На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Финансы предприятия: сущность, функции, принципы

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

ЛЕКЦИЯ №1

Финансы предприятия: сущность, функции, принципы

 
1.Предмет, объект  и задачи курса
2.Общая концепция финансов предприятия
3.Функции финансов предприятия
4.Предпринимательская деятельность – основа финансов предприятия
5.Принципы и роль финансов предприятия
 
1.Предмет, объект  и задачи курса
 
Предмет финансов – экономические, организационные, правовые и социальные аспекты финансирования и кредитования предприятий применительно к периоду трансформации украинской экономики.

Объект финансов – практически              опыт, накопленный в сфере функционирования финансов на микроуровне финансового регулирования предприятий различных организационно-правовых форм в рамках действующих законодательных и нормативных актов.

Цель курса – на основе теоретического и практического анализа процессов финансирования и кредитования, а также обобщения законодательных и нормативных документов, опыта преобразований в сфере предпринимательской деятельности овладеть механизмами организации, планирования, стимулирования и управления финансами предприятий.
Цель финансов предприятия – оптимизация финансовых потоков с целью максимизации прибыли или минимизации затрат.
Роль финансов предприятия – позволяют управлять денежными потоками и находить оптимальные финансовые решения, направленные на реорганизацию комплексных целевых задач производственно-экономического и социального развития, стимулирование высокопроизводительного труда и поощрение предпринимательской активности.
 
2.Общая концепция финансов предприятия
 
Финансы предприятий – совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.
Денежный оборот – материальная основа финансов предприятия. Реальный денежный оборот – это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объект реального денежного оборота – финансовые ресурсы – собственные источники финансирования расширенного воспроизводства, остающиеся в распоряжении предприятия после выполнения текущих обязательств по платежам и расчетам.
Финансы предприятий являются формой финансирования и кредитования предпринимательской деятельности.
Финансы микроуровня (предприятия) – объект регулирования со стороны государственного  и муниципального законодательства и исполнительных органов власти и управления. Главный субъект принятия финансовых решений – собственники. Главное лицо – финансовый директор (финансовый менеджер).Финансы предприятий функционируют в рамках финансовой системы государства.
Финансы макроуровня – государственный бюджет. Финансы макроуровня способствуют достижению общих целей экономического развития. Важный методологический фактор – определение принципов организации и функционирования финансов предприятий, необходимое для выявления направлений воздействия финансов предприятия на рыночную экономику, выработка критериев ее функционирования.
Особенности финансов:
1.не обособлены рамками предприятий, а взаимодействуют с бюджетом, внебюджетными фондами, страховыми компаниями, инвесторами;
2.опираются на информационные потоки (бухгалтерскую и статистическую отчетность, договора, коммерческие и расчетные документы);
3.имеют четкую целевую ориентацию – максимизацию прибыли, минимизацию затрат, оптимизацию финансовых поток.
 
3.Функции финансов предприятия
 
Финансы предприятий как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности. Для финансовой системы решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.
Функция планирования предполагает формулирование «целей» и выбор путей их достижения на основе разграничения обязанностей в рамках существующих форм собственности. Сюда относятся распределение ограничений объемов финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между бюджетами разных уровней.
Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимое определение порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определение прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организации построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов предприятий;
Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируют факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль оказывают факторы, определяющие поведение людей в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов;
Функция контроля  означает содействие реализации поставленных целей. Сюда относится выработка норм, нормативов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями.
Деятельность, связанная с регулированием реального денежного оборота в рамках предпринимательской структуры реализует совокупность функций финансов предприятий. Необходимо выделить три основные функции: воспроизводственную, распределительную, контрольную.
Воспроизводственная функция заключается в обеспечении сбалансированности стоимостного выражения материальных и трудовых средств и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства. Экономическая обособленность оборотного, внеоборотного и финансовых активов приводит к необходимости регулирования их кругооборота. Кругооборот активов – это оборот, совершающийся непрерывно во времени и обслуживающий воспроизводство. Кругооборот является стадией оборота капитала. Авансирование имеет место  тогда, когда потраченные денежные средства возвращаются в предприятие в течение одного кругооборота в результате реализации производственного или закупленного товара, работ, услуг, продукции в виде выручки от реализации, т.е. авансирование всегда сопровождается возмещением в денежной форме.
Инвестирование отличается от авансирования тем, что денежные средства на длительный период времени выбывают из оборота, а их возмещение в предприятие происходит по частям за счет производимых регулярных начислений с включением в состав затрат.
Воспроизводственная функция проявляется в показателях прибыльности и ликвидности активов.
Задача финансистов – выбрать наиболее благоприятный вариант и источник финансирования, обеспечивающий нормальный воспроизводственный процесс и инвестиционную деятельность. Это способствует реализации принципа вариантности управления.
Распределительная функция тесно связана с воспроизводственной, так как выручка от реализации продукции подлежит распределению. Распределительная функция заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, котрагентами. Ее результат - формирование и использование целевых денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала.
Элементы реализации распределительной функции финансов предприятия: фонд возмещения, фонд оплаты труда, прибыль.
Распределение денежных средств начинается  сформирования фонда возмещения, обеспечивающего покрытие затрат на простое воспроизводство и начисление износа.  Источниками формирования фонда возмещения служат:
-         арендная плата;
-         амортизационные отчисления, включаемые по основным производственным фондам в себестоимость продукции, товаров, услуг.
Следующим элементом реализации распределительной функции финансов предприятий является формирование фонда оплаты труда, включаемого в себестоимость продукции, товаров, работ и услуг в части затрат на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующих и компенсирующих выплат, в том числе компенсаций по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, компенсаций, выплачиваемых в установленных законодательством размерах женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им определенного законодательством возраста, а также затрат на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности. Все остальные выплаты производятся работникам за счет чистой прибыли предприятий.
Прибыль – основной объект реализации распределительной функции финансов предприятий. За счет прибыли формируется целая совокупность фондов денежных средств. На рис.1.1 показаны два основных канала участия прибыли в распределительном процессе, определяющих пропорции, в которых прибыль изымается и используется самим предприятием.
Прибыль имеет следующее значение в деятельности предприятий:
-         в обобщенной форме отражает результаты предпринимательской деятельности и является одним из показателей ее эффективности;
-         используется в качестве стимулирующего фактора предпринимательской деятельности и производительности труда;
-         выступает источником финансирования расширенного воспроизводства и является важнейшим финансовым ресурсом предприятия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.1.1 Схема участия прибыли в распределительном процессе

 
Задача финансовой службы – разработать политику предприятия в области распределения прибыли, конкретизировать роль и значение в воспроизводственном процессе и стимулировании. От этого зависит и общий концептуальный подход к развитию финансов предприятий. Результатом распределительных процессов является создание фондов денежных средств, обеспечивающих финансирование принятых к реализации программ, поддержание оптимальной структуры капитала, сведение к минимуму риска банкротства.
Контрольная функция финансов предприятий заключается в реализации контроля гривной за реальным денежным оборотом, формированием фондов денежных средств. Контроль гривной имеет две формы:
-         контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
-         контроль за реализацией стратегии финансирования.
Связь с воспроизводственной и распределительной функциями. Контрольная функция финансов предприятий может играть активную роль в принятии того или иного решения либо пассивно отражать результаты  распределения денежных средств и воспроизводственных процессов.
Контрольная функция проявляется в том, что финансовый служащий выявляет степень соответствия получаемых доходов, структуры денежных средств намеченным заданиям по расширению объемов производства и продаж; корректирует несоответствие между доходами предприятиям и его расходами в использовании не только денежных, но и материальных ресурсов.
Комплекс мероприятий по достижению сбалансированности между доходами и расходами предприятия, материальными и финансовыми ресурсами может включать задания по рационализации использования сырья и материалов, повышению производительности труда, снижению задолженности поставщикам и банку, корректировке уровня дивидендов и т.п.
Контрольная функция финансов предприятий реализуется по следующим основным направлениям:
-         контроль за правильным и своевременным перечислением средств в фонды денежных средств по всем установленным источникам финансирования;
-         контроль за соблюдением заданной структуры фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
-         контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.
 
4.Предпринимательская деятельность – основа финансов предприятия
 
В условиях рыночной экономики финансы предприятий обеспечивают эффективное осуществление предпринимательской деятельности.
Предпринимательская деятельность является самостоятельной, рисковой, направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров,  выполнения работ или оказания услуг. Предпринимательская деятельность четко разграничивает интересы субъектов рыночных отношений. Финансы предприятий в рыночной экономике основаны на обособленности оборота государственных финансовых ресурсов и финансовых ресурсов предприятий.
Основу функционирования финансов предприятий в рыночной экономике образуют:
-         предпринимательская деятельность;
-         самофинансирование;
-         рыночное ценообразование;
-         рынок труда;
-         рынок капиталов;
-         рыночное законодательство.
Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так и субъектом, управляющим его имуществом на законных основаниях. При этом отношения субъекта, управляющего предприятием, и собственника имущества регламентируются соответствующим договором. Взаимоотношения предпринимателя и менеджеров предприятия также должны строиться на основе контракта.
Главное требование, предъявляемое предпринимателем к финансовой службе, - выработка базовой финансовой концепции. Общий концептуальный подход заключается в определении стратегии финансового развития, обеспечивающей достижение поставленных целей, эффективное управление денежным оборотом предприятия, формирование фондов денежных средств в заданных пропорциях, использование финансовых ресурсов по целевому назначению. Это относится к методам реализации базовой  финансовой концепции предприятия.
Важно понять, что финансист – это по сути фетишизированный собственник, осуществляющий воздействие на движение капитала, текущую прибыль, накопления и инвестиции.
 
5.Принципы и роль финансов предприятия
 

Финансы предприятий составляют основу микроэкономики. Поэтому большую роль играют принципы их реализации, к которым относятся:

-         плановость и системность;
-         целевая направленность;
-         диверсификация;
-         стратегическая ориентированность.
Финансы предприятий позволяют управлять стоимостной оценкой материальных и трудовых средств и финансовых ресурсов, обеспечивая их сбалансированность. Финансовое планирование в данном случае  имеет внутреннюю ориентацию с воздействием государственного внешнего регулирования. Включая налоги. Финансы предприятий играют решающую роль в формировании доходов общегосударственного централизованного фонда денежных средств, каковым является бюджет.
Одним из принципов финансов предприятий является целевая направленность. Предприниматель всегда ориентируется на цели, которые ставит перед собой, перед предприятием, на достижение которых направлена его деятельность. К традиционным целям коммерческой организации  относятся: рентабельность производства, устойчивое положение на рынке, достаточность материальных и финансовых ресурсов.
Достижение целей задается стратегической  ориентированностью. Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управления стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами. Финансы предприятий обеспечивают финансирование и регулирование текущей прибыли. Соотношение текущего финансирования и накопления капитала – наиболее важный момент в финансовой деятельности предприятий. Собственники и предприниматели  должны решить, какую долю прибыли следует направлять на производственные цели, социальное развитие, оплату труда. Отсутствие четкой финансовой стратегии управления, игнорирование рыночной конъюнктуры никогда не позволяет предприятию стать лидером н  на внутреннем, ни тем более на внешнем рынке.
Большое влияние на финансы предприятий оказывает принцип диверсификации источников финансирования и вложений капитала. Он проявляется в двух аспектах: инвестирование денег в различные ценные бумаги, объекты; создание многопрофильных предприятий, занимающихся различными видами предпринимательской деятельности. Диверсификация снижает риск банкротства и повышает конкурентоспособность предприятия. В то же время она сопряжена со значительным отвлечением финансовых ресурсов. Это требует высокой маневренности в их использовании. Наиболее распространена диверсификация вложений в ценные бумаги, сопровождающаяся формированием портфеля ценных бумаг, которым владеет предприятие. Портфель ценных бумаг включает, как правило, акции, государственные и корпоративные  облигации, депозитные сертификаты банков, векселя и т.п.
Принципы управления. Финансы ориентированы на следующие принципы управления:
-         контроль за выполнением принятых решений;
-         учет прошлого опыта и его экстрополяция на будущее;
-         учет тенденций развития и возможных направлений изменений во внешней среде хозяйствования;
-         учет стратегических целей и перспектив;
-         экстренный характер принимаемых решений и производимых преобразований;
-         признание непредсказуемости последствий влияния внешних факторов.
Роль финансов предприятий может быть сведена к трем факторам:
-         экономическая стабилизация;
-         адаптация к рыночным преобразованиям;
-         стимулирование инвестиционной активности.
Экономическая стабилизация на микроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мониторинг  макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере. Из макроэкономических показателей решающее значение имеет уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования Национального банка, изменение валютного курса. Финансовая стабильность предприятия – это устойчивая прибыль на вложенный капитал, возможность привлечения источников финансирования на рынке капиталов, накопление средств для расширения деятельности.
Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям выражается в том, что предприятие является полноправным участником рынка капиталов. Выступая в роли кредитора или заемщика; организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства.
Инвестиционная активность  предприятия – результат и индикатор его благополучного финансового состояния. Финансы предприятий играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов. В отношении инвестиционной активности принцип стратегической направленности является определяющим и задача финансов заключается в необходимости его реализации. Финансовая служба предприятия  систематически отслеживает сравнительную окупаемость долгосрочных вложений по конкретным объектам инвестирования. Оценивает степень и уровень риска во временном аспекте.
 
ЛЕКЦИЯ №2
Финансовый капитал предприятия
 
1.Виды капитала фирмы
2.Состав, формирование и оценка основного капитала фирмы
3.Денежные фонды предприятия
 
1.Виды капитала фирмы
Финансовый капитал фирмы – это часть финансовых ресурсов фирмы, задействованных в обороте и приносящих доходы от этого оборота. Финансовый капитал выступает как превращенная форма финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы фирмы – это совокупность собственных денежных доходов и поступлений из вне, находящихся в распоряжении фирмы и предназначающихся для выполнения ее финансовых обязательств, финансирования текущих затрат, связанных с решением производства. таким образом, капитал – это значительная часть финансовых ресурсов, авансируемая и инвестируемая в производство с целью получения прибыли.
Капитал  является главной экономической базой создания и развития фирмы. Так как он характеризует общую стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование его активов. В процессе своего функционирования капитал обеспечивает интересы собственников и персонала фирмы, а также государства. Именно это определяет его как основной объект финансового управления фирмой, а обеспечение его эффективного использования относится к числу наиболее ответственных задач финансового менеджмента.
Общее понятие капитала фирмы обычно включает самые разные его виды. Классификация капитала осуществляется на основании различных признаков (рис.2.1).
На основании принадлежности  предпринимательской фирме различают собственный и заемный капитал. Собственный капитал характеризует общую стоимость средств фирмы, принадлежащих ей на праве собственности. В его составе учитываются уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, целевые источники финансирования, взносы и пожертвования, премии на акции акционерного общества, нераспределенная прибыль, фонды накопления.
Уставный (складочный) капитал образуется на момент создания фирмы и находится в ее распоряжении на всем протяжении ее жизни. В зависимости от организационно-правовой формы ее уставный (складочный) капитал  формируется за счет выкупа и последующей продажи акций, вложений в уставный капитал паев, долей и т.д. Уставный капитал фирмы определяет минимальный размер ее имущества, гарантирующего  интересы его кредиторов; таким образом, уставный капитал – основной источник собственных средств. Капитал называется уставным потому, что его размер фиксируется в уставе предприятия, который подлежит регистрации в соответствующем порядке.
В процессе предпринимательской деятельности ее уставный капитал может дробиться, уменьшаться и увеличиваться,  в том числе и за счет части внутренних финансовых ресурсов фирмы.
Добавочный капитал фирмы включает в себя:
-         сумму дооценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов имущества фирмы со сроком полезного использования свыше 12 месяцев, проводимой в установленном порядке;
-         безвозмездно полученные фирмой ценности;
-         сумму, полученную сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход акционерного общества);
-         другие аналогичные суммы.


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис.2.1. Классификация финансового капитала фирмы


Добавочный капитал аккумулирует денежные средства, поступающие предприятию в течение года по указанным выше каналам, при этом основным каналом здесь являются результаты переоценки основных фондов.
Резервный капитал образуется за счет отчислений от прибыли в размере, определенном уставом, но не менее 15% его уставного капитала. ежегодно в резервный фонд должно отчисляться не менее 5% чистой прибыли до тех пор, пока резервный капитал  достигнет установленного уставом размера. Резервный капитал создается для покрытия возможных убытков фирмы, а также для погашения облигаций, и выкупа собственных акций.
Важным компонентом собственного капитала фирмы является прибыль, которая представляет собой конечный финансовый результат деятельности фирмы.
Заемный капитал включает в себя денежные средства и другие имущественные ценности, привлекаемые на возвратной основе для финансирования развития деятельности фирмы. Все формы заемного капитала, используемого фирмой, представляют собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению в определенные сроки.
По объекту инвестирования различают основной и оборотный капитал. Основной капитал представляет собой ту часть используемого капитала, который инвестирован во все виды внеоборотных активов, а не только в основные средства, как ошибочно иногда трактуется в литературе. Оборотный капитал – это часть капитала фирмы, инвестированного в оборотные средства фирмы.
В зависимости от целей использования выделяют следующие виды капитала: производительный, ссудный и спекулятивный. Производительный капитал характеризует те средства фирмы, которые инвестированы в его операционные активы для осуществления хозяйственной деятельности.
Ссудный капитал характеризует средства. которые используются в процессе осуществления инвестиционной деятельности фирмы, причем речь идет о финансовых инвестициях в денежные инструменты. Такие, как депозитные вклады в коммерческих  банках, облигации, векселя т.п.
Спекулятивный капитал используется в процессе осуществления спекулятивных финансовых операций, т.е. операций, основанных на разнице в ценах приобретения и реализации.
Функционирование капитала фирмы в процессе его производительного использования характеризуется процессом постоянного кругооборота,. поэтому капитал классифицируется по форме нахождения в процессе кругооборота, выделяя капитал в денежной, производительной и товарной форме. На первой стадии капитал в денежной форме инвестируется в оборотные и внеоборотные активы фирмы, переходя, таким образом, в производительную форму. На второй стадии производительный капитал принимает  товарную форму в процессе производства продукции, работ, услуг. Третья стадия – постепенный переход товарного капитала в денежный капитал по мере реализации произведенных товаров, работ, услуг. Одновременно с изменением форм движение капитала сопровождается изменением его суммарной стоимости. Средняя продолжительность оборота капитала фирмы характеризуется периодом его оборота в днях, месяцах, годах.
Капитал в денежной форме представляет пассивы фирмы, а в  производительной форме – активы фирмы. Активы отражают в стоимостном выражении все имеющиеся у фирмы материальные, нематериальные (интеллектуальная собственность) и денежные ценности, а также имущественные права с точки зрения их состава и размещения или инвестирования. Пассивы  отражают источники образования имеющихся у фирмы средств, их назначение, принадлежность и обязательства по платежам. Таким образом , активы -  это имущество фирмы, а пассивы – денежные средства, за счет которых сформировано это имущество.
 
2.Состав, формирование и оценка основного капитала фирмы
 
Капитал фирмы существует в двух основных формах: основного капитала и оборотного капитала. Основной капитал характеризует ту часть используемого фирмой капитала, который инвестирован во все виды его внеоборотных активов.
Внеоборотные активы – это активы предприятия, срок эксплуатации или погашения которых превышает год (365 дней). В состав необоротных активов входят: нематериальные активы; долгосрочные финансовые вложения; незавершенные капитальные вложения; основные средства, прочие необоротные материальные активы, прочие необоротные активы.
Нематериальные активы представляют собой права на получение прибыли в будущем. Отличительным признаком этих активов является то, что они не имеют физической формы и зависят от ожидаемой прибыли. Основные категории нематериальных активов:
деловая репутация фирмы – «гудвилл»;
патенты, авторские права и торговые марки;
права собственности на арендованное имущество и его усовершенствование;
права на разработку и затраты  на разработку природных ресурсов;
формулы, технологии и образцы (например, программное обеспечение);
ноу-хау – совокупность технических, технологических, управленческих, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, описания, накопленного производственного опыта, являющихся предметом инноваций, но не запатентованных;
товарный знак – эмблема, рисунок, символ, логотип, зарегистрированные  в установленном порядке, служащие для отличия товаров данного изготовителя от других аналогичных товаров;
лицензии;
другие аналогичные виды имущественных ценностей фирмы.
К нематериальных  активам относятся организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, призванные в соответствии с учредительными документами вкладом учредителей в уставный (складочный) капитал.
Долгосрочные финансовые вложения представляют собой затраты на долевое участие в уставном капитале других предприятий, на приобретение акций и облигаций на долговременной основе. Они включают в себя инвестиции фирмы в дочерние и зависимые общества, а также в другие организации, займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев, и стоимость имущества, переданного в долгосрочную аренду на праве финансового лизинга, т.е. с правом выкупа или передачи собственности на имущество по истечении срока аренды.
К незавершенным капитальным вложениям относятся неоформленные актами приемки-передачи основных средств затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные  работы и затраты (проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и др.)
К прочим внеоборотным материальным активам принадлежат: библиотечные фонды, малоценные внеоборотные материальные активы, временные нетитульные сооружения, природные  ресурсы, инвентарная тара, предметы проката, прочие внеоборотные активы.
К прочим внеоборотным активам относятся: долгосрочная дебиторская задолженность (за имущество, переданное в финансовую аренду, долгосрочные векселя полученные, прочая дебиторская задолженность, отсроченные налоговые активы, негативный гудвил.
Основные средства – часть имущества фирмы, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд фирмы в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. Не относятся к основным средствам и учитываются фирмой в составе средств в обороте предметы, используемые в течение менее 12 месяцев независимо от их стоимости.
Под сроком полезного использования понимается период, в течение которого использование объекта основных средств призвано  приносить доход фирме или служить для выполнения целей деятельности фирмы. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.
К основным средствам относятся: земельные участки; капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); здания, сооружения и передаточные устройства; машины и оборудование; транспортные средства; инструменты, приспособления, инвентарь (мебель); рабочий, продуктивный и племенной скот; многолетние насаждения; прочие основные средств.
К прочим внеоборотным материальным активам принадлежат: библиотечные фонды, малоценные внеоборотные материальные активы, временные нетитульные сооружения, природные  ресурсы, инвентарная тара, предметы проката, прочие внеоборотные активы.
К прочим внеоборотным активам относятся: долгосрочная дебиторская задолженность (за имущество, переданное в финансовую аренду, долгосрочные векселя полученные, прочая дебиторская задолженность, отсроченные налоговые активы, негативный гудвил.
Основные средства и прочие необоротные активы  ставятся на баланс по первоначальной стоимости. В процессе эксплуатации основные средства и прочие внеоборотные активы  оценивают по справедливой (рыночной  или переоцененной), остаточной (балансовой) и ликвидационной стоимости.
Первоначальная стоимость – это историческая (фактическая) себестоимость внеоборотных активов, равная сумме денежных средств или справедливой стоимости прочих активов, уплаченных (переданных), затраченных на приобретение (создание) внеоборотных активов.
Первоначальная стоимость объекта основных средств и прочих внеоборотных активов складывается из:
-         суммы, выплачиваемой предприятием за выполнение строительно-монтажных работ, связанных с созданием внеоборотного актива, без непрямых налогов;
-         суммы регистрационных сборов, государственной пошлины и экологических платежей, которые необходимо уплатить в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств и прочих внеоборотных материальных активов;
-         суммы ввозимой пошлины (при импорте внеоборотных активов);
-         суммы непрямых налогов в связи с приобретением (созданием) основных средств и прочих внеоборотных материальных активов (если они не возмещаются предприятию);
-         расходов, связанных со страхованием рисков доставки основных средств и прочих внеоборотных материальных активов;
-         расходов на установку, монтаж, наладку и прочих расходов, непосредственно связанных с доведением основных средств и прочих внеоборотных активов до состояния, пригодного для использования.
Первоначальная стоимость нематериального актива, приобретенного предприятием, складывается с цены (стоимости) приобретения (кроме полученных торговых скидок), пошлины, непрямых налогов, не подлежащих возмещению, и прочих расходов, непосредственно связанных с его приобретением и доведением до состояния, пригодного для использования по назначению.
Себестоимость финансовой инвестиции включает цену ее приобретения, комиссионное вознаграждение, пошлину, сборы, обязательные платежи и прочие расходы, непосредственно связанные с приобретением финансовой инвестиции.
Справедливая стоимость внеоборотного актива – это сумма, поо которой может быть осуществлен обмен актива в результате операции между  сведущими, заинтересованными и независимыми сторонами. Определение справедливой стоимости активов регулируется Положением (стандартом)) бухгалтерского учета №19 «Объединение предприятий». Справедливая стоимость внеоборотного актива равняется его рыночной или восстановительной (переоценочной) стоимости на определенную дату.
Переоценочную стоимость внеоборотного актива вычисляют умножением его балансовой стоимости на коэффициент индексации.
Остаточная (балансовая) стоимость внеоборотного актива – это разница между первоначальной или переоценочной стоимостью внеоборотных активов и суммой их износа.
Ликвидационная стоимость внеоборотных активов – это сумма средств или стоимость прочих активов, которую предприятие ожидает получить  от реализации (ликвидации) внеоборотных активов после окончания их срока использования (эксплуатации), за минусом расходов, связанных с их продажей или ликвидацией.
Внеоборотные активы используются в основной (основное и вспомогательное производство), операционной, финансовой и инвестиционной деятельности предприятия. Важнейшей составной частью внеоборотных активов прозводственного предприятия являются основные средства.
Классификация основных средств. В зависимости от участия в производственном процессе основные средства разделяются на две группы: производственные и непроизводственные. Производственные основные средства прямо или опосредованно принимают участие в производстве материальных ценностей, они включают в себя здания, сооружения, рабочие машины и оборудование и т.п. непроизводственные основные средства не принимают участия в производственном процессе. К ним относятся жилые дома, поликлиники, детские сады, санаторно-курортные учреждения и другие основные средства нематериальной сферы.
По назначению основные средства подразделяются  на земельные участки; капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); здания, сооружения и передаточные устройства; машины и оборудование; транспортные средства; инструменты, приспособления, инвентарь (мебель); рабочий, продуктивный и племенной скот; многолетние насаждения; прочие основные средства.
По роли в производстве продукции основные средства делятся на активные и пассивные. Активные основные средства непосредственно участвуют а перемещении и переработке сырья, материалов, полуфабрикотов, комплектующих; к ним относятся машины, оборудование, передаточные устройства, вычислительная техника, транспортные средства, контрольно-измерительные приборы и т.п. пассивные основные средства, не участвуя непосредственно в процессе производства, создают необходимые для его осуществления условия; к ним относятся здания, сооружения  и т.п.
Кроме того, в современных условиях широко применяется такой метод формирования средств фирмы, как аренда (применяемая в основном для получения производственных и иных площадей) и ее разновидность – лизинг.
Источники финансирования воспроизводства основных средств подразделяются на собственные и привлеченные. К источникам собственных средств фирмы относятся:
-         амортизация;
-         износ нематериальных активов;
-         прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы.
К привлеченным источникам финансирования воспроизводства основных средств относятся:
-   кредиты банков;
-   заемные средства других предприятий и организаций;
-  денежные средства, получаемые от эмиссии ценных бумаг, паевых и иных взносов юридических и физических лиц;
-                     денежные средства, поступающие в порядке перераспределения из централизованных фондов концернов и других объединений;
-         средства внебюджетных фондов;
-                     ассигнования из бюджетов различных уровней, предоставляемых на возвратной и безвозвратной основе;
-         средства иностранных инвесторов.
 
3.Денежные фонды предприятия
Важной стороной финансовой деятельности фирмы является формирование и использование различных денежных фондов в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности. С их помощью осуществляется обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствами, а также расширенного воспроизводства; формирование научно-технического прогресса; освоение и внедрение новой техники; экономическое стимулирование; расчеты с бюджетом, банками.
Формируемые на предприятиях денежные фонды можно сгруппировать в четыре группы:
-         фонды собственных средств;
-         фонды привлеченных средств;
-         фонды заемных средств;
-         оперативные денежные фонды.
К фондам собственных средств относятся: уставный капитал; добавочный капитал; резервный капитал; инвестиционный фонд; валютный фонд и прочие. Инвестиционный              фонд является источником увеличения уставного капитала фирмы, так как вложения в развитие производства увеличивают имущество фирмы. валютный фонд  формируется на предприятиях, получающих валютную выручку от экспортных операций и покупающих валюту для импортных операций.
Фонды привлеченных средств включаю в себя: фонды потребления; расчеты по дивидендам; доходы будущих периодов; резервы предстоящих расходов и платежей. Эти фонды имеют двойственный характер: с одной стороны, эти средства находятся в обороте фирмы, а с другой – они принадлежат работникам (дивиденды и фонд потребления).
Фонд потребления – это денежный фонд, образуемый за сч5ет чистой прибыли фирмы. Он предназначен в основном для удовлетворения материальных потребностей работников фирмы, для выплаты дивидендов (в акционерных обществах), для уплаты в ряде случаев штрафов, пени за нарушения, допущенные в процессе деятельности фирмы.
Фонды  заемных средств формируются за счет кредитов банков, коммерческих кредитов, операций факторинга, лизинга.
Оперативные денежные фонды фирмы, образующие четвертую группу денежных фондов, создаются периодически. К этой группе относятся следующие фонды: для выплаты заработной платы; для выплаты дивидендов; для платежей в бюджет и прочие. Дважды или один раз в месяц формируется фонд для выплаты заработной платы. Периодически фирма создает фонд для платежей в бюджет различных отчислений.
Кроме вышеуказанных фондов на фирме могут создаваться и другие фонды денежных средств: для погашения кредитов банков, освоения новой техники, научно-исследовательских работ, отчислений вышестоящей организации.
 
 
 
 
ЛЕКЦИЯ№3
Денежные потоки предприятия
 
1.Организация денежных расчетов предприятия
   1.1.Сущность и формы осуществления безналичных денежных расчетов
    1.2.Влияние расчетно-платежной дисциплины на эффективность хозяйственной деятельности предприятия
2.Денежные поступления предприятия
   2.1.Доходы и денежные поступления предприятия. Классификация денежных поступлений
   2.2.Состав, планирование и контроль денежных поступлений от основной деятельности.
 
1.Организация денежных расчетов предприятия
  1.1.Сущность и формы осуществления безналичных денежных расчетов
 
Большинства операций хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности связано с денежными расчетами. Информация  об объемах денежных расчетов предприятия за отчетный период содержится в  Отчете о движении денежных средств. Его содержание, форма,  общие требования к раскрытию статей определены в Положении (стандарте) бухгалтерского учета «Отчет о движении денежных средств», утвержденном приказом №87 Министерства финансов Украины от 31.03.1999г. Основанием для осуществления денежных расчетов служит предоставление специальных учетных документов: счетов, счетов-фактур, договоров, соглашений, контрактов, актов закупки товаров.
Совокупность всех денежных расчетов и платежей предприятия называют его денежным оборотом. Различают наличный и безналичный денежный оборот.
Для осуществления наличных операций предприятие должно иметь  наличные средства (в национальной или иностранной валюте), которые сохраняют в кассе. Наличную форму расчетов используют:
-         для расчетов с сотрудниками (выплата заработной платы, денежных компенсаций, премий, дотаций, дивидендов, пенсий и т.п.);
-         обеспечения начальных хозяйственных потребностей (на приобретение канцелярских принадлежностей, оплату  расходов на командировки);
-         расчетов с бюджетом и государственными целевыми фондами;
-         расчетов между предприятиями – деловыми партнерами (за материалы, топливо и т.п., но не более 3 тыс. грн. за день), при условии отсутствия у них налоговой задолженности.
Сущность безналичного расчета сводится к тому, что платежи осуществляются путем списания средств с банковского счета плательщика на банковский счет получателя, т.е. проведением соответствующих записей на банковских счетах участников расчетов. Основанием для осуществления безналичных расчетов служит предоставление в банк специальных расчетных документов  (платежного поручения, платежного поручения-требования, реестра документов по аккредитиву, реестра чеков) на бумажных носителях или в электронном виде.
Безналичные денежные расчеты классифицируются таким признакам:
а) по видам хозяйственных операций:
-         денежные расчеты по товарным операциям ( за проданную продукцию, предоставленные услуги);
-         денежные расчеты по нетоварным операциям (с кредитными учреждениями, бюджетом);
б) по месту нахождения банков, которые обслуживают расчеты:
-         местные – денежные расчеты, когда банк, через который переводятся деньги и банк, который их получает, находятся в одном городе;
-         междугородние – денежные расчеты, когда перечисленные банки находятся в разных городах;
-         международные – денежные расчеты, когда банки находятся в разных государствах;
в) по факту осуществления оплаты:
-         предварительная или авансовая оплата продукции, товаров, работ, услуг;
-         оплата после реализации  продукции;
-         г) по условиям оплаты соглашения:
-         акцептная форма расчетов;
-         безакцептная форма расчетов;
д) по источникам финансирования:
-         денежные расчеты собственными средствами предприятия;
-         денежные расчеты за счет кредитов и других заимствованных средств  в случае посреднической деятельности).
Для осуществления безналичных расчетов предприятия открывают текущие (расчетные) счета в банках;
-         денежные расчеты за счет средств клиента (в случае посреднической деятельности).
Кроме  текущих, предприятия и их подразделения могут открывать такие счета в национальной валюте:
-         бюджетные – их открывают для предприятий, которым из государственного или местного бюджета выделили средства для целевого использования;
-         кредитные – предназначены для учета кредитов, предоставленных предприятию банком путем оплаты расчетных документов или переводом средств на текущий счет заемщика согласно условиям кредитного договора;
-         депозитные – предназначены для размещения временно свободных средств предприятия на депозиты банка с начислением процентов за депозит в соответствии с депозитным договором.
   1.3.Влияние расчетно-платежной дисциплины на эффективность хозяйственной деятельности предприятия
Расчетная дисциплина предполагает соблюдение субъектами хозяйственной деятельности определенных правил проведения расчетов.
Платежная дисциплина  предполагает обеспечение оплаты предприятием своих финансовых обязательств в полном объеме и в установленные сроки. Состояние расчетной дисциплины зависит от финансового состояния предприятия. одновременно нарушение расчетно-платежной дисциплины негативно влияет на финансовое состояние предприятия.
За нарушение расчетной дисциплины к предприятию применяются такие санкции:
-         договорные санкции (применяют деловые партнеры в форме неустойки в процентах к сумме неисполненного обязательства);
-         банковские или кредитные санкции (за нарушение предприятием кредитной дисциплины, нецелевое использование средств, неудовлетворительное состояние учета и отчетности, за несвоевременное возвращение кредита) в форме взимания штрафа, пени, приостановки кредитования и операций на счетах;
-         финансовые санкции, которые применяются государственными финансовыми органами.
Финансовые санкции определены Законами Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетом и негосударственными целевыми фондами», «О Государственной налоговой службе», «О системе налогообложения в Украине», а также законами, которые регулируют начисление и оплату субъектами хозяйствования отдельных видов налогов. Этими законодательными актами  предполагается применение штрафных санкций за несвоевременную уплату налогов, несвоевременную подачу налоговых деклараций, налоговых расчетов.
В случае непредставления налоговой декларации в сроки, предусмотренные законодательством, налогоплательщик выплачивает штраф в размере десяти необлагаемых минимумов  доходов граждан за каждый случай непредставления или задержку. Если налогоплательщик не подает в установленные сроки налоговую декларацию и контролирующий орган самостоятельно определяет сумму его налогового обязательства, налогоплательщик , кроме штрафа в 10 необлагаемых минимумов, платит дополнительный штраф в размере 10 процентов суммы налогового обязательства за каждый полный или неполный месяц задержки налоговой декларации, но не более 50% от суммы начисленного налогового обязательства, но и не менее 10% необлагаемых минимумов доходов граждан. В случае занижения суммы налоговых обязательств налогоплательщик обязан уплатить штраф в размере 5% от суммы недоплаты за каждый из налоговых периодов, установленных для такого налога или сбора (но не более 25% такой суммы и не менее 10 необлагаемых минимумов доходов граждан). В случае допущения методологических и арифметических ошибок в поданной налоговой декларации, которые повлекли занижение налогового обязательства, такой налогоплательщик обязан уплатить штраф в размере 5% суммы доначисленного налога, но не менее одного необлагаемого минимума доходов граждан.
Субъекты предпринимательской деятельности, которые в установленные сроки не уведомили об открытии или закрытии счетов в банках, выплачивают штраф в размере 20 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Если налогоплательщик самостоятельно выявил факт занижения налогового обязательства, самостоятельно погасил сумму недоимки и штраф в размере 10% суммы такой недоимки, другие штрафные санкции к нему не применяются. Сумма санкций  платится в бюджет на специальный счет ГНА в десятидневный срок с момента составления акта.
К предприятию могут также применяться финансовые санкции в форме штрафов за превышение установленного лимита наличности (в двукратном размере сверхлимитной наличности), за неполное отражение наличности (в пятикратном размере неотраженной наличности), за неустановление банком лимита наличности (пятьдесят необлагаемых минимумов доходов граждан – для учреждения банка).
Кроме финансовых санкций к предприятиям применяются административные штрафы и прочие взыскания:
-         конфискация ценностей, полученных незаконно;
-         лишение специального права на ведение деятельности;
-         предупреждения;
-         исправительные работы;
-         административный арест
Важной частью работы финансовых служб предприятий при организации денежных потоков есть контроль за своевременностью  платежей. Об объемах денежных расчетов предприятия отчитываются в Отчете о движении денежных средств. Применение финансовых и административных санкций способствует укрепление расчетно-платежной дисциплины.
 
 
2.Денежные поступления предприятия
   2.1.Доходы и денежные поступления предприятия. Классификация денежных поступлений
 
Одно из важнейших заданий, стоящих перед финансовыми службами каждого предприятия -  обеспечение поступления денежных поступлений для исполнения текущих финансовых обязательств и формирование денежных фондов предприятия.
Денежные поступления – это совокупность поступлений денежных средств за проданную продукцию, выполненные работы или услуги, а также выполнение прочих хозяйственных операций в процессе операционной, финансовой и инвестиционной деятельности предприятия. Следует заметить, что сумма денежных поступлений не всегда равняется сумме дохода предприятия за проданную продукцию.
Доход – это увеличение экономических выгод предприятия в форме поступления активов) или уменьшение обязательств предприятия  перед его деловыми партнерами (относительно продажи продукции , выполнения работ или предоставления услуг), приводящие к увеличению собственного капитала предприятия.
Выделяют:
а) доход от всех видов деятельности (операционной, финансовой , инвестиционной) деятельности предприятия и чрезвычайных событий;
б) доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) общий, который равняется общей сумме доходов без учета  предоставленных скидок, возвращения проданного товара и налогов от реализации (НДС, акцизного сбора)
в) чистый доход от реализации продукции, товаров, услуг, работ, определяемый вычитанием из общего дохода суммы НДС, акцизного сбора, прочих сборов и налогов с оборота, суммы предоставленных скидок, суммы возвращенных товаров и других сумм, которые подлежат вычитанию из дохода.
Отличие между суммой денежных поступлений и доходом предприятия обусловлено тем, что:
1)                 моменты возникновения дохода и поступления денежных средств на предприятия в большинстве случаев не совпадают. В Украине суму дохода рассчитывают согласно  принципу начисления, в момент реализации продукции, т.е. ее отгрузки с соответствующе оформленными сопроводительными документами. Денежные средства могут прийти на предприятие до момента реализации ( авансовые поступления) или после момента реализации ( при предоставлении покупателям права отсрочить платеж путем оформления коммерческого кредита):
2)   расчеты за реализованную продукцию могут осуществляться не в денежной форме, а в натуральной (бартерные операции);
3) существуют денежные  поступления, не связанные с реализацией продукции ( например, дивиденды или проценты  по принадлежащим предприятию ценным бумагам, плата за арендованное у предприятия имущество и т.п.)
Денежные поступления классифицируются по различным признакам: виды хозяйственной деятельности; масштабы обслуживания хозяйственного процесса; метод подсчета денежных поступлений; непрерывность формирования (см. рис.3.1.).


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис.3.1. Классификация денежных поступлений предприятия


По видам хозяйственной деятельности:
-         денежные поступления от операционной деятельности, к которым принадлежат денежные средства от покупателей продукции, товаров, работ, услуг (денежные поступления от основной деятельности), денежные поступления от другой операционной деятельности (денежные поступления от операционной аренды, от операционных курсовых разниц, денежные поступления от продажи  оборотных активов – запасов сырья, материалов, топлива, кроме финансовых инвестиций);
-         денежные поступления от финансовой деятельности, объединяющие поступления денежных средств от размещения акций,  собственной эмиссии; поступления денежных средств в результате образования долговых обязательств (займов, векселей, облигаций, других краткосрочных и долгосрочных обязательств, не связанных с операционной деятельностью);
-         денежные поступления от инвестиционной деятельности, которые включают: денежные поступления от инвестиций в ассоциированные, дочерние или совместные предприятия, учет которых ведется методом участия в капитале, от продажи акций или долговых обязательств других предприятий, от продажи необоротных активов, других долгосрочных необоротных активов, от продажи дочерних предприятий и других хозяйственных единиц, суммы денежных поступлений в форме дивидендов как результат приобретения акций или долговых обязательств других предприятий, долей участия в совместных предприятиях, поступление денежных средств от возврата авансов (кроме авансов, связанных с операционной деятельностью) и займов, предоставленных другим сторонам и процентов по ним, поступления денежных средств от фьючерсных и форвардных контрактов, опционов (кроме тех, которые заключаются для операционной или финансовой деятельности)
Денежные поступления от операционной , инвестиционной и финансовой деятельности предприятия делятся на две основные группы.
К первой группе принадлежат денежные поступления от обычной операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.
Обычная деятельность  - это какая-либо деятельность предприятия, а также операции, которые обеспечивают или обусловлены ее проведением.
К другой группе принадлежат денежные поступления от чрезвычайных событий  в операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.
Чрезвычайное событие – это событие или операция, которая отличается от обычной деятельности предприятия и не ожидается, что она будет повторятся периодически или в каждом последующем отчетном периоде. К денежным поступлениям от чрезвычайных операций принадлежат страховые отчисления на покрытие затрат от чрезвычайных событий.
По масштабам обслуживания  хозяйственного процесса выделяют денежные поступления:
-         предприятия вцелом;
-         отдельных структурных подразделений (центров ответственности) предприятия;
-         от отдельных хозяйственных операций.
По методу подсчета объемов денежных поступлений выделяют:
-         валовые денежные поступления – ровны сумме всех поступлений денежных средств за определенный период времени;
-         чистые денежные поступления – это  превышение суммы денежных поступлений над денежными расходами за определенный период времени.
По непрерывности формирования выделяют:
-         регулярные денежные поступления – это постоянные ( с фиксированными интервалами) поступления денежных средств в течение отчетного периода (денежные поступления от продажи продукции, кредитная линия, целевое финансирование);
-         дискретные денежные поступления – поступления денежных средств от выполнения разовых хозяйственных операций в отчетном периоде (денежные поступления от продажи лишнего имущества, получение благотворительной помощи).
2.2.Состав, планирование и контроль денежных поступлений от основной деятельности
Размер денежных поступлений от реализации продукции зависит:
-         от количества единиц проданной продукции;
-         цены за единицу проданной продукции;
-         расчетно-платежной дисциплины.
Количество единиц проданной продукции зависит от ассортимента, качества и уровня цены реализации. Цена на реализованную продукцию классифицируется по таким основным признакам: по степени  государственного регулирования; составляющими цены.
По степени государственного регулирования выделяют такие виды цен на продукцию:
-         свободные рыночные цены и тарифы, которые формируются на рынке под влиянием спроса и предложения;
-         государственные фиксированные цены, которые устанавливаются государством на услуги первой необходимости (газ, электроэнергия);
-         государственные регулируемые цены и тарифы, при использовании которых государство регулирует уровень рентабельности товаров первой необходимости (хлеб, хлебобулочные изделия, продукты детского питания). При этом государство может установить индикативные цены (минимальные и максимальные равные цены).
По составляющим цены  выделяют такие виды цен на продукцию предприятия:
-         цены производителя;
-         -оптовая цена;
-         розничная цена.
Цена производителя состоит с затрат на изготовление продукции и суммы прибыли предприятия от реализации.
Оптовая цена применяется при продаже продукции торговым посредником. Оптовая цена включает цену производителя и сумму непрямых налогов и сборов, которые начисляют при реализации продукции.
Розничные цены применяются при продаже товаров в розничной торговле. Розничная цена включает в себя оптовую цену  и торговую наценку на единицу продукции. Торговую наценку устанавливают в процентах к оптовой цене.
Поступление денежных средств на предприятие обеспечивается соблюдением расчетной дисциплины, т.е. осуществление расчетов за реализованную продукцию, товары, работы, услуги своевременно и в полном объеме.
Основой формирования цен на продукцию являются затраты на ее изготовление и реализацию. Затраты, связанные с изготовлением и реализацией продукции, разделяются на производственные и операционные.
Производственные затраты включают  в производственную себестоимость продукции, состоящую из:
-         прямых материальных затрат;
-         прямых затрат на оплату труда;
-         других прямых производственных затрат;
-         общехозяйственных затрат.
Операционные затраты – это непроизводственные затраты предприятия, связанные с его операционной деятельностью. Операционные затраты не включаются в производственную себестоимость продукции и возмещают  за счет   валовой прибыли предприятия. В состав операционных затрат входят:
-         административные затраты;
-         затраты на сбыт;
-         другие операционные затраты (на исследования и разработки, отчисления в резерв сомнительных долгов).
Важным элементом финансовой работы на предприятии является определение денежных поступлений в плановом периоде и прежде всего – поступлений от основной деятельности.
Плановую сумму денежных поступлений от реализации продукции, товаров, работ или услуг определяют двумя методами:
1)                           методом прямого расчета (ассортиментным методом). По этому методу  сумму денежных поступлений предприятия (ДП) в плановом периоде определяют по формуле:
 
 
                                                                                  (3.1)
где   - количество изделий i-го вида, запланированных для реализации, за которые поступят на предприятие денежные средства в натуральных единицах измерения;
   - плановая цена реализации единицы i-го вида продукции, грн;
    n – количество видов изделий, запланированных для реализации, за которые поступят на предприятие денежные средства.
Метод прямого расчета применяется для определения сумм денежных  поступлений с небольшим ассортиментом изделий.
2)                           укрупненный метод, который базируется на балансовом методе. Сумму денежных поступлений от реализации продукции предприятия в плановом периоде при использовании укрупненного метода рассчитывают по формуле:
 
                                  ДС = Зn + О +Зk,                                 (3.2)
 
где     Зn – стоимость остатков неоплаченной готовой продукции предприятия на начало планового периода (по отпускным ценам или себестоимости), грн;
          О  - объем ожидаемого выпуска товарной продукции на предприятии в плановом периоде (по отпускным ценам или себестоимости), грн;
          Зk -  ожидаемая стоимость остатков неоплаченной готовой продукции на предприятии на конец планового периода (по отпускным ценам или себестоимости), грн.
После обоснования плановой сумы денежных поступлений финансовая служба обязана вести оперативный контроль за соблюдением объемов и сроков поступления денежных средств на предприятиях, анализировать и устранять причины отклонений фактических и плановых показателей.
ЛЕКЦИЯ №4
Формирование и распределение прибыли
 
1.Виды прибыли предприятия, порядок его формирования и распределения
2.Сущность и планирование валовой прибыли предприятия
3.Сущность и методы расчета показателей рентабельности
 
1.Виды прибыли предприятия, порядок его формирования и распределения
Одним из основных заданий производственно-хозяйственной деятельности предприятия является получение прибыли. Прибыль является важным источником финансирования производственного и социального развития предприятия.
Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, образованный в сфере материального производства. Н а уровне предприятия прибыль является частью его чистого дохода, остающегося после вычитания из суммы  доходов предприятия суммы связанных с ним затрат. Прибыль рассматривают как часть чистого дохода предприятия, полученного на вложенный капитал, что характеризует его награду за риск предпринимательской деятельности.
Сумма прибыли предприятия зависит от таких факторов:
-         объемы производства и реализации продукции;
-         эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия (эффективность использования основных средств, производственных запасов, нематериальных активов, денежных средств, которые влияют на уровень затрат предприятия).
Согласно существующему законодательству различают учетную   и налоговую прибыль (убытки) предприятия.
Налоговая прибыль (объект налогообложения) – это сумма прибыли предприятия, определенная по налоговому законодательству (согласно Закону Украины «О налогообложении прибыли предприятий»), который является объектом налогообложения за отчетный период. Налоговая прибыль (объект налогообложения налога на прибыль) определяется по формуле:
 
                            Он = Дв – (Вз +А),                                     (4.1)
 
где     Он – объект налогообложения налога на прибыль (налоговая прибыль), грн;
            Дв – скорректированные валовые доходы предприятия за отчетный период, грн;
           Вз  -  скорректированные валовые расходы предприятия за отчетный период, грн;
           А – сумма начисленной за отчетный период амортизации основных средств, нематериальных активов и других оборотных активов, грн.
Учетная  прибыль – это сумма прибыли до налогообложения,  определенная в бухгалтерском (финансовом) учете, которую записывают в Отчете о финансовых результатах предприятия за отчетный период. Сумма учетной прибыли отличается от суммы налоговой прибыли предприятия через отличия в методиках их вычисления .
Можно выделить такие виды учетной прибыли предприятия  (рис.4.1.):
-         валовая прибыль от реализации продукции, работ, услуг;
-         прибыль от операционной деятельности;
-         прибыль от обычной деятельности до налогообложения;
-         прибыль от чрезвычайных событий.
 
 
 
 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис.4.1. Составляющие учетной прибыли предприятия
 
Прибыль от операционной деятельности определяется как алгебраическая сумма валовой прибыли (основной деятельности),   другого операционного дохода и операционных затрат предприятия за отчетный период.
К прочим операционным доходам принадлежат доходы от операционной аренды активов, от операционных курсовых разниц, возмещение раннее списанной безнадежной дебиторской задолженности, доходы от реализации оборотных активов (кроме финансовых инвестиций).
К операционным затратам принадлежат административные затраты (затраты на обслуживание и управление предприятием), затраты на сбыт (затраты, связанные с реализацией продукции) и другие операционные затраты (себестоимость реализованных предприятием производственных запасов, суммы сомнительных (безнадежных) долгов, затраты от обесценивания запасов, потери от операционных курсовых разниц, признанные предприятием экономические санкции, отчисления для обеспечения последующих операционных расходов, возникающих в процессе операционной деятельности предприятия, за исключением затрат, включаемых в себестоимость продукции, товаров, услуг, работ).
Разница между прочими операционными доходами и операционными затратами характеризует прибыль предприятия от прочей операционной деятельности.
Прибыль от обычной деятельности до налогообложения рассчитывается как алгебраическая сумма прибыли от операционной деятельности предприятия, его дохода от участия в капитале, суммы прочих финансовых доходов и суммы прочих доходов предприятия и суммы затрат предприятия от участия в капитале, а также его финансовых и прочих затрат.
Доход от участия в капитале включает доход предприятия, полученный от его инвестиций в ассоциированные, дочерние или совместные предприятия, учет которых ведут по методу участия в капитале.
Расходы от участия в капитале – это сумма убытков, порождаемых  инвестициями в ассоциированные, дочерние или совместные предприятия, учет которых осуществляется по методу участия в капитале.
Метод участия в капитале – это метод учета инвестиций. Согласно которому балансовая стоимость инвестиций соответственно увеличивается или уменьшается в собственном капитале объекта инвестирования.
К прочим финансовым доходам предприятия принадлежат доходы. Полученные в форме дивидендов, процентов и прочих доходов от финансовых инвестиций (кроме доходов, которые учитываются по методу участия в капитале). К финансовым затратам предприятия принадлежат затраты на выплату процентов  и прочие затраты предприятия, связанные с привлечением заемного капитала.
К прочим доходам предприятия принадлежат доходы от реализации финансовых инвестиций, необоротных активов и имущественных комплексов, доходы от неоперационных курсовых разниц и прочие доходы, возникающие в процессе обычной деятельности и не связанные с операционной деятельностью предприятия.
К прочим  расходам предприятия принадлежат: себестоимость реализации финансовых инвестиций, необоротных активов, имущественных комплексов; потери от уценки финансовых инвестиций и необоротных активов, другие расходы, возникающие в процессе обычной деятельности (кроме финансовых затрат), но не связанные с операционной деятельностью.
Прибыль от чрезвычайных событий – это прибыль от событий, подлежащих определению как  чрезвычайных в операционной, финансовой и инвестиционной деятельности. Эту прибыль рассчитывают как разницу между чрезвычайными доходами (возмещение убытков от чрезвычайных событий, возмещение затрат и предупреждение утрат от чрезвычайных событий) и чрезвычайными расходами (расходы от стихийных бедствий, пожаров, техногенных аварий, включая затраты на осуществление мер, связанных с предупреждением и ликвидацией последствий таких событий).
Прибыль от обычной деятельности  определяется как разница между прибылью от обычной деятельности до налогообложения и суммой налога на прибыль, который рассчитывается согласно  Положением (стандартом) бухгалтерского учета №17 «Налог на прибыль».
Чистая прибыль предприятия  рассчитывается как алгебраическая сумма прибыли от обычной деятельности, чрезвычайной прибыли и налога с чрезвычайной прибыли. Чистая прибыль – это сумма прибыли предприятия после уплаты налога на прибыль.
Прибыль нераспределенная – это чистая прибыль предприятия, остающаяся после ее распределения и использования на инвестиционные потребности, формирование внутренних целевых денежных фондов или непосредственно на финансирование текущих затрат.
Порядок формирования и распределения прибыли предприятия приведен на рис. 4.2.
Сначала распределяется прибыль между предприятием и государством в форме уплаты налога на прибыль. Следует отметить, что отдельно облагается налогом прибыль от обычной деятельности и отдельно прибыль от чрезвычайных событий.
Если в результате наступления чрезвычайного события в деятельности предприятия возникли расходы, то их сумму  (согласно с Положением (стандартом)  бухгалтерского учета №16 «Затраты» записывают в Отчет о финансовых результатах, уменьшают на сумму налога на прибыль в следствии убытков от чрезвычайных событий. На эту же сумму уменьшается налог на прибыль от обычной деятельности предприятия.
На втором этапе распределяется прибыль, которая остается после уплаты налогов, - чистая прибыль.


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис. 4.2. Схема формирования и распределения прибыли
предприятия
Чистую прибыль предприятия можно использовать для создания фонда выплаты дивидендов и выплат участникам; пополнения резервного фонда; пополнения уставного капитала; осуществления инвестиций; формирования прочих целевых фондов; для покрытия текущих затрат.
В экономической литературе выделяется понятие балансовая прибыль предприятия.
Балансовая прибыль – это общая сумма прибыли от всех видов деятельности предприятия за отчетный период. Сумму балансовой прибыли раньше записывали в бухгалтерском балансе. Но после утверждения Положения (стандарта) бухгалтерского учета №2 «Баланс» в бухгалтерском балансе предприятия записывают сумму нераспределенной прибыли.
 
2.Сущность и планирование валовой прибыли предприятия
Прибыль от основной деятельности предприятия (валовая прибыль) формируется в результате продажи продукции, реализации выполненных работ или предоставленных услуг. Ее сумма зависит от двух основных факторов: объема продаж (чистого дохода) и себестоимости реализованной продукции.
Схема формирования валовой прибыли предприятия от основной деятельности приведена на рис. 4.3.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис. 4.3. Схема формирования валовой прибыли предприятия от реализации продукции, товаров, работ, услуг (прибыль от основной деятельности)
 
Себестоимость продукции, работ, услуг – это выражение в денежной форме текущих затрат предприятия на производство. Состав и порядок калькулирования затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), регулируется Положением (стандартом) бухгалтерского учета №16 «Затраты» и Методическими рекомендациями по формированию себестоимости продукции (работ, услуг), утвержденному приказом №47 Государственного комитета промышленной политики Украины от 02.02.2001г.
В производственную себестоимость продукции включают прямые материальные расходы, прямые расходы на оплату труда, прочие прямые расходы, общехозяйственные расходы (переменные), общехозяйственные расходы и постоянные распределенные общехозяйственные расходы.
К прямым материальным расходам относятся стоимость сырья и основных материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, вспомогательных и прочих материалов, которые могут быть непосредственно отнесены на конкретный объект расходов.
В состав прямых расходов на оплату труда включают заработную плату и прочие выплаты работникам, занятым в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, которые могут быть непосредственно отнесены на конкретный объект затрат.
В состав прочих прямых расходов входят все прочие производственные расходы, которые могут быть непосредственно отнесены на конкретный объект расходов, в частности отчисления на социальное страхование с  прямой заработной платы, плата за аренду земельных и имущественных паев, потери от брака, соответствующие стоимости окончательно забракованной продукции, затраты на исправление брака по конкретной продукции.
В состав  общехозяйственных расходов включают расходы на управление производством (оплата труда аппарата управления цехами и участками, расходы на оплату служебных командировок персонала цехов), амортизация основных средств и нематериальных активов общехозяйственного назначения, расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт, страхование и операционную аренду основных средств, прочих необоротных активов общехозяйственного назначения, расходы на усовершенствование технологии и организации производства, расходы на освещение, отопление, водоснабжение и прочее содержание помещений, расходы на обслуживание производственного процесса (плата труда общехозяйственного персонала, технологический контроль за производственными процессами и качеством продукции), расходы на охрану труда, технику безопасности, охрану окружающей среды, прочие расходы (на внутризаводское перемещение грузов, недостачи и потери от порчи материальных ценностей, оплата простоев).
Общая сумма прямых расходов и распределенных общехозяйственных расходов предприятия за отчетный период характеризует себестоимость его валовой продукции (Св).
Себестоимость товарной (готовой) продукции  (Ст) рассчитывается путем корректирования себестоимости валовой продукции предприятия в отчетном периоде на изменение остатка незавершенного производства на начало и конец отчетного периода:
 
                             Ст = НПн +Св – НПк,                                           (4.2)    
 
где НПн, НПк – соответственно остатки незавершенного производства на начало и конец отчетного периода, грн;
       Св – себестоимость валовой продукции, изготовленной в отчетном периоде, грн.
Себестоимость реализованной продукции рассчитываю как алгебраическую сумму себестоимости товарной продукции и изменения остатков готовой продукции на складах предприятий на начало и конец отчетного периода по формуле:
 
                                        Ср = Зн + Ст – Зк,                                    (4.3)
 
где    Зн, Зк  - соответственно остатки готовой продукции на начало и конец отчетного периода, грн;
Ср – себестомость реализованной продукции в отчетном периоде, грн.;
Ст – себестоимость изготовленной товарной продукции в отчетном периоде, грн.
В финансовой отчетности подают информацию о состав расходов предприятия по экономически элементам.
Экономический элемент – это совокупность экономически однородных расходов. Выделяют такие экономические элементы расходов: материальные расходы, расходы на оплату труда, отчисления на социальное страхование, амортизация, прочие операционные расходы.
Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг является основным источником формирования собственных финансовых ресурсов предприятия. поэтому важно обосновать ее величину на плановый период.
На предприятиях производственной сферы применяют три основные методы  расчета плановой прибыли от реализации продукции:
1) метод прямого расчета;
2)метод расчета прибыли по показателю расходов на 1 гривну продукции;
3)экономический (аналитический) метод.
Согласно методу прямого расчета плановую сумму прибыли рассчитывают по отдельным видам (ассортименту) продукции, производимой и реализуемой на предприятии. Расчет  осуществляется на основе таких показателей:
-         плановый объем реализации продукции по ассортименту изделий;
-         плановая себестоимость единицы каждого ассортимента продукции;
-         плановая цена единицы реализованной продукции (цена производителя) по ее ассортименту.
Метод прямого расчета плановой  суммы прибыли предприятия позволяет получить довольно точные результаты. Основным его недостатком является значительная трудоемкость вычислений и сбора исходной информации.
Метод определения прибыли по показателю расходов на одну гривну продукции – это укрупненный метод, использующийся для расчета прибыли от выпуска и реализации продукции вообщем по предприятию.
Расчет плановой суммы прибыли осуществляется на основе таких данных:
-         себестоимость единицы продукции, реализованной в базовом периоде:
-         -ожидаемый общий объем реализации продукции в плановом периоде;
-         ожидаемое изменение расходов на единицу продукции, предполагаемой для реализации в плановом периоде в сравнении с расходами базового периода.
Данный метод менее трудоемок, чем предыдущий, но он не позволяет определить степень влияния отдельных факторов на изменение прибыли предприятия.
Влияние отдельных факторов (объема производства и реализации продукции, себестоимости продукции, цены реализации и рентабельности продукции) на изменение плановой прибыли предприятия можно определить, применяя экономический (аналитический) метод. Его применяют для определения прибыли по сравниваемой и несравниваемой продукцией. Сравниваемая продукция – это продукция, изготавливаемая на предприятии в предыдущем (базовом) периоде. Несравниваемая продукция – это продукция, которая в предыдущем (базовом) периоде на предприятии не изготовлялась.
Расчет плановой прибыли по сравниваемой продукции осуществляется в такой последовательности:
-         определяют базовый уровень  расходов и прибыль на единицу продукции в базовом периоде;
-         рассчитывают себестоимость продукции и прибыль планового периода по уровню рентабельности базового периода;
-         рассчитывают процент и сумму снижения себестоимости продукции на прирост прибыли от уменьшения расходов на единицу продукции, предполагаемой для реализации в плановом периоде в сравнении с базовым периодом;
-         оценивают влияние отдельных факторов на общее изменение прибыли предприятия в плановом периоде в сравнении с базовым.
При планировании показателя прибыли от реализации продукции следует учитывать изменение прибыли в остатках готовой продукции на складах, прибыль от реализации продукции с учетом изменений остаток готовой продукции на складах определяется по формуле:
 
                                   Пр = Пн + Пт – Пк,                                   (4.4)
 
где   Пр –         прибыль от реализации продукции за плановый период, грн;
        Пн, Пк – соответственно прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планового периода, грн;
        Пт –        прибыль в изготовленной товарной продукции за плановый период, грн.
 
3.Сущность и методы расчета показателей рентабельности
 
Прибыль  характеризует общий финансовый результат деятельности предприятия. Однако на основе показателя прибыли нельзя комплексно оценить эффективность  выполнения хозяйственных операций. Для этого сумму прибыли сравнивают с суммой затрат, связанных с ее получением, т.е. рассчитывают показатели рентабельности. Рентабельность – это относительный показатель, характеризующий
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.