На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Феномен современной бикарьерной семьи

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Министерство науки и образования Российской Федерации
Марийский государственный технический университет
Кафедра социальных наук и технологий
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Феномен современной бикарьерной семьи»
 
 
 
                                                                                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
г. Йошкар-Ола
2009 год

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1.              ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ СЕМЬИ
2.              ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИКАРЬЕРНОЙ  СЕМЬИ
2.1. Функции семьи
2.2. Понятие бикарьерная семья
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ  В БИКАРЬЕРНОЙ СЕМЬЕ
3.1.Диагностика семейных отношений супругов
3.2. Коррекционная программа  по установлению  супружеских отношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45
 


 

Введение

 
Каждое общество формирует семью по образу и подобию своему. Семья-это общество в миниатюре, со всеми его достижениями, противоречиями. В настоящее время семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений. Возрастает число разводов, снижается рождаемость, хотя увеличивается рождение детей, рождённых вне брака, ежегодно около 1 миллиона детей остаётся без одного из родителей, доля неполных семей достигает 15% по стране, растёт преступность и что особенно опасно, увеличивается число преступлений совершаемых подростками. Поэтому семья является важным объектом оказания помощи в современном обществе. При этом следует учитывать, что многие формы права, регулирующие отношения семьи и государства, пришли в противоречия, потому что не соответствуют современным потребностям семьи и общества. Большинство законов, затрагивающих вопросы семьи, малоэффективны или вообще не действуют. Все это требует принятия неотложных мер по укреплению и развитию социального института семьи. С вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 05.10.2002 № 1129 проблемы семьи стали решаться более активно, помощь и поддержка семьи реализуется в значительно большем объеме, чем прежде.
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении все своей жизни. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества, необходимые для жизни каждого человека. Под функциями семьи понимают направление деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи. В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная.
В настоящее время проблема взаимоотношений в семье является одной из центральной и вместе с тем трудноразрешимых проблем психолого- педагогических наук. Внимание многих психологов во всем мире сконцентрировано на вопросах внутрисемейных отношений (Аккерман Н., Ковалев С.В., Минухин С., Фишман Ч., Браун Дж, Кристенсен Д, Сатир В, Эйдемиллер Э., Юстицкис В., Дружинин В.Н., Мишина Т.М.)
В современном обществе выделяются бикарьерные семьи.
Бикарьерная семья — семья, в которой работают оба супруга, претендующие на профессиональный рост и самоутверждение в публичной сфере. В такой семье есть реальная основа для формирования эгалитарного типа взаимоотношений, не проявляется или проявляется в меньшей степени мужское доминирование, в меньшей степени присутствует экономическая зависимость женщины. Вопросы распределения обязанностей и ответственности могут быть решены на основе договоренностей. Если в семье есть дети, то часто уход за ними и их воспитание поручается родственникам старшего поколения, наемным работникам или передоверяется государственным и негосударственным детским учреждениям различного уровня.
Феномен современной бикарьерной семьи, в которой и муж, и жена способны строить карьеру и никто не жертвует своим успехом ради другого. К сожалению, как показывает опыт, подобный тип отношений характерен в первую очередь для интеллигентных и обеспеченных семейных пар. Но, к сожалению, вопрос о влиянии профессиональной деятельности на взаимоотношения в семье мало изучен.
Зачастую жизненные обстоятельства складываются таким образом, что человеку приходиться останавливать свой выбор на такой профессиональной деятельности, которая не всегда благоприятно действует на его эмоциональное и физическое состояние. Что может привести, в некоторых случаях, к возникновению внутрисемейных конфликтов.
Целью данной курсовой работы является исследование отношений в современных бикарьерных семьях.
Объект исследования: семейные взаимоотношения в бикарьерной семье.
Предметом исследования являются характер взаимоотношений в семье.
Для достижения указанной цели в работе сформулированы следующие основные задачи:
1) провести анализ существующих научных подходов отечественных и зарубежных исследователей к проблеме исследования;
2) провести практическое исследование семейных  отношений супругов;
3) проанализировать полученные данные.
Гипотезы исследования: Мы предполагаем, что на отношения в бикарьерной семье существенным образом влияет уровень удовлетворенности браком супругов.
Методы исследования: теоретические методы, включающие изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы (тестирование, наблюдение, беседа).
Практическое значение исследования состоит в том, что результаты исследования используются в индивидуальном и семейном психологическом консультировании. Материалы исследования способствуют повышению эффективности функционирования психологических служб, оказывающих помощь современной городской семье.
Организационная база исследования. Исследование проводилось с 25 семейными парами.
 
 
 
 
 
 

1.      ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ СЕМЬИ

 
Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах “Идеального государства” в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой “Истории” отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.
Аристотель, критикуя проекты “идеального государства”, развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют “селения”, а соединение “селений” –государство.
Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель. Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия “брак” и “семья”, различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями “брак” и “семья” существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.
У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит швейцарский ученый И. Бахофен (1816-1887), автор работы “Материнское право”. Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана (1818—1881) “Древнее общество”. Позднее обоснование происхождения, и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что “семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество”. Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую. В. И. Ленин, также отметил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.
Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека.
Возникновение и развитие семьи, семейно- брачных отношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида в отдельности на протяжении многих веков занимали лучшие умы человечества. Тем не менее семейные отношения не являются сегодня досконально изученными, в них остается много спорных вопросов. Общепризнанным считается взгляд на семью как на продукт длительного исторического развития. За долгую историю своего существования она изменилась, что связано с развитием человечества, совершенствованием форм общественного регулирования отношений между полами. Некоторые из этих форм были свойственны отдельным племенам, другие имели более широкое распространение. Общим была их зависимость от определенного уровня социально- экономического развития общества.
Половые отношения в первобытном человеческом стаде носили животноподобный характер. Они проявлялись в неупорядоченных половых связях среди мужчин и женщин этого стада. Такие отношения, будучи сопряжены с конфликтами, драками и другими негативными проявлениями, вносили дезорганизацию в жизнь первобытного стада, для выживания которого требовались сплоченность и единство в обеспечении условий существования. В результате сложилась объективная потребность - ввести общественные санкции, направленные на упорядочение половых отношений. Важнейшим из этих запретов стал запрет на половые связи между кровными родственниками (предками  и потомками, родителями и детьми), в результате чего стал формироваться род. Таким образом, в первобытном обществе складываются первые механизмы (табу, обычаи) социального регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленные на поддержание непрерывности жизни. Иными словами, возникают брачные отношения между полами.
Возникновение родовой общины и функционирование группового брака привели к новой угрозе для выживания людей: росту числа неполноценных детей как результата кровного родства отца и матери, автономному существованию каждого рода, ограничению социальных связей с другими  общинами. Для устранения этих негативных явлений появилась более строгая форма брачных отношений - экзогамия, запрещающая половые связи внутри одного рода. Групповой брак превратился в союз двух родов, но не привел к созданию семьи: дети принадлежали всему роду и воспитывались его сообществом.
По мере социального расслоения общества групповой брак видоизменился и принял форму полигамии (многобрачия), когда одно лицо имеет брачные отношения с несколькими или многими лицами противоположного пола. В историю человечества вошли две формы полигамии: полиандрия (многомужество) и полигиния (многоженство). Пережитки второй формы (полигинии) сохранились по сей день в некоторых странах Востока в форме семьи гаремного типа.
Для позднепервобытной общины характерно усложнение хозяйственной деятельности, социальных связей, что привело к дальнейшему упорядочению брачных отношений: они приняли форму моногамного парного брака, который отличался большей прочностью по сравнению с групповым браком. Парный брак знаменует начало домашне – семейного воспитания, которым занимаются родители, другие члены рода. Возникает хозяйственная ячейка, состоящая из мужа, жены, детей, но основным кормильцем постепенно становится мужчина. Поэтому половые отношения начинают регулироваться не только социальными, но и экономическими факторами: жена, дети не могу обойтись без мужа и отца. Верность жены обеспечивалась ее подчинением власти мужа (патриархальный уклад). Постепенно меняется и сам характер брака: его целью становится создание семьи, содержание и воспитание детей (а не только регулирование половых отношений, как это было ранее). Семья усиливала чувство личной ответственности взрослых за воспитание детей, укрепляла новые оценочные категории: авторитет родителей, супружеский долг, честь семьи.
На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей, завершился в 18-19 веках. На первом этапе семья была многодетной, что гарантировало ее хозяйственную надежность. Дом, семья становились начальной образовательной школой для детей, своеобразной «домашней академией», где учили трудиться, заботиться друг о друге, передавали «по наследству» мальчику отцовскую, девочке- материнскую профессию, а заодно и их мировоззрение, стереотипы поведения, готовили к выполнению роли родителей.
Моногамия оказалась устойчивой формой семьи: шли столетия, менялись экономические уклады, а моногамия сохранилась. Установление моногамии, единобрачия не следует объяснять лишь достижениями социально – экономического характера человека. В этом процессе свое достойное место занимают мораль и нравственное развитие живущих на земле людей, рост их эстетической культуры, усиление роли религии, поддерживающей святость брака: «Браки заключаются на небесах».[9;74]
С развитием общества значительная часть нагрузки по стабилизации брачно-семейных отношений переносится с внешних регуляторов (социальный контроль, общественное мнение, законы, экономическая зависимость и  подчиненность женщин, религиозный страх) на внутренние (чувство любви, долга, взаимная заинтересованность членов семьи в сохранении и поддержании семейного единства).
В настоящее время преобладают семьи простые (нуклеарные) семьи, состоящие из супругов с детьми или без них. Современное российское государство является пока еще государством переходного типа и в процессе перестройки общественной жизни все большее значение для развития российского общества приобретают проблемы дальнейшего укрепления семьи. В настоящее время в России внутрисемейные отношения регламентируются российским законодательством, на основе которого приняты Кодексы о семье и браке.
 


2.      ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИКАРЬЕРНОЙ СЕМЬИ

 

2.1. Функции семьи

Содержание жизнедеятельности семьи может быть понято через описание основных функций, на реализацию которых семья ориентирована. В ряде функций, присущих семье на определенном этапе ее исторического развития, обнаружива­ет себя ее специфическое целевое назначение как малой группы и социального института. Выполнение этих функций обеспечивается ролевым сотрудничеством всех членов семьи, и прежде всего супругов.
Активность семейной системы, приводящая к достижению соответствующего полезного результата, является многоаспектной и разнонаправленной. Совместимость или несовместимость партнеров может быть должным образом оценена лишь в рамках семьи как единой поведенческой системы с доминирующими ценностями и определенным организационным паттерном. Помимо сексуально-эротической, имеют значение другие функции семьи, связанные с безопасностью, воспитанием детей, социальным обучением, а также развитием каждого из партнеров в отдельности и супружеской пары в целом. Супружескую адаптацию следует рассматривать в более общей системе взаимоотношений, отражающих индивидуальные связи каждого из партнеров с родительской семьей и социальным окружением в целом.
В науке о семье пристальное внимание уделяется анализу функций семьи.
Психологи чаще всего приписывают семье следующие функции.
* Порождение и воспитание детей.
* Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала.
* Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего Я, эмоциональном тепле и любви.
* Создание условий для развития личности всех членов семьи.
* Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.
* Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.
* Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.
* Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникаций с ними.
* Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
* Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.
* Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.
* Рекреативная функция — охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний.
Семейный психотерапевт Д. Фримен излагает свою точку зрения. Он считает, что основными функциями, делегируемыми членам семьи ее социальным окружением, являются:
* обеспечение выживания;
* защита семьи от внешних повреждающих факторов; забота членов семьи друг о друге;
* воспитание детей
* создание физических, эмоциональных, социальных и экономических предпосылок для индивидуального раз­вития членов семьи;
* поддержание их тесных эмоциональных связей друг с другом;
* социальный контроль над поведением друг друга.
Позиции специалистов по этому вопросу хорошо согласуются, имеющиеся различия касаются степени детализации сфер жизнедеятельности семьи. Например, сексуально-эротическая функция отделяется от репродуктивной ввиду самостоятельной ценности человеческой сексуальности, ведущей роли семьи в психосексуальном развитии индивида, а также автономизации сексуального и прокреативного поведения.
В целом, обеспечение благоприятного психологического климата, коммуникации чувств, взаимной моральной и эмоциональной поддержки, понимания и принятия членами семьи друг друга часто называют психотерапевтической функцией семьи. Функция организации досуга, по всей видимости, является составной частью рекреативной функции. В свою очередь, рекреативная функция понимаемая как восстановление эмоционально-энергетических ресурсов благодаря комфортности семейного общения, сближается по смыслу и с психотерапевтической, и с коммуникативной. Функция постоянства общения, с одной стороны, имеет непосредственное отношение к коммуникативным аспектам семейной жизни; с другой стороны, она отражает особую потребность членов семьи воспроизводить ситуации общения, придавать определенный ритм внутрисемейному взаимодействию. Правомерность выделения функции духовного совершенствования подвергает­ся сомнению. Литовский семейный психолог Г. Навайтис прямо говорит о том, что существует достаточно много стабильных семей, не отличающихся ни условиями для самореализации их членов, ни высоким уровнем их духовности.
Сообразуясь с частотой упоминания в литературе, отдель­но остановимся на функции безопасности, фелицитологической и гедонистической функциях семьи. Функция безопасности подразумевает охрану биологического и социального бытия членов семьи, защиту от физических и психологических опасностей, исходящих от окружающего мира. В ней выражается заинтересованность людей в долговременном выживании, стабильности и уверенности в будущем. Семейная жизнь подчинена определенному распорядку, регулируется нормами и правилами, что позволяет застраховать ее от неприятных событий. А. Маслоу рассматривал родительские ссоры, случаи физического оскорбления, разлуку, развод и смерть в семье в качестве моментов, особенно вредных для благополучия ребенка. Эти факторы делают его окружение нестабильным, непредсказуемым и, следовательно, ненадежным.
Шансы выжить многократно возрастают, если о нас кто-то заботится. Функция безопасности проявляется и в том, что семья внутренне противится изменениям и преобразованиям, видя в них угрозу стабильности своего существования.
Фелицитологическая функция воплощает в себе мечты и надежды каждого человека на обретение семейного счастья. В понятие “счастливая семья” люди вкладывают разное содержание: для одних это общность взглядов и взаимопонимание, для других — материальный достаток, для третьих — таланты и школьные успехи детей. Столь разнообразные взгляды объединены общим представлением о том, что счастье как состояние полного высшего удовлетворения чаще всего переживается в кругу семьи. В семье как системе невозможно, чтобы кто-то был счастлив или несчастлив изолированно; переживания одного человека так или иначе затрагивают других.
В идеале семья выполняет и гедонистическую функцию. Само название этой функции указывает на то, что она связана с удовлетворением потребности в физическом и психическом комфорте. Находясь в родном доме, среди дорогих сердцу людей, человек достигает спокойного и радостного состояния души. Семейное общение изобилует приятными ощущениями, фантазиями, размышлениями. Взрослые получают удовольствие оттого, что проводят время вместе с детьми.
Любая функция семьи по-разному проявляется на уровне индивида и общества. Учитывая эту важную особенность, можно достичь большей полноты и точности анализа семейных функций.
В психологии семьи понятие “функция” используется практически во всех своих значениях:
* это роль, которую семья как социальный институт и малая группа выполняет по отношению к индивиду и обществу;
* это внешнее проявление свойств семьи в системе ее взаимосвязей с обществом;
* функция есть зависимость между процессами, происходящими в самой семье;
* чаще всего функция семьи понимается как деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей. Фактически каждая функция соответствует некой потребности или группе потребностей, например, потребности в любви, защите, общении, отцовстве и материнстве, духовной, физической близости и др.
Г. Навайтис подчеркивает, что часть функций семьи основывается на личностном общении, взаимодействии конкретных людей. Удовлетворение соответствующих потребностей зависит от личностей членов семьи. Действительно, мы чувствуем себя счастливыми, любимыми или защищенными благодаря людям, составляющим нашу семью [18; 7].
Семья, в отличие от других малых групп, способна удовлетворить потребности в их комплексе, в их органичной целостности. Собственно, ради этого люди и объединяются в семейный союз. Отсюда и возникает чувство незаменимости семьи, а при ее распаде — сожаление и горечь утраты.
В силу своей полифункциональности семья объединяет индивидуальные, групповые и общественные интересы. Например, глубоко личное чувство взаимной любви и влечение мужчины и женщины друг к другу дают начало новой жизни. Появление на свет ребенка означает продолжение рода, связь поколений. Одновременно рождением детей семья обеспечивает воспроизводство населения. Во многом благодаря семейному воспитанию ребенок достигает социальной и психологической зрелости.
В любой семье достижение каждым индивидом необходимого или желательного целевого состояния не происходит бесконфликтно. Серьезные проблемы возникают в нескольких случаях: 1) какие-либо центральные потребности одного или нескольких членов семьи не удовлетворяются; 2) не согласуются основные потребности разных членов семьи; 3) способы удовлетворения потребностей взаимоисключаются или не устраивают кого-либо из членов семьи; 4) потребности одного из членов семьи представляются остальным чрезмерными. Тогда в течение некоторого времени какие-либо члены семьи будут существовать за счет других или же семья может распасться.
Каждый аспект семейной жизни обладает определенной значимостью для того или иного члена семьи. Однако какие-либо функции семьи выходят на первый план, становятся приоритетными. Эти установки формируются в родительской семье и регулируют поведение партнеров уже в период, предшествующий заключению брака. В общей мотивации супружеского союза можно выделить четыре ведущих побудителя: хозяйственно-бытовой, нравственно-психологический, семейно-родительский и интимно-личный. Разумеется, другие мотивы, часто неосознаваемые, тоже оказывают влияние на принятие решения о браке, но в качестве главенствующих побуждений часто выступают перечисленные.
В зависимости от того, какая функция признается ведущей, оформляется и семейный уклад. Уклад — это установившийся порядок, сложившееся устройство семейной жизни, по которому судят о своеобразии конкретной семьи. Кроме хозяйственно-бытового, нравственно-психологического, родительского, интимно-личного укладов, можно назвать еще несколько вариантов. Встречаются семьи, ориентированные на организацию досуга. Семья может развиваться и как психотерапевтический союз. В такой семье главными задачами будут эмоциональная поддержка, теплота, сочувствие и сопереживание.
Муж и жена могут происходить из семей с различными укладами. В добрачный период можно узнать, каковы представления партнера относительно первостепенных целей семейного союза. В первые два-три года совместной жизни отдается предпочтение какому-либо укладу: чаша весов склоняется в чью-то сторону или молодожены выбирают свой собственный путь. Можно выработать компромиссные варианты, чтобы каждый из супругов согласился с выбором. На основе избранного уклада предъявляются требования к партнеру. Различия в иерархии семейных ценностей приводят к конфликтам. Разногласия могут обостряться в переломные, кризисные периоды существования семьи, когда ведущие мотивы вступают в противоборство. В этом случае супругам необходимо достичь договоренности, прийти к единому мнению.
С течением времени функции семьи изменяются, что особенно ярко продемонстрировал XX век. Экономическая сторона жизнедеятельности российских семей подверглась существенным преобразованиям. При переходе к рыночным отношениям семья как хозяйственно-экономическая единица изыскивает альтернативы для своего выживания, будь то фермерское хозяйство или труд на приусадебном участке. Семейный бизнес, в котором задействовано большинство родственников, далеко не редкость.
Динамика семейных функций проявляется в том, что происходит перераспределение компетенции удовлетворения тех или иных потребностей между семьей и обществом. Бурно и экспансивно развивается сфера бытовых и оздоровительных услуг, создаются новые, все более совершенные приборы и средства, облегчающие домашний труд. Открываются предприятия общественного питания. Индустрия развлечений предлагает семье разные варианты использования свободного времени. Функция воспитания детей частично передается детским образовательным учреждениям, для которых готовятся квалифицированные педагогические кадры.
Общая тенденция развития функций семьи может быть сформулирована следующим образом. По мере того как некоторые старые социально-экономические функции семьи отмирают или приобретают подчиненное значение, все большая ценность придается психологической близости, интимности между членами семьи, особенно супругами. Это повышает автономию и значимость каждого отдельного члена семьи и идет параллельно повышению индивидуальной избирательности брака.
Функция социализации по-прежнему сохраняет свое исключительное значение. Семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. Первичная социализация детей в семье, особенно в сфере интимности и доверительности детско-родительских отношений, не имеет аналогов в других типах неформальных групп.
В связи с информатизацией общества серьезные изменения претерпевает репродуктивная функция семьи. Качество подготовки ребенка к жизни и труду в информационном обществе во многом зависит от усилий родителей. Поэтому усиливается тенденция сознательного ограничения рождаемости. Имеются и противоположные прогнозы: задачу подготовки высокообразованного и квалифицированного работника полностью возьмут на себя другие социальные институты.
Возрастает удельный вес персоналитарной функции. В семье создаются условия для развития творческого потенциала детей и взрослых. Особой ценностью признаются права и свободы личности.
История каждой отдельной семьи также доказывает, что цели ее существования не остаются неизменными.
 

2.2. Понятие бикарьерная семья

 
Современная семья в промышленно развитых странах мира обладает значительным потенциалом для развития бикарьерной семьи. Это тип семьи, в которой равно значимыми признаются профессиональные интересы мужа и жены и оба супруга успешно сочетают ценности создания собственной семьи и построения карьеры в избранной профессии. Такая семья обладает высоким уровнем интегрированности и единством ценностных ориентаций. Супруги равномерно распределяют между собой домашние обязанности, уважительно относятся к профессиональным планам друг друга, проявляют взаимную терпимость, готовность оказать помощь и поддержку. Каждый знает, что может положиться на партнера в любых важных начинаниях. Рабочее и свободное время используется рационально, отдых и досуг организуются так, чтобы вос­станавливались затраченные на работе ресурсы. Дети выражают свою причастность к семейным делам, выполняют домашние поручения, приобретают опыт сотрудничества со взрослыми и друг с другом. В них воспитывается ответственность и самостоятельность. Дети хорошо знакомы с профессиональной деятельностью родителей.
Бикарьерная семья стала реальностью благодаря серьезным изменениям в социальном положении женщины. В 50-е, конце 60-х — начале 70-х годов XX века в индустриально развитых странах начался процесс активного вовлечения женщин (в том числе замужних) в сферу производительного труда. В ФРГ 40% женщин, вышедших замуж в 1962 г. в возрасте от 25 до 30 лет, работали по найму. Через 10 лет работали уже 48% всех замужних женщин этой возрастной категории. К 1982 г. их доля выросла до 59%. В СССР в 1987 г. общая численность рабочих и служащих женщин составила 50,8%. В 1938 г. лишь один из пяти американцев одобрял замужнюю женщину, работающую в бизнесе или промышленности, при условии, если муж способен содержать ее. В 1993 г. такой тип женщины одобряли уже 86% опрошенных, хотя почти две трети по-прежнему полагали, что для детей идеальной семейной ситуацией является ситуация, когда отец работает, а мать сидит дома и заботится о детях.
Во-первых, рост экономики сформировал устойчивый спрос на женскую рабочую силу. Увеличивается доля женских профессий, требующих высокой квалификации, удовлетворяющих потребность в самоутверждении, позволяющих занять определенное положение, в частности, на государственной службе. Женская экспансия видна в сфере здравоохранения, образования и культуры, а также в государственном и коммунальном управлении. Во-вторых, все больше женщин не хочет ограничивать себя ролями домохозяйки и матери. Своей работой они стремятся обеспечить собственный доход, относительную независимость от мужа, получить удовлетворение от самореализации в профессии, расширить и обогатить социальные контакты. Девушки и молодые женщины стали рассматривать профессиональную деятельность как неотъемлемую составляющую собственной жизни, имеющую самостоятельную ценность, а не как переходный этап до вступления в брак и рождения детей. Они учитывают, что возможности профессионального роста после длительного перерыва в работе существенно ограничены. Женщина зрелых лет тоже заинтересована в продолжении трудовой деятельности, которая может наполнить смыслом ее жизнь, когда повзрослевшие дети покинут родительский дом.
Несмотря на значительные трансформации гендерных ролей, “женская дилемма” продолжает существовать. Это конфликт ролей, противоречие между профессиональной занятостью женщины и ее внутрисемейными обязанностями. В первую очередь нужно констатировать факт, что подлинного равноправия в сфере труда достичь не удалось. На женскую половину населения падает две трети всего рабочего времени и лишь одна десятая мировой заработной платы; на долю женщин приходится в мире только сотая часть имущественного состояния. В Советском Союзе женщины занимали хуже оплачиваемые и менее престижные рабочие места. При переходе страны к рыночной экономике обнаружилось, что предприниматели не хотят брать на работу беременных и многодетных женщин. В Северной Америке молодые мужчины и женщины с равной вероятностью оканчивают колледж. Для японских мужчин эта вероятность в три раза выше.
Семейные заботы требуют много сил, и женщине трудно конкурировать с мужчинами. Возросшая трудовая активность замужних женщин не освобождает их от приготовления еды, ежедневного обслуживания членов семьи, забот о престарелых родителях, контактов с воспитателями и учителями и т. д.
Воспитание детей остается в женских руках. Мужчины стремятся к неограниченной самореализации в сфере профессионального труда, во что и вкладывают не только личные, но и семейные ресурсы. К тому же существует предубеждение, обычно выносимое из родительской семьи, что мужчины меньше подходят для воспитания, чем женщины, хотя известно, что на протяжении многих веков отец определял социальный статус ребенка.
Тройная нагрузка материнства, домашнего хозяйства и работы выступает препятствием для социальной и политической активности. Тем самым ставится под сомнение возможность свободного разностороннего развития личности женщины.
Понятие “женская дилемма” сложнее по своему содержанию и не исчерпывается конфликтом профессиональной и семейной ролей. Это конфликт моделей самореализации, противоречие между автономией и служением ближнему. Некоторые женщины пытаются копировать черты мужской личности, подражают рационализму мужчин, что не приносит желаемого эффекта, так как равноправие не означает тождественности. Многие женщины стремятся к независимости, чтобы в ней вырваться из мнимого плена эмоциональности. Это приводит к конфликту, большинство женщин мучается страхом утраты любви.
Становление бикарьерной семьи во многом зависит от продуктивности решения “женской дилеммы”. Эту проблему необходимо рассматривать только в контексте тендерного взаимодействия, учитывать жизненные позиции и мужа, и жены, их интерпретации супружеских ролей. Если женщина не тяготится выполнением домашних обязанностей, то и упреков в адрес мужа по поводу его нежелания помочь супруге удается избежать. Если мужчина поощряет индивидуальные потребности жены, в том числе и связанные с внесемейной активностью, попытки женщины преуспеть и в карьере, и в семье будут более состоятельными.
Следует выделить ряд факторов, которые могут упрочить положение бикарьерной семьи. К ним относятся: право и практическая возможность участия женщины в общественной и политической жизни; активизация мужчин в воспитании детей; рациональное разделение труда в домашнем хозяйстве; повышение социальной значимости домашнего труда; модернизация традиционных ролевых структур; формирование адекватных полупрофессиональных и семейных ролей.
Крайний вариант бикарьерной семьи предполагает, что профессиональная или социально-политическая деятельность для мужа и жены важнее, чем семейная. Супруги могут быть заняты совместным бизнесом. Их домашняя работа сведена к минимуму, переадресовывается специально нанятым людям. Приобретается большое количество бытовой техники, продуктов быстрого приготовления. Члены семьи часто пользуются предложениями сферы бытового обслуживания.
Дети находятся под присмотром няни или предоставлены сами себе, по мере взросления они вовлекаются в семейный бизнес. Супруги напоминают деловых партнеров, каждый из них может преследовать свои индивидуальные интересы. Серьезные конфликты возникают, если эти интересы и потребности ущемляются. Но чаще члены семьи, в особенности дети, испытывают дефицит эмоциональной теплоты и внимания. Поэтому родители, посвящающие себя профессиональному труду, должны соизмерять свои затраты и уделять время занятиям с детьми.
В России, как и в других странах мира, модель бикарьерной семьи находит своих сторонников, хотя напряжение в отношениях между людьми, связанное с тендерной рассогласованностью, сохраняется. По прогнозам футурологов, в информационном обществе благодаря компьютеризации семья и место работы объединятся, семейное производство станет центром - социально-экономической жизни общества.
 


3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ  В БИКАРЬЕРНОЙ СЕМЬЕ

 

3.1.Диагностика семейных отношений супругов

Исследование проводилось на базе Центра социально-психологический помощи населению Республики Марий Эл с 25 супружескими парами. Учитывая важное значение мотивации к участию в исследовании для получения достоверных результатов, мы заинтересовали испытуемых тем, что участие в исследовании может быть анонимным, и, так как инструкции не содержат временных ограничений, испытуемым предоставляется возможность ответить на вопросы самостоятельно, без контроля исследователя.
Для проведения исследования были взяты 25 супружеских пар с разным опытом семейной жизни. В Приложении 1 представлена таблица общей характеристики супружеских пар, принявших участие в исследовании.
Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе изучалась удовлетворенность браком с помощью методики ОУБ [24; 54]. Эта методика была разработана В. В. Столиным, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко и предназначена для экспресс-диагностики степени удовлетворенности – неудовлетворенности браком, а так же степени согласования – разногласия удовлетворенности браком. Испытуемые должны были выразить степень своего согласия/несогласия с суждениями относительно отношений супругов в браке. Ответы испытуемых оценивались в соответствии с ключом.
 
Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ)
( В.В. Столина, Т.Л.Романовой, Г.П. Бутенко)
 
Цель: определение степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком, а также степени согласования-рассогласования удовлетворенности браком у той или иной семейной пары.
Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа: а) верно, б) трудно сказать, в)              неверно. (см. Приложение 2).
Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты по тесту - опроснику удовлетворенности браком
Обработав  результаты исследования  можно сделать следующие выводы: наблюдается социально-психологическая конфликтность в супружеских отношениях. Особенно ярко это проявляется у пар 12, 14, 15, 16, 17, 24 - абсолютно неблагополучные семейные отношения.
Пара № 2 - достаточно молодая, супруги не могут найти «общий язык» при распределении супружеских обязанностей, оба считают себя лидерами, уступать друг другу не умеют.
В парах №№11 и 12 достаточно напряженные отношения из-за материального благосостояния, они не имеют собственного жилья, что является основной причиной ссор.
Пары №№ 8 и 17 конфликтуют из-за несоответствия в темпераменте, каждого из супругов раздражают какие-то отдельные мелочи в своей «половине».
На неблагополучные семейные отношения указывает один из супругов в парах 3, 6, 10, 11, 13, 18, 19, 22 и 25 и на переходные - один из супругов пар 3, 8, 11.
В данных парах различные причины недовольства, но большей частью причиной является не имение собственного жилья, поскольку пары №№ 3,8,11,19, 25 проживают совместно с родителями одного из супругов. В парах №13 и 18 недоволен один из супругов в силу отдельных причин, различных в каждой отдельной ситуации.
Скорее благоприятными оценили свои супружеские отношения супруги пар 1, 7, 20, и 21 вторая же «половинка» в данных парах оценивает супружеские отношения как благоприятные.
Также благоприятными супружеские отношения или гармоничные наблюдаются у пар 2, 4, 6. На благополучные супружеские отношения указывает супруг пары 5, а его супруга считает свои супружеские отношения абсолютно благополучными.
Следовательно, из исследуемых 20 супружеских пар можно выделить пары, у которых наблюдается конфликтные супружеские отношения - 12, 14, 15, 16, 17, и 24. С данными супругами необходимо проводить занятия, направленные на коррекцию общения.
 
Исследование наиболее значимых характеристик
удовлетворенности браком
Цель: выявить наиболее значимые для супругов характеристики удовлетворенности браком.
Каждому испытуемому давался бланк с вопросами, в котором оценка каждой характеристики давалась испытуемыми по 10-балльной шкале. Супруги оценивали каждую характеристику, затем подсчитывался средний балл по каждому блоку для каждого супруга (см. Приложение 4)
На  Рисунке 2. представлены результаты методики № 2.

 
Рис. 2. Исследование наиболее значимых характеристик удовлетворенности браком
 
По результатам данного опроса выяснилось, что самые значимые факторы, выбранные супругами, которые наиболее сильно влияющие на возникновение конфликтов в семье - это материальное положение (8 пар) (внешний фактор), пристрастие к алкоголю (5 пар), к азартным играм (7 пар), (внутренние факторы), ревность (11 пар), сексуальная дисгармония (11 пар), измена (15 пар), отсутствие взаимопонимания (14 пар) (межличностные отношения).
Кроме того, из 25 пар жилищные условия являются причиной конфликтов в 10 случаях это совместное проживание с родителями одного из супругов.
В основном все супружеские пары достаточно высоко оценивают уровень межличностных отношений, особенно женская половина и дисгармония именно в этой сфере служит достаточно сильно оказывающе влияние на отношения в семье.
Таким образом, проведенные исследования показывают, что в 6 парах -№№ 12, 14, 15, 16, 17 и 24 наблюдается рассогласованность и высокая конфликтность в супружеских отношениях. Причем эта конфликтность проявляется на различных уровнях: в паре 12, 14, 17 - на уровне психофизиологической совместимости, у пар 15,16 - на уровне функционально-ролевых ожиданий. Кроме того, некоторые элементы структурной конфликтности наблюдаются у супружеских пар №№ 3,11,19 и 25 - на низком уровне взаимодополняемость характеров, но присутствует согласованность социально-ролевых ожиданий. Наиболее ярко функционально-ролевая несовместимость наблюдалась у пар №№ 12, 16, 17 и 24.
Благоприятные отношения в браке и полная совместимость наблюдается у пар №№ 1,4, 5, 6, 7, 20 и 21. Конфликтные ситуация возникают во взаимоотношениях супругов в парах №№ 2 и 18, но в общем эти пары также можно назвать неконфликтными.
Следовательно, высокий уровень конфликтности в исследуемой группе супружеских пар наблюдается в 40 %, средний уровень конфликтности - в 30 %, отсутствие конфликтных отношений - в 30 %.
Таким образом, в супружеских отношениях возникают ситуации, которые могут привести к конфликту, в связи с этим таким парам необходимо психологическое консультирование; оно поможет супругам не принять решения, о котором, возможно, в последствие они будут жалеть всю жизнь.
Психологическая помощь нужна и благополучным парам, чтобы не допус­тить возможных отрицательных проявлений в супружеских отношениях.

 

3.2. Коррекционная программа по установлению супружеских отношений

 
Чтобы преодолеть конфликтность в семейных отношениях, необходимо не только знать социально-психологические характеристики дисгармоничных взаимоотношений в семье, но и воспользоваться тактическими приемами семейного консультирования.
В ходе исследования коррекционная работа в той или иной степени была проведена со всеми супружескими парами.
Целью программы является: коррекционная работа с супружескими парами
I. Задачами психологической помощи супругам стали:
-  достижение наибольшего удовлетворения;
-  сведение к минимуму страданий;
-  улучшение процесса супружеских взаимодействии.
П. Методы проведения семейного консультирования
?   Выработать положительное терапевтическое отношение к обоим партнерам.
?   Изучить историю брака и основные характеристики супружеских отношений.
? Выработать представление о положительных и отрицательных чертах характера обоих супругов.
? Изучить модели взаимодействий и взаимоотношений супругов.
? Определить способность обоих к сопереживанию и сочувствию.
?    Объяснить общие способы снятия конфликта в семье
Содержание программы. Индивидуальные занятия проходили в форме беседы 2 – 3 раза в неделю не более 20 минут.
Зачастую трудно бывает понять динамику проблематики клиента в индивидуальной терапии, не принимая в расчет ее системный характер.
Темы индивидуальных бесед с каждым из супругов:
-  «Как происходило ваше знакомство и развивались отношения»
-  «Устраивает ли вас ваша работа, работа вашего супруга, где бы вы хотели применить свои знания и возможности»;
-  «Как вы проводите свое свободное время»;
-  «Что вас не устраивает в вашем супруге»;
-  «Определение личностных качеств друг друга».
-  «Как вы оцениваете своего супруга (и) в сексуальном плане»
Занятия с обоими супругами. Совместные беседы на темы:
-              «Определение взаимного недовольства друг другом на уровне межличностных отношений»;
-  «Исследование сексуальной гармонии»;
-  «Изучение отношения с детьми»;
-  «Изучение отношения с родителями».
Упражнения, применяемые на занятиях.
1. Использовался метод, суть которого состояла в следующем: "Останови супруга, когда он делает что-то хорошее, и скажи ему об этом".
Каждый из супругов отмечал для себя ежедневно хотя бы один радостный момент, доставленный ему другим. Таким моментом была похвала за хороший обед, оценка прически или костюма, своевременный приход домой, купленные необходимые мелочи, подарок к тому или иному семейному событию, определенный тип поведения во время сексуального контакта.
Обоюдные радости затем оценивались и сверялись. Такая взаимная информация способствовала выработке потребности чаще делать приятное друг другу.
На терапевтическом сеансе затем задавались вопросы следующего характера: что доставило супругам наибольшую радость, что более всего удивило, в какое время было сказано и сделано что-нибудь хорошее и т. д.
2.              Упражнение состоит в том, что каждый из супругов записывает по определенным пунктам свои заветные желания, то, чего ему недостает в браке. Причем эти желания могут быть нереальны. Затем каждый вслух произносит одно из желаний, исполнение которого, по его мнению, могло бы существенно улучшить семейную ситуацию. Психолог стремится модифицировать фантазии в модели, которые хоть как-то можно реализовать. Например, мужчина, стремящийся к полной независимости и уединению на необитаемом острове, будет согласен для начала хотя бы следующие выходные провести в одиночестве. Задача терапевта – постараться перевести неопределенно сформулированные цели в объяснимые понятия.
3.              Упражнение «Обратная игра», когда один супруг берет на себя роль другого и старается выразить то, о чем думает другой. Смысл обучения не только в том, чтобы понять, что чувствует другой, но и научиться непосредственно переживать его эмоциональное состояние.
4.              Упражнение, где супругов подводили к прямому, но соразмерному выражению отрицательных эмоций, таких, как злость, раздражение, грусть, страх, отчаяние. Психолог объяснял, что отрицательные эмоции в супружестве так же естественны, как и положительные.
Задача психолога была научить супругов выражать отрицательные чувства таким образом, чтобы это способствовало конструктивным переменам в их взаимоотношениях. Необходимо было научиться тактично, не обижая партнера, выражать отрицательные чувства.
5.              Упражнения обучения искусству общения. Необходимо, чтобы способность вести переговоры достигла такого уровня, что действия станут более спонтанными и уже не понадобятся те директивные методы, которые были нужны раньше.
Групповые занятия. Вербальные и невербальные способности к взаимодействиям отрабатывались в группе, где одна пара всегда играла определенную роль, а другие выражали к этому свое отношение. К примеру, муж просил жену приготовить ему кофе. Другие затем комментировали способ, как он попросил об услуге, и реакцию супруги.
Другая пара разыгрывала поздний приход супруга домой, как супруги поздороваются, как муж попросит ужин и как на все это отреагирует жена.
Проявления расположения, применяемые определенной парой, довольно индивидуальны и зависят от социально-культурной ситуации и отличных особенностей партнеров. Каждая пара должна договориться о формах взаимного общения, наиболее им подходящих. Что покажется смешным или неприемлемым одним, для другой пары будет абсолютно естественно и приятно.
Таким образом, отдельные супружеские пары наблюдали у других новые формы взаимодействий.
Были проведены ролевые игры:
«Семейная хореография» является вариантом методики «Семейная скульптура». Методика «Семейная хореография» направлена на: перестройку взаимоотношений в семье; отслеживание негативных образцов поведения и остановку их действия, последовательно изображая поведенческие акты, ведущие к усилению конфликта.
Объединение  симптомов детей и образцов взаимоотношений их родителей обеспечивает членов семьи невербальными каналами коммуникации, позволяющими открыто выразить свои чувства.
Если термин «скульптура» скорее относится к статике внутрисемейных взаимоотношений (а эмоциональные взаимоотношения всегда находятся в движении), то термин «хореография» больше подходит для описания динамичного процесса.
Одного из членов семьи просят построить всех остальных на сцене таким образом, чтобы картина отражала внутренние семейные отношения в контексте какого-либо события или проблемы, а затем эту сцену разыграть. Эффективность «семейной хореографии» связана с тем, что она оказывается понятной для любой семьи, особенно для тех семей, которым трудно словесно сформулировать проблемы. Проблемы и альтернативные способы их решения могут быть представлены в движении и визуально. Каждого члена семьи просят так разместиться в пространстве комнаты, чтобы это наилучшим образом показало проблему семьи. Затем члены семьи должны показать сцену без слов, оживить ее и проиграть. После того как сцена проиграна, членам семьи предлагается изобразить идеальную ситуацию во взаимоотношениях, такую, какой она видится в данный момент.
Идеальная ситуация также разыгрывается семьей. При этом психолог работает с каким-то одним членом семьи, обращаясь к нему с просьбой изобразить его реальную и идеальную позиции в семейной системе.
Психолог может, попросить несколько раз повторить сцены, отражающие дисфункциональные внутрисемейные поведенческие образцы, а также те сцены, которые изображают их преодоление. Причем советует им действовать при каждом очередном дубле с все возрастающей энергией, пытаясь сделать ситуацию, с их точки зрения, все лучше и лучше.
После того как сцены проиграны, происходит обсуждение. Для того чтобы более четко сформулировать проблему семьи, психолог может попросить каждого члена семьи кратко сформулировать для себя и других то, что составляет суть актуального состояния и положения в семье. Затем в порядке очереди это делают все члены семьи. Вопрос задается всегда один и тот же: «Каково :быть в этом положении в семье и какие чувства возникают у данного члена семьи по отношению к другим членам семьи?» Данная процедура до­вольно гибкая и может быть изменена в зависимости от конкретных образцов взаимодействий, существующих в данной семейной системе.
«Ролевая карточная игра»  — это метод определения ролевого поведения, которое ожидается от членов семьи и воспринимается другими членами этой семьи как адекватное. Техника «ролевой карточной игры» представляет собой невербальную методику, выявляющую те роли и обязанности во внутрисемейном взаимодействии, которые выполняет каждый член семьи.
Участие в игре дает возможность членам группы увидеть более или менее полный набор обязанностей, существующих в семье, и то, как они распределяются между всеми ее членами. Методика позволяет выявить индивидуальные способности и особенности членов семьи, негативные механизмы и семейную динамику.
Для проведения данной методики необходимы: 36 ролевых карт (каждая роль печатается на отдельной карточке), бумага, карандаши и резинки, скрепляющие колоду карт для каждого участника.
После получения инструкции члены семьи (без предварительного обсуждения) выбирают карты для себя и для других. В картах описаны домашние обязанности, которые необходимо кому-то выполнять, и имеется ряд ролей, которые члены семьи играют во взаимоотношениях друг с другом. Члены семьи имеют возможность согласиться или не согласиться с соответствием каждой карты конкретному члену семьи, а также отклонить те карты, которые они не хотят брать себе.
Психолог предлагает семье следующую инструкцию: Сейчас я разложу перед вами колоду карт. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас выбрал соответствующие ему в этом и положил их около себя на столе так, чтобы другие могли их видеть.
Если кто-то выбрал карту, которая, как вы считаете, должна принадлежать вам, запишите ее на лежащем перед вами листке бумаги.
Имейте в виду, что это не соревнование в том, кто получит больше карт.
Играть нужно молча. Так что, пожалуйста, не разговаривайте друг с другом. Карты предназначены не только для вашей семьи, поэтому нет необходимости, чтобы все из них были выбраны, вы можете считать, что какая-то определенная карта должна принадлежать больше, чем одному человеку. Если это так, то отметьте, пожалуйста, это на вашем листе бумаге».
После того, как произошел первичный выбор карт, предлагается следующая инструкция: «Проверьте ваш набор карт и убедитесь в том, что все они распределены правильно. Если вы не согласны с тем, что какая-то определенная карта должна принадлежать вам или кому-то другому, скажите об этом. Если кому-то попалась карта, которая, как вы считаете, не должна ему принадлежать, также скажите об этом и положите ее в «неправильную колоду».
Когда каждый участник выскажется по поводу карт других, семье предоставляется возможность избавиться от любых не нравящихся ей ролей, независимо от того, насколько они точны. Затем каждого участника просят скрепить оставшиеся у него карты резинкой.
Во время выбора участниками карт психолог фиксирует обстановку, существующую во время игры: хорошее ли настроение у членов семьи, происходит все организованно, спокойно или стихийно, как участники раскладывают карты: так, чтобы все могли их видеть, или они их разбрасывали, прятали и т.д. Данная методика позволяет за короткий промежуток времени собрать большое количество информация о семье и о взаимодействие друг с другом. Все скрытые установки по поводу семейных обязанностей, как позитивные, так и негативные всплывают на поверхность. После того как карточки выбраны, психолог заполняет таблицу, в которой содержатся восемь колонок, не считая времени:
1.Роль
2. Положительная характеристика,
3.   Отрицательная характеристика.
4.   Выбранные роли (роли, выбранные игроком для себя).
5. Данные роли (все роли, данные игроку другими, принятые и непринятые).
6. Неправильные роли (роли, данные игроку неправильно, нежелаемые им).
7. Несоответствующие роли (роли, которые, по мнению других игроков, не подходят данному игроку).
8. Непринятые роли (роли, которые игрок отбросил в конце игры).
Ролевая техника позволяет увидеть распределение обязанностей в семье и представить их в графическом виде, Такой подход отличается от вербального способа обсуждения семейных ролей, когда члены семьи начинают спорить и выяснять отношения. Данная методика позволяет членам семьи в атмосфере позитивной групповой работы взять на себя новые роли и отбросить старые. После проведения игры возможно обсуждение, в котором исследуется несколько аспектов:
?     умения семьи;
?     негативные механизмы, которые проявляются;
?     семейная динамика.
«Супружеская конференция» и «Семейный совет»
Краткое описание методики. Методика «Супружеская конференция» и «Семейный совет» представляет собой встречи, проводимые регулярно с супружеской парой или семьей, в рамках которых обеспечиваются равные возможности участия всех членов семьи. Это метод, созданный для улучшения внутрисемейных взаимоотношений и повышения их интенсивности.
Выделяют 4 причины, по которым следует проводить «Семейный совет»:
1. Чтобы дать возможность членам семьи свободно общаться между собой.
2. Чтобы избежать сильных эмоциональных всплесков в семье.
3. Для обучения членов семьи (как детей, так и взрослых) демократическим приемам разрешения конфликтов.
4. Для поддержания гармонии и мира в семье.
Психолог назначает клиентам конференцию или совет в качестве домашнего задания (впоследствии они могут стать ритуалами данной семьи). Консультанты супружеских пар и семей применяют эту методику для развития и обогащения жизненного опыта членов семьи как эффективное психо-коррекционное средство.
Если психолог приходит к выводу, что необходимо улучшить общение между супругами, то он предлагает им обдумать возможность регулярных встреч между ним и членами семьи. При этом время, место и частота встреч особо оговариваются. Время, отведенное для конференции, супруги должны полностью посвятить друг другу, исключив какие-либо посторонние вмешательства. Если эта идея принимается, супруги выбирают удобное для обоих время, когда они могут общаться друг с другом и быть при этом в хоро­шей физической и психической форме, а также соглашаются следовать правилам, список которых вручается психологом тут же на встрече. Эти правила могут варьироваться для того, чтобы адаптировать их к специфическим проблемам и потребностям данной семьи.
Наряду с этим нами были предложены рекомендации для супружеских пар (см. Приложение 4)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
Таким образом, в работе раскрыты вопросы психологии отношений в бикарьерной семье.
Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это  не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.
Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединяться  для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека.
На семейные отношения влияют множество факторов, которые могут привести к разладу и конфликтам. Это и личные характеристики супругов, и всевозможные внешние воздействия, которые в последнее время, возможно, оказывают гораздо больше влияние на психологический климат в семье в отрицательном плане, чем личные качества партнеров.
Таким образом, супружество представляет собой сложный механизм отношений, выполняющий свою функцию при условии, что точно соблюдаются писаные и неписаные правила. Совместная жизнь развивается на установленных формах труда, на взаимопомощи, равномерно распределении доходов и в значительной мере на том, умеют ли партнеры быть сдержаны, ограничивать себя в чем-то. Без эмоциональных основ и, что особенно важно без морально-нравственных принципов, семья вряд ли может быть здоровой. Одной из важнейших черт человеческого характера является чувство ответственности, сознание того, что обязанности и обязательства необходимо выполнять. С этим моментом связана дисциплина, способность к самоограничению, умение смиряться с трудностями, жертвовать своими интересами ради другого.
Итак, в браке нет ничего второстепенного, каждая небрежность может обернуться большой потерей, поэтому необходимо знать, какие причины возникновения конфликтов в семье наиболее значимы и, главное, как им можно противостоять.
В заключение можно сделать вывод, что в ходе исследования наша гипотеза подтверд
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.