На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инновационная система России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
Современный этап мирового развития связан с процессами глобализации в самом широком смысле, поскольку  характеризуется резким усилением  и усложнением взаимосвязей и  взаимозависимостей в основных областях экономической, политической и общественной жизни. Это выражается в формировании мировых рынков капиталов, финансов, производства, торговли, рабочей силы. Приспособление к новым условиям воспроизводства происходит в форме перестройки экономических процессов, суть которой заключена в переориентации с экстенсивных на интенсивные формы использования главных факторов экономического развития: основного капитала, рабочей силы, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, новых знаний и технологий. Однако наибольшее воздействие оказывает построение глобальных информационных сетей, позволяющих интенсифицировать информационный обмен и сотрудничество в научно-технической сфере, культуре, бизнесе. Иными словами, происходит создание глобального информационного поля, генерирующего знания и оказывающего существенное влияние на появление экономики нового типа — инновационной, где сектор знаний играет решающую роль, а производство знаний представляет источник экономического роста.
В условиях глобализации и  образования единого мирового рынка  формирование инновационных систем приобрело характер центрального экономического процесса в индустриально развитых странах. Это означает, что доминантой экономического роста становится система научных знаний, новых технологий, инновационных процессов, продуктов и услуг.
Главными компонентами инновационных  систем выступают научные, научно-технические, технологические, социально-организационные  новшества, воплощенные как в  различных материальных, так и  в нематериальных носителях. Возникая на всех стадиях воспроизводственного цикла, нововведения различаются по типологии, происхождению, назначению, степени новизны, уровню распространения и пр. Инновационная деятельность может быть представлена как процесс творчества и создания новшества, реализуемый как максима инновационной альтернативы, инновационной потребности и предпринимательских усилий.
Цель работы – анализ действующих и формирующихся НИС.
Для выполнения поставленной задачи необходимо решить ряд задач:
      определить понятие и сущность национальной инновационной системы;
      выявить признаки инновационной системы;
      рассмотреть типы НИС;
      проанализировать опыт иностранных стран в формировании НИС;
      проанализировать современную ситуацию в инновационной деятельности в России;
      рассмотреть внутреннюю и внешнюю деятельность России по формированию НИС.
 
 

Глава 1. Теоретические  основы формирования национальной инновационной  системы (НИС)
      Понятие, сущность и признаки НИС
Характеризуя переход  мировой экономики на инновационный  путь развития, исследователи говорят  о формировании "экономики инноваций", "экономики знаний", "новой  экономики" и др. Но вне зависимости  от терминологии и оценок причин перехода большинство из них признает, что  изменился тип воспроизводства; его основной чертой становится развитие национальных инновационных систем (НИС) [5].
Обычно НИС характеризуют  как совокупность предприятий и  организаций, деятельность которых  направлена на генерирование и диффузию инноваций. О ней говорят как  об обеспечивающей инновационные процессы системе экономических механизмов и видов деятельности. Под НИС также понимают "совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. Другая часть НИС – комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности"[5].
Таким образом, НИС – это  совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции (услуг), осуществляющих свою деятельность на основе соответствующей нормативной  правовой базы в рамках проводимой государством политики.
Основоположниками теории формирования НИС можно по праву считать  К. Фримэна (Институт исследования научной политики Сассекского университета, Великобритания) [14], Б.-А. Лундвалла (университет г. Упсала, Швеция) и Р. Нельсона (Колумбийский университет, США), проанализировавших развитие инновационной деятельности в различных странах и на этой основе давших определение понятия НИС. При этом в основу исследования были положены результаты, ранее полученные Й. Шумпетером (теория экономической динамики), Ф. Хайеком (концепция рассеянного знания), Д. Нортом (институциональная теория), Р. Солоу (роль НТП в экономическом росте), П. Ромером и Р. Лукасом (новая теория роста).
Большинство исследователей проблем перехода экономики на инновационный путь развития фиксируют принципиальные условия и следствия данного перехода [4]
          - мировая экономика переживает качественно новый этап в своем развитии. Свидетельство этому – востребованность инноваций не отдельными предпринимателями, а национальными экономиками.
  - возникла такая экономическая категория, как "человеческий капитал". Накапливая и используя его, экономические субъекты получают ренту, по содержанию идентичную доходу от вложений в ценные бумаги или от банковского кредитования. Как результат, на национальном и международном уровнях обостряется борьба за присвоение названной ренты, а значит, за права собственности на человеческий капитал. Поэтому возникает необходимость в институтах, минимизирующих ущерб НИС от этого вида конкуренции.
  - "провалы рынка" в инновационной сфере вынуждают государственные органы развитых стран в случае необходимости принимать на себя часть расходов и ответственности, регулировать направления рынка инноваций и быстро реагировать на изменение ситуации. Поэтому принципиально важно определить меру участия в развитии НИС граждан как носителей человеческого капитала, бизнеса, публичных институтов (государственных, региональных, муниципальных), а также общественных организаций.
Экономике инноваций присуща  своя форма накопления, собственная  структура богатства и особые критерии оценки эффективности накопления. То, что считалось ростом в системе  индустриального общества, не является таковым в современных условиях, поскольку не любой экономический  рост приводит к инновационному развитию и не любой рост основан на инновациях. Наконец, такая экономика рискованна и невозможна без "длинных денег", которые не появятся без соблюдения как минимум двух исходных условий: доверия инвесторов к государству  и четко сформулированной им инновационной  политики.
Как уже отмечалось, экономика  инноваций проявляется в повышении  в национальном богатстве доли составляющих, ранее относимых к внеэкономическим; в увеличении расходов государства, предпринимателей и домашних хозяйств на накопление человеческого капитала.
Анализ результатов исследований отечественных и зарубежных ученых по проблеме инноваций позволил обобщить и сформулировать некоторые основополагающие признаки инновационной экономики. Представляется, что она является таковой, если в обществе происходят следующие процессы [11]:
    выделяется особая роль научных знаний, наблюдается положительное восприятие обществом и государством новых идей и технологий, присутствует готовность к трансферу знаний, их практической реализации в различных сферах деятельности;
    осуществляется ускоренная автоматизация и компьютеризация всех сфер и отраслей производства и управления, в результате чего образуются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно растущего научно-технического прогресса;
    сформированы развитые инновационные инфраструктуры, способные оперативно и гибко реализовывать инновационный процесс, основанный на внедрении высоких производственных технологий и повышении конкурентоспособности производства;
    происходят радикальные изменения социальных структур, которые приводят к расширению и активизации инновационной деятельности не только в производственной, но и в других сферах – управлении, образовании, культуре, а также в быту;
    создана система опережающей подготовки и переподготовки профессиональных кадров в области инноваций, эффективно реализующих комплексные проекты восстановления и развития отечественного производства и регионов страны.
Данные процессы в целом  свидетельствуют о том, что важнейшим  условием формирования экономики знаний являются высокая инновационная  активность на всех уровнях управления (общественном, государственном, предпринимательском), а также наличие эффективной  инновационной инфраструктуры. Последняя выступает в качестве базовой составляющей инновационного потенциала общества, "точки опоры" и фундамента инновационной экономики.
Инновационная инфраструктура представляет собой совокупность взаимосвязанных  общественных и производственных институтов (технологических и организационно-управляющих систем, предпринимательских структур, научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений, отдельных ученых и изобретателей), необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций.
Важнейшей характеристикой  инновационной инфраструктуры является ее функциональная достаточность (полнота), предполагающая наличие таких свойств, которые должны способствовать в  полной мере реализации инноваций в масштабах национальной экономики, региона, отдельных предпринимательских структур. Подобная полнота может быть достигнута лишь при формировании рациональной и эффективной национальной инновационной системы, построение которой входит в число приоритетных направлений государственной политики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2 Типы НИС
Формирование инновационной  политики обусловлено резкой активизацией инновационных процессов в промышленно  развитых и развивающихся странах, а также их возрастающим влиянием на рост национальных экономик, конкуренцию  новизны и качества на мировом  рынке. Это означает, что современные  мировые тенденции связаны с  переходом к новому типу экономического развития, основанному на непрерывном  изменении и обновлении производственной базы, технологий, товаров и услуг, а инновации превращаются в его  главный вектор.
Опираясь на опыт эволюции НИС в странах с рыночной экономикой, а также учитывая советско-российский опыт научно-технического прогресса  и рассматривая оба эти опыта  в контексте информационной эпохи, можно выделить три типа национальных инновационных систем, различающиеся  механизмами их организации (табл. 1).
 
Таблица 1
Типы национальных инновационных  систем [10].
Типы  НИС
Механизмы организации НИС
Рыночно-сетевая
Классический  рыночный
   
Административно-государственная
  Централизованно-иерархический
 
Смешанно-сетевая
    Постклассический: рыночно-сетевой, государственно-частный

 
Административно-командная  инновационная система есть совокупность организаций, действующих централизованно-иерархически с целью развития инновационных процессов в стране. Но как только такие организации оказываются в центре внимания, сутью системы становятся командно-административные методы, свойственные организациям как иерархическим структурам. Утверждение этих методов быстро приводит к подмене целей: основной целью становится самосохранение этих организаций и повышение их статуса, а инновации – лишь средством достижения этой цели. Все это хорошо знакомо большинству россиян по советским временам.
Рыночно-сетевая инновационная система представляет собой прежде всего институционализированную совокупность мотивов, правил, стратегий (МПС) деятельности, направленной на развитие инноваций. А реализуются эти МПС, конечно, людьми, объединенными в целевые организации. Но организации выступают при этом не как исходный факт ("сначала создадим организацию"), а как инструмент, с помощью которого осуществляются соответствующие МПС. Поэтому сначала требуется определить, легитимно институционализировать сетевую систему МПС и одновременно содействовать появлению, развитию сети соответствующих организаций. Существенно также, что это должна быть не иерархическая, а сетевая структура МПС и организаций, отвечающая требованиям рыночной конкуренции новых продуктов и технологий и противостоящая претензиям любых организаций на доминирование в инновационной системе.
В смешанно-сетевой системе участвуют не только частные организации, как в рыночно-сетевой системе, но и государственные организации, которые по своей природе тяготеют к доминированию. Поэтому принципиально важно, чтобы в смешанно-сетевой системе их взаимодействие с частными организациями было партнерским, паритетным.
Таким образом, смешанно-сетевая  инновационная система есть сеть МПС деятельности и партнерских (паритетных) взаимодействий частных, совместных и государственных организаций, которые создают и возможно шире распространяют технологические и  продуктные инновации.
Мотивация инновационных  действий и взаимодействий индивидов  и организаций определяется такими механизмами, как нормы вознаграждения новатора (изобретателя, разработчика), внутренние и внешние инвестиции, законодательное регулирование  ликвидности венчурных инвестиций, государственный заказ и бюджетная  субсидия, налоговое стимулирование инициаторов новшеств, правила международного и российского рынка, включая  неправовые практики и нормы последнего [10].
Проанализировав основные определения, признаки, типы НИС, можно сделать  следующие выводы:
    НИС – это совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции (услуг);
    существует ряд признаков, которые характеризируют переход экономики к инновационной;
    в современном мире преобладает уже не либеральная рыночная экономика, а такая, в которой активно участвует, подчас энергично вмешивается государство; соответственно и инновационные системы оказываются эффективными в той мере, в какой они становятся гибридными, смешанно-сетевыми.
 
 

Глава 2. Мировой  опыт формирования НИС, их особенности
Развитые страны мира уже  во второй половине ХХ века начали переводить на инновационный путь развития свои национальные экономики. Вклад факторов научно-технического прогресса (НТП) в приросте валового внутреннего продукта (ВВП) в США еще в прошлом веке превышал 50-60%. Даже в бывшем СССР за счет указанных факторов обеспечивался прирост национального дохода около 40%. Сегодня на долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства, в промышленно развитых странах уже приходится до 80-95% прироста ВВП.
Институциональные структуры, заложенные в основу НИС промышленно-развитых стран, имеют как общие черты, так и существенные различия.
Институциональные профили  систем, определяющих инновационную  политику таких государств, объединяет, прежде всего, наличие нескольких уровней  организации и управления. Так, НИС  Норвегии и Австралии состоит  из шести уровней, Германии и Великобритании — из четырех, Бельгии, Швейцарии, Австрии  — из трех, имеющих разные функции  и объединяющие различные институты.
В Норвегии верхний уровень НИС включает структуры, разрабатывающие государственную экономическую политику в целом, второй — структуры, формирующие политику в области технологий и инноваций. Третий функциональный уровень обеспечивает процесс реализации инновационной политики и задает направления исследованиям и разработкам. На четвертом уровне объединены институты, выполняющие НИОКР, на пятом – институты, облегчающие диффузию технологий. Шестой уровень представляет собой деловую предпринимательскую среду в частном и государственном секторах.
Особенностью НИС Австралии является наличие специальных юридических организаций, занимающихся правовым обеспечением инновационной деятельности и законодательной поддержкой предпринимателей, включенных в инновационный процесс.
В структуре НИС Бельгии выделяется зона финансирования исследований и разработок, которая аккумулирует все финансовые потоки, направляемые на инновации, включая средства бюджета, государственных и негосударственных венчурных фондов, международных организаций.
В Германии особую роль играет система технического образования, сложившаяся еще во второй половине XIX века. Ее уникальность в том, что помимо собственно педагогической деятельности она ведет переподготовку и консультирование инженеров и техников в технических академиях, музеях, на регулярных выставках технических достижений и тем самым распространяет среди населения новые технологии. В первой половине XX века государственное финансирование научных исследований и разработок превышало затраты частного сектора, но в послевоенный период бизнес стал ускоренно развивать собственные исследования и разработки. К концу XX века доля государства снизилась до одной трети общих расходов на инновационные разработки. При этом Федеральное министерство исследований и технологии выступает как менеджер НИС, разрабатывая программы для укрепления кооперации, стимулирования кадровых и информационных потоков между различными организациями системы.[10]
В настоящее время финансирование инновационной системы Германии может быть охарактеризовано как  смешанное: хозяйственные структуры  через фонды и общества частично финансируют государственные научные  учреждения, а государство предоставляет  средства для частных исследований. Федеральная система позволяет  участвовать в финансировании науки  и центральной, и региональным властям. Только Союз фондов содействия немецкой науке включает 307 фондов, финансируемых бизнесом. Государство стимулирует их деятельность с помощью налоговых льгот.
Швеция имеет самые высокие показатели наукоемкости валового внутреннего продукта и уровня жизни населения. Обеспечение всеобщего благосостояния и полной занятости трудоспособных на основе технического прогресса составило суть "шведской модели". Технические достижения воплощаются преимущественно в нескольких крупных транснациональных корпорациях, действующих в уже сложившихся отраслях промышленности и составляющих основу шведской экономики: автомобилестроение, электротехника и т.п. Но не наблюдается прорывов в новых отраслях: электронике, информатике, связи. Сравнительно невысока наукоемкость производства в средних и мелких фирмах.
В реализации научно-технической  политики остаются традиционно сильны позиции частных корпораций. Государство видит свою задачу в наведении мостов, обеспечивающих сотрудничество корпораций с мелким и средним бизнесом и университетами. Национальный совет по реализации технической политики (NUTEK) осуществляет мониторинг технического развития, содействует адаптации и диффузии новых технологий, предоставляет контракты на исследования и разработки [10]. В его рабочих группах представлены чиновники, бизнесмены и ученые. NUTEK тесно взаимодействует с частными отраслевыми ассоциациями и институтами. Но его деятельность недостаточно эффективна, в целом влияние государства остается неглубоким. В последнее десятилетие крупные корпорации приняли стратегию глобализации, альянсов или слияния с лидерами мирового рынка, роста инвестиций в другие страны, что принципиально меняет шведскую модель инновационной системы.
Изучение мирового опыта  по формированию институциональных  и политических рамок для поддержки  инноваций позволяет говорить, что  подходы отдельных стран, имея некоторые  общие черты, вместе с тем нацелены на удовлетворение особых национальных потребностей (Финляндии — на диверсификацию экономики, Франции — на создание сети мелких технологических фирм, США — на поддержку реструктуризации местной экономики). Поэтому они  отличаются по своей направленности и роли правительства в данной сфере.
США, где политике стимулирования инноваций уделяется большое внимание, занимают лидирующую позицию в рейтинге технологической конкурентоспособности. За последние годы федеральным правительством и правительствами отдельных штатов разработаны специальные программы поддержки инноваций, которые позволили смягчить удары, испытываемые экономикой при переходе производства к новым технологиям и информационным услугам.
Инновационная стратегия  страны предусматривает значительные инвестиции в высшее образование, формирование центров исследований и разработок, создание различных технологических  инкубаторов. Примерами успешных программ могут служить Мичиганский коридор исследований в области наук о жизни, Фонд исследований и разработок технологий XXI столетия Индианы, Пенсильванское инвестиционное управление по развитию технологий. Правительства штатов активно поддерживают партнерство бизнеса местными вузами и университетами, что, с одной стороны, способствует повышению научного потенциала студентов, с другой, создает новые рабочие места в стремительно меняющихся экономических условиях. [11]
Южнокорейская модель НИС характеризуется активным участием 30 многоотраслевых финансово-промышленных групп (ФПГ) в реализации государственной инновационной политики. На долю крупнейших ФПГ приходится более 45% объема промышленного производства и 58% общегосударственных затрат на НИОКР.
Правительство предоставляет  ФПГ мощную финансовую и налоговую  поддержку, гарантирует поставку квалифицированных  кадров. Однако НИС остается неустойчивым образованием из-за относительно слабого  развития фундаментальной науки  и договорного права.
Особый интерес для  изучения опыта формирования НИС  и применения в российской практике представляет инновационная политика Финляндии. Научно-техническая политика, проводимая в последние 10-15 лет правительством Финляндии, нацелена на укрепление сотрудничества между основными государственными структурами, заинтересованными в переориентации экономики с индустриального на инновационный путь развития. В стране с 1967 г. действует национальный фонд "Ситра", который является независимым общественным финансовым фондом и подчиняется Парламенту Финляндии.
Цель фонда заключается  в создании условий роста экономического благосостояния Финляндии. Вся деятельность "Ситра" направлена на развитие деятельного общества и создание условий для успешного развития Финляндии в будущем. Вот почему фонд сосредоточивает свои усилия (целевые программы) на определенных стратегических направлениях.
Программы "Ситра" позволяют быстро реагировать на факторы, отвечающие за конкурентоспособность и экономический рост Финляндии. Реализация программ осуществляется в тесном сотрудничестве с финскими и заинтересованными международными сторонами.
Во –первых, Ситра выполняет исследования и экспериментальные проекты по программным темам, в частности, в сфере поиска новых способов повышения инновативности участников социально-производственных отношений, коммерциализации знаний, новых видов хозяйственной деятельности, научному предвидению. Во-вторых, проводит программы тренингов и обучения. И, наконец, осуществляет венчурное инвестирование. В Финляндии есть институты и фонды, которые значительно сильнее "Ситры" в своих узких областях, но этот фонд призван объединять усилия всех ключевых национальных игроков из общественного и частного секторов, эффективно реагируя на потребности и запросы финского общества. Задача Фонда – оперативно решать вопросы обеспечения экономического роста и благосостояния Финляндии, выступать катализатором процессов преобразования финского общества.
Деятельность "Ситра" финансируется доходами от собственного уставного капитала и объектов венчурных капиталовложений. Бюджет фонда "Ситра" на 2007 г. составляет около 45 млн. евро, а общая сумма объектов (92 предприятия) венчурных капиталовложений "Ситра" (по состоянию на 31.12.2006) составляет 146,8 млн. евро. Численность персонала фонда насчитывает 85 человек .[18]
В 2004 году прошла реорганизация  Фонда, в ходе которой было решено сконцентрировать усилия в шести  программных областях. Это реформирование национальной инновационной системы (Innovation Program), развитие системы здравоохранения (Healthcare Program), разработка концепций по технологиям охраны окружающей среды (Environmental Program), развития здорового образа и продуктов питания (Food & Nutrition Program). Указанные четыре программы выделены в силу их важности для развития финского общества. Есть еще две программы, сформированные уже по географическому признаку – программы по экономическому сотрудничеству с Россией и с Индией.
Средняя продолжительность  программ – от трех до пяти лет, после  чего выстраиваются новые планы.
Экономическое сотрудничество с Россией разворачивается на трех уровнях. На первом, так называемом стратегическом, были собраны вместе ключевые людей финского общества и  финской экономики. Эти люди выработали национальную торгово-экономическую  стратегию Финляндии относительно сотрудничества с Россией.
Второй уровень – то, что финны называют "Форумом". Здесь важна организация контактов  российских и финских экспертов, игроков самого высшего уровня.
Наконец, третий уровень  – "Интеграция" преследует своей  целью налаживание взаимного  сотрудничества. Сегодня крупные  финские фирмы начинают инвестировать  в российскую экономику – а  не просто сбывать в России свою продукцию и услуги. Эти фирмы  открывают офисы в Москве и  регионах, переходят к разностороннему  партнерству. На сегодняшний день отобрано 74 малых и средних предприятия, которые программа сотрудничества с Россией поддержит в начале их работы в России. Например, в формирующемся  индустриальном парке в Санкт-Петербурге выразили готовность работать 20—25 финских  компаний.
Об успешности научно-технической  политики свидетельствуют устойчивый рост доли высокотехнологичных продуктов  в экспорте Финляндии, а также  увеличение объемов государственного и частного финансирования развития науки и технологий. Общая сумма  ассигнований в инновационный сектор составляет в настоящее время  более 3,5% ВВП. Специалисты приписывают  достижения в инновационном развитии страны "высокому уровню правительственных  обязательств, атмосфере сотрудничества, тщательно продуманному международному элементу и созданию эффективной  инновационной системы.
В итоге можно сделать  следующий выводы:
    изучение институциональных профилей инновационных систем ряда стран Запада позволяет сделать вывод о фундаментальном значении инновационного развития. Несмотря на общность целей, способы их достижения имеют национальные особенности.
    при построении НИС в России целесообразно изучить опыт государств с высокой технологической конкурентоспособностью, однако его нельзя использовать механически, без учета российских условий. Необходимы корреляция структуры и механизмов поддержки НИС, формирование комплексной и системной инновационной политики, изменение роли государства в ее реализации.
    Государство должно более активно инициировать и стимулировать инновационное развитие страны с целью достижения не просто экономического роста, а его нового качества, обеспечения национальной конкурентоспособности.
 
 

Глава 3. Формирование национальной инновационной системы  в России
3.1. Общая характеристика  России в сфере инновационной  экономики
Современная российская политическая элита поставила задачу формирования международной конкурентоспособности  России на первый план еще в 2004 году [2], большое значение в современном политическом курсе занимает также проблема создания национальной инновационной системы.
В настоящее время в  России основная масса исследований и разработок происходит в предпринимательском  секторе, который включает в себя все организации и предприятия, чья основная деятельность связана  с производством продукции или  услуг с целью продажи, в том  числе находящиеся в собственности  государства, а также частные  бесприбыльные предприятия, обслуживающие  вышеназванные организации. На его  долю приходится 65,5% всех проводимых исследований.
Во всех секторах экономики  России наблюдается отрицательное  сальдо в численности занятых  в НИОКР. Только в секторе высшего  образования сохраняется постоянное число ученых, но на него приходится всего 4,7% научных кадров. В государственных  организациях занято 76% научного персонала (663 тыс. человек). На частные организации  приходится всего 5%, а на иностранные  всего 1% ученых [17].
В России насчитывается 420 тыс. исследователей – работники, занимающиеся исследовательской работой и  непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности. Все  исследователи имеют высшее образование. Несмотря на значительное уменьшение численности кандидатов наук и незначительный рост числа докторов наук, их удельный вес в общей численности исследователей составил 25,1%.
Хотя 62% всех исследователей сосредоточены в предпринимательском секторе и только 31,2% в государственном, 69% докторов наук и 52,3% кандидатов наук заняты именно в государственном секторе. Большинство исследователей работают в области технических (63,8%), а затем в естественных наук (23,9%). И все же 47,3 % докторов наук занимаются естественными, 19, 7 % техническими и 14,8 %- медицинскими науками.[17]
Объемы финансовых ресурсов стабилизировались, но все равно  их недостаточно для удовлетворения в спросе на инновации. Россия направляет в сферу инноваций около 1 % ВВП (см.рисунок 1). В абсолютных показателях это составляет 48 млрд.руб.
 

Рис. 1. Внутренние затраты  на разработки и исследования в 2000-2006 г., % от ВВП
 
В основном финансирование инновационных проектов идет за счет государственного финансирования. Так  например, в 2006 году в рамках программы "Исследования и разработки" государство  вложило 2,8 млрд. рублей, частный бизнес — 3,6 млрд. Созданная на эти деньги высокотехнологичная продукция уже продана на 12 млрд. В 2007 году затраты государства и бизнеса сравнялись и составили по 6 млрд.
Бюджетные вложения на укрепление инновационной экономики  существенно выросли: с двух миллиардов рублей в 2002 году до 11 миллиардов —  в 2008 году. Полный объём программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса  России на 2007—2012 годы" составляет 130 миллиардов рублей и столько же планируется  привлечь внебюджетных средств. В настоящее  время реализуется более десятка  проектов по производству и продвижению  на внешние рынки российской высокотехнологичной продукции.
По секторам деятельности существует четкая дифференциация в  структуре затрат на различные стадии НИОКР. Так, в государственном секторе основную долю составляют разработки и фундаментальные исследования (43,8% и 39,8%
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.