На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психологические условия и механизмы творческой деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?4
 
 
Курсовая работа
Психологические условия и механизмы творческой деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оглавление
Введение…........................................................................................................................31. Теоретические подходы к проблеме творчества в психологии…….. ..............5 1.1. Отечественные подходы к проблеме творчества……………...……………...6
1.2. Зарубежные подходы к проблеме творчества………...………………...…….11
2. Механизмы и этапы творческой деятельности……………………………......14
3.Проблемы измерения, диагностики и развития творческих способностей...17
    3.1. Проблема генезиса творческих способностей…………………………..….17
    3.2. Критерии и показатели творческих способностей………………………...19
   3.3. Психологические качества и свойства, связанные с  творческими              способностями…………………………………………………………………………23
    3.4. Тестирование и развитие творческих способностей…………….………...27   Заключение.....................................................................................................................33
Библиографический список........................................................................................35
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
     Одна из основных целей общества заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С нашей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является способность к творчеству.
     Мы   живем   в   век   информации;   в обществе  произошли  бурные  измене­ния, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов   к   постоянно   происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек    должен    активизировать    свой творческий потенциал, развить в себе творческие способности. Быть постоянно изменяющимся в изменяющемся мире — это, собственно, и есть,   с   нашей точки зрения, проявление творчества, про­явление своей   неповторимости,   уни­кальности. Выражение собственной уникальности через творчество, таким образом, непосредственно связано с переживанием своего соответствия жизни, с переживанием ее осмысленности [26]. В этом и заключается по-нашему актуальность данной темы.
     Творчество является высшей формой активности и самостоятельной   деятельности человека и общества. Оно содержит  элемент  нового,   предполагает оригинальную   и продуктивную  деятельность,  способность к решению  проблемных ситуаций, продуктивное  воображение   в   сочетании   с   критическим   отношением   к достигнутому   результату.  
    Заметим, что в нашем обыденном сознании определение творчества чаще всего связывается не с его процессуальной стороной - механизмом, а с результатом творчества - продуктом (созданием нового). Такую связь можно проследить и в научной литературе. При этом, естественно, нельзя ничего сказать о природе творчества. Однако, феноменология творчества сколь широка, столь и неоднородна. Одни ученые, чтобы очертить сферу творчества, считают, что творчество характеризует лишь социально значи­мые открытия [15, 21]. Другие указывают на столь же несомненный творческий характер тех открытий, которые делает человек для себя [12, 17, 24]. Третьи проводят водораздел по признаку алгоритмизации деятельности [7].
     Отсутствие научной дифференциации феномено­логии творчества приводит к тому, что определение «твор­ческий» становится применимо почти к любому процессу дея­тельности, кроме узкого круга автоматизированных действий. О нерешенности общей проблемы природы творчества говорит существующее положение в понимании творческих способностей [5]. Общепризнанно отсутствие единого научно обоснованного понятия творчества. Даже в психологической литературе часто приходится встречаться с чисто интуитивным представлением или иллюзией четкого понимания природы творческих способностей.
     Таким образом, принимая во внимание то, какое значение творчество имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические состояния, личностные возможности, социальную жизнь мы можем говорить об актуальности изучения творчества. Необходимо чаще проводить экспериментальные исследования в данной области для пополнения теоретической базы, чаще разрабатывать конкретные программы обучения и воспитания.
     В данной работе будут рассматриваться психологические аспекты психологии творчества, творческих способностей, изложенные в разных литературных источниках.
     Целью работы является теоретическое осмысление, обобщение и анализ психологических подходов к пониманию феномена творчества. В результате этой работы мы предполагаем определиться с рабочей концепцией творчества, в рамках которой будем проводить дальнейшие исследования.
     Задачами работы являются:
1)                              Изучить теоретические подходы к проблеме творчества в отечественной психологии,
2)                              Изучить теоретические подходы к проблеме творчества в зарубежной психологии,
3)                              Выделить основные этапы генезиса творческих способностей,
4)                              Выявить основные критерии и показатели, психологические корреляты творческой деятельности,
5)                              Рассмотреть основные методики измерения и развития творческих способностей с помощью изученной научной литературы.
Объектом работы является понятие творчества в психологии, предметом – творческие способности.
Гипотеза работы: несмотря на то, что творчество по своей природе является неоднородным, возможно выделение неких общих для всех видов творчества психологических коррелятов.   
 
 
 
 
 
1. Теоретические подходы к проблеме творчества в психологии
     Часто понятие творчества замещают или приравнивают к понятию креативности. Однако их следует различать:
1.       Креативность — это личностное качество, которое характеризуется постоян­ством и проявляется по мере необходимости в разных ситуациях, а творчество- это как автоматизированный навык, процесс, который может или нет включаться в деятельность.
2.       Творческие потенции заложены в мозгу каждого человека. Креативность же на 95% качество, формируемое за счет влияния социальной среды.
3.       Процесс творчества протекает в трех основных фазах — подготовительной, поисковой, исполнитель­ной. Способность к каждой фазе может быть выражена у человека по-разному. Отсюда существуют люди, ко­торых называют «генераторами идей» как способных выдвигать их, но не решать, других — «разработчика­ми» стратегии решения готовых идей, а третьих — «ис­полнителями» — способными творчески воплощать идеи в конкретный продукт. Креативность проявляется в успешном осуществ­лении всех трех фаз — умении самостоятельно видеть и ставить проблемы, находить их решение и творчески воплощать их в конкретный продукт.  Творчество может проявляться толь­ко в одном виде деятельности, совпадающем со специ­альными способностями к ней. Каждый вид творчества: научный, организаторский, конструктивно-техничес­кий, художественный имеет свой, специфический объект поиска, процесс и продукт. Креативность как личностная характеристика проявляется главным образом в том, что человек творческое начало вкладывает во все виды деятельности.
      Таким образом, креативность - это личностное качество, которое базируется на потенциальных возмож­ностях каждого человека, актуализации неосознаваемой потребности быть неповторимой индивидуальностью, свободной, но присоединяющейся к всеобщему через продукты своего творчества, гармонически сочетает индивидуальные и социально-значимые интересы. Структуру креативности можно определить как оптимальное развитие всех потенциальных возможно­стей индивидуальности и личности.
Творчество - это биологически обусловленная способность создавать нечто новое, оригинальное, новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью, в зависимости от развитости самих творческих способностей человека.
      Чтобы изучить проблему творчества, необходимо рассмотреть теоретические подходы к данной теме.
     Подобно естественной науке, которая в своих начинаниях искала для объяснения сложных явлений их материального носителя, так и психология для объяснения природы творче­ских способностей привлекала понятие психической энергии как их материального носителя (Ч.Спирмен, З.Фрейд, А.Ф.Лазурский и др.). Понятие энергии в определенном представлении выступает как положительная скалярная величина, что способствовало закреплению механистической традиции, знающую лишь количественные различия, и определило представление о твор­ческих способностях как просто максимальном выражении способностей (Г.Айзенк, Д.Векслер, Дж.Равен, К.М.Гуревич и др.).Такое понимание творческих способностей, в свою очередь, подкреплялось методически. Этому способствовали методология факторного анализа и метод про­блемных ситуаций. Психические процессы стали рассматриваться с точки зрения поисков субъектом выхода из ситуации, ставшей для него из-за ограниченности его наличного опыта проблемной и потому требующей реконструкции этого опыта и его приращения за счет собственных интеллектуальных усилий. В качестве магистрального направления, сопряженного с разработкой проблематики творчества, выступило изучение процессов продуктивного мышления как решения задач («головоломок»). Продуктивный процесс прослеживается в ра­ботах С.Л.Рубинштейна. В его школе были впервые выявлены реальные детерминанты инсайта, внезапного озарения, мгнове­ние которого в принципе невозможно прогнозировать. Именно здесь было разработано представление о догадке как о закономерном результате мыслительного анализа, произведенного в свернутой форме.
     В качестве важнейшей характеристики современной ситуации в области исследования проблем творчества надо назвать противоречие, состоящее в отставании достигнутого уровня знаний и социальной потребности в нем, т.е. в несоответствии типа социального заказа типу достигнутого знания – в отставании типа знания от типа заказа.
 
 
1.1. Отечественные подходы к проблеме творчества
 
     Наши отечественные ученые внесли весьма важный вклад в исследование психологии творчества. Как отмечал Я.А.Пономарев, «до середины XX века таким исследованиям не придавалось существенного значения, основным социальным стимулом совершенствования психологии творчества являлась любознательность, порой принимающая мало чем контролируемую выдумку, игру фантазии за совершенный продукт.»[20]. Также он говорит, что большинство пионеров исследования творчества видело в нем наиболее полно выраженную свободу проявления человеческого духа, не поддающуюся научному анализу. Идея целенаправленного повышения эффективности создания новых, оригинальных, общественно значимых ценностей рассматривалась как пустая забава. Существование объективных законов творчества человека фактически отрицалась. Главная задача исследователей творчества сводилась к описанию обстоятельств, сопутствующих творческой деятельности.
      Но понимание приходит со временем, взгляды меняются в результате новых разработок, подходов, теорий. Так известный деятель отечественной психологии С.Л.Рубинштейн определял творчество как «…  деятельность,  созидающая   нечто   новое, оригинальное,  что  притом  входит не только  в  историю развития  самого творца,  но   и   в   историю  развития   науки,   искусства   и  т.д.» [21, с.38]. Надо отметить, что школа Рубинштейна двигалась по пути преодоления описательности, механистичности, натурализма и односторонности, об этом свидетельствует ее разработка субъективного подхода. Один из современных последователей Рубинштейна А.В.Брушлинский так говорит об этом: «Гу­манистическая трактовка человека как субъекта помогает целостно, системно раскрыть его спе­цифическую активность во всех видах взаимодей­ствия с миром.»[2].
     Субъективный подход раскрывает проблему соотношения творчества и культуры — одной из самых сложных в психологии творчест­ва. Эта проблема определяется вопросом об источнике творческой самоактивности человека: находится ли этот источник в пределах социокультурной  обусловленности человеческого бытия или за ее пределами. Проблема отражает реальное противоречие человеческого существования в социокультурном мире: человек в нем и субъект и объект, и творец и продукт его воздействий. Согласно одному из подходов к ее решению, выдвинутому А.АМелик-Пашаевым, «способность к творчеству принципиально не выводима из освоения   соответствующего  вида   деятельности или даже наличной культуры в целом»[19,c.349]. То есть освоение не идет дальше существующего, остается в границах уже достигнутого, тогда как творчество идет дальше, выходит за эти границы. Согласно А.А. Мелик-Пашаеву, истинным ис­точникам всех творческих проявлений человека является его «высшее Я», изначально «содержа­щее всю полноту возможностей, которые в пер­спективе может раскрыть человек», ведущая по­требность которого и состоит в том, «чтобы акту­ально, в плане наличной действительности, стать тем, кем он и только он является в потенциальной глубине своего существа» [19]. Иными словами, вся психика чело­века — это пластичная совокупность предпосылок, которые могут быть трансформированы в способности к художественно­му или другому творчеству под воздействием того или другого доминирующего отношения человека к бытию.
     Иное решение опирается на главный принцип субъектного подхода — действие внешних причин через внутренние условия. Индивид вступает в про­цесс социализации не как "пустой сосуд", а как обладающий определенным психологическим по­тенциалом, который в процессе взаимодействия с внешним миром обогащается и преобразуется, выступая основой возрастающей самоактивности субъекта. Принцип «внешнее через внутреннее» позволяет удерживать и качество субъективности, и социо­культурную природу этого качества на пути пони­мания освоения (обучения, воспитания, образова­ния) как со-творчества. То есть, «сотворчество - освоение и созидание ду­ховных ценностей в ходе совместной деятельности субъектов — воспитателей и воспитуемых» [2].
     Значительное влияние на специфику понимания и изучения проблем психологии творчества в отечественной психологии оказали идеи, выдвинутые известным классиком психологии Л.С.Выготским: это идеи о культурно-историческом развитии психики, стадиальном развитии психики ребенка посредством преодоления кризисов, зонах актуального и ближайшего развития, сензитивных периодах.
     В исследовании индивидуального психическо­го развития названный принцип реализуется через возрастной подход, выявляющий своеобразие внутренних предпосылок на каждой возрастной ступени (Н.С. Лейтес, О.М. Дьяченко, В.С. Юркевич). Психика ребенка с годами пре­терпевает качественные изменения, обусловлен­ные сменой сензитивных периодов, меняющимся взаимодействием генотипических и возрастных факторов. «Творческие возможности – это особая сторона умственных способностей и всей личности растущего человека» [25,с.103]. Детская одаренность — это адекватная полноценная реа­лизация возрастной «готовности к развитию».
     В.С.Юркевич, говоря о различении «наивной» и «культурной» креа­тивности, считает, что детская креативность обусловлена необремененностью социокультурным опытом; она свободно действует, т.к. не выросли барьеры, выход за которые требует усилий преодоления. Ее ис­точники - в живой непосредственности и довери­тельной полноте контактов с окружающим ми­ром. Но такая креативность угаса­ет по мере освоения ребенком господствующих в культуре стандартов восприятия, мышления и по­ведения. В этом процессе психика обогащается социокультурным материалом, — "но при этом происходит утрата естественного, наивного, ин­фантильного творчества. Теперь для творчества нужно активное преодоление сложившихся сте­реотипов" [19, с. 137]. Зрелая креатив­ность характеризуется способностью преодолевать стереотипы, а значит, предполагает формирование особого комплекса личностных ка­честв, реализующих эту способность.
     Заметим, что возрастной подход не дробит на части процесс развития креативности, а позволяет выявить его внутреннюю логику, которая складывается именно через реализацию специфически возрастных предпо­сылок. "Дело, таким образом, состоит не столько во внешних, средовых влияниях на креативность, сколько в собственной динамике ее развития, сво­его рода имманентном развитии творческих воз­можностей" [19, с. 140].
     Исследование психологической основы твор­чества включает в себя изучение та­кого ее компонента, как интуитивный опыт. Про­блема "интуитивного полюса" мышления и связи с творчеством разрабатывалась в отечественной психологии Я.А.Пономаревым и его последователем Д.М.Ушаковым. Интуитивный опыт в качестве одного из механизмов, способных "привносить в мышление новые элементы", вступает в действие, когда готовых логических способов оказывается недостаточно и тре­буется подсказка из бессознательных слоев пси­хики. Найденное на интуитивном уровне решение затем логически обрабатывается: "Субъект ка­рабкается по уровням" [20]. Интуи­тивное познание - некий бессознательный аналог творчески продуктивного мышления: оно тоже является побочным продуктом ситуативно-заданной деятельности, не связано с ее прямой це­лью (формируется "около") и участвует в накоплении внут­ренних ресурсов, которое получает выражение в спонтанности процесса.
     Отдельно отметим эмпирические исследования в психологии творчества, направленные на выявление интеллектуальной активности, личностных характеристик и способностей к творческой деятельности (Д.Б.Богоявленская, А.Я.Козырева, М.А.Холодная и др.). Согласно М.А.Холодной, общей пси­хологической основой интеллектуальных дости­жений является индивидуальный ментальный опыт, а различное соотношение его структурных уровней определяет своеобразие названных форм: компетентность обус­ловлена когнитивным опытом, мудрость - метакогнитивным, талант — интенциональным. В основе  творческих интеллектуальных до­стижений лежит «интеграция различных "психических содержаний" в виде знаний, верований, эмоцио­нальных впечатлений, особых состояний сознания и т.д.»,- пишет  М.А. Холодная. Мудрость - "синте­зированный интеллект". Далее, с повышени­ем творческого уровня интеллектуальной одарен­ности ее психологические механизмы становятся все более индивидуализированными. «В условиях сверхординарного творческого интеллекта место общих когнитивных факторов занимают индивидуализированные, уникальные когнитивные ме­ханизмы» [19, с. 302]. Интеллектуальная творческая ода­ренность характеризуется специфи­ческим отношением субъективности—объективности. Чем богаче че­ловек внутренне — тем более он открыт внешнему миру. «Суть интеллектуального творчества заключается в единстве двух, казалось бы, взаимоисключающих состояний ментального опыта субъекта: его максимальной индивидуализации и одновременно же максимальной объективации» [19,с. 308].
     Указанные закономерности характеризуют не только интеллектуальную   одаренность, но и творчество вообще. Интенциональные компоненты  ментального опыта, образующие основу ценностно-мотивационной сферы личности, были экспериментально выявлены и исследованы в рамках метода "креативное поле" Д.Б. Богоявленской с сотрудниками. Д.Б. Богоявленская считает, что творческая личность – это человек с высоким уровнем интеллектуальной активности, с выраженной творческой мотивацией, которая является результатом циклостно-личностной активности, перерабатывающей в себе ее познавательный, эмоциональный, духовный опыт [1]. Отметим, что Д.Б. Богоявленская подчеркивает спонтанность творческого процесса, который также свидетельствует о рождении источника его самодвижения – творческой мотивации.
     Возрастающий ин­терес к ценностно-мотивационному плану твор­чества позволяет сделать вывод о становлении широкой исследовательской стратегии, ставящей во главу угла духовно-нравственную сторону че­ловека-творца. В на­ше время большое значение приобретает духовно-нравственное измерение человеческого творчества: аспект ответ­ственности, "поступка",- об этом говорит современный исследователь В.Д. Шадриков. Люди могут слишком многое, и дисбаланс между их технологическими возможностями и духовны­ми ресурсами катастрофичен. Духовность и творчество — это словосочетание является ключом к раскрытию смысла этих двух понятий. Эта проблема - научная эстафета в XXI век[25].
     Таким образом, мы можем обобщить, что в отечественной психологии поднимается проблема соотношения творчества и культуры, которая определяется вопросом об источнике творческой самоактивности человека: находится ли этот источник в пределах социокультурной обусловленности человеческого бытия или за ее пределами. Эту проблему решают С.Л.Рубинштейн, его последователь а.В.Брушлинский, А.А.Мелик – Пашаев, Н.С.Лейтес, О.М.Дьяченко, В.С.Юркевич. В возрастном подходе выявляется своеобразие внутренних предпосылок на каждой возрастной ступени. Далее отметим, что в отечественной психологии творчество связывали с интуитивным опытом (Я.А.Пономарев, Д.М.Ушаков), а также с интеллектуальной активностью, личностными характеристиками и со способностями к творческой деятельности (Д.Б.Богоявленскя, А.Я.Козырева, М.АХолодная и др.).
     Однако заметим, что в отечественных работах, посвященных данной теме, мало затрагивались такие аспекты творчества как гендерные различия в проявлении творческих способностей; различия в видах творчества, в частности научного и художественного; связь творчества с другими видами деятельности человека и др.
     Так как наши дальнейшие исследования будут связаны с изучением гендерных различий в проявлении творческих способностей, то мы не будем использовать названные выше подходы. Мы будем основываться на данные дифференциальной психологии.     
 
1.2. Зарубежные подходы
     Исследования в области творчества в настоящее время наиболее интенсивны в США. Однако заметим, что в США данная область узко утилитарна. Ценой дорогостоящих, малопродуктивных усилий исследователи пытаются получать прямые ответы на выдвигаемые жизнью практические задачи. Механизмы изучаемых явлений не вскрываются, а потому не выявляются их искомые [40].
     Отметим, что, как и в отечественной, зарубежная психология для объяснения природы творче­ских способностей привлекала понятие психической энергии как их материального носителя. Например, фрейдисты абсолютизировали роль бессознательного в творческом процессе, выдвигая на передний план бессознательное сексуальное начало. З.Фрейд полагал, что в акте творчества происходит вытеснение из сознания художника социально непримиримых начал и устранение тем самым реальных жизненных конфликтов. По Фрейду, неудовлетворенные желания - побудительные стимулы фантазии.
     Немецкий психолог К.Дункер исследовал своеобразие творческого мышления как процесса решения проблемы, носящего целостный характер и вместе с тем расчленяемого на несколько взаимосвязанных стадий: обычно сначала воз­никает принцип, функциональное значение решения и лишь с по­мощью последовательного конкретизирования (воплощения) это­го принципа развивается окончательная форма соответствующего решения. Другими словами, общие, “существенные” черты реше­ния генетически предшествуют более специальным, и эти послед­ние организуются с помощью первых.
      В последние десятилетия в США мыслить творчески обозначает мыслить «по-другому», мыслить «около», а не «прямолинейно» как в логическом мышлении. То есть «думать около»- это разновидность мышления, которое пытается подключить и осмыслить все стороны проблемы, причем могут быть использованы необычные, неиспользуемые при логическом мышлении методы. У известного ученого Э. де Боно эта способность «искать около» названа буквально «боковым» («латеральным») мышлением, которое противопоставляется нетворческому «вертикальному» мышлению, т.е. логически направленному мыслительному анализу. Латеральное мышление у него представляет собой инструмент изменения структуры имеющихся моделей восприятия информации. Это обозначает, что с помощью латерального мышления имеющиеся модели восприятия информации ломаются и преобразуются для достижения оптимального распределения информации. Сторонник Э. де Боно немецкий исследователь К.Клюге также отмечает, что латеральное мышление дает возможность детям и молодым людям вскрывать свои модели мышления, изменять их структуру и перестраивать в оптимальную форму. Они сохраняют свои прежние модели мышления, приобретают новые и расширяют, таким образом, свои мыслительные способности. Далее, он говорит, что «латеральное мышление отличается своей продуктивностью: создает много идей и мыслей в независимости от того, является ли они «правильными», логичными, сумасшедшими или утопическими».[19, с.254].
     Явление «выхода» в более широкое пространство столь фундаментально, что крупнейший американский психолог Дж. Гилфорд выделил в созданной им теории интеллекта специальный фактор, соответствующий именно этой способности «мыслить в разных направлениях» и названный им «дивергентное мышление». Соответственно, дивергентное мышление- это не направленное мышление, а способность мыслить вширь, т.е. способность видения других атрибутов мышления. Заметим, что Дж. Гилфорда понимание природы творческих способностей противопоставлялось с интеллектом. Согласно новому подходу творческие способности существуют параллельно общим и специальным и имеют свою локализацию (факторы дивергентного мышления).[1]
     Можно заключить, что в последние десятилетия у зарубежных психологов стало популярно определять дивергентность как синоним творчества. Это объясняется рядом сильных сторон новой интерпретации творчества. Дивергентность, опреде­ляемая как «способность мыслить в разных направлениях», отвечает искомому явлению выхода в более широкое «пространство». Кроме того, представляется очевидным, что в качестве одного из основных показателей дивергентности выступает оригинальность.
     Отождествление творческих способностей с «креативностью», раскрываемой через    дивергентность, и последующее разочарование в связи с  малой предсказательностью тестов «на креативность» Гилфорда привело к появлению комплексных теорий творческой одаренности. Примером является инвестиционная теория Р.Стернберга, включающая аналитическую, синтетическую и практическую одаренность. Здесь дивергентность уступает место более сложному по своей природе явлению — синтетической одаренности — умению видеть проблемы в новом свете, связи, невидимые для других людей, новое целое среди различных и, на первый взгляд, несвязанных частей. Заключим, что его позицию характеризуют, прежде всего, понимание общественной значимости проблематики творчества и, во-вторых, нацеленность на практическую реализацию своих взглядов [19].
     В заключение заметим, что основные зарубежные подходы к проблеме творчества направлены на выявление особых форм мышления:
1.       Творческое мышление как процесс решения проблемы (К.Дункер)
2.       Способность мыслить «по-другому», «около», что соответствует латеральному мышлению (Э. де Боно, Сурье)
3.       Мыслить в разных направлениях, что соответствует дивергентному мышлению (Гилфорд)
4.       Умение видеть проблемы в новом свете, связи, невидимые для других людей (Р.Стернберг)
     Тем не менее, при всей несхожести существенных различий исследовательских подходов отечественных и зарубежных авторов, они имеют много общего по ряду принципиальных позиций:
1.       Понимание исторической актуальности и социальной значимости творчества. Так Э.де Боно утверждает о назревшей необходимости самого широкого вовлечения творческого потенциала людей в современную деловую и общественную жизнь.
2.       Как и в отечественной, зарубежная психология для объяснения природы творче­ских способностей привлекала понятие психической энергии как их материального носителя.
3.       Неосознаваемость механизмов творчества («Интуитивный полюс» и «думать около»).
     Таким образом, в данной главе мы рассмотрели основные теоретические подходы к проблеме творчества в отечественной и зарубежной психологии, выявили сходства и различия.
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Механизмы и этапы творческой деятельности
     Вопрос о механизмах творческой деятельности является цент­ральным при ее исследовании, т.к. раскрыв механизмы, мы сможем целенаправленно вызывать процесс творчества у каждого человека, а не только в случайном порядке у некоторых. Как отмечает И.П.Калошина, к настоящему времени выявлено четыре основные группы механизмов творческой деятельности:
1.       Поиск неизвестного с помощью механизма анализа через синтез. Этот  механизм был установлен в работах С. Л. Рубинштейна и его сотрудников и означает выявление новых свойств объекта через установление его взаимосвязей с другими объектами. В процессе решения любой задачи происходит расчленение ее на несколько частей: что известно, что надо найти (анализ), а потом результаты решения данных вопросов объединяют в единый результат, который и будет ответом к задаче.
2.       Поиск неизвестного с помощью механизма взаимодействия интуитивного и логического начал. Ход удовлетворения пот­ребности в новом знании всегда предполагает интуитивный момент, вербализацию и формализацию его эффекта; то ре­шение, которое можно назвать творческим, не может быть получено непосредственно путем логического вывода. Рож­дение нового связано с нарушением привычной системы  упорядоченности: с переструктурированием знания или с достраиванием знаний посредством выхода за пределы ис­ходной системы знаний.
3.       Поиск неизвестного с помощью ассоциативного механизма. Под ассоциациями понимается установление взаи­мосвязей между явлениями на основе наличия у них сходных или различных признаков.
4.       Соотношение интериоризации и экстериоризации как двух сторон единого эвристического процесса. Интериоризация как формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности (Ж.Пиаже, А.Валлон и др.). Экстериоризация (от лат. Exterior- наружный, внешний) — про­цесс порождения внешних действий, высказываний и т.д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сло­жившихся в ходе интериоризации внешней социальной дея­тельности человека. Поиск неизвестного осуществляется с помощью следующих эвристических приемов: а) переформу­лирование требований задачи; б) рассмотрение крайних слу­чаев; в) блокирование составляющих; г) аналогия [9, 10, 11].
     Далее необходимо назвать этапы творческого процесса. В процессе художественного творчества обычно вы­деляют три этапа: замысел, превращение замысла в обдуманный план, воплощение плана в материальную форму. Такое расчленение творческого процесса отра­жает его структуру лишь схематически: на самом деле жестко закрепленной последовательности этапов не существует. Было бы неверным исходить из того, что по­следующий этап начинается лишь после завершения предыдущего. Каждый из этапов — необходимый и целостный компонент творческого процесса, но они по­стоянно проникают друг в друга, так что на стадии до­работки могут быть внесены коррективы в первоначаль­ный замысел.
    Что касается структуры научно-теоретического твор­чества, то здесь придерживаются несколько более слож­ного деления на этапы. Французский математик Ж. Адамар (1865—1963) вычленяет в творческом про­цессе четыре стадии: 1) подготовку; 2) инкубацию; 3) озарение и 4) проверку; иногда четвертой стадией считают не проверку, а доработку.
     Современный американский психолог Россмэн выде­лил семь стадий:
1) осознание потребности; 2) анализ ее; 3) изучение доступной информации; 4) формулиро­вание предлагавшихся ранее решений; 5) критический анализ этих решений; 6) рождение новой идеи; 7) экс­периментальная ее проверка.
     Подобно Ж.Адамару Я.А.Пономарев выделяет следующие фазы творческого процесса:
    Первая фаза (сознательная работа) — подготовка (особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска ноной идеи)
    Вторая фаза (бессознательная работа) — созревание (бессо­знательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи)
    Третья фаза  (переход бессознательного в сознание) — вдохновение (в результате  бессознательной  работы в  сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла).
    Четвертая фаза (сознательная работа) — развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка [20].
     Еще в 1933 году американский философ Джон Дьюи различал пять этапов в решении проблемы: 1) осознание  проблемы;  2)  анализ  ее;  3)  выдвижение  идей; 4) проверка их; 5)  выбор.
     Сопоставление этих (и многих других) схем позво­ляет заключить, что и так называемый творческий акт, и обычное «решение проблем» имеют одинаковую пси­хологическую структуру. Представим ее в виде эта­пов:
1. Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого уяснения и  формулирования  задачи. Четкая формулировка задачи — это половина решения.
2. Сосредоточенные  усилия и поиски дополнитель­ной информации. Если задача все же не поддается ре­шению, наступает следующий этап.
3. Уход от проблемы, переключение на другие заня­тия. Этот период называют периодом инкубации. Как будто бы лучше всего в это время заниматься умствен­ной работой, требующей  сосредоточенности  и  логиче­ских  рассуждений, но здесь возможны большие инди­видуальные различия.
4. Озарение, или инсайд. Внешне инсайд выглядит как логический раз­рыв, скачок в мышлении, получение результата, не вы­текающего однозначно из посылок. У высокоодаренных людей этот скачок огромен. Но в любом акте творче­ства, даже при решении школьником задач по арифме­тике, есть такой разрыв, хотя, быть может, микроско­пических размеров.
5.  Верификация, или проверка [15].
     Мы рассмотрели механизмы и этапы творческой деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Проблемы измерения, диагностики и развития творческих способностей
В данной главе рассмотрены основные механизмы и этапы творческой деятельности, проблема генезиса творческих способностей; названы критерии и показатели креативных личностей, а также психологические корреляты творческой деятельности.
 
 
3.1 Проблема генезиса
Творческие способности, или творческие потенциалы, заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество- это естественная, природная функция мозга, которая является и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности [1].
     Истоки творческих сил восходят к детству, к той поре, когда творческие попытки во многом непроизволь­ны и жизненно необходимы. Самый интенсивный период развития творческих способностей или сензитивный период (Лейтес Н.С.) — 2—5 лет. Игры, опирающиеся на воображение, сама новизна умственной работы требуют от ребенка интуиции, своеобразной умственной инициативы. Творчеству благоприятствуют яркость, конкрет­ность представляемых мысленно обра­зов и легкость манипулирования ими.
     О расположенности детей к творче­ству чаще говорят и пишут примени­тельно к дошкольникам, но моменты творчества достаточно заметны и на всем протяжении школьного возраста. Так для учеников начальных классов характерны неожиданные ассоциации, необычные предположения; известно также, какое важное место в их жизни продолжают занимать игры, включаю­щие в себя моменты изобретательности, импровизации. В последующем, подростковом возрасте потребность в играх — это и жажда свершений, применения своих творческих сил; пси­хологические черты, которые заявляют о себе в эту пору жизни,— незави­симость суждений, упорство — благо­приятствуют развитию творческих возможностей. У школьников старших классов выступают свои возрастные предпосылки творчества: первые вдох­новения в поэтических опытах, соб­ственные гипотезы при обсуждении на­учных проблем, иногда уже успешные попытки технического изобретатель­ства. Такого рода проявления активности в годы возраст­ного развития можно считать творческими, если иметь в виду не обязательно объек­тивную значимость того, что при этом создается, а самый поиск, тягу к сози­данию. По-видимому,   подобно   восприимчи­вости   к   учению,    и   расположенность к творчеству — в ее индивидуальном своеобразии — отличительная черта детского возраста.
     Можно выделить пять самых общих возрастных структурно функциональных этапов творческого акта:
1.       ненасыщенная исследовательская активность, проявляющаяся уже в первые годы жизни ребенка
2.       постановка вопросов для других и начало логических форм интеллектуального и личностного  взаимодействия
3.       достижение самостоятельных решений, появление собственных  мыслей,  что   требует  заинтересованного слушателя, зрителя, для которого и формулируется только что рожденная мысль. Этот этап личностного самовыражения, характери­зующийся интенсивным поиском языка выра­жения мысли, наиболее сензитивный этап для различных средств языкового развития человека — его речевых, интеллектуальных и образно-эмо­циональных художественных форм
4.       реальное воплощение собственной мысли и стремление к личностной самореализации. Именно с этого этапа начинается становление личностной и творческой зрелости, характеризующейся прео­долением игрового и учебного отношения к фор­мулируемым проблемам и предлагаемым реше­ниям. Оно выражается в обосновании достигаемых решений, в их доказательстве, стремлении полу­чать логические, эстетические и социальные оцен­ки собственных мыслей как продуктов творчества. Это этап первой социальной пробы себя и демонстрации своего таланта
5.       профессиональное творческое самоопреде­ление и утверждение себя как творческой лично­сти в будущей профессии. В случае успешного самоопределения последующее профессиональное развитие составляет самосовершенствование и зрелое творчество. Данный этап достигается при условии позитивной оценки и социального приз­нания [16].
Но с годами происходит не только подъем на более высокий умственный уровень, но и ограничение, вытеснение более ранних свойств, становление новых, т.е. качественно изменяется не только подъем на более высокий умственный уровень, но и ограничение, вытеснение более ранних свойств, становление новых, т.е. качественно изменяется структура интеллекта. Так, ослабляется образная впечатлительность, усиливается роль словесной, понятийной регуляции; во многом утрачивается непосредственность реакций, более контролируемым становится фантазирование. В результате каждую возрастную ступень отличает особая, не свойственная ни предыдущим, ни последующим возрастам, готовность к развитию.
     Также необходимо затронуть вопрос о врожденности творческих способностей. Как отмечает Н.С.Лейтес, врожденными могут быть только предпосылки, или задатки, способ­ностей, а то, какие же способности разовьются и в какой мере — зависит от конкретно-исторических условий, от со­держания жизни, от того, в какие виды деятельности окажется включенным растущий человек. Именно взаимодей­ствие ребенка с тем, что его окружает — овладение речью, усвоение и приме­нение накопленных поколениями людей знаний, умений,— источник формиро­вания у него на основе общих воз­можностей человеческого мозга и инди­видуальных задатков разнообразных способностей, в том числе и творческих. Социальной среде отводится 95% влияния на формирование разных вариаций креативности и только 5%- наследственным детерминантам [14]. Требования социальной среды, ближайшего окружения, традиции и установки в обучении, могут стимулировать или, наоборот, подавлять творческие способности людей, не обладающих высоким креативным потенциалом.
 
3.2. Критерии    и    показатели     творческих способностей
     Критерии    и    показатели творческих способностей служат предметом рассмотрения во многих исследованиях [6, 8, 18, 26].   Дискутируется вопрос о том, насколько возможно использовать для определения твор­ческого потенциала детей те же самые критерии, что и для взрослых (новизна и социальная  значимость  продуктов    творчества, их влияние на последующие идеи и направления и т. п.). Поскольку дети не включе­ны еще в общественно полезную    деятельность, продукты их творчества не могут оцениваться с позиции «объективной» значимости. Для исследования детей предлагается использовать так называемые    «субъективные показатели» креативности. Они направ­лены на оценку самого процесса, стиля мыслительной деятельности, а не на результат    осуществления творческой деятельности. Ребенок, например, открывает на уроке закон натуральных чисел. Закон этот уже открыт, и данное открытие не имеет объективной социальной    значимости, однако оно служит показателем «субъективной» креа­тивности ребенка[7, 24].
     Все предлагаемые тесты на креативность направлены на выявление некоторых «первичных показателей» творчества, которые позволяют выявить    «субъективную» креативность, т.е. творческий стиль деятельности  безотносительно к объективной новизне и значимости ее результатов. Эти первичные показатели как «элементы» креативности являются общими для детей и взрослых и, по мнению некоторых авторов,  служат  фундаментом  для  любой формы продуктивной деятельности. Эти же качества  являются общими    инвариантами для   всех   видов   творческой    деятельности (научной, художественной, конструкторской и т.п.) [7, 8, 23].
     При определении качеств и свойств творческих способностей почти каждый исследователь предлагает свой набор наиболее существенных с его точки зрения, признаков.
     Так в одном из исследований выделены следующие  составляющие творческого потенциала: стремление   к   развитию, духовному   росту; способность удивляться,   «приходить в замешательство при столкновении  с новым  или  необычным»; способность полностью ориентироваться в проблеме, отдавать себе отчет   в   ее   состоянии;   спонтанность, непосредственность;    спонтанная    гибкость; адаптивная гибкость; оригинальность; дивергентное мышление; способность к быстрому приобретению новых знаний; восприимчивость ("откры­тость") по отношению к новому опыту; способность легко преодолевать умст­венные границы и перегородки; спо­собность уступать, отказываться от сво­их теорий; способность «рождаться каждый день заново»; способность отбрасывать несущественное и второсте­пенное; способность к тяжелому упор­ному труду; способность к составлению сложных структур из элементов, к син­тезу; и целый ряд других [7]. Представленный список качеств, без­условно,   достаточно   точно   отражает сущность как творческого потенциала, так и ряда составляющих, важных для достижения успешного эффекта в дея­тельности   творческой   личности.   Нам предстоит еще провести некоторые аналогии и сделать попытку классификации и объединения некоторых из них в определенные блоки.
     А. М. Матюшкин, опираясь на работы многих исследователей (Н.С. Лейтес, В.М. Теплов, В.А. Крутецкий, Е.И. Игнатьев, Э.А. Голубева, В.М. Русалов, И. В. Равич-Щербо, А.В.Запорожец, Н.Н. Поддъяков, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудряв­цев, Дж. Берлайн, Я. А. Пономарев), пытается обосновать следующую   синтетическую   структуру творческой одаренности, включая в нее:
а) доминирующую роль познавательной мотивации
б) исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем
в) возможности достижения оригинальных решений
г) возможности прогнозирования и предвосхищения
д) способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки. При этом А. М. Матюшкин считает принципиально важным отметить, что одаренность, талантливость необходимо связывать с особенностями собственно творческой деятельности, проявлением творчества, функционирования «творческого человека» [16].
     Р.М.Грановская и Ю.С.Крижанская считают основным критерием высококреативных людей - «сопротивление навязанному извне стилю деятельности». Формирование стереотипов, стандартов происходит во всех структурах человеческой психики, начиная со стандартизации движений при развитии навыков, включая восприятие, память, мышление, а также всех структур индивидуальности. Об этом очень подробно рассказывают данные авторы  в своей книге «Творчество и преодоление стереотипов»: «сознание современного человека заблокировано разными  ментальными установками, стереотипами восприятия и поведения, навязанными семьей и обществом». Основное противоречие современности заключается, по мнению авторов, в том, что идет «...борьба между нарастающей тенденцией стандартизации внутреннего мира и необходимостью его индивидуализации» [4, c.58]. Для преодоления стереотипов навязанных извне, необходимо создание внутреннего, творческого стереотипа, характерного для креативной личности. Креативная личность обладает «динамическим стереотипом», в основе которого лежат выработанная и систематизированная последовательность действий, ориентировка на виденье своеобразного и нового в любом объекте, рассмотрение его как фрагмента всеобщего, отражающего дух времени. Именно автоматическим включением «творческой цепочки» при рассмотрении или воображении объекта изображения достигается преодоление сложившегося стандарта. Такой шаблон может быть преодолен и поставленной извне или изнутри задачей [4].
          В целом для творческой личности, по мнению Я.А. Поно­марева, характерны 3 группы свойств:
1.  Перцептивные (связано с восприятием информации): необычная способность концентрации внимания, вос­приятия, большая впечатлительность. К числу перцептивных особенностей личностей, обладающих огром­ным творческим потенциалом, чаще всего относились необыкновенная напряженность внимания, огромная восприимчивость, впечатлительность. К числу интел­лектуальных — интуиция, могучая фантазия, выдумка, дар предвидения, обширность знаний.
2. Интеллектуальные: наличие интуиции, огромной фан­тазии, выдумки, способности предвидения, знания.
3. Характерологические: частое уклонение от шаблонов, оригинальность, инициативность, упорство, высокая трудоспособность и самоорганизованность. Желание заниматься творчеством, интерес ко всему новому, спо­собность удивляться, восхищаться. Среди характероло­гических особенностей подчеркивались уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспо­собность. Особенности мотивации деятельности ус­матривались в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе; специфическая черта творца характеризовалась как почти непреодоли­мое стремление творческой деятельности [20].   
     Результаты исследования Д.Б.Богоявленской и других показали, что творческие люди обладают большой вариативнос­тью в сочетании личностных качеств. Общей оказалась одна черта — эмоциональная лабильность. Творческие люди выделились по шкале индиви­дуальности: они оригинальны, с богатым внутренним миром, склонны к абстрактному, нешаблонному мышлению. Умеют испытывать удовольствие от жизни, обладают высокой эмо­циональной возбудимостью (на креативность благоприятно действуют радость, страстность, прилив стенических эмоций, стремление к доминированию, риску, тяготение к независи­мости, нарушение порядка, снятие чувства страха), активны и агрессивны в защите своего «Я», с высокой самооценкой [11].
     Наиболее популярная категоризация творческих признаков принадлежит Дж.Гилфорду, который выделяет 4 основных блока творческих способностей: оригинальность, беглость, гибкость, разработанность.
1. Фактор оригинальности определяет продуцирование необычных, далеко идущих идей. Это умение выйти за рамки привычного, увидеть и использовать то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного.
Оригинальность, нетривиальность, необычность высказы­ваемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной оригинальности. Творческий человек почти всегда и везде стре­мится найти своё собственное, отличное от других решение.
2. Беглость мышления определяется богатством и разнообразием идей, ассоциаций, возникающих по поводу самого незначительного стимула. Творческий человек может включать предмет во множество самых разнообразных и неожиданных связей, категорий, количество которых и определяет беглость мышления.
3. Фактор   гибкости - способность переходить достаточно быстро из одной категории в другую, от одного способа решения к другому. В понятие «гибкость» включается также скорость перехода сознания к работе подсознания и наоборот. Творческое мышление отличается гибкостью в том отношении, что оно помогает человеку сформулир
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.