На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Малый бизнес в рыночной экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
Содержание: 
 

Введение ……………………………………………….……………стр. 2
Глава 1. История развития   малого бизнеса в России ……   ……стр. 4
Глава 2. Современные проблемы развития малого бизнеса в                             России   ……………………………………….……………………стр. 11  
Глава 3. Роль государства в поддержке малого  бизнеса  в Росси…………………………………………………………….......стр. 20
Заключение ……………………………………..……………….… стр.23
Список использованных материалов ……..………………..……..стр. 25

Введение

 
         Малый  бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.
     В последние годы одним из наиболее актуальных направлений экономического роста является развитие малого бизнеса. Для России, развитие малого бизнеса  должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход  всего хозяйства страны к рыночной экономике. Однако процесс становления  в различных сферах общественной жизни в России идет пока очень  медленно. Несмотря на трудности и  неудачи, малый бизнес развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Эти и другие экономические и  социальные функции малого предпринимательства  ставят его развитие в разряд важнейших  государственных задач, делают его  неотъемлемой частью реформирования экономики  России.
       Несмотря на принимаемые правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.
           В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ  и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации.
         Актуальность исследуемой темы обусловлена тем , что одним из факторов  построения рыночной экономики является развитость и нормальное функционирование малого бизнеса. Основой рыночной экономики является предпринимательская деятельность. Ее развитие тесно связано с созданием в стране сети малых предприятий. В настоящее время в России около 24 млн. человек, частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого бизнеса. Кроме того, малое предпринимательство активно влияет на сокращение безработицы, противостоит влиянию экономического кризиса, формирует новый социальный класс мелких собственников.
     Современное состояние малого бизнеса нельзя считать удовлетворительным: количество малых предприятий, приходящихся на 1000 жителей страны в 8-10 раз меньше, чем в развитых странах; малые предприятия в России производят всего лишь 15% ВНП, что также в 3-5 раз ниже мирового уровня. Кроме того, во многих отраслях народного хозяйства не сформировалась конкурентная среда, себестоимость товара и услуг малых  
отечественных предприятий значительно выше, чем у аналогичных  
зарубежных товаропроизводителей.

     Анализ  развития малого предпринимательства  показывает, что система поддержки  малых предприятий складывалась, в значительной степени, эволюционно  и не соответствует требованиям  сегодняшнего дня и продолжает испытывать ряд трудностей.
     Объектом  исследования выступает малый бизнес Российской Федерации.
     Целью в данной работе будет произвести характеристику малого бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым бизнесом в современных рыночных отношениях.
     К основным задачам работы относятся:
    – исследовать проблемы становления и развития предприятий малого бизнеса в России;
     – выявить проблемы и перспективы развития малого бизнеса;
    – продумать возможные пути решения этих проблем;     
Информационно-мметодологическую базу работы составили работы таких специалистов,как Дедул.В.А., Токарев.П.П., Семенов.Е.Д., Гаврелюк.И.С., Никитина Л.Н., Худилайнен М.И.,., Волков.А.А. , Басс А.Я., Разомасова Е.А, Горфинкеля В.Я. , Швандара В.А. , Лапуста М.Г., Алклычев А.М и др.
А так  же Федеральные законы и Постановления Правительства РФ и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие развитие малого бизнеса в Российской Федерации. 
 

                  Глава 1.История развития малого  бизнеса в России 

     Российский  малый бизнес является сектором экономики  в буквальном смысле порожденным  реформами. В течение нескольких десятилетий в России господствовала командная плановая экономика. В  этих условиях управление национальным хозяйством велось на основе централизованного  планирования. Планы носили директивный  характер и являлись обязательными  к выполнению. Руководители предприятий  были ограничены в выборе экономических  решений, в результате чего отсутствовала  материальная заинтересованность в  конечных результатах своего труда.      Отсутствие самостоятельности в решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности его интенсивного развития, сковывало инициативу работников всех уровней. В данной ситуации производители не имели возможности выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Данные факторы только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило к отсутствию конкуренции, которая вынуждала бы всех участников экономического процесса действовать эффективно и ответственно.
     Централизованное  управление экономикой имело своей  целью обеспечение прогрессивных  пропорций в развитии общественного  производства, сбалансированного развития отраслей и формирования единого  народного комплекса. Считалось, что  это обеспечит более эффективное  распределение ресурсов между отраслями  и предприятиями. На практике, однако, должной сбалансированности развития отраслей достичь не удалось, более  того, оно происходило на фоне больших противоречий.
     К 80-м годам двадцатого столетия экономика  России оказалась в кризисной  ситуации, что требовало проведение ряд реформ, которые ознаменовали переход от командной плановой экономики  к рыночной экономике. Так в середине 80-х годов партийные и хозяйственные  руководители высшего уровня приняли  решение о перестройке всей системы  общественно-экономических отношений. Перестройка проходила в рамках социалистического уклада и сопровождалась некоторой демократизацией управления и гласностью. В процессе перехода от одной экономической системы  к другой произошло зарождение новых  форм хозяйствования. Истоками рождения малого бизнеса являются законы бывшего СССР в    1986 году «Об индивидуальной трудовой деятельности» и в 1988 году «О кооперации», а также положение комиссии по совершенствованию хозяйствования механизма при Совете министров СССР в 1988 году «Об организации деятельности малых предприятий». Дальнейшее развитие малого бизнеса, основанного на различных форм собственности и их сочетании, пошло с принятия Постановления Совета Министров СССР № 790 от 08.07.1990 года «О мерах по созданию и развитию малых предприятий».
     В конце 80-х годах происходит зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов  при общественных организациях, распространение  бригадных подрядов, формирование эмоционально-психологических  основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.
     К началу 90-х сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает  характер активного многочисленного  движения. Создаются кооперативы. Целью  развития малого бизнеса является насыщение  внутреннего рынка потребительскими товарами. В данном периоде происходит накопление и перераспределение  капиталов, обретаются начальные знания, навыки работы малого предприятия. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации, которая создавала  необходимую базу для реального  перехода к рыночным отношениям, повышения  экономической эффективности российской экономики. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать  как российскую особенность малого предпринимательства.
     В 1991 - 1992 гг. произошли коренные изменения  в отношении государства к  развитию предпринимательства. Были приняты  многие законы, открывшие широкие  возможности для масштабного  развития предпринимательства. На данном этапе благодаря либерально-демократическим  реформам малый бизнес развивался очень  динамично. «На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное  предпринимательство, прежде всего, в  его малых формах. За 1992 год было создано порядка 190 тыс. новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год».
     Период 1993 - 1994 гг. знаменуется широкомасштабной приватизацией и развитием всех видов предпринимательства, появлением множества собственников и интенсивным  участием малого бизнеса в сфере  услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящих товары массового потребления и  длительного пользования. Также  происходит деление предприятий  по критерию их размера в зависимости  от численности работающих, стоимости  основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей.
     К 1995 году порядка 65% всех российских частных  предприятий стали малыми. В это  период создается нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую  деятельность в малых формах. Сформировывается сеть сервисных организаций, предоставляющих  малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные и  финансовые услуги.
     С 1997 года совокупный прирост числа  малых предприятий примерно составил 0,1-2,5%, что свидетельствует о поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора малого бизнеса. Однако в 2001 году был отмечен спад в развитии малого бизнеса, который усугубился в 2002 году.  На 01 января 2003 года в стране насчитывалось всего 82,3 тысячи малых  предприятий, хотя при развитой рыночной системе их должно быть несколько  миллионов. Недостаточное развитие получили и индивидуальные предприятия (семейные и с применением наемного труда), а также крестьянские (фермерские) хозяйства и другие, хотя данные мелкие формы предпринимательской  деятельности весьма полезны и доходны.  Но в 2003 году ситуация меняется в лучшую сторону и происходит значительный прирост количества малых предприятий, что продолжается до сих пор. Но, несмотря на колебания числа малых предприятий в стране, объем производимой ими продукции и услуг неуклонно растет, увеличивается и число рабочих мест.
     Таким образом, если подвести итог и рассмотреть  после перестроечный период развития малого бизнеса в нашей стране, то можно выделить три периода:
     1. период интенсивного становления  предпринимательства (1990-1995гг.);
     2. период насыщения и структурного  оформления (1996-1998 гг.);
     3.период цивилизованной модернизации (с 1998г. по настоящее время).
          Конечно же, наивно предполагать, что для страны таких масштабов малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль.
     Во-первых, это вся сфера услуг, в том  числе технические услуги, включая  ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
       Поэтому одним из решающих  условий углубления проводимых  в России экономических реформ, способных вывести страну из  кризиса, обеспечить ослабление  монополизма, добиться эффективного  функционирования производства  и сферы услуг, является развитие  малого предпринимательства. Этот  сектор экономики создает необходимую  атмосферу конкуренции, способен  быстро реагировать на любые  изменения рыночной конъюнктуры,  заполнять образующиеся ниши  в потребительской сфере, создает  дополнительные рабочие места,  является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
             Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
         Для того чтобы заняться индивидуальной предпринимательской деятельностью, необходимо государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Именно с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (внесения соответствующей записи в государственный реестр) гражданин вправе начать соответствующую деятельность.
     В соответствии с Федеральным законом  от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации  физического лица в качестве индивидуального  предпринимателя в регистрирующий орган представляются следующие  документы:
     а) подписанное заявителем заявление  о государственной регистрации  по форме, утвержденной Правительством РФ;
     б) копия основного документа физического  лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя;
     в) копия документа удостоверяющего;
     г) документ об уплате государственной  пошлины.
     Правовое  положение индивидуального предпринимателя  определяется тем, что наряду с коммерческими  организациями он признается полноправным участником гражданского оборота. К  индивидуальной предпринимательской  деятельности применяются нормы  права, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или  существа правоотношения (ч.3 ст.23 ГК РФ).
     В настоящее время согласно ст.4 данного  закона для отнесения индивидуальных предпринимателей и организаций  к числу субъектов малого и  среднего предпринимательства имеют  значение следующие критерии:
     1)"независимость  происхождения" - в уставном капитале  юридических лиц доля участия  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, благотворительных  и иных фондов не превышает  25%, доля, принадлежащая одному или  нескольким юридическим лицам,  не являющимся субъектами малого  предпринимательства, не превышает  25%;
     2)средняя  численность работников за отчетный  период не превышает:
     - 15 человек для микропредприятий;
     - 100 человек для малых предприятий
     - 250 человек для средних предприятий.
     Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица (индивидуальные предприниматели), в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства.
     3) выручка от реализации товаров  (работ, услуг) без учета налога  на добавленную стоимость или  балансовая стоимость активов  за календарный год не превышает  предельных значений, устанавливаемых  Правительством Российской Федерации.
       Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.  
 

  
          Глава2.Современные проблемы развития малого бизнеса в России 

     Развитие  малого бизнеса в России характеризуется  крайней противоречивостью и  подошло к такому рубежу, когда  объективно необходимо решить задачи, связанные с переводом его  в качественно новое состояние  путем поиска «точек роста». Одной  из причин медленного развития малого бизнеса является проводимая государством политика в этой сфере, которая носит  в основном декларативный характер, а практика ее реализации представляет собой отдельные, не связанные в  единую систему меры.
     Сложившаяся экономическая ситуация пока негативно  воздействует на малое предпринимательство  по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия  на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие  в сфере производства отечественных  товаров и бытовых услуг для  населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно  растет. Налоговый пресс давит  на производственные предприятия в  сфере малого бизнеса. Сложившиеся  экономические условия подрывают  стимулы к предпринимательской  деятельности, ослабляют предпринимательский  настрой.
     Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата  за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все  это затрудняет продолжение эффективной  деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
     Весьма  остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая  политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной  в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.
     Еще один очень важный фактор негативного  воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства. Все это  приводит к тому, что только часть  зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии  приступить к реальному производству продукции.
         Проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия.
     Для всех этапов начала предпринимательской  деятельности характерна общая черта - значительное количество требуемых государственными органами разрешений, согласований, заключений и существенное затягивание сроков рассмотрения соответствующих заявок.
     При открытии практически любого бизнеса  в сфере торговли и бытового обслуживания населения, а равно некрупного производственного предприятия к помещениям предъявляются требования, которые не описываются в законодательных актах, но содержатся во внутриведомственных документах. Так, для открытия предприятия общественного питания нормативными актами требуется не менее 20 документов (без учета сертификации) с реальным сроком рассмотрения до полугода .
     Кроме того, большинство необходимых разрешений дублируют друг друга и имеют  ограниченный срок действия. Так, например, при создании малого предприятия, оказывающего типографские услуги, объем документации, подтверждающей выполнение только природоохранных, требований составляет около 40 позиций. При этом получение разрешительных документов по 17 позициям представляет собой дублирование ранее полученных документов.
     Для открытия малого производственного  бизнеса (без учета проведения строительных работ) необходимо подать не менее 12 документов со сроком ожидания рассмотрения документов от 7 до 11 месяцев (установлено актами), при реалистичном прогнозе до полутора лет.
     В связи с тем, что большинство  новых компаний не являются собственниками помещений, они вынуждены быть арендаторами помещений у муниципалитетов  и госучреждений. Однако получение  прав аренды нежилого помещения в  органе исполнительной власти требует  ожидания решения до полугода. Также  показательным является процесс  подготовки документации к проведению строительных работ. Для этого в  орган исполнительной власти необходимо подать около 80 документов.
     Многие  нормы о предварительных заключениях  как федеральных, так и региональных инстанций должны заменяться уведомительными. Подобные положения предусмотрены законе "Технический регламент "О пожарной безопасности", принятом Государственной Думой в первом чтении, которым вводится декларация соответствия пожарной безопасности вместо заключения пожнадзора, подаваемая предпринимателем в уведомительном порядке. Аналогичные положения необходимо вводить для других видов контроля.
     Помимо  указанных затрат на начальном этапе, можно выделить издержки предпринимателей, связанные с обязанностью плательщиков единого налога на вмененный доход  применять (и, соответственно, приобретать) контрольно-кассовую технику. За время, в течение которого решается вопрос об освобождения большого числа предпринимателей от контрольно-кассовой техники (ККТ), стоимость контрольно-кассовой машины достигла 25000 рублей, приобретение электронной  ленты криптозащиты - 7 500 рублей, ежегодное  обслуживание - 3000 рублей. Совокупные ежегодные  затраты малых предпринимателей на приобретение и обслуживание ККТ  оцениваются в 30,5 млрд. рублей и составляет более 50% суммы собираемого ЕНВД (данные за 2009 год).
     18 октября 2008 года Государственная  Дума Федерального Собрания Российской  Федерации приняла в первом  чтении проект федерального закона  № 471693-4 "О внесении изменения  в статью 2 Федерального закона "О  применении контрольно-кассовой  техники при осуществлении денежных  расчетов и (или) расчетов с  использование платежных карт", который был поддержан Комиссией  по законопроектной деятельности  Правительства Российской Федерации.
     Указанный проект федерального закона предусматривает  предоставление права организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся плательщиками единого  налога на вмененный доход, применять  контрольно-кассовую технику, не оснащенную фискальной памятью, а в случае продажи  товара также право не применять  контрольно-кассовую технику при  условии предоставления по требованию покупателя товарных чеков.
        На основании имеющихся данных можно выделить несколько основных проблем, мешающих развитию малого бизнеса. В первую очередь это несовершенство нормативной базы, регулирующей взаимоотношения государства и малого бизнеса. Колоссальные бюрократические препоны и, как следствие, коррупция; огульное налогообложение, единое как для начинающего предприятия, где работает два-три человека практически с нулевым оборотом, так и для коммерческих предприятий, численностью 40-50 человек с ежемесячным оборотом по миллиону долларов; отсутствие механизма льготного кредитования и поддержки новых растущих предприятий в сфере производства; неразвитая, если не сказать больше, система подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего бизнеса.
     Чтобы определить приоритетный механизм преодоления  перечисленных проблем нужно  в первую очередь определиться с  основополагающими целями развития малого бизнеса: что здесь первично - экономическая или социальная составляющая?
     После долгих размышлений можно прийти к единому выводу, что, не принижая значимости экономической составляющей в сфере малого предпринимательства, главным приоритетом государственной  политики следует признать социальную миссию развития малого бизнеса. С этим выводом, кстати, согласны и Министерство финансов, и Министерство по налогам  и сборам, и Министерство экономического развития.
     Для реализации поставленных целей необходимо обеспечить решение неотложных задач:
     - создание политических, правовых  и экономических условий для  свободного развития малого бизнеса,  обеспечивающих повышение социальной  направленности деятельности малых  предприятий;
     - упрощение административных процедур  и снижение связанных с ними  издержек малых и средних предприятий  при регистрации бизнеса и  начале предпринимательской деятельности;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.