На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проблемы социализации в России и за рубежом

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Введение.
Россия XXI столетия, поменявшая свои ориентиры, задает новый социальный контекст жизни и деятельности человека. Происходит смена устоявшихся традиций, ментальных характеристик образа жизни, стиля общения и взаимодействия людей. Вырисовываются и дают о себе знать новые социальные нормы и установки. Иными становятся требования к становящейся и развивающейся личности. Претерпевают существенные изменения социальные институты и транслируемые с их помощью ценности и социально одобряемые стереотипы индивидуального и массового сознания. Меняются личностные эталоны и идеалы.
Педагогика, как и другие человековедческие дисциплины, отвечает на создавшуюся социальную ситуацию пересмотром, казалось бы, незыблемых категорий, к числу которых относятся социализация и воспитание. Основанием для такого пересмотра являются современные знания о сущности социализации и воспитания, их соотношении и процессуальных характеристиках, феноменологических новообразованиях (адаптивность и неадаптивность, конформность, личный опыт, субъективность и духовность личности, самореализация, личностный рост и др.). Сегодня педагог имеет возможность ближе познакомиться с наиболее выдающимися персоналиями (3. Фрейд, П. Сорокин, Э. Берн, К. Роджерс, В. Франкл, М. Бубер, М. Мид и др.), вписавшими в теорию социализации и развития личности основные страницы. Расширившееся смысловое пространство является исходной посылкой для рассмотрения факторов, механизмов и условий социализации и воспитания личности, научное осмысление которых позволит педагогу вводить своего воспитанника в сложный и противоречивый мир с наибольшими приобретениями в физическом и психическом здоровье, интеллектуальном и эмоциональном развитии, а также с расширенными возможностями в саморазвитии, самореализации и самоутверждении.
 
Факторы социализации
Социализация протекает  во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих - совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.
Первая - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).
Третья - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный) - условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.  
Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
 
Об этносе, или  нации
Этнос (или нация) - исторически  сложившаяся, устойчивая совокупность людей, обладающих общим менталитетом, национальными самосознанием и  характером, стабильными особенностями  культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (понятия «этнос» и  «нация» не идентичны, но мы будем употреблять их как синонимы).
Особенности психики и  поведения, связанные с этнической принадлежностью людей, складываются из двух составляющих: биологической и социально-культурной.
Биологическая составляющая в психологии отдельных людей  и целых народов складывалась под влиянием ряда обстоятельств. На протяжении тысячелетий все нации  формировались на своей этнической территории. (Наличие такой территории - обязательное условие формирования этноса, но необязательное условие  его сохранения - сейчас многие народы живут в рассеянии.) Веками люди адаптировались к определенному климату, ландшафту, создавали специфический тип  хозяйствования для каждой природной зоны, свой ритм жизни.
Признание биологической  составляющей этнической принадлежности, не сопровождаемое утверждениями о  превосходстве одной расы над  другой, одного народа над другими (что  является расизмом, шовинизмом, фашизмом), лишь констатирует глубинные основания  этнических различий, но не утверждает преобладания этих различий в психике  и поведении конкретного современного человека. В актуальной жизни значительно большую роль играет социально-культурная составляющая психики и поведения людей.
В современных модернизированных  странах национальная принадлежность человека в большой мере, а нередко  и главным образом определяется, с одной стороны, языком, который  он считает родным, иными словами, культурой, стоящей за этим языком. С другой - она осознается самим человеком в связи с тем, что его семья относит себя к определенной нации и соответственно ближайшее окружение считает его принадлежащим к ней. Соответственно, например, русский - тот, кто идентифицирует себя с русской историей и культурой, а тем самым и со страной, в которой все формы социальной жизни ориентированы в конечном счете именно на эту культуру и на общие для данной нации историю и систему ценностей.
То есть этнос, нация, - явление  историко-социально-культурное.
Роль этноса как фактора  социализации человека на протяжении его жизненного пути, с одной стороны, нельзя игнорировать, а с другой - не следует и абсолютизировать. Социализация в том или ином этносе имеет особенности, которые можно  объединить в две группы - витальные (буквально - жизненные, в данном случае биолого-физические) и ментальные (фундаментальные духовные свойства).
Витальные особенности социализации
Под витальными особенностями  социализации в данном случае имеются  в виду способы вскармливания  детей, особенности их физического  развития и т.д. Наиболее явные различия наблюдаются между культурами, сложившимися на разных континентах, хотя есть и  собственно межнациональные, но менее явно выраженные различия.
Например, в Уганде, где  мать постоянно носит младенца на себе и дает ему грудь по первому  требованию (это характерно для многих африканских и ряда азиатских  культур и несвойственно, например, европейским), бросается в глаза  невероятно быстрое развитие ребенка  в первые месяцы жизни. Трехмесячный малыш уже может несколько минут сидеть без опоры, шестимесячный встает, имея опору, девятимесячный начинает ходить и вскоре лепетать. Однако около восемнадцатимесячного возраста (после того, как его отняли от груди и от матери) ребенок начинает терять опережение в развитии, а затем отстает от европейских норм, что, видимо, связано с особенностями пищи.
Тесная связь физического  развития с пищей видна на примере  Японии. Когда вследствие стремительного экономического развития и определенной американизации образа жизни японцы существенно изменили рацион питания, значительно изменилось их соматическое развитие: старшие поколения значительно  уступают младшим по показателям  роста и веса. В то же время  сохранение в рационе питания  японцев большой доли морепродуктов  можно считать одной из причин того, что у них самая большая  продолжительность жизни. Предполагать это позволяет аналогичная ситуация с потреблением морепродуктов норвежцами, также держащими одно из первых мест в мире по продолжительности жизни.
В ситуации, когда в развитых странах резко уменьшилась в  связи с научно-техническим прогрессом необходимость в физических усилиях  человека, большую роль в физическом развитии людей играет спорт. В тех  странах, где он стал неотъемлемым элементом  образа жизни, отмечается лучшее физическое развитие людей. Естественно, что в  этих странах срабатывают оба  условия - и улучшение питания, и  спортивные занятия, а также третье обстоятельство - улучшение медицинского обслуживания.
Недостаточность этих условий  в России привела к высокой  детской смертности и заболеваемости, плохому физическому развитию больших  групп детей, подростков, юношей, сокращению продолжительности жизни. Так, по различным  данным, к середине 90-х гг. XX в. гармонично развитых - с правильным телосложением, с соответствием роста и веса - было всего 8,5% всех школьников с I по XI классы. У 40-45% школьников отмечались отклонения на уровне функциональных расстройств, которые при неблагоприятных условиях могут привести к серьезным заболеваниям. 25-35% имели хронические заболевания. Наконец, лишь 12-15% юношей могли быть признаны абсолютно годными для службы в армии.
О менталитете  этноса
Влияние этнокультурных условий  на социализацию человека наиболее существенно  определяется тем, что принято называть менталитетом.
Менталитет - это глубинный  духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущие этносу как большой группе людей, сформировавшейся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях.
Менталитет этноса определяет свойственные его представителям способы  видеть и воспринимать окружающий мир  и на когнитивном, и на аффективном, и на прагматическом уровнях. Менталитет в связи с этим проявляется и в свойственных представителям этноса способах действовать в окружающем мире.
Так, исследования показали, что у народов Севера, сформировавшихся и живущих в специфических  природно-климатических условиях, образно  названных Джеком Лондоном «белым безмолвием», отмечается специфическая традиция восприятия звука, своеобразный этнический звукоидеал, который влияет на особенности эмоциональных проявлений у представителей северных этносов и на поведенческом уровне.
Другой пример. Финны стали  употреблять в пищу грибы лишь во второй половине XIX в. Исследователи  объясняют это следующим образом. В течение многих столетий финны, живя в суровых климатических  условиях, считали, что человек добывает все необходимое для жизни  тяжелым трудом в борьбе с природой. Грибы же - творение природы - можно  было собирать легко и просто, а  раз так, то финский менталитет не рассматривал их как нечто пригодное для жизни человека.
И еще одно свидетельство  проявления менталитета в культурных установках, свойственных представителям различных наций. Исследование, проведенное  в пяти европейских странах в  конце 80-х гг. XX в., выявило весьма любопытную ситуацию. Среди англичан оказалось наибольшее число равнодушных  к искусству и больше всего  приверженцев «строгих наук» - физики и химии. Близкими к англичанам в  этом аспекте оказались немцы. А вот среди французов, итальянцев, испанцев (народов романской группы) людей, высоко оценивающих искусство, намного больше тех, для кого приоритетны физика и химия. Обобщая различные данные, можно сделать вывод о том, что менталитет этноса, проявляясь в стабильных особенностях его культуры, определяет главным образом глубинные основания восприятия и отношения его представителей к жизни.
Конкретизируя это положение, можно говорить о том, что менталитет этноса во многом определяет: отношение  его представителей к труду и  специфические традиции, связанные с трудовой деятельностью; представления об удобствах быта и домашнем уюте; идеалы красивого и некрасивого; каноны семейного счастья и взаимоотношений членов семьи; нормы полоролевого поведения, в частности понятия о приличиях в проявлении чувств и эмоций; понимание доброты, вежливости, такта, сдержанности и т. д.
В целом менталитет характеризует  оригинальность культуры того или иного  этноса. Как писал французский  этнолог Клод Леви-Стросс: «Оригинальность каждой из культур заключается, прежде всего, в ее собственном способе решения проблем, перспективном размещении ценностей, которые общи всем людям. Только значимость их никогда не бывает одинакова в разных культурах».
Менталитет и  стихийная социализация.
Влияние менталитета этноса очень велико во всех аспектах социализации человека. Об этом свидетельствуют следующие примеры.
В процессе полоролевой социализации влияние менталитета осуществляется благодаря характерным для него эталонам «мужественности» и «женственности». Они подразумевают определенный набор черт характера, особенностей поведения, эмоциональных реакций, установок и т. д. Эти эталоны относительны, т. е. их содержание не совпадает в культурах разных этносов. Крайние варианты расхождения эталонов «мужественности» и «женственности» показала американский антрополог Маргарет Мид на примере трех племен Новой Гвинеи. У Арапешей оба пола кооперативны и не агрессивны, т. е. феминизированы по нормам западной культуры. У Мундугуморов оба пола грубы и некооперативны, т.е. маскулинизированы. У Чамбула картина, обратная западной культуре: женщины доминантны и директивны, а мужчины эмоционально зависимы.
Велико влияние менталитета  этноса на семейную социализацию. Это  можно проиллюстрировать на таком  примере. В Узбекистане родительская семья в значительно большей  мере, чем в России и Прибалтике, служит образцом для молодежи - особенно в том, что касается воспитания детей. Различия особенно велики в брачных  установках. До 80% узбеков считают  согласие родителей на брак обязательным, а развод при наличии детей  недопустимым. А около 80% эстонцев не считают согласие родителей обязательным и 50% вполне допускают развод и при наличии детей.
Влияние менталитета этноса очень выпукло проявляется в  сфере межличностных отношений. Так, этнические нормы в большой  мере определяют стиль общения младших  со старшими, величину возрастной дистанции, специфику восприятия ими друг друга  вообще и как партнеров по общению  в частности. В Японии, например, при общении людей разного возраста старший практически сразу присваивает себе форму общения в виде монолога и младший это принимает как само собой разумеющееся, просто внимая говорящему.
 
Заключение
Социализация – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы  и ценности, овладевая теми или  иными социальными ролями. При  этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.
Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные  убеждения, моральные стандарты, привычки – всё то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и  развитие Я в рамках этой культуры.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 



и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.