На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Аудит и его роль в организации бухгалтерского учета

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?3
 
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
 
(БЕЛГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ МЭСИ)
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Бухгалтерское дело»
на тему: «Аудит и его роль в организации бухгалтерского учета»
 
 
 
 
 
 
 
Белгород   2011г.


Содержание

 
 
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Формирование профессии современного бухгалтера и аудитора……………..5
2. Законодательные акты, регулирующие аудиторскую деятельность…………13
3. Кодекс профессиональной этики аудитора………………………………….…16
4. Характеристика внутреннего аудита, его функции и задачи…………………25
Заключение…………………………………………………………….……………33
Список литературы…………………………………………………………………36
Приложения…………………………………………………………………………38
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Место аудита в бухгалтерском деле нельзя понять без представления о назначении аудита и его основных существенных характеристиках. В этой связи необходимо обратиться к определению аудиторской деятельности.
Аудиторская деятельность - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, и по оказанию сопутствующих аудиту услуг (п.1 ст.1 Закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 г. № 119-ФЗ) (с изм. 01.01.2010).
Аудит - неотъемлемая часть системы управления, целью которого является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений закона, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности.
Организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом.
Финансовый контроль не утратил своего значения и в настоящее время. Этот контроль необходим законодательным и исполнительным органам. Контроль включает в себя соблюдение финансово- хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово- хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.
Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.
Цель курсовой работы - более полное раскрытие сущности и роли аудита  в организации бухгалтерского дела.
Для достижения указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
- изучить формирование профессии современного бухгалтера и аудитора;
- рассмотреть законодательные акты, регулирующие аудиторскую деятельность;
- ознакомиться с кодексом профессиональной этики аудитора;
- охарактеризовать внутренний аудит, его функции и задачи.
Предмет исследования – аудит и его роль в организации бухгалтерского дела.
Объект исследования - бухгалтерское дело.
Теоретической базой исследования являются нормативные и законодательные акты, учебная литература по бухгалтерскому делу и аудиту. В работе были использованы труды таких авторов, как П.С. Безруких, Н.А. Боротник, А.В. Власова, В.Б. Ивашкевич, В.И. Осадчая, Ш.М. Торшаева, Н.Н. Хохноова, В.М. Швецкая  и др., а также  методические указания к выполнению курсовой работы.
Методы исследования. Исследование основывается на общенаучных методах познания, таких как группировка и сравнение, научная абстракция и моделирование, логические и исторические подходы к исследованию.
Структура работы обусловлена целью и задачами и состоит из введения, основной части,  заключения, списка литературы и приложений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Формирование профессии современного бухгалтера и аудитора
 
 
С момента зарождения идеи письменной регистрации фактов эконо­мической жизни в специальных (бухгалтерских) книгах до современного уровня понимания и постановки бухгалтерского дела человечество про­шло большой путь. В силу прагматического характера знаний, накапли­ваемых в данной области, развитие идей проходило не через отрицание, ниспровержение предшествующих взглядов, а в виде упорядочивания существующих основ, но только на новой, более обширной фактологиче­ской базе. В результате такого подхода в систему теоретических знаний включались те концепции, которые оказались востребованными благода­ря своей практической продуктивности.
В развитии бухгалтерского дела можно выделить пять основных периодов [9, с 98].
Для первого периода (с момента возникновения товарно-денежных отношений до конца XVII века) было характерно:
- появление различных способов регистрации  фактов хозяйственной
жизни в учетных регистрах (журналах, ведомостях и др.) в виде сис­тематических и хронологических записей;
- мануфактурное производство;
- сосуществование натурального обмена и товарно-денежных отношений.
Венцом периода становления бухгалтерского дела стало широкое ис­пользование метода двойной записи. Бухгалтерское дело еще не рассмат­ривается как отдельная наука, а курс "Счетоводство" включен отдельным разделом в математику.
Научная разработка двойной записи хозяйственных оборотов и раз­ных способов его применения начинается в конце средних веков, когда в Италии активизировалась жизнь общества и снова стали процветать тор­говля и промышленность, в банках стали появляться и изучаться новые формы счетов. К записям стали применяться новые подходы, подсказан­ные практикой и рекомендованные учеными.
Развитию бухгалтерии во многом способствовало и великое изобрете­ние XV столетия — книгопечатание, благодаря которому то, что ранее было достоянием избранных, стало доступным для многих. К концу XV ве­ка двойная запись достигла такой степени развития, что обратила на себя внимание известного математика своего времени Луки Пачоли — профессора математики в университетах Венеции, Перуджи и Рима. В 1494 году он опубликовал "Трактат о счетах и записях", из которого явствует, что ве­нецианские купцы делали записи в трех книгах: черновой, журнале и главной, не считая копировальной книги и инвентарной, которая содержала подробный перечень активного и пассивного имущества. Следует отметить, что уже в то время существовал обычай предъявлять коммерческие книги для регистрации или скрепы печатью, причем книги должны были быть подписаны и счетоводом.
Л. Пачоли рекомендовал для использования так называемую аналити­ческую запись (или аналитический способ), которая требовала больших затрат труда при составлении тех разделов счетов и балансов, которые в наше время обрабатываются чрезвычайно быстро при помощи сводных или синтетических счетов.
Л. Пачоли сам не предполагал, что его имя войдет в историю не как знаменитого для своего времени математика, а как автора трактата, по­мешенного самостоятельным разделом в книге "Итоги всей арифметики, геометрии, учение о пропорциях и отношениях", изданной в Венеции в 1494 году. О значении этого трактата свидетельствует тот факт, что в те­чение нескольких веков им пользовались в Италии, Франции, Англии, Германии как основным руководством по бухгалтерскому делу. А способ двойной записи не потерял своего значения и поныне.
Автором, изложившим правила ведения записей в учетных книгах по двойной системе, был также Бенедикт Котрульи, живший в XV веке. Эти правила были сформулированы им в работе "О торговле и частном торгов­це" (середина XV века) в главе "О порядке ведения торговых книг". Однако издано это сочинение было в Венеции лишь в 80-х годах XVI века.
Второй период (конец XVII - конец XVIII веков) развития бухгалтер­ского дела приходится на время:
- революционных преобразований в области производства — переход на
машинный технологический базис;
- развития разнообразных форм хозяйственных сделок и увеличения
объемов как торговых, так финансовых и других операций не только
в отдельных странах, но и во всем мире.
Все это не могло не отразиться на деятельности частных хозяйств, кото­рые были вовлечены в общий стремительный поток экономического и общественного прогресса. Для этого периода характерны единообразные подходы к основам систематизации бухгалтерских записей. Так, до сере­дины XVIII века доминировала "Развитая итальянская форма счетоводст­ва". В дальнейшем Гельвигом (1774) была предложена "Мемориально-кассовая форма". Счетоведение рассматривается в основном как форма практической деятельности.
Третий период (конец XVIII - конец XIX веков) отмечен развитием в промышленности и торговле неизвестных прежде форм финансирования предпринимательства. Появление финансовых рынков ценных бумаг, многочисленные скандалы, связанные с финансовыми аферами, вынуди­ли отдельные страны поставить под государственный контроль и регули­рование системы бухгалтерского учета, учредить институт аудита [12, с. 105].
В этот период выходит большое количество работ по бухгалтерскому делу, авторы которых бурно выступают против ограничения счетоводства одной единственной формой. Возникают различные теории счетоводст­ва: юридическая — во Франции, экономическая — в Италии, камеральная — в Германии. Историческое значение третьего периода, как отмечал выдающийся русский ученый, профессор A.M. Галаган (1879 — 1938), сводилось к тому, что в нем сформировались основные направления в науке счетоведения, по которым и пошло ее дальнейшее развитие. Четвертый период (конец XIX — начало XX веков) по существу стал периодом становления бухгалтерского дела как области научных знаний. Большинство авторов стремились сформулировать теоретические основы бухгалтерского учета; определить область тех явлений, изучение которых составляет объект этой науки.
Одними из первых сделали попытку дать научное определение счетоведения ученые итальянской школы:
Франческо Вилла (1801 — 1884) считал, что цель счетоводства состоит в том, чтобы: 
- контролировать движение ценностей, находящихся в хозяйстве к началу периода;
- отмечать предполагаемые доходы и расходы в связи с фактически­ми доходами и расходами
Д. Масса (1850 - 1918) полагал, что счетоведение является отраслью науки об управлении. Его цель:
- отмечать все хозяйственные операции
- классифицировать их по тем или иным признакам
- дать управляющему органу хозяйствования все сведения, необхо­димые для управления;
Е. Пизани (1845 - 1915) отмечал, что счетоведение пользуется основами экономики, юриспруденции и математики; направляет работу хозяйства так, чтобы был соблюден принцип соизмеримости доходов и расходов.
Известный представитель немецкой школы, профессор И. Шротт ука­зывал, что:
- с одной стороны, счетоведение устанавливает порядок учета измене­ний в хозяйственном имуществе и результатов использования этого имущества;
- с другой стороны, в круг задач счетоведения входит установление принципов и порядка ведения учетной работы, направленной на вы­явление вредных для хозяйства последствий деятельности управляю­щих органов этого хозяйства.
Швейцарский ученый И.Ф. Шерр полагал, что счетоведение (которое он называл бухгалтерией) — это совокупность методов учета деятельности отдельного хозяйства, с момента его учреждения до ликвидации.
В русской школе счетоводства, формирование которой происходило в конце XIX столетия, стало характерным рассматривать счетоведение как науку в неразрывной связи с практикой. В ходе дискуссии, проведенной в московском журнале "Счетоводство" (1888 — 1904), счетоводство харак­теризовалось как наука, изучающая хозяйственную деятельность пред­приятия с целью:
- во-первых, дать в любой момент времени точное представление о по­ложении хозяйства и результатах его деятельности;
- во-вторых, уяснить причины появления тех или иных результатов;
- в-третьих, контролировать во всякое время действия лиц, облеченных
доверием в данном хозяйстве [17, с. 114]
Выдающийся русский ученый, методолог в области бухгалтерского учета, А.П. Рудановский (1863-1934) писал, что счетная наука должна иметь теоретические корни, идущие вглубь реальной действительности. Он отмечал, что ее предметом является специфическое исчисление или учет "веса" хозяйственных масс и установление законов их хозяйственного оборота. "Вес" хозяйственных масс измеряется деньгами. Совокупность же всего уч­тенного в каждом хозяйстве составляет его баланс как объект учета.
Наличие бухгалтерского дела как соответствующей отрасли человеческих знаний — явление объективное в экономике любого общества. Но всякая система теоретических взглядов носит исторически ограниченный характер.
Пятый период (начало XX столетия — до наших дней), по мнению российских экономистов В.Д. Новодворского и А.Н. Хорина, целесооб­разно разделить на две основные стадии:
первая стадия (начало — середина XX столетия) характеризуется раз­работкой   базовых   принципов   объективной   оценки   имущественно правового положения самостоятельного хозяйствующего субъекта, от­раслевой направленностью в построении системы бухгалтерского уче­та, расширением государственной регламентации национальной сис­темы бухгалтерского учета и отчетности;
вторая стадия (с середины XX столетия — до настоящего времени) характеризуется:
- разработкой принципов оценки имущественно-правового положе­ния хозяйствующих субъектов в условиях внешней рыночной сре­ды и в связи с принятием эффективных хозяйственных решений
по извлечению будущих экономических выгод;
- разработкой и внедрением Международных стандартов по бухгал­терскому учету и аудиту.
Несмотря на существование общих тенденций в развитии мировой экономики, нельзя не отметить особую роль отдельных государств в ста­новлении бухгалтерского дела. Наглядно это можно проследить на при­мерах Франции (табл. 1), США (табл. 2) и Великобритании (табл. 3) (приложение 1).
Считается, что первые аудиторы появились в Великобритании, примерно в середине XIX века. Закон о британских компаниях, принятый в 1862 году, уже предписывал в обязательном порядке проверку счетов компаний специалистами по бухгалтерскому учету и финансовому контролю по меньшей мере один раз в год. Приблизительно в это же время профессия аудитора появилась и в других развитых странах. В частности, во Франции был принят закон об обязательной проверке и оценке балансов акционерных обществ особыми ревизорами, именуемыми «комиссарами по счетам».
Возникшая в разных странах аудиторская профессия получила самые различные названия: например, в США профессионалы, занимающиеся аудитом, называются общественными бухгалтерами, во Франции - бухгалтерами-экспертами или комиссарами по счетам, в Германии - контролер хозяйства и т.д.
Особенный толчок развитию аудиторского дела дал мировой экономический кризис 1929-1933 годов, когда массовое банкротство акционерных обществ потребовало ужесточения порядка проверки и утверждения их отчетов со стороны независимых профессионалов. Например, в Германии в 1931 году было принято постановление об обязательной аудиторской проверке отчетов и балансов акционерных обществ. В США в 1934 году была создана Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям (SEC), которая осуществила ряд мер по упорядочению бухгалтерского учета и отчетности американских компаний. С тех пор все акционерные общества, зарегистрированные на бирже, должны публиковать свои годовые отчеты не позднее трех месяцев после закрытия финансового года, заверенные профессиональным аудитором.
Корни возникновения аудита в России восходят к петровским временам.
Так, впервые институт аудиторов был введен Петром I в армии для рассмотрения имущественных споров. Вместе с тем из-за отсутствия объективных экономических причин и общественной потребности в аудите в те годы он не стал необходимым звеном экономической жизни России. Последующие попытки внедрить аудит в нашей стране предпринимались в 1888 г. - спустя более 150 лет. К идее аудита возвращались в начале XX века (1907-1912 гг.) и в 1929-1930 гг. Как правило, это было связано с проведением экономических реформ.
Во времена существования в нашей стране плановой экономики, когда широко применялся финансовый контроль и ревизия, само понятие «аудит» в бухгалтерском обиходе отсутствовало.
В настоящее время престиж бухгалтерской профессии резко возрос, о чем свидетельствует увеличение конкурса среди абитуриентов высших экономических и финансовых учебных заведений и повышенный спрос на рынке труда. Число вакансий на должность главного бухгалтера постоянно и неуклонно возрастает с регистрацией новых коммерческих структур. Сегодня главный бухгалтер - самая востребуемая специальность. Им может стать любой бухгалтер, знающий все участки бухгалтерского учета и имеющий смелость взять на себя определенную ответственность [12, с. 205].
Одним из направлений принятой 6 марта 1998 г. Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности является повышение уровня знаний бухгалтера и изменение его роли в управлении экономикой организации.
В условиях рыночной экономики изменились роль и функции бухгалтерской службы. За последние несколько лет появилось большое количество фактов хозяйственной деятельности, отражение которых в бухгалтерской отчетности, а также порядок их ведения в текущем учете не предусматривались. Кроме того, сегодня бухгалтер активно участвует в выработке управленческих решений и выступает экспертом в процессе их принятия.
В новых условиях хозяйствования руководители всех уровней существенное внимание уделяют финансовой обеспеченности производства и перспектив его развития. Понятия «цена капитала», «цена фирмы», «риск», «страхование риска», «обоснование возвратности полученных ранее средств» превратились из абстрактной проблемы в конкретную задачу, которую приходится решать ежедневно.
Профессия аудитора в современном понимании в России реально получила свое развитие не так давно - в 90-е годы XX века. Формирование и развитие в России рыночных отношений, создание предприятий различных организационно - правовых форм (акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и т.д.) обусловило возникновение аудиторской деятельности и появление профессии аудитора.
 
 
 
 
 
 
 
2. Законодательные акты, регулирующие аудиторскую деятельность
 
 
Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике. Особенности регулирования аудита в России – регламентация централизованными органами - относят нашу страну к первой концепции регулирования аудиторской деятельности, характерной для стран континентальной Европы.
Сейчас в отечественном аудите преобладает государственное регулирование. В нем можно выделить два аспекта: долговременный и оперативный. Первый из них связан в основном с созданием и вводом в действие законодательных и иных нормативных актов, второй - с воздействием на отдельные аудиторские организации: аудиторские фирмы и аудиторов - индивидуальных предпринимателей. Определяющим из них является первый, поскольку действие второго в значительной степени именно на нем и базируется. А первый канал реализуется преимущественно через систему нормативного регулирования аудиторской деятельности [20, с. 31].
Правовое регулирование представляет собой деятельность государства по внесению организованности, упорядоченности в различные сферы хозяйства.
К основным нормативным актам, регулирующим вопросы аудиторской деятельности в Российской Федерации, относятся:
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп. вступившими в силу 01.01.2010);
- Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп. вступившими в силу 01.01.2011);
- Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (в последней редакции) (ред. 27.01.2011).
- Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»;
- Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 № 190 (ред. 21.06.2007). (приложение 2)
В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.
Наиболее целесообразной, по мнению проф. В.И. Осадчей представляется четырехуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности [18, с. 74].
Первый (самый верхний) уровень включает Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Закон относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Определяет цель и задачи аудита в финансово-экономической системе.
Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля.
К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся:
1) Федеральные правила (стандарты). Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности в соответствии со ст. 9 ФЗ «Об аудиторской деятельности» – это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности для всех субъектов рынка аудиторских услуг.
Федеральные правила (стандарты) утверждаются Правительством РФ. В настоящее время разработано и принято 23 федеральных правил  (стандартов). Вместо неразработанных используются российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
2) подзаконные нормативные акты, устанавливающие общие положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (нормативные документы в области лицензирования аудиторской деятельности и аттестации аудиторов). К таким нормативным актам относится Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 № 190 (ред. 21.06.2007).
К регулирующим актам третьего уровня относятся:
1) внутренние стандарты аккредитованных профессиональных аудиторских объединений. В соответствии со ст. 9 ФЗ «Об аудиторской деятельности» профессиональные аудиторские объединения, если это предусмотрено их уставами, могут устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам). При этом требования внутренних правил (стандартов) не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов);
2) нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.
Четвертый уровень включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита.
 
3. Кодекс профессиональной этики аудитора
 
Этика – это система норм нравственного поведения человека  или  какой-либо  общественной  или  профессиональной  группы.  Издавна  известно  такое понятие, как врачебная этика, а функции аудитора можно сравнить с  функциями врача,  только  объектом  благотворного  воздействия  аудитора  является  не человек, а предприятие (организация).
В октябре 1996 г. Президиум Аудиторской палаты России  одобрил  кодекс профессиональной этики аудиторов, объединяемых палатой. Он  утвержден  общим собранием Аудиторской палаты России 4 декабря 1996 г.
Кодекс профессиональной этики аудиторов впервые появился в  российской истории. Уникальна  и  необычна  сама  процедура  его  применения.  Аудиторы обязуются  добровольно  и  добросовестно   соблюдать   установленные   нормы профессионального  поведения.  Поэтому  их  нужно  не  только  знать,  но  и понимать [19, с. 65].
В Кодексе указаны следующие этические нормы:
- общепринятые моральные нормы и принципы
- общественные интересы
- объективность и внимательность аудитора
- профессиональная компетентность аудитора
- конфиденциальная информация клиентов
- налоговые отношения
- плата за профессиональные услуги
- отношения между аудиторами
- отношения сотрудников с аудиторской фирмой
- публична информация и реклам
- несовместимые действия аудитора
- аудиторские услуги в других государствах
Статья 3 (общественные интересы)  обязывает  аудитора  «действовать  в интересах  всех  пользователей  бухгалтерской  отчетности,   а   не   только заказчика  аудиторских  услуг  (клиента).   Защищая   интересы   клиента   в налоговых, судебных и иных органах власти, а также в его взаимоотношениях  с иными юридическими и физическими лицами, аудитор должен  быть  убежден,  что защищаемые интересы возникли на  законных  и  справедливых  основаниях.  Как только аудитору станет известно, что защищаемые интересы клиента возникли  в нарушение закона либо справедливости, он обязан отказаться от их защиты».
Обязанность  аудитора   не   может   ограничиваться   удовлетворением интересов клиентов, заказывающих  и  оплачивающих  его  услуги.  Независимые аудиторы  способствуют  нормальным  взаимоотношениям   между   коммерческими организациями,  поддерживают   честность   и   достоверность   бухгалтерской информации,  помогая   тем   самым   становлению   цивилизованных   рыночных отношений, поднимаю планку доверия между субъектами рынка. В статье 4 Кодекса  (объективность  и  внимательность  аудитора)  содержится требование не допускать личной предвзятости, предрассудков либо давления  со стороны,  которые  могут  повредить  объективности  суждений  и   заключений аудиторов, понудить их сознательно представить те  или  иные  факты  неточно либо предвзято.  Поступки  аудиторов,  их  решения  и  заключения  не  могут зависеть от суждений или указаний других лиц.
Принцип объективности требует от аудитора  справедливости,  честности, внимательности   при   оказании   профессиональных   услуг,   не   допускать зависимости своих решений от других лиц.
В работе аудиторов возникают самые разные конфликты  с  клиентами:  от простейших  ситуаций  различного  толкования   нормативных   документов   до чрезвычайных фактов, связанных с мошенничеством, злоупотреблениями либо чем-то  другим,  требующим  непредвзятой  объективной  оценки.  Сама   по   себе ситуация, когда взгляды аудитора и  клиента  на  ту  или  иную  проблему  не совпадают, не является вопросом профессиональной этики.  Она  перерастает  в этическую проблему, если по поводу  объективного  изложения  фактов  аудитор испытывает давление со стороны клиента либо  своего  руководства,  когда  он встает перед дилеммой утраты  клиента  в  случае  полной  объективности  при изложении выявленных фактов.
Давление на аудитора  со  стороны  руководства  аудиторской  фирмы  не допустимо.  Аудитор  обязан   руководствоваться   только   профессиональными стандартами и внутрифирменными методиками. Руководство  фирмы,  настаивающее на предвзятом отношении  к  фактам,  само  нарушает  нормы  профессиональной этики.
Такие нарушения следует разрешать в  Комиссии  по  этике  Аудиторской палаты России или ее местных отделений. Давление со стороны клиента или  третьих  лиц,  безусловно,  порождает этические проблемы для аудитора. Как их  разрешать?  Прежде  всего,  следует понять  позицию  клиента   и   определить   возможность   сближения   ее   с профессиональными  этическими  нормами.  Если  это  не  позволяет  разрешить проблему, то ее следует обсудить со  своим  непосредственным  начальником  и руководителями аудиторской фирмы. Их переговоры  с  представителями  клиента могут положительно  повлиять  на  ситуацию,  помогут  разрешить  конфликт  в соответствии  с  нормами  профессиональной   этики.   В   противном   случае руководители аудиторской фирмы либо аудитор (поставив  в  известность  своих руководителей) обращаются  к  вышестоящей  инстанции  клиента:  генеральному директору,   совету   директоров,   ревизионной   комиссии   или    собранию акционерного общества, другим инстанциям [22, с. 118].
Статья  4  провозглашает,  что  объективной  основой   для   выводов, рекомендаций и заключений  аудитора  может  быть  только  достаточный  объем требуемой информации, который можно получить после всесторонней  проверки  и анализа операций, проведенных  клиентом  за  период  аудита,  правильного  и полного их отражения и оценки  в  первичной  документации,  на  счетах  и  в бухгалтерской  отчетности.   Для   этого   необходимо   выполнить   комплекс аудиторских процедур,  требующих  соответствующих  затрат  рабочего  времени аудитора.
Нарушают этические нормы те  аудиторы,  которые  проводят  аудиторскую проверку  в  течение  трех-пяти  дней  и  выдают   аудиторское   заключение, фактически  не   собрав   достаточного   объема   требуемой   информации   о деятельности  клиента.  Неадекватная  оплата  аудиторских  услуг   понуждает аудитора сворачивать проверку и выдавать  заключение,  не  имея  достаточной информации о клиенте. Некоторые клиенты сознательно требуют снижения  оплаты аудиторских услуг,  чтобы  скрыть  недостатки  в  мутной  воде  "скоростной" проверки. Этические нормы и уважительное  отношение  к  своей  профессии  не позволяют  аудиторам  принимать  предложения,  которые  не   дают   получить необходимый объем информации для объективного решения вопроса  о  содержании аудиторского заключения.
Профессиональная  этика  требует  от  аудитора  не  только  получения достаточной информации о клиенте, но и  доказательства  этой  достаточности. Аудиторы  обязаны  составлять   рабочие   документы,   свидетельствующие   о достаточности  знаний,  на  которых  базируются   выводы,   рекомендации   и заключения аудиторов. Рабочие документы, как и любые другие  доказательства, обосновывающие  мнение  аудитора  о  степени   достоверности   бухгалтерской отчетности, необходимо сохранять.
Важным условием объективности и непредвзятости аудитора  является  его независимость. Аудиторы не должны принимать заказы на  оказание  аудиторских услуг, если имеются обоснованные сомнения в их независимости от  организации клиента и ее должностных лиц. В статье 5  Кодекса  (независимость  аудитора) перечисляются   основные   обстоятельства,   наличие    которых    позволяет сомневаться  в  фактической  независимости  аудитора.   Финансовая,   личная независимость должна соблюдаться в соответствии с законодательством.  А  как относиться к таким фактам, когда аудитор,  получая  плату  за  свои  услуги, затем выплачивает ее часть должностным лицам  клиента?  Это  финансовая  или личная зависимость? На языке Уголовного кодекса – это  элементарная  взятка, ее и нужно так квалифицировать по уголовным нормам.
Независимость аудитора может быть нарушена, если по поручению  клиента он выполняет услуги по  консультированию,  составлению  отчетности,  ведению бухгалтерского учета и т.п. Кодекс обязывает аудитора следить за тем,  чтобы его  независимость  не  ставилась  под  сомнение   при   проведении   аудита отчетности  и  выдаче  заключения  о  ее  достоверности. 
Независимость   не нарушается,  если  консультации  аудитора  не  перерастают   в   услуги   по управлению организацией; ответственность за содержание бухгалтерского  учета и отчетности принимает на себя  организация  клиента;  персонал  аудиторской фирмы,  участвовавший  в  ведении   бухгалтерского   учета   и   составлении отчетности, не привлекается к аудиторской проверке.
В статье 9 говорится, что «Плата за профессиональные  услуги  аудитора отвечает  нормам  профессиональной   этики,   если   она   выплачивается   в зависимости от объема и качества предоставляемых услуг. Она  может  зависеть от  сложности  оказываемых  услуг,  квалификации,  опыта,  профессионального авторитета  и  степени  ответственности  аудитора»,  а   также   от   объема выполненной работы  и  затраченного  времени.  Кодекс  требует  от  аудитора заранее оговаривать с клиентом условия  и  порядок  оплаты  профессиональных услуг, закреплять их в письменной форме в договорах и соглашениях.
Важным требованием профессиональной этики  является  высокое  качество услуг, предоставляемых аудиторами.
Компетентность и  честность  в  работе  –  этические  нормы  поведения аудитора. Если он понимает, что не компетентен в тех или иных  вопросах,  то обязан честно заявить об этом заказчику, пригласить  для  участия  в  работе более  компетентного  специалиста  либо  отказаться  от  выполнения  заказа. Сомнение в правильности принятых  решений  необходимо  обсуждать  с  другими специалистами, работающими в аудиторской фирме [10, с. 69].
Дело чести каждого аудитора  и  консультанта  –  поддерживать  высокий уровень   своих   знаний,   постоянно   совершенствовать    профессиональное мастерство.   Выданный   государственными    органами    аттестат    призван подтверждать  профессиональную  пригодность  аудитора,  свидетельствовать  о необходимом  для  работы  уровне   специальных   знаний
В  Германии  насчитывается   6   тысяч   дипломированных   аудиторов. Представляется, что нам нужно 18-20 тысяч аттестованных  аудиторов.  Но  уже сегодня число получивших аттестаты приблизилось к  этим  цифрам.  Аттестация продолжается теми же темпами, естественно, за счет снижения качества.
Аттестация аудиторов – дело самих аудиторов. Она должна быть в  центре внимания Аудиторской палаты России. Нужно пересмотреть  содержание  и  форму аттестации, прислушаться к тем, кто предлагает, кроме письменного  экзамена, проводить и  устный.  На  письменном  экзамене  вместо  кратких  ответов  на несложные вопросы претенденты  должны  составлять  заключения,  справки  для руководства,  иные  реальные  для  аудиторской  деятельности  документы   по материалам, предложенным  экзаменационными  комиссиями.  Пусть  ЦАЛАКи,  как органы государства, утверждают результаты  экзаменов,  выдают  аттестаты,  а сами экзамены должны быть в руках аудиторов и Аудиторской палаты  России.  В ходе экзаменов претендентам нужно предлагать и  тесты  по  этике,  оценивать моральные качества претендентов, их готовность  к  восприятию  и  соблюдению этических норм на избранном поприще. Необходимо подумать и о снижении  платы за аттестацию.
Статья 7. Конфиденциальная информация клиентов п.7.1. «Аудитор  обязан сохранять в тайне конфиденциальную информацию о делах  клиентов,  полученную при  оказании  профессиональных  услуг,  без  ограничения   во   времени   и независимо от  продолжения  или  прекращения  непосредственных  отношений  с ними. Он не может использовать конфиденциальную информацию для своей  выгоды или для выгоды любой третьей стороны».
В современной экономической ситуации,  сложившейся  в  России,  важным вопросом   профессиональной   этики   являются   налоговые    отношения    с государственной казной. Дело профессиональной чести аудиторов  и  сохранения полного доверия к ним со стороны клиентов, общественности и  государственных органов – неукоснительное соблюдение  налогового  законодательства  во  всех аспектах. Аудиторы (аудиторские фирмы) «не должны сознательно скрывать  свои доходы от налогообложения  или  иным  образом  нарушать  законодательство  о налогообложении в своих интересах либо в интересах других лиц».
Статья 10 п.1: «Аудиторы обязаны доброжелательно относиться  к  другим аудиторам и воздерживаться от необоснованной критики их деятельности и  иных сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам по  профессии».  Отдельная статья Кодекса (ст.11) посвящена отношениям аудиторов с аудиторской  фирмой. Прежде  всего,  как   требование   профессиональной   этики,   провозглашено положение: «Аудитор обязан  стремиться  осуществлять  свою  профессиональную деятельность  в  коллективе  специалистов,  организованно   объединенных   в аудиторскую фирму» (ст.6 п.1). Установлено,  что  «аудитор,  часто  меняющий аудиторские фирмы либо внезапно покидающий ее и тем  самым  наносящий  фирме определенный  ущерб,  нарушает  профессиональную  этику».  Соблюдение  этого правила позволит  постепенно  стабилизировать  взаимоотношения  аудиторов  и аудиторских  фирм,  что   будет   способствовать   повышению   общественного авторитета аудиторской профессии.
Аудиторы – основной капитал аудиторских фирм. Они  не  просто  наемные работники фирмы.  Их  деятельность  оказывает  непосредственное  влияние  на благополучие фирмы, ее авторитет у клиентов, перспективы развития.  Сознавая это, аудиторская фирма свой капитал вкладывает в аудиторов и  консультантов, «разрабатывает  методы,  обобщает  нормативные  акты,  снабжает  ими   своих сотрудников, постоянно заботится о повышении их  профессиональных  знаний  и качеств» [13, с. 187].
Взаимоотношения аудиторской фирмы и  ее  сотрудников  –  аудиторов  не могут регулироваться только трудовым законодательством. Во многом  отношения аудиторов  с  аудиторскими  фирмами   основаны   на   моральных,   этических принципах.
Этика   взаимоотношений   аудитора   с   фирмой   требует   взаимной ответственности,  целесообразности   действий,   соразмерности   достигаемых результатов, непредубежденности в действиях и помыслах, преданности в  делах и поступках. Настоящий руководитель фирмы  всегда  озабочен  тем,  чтобы  ни словом,  ни  действием  не  оскорбить  сотрудника,  какими   бы   малыми   и незначительными не были его обязанности, если  тот  старается  выполнить  их тщательно, со всем доступным ему умением и профессионализмом.
Работающий в другой фирме аудитор должен  «воздержаться  от  осуждения или  восхваления  своих  прежних  руководителей  и  коллег,  от   обсуждения организации и методов работы в прежней фирме». В свою очередь  администрация фирмы воздерживается от обсуждения с кем бы то  ни  было  деловых  и  личных качеств своего бывшего сотрудника.
В  Кодексе  профессиональной  этики  аудиторов  прямо  записано,   что «аудитор, по тем или иным  причинам  покидающий  аудиторскую  фирму,  обязан добросовестно и  в  полном  объеме  передать  фирме  всю  имеющуюся  у  него документальную и иную профессиональную информацию» о выполненной работе.
Статья  12  п.1  «Публичная  информация  об   аудиторах   и   реклама аудиторских услуг могут быть представлены в средствах  массовой  информации, специальных изданиях аудиторов, в  адресных  и  телефонных  справочниках,  в публичных  выступлениях  и  иных  публикациях  аудиторов,  руководителей   и сотрудников аудиторских фирм».
Кодекс не предусматривает каких-либо ограничений в отношении  места  и частоты обнародования рекламы, размера и оформления рекламного объявления.
Не допускается как  противоречащие  профессиональной  этике  аудиторов реклама и публикации, содержащие:
-  прямое  указание   или   намек,   вселяющий   необоснованные   ожидания
   (уверенность) клиентов в  благоприятности  результатов  профессиональных аудиторских услуг;
- безосновательные самовосхваления и сравнения с другими аудиторами;
- рекомендации, подтверждения клиентов и иных  третьих  лиц,  восхваляющих
   аудитора и профессиональные достоинства предоставляемых им услуг;
- сведения, которые могут раскрыть конфиденциальные  данные  клиента  либо необъективно представить его в ложном свете;
-  необоснованные  претензии  быть  специалистом  в  определенной  области профессиональной деятельности;
- сведения, имеющие целью ввести в заблуждение  или  оказать  давление  на судебные, налоговые и иные государственные органы.
Статья 13 "Несовместимые действия аудитора" гласит,  что  «Аудитор  не должен  одновременно  с  основной  профессиональной   практикой   заниматься деятельностью, которая влияет или может  повлиять  на  его  объективность  и независимость,  соблюдение  приоритета  общественных   интересов   либо   на репутацию  профессии  в   целом   и   потому   несовместимые   с   оказанием профессиональных  аудиторских  услуг.  Занятие   какой-либо   деятельностью, запрещенной  практикующим  аудиторам  в  соответствии  с  законодательством, рассматривается как несовместимые  действия  аудитора,  нарушающие  закон  и профессиональные этические нормы.
«Независимо от того, где аудитор оказывает профессиональные услуги,  в своем государстве или в  другом,  этические  нормы  его  поведения  остаются неизменными» (статья 14 Кодекса).
Все   перечисленные   выше   нормы   профессионального    поведения, определяемые  настоящим  Кодексом,  основаны  на   международных   этических нормах, разработанных Международной федерацией бухгалтеров (IFA).
4. Характеристика внутреннего аудита, его функции и задачи
 
 
Внутренний аудит – это независимая внутренняя функция, направленная на анализ и оценку деятельности организации на всех её уровнях, с целью извлечения дополнительной пользы организацией.
Внутренний аудит является оценкой надежности и эффективности существующей системы внутреннего контроля, а внутренние аудиторы – людьми, призванными непредвзято и профессионально провести такую оценку. Иными словами, внутренний аудит есть функция независимой оценки всех аспектов деятельности организации, осуществяемая изнутри организации и направленная на создание у менеджеров компании уверенности в том, что существующая система контроля надежна и эффективна [10, с. 105].
Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.
В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире.
Как правило, к функциям внутреннего аудита относятся:
- проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;
- проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
- проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
- проверка деятельности различных звеньев управления;
- оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
- проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
- работа над специальными проектами и контроль  за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
- оценка используемого экономическим субъектом программного обеспечения;
- специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
- разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.
Задачи внутреннего аудита определяются руководством исходя из потребностей управления как подразделения предприятия, так и предприятия в целом:
- контроль за состоянием активов и недопущение убытков;
- подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;
- анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;
- оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.
Одним из важнейших аспектов деятельности внутреннего аудита является определение и анализ возможных внешних и внутренних рисков при разработке и внедрении новых проектов, а также выработка рекомендаций, позволяющих снизить уровень риска или минимизировать возможные потери. Внутренние аудиторы также осуществляют мониторинг расходования фондов по разным проектам или программам (например, проект капитального строительства или программа продвижения товара на рынок), анализируют финансовую и управленческую отчетность компании, ее достоверность и своевременность. Внутренние аудиторы дают оценку разрабатываемым контрактам и выполнению сторонами своих контрактных обязательств. Внутренние аудиторы привлекаются для оценки систем контроля в рамках существующих и вновь внедряемых информационных систем.
Внутренний аудит должен доказать сотрудникам компании свою необходимость и полезность в качестве услуги, которой они пока не всегда готовы пользоваться, поскольку отношение к внутренним аудиторам в компаниях неоднозначно. Многое зависит от внутренней культуры компании и готовности менеджеров к сотрудничеству с ними. К сожалению, персонал не всегда осознает, что аудитор контролирует не исполнителей, а рабочий процесс, выявляя недостатки существующих процессов, правил и процедур и тем самым помогая компании достигать лучших результатов [18, с. 109].
Внутренний аудит содействует решению стоящих перед организацией задач благодаря применению систематического и регламентированного подхода к оценке эффективности и повышения качества управления компанией:
- управления рисками;
- внутреннего контроля;
- корпоративного управления
В настоящее время создание системы внутреннего аудита на предприятии приобретает особенно важное значение. В частности, система внутреннего аудита актуальна для Открытых акционерных обществ с разветвленной сетью филиалов и структурных подразделений, региональных сетевых компаний, холдингов, объединяющих в себя большое количество юридических лиц, а также компании, составляющие свою финансовую отчетность в формате МСФО.
Рост конкуренции на рынке, а также работа компаний в условиях крайней нестабильности,  приводит к необходимости постоянно снижать издержки предприятия, изыскивая потенциальные резервы на всех стадиях производства и реализации продукции. В условиях постоянно развивающегося российского рынка наблюдаются следующие тенденции:
- отход собственников предприятий от управления и передача управленческих функций наемным менеджерам;
-  укрупнение предприятий, вследствие чего разрастается их структура, увеличивается численность сотрудников и количество сделок
-  появление новых технологий, миграция кадров.
Все это делает крайне трудным сохранение прозрачности бизнеса для руководителей и собственников предприятия. Таким образом, внутренний контроль является одной из составляющих эффективного функционирования и управления предприятием.
Система внутреннего контроля – это система мер, направленных на выявление и устранение финансовых, правовых, производственных и прочих рисков, а также на выявление фактов хозяйственной деятельности, связанных с преднамеренным или непреднамеренным нарушением сотрудниками своих обязанностей, повлекшим за собой ухудшение финансового состояния предприятия или его деловой репутации.
Система внутреннего контроля может включать в себя:
- контроль соответствия деятельности предприятия российскому законодательству;
- контроль сохранности активов предприятия;
- контроль процесса материально-технического снабжения;
- контроль процесса продажи продукции;
- контроль рационального и экономного расходования ресурсов;
- контроль исполнения приказов и распоряжений;
- контроль эффективности и исполнения отдельных договоров/групп договоров;
- внутренний аудит;
- другие направления исходя из потребностей предприятия.
Контроль соответствия деятельности предприятия российскому законодательству направлен на избежание рисков, связанных с нарушением гражданского, налогового, семейного, уголовного, др. законодательства. С этой целью целесообразно проведения процедуры унифицирования повторяющихся бизнес-процедур - создание типовых форм договоров, пакетов бухгалтерских проводок, комплекта кадровых документов, алгоритмов действий ответственных сотрудников. Нестандартные сделки и виды деятельности должны подвергаться особому изучению и детальному анализу [18, с. 112].
Контроль сохранности активов предприятия направлен на недопущение: 
- неполного оприходования производственных ресурсов на склады предприятия;
- необоснованного списания ресурсов на затраты или в убыток;
- не утвержденных в соответствующем порядке платежей.
Контроль процесса материально-технического снабжения предполагает деятельность по:
- проверке соответствия номенклатуры, количества, качества, стоимости закупаемых сырья, материалов, оборудования, услуг реальным потребностям предприятия;
- недопущению сговора в корыстных целях сотрудников предприятия, ответственных за материально-техническое снабжение,  с представителями контрагентов-поставщиков, могущего привести к намеренному завышению цен и снижению качества закупаемых ресурсов, влиянию на количество и состав контрагентов-поставщиков;
- избежанию или снижению производственных рисков, возникающих вследствие сотрудничества с контрагентами, не выполняющими условия договора;
- избежанию налоговых рисков, возникающих вследствие сотрудничества с контрагентами - недобросовестными налогоплательщиками.
Контроль процесса продажи продукции предполагает деятельность по:
- недопущению сговора в корыстных целях сотрудников предприятия, ответственных за продажи, с представителями контрагентов-покупателей, способного привести к намеренному влиянию на количество и состав контрагентов-покупателей, отпускные цены, предоставление эксклюзивных условий;
- недопущению убытков предприятия от занижения объемов продаж или продаж, деньги за которые не поступают на счета предприятия;
- избежанию финансовых рисков, возникающих вследствие сотрудничества с контрагентами, не выполняющими условия договора.
Контроль рационального и экономного расходования ресурсов предполагает проверку:
- обоснованности и экономности текущих расходов предприятия в целом и его подразделений в частности – на рекламу, консультационные услуги, средства связи, прочее;
- эффективности выплат в пользу сотрудников предприятия (премий, материальной помощи, оплаты обучения, предоставления займов, пр.);
- обоснованности и своевременности расходования подотчетных сумм;
- эффективности использование сотрудниками рабочего времени.
Контроль исполнения приказов и распоряжений внедряется с целью повышения дисциплины предприятия и, как следствие, эффективности его работы, выявления причин, препятствующих исполнению приказов и распоряжений [19,с. 97].
Контроль эффективности и исполнения отдельных договоров/групп договоров предполагает документальные и фактические проверки соответствия условий договоров выгодам предприятия, обоснованности заключения договоров, соблюдения контрагентами номенклатуры, количества, сроков и полноты поставки и оплаты, стоимости, других условий договоров.
Система внутреннего аудита предполагает:
- выявление налоговых рисков, связанных с внедрением новых направлений деятельности, заключением нетиповых договоров;
- контроль однотипности, своевременности и полноты отражения оборотов в бухгалтерском учете обособленных подразделений и головной организации, компаний, входящих в одну группу (холдинг);
- контроль правильности составления бухгалтерской отчетности и исчисления и уплаты налогов.
В рамках предоставления услуги «Разработка и внедрение системы внутреннего контроля на предприятии» аудиторской компанией проводится следующая работа:
- изучение и анализ практики сложившихся на предприятии бизнес-процессов и документооборота, внутрифирменных стандартов деятельности, оценка существующей системы внутреннего контроля;
- выявление финансовых, правовых, производственных и прочих рисков;
- подготовка отчета о проделанной работе;
- подготовка рекомендаций по устранению выявленных рисков.
С целью исполнения возложенных на систему внутреннего контроля задач аудиторская компания может предложить сотрудничество в разработке и внедрении на предприятии:
- нормативной регламентирующей базы – свода внутренних стандартов предприятия, регламентирующих основные бизнес-процессы и, как следствие, позволяющих избежать систематических рисков;
- системы контрольных мероприятий и процедур, направленных на выявление и недопущение фактов хозяйственной деятельности или деятельности сотрудников предприятия, способной привести к убыткам, недополучению прибыли или ухудшению деловой репутации;
- планирования и бюджетирования – системы регулярных планов и бюджетов, а также отчетов об их исполнении, направленных на повышение эффективности расходования производственных ресурсов, выявление расхождений фактических и плановых показателей и вскрытия причин таких расхождений.
Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.
Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственникам и независим от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
 
 
Понятие аудита как вида предпринимательской деятельности уже прочно вошло в нашу жизнь. Подтверждающая функция аудита закреплена законодательным путем, ряд хозяйствующих субъектов обязаны ежегодно в составе отчетности предоставлять аудиторское заключение. Без квалифицированного аудиторского совета уже не мыслят свою работу наиболее прогрессивные предприниматели. Аудит представляет собой сложную многоаспектную, достаточно жестко регламентированную предпринимательскую деятельность.
В условиях рынка важное место в системе контроля отводится аудиторским организациям, призванным осуществлять независимую экспертизу и финансовой отчетности хозяйствующих субъектов.
В получении достоверной информации заинтересованы все без исключения участники хозяйственного оборота независимо от форм собственности. Все они заинтересованы в законности и, что важно, эффективности финансовой деятельности субъектов к достоверности учета. Достоверность учета может подтвердить независимый эксперт, каковым является аудитор.
Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений.
Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.
Профессия аудитора в современном понимании в России реально получила свое развитие не так давно - в 90-е годы XX века. Формирование и развитие в России рыночных отношений, создание предприятий различных организационно - правовых форм (акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и т.д.) обусловило возникновение аудиторской деятельности и появление профессии аудитора.
К основным нормативным актам, регулирующим вопросы аудиторской деятельности в Российской Федерации, относятся:
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп. вступившими в силу 01.01.2010);
- Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп. вступившими в силу 01.01.2011);
- Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (в последней редакции) (ред. 27.01.2011).
- Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»;
- Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 № 190 (ред. 21.06.2007).
Кодекс профессиональной этики аудиторов впервые появился в  российской истории. Уникальна  и  необычна  сама  процедура  его  применения.  Аудиторы обязуются  добровольно  и  добросовестно   соблюдать   установленные   нормы профессионального  поведения.  Поэтому  их  нужно  не  только  знать,  но  и понимать.
Внутренний аудит является оценкой надежности и эффективности существующей системы внутреннего контроля, а внутренние аудиторы – людьми, призванными непредвзято и профессионально провести такую оценку. Иными словами, внутренний аудит есть функция независимой оценки всех аспектов деятельности организации, осуществяемая изнутри организации и направленная на создание у менеджеров компании уверенности в том, что существующая система контроля надежна и эффективна.
Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.
В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире.
Как правило, к функциям внутреннего аудита относятся:
- проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;
- проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
- проверка деятельности различных звеньев управления;
- оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта и др.
Задачи внутреннего аудита определяются руководством исходя из потребностей управления как подразделения предприятия, так и предприятия в целом:
- контроль за состоянием активов и недопущение убытков;
- подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;
- анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;
- оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.
 
 
 
Список литературы
 
 
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ) в части I от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ, части II от 26 января 1996 года №14-ФЗ и части III от 26 ноября 2001 года №146-ФЗ (действующие редакции 2010г.)// Российская газета – 03.12.1996.
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (НК РФ) в части I от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ и части II от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ (действующие редакции 2010г.) // Российская газета – 15.11.1998.
3. Федеральный закон  «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ. (в ред. от 28.09.10).
4. Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп. вступившими в силу 01.01.2010);
5. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп. вступившими в силу 01.01.2011);
6. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (в последней редакции) (ред. 27.01.2011).
7. Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»;
8. Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 № 190 (ред. 21.06.2007).
9. Безруких, П.С. Бухгалтерское дело: Учебник – 3-е изд., перераб. и доп./ П. С. Безруких. – М., 2008. – 718 с
10. Березюк В.И. Аудит. Учебное пособие. - Караганда - 2009. -143 с.
11. Боротник Н.А. Бухгалтерское дело: Учебное пособие.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 410 с.
12. Бреславцева Н.А., Медведева О.В., Нор-Аревян Г.Г Бухгалтерское дело: учебное пособие. – М.: Приор-издат, 2010.- 412с.
13. Бычкова С.М., Макарова Н.Н., Бухгалтерское дело, 2008.- 287с.
14. Власова, А.В.Бухгалтерское дело/ А. В. Власова, Л. С. Зернова. – М., 2009. – 543 с.
15. Гиляровская Л.Т. Бухгалтерское дело: учебник для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 423с.
16. Ивашкевич В.Б., Куликова Л.И., Бухгалтерское дело, издательство Экономист, Москва, 2009.- 463с.
17. Климова Н.А. Бухгалтерское дело
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.