На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Детский церебральный паралич

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ
ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
__________________________________________________________________ФАКУЛЬТЕТ  ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ ОСП

Кафедра психологического консультирования

 
 
 
 
Самостоятельная работа
 
 
 
По дисциплине «Специальная психология»
 
 
 
 
Выполнила студентка 2 г.о.
Заочной формы обучения
Медведева Татьяна Владимировна
Проверил к. мед. н., доцент
 Парфенов Ю.А
 
 
Санкт-Петербург
2010
 
 
 
Содержание.
Введение                                                                                                                   2
Глава 1. Общее понятие о детском церебральном параличе.
      Этиология и патогенез                                                                                  3
      Клиническая картина и формы ДЦП.                                                          5         
Глава 2. Речевые нарушения у  детей с детским церебральным
параличом.

2.1.     Доречевое развитие здорового  ребенка и ребенка с церебральным  параличом.                                                                                                                7

2.2.      Развитие речи в норме и  у детей с церебральным параличом.             12           

2.3.      Классификация и формы речевых нарушений

у детей  с церебральным параличом.                                                                    16

2.4.     Дизартрия.                                                                                                   17

2.5.     Алалия.                                                                                                        19

Заключение.                                                                                                            21
Список литературы.                                                                                               22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Детский церебральный паралич  — тяжелое заболевание центральной  нервной системы. При этом заболевании  имеет место раннее (обычно в период внутриутробного развития) поражение  головного мозга. Особенно страдают те мозговые структуры, при помощи которых  осуществляются произвольные движения.
Причинами повреждения мозга  могут быть различные инфекционные и другие заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности, ушибы плода в тот или иной период его внутриутробного развития, несовместимость крови матери и  плода по резус-фактору или по групповой принадлежности. Иногда это  заболевание возникает у детей  на первых годах жизни в связи  с нейроинфекциями и травмами черепа. Во всех случаях раннее повреждение  мозга в период его наиболее интенсивного развития определяет сложность и  полиморфизм клинических проявлений.
При детском церебральном параличе особенно страдают те мозговые структуры, при помощи которых осуществляются произвольные движения.
Отсюда понятно, что поражение  этих структур не может не сказаться  самым отрицательным образом  на формировании речи. В основе имеющих  место при детском церебральном параличе нарушений речи лежит не столько «поломка» уже готовых  речедвигательных механизмов, сколько  задержанное или искаженное их развитие. Во всех этих случаях нарушается взаимодействие систем регуляции произвольных и  непроизвольных движений в скелетной  и речевой мускулатуре.
У многих детей с церебральным параличом отмечаются те или иные нарушения речи. Понятно, что они  затрудняют общение этих детей с  окружающими и отрицательно сказываются  на всем их развитии.
 
 
 
 
Глава 1. Общее  понятие о детском церебральном параличе.
      Этиология и патогенез
Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга - внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т. е. когда основные структуры мозга еще не созрели. Частота заболевания 1.71 на 1000 детского населения.
Мастюкова Е.М. дает следующее определение детского церебрального паралича: «Термин ДЦП обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц».
Под термином «детские церебральные параличи» (ДЦП) понимают группу заболеваний, возникающих вследствие повреждений головного (реже спинного) мозга во время внутриутробного развития плода, в момент родов или в раннем послеродовом периоде.
В настоящее время считают, что  причиной возникновения церебральной патологии является воздействие  на мозг комплекса вредных факторов, поэтому заболевание рассматривается  как полиэтиологическое.
К внутриутробным вредностям относят  острые или хронические экстрагенитальные  заболевания матери. Другими "материнскими" факторами перинатального риска  являются прием лекарств во время  беременности и другие интоксикации, а также иммунологическая несовместимость  матери и плода (АВО- и резус-несовместимость), физические травмы во время беременности, многоплодная беременность.
В литературе упоминается и о  наследственной компоненте в причинах поражения головного мозга при  ДЦП. ДЦП у мальчиков встречается  в 1,3 раза чаще и имеет более тяжелое  течение, чем у девочек, что пытаются объяснить наличием наследственного  фактора ДЦП, сцепленного с полом.
В многочисленных сообщениях об иммунологических нарушениях при ДЦП, приводящих к  патологии развития головного мозга, также выдвигается на первый план первичность поражения головного  мозга при ДЦП.
Считается, что при ДЦП нарушается влияние структур головного мозга, ответственных за обеспечение позы и ходьбы, на мотонейроны спинного мозга, что приводит к патологическому  характеру развития произвольной моторики. Эта точка зрения, объясняя затруднение  произвольных движений при ДЦП, не дает ответа на вопрос, почему нарушается влияние  головного мозга на мотонейроны  спинного мозга?
При наличии расстройств внутриутробного  развития ребенка роды часто имеют  тяжелое и затяжное течение, что  приводит к созданию условий для  возникновения механической травмы головы и асфиксии. До недавнего  времени родовая асфиксия считалась  ведущей причиной поражения мозга  у детей, но сейчас эта точка зрения считается неактуальной. Резистентность коры головного мозга новорожденных  к гипоксии давно доказана. Практика показывает, что дети, перенесшие тяжелые  формы гипоксии в родах, чаще всего  не отличаются по своему интеллектуальному, физическому и психическому развитию от здоровых детей и не имеют симптомов  ДЦП.
К факторам высокого риска развития ДЦП относятся различные осложнения в родах: преждевременные роды, слабость сократительной деятельности матки  во время родов (27%), стремительные  роды (11%), кесарево сечение (9%), затяжные роды (20%), длительный безводный период (8%), ягодичное предлежание плода (7%), длительный период стояния головки  в родовых путях (3%), инструментальное родовспоможение (15%).
Существенное место в генезе ДЦП занимает внутричерепная родовая  травма — местное повреждение  плода в ходе родов в результате механических влияний (сдавление мозга, разрывы тканей, кровоизлияния в  оболочки и вещество мозга, нарушения  динамического кровообращения мозга).
В периоде новорожденное факторами  поражения головного мозга с  развитием детского церебрального  паралича обычно считаются инфекционные.
В заключение уместно привести слова  М. D. Hensleih: "Профилактика и лечение  ДЦП будет безуспешной до тех  пор, пока причина церебрального  паралича неизвестна".
 
      Клиническая картина и формы ДЦП.
Характерная черта детского церебрального  паралича - нарушение психомоторных  функций. Двигательные расстройства проявляются  в виде параличей, парезов, насильственных движений, нарушений координации  движений. Эти симптомы нередко сопровождаются задержкой психоречевого развития, судорожными припадками, нарушениями  зрения, слуха, чувствительности и другими  патологиями.
Детский церебральный паралич отличается большим разнообразием клинических  проявлений, сопутствующих симптомов, тяжести двигательных и психических  нарушений, степеней компенсации, причин, вызвавших заболевание.
В зависимости от тяжести и распространенности различают следующие формы детских  церебральных параличей: спастическую диплегию, спастическую гемиплегию, двойную  гемиплегию, параплегию, моноплегию, атоническиастатический синдром («вялая» фор-ма детского церебрального  паралича), гиперкинетическую форму.
    Спастическая диплегия (синдром Литтля) - наиболее частая форма детского церебрального паралича, характеризующаяся двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях; причем ноги страдают больше, чем руки. Степень вовлечения в патологический процесс рук может быть различной - от выраженных парезов до легкой неловкости, которая выявляется при развитии у ребенка тонкой моторики. У 70 - 80% детей отмечаются нарушения речи в форме спастико - паретической дизартрии, задержки речевого развития, реже моторной алалии
    При спастической гемиплегии нарушения отмечаются преимущественно на одной стороне. В руке больше повышен мышечный тонус сгибателей, а в ноге - разгибателей. Поэтому рука согнута в локтевом суставе, приведена к туловищу, а кисть сжата в кулак. Нога разогнута и повернута внутрь. При ходьбе ребенок опирает-ся на пальцы. Сухожильные рефлексы высокие с расширенной зо-ной на стороне пареза (иногда с двух сторон). Паретичные конечности отстают в росте от здоровых.
    Двойная гемиплегия характеризуется двигательными наруше-ниями во всех конечностях, однако обычно руки страдают больше, чем ноги. Мышечный тонус часто асимметричен. Тяжелое пора-жение рук, лицевой мускулатуры и мышц верхней части тулови-ща влечет за собой выраженную задержку речевого и психиче-ского развития. Дети не сидят, не ходят, не могут себя обслуживать. У всех детей отмечаются грубые нарушения речи по типу анартрии, тяжелой спастико - ригидной дизартрии (речь полностью отсутствует, либо больной произносит, слоги и слова). Речь может отсутствовать и в связи с тем, что у большинства детей (90 %) отмечается выраженная умственная отсталость.
    При атонически - астатической форме детского церебрального паралича имеет место поражение мозжечка, в некоторых случаях сочетающееся с поражением лобных отделов мозга. Со стороны двигательной сферы наблюдаются: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия в покое и при ходьбе, тремор, гиперметрия (несоразмерность и чрезмерность движений). У большинства детей отмечаются речевые нарушения в виде задержки речевого развития, атактической дизартрии: может иметь место алалия.
    Гиперкинетическая форма характеризуется преимущественным поражением подкорковых образований при резус-конфликтной беременности.
    Течение заболевания при всех его формах подразделяется на три стадии:
    Ранняя стадия заболевания - первые 3-4 недели периода новорожденности. Уже в первые дни обнаруживается ряд симптомов, свидетельствующих о поражении головного мозга: повышенная температура, синюшность кожи лица, косоглазие дрожание конечностей, судороги, резкое повышение или, наоборот, понижение тонуса мышц.
    Вторая стадия заболевания - начальная резидуальная, для которой характерны задержка и нарушение первых этапов развития двигательных навыков.
    Третья стадия, поздняя резидуальная, характеризуется наличием типичных изменений в опорно-двигательном аппарате, контрактурами и деформациями (как обратимыми, так и необратимыми) и диагностируется обычно после 3-4 лет жизни ребенка.
Считается, что детский церебральный паралич - это не прогрессирующая  патология, в отличие от прогрессирующих  наследственных заболеваний ЦНС  и некоторых заболеваний спинного мозга и периферических нервов.
Таким образом, реабилитация детей с детским церебральным параличом - это не только медицинская задача, но и во многом педагогическая и социальная. Используя в активной форме средства физической культуры и логопедии, можно значительно повысить эффективность реабилитационных мероприятий с детьми.
 
Глава 2. Речевые нарушения у детей с детским церебральным
параличом.

2.1. Доречевое развитие  здорового ребенка и ребенка  с церебральным параличом.

В развитии речи большое значение имеет доречевой, или подготовительный, период, который при нормальном развитии длится от рождения до конца первого  года жизни.
В этот период начинает развиваться  зрительное и слуховое восприятие, формируется начальная предметная и игровая деятельность, появляются гуление, лепет, возможность подражать  звукам речи, т.е. появляются необходимые  предпосылки для общения ребенка  с окружающими его людьми.
Мозг наиболее интенсивно развивается  на первом году жизни, что определяет наиболее быстрый темп психомоторного развития ребенка на этом этапе.
Важное значение в развитии психики  ребенка имеет ведущий вид  деятельности. Под ведущей понимается такая деятельность, которая обусловливает  основные изменения в психическом  развитии. От ведущей деятельности зависят основные качественные изменения  в психическом (речевом) развитии ребенка.
На первом году жизни на основе безусловнорефлекторных и условнорефлекторных  реакций формируется эмоциональное  общение ребенка с окружающими. Это эмоционально положительное  общение становится ведущей формой деятельности ребенка на первом году его жизни. С помощью взрослого  младенец не только удовлетворяет свои биологические потребности, но и  получает многообразные зрительные, слуховые, тактильные, двигательно-кинестетические  и другие стимулы, являющиеся материальной базой для развития его психики (речи). Важное значение в этот период придается общению матери с ребенком. Видоизменение и усложнение этого  общения имеет существенное значение в общем психическом развитии, и в частности в становлении  коммуникативно-познавательного поведения. Благодаря ответным действиям матери в реакциях ребенка рано начинают преобладать коммуникативно-познавательные формы поведения, которые имеют  решающее значение для формирования речи. Известно, что многие матери детей с церебральным параличом находятся в состоянии эмоционального стресса. Они испытывают большое чувство беспокойства.
В первые месяцы после рождения у  ребенка наиболее интенсивно развиваются  слуховой, зрительный и двигательно-кинестетический  анализаторы. Причем доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.
Речедвигательный анализатор начинает формироваться в доречевом периоде  в тесном взаимодействии со слуховым и зрительным анализаторами.
В настоящее время доказано, что  процесс сенсорного развития, в том  числе и восприятие речи, осуществляется с необходимым участием двигательных импульсов.
Двигательной системе принадлежит  ведущая роль в нервно-психическом  развитии. Однако в первые месяцы жизни  созревание речедвигательного анализатора  происходит не так быстро, как созревание слухового анализатора. Большинство  исследователей считают, что речеслуховой анализатор начинает активно функционировать  примерно с 7—8 месяцев, речедвигательный — к 1 году.
По последним данным, ребенок  рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции. Однако проходит длительный подготовительный период, перед тем как он оказывается  в состоянии произносить членораздельные  звуки речи.
Произносимые ребенком в доречевом  периоде звуки не являются фонемами. Звуки отличаются большой вариабельностью  артикуляционных укладов. Многие из них в дальнейшем пропадают, и  фонемами родного языка ребенок  овладевает как бы заново. Однако эти  первые голосовые реакции создают  необходимый базис для овладения  ребенком звуковой стороной родного  языка.
Все голосовые реакции ребенка  можно разделить на две группы: рефлекторные звуки; «социализированные»  звуки.
Среди рефлекторных звуков выделяют две группы: звуки крика и звуки  «удовольствия».                                                                                                Считается, что развитие речи начинается с крика новорожденного. крик новорожденного осуществляется подкорковыми отделами мозга. Являясь сигнальным для взрослого, он все же еще не имеет второсигнального значения. Условно-рефлекторный характер крик приобретает к третьему месяцу жизни ребенка. В этот период крик становится интонационно выразительным. По характеру крика мать может узнать желание ребенка. Это свидетельствует о начале развития второсигнального характера крика. Такое качественное видоизменение крика происходит по мере созревания мозга и включения в управление криком корковых структур мозга. В дальнейшем на протяжении всего первого года жизни происходит интенсивное развитие интонационных компонентов крика и плача ребенка. Это имеет важное приспособительное значение, расширяющее пути контакта ребенка с окружающим миром.
Оценка крика ребенка имеет  важное диагностическое значение. У  здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. У детей с церебральным параличом, у которых в дальнейшем выявляются расстройства речи, крик может  в первые недели отсутствовать или  имеет болезненный характер. Он может  быть пронзительным или очень  тихим в виде отдельных всхлипываний или вскрикиваний, которые ребенок  обычно производит на вдохе. Болезненным  признаком является также носовой  оттенок голоса. При детском церебральном параличе крик обычно остается однообразным, без интонационной выразительности.
Важным этапом в доречевом развитии является стадия гуления, которая охватывает первое полугодие жизни ребенка.
В период гуления можно отметить переход чисто рефлекторных звуков в социализированные. Звуки гуления  все больше и больше начинают выполнять  функцию общения ребенка с  окружающими. У здоровых детей период гуления совпадает с активизацией их общей моторики. Ребенок в этот период хорошо держит голову, хорошо сохраняет  позу в положении на животе. Ребенок  самостоятельно поворачивается на бок. У него появляются ощупывающие движения. Он оказывается в состоянии отводить большой палец, направлять руки к объекту и осуществлять его произвольный захват под контролем зрения. В этот период отмечается также более длительная зрительная и слуховая фиксация и способность плавно фиксировать взгляд на предмете при его перемещениях во всех направлениях.
Как уже отмечалось, звуки удовольствия у детей с церебральным параличом  часто рудиментарны и заменяются звуками крика.
У детей с церебральным параличом  развитие голосовых реакций на этом этапе нарушено. При тяжелых формах заболевания гуление не появляется вообще, при более легких формах — звуки появляются в более  поздние сроки, отличаются однообразием, произносятся редко и тихо, часто  сопровождаются чрезмерными хаотическими движениями в конечностях.
Симптомами «риска» речевых  нарушений у детей с церебральным параличом на этом этапе являются: отсутствие гуления; повышение мышечного  тонуса языка, неправильное его положение  в полости рта; появление насильственных движений языка и оральных синкинезий, которые проявляются в том, что  при пассивных движениях, особенно при попытках схватить предмет, происходит открывание рта.
В конце первого полугодия жизни  в стимулировании и усложнении голосовых  реакций большую роль играет дальнейшее развитие слухового и зрительного  восприятия, увеличение общей двигательной активности, активизации движений руки (ребенок тянется и захватывает  игрушку), а также появление возможности  подражания звукам речи взрослого.
К 5—6 месяцам нормальный ребенок  начинает произносить сочетания  губных и гласных звуков, таких, как: баааа, мааа, а также язычных звуков тааа, лааа. К этому же возрасту появляется и первый слог ба или ма. Вначале  слог произносится однократно, очень  редко и как бы случайно. Это  —начало развития лепета. Лепет  имеет важное значение в развитии речи. В период лепета происходит соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность, что считается  существенным механизмом слогообразования. Лепет — это повторное произнесение слогов под контролем слуха. Примерно с 6—7 месяцев лепет приобретает социализированный характер. Ребенок больше лепечет при общении со взрослым. Он слушает речь других. Постепенно начинает использовать голосовые реакции для привлечения внимания окружающих. У детей с церебральным параличом обычно отмечается отсутствие или крайняя рудиментарность лепета. Издаваемые ими звуки однообразны, интонационно невыразительны. Произнесение отдельных звуков часто сопровождается общим повышением мышечного тонуса, появлением насильственных движений. Звуковая активность крайне низка. Ребенок не пытается при помощи звуков контактировать с окружающими. Это сочетается с нарушениями моторного развития: ребенок обычно к концу года не сидит или сидит неустойчиво, не стоит, не ходит, не ползает, у него отсутствует или слабо выпажена предметная и манипулятивная деятельность. В двигательной сфере выявляются характерные для детского церебрального паралича нарушения в виде патологии мышечного тонуса, наличия позотонических рефлексов, недостаточности координации движений.

2.2. Развитие речи  в норме и у детей с церебральным  параличом.

В конце первого года жизни  у здорового ребенка видоизменяется форма ведущей деятельности. Ею становится предметно-действенное общение со взрослым. Это является мощным стимулом для развития речи. Этот этап характеризуется  появлением первых элементарно понимаемых, вначале непроизносимых, а затем  и произносимых слов. Наряду с интенсивным  развитием словаря происходит дальнейшее формирование артикуляторных навыков  и фонетической структуры слова. Этап первичного усвоения языка охватывает период от 9 до 18 месяцев. На этом этапе  совершенствуется слуховое восприятие, появляются первые элементы восприятия ритма — в ответ на определенный музыкальный ритм ребенок производит ритмичные раскачивания тела, начинает устанавливать связь между предметом  и его словесным обозначением. К 18 месяцам ребенок знает названия около двенадцати окружающих его  предметов, примерно пять из них узнает на картине. Развитие речи начинается с формирования обозначающей функции слова, что тесно связано с предметно-практической деятельностью ребенка. Со второй половины первого года жизни ребенок начинает соотносить предмет с обозначающим его словом в конкретной ситуации. В процессе практического опыта у ребенка вокруг каждого слова-понятия формируются смысловые поля. Так постепенно формируются значение и смысл слов и между ними устанавливаются сложные диалектические взаимосвязи. Этот процесс тесно связан с развитием интегративной деятельности мозга и с формированием интегративных межанализаторных связей между слуховым, зрительным и двигательно-кинестетическим анализаторами.
У детей с церебральным параличом в силу их двигательных нарушений с большим трудом развивается, а иногда и не развивается вовсе  предметно-практическая и игровая  деятельность. Ведущей формой деятельности у них многие годы может оставаться эмоционально-положительное общение  со взрослым, при котором ребенок  остается пассивным. Это значительно  задерживает развитие его речи.
Большое влияние на развитие речи в дошкольном возрасте оказывает  совершенствование предметно-практической и игровой деятельности ребенка. Обучаясь выполнять разнообразные  виды деятельности (рисовать, лепить, слушать  музыку, выполнять музыкально-ритмические  движения), ребенок накапливает определенную сумму знаний и умений, у него расширяется словарь, происходит усвоение грамматического строя речи.
У ребенка с церебральным параличом из-за выраженности двигательных нарушений предметно-практическая деятельность крайне ограничена, практический опыт беден, ориентировка в окружающем развита слабо. Все это задерживает  развитие его речи. Первые слова  иногда возникают у него механически  по подражанию (эхолалично) без необходимого ассоциативного базиса. Это приводит к своеобразным нарушениям речевого и интеллектуального развития. Первые два года жизни считаются сензитивным  периодом в развитии речи. На этом возрастном этапе ребенок наиболее открыт для речевой стимуляции.
С конца второго и начала третьего года жизни (1 год 10 месяцев — 2 года 1 месяц) начинается второй этап развития детской речи. На этом этапе происходит усвоение грамматической структуры  предложений. Длина предложений  увеличивается до трех слов. Качественной особенностью этого этапа является то, что окончания употребляемых  ребенком слов начинают изменяться в  зависимости от их синтаксической роли. Для выражения синтаксических связей ребенок начинает использовать падежные окончания существительных, личные окончания глаголов и служебные  слова. Второй этап продолжается приблизительно до трех лет.
Третий период длится от 3 до 7 лет, однако усвоение морфологической системы  русского языка продолжается и в  период школьного обучения. На третьем  этапе развиваются предложения  более сложной синтаксической структуры, усваиваются разнообразные языковые категории (падежные формы, предлоги, союзы). С возрастом дети употребляют  все более длинные предложения.
Нарушения речевого развития у детей  с церебральным параличом на втором и третьем этапе усвоения языка  проявляются прежде всего в бедности их пассивного и особенно активного  словаря, в недифференцированном употреблении слов. С особенно большим тру-, дом  усваиваются слова, обозначающие действия. Они часто заменяются словами, обозначающими  предметы. Дети затрудняются в построении предложений, в согласовании сказуемого с подлежащим, смешивают падежные окончания. Особые трудности в связи  с поражением артикуляционной моторики возникают у них в усвоении звуковой стороны речи. Из-за парезов  и параличей артикуляционной  мускулатуры и нарушений орального  праксиса многие звуки пропускаются, искажаются, смешиваются как по месту, так и по способу артикуляции.
Характерной особенностью нарушений  речевого развития детей с церебральным параличом в дошкольном возрасте является отставание в усвоении разнообразных  языковых категорий, особенно предлогов.
Надо сказать, что у многих детей  с церебральным параличом отмечаются низкая речевая активность и преобладание простых коротких предложений. Иногда они дают стереотипный ответ из одного слова на заданный им вопрос.
Возрастная динамика речевого развития у детей с церебральным параличом  зависит от состояния интеллекта и структуры интеллектуального  дефекта. Наименее благоприятной динамика речевого развития была у детей, у  которых детский церебральный паралич  сочетался с олигофренией.
Динамика речевого развития зависит  также от тяжести и характера  поражения двигательной сферы. В  наибольшей степени эта зависимость  проявлялась между тяжестью поражения  рук и степенью отставания в развитии речи. Наиболее благоприятная динамика речевого развития была у детей с  минимальным поражением рук.
Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 году В. М. Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений руки на развитие речи. Экспериментально было доказано, что в наибольшей степени с развитием речи связана мимика и движения кистей рук, в частности пальцев. 
На сегодняшний день установлено:
    Двигательная речевая «область Брока» расположена совсем рядом с моторной (двигательной) зоной коры мозга.
    В двигательном центре головного мозга наибольшим количеством нервных клеток представлены пальцы рук (около двух третьих), рот, губы и гортань. И наоборот, наименьшее «представительство» у самых крупных мышц конечностей и корпуса. Такое соотношение наглядно изобразил на картинке канадский нейрофизиолог Уайлдер Грейвс Пенфилд. Его «гомункулус» имел огромное лицо и кисти рук, но крохотные ножки и туловище.
    Движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы (головного мозга), что в частности проявляется в ускорении развития речи ребенка.
Именно поэтому, наиболее тяжелые нарушения артикуляционной  моторики отмечаются у детей, у которых  значительно поражены верхние конечности.

2.3. Классификация  и формы речевых нарушений  у детей с церебральным параличом.

В структуре дефекта у детей  с церебральным параличом значимое место занимает расстройство речи частотой около 70 процентов.
Формы речевых нарушений у детей  с церебральным параличом многообразны, что связано с вовлеченностью в патологический процесс различных  мозговых структур. Целесообразно выделить следующие формы речевых нарушений  у этих детей:
    дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры за счет поражения центральной нервной системы;
    алалия — системное недоразвитие речи в результате поражения или дисфункции корковых речевых зон;
    вторичная задержка речевого развития — нарушение темпа развития речи в связи с тяжелой двигательной недостаточностью, двигательной недостаточностью и соматической ослабленностью, двигательной недостаточностью и неблагоприятными условиями окружения, например вынужденная изоляция от коллектива сверстников, двигательной недостаточностью и выраженными нарушениями деятельности;
    общее недоразвитие речи — стойкое нарушение речевого развития в связи с тяжелым поражением артикуляционной моторики (дизартрия) в сочетании с сенсорными дефектами или нарушениями интеллектуальной деятельности;
    заикание и мутизм — невротические и невроподобные речевые расстройства;
    нарушения письменно речи.
Речевые нарушения у детей с  церебральным параличом редко встречаются  в изолированном виде. Например, наиболее частая форма речевой патологии  — дизартрия может сочетаться с любой из представленных выше форм речевой патологии. Все формы  речевой патологии при церебральном параличе отражают специфику самого заболевания.

2.4. Дизартрия.

При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического  поражения центральной нервной  системы. Структуру речевого дефекта  составляет нарушение звукопроизносительной  стороны речи.
Для дизартрии характерны: нарушения  артикуляционной моторики в виде изменения тонуса артикуляционных  мышц, ограничения объема их произвольных движений, координаторных расстройств, различного рода синк
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.