Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный кредит как составная часть государственных финансов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Титульный лист.
Государственный кредит как составная часть государственных  финансов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление.
Введение 1. Сущность и функции государственного кредита.
1.1 Сущность  государственного кредита.
      Функции государственного кредита.
2. Управление государственным кредитом.
3. Управление государственным долгом, его основные проблемы в РФ.
3.1 Проблема  роста государственного долга  РФ.
3.2 Цели  управления государственным долгом.
3.3 Конверсия государственного долга.
3.4 Реструктуризация государственного долга.
3.5 Основные этапы реструктуризации долговых обязательств
бывшего СССР.
3.6 Управление размещением государственного долга.
Заключение.
Список  литературы.
3 5
5
7
12
14
14
15
16
18 

19
22
26
28 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
      Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных  капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, на ряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит.  Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.
      Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.
      В условиях развитых товарно-денежных отношений  государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные  на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными  и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда  (наряду с бюджетом)  в руках государства.
      Принимая  во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль  в нашей экономике.  От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.
      Большое внимание в последние годы уделяется  дефициту бюджета и растущему государственному долгу.  Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.
      Итак, целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита.
      Для достижения поставленной цели необходимо:
- раскрыть понятие государственного кредита, его общих черт и различий
с банковским кредитом,
- характеризовать государство как кредитора, заемщика и гаранта,
- определить функций государственного кредита,
- определить формы государственного долга,
- рассмотреть управление государственным долгом в узком и широком смысле, задачи, решаемые в процессе управления, органы власти и управления, принимающие участие в этом процессе.
      При работе использовалось законодательство Российской Федерации, а также научная и учебная литература по изучаемому вопросу. 
 
 
 
 
 
 

    Сущность  и функции государственного кредита.
    1.1 Сущность  государственного кредита.
      Государственный кредит - совокупность  экономических отношений между государством в лице его органов власти и  управления,  с  одной  стороны,  и юридическими  и  физическими  лицами,  с  другой,  при  которых  государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и  гаранта.
      Государственный   кредит   –   это   часть   государственных   финансов.   В количественном отношении преобладает деятельность государства  как  заемщика средств. Объемы  операций  в  качестве  кредитора,  т.е.  когда  государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В  тех случаях, когда  государство  берет  на  себя  ответственность  за  погашение займов  или   выполнение   других   обязательств,   взятых   физическими   и юридическими лицами, оно является гарантом.
       В  отличие  от  двух  первых  видов  кредитных   отношений   (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных  денежных  фондов, гарантирование  погашения  обязательств  не  обязательно   приводит   к   их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по  своим обязательствам, то гарант не  несет  каких-либо  дополнительных  затрат.  На практике  достаточно  надежные  заемщики  не  нуждаются  в   государственных гарантиях.  Они  в  состоянии   привлечь   средства   на   кредитном   рынке самостоятельно.  Государственные   гарантии   обычно   распространяются   на недостаточно надежных  заемщиков  и  соответственно  влекут  за  собой  рост расходов из централизованных денежных фондов.
      Как экономическая  категория  государственный  кредит  находится  на стыке двух видов денежных отношений - финансов  и кредита и совмещает их особенности.
      В качестве звена финансовой системы  он  обслуживает  формирование  и использование централизованных денежных фондов государства, т.е.  бюджета  и внебюджетных фондов.
       Как  один  из  видов  кредита   государственный   кредит   имеет   ряд
особенностей,  отличающих  его   от   классических   финансовых   категорий, например, налогов. В отличие от  налогов  он  имеет  добровольный  характер, хотя в  истории  нашего  государства  известны  случаи  отхода  от  принципа добровольности при размещении займов. Если налоги движутся  только  в  одном направлении; от плательщика в бюджет или  во  внебюджетные  фонды  (обратное движение возможно  только  в  случае  возврата  переплаченных  или  ошибочно взысканных  сумм),  то  основой  государственного   кредита   является   его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная  сумма возвращается с процентами.
      Государственный кредит отличается от других видов кредита.  Так,  если при  предоставлении  банковского  кредита  в  качестве  обеспечения   обычно выступают какие-то конкретные ценности - товары  на  складе,  незавершенное производство (хотя возможно и предоставление  бланкового  кредита),  то  при заимствовании  средств  государством   обеспечением   кредита   служит   все имущество,   находящееся   в    его    собственности,    имущество    данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
       На уровне центрального правительства государственные  займы  не  имеют конкретного целевого характера. Тогда как позаимствование средств на  более низких   уровнях   достаточно   часто   имеет   четко   выраженную   целевую направленность.  Например,  займы  на  строительство  новой  дороги,  жилого массива.
       Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный  срок.  Так,  Закон  РФ  "О  государственном  внутреннем  долге Российской Федерации" (от 13  ноября  1992  г.)  предусматривал,  что  любые долговые обязательства Российской  Федерации  погашаются  в  сроки,  которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет1. 

1.2 Функции  государственного кредита.
      Как  финансовая  категория  государственный  кредит  выполняет  три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.
      Через    распределительную    функцию     государственного     кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов  государства  и их использование на принципах срочности, платности и возвратности.  Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает  дополнительные  средства  для финансирования   своих   расходов.   В    промышленно    развитых    странах государственные   займы   являются   основным   источником    финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления  от  государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования  расходов  бюджета.
      Последнее объясняется более быстрым темпом роста  расходов  по  сравнению  с увеличением налоговых поступлений.
       Финансирование    расходов    капитального    характера    за     счет
позаимствованных  средств  в  определенных  пределах   имеет   положительное значение.  Школа  или  библиотека   обеспечивает   потребности   не   одного поколения, поскольку служит 30—50 лет.  Почему  же  тогда  их  строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов  с  тех,  кто, возможно, даже не воспользуется их  услугами?  Гораздо  разумнее  переложить финансирование  таких  объектов  на  все  поколения,   которые   будут   ими пользоваться.  Такое  растяжение  источников  финансирования  во  времени  и обеспечивается путем выпуска займов на  соответствующий  срок.  В  последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что  и последующие поколения, за  счет  налогов  которых  погашается  как  основной долг, так и проценты по нему.
       Таким образом,  положительное  воздействие  распределительной  функции государственного кредита заключается в  том,  что  с  ее  помощью  налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые  взимаются в  период  финансирования  расходов  за  счет  государственного  займа,   не увеличиваются (что пришлось бы сделать  в  противном  случае).  Зато  потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для  их  уплаты,  но  и для погашения процентов по задолженности.
       Рефинансированием государственного  долга  называют  размещение  новых государственных  займов  для  погашения  задолженности  по  уже выпущенным.
      Минимальная   цена   заемных   средств   на   рынке   определяется   ставкой рефинансирования.
        Ставка  рефинансирования  –  это  процентная   ставка,   по   которой
происходит  заимствование на обслуживание внутреннего  долга.  Таким  образом государственный   кредит   регулирует   рынок   коммерческих   межбанковских кредитов.
       Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием  и  погашением  государственного  долга.
      Источники финансирования этих расходов зависят  от направления  использования средств.  В  случае  производительного  вложения  мобилизованных   капиталов построенный объект после вступления в действие начинает  приносить  прибыль, за счет которой и погашается займ. Никакого усиления  налогового  бремени в этом случае не происходит.
       При  непроизводительном  использовании  мобилизованных  в   результате государственных  займов  капиталов,  например,  финансировании  за  их  счет военных  или  социальных  расходов,  единственным  источником  их  погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных  займов для погашения задолженности по уже выпущенным  называется  рефинансированием государственного долга.
       Усиление  тяжести  налогового   бремени,   вызванное   заимствованиями государства, зависит от  их  срока  и  процентов  по  кредиту,  уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность  государственного  займа  для  инвестора,  тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение.  Чем больше  величина  долга,  тем  выше  доля  средств,  направляемая   на   его обслуживание при прочих равных условиях.
      Вступая в  кредитные  отношения,  государство  вольно  или  невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок  на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно  используя государственный кредит как инструмент регулирования  экономики,  государство может проводить ту или иную финансовую политику.
       Государство  регулирует  денежное  обращение,  размещая  займы   среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц,  оно  снижает платежеспособный   спрос.   Если   за    счет    кредита    профинансируются производственные  затраты,  например   инвестиции,   произойдет   абсолютное сокращение наличной денежной массы  в  обращении.  В  случае  финансирования затрат  на  оплату  труда,  например  преподавателей  и  врачей,  количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений,  хотя  возможно изменение структуры платежеспособного спроса.
       Выступая  на  финансовом  рынке  в  качестве   заемщика,   государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым  способствует  росту  цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше  при  прочих  равных  условиях уровень  ссудного  процента,  тем  более  дорогим  становится   кредит   для предпринимателей.  Дороговизна   заемных   средств   вынуждает   бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то  же  время  она  стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.
       До определенных  пределов  этот  процесс  не  оказывает  существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране  достаточно свободных капиталов, негативное  воздействие  будет  равняться  нулю  до  их полного поглощения. Только после этого активность государства на  финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а  отвлечение  значительной  доли денежных  накоплений  для  непроизводительного   использования   существенно замедлит темпы экономического роста.
      Положительное воздействие на производство  и  занятость  государство оказывает, предъявляя спрос на товары  национального  производства  за  счет позаимствованных  за  рубежом  средств,  выступая  в  качестве  кредитора и гаранта. В промышленно развитых  странах  распространена  система  поддержки малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных районах,  испытывающих спад, путем гарантирования государством  кредитов,  предоставляемых  банками согласно соответствующим программам.
       Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя в случае  их  банкротства  погашение   задолженности   банкам   по   кредитам, предоставленным мелким предпринимателям. В большинстве промышленно  развитых стран  функционируют  государственные  или   полугосударственные   компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа  экспортерам  национальных товаров. Тем самым поощряется  освоение  новых  рынков  сбыта  отечественной продукции.
       Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты,  предоставляемые  за  счет  бюджетов  территорий  или  внебюджетных фондов.  С  их  помощью  обеспечивается  ускоренное  развитие   определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.
      Контрольная функция государственного кредита  органически  вплетается в  контрольную  функцию  финансов  и   имеет   свои   специфические   черты, порожденные особенностями этой категории2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Управление  государственным кредитом.
       Управление государственным кредитом может рассматриваться  в  узком  и широком смысле. Под управлением государственным кредитом  в  широком  смысле понимается  формирование   одного   из   направлений   финансовой   политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора  и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле  как  одно  из направлений  финансовой  политики  находится  в  руках  органов   власти   и управления  государством.  Именно  они  определяют  общий  объем  бюджетного дефицита   и,   следовательно,   объем   займов,   необходимых    для    его финансирования,  основные  направления  и  цели  воздействия   на   денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность  осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса  отдельных  районов страны.
       Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный  долг  характерны  на  современном этапе для   большинства промышленно  развитых   государств.   В   результате   кредитной   экспансии государства прочие заемщики вытесняются  с  финансового  рынка,  сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию  государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений.  Поэтому  сокращение бюджетных  дефицитов  и  государственного   долга   расценивается   органами управления США и стран Европейского Союза как одна  из  наиболее  актуальных задач.
       Под управлением государственным кредитом  в  узком  смысле  понимается совокупность действий,  связанных  с  подготовкой  к  выпуску  и  размещению долговых  обязательств  государства,  регулированию  рынка   государственных ценных   бумаг,   обслуживанию   и   погашению    государственного    долга, предоставлению ссуд и гарантий.
       В процессе  управления  государственным  кредитом  решаются  следующие задачи:
- минимизация стоимости долга  для  заемщика;  недопущение  переполнения
рынка заемными обязательствами государства  и резкого колебания их курса;
- эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым
- использованием  выделенных  кредитов;  обеспечение  своевременного  возврата кредитов;
- максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.
       Специфика категории государственного кредита определяет и  особенности оперативного  управления   им.   Обычно   оно   возлагается   совместно   на Министерство финансов и Центральный Банк3. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Управление  государственным долгом, его основные проблемы в РФ.
    3.1 Проблема  роста государственного долга  РФ.
      Рост  государственного внутреннего долга  РФ с начала 90-х гг. был особенно стремительным, что связано с кризисом в экономике и финансах, обусловленным перестроечным периодом в развитии страны. Так, например,
-   в 1993 г. сумма государственного долга составила 838 млрд руб. (при
верхнем пределе — т.е. максимально возможном  размере долга, установленном в
законе, — в 10 трлн руб.).
-   в 1994 г. на эти же цели из федерального бюджета было направлено более 48 млрд руб. при верхнем пределе в 88,4 трлн руб.
-   в 1997 г. верхний предел внутреннего долга был установлен в сумме 560 трлн руб.,
-   в 1998 г. — 785,9 млрд руб. (в деноминированных рублях).
-   в 1999 г. верхний предел государственного внутреннего долга РФ был несколько снижен — до 678,3 млрд руб4.
      Рост  государственного долга, как правило, влечет повышение ставок действующих налогов или даже введение новых налоговых платежей, ведь основной источник погашения государственных долговых обязательств и расходов по его обслуживанию, как правило, один - бюджет, в котором эти средства закрепляются как расходы и выделяются отдельной строкой5.
      В связи с этим требуется установление управления государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуску новых государственных ценных бумаг6. 

3.2 Цели  управления государственным долгом.
      Управление  государственным долгом является одним  из элементов макроэкономической политики. Эффективное использование долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим сглаживать экономические флуктуации, дающим дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих программ правительства7.
      Основная  цель политики, проводимой правительством РФ в области управления задолженностью, состояла в упорядочении отношений с внешними кредиторами бывшего СССР и установлении новых графиков платежей по его долгам с учетом реальных возможностей обслуживания этих обязательств.
      Цели  управления внешним долгом:
1. экономические:  минимизация стоимости привлекаемых  внешних займов,
улучшение условий рефинансирования и/или  переоформление задолженности, снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов. В эту группу можно отнести также бюджетные цели, такие, как сглаживание неравномерности налоговых поступлений и финансирования текущих бюджетных расходов;
2. политические: поддержание стабильности функционирования  политической системы;
3. социальные: своевременное финансирование социальных  программ, обеспечение социальной стабильности;
4. обеспечение  национальной безопасности: чрезмерно  высокое бремя внешнего долга, несвоевременное осуществление платежей по нему создают серьезные трудности функционирования национальной экономики, подрывают возможность проведения независимой экономической политики и, как следствие, является фактором, который может самым серьезным образом влиять на экономическую безопасность страны. В теории подобное явление называется «тиски зависимости», на практике это означает фактическое банкротство страны8.
      Цикл управления государственным долгом включает 3 стадии: привлечение, размещение и погашение.
      Управление привлеченным долгом может базироваться как на прямом государственном управлении, так и на косвенных методах, включающих выдачу государственных гарантий и нормативно-административное регулирование привлечения не гарантированных кредитов частными фирмами. Прямое государственное управление привлеченным долгом осуществляется в контексте бюджетного процесса, который определяет предельные размеры государственных заимствований и государственных гарантий на текущий бюджетный год. Необходимо подчеркнуть, что политика, проводимая в России, ориентируется на значительные внешние заимствования. 

3.3 Управление  размещением государственного долга.
      Управление размещением государственного долга характеризуется как ключевой активный элемент в системе управления долгом. Можно выделить 3 способа возможного использования привлекаемых ресурсов:
- финансовое  размещение, когда из внешнего источника осуществляется финансирование инвестиционных проектов и развития экономики. Данный способ является наиболее прогрессивным видом использования внешнего долга. При этом крайне важен отбор конкурентных высокоэффективных инвестиционных проектов, которые обеспечили бы возврат полученных ресурсов;
- бюджетное  использование, при котором привлеченные ресурсы направляются на финансирование текущих бюджетных расходов, в том числе на обслуживание внешней задолженности. Этот способ использования привлекаемых с международного рынка ресурсов - наименее эффективный из существующих;
- смешанное  бюджетно-финансовое размещение, когда  заимствования используются как на финансирование текущих бюджетных потребностей, так и на развитие экономики в целом. В российской практике большое распространение получил наименее эффективный способ - новые заимствования направляются на финансирование текущих расходов бюджета, включая и обеспечение существующего внешнего долга.
      Управление погашением государственного долга. Погашение долга
производится  из трех основных источников: из бюджета; за счет золотовалютных резервов, собственности; из новых заимствований. В российской практике новые заимствования играют существенную роль в обслуживании задолженности.
      Золотовалютные  резервы направлялись на погашение  задолженности только в период долгового кризиса в 1991-92 годах. Необходимо отметить, что широко применяемые в международной практике методы погашения задолженности путем конвертации ее в акции предприятий в нашей стране практически не применялись.
      Методы управления государственным долгом включают реструктуризацию и конверсию. 

3.4 Реструктуризация  государственного долга.
      Основным  методом урегулирования внешнего долга  стала его реструктуризация на максимально выгодных для России условиях.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.