выражается в двух формах (действие или бездействие). Последствия – тот ущерб или вред, который причинен в результате преступления. Причинно-следственная зависимость установлена между деяниями и последствиями. Все преступления в УК обязательно предполагают последствия, просто законад-я конструкция которых из них упоминание о последствиях в диспозициях статей не содержит. Место, время, способ, обстановка, орудие и средства относятся к доп/признаку, т.к. присутствует не во всех составах. Там где они присутствовали становятся обяз-ми признаками.
3) субъект – физическое вменяемое лицо, достигшее угол. ответ-ти. Физическая природа означает, что S м.б.только человек. Вменяемость предполагает осознание лицом своих действий и возможность ими руководить. Возраст 16 лет – общий, 14 это по предусм. статьям. Признаки основные:физическая природа, вменяемость, возраст. Доп. признак – специальный субъект.
4) субъективная сторона – внутреннее (психическое) проявление преступления. Это психическая деят-ть лица, связанная с совершением прест-я. Признаки: вина (обязательный), цель, мотив, эмоции. Вина выражается в виде умысла и неосторожности. Мотив – те побуждения, которые толкает на совершения преступления. Цель – преступный результат. Эмоции – внешнее выражение чувств человека (# гнев). Вывод: Для того, чтобы преступление было признано таковым необходимо обязательное наличие всех 4 элементов состава прест-я, каждый из которых в обязательном порядке д.б. представлен основными признаками. В случае отсутствия любого из Эл-тов, мы не можем говорить о наличии состава, а значит и о прест-и в целом.  Признаки бывают обязательные и факультативные. Существует понятие общего состава преступления – некая абстрактная теоретическая модель. Конкретный состав – зафиксирован в конкрет. статье особенной части УК. Обязательные признаки – с точки зрения общего состава преступления – это минимальный набор признаков конкретного состава.
Виды составов –
1) по характеру структуры – данные деяния полностью соответствует видам единичным прест-ям (составные, альтернативные, длящиеся);
2) составы, которые выделяются по степени тяжести: а) основные составы (конститутивные), которые не имеют не отягч-х, не смягч-х абстоятельств – это первые части статей, которые вообще дел-ся на части, либо это статьи не имеющие частей.. б) составы с отягчающими обстоятельствами (квалифицир-е составы) – это вторые части статей, имеющих части, сюда же относят составы с особо отягч-ми обстоятельствами (особо квалифицированные составы) – это третьи, четвертые и т.д. части статей. в) составы со смяг-ми обстоятельствами (привилегированные составы), сюда же относят составы с особо смягч-ми обстоятельствами;
3) составы, выделяемые по особенностям конструкции об/стороны. а) материальные – составы, в которых в момент юрид-го окончания, напрямую связан с наступлением последствий, которые либо четко фиксируются в диспозиции статей, либо предполагаются. б) формальные – юрид-е окончание которых законодателями связывается с выполнением предусмотренных диспозиций действий (бездействий). # оскорбление или клевета. Необходимо учитывать, что любой состав, закрепленный в УК РФ предполагает наступление тех или иных последствий, иначе он не был бы закреплен в УК РФ. Характерна особенность, которая не предполагает учета этих последствий. Потому что вред таких преступлений не поддается учету. в) усеченные составы – это своеобразный искусственный состав, момент юрид-го окончания которого законодателем выносится на еще более раннюю стадию, чем совершение деяния. Усеченность характерна для наиболее опасных прест-й – ст. 209. И некоторые выделяют – состав опасности или состав угрозы – момент юрид-го окончания с реальн
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.