На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Земельный налог, как один из видов местных налогов и сборов

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Министерство  образования  и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию 
Государственное  образовательное  учреждение
высшего профессионального  образования
«Горно-Алтайский  государственный университет»
сельскохозяйственный  колледж  
 

Тадышева  Талканай
ВЫПУСКНАЯ   КВАЛИФИКАЦИОННАЯ   РАБОТА
 
Земельный налог, как один из видов местных налогов и сборов 

                ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ   В ГАК
                Зам. директора по учебной работе
                _______________Е.В.  Пивоварова
                «_____»______________2009 г.
                Председатель  ПЦК
                _________________Л.И.  Пивоварова
                «_____»______________2008 г.
                Руководитель  – преподаватель
                сельскохозяйственного  колледжа
                _________________Л.И.Пивоварова
                ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
                РАБОТА  ЗАЩИЩЕНА
                «_____»______________2009 г.
                с оценкой____________________
                Председатель  ГАК
                __________________Г.А.  Терёхина
                «_____»______________2009 г. 
                 

            Горно – Алтайск  2009 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3
ГЛАВА 1 Земельный налог – как составная часть налогов Российской Федерации 5
1.1 Земля – элемент рыночных отношений 5
1.2 Земельная реформа в условиях рыночных отношений 9
1.3 Теоретические аспекты формирования земельного налога 21
1.4 Оценка земли (кадастровая стоимость) и её значение при исчислении земельного налога                                                                                                                                                                
29
1.5 Рыночная  оценка земли 36
ГЛАВА 2 Исчисление земельного налога на примере КХ «Талду» 41
2.1 Характеристика крестьянского хозяйства «Талду» как плательщика налогов  
41
2.2 Порядок исчисления земельного налога на примере КХ «Талду» 45
2.3 Декларация – как основа исчисления земельного налога 46
2.4 Формирование учетного обеспечения в сельскохозяйственных организациях  
54
ГЛАВА 3. Проблемы и пути совершенствования уплаты земельного налога  
61
3.1 Проблемы  уплаты земельного налога в  сельском хозяйстве 61
3.2.  Кадастровый учет земельных участков 66
Заключение 70
Литература 73
Приложение  

 
 
 
 
    Введение
    Для государства сбор и установление налогов - необходимость, так как оно не может существовать без денег, собираемых посредством налогов. Для налогоплательщиков уплата налогов тоже необходимость, потому что, платя государству, они обеспечивают себе достойную старость (в частности, удержания в накопительный пенсионный фонд).
    Одним из видов налогов, удерживаемых налоговыми органами с налогоплательщиков является земельный налог. Земельные ресурсы, являясь основой национального богатства страны, в силу своих природных и экономических качеств, представляют особый объект социально экономических и общественно- политических, отношений, что, в свою очередь, диктует необходимость создания принципиально иной системы управления этими ресурсами, отличающейся от управления другими видами материальных ресурсов.
    Экономическое содержание земельного налога и принцип  справедливости применения ставок  является актуальным, так как государство  как никогда уделяет много  внимания сельскому хозяйству, поддерживая  крестьянские, фермерские хозяйства  посредством установления специальных налоговых режимов, льготного кредитования.
    Целью настоящей работы  комплексное, глубоком изучении теоретических и методических основ земельного налога, освоение методики его исчисления, рассмотрение порядка расчета и уплаты налога на примере  крестьянского хозяйства, выявление проблем связанных  с порядком расчета и уплаты земельного налога.
    Для реализации поставленных целей в  квалификационной работе  формируются  следующие задачи:
    систематизация  теоретических основ налогообложения;
    порядок исчисления земельного налога;
    оценка земли (кадастровая стоимость) и её значение при  исчислении земельного налога
    анализ проблем и путей совершенствования уплаты земельного налога
    Предметом исследования работы является земельный  налог. Объектом исследования выступает крестьянское хозяйство «Талду», на примере которой и будет показан расчет земельного налога.
    Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе будет  представлена земельная реформа  в условиях рыночных отношений, раскрыты теоретические аспекты  земельного налога, показана методика исчисления кадастровой стоимости земли и ее значение при исчислении земельного налога
    Вторая  глава дипломной работы представляет собой расчетную часть. В данной главе приведен расчет земельного налога на примере крестьянского хозяйства «Талду». Основой для исчисления земельного налога являются реальные данные налогового и бухгалтерского учета объекта исследования  КХ «Талду».
    Заключение  содержит основные выводы по написанной выпускной квалификационной работе.
    При написании дипломной работы использована учебная и методическая литература отечественных авторов, учебники, нормативные документы, информационная системы КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС, также периодические издания по налоговому и бухгалтерскому учету, справочная литература, интернет ресурсы  
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. .Земельный налог – как составная часть налогов Российской Федерации 

    1.1. Земля – элемент рыночных отношений
    В жизни современного государства  и общества земля имеет важное значение как предел суверенитета государства, как основа жизнедеятельности народов, как природный ресурс, как территориальный базис, как средство производства, как составная часть глобальной экологической системы и как элемент рыночных товарно - денежных отношений.
    Неиссякаемые  производительные силы земли являются не только средством поддержания  жизни, но и гарантией  будущего человеческого  общества. Поэтому на изучение земли  и исследования ее производительных свойств направлены ведущие отрасли  мировой науки. В различных отраслях народного хозяйства земля играет огромную роль.
    Земля – важнейшая часть окружающей среды, характеризующаяся пространством, рельефом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельских и лесных хозяйствах, а также пространственным базисом для размещения всех отраслей народного хозяйства. Являясь всеобщим условием производства, земля, однако, в разных видах производственной деятельности человека выступает по разному:
    в промышленности как фундамент, как место, как пространственно- операционный базис или, иначе говоря, как объективное условие производства, без которого последнее не может существовать;
    в сельском хозяйстве в форме важнейшего средства производства. Но средством производства земля становится только в процессе  труда;
    в добывающей промышленности  она является предметом труда, ее размещение определяет наличие того или иного полезного ископаемого (железная руда, газ, нефть и др.).
    С точки зрения Земельного Кодекса  РФ (ст.1 ЗК РФ) земля- это:
    -природный  объект, имеющий важное экологическое  значение, охраняемый в ее составной  части природы;
    - природный ресурс, используемый  и охраняемый в РФ как основа  жизни и деятельности населения  (естественное средство производства  и естественный производственный базис);
    - недвижимое имущество, объект  права собственности и иных  прав на землю, имеет важное  социальное и экономическое значение;
    - объект водных общественных отношений, и водных правовых отношений.
    Известно, что всякий процесс производства есть прежде всего процесс труда, процесс взаимодействия человека с природой, в результате которого вещество природы преобразуется в необходимые модели  продукта. Процесс труда складывается из трех элементов:
    целесообразной деятельности человека;
    орудий и средств труда, посредством которых модели воздействуют на элементы природной среды;
    предметов труда, на которые направлен труд.
    К средствам производства относятся  все материальные условия, задействованные  в процессе производства. Таким непременным  условием является земля, выступающая в качестве пространственно- операционного базиса, средства труда, орудия труда     и естественная кладовая, откуда человек черпает вещества и энергетические ресурсы.
    Влияние земли на процесс производства приобретает  всеобщий характер. Без земельного участка нельзя начать строительство зданий и сооружений, невозможно организовывать производство каких- либо материальных благ. Без земли одинаково невозможно развитие сельского хозяйства, транспорта, промышленности.
    Таким образом, на основании изложенного можно определить, что земля – важнейшее условие любого производства, определяющее его условия и результативность.
    Земля имеет два значения для общественного  производства: она является производственным резервом и средством производства. Наиболее  распространенной является функция земли как всеобщего средства производства. Эту роль земля приобрела благодаря наличию главного производственного свойства – пространства, позволяющая обеспечить и сферу производства, и место труда. Вследствие включения земли в систему общественного  производства она стала выступать как средство производства, имеющее ряд существенных отличий от других средств производства:
    Земля – продукт развития природного комплекса, а средством производства она стала при воздействии человека, другие средства производства – только процесс предыдущего  производства.
    Земля как средство производства незаменима, поэтому принимает участие в любой производственной деятельности. Земля – биологическая т.е. самовосстанавливающаяся система, где большинство природных свойств восстанавливается.
    Земля как средство производства вполне ограничена в своих свойствах территория ограничена поверхностью планеты, количество полезных ее свойств также лимитирована. Другие же средства производства могут резко изменяться как количественно, так и в масштабах применения.
    Использование земли как средства производства связано с постоянным местом. В отличии от других средств производства она и ее свойства используются там,  где  находится участок. Перенести эти свойства в другое место физически невозможно, хотя может перемещаться часть вещества земли, но это уже не относится и сущности ее как средства производства. Поэтому земля относится к  недвижимым средствам производства.
    Таким образом, земля является элементом рыночных отношений. Как элемент рыночных отношений земля выступает в Фоме объектов недвижимость; субъекты земельных отношений могут иметь на неё право собственности и другие вещественные права. Их оценивают через систему специальных стоимостных характеристик (земельный налог, арендная плата, нормативная, рыночная, залоговая цена и др.
    Изучая  функции земли как средства производства можно сделать важный вывод. Человеческое общество, изначально используя природные свойства земли, воздействует на них, приспосабливая  к нуждам конкретного производства. Земля как средство производства – необходимая материальная необходимость предпосылка процесса труда, один из его важнейших вещественных факторов в отраслях экономики, непосредственно связанных с использованием земельных ресурсов.
    В науке и на практике выделяется специальная  категория средств производства, неразрывно связанных с землей. К  ним относятся:
    - производственные здания и сооружения, включая промышленные, сельскохозяйственные  и другие сооружения, размещение которых не только связано с использование земли, но также определяет их функциональное значение;
    - мелиоративные и водохозяйственные  системы, а также водохозяйственные   объекты, назначение которых заключается  в регулировании естественных  условий  ведения сельского или иного хозяйства.
    - транспортные магистрали и сооружения: дороги, мосты и другие сооружения, которые регулируют территориальные  условия землепользования;
    - противоэрозионные и другие почво – и земельнозащитные сооружения, предназначенные для защиты земель от негативного природного или антропогенного воздействия;
    - многолетние насаждения – сады, виноградники, ягодники и защитные  лесонасаждения;
    - другие хозяйственные строения  и сооружения.
    Концентрация  средств производства, непосредственно связанных с землей, во многом определяет уровень интенсивности использования земли. Значение этого весьма велико в сельском хозяйстве, так как средство производства выполняют здесь роль связующего звена между естественными процессами роста растений и технологическими аспектами интенсивности производственных процессов.
      Одна  из составляющих правовой системы государства - земельное право, призванное регулировать земельные отношения с целью обеспечения наиболее рационального пользования и охраны земель, а также защищать интересы собственников земли и землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.  В общем виде земельные отношения можно характеризовать как систему социально-экономических связей по владению, пользованию и распоряжению землей, включая её куплю – продажу, сдачу в аренду, организацию использования и так далее. Выделение земельных отношений в отдельную сферу является объективным историческим процессом, обусловленным особым значением земли, её функциональным многообразием и ограниченностью, как природного ресурса.    
      Важнейший аспект земельных отношений –  юридическое обеспечение прав на землю, включая собственность, владение, распоряжение земельными участками.  Формы собственности на землю и реализующие их организационно- политические и правовые механизмы в значительной мере влияют на развитие экономики страны, регионов и муниципальных образований. В зависимости от того, насколько эффективно субъекты земельных отношений реализуют свои права на землю, формируется земельная политика каждого конкретного периода.    

       1.2. Земельная реформа в условиях рыночных отношений
      С 90 годов 20 века в России существуют различные формы земельной собственности:
    частная (единоличная, индивидуальная);
    общая (совместная);
    государственная;
    муниципальная.
  Различны  также и формы пользования  землей (срочное, бессрочное) и владение ею ( срочное, бессрочное, пожизненное  наследуемое и т.д.)
Вместе  с тем одной острейших проблем, стоящих перед государством, является проблема дальнейшего развития земельного законодательства, учитывающего сложившиеся и вновь складывающиеся общественные отношения, связанные с землей, так как без создания полноценной нормативно – правовой базы дальнейшее развитие земельных отношений невозможно.
     Как и любое другое, земельное законодательство должно быть стабильным, но в то же время адекватно и своевременно реагировать на происходящие изменения в земельной политики, формируя соответствующие правовые нормы. Так, за 70 лет в России принято три Земельных кодекса: 1922 г., 1970 г., 1991г. Устойчивость первых двух Земельных кодексов базировалась на государственной собственности на землю и вторичной монополии на её владение колхозами и совхозами, которым земля передавалась в бесплатное и бессрочное пользование закрепляемое специальными актами.
     В развитии общественных отношений в  РФ большое значение в период 1991-2002 гг. имело реформирование земельных  отношений, обеспечивающее условие  для реализации принципов социальной справедливости для участников земельных  отношений, преемственности в учете сложившихся социальных и экономических условий страны, формирования оборота земли. Поэтому при решении современных проблем российского землепользования было необходимо учитывать условия реальной российской земельной ситуации, возможность создания рыночных отношений между субъектами земельных отношений. Реформы 1991 года положили начало новым земельным отношениям. Основополагающими принципами их трансформации явились: ликвидация государственной монополии на землю, становления многообразия форм собственности, реорганизации сельскохозяйственных предприятий, наделение их работников земельными долями в праве общей долевой собственности, развития оборота земель сельскохозяйственного назначения. Главный вопрос при проведении аграрных реформ заключается в собственности на землю. Земельное законодательство РФ утверждает многообразие и равенство государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой форм собственности, а также поддержку всех форм хозяйствования. Задачами земельного законодательства в России является регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создание условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле. Важная задача состоит в воспроизводстве почв, сохранении и улучшении природной среды и охране прав на землю граждан, предприятий, учреждений и организаций.
  Реформировать земельные отношения в России начали в конце 80-х годов 20 века с  одновременной перестройкой отношений  собственности на землю. В  1990-м году было принято ряд законов и постановлений правительства. Это, прежде всего законы:
    «О земельной реформе»,
    «О плате за землю»,
    «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»
    «Земельный кодекс РФ».
    В законе  «О земельной реформе» предусмотрена передача земельных участков:
    - колхозам, другим кооперативным  сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том  числе созданным на базе совхозов;
    - гражданам для ведения коллективного  садоводства в коллективную (совместную  или долевую) собственность;
    - для строительства дач, гаражей,  а также индивидуальной предпринимательской  деятельности в пожизненное наследуемое  владение или пользование, в  том числе в аренду;
    - в собственность граждан для ведения личного подсобного хозяйства.
    На  этих землях собственник вправе возвести жилой дом и хозяйственные постройки.
    Порядок определения земельной доли при передаче земельных участков  определен Постановлением правительства РФ № 208 от 4 сентября 1992г. « О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» установлен порядок определения земельной доли.       Размер земельного пая устанавливается независимо от стажа работы и трудового вклада работника предприятия. Владелец земельного пая может использовать его следующим образом:
    - получить при выходе из хозяйства  с целью создания крестьянского  (фермерского)  хозяйства;
    - внести в качестве взноса в  создаваемое товариществ, акционерное  общество;
    - продать, сдать в аренду  другим  владельцам долей. Земельный пай  передается в наследство.
    При определении земельной доли учитываются  все сельскохозяйственные угодья в  границах сельскохозяйственного предприятия. Не включаются в состав земельной  доли и не подлежат перераспределению:
    - земли, переданные в ведение  сельских, поселковых и городских советов (земли приусадебных участков, сенокосов и пастбищ общественного пользования);
    - земли, включенные в фонд перераспределения;
    - земли, используемые сортоучастками  и опытными хозяйствами;
    - земли, переданные хозяйству в  аренду.
    Постановлением правительства РФ № 96 от 1 февраля 1995г. «О порядке осуществления прав собственников земельных долей»  на земельную долю имеют право:
    - работники сельскохозяйственных  предприятий, в том числе и  уволенные по сокращению численности  с 1 января 1992 г. В их число не включаются временные, сезонные работники, а также лица, работающие по гражданско-правовым договорам и совместители, основное место работы которых находится в другом хозяйстве;
    - пенсионеры, вышедшие на пенсию  в сельскохозяйственном предприятии  и проживающие на его территории;
    - лица, занятые в социальной среде  на селе;
    - временно отсутствующие работники  сельскохозяйственных предприятий  (военнослужащие, студенты, женщины  в отпуске по беременности  и родам);
    - наследники лица, имевшего право  на получение в собственность  земельной доли, но умершего к  моменту выдачи свидетельства.
    Собственник земельной доли имеет право сдать  ее в краткосрочную аренду для  сельскохозяйственного производства другим собственникам земельных  долей, получивших их в натуре для  создания крестьянского (фермерского) хозяйства. В этих случаях между  ними заключается договор в установленной форме.
    В 1997г. в России завершился первый этап земельной реформы, который в  основном сводился к перераспределению  государственной земельно-районной собственности в пользу частного и кооперативного секторов и введению платы за пользование землей. В основу государственной политики в области преобразования земельных отношений были положены следующие принципы:
    - бесплатное наделение земельными  долями в размере в средне  – районной нормы для работников  сельскохозяйственных предприятий, социальной сферы, пенсионеров и других лиц;
    - формирование фонда перераспределения  земель за счет изъятия части  земельных угодий у колхозов  и совхозов;
    - право изъятия из реорганизованного  сельскохозяйственного предприятия земельной доли в натуре для создания крестьянского (фермерского) хозяйства;
    - разрешение сделок по распоряжению  земельными долями, включая право  их продажи.
      Следовательно, основные земельные преобразования в сельском хозяйстве России прошли в первые годы реформирования отрасли и перехода к рыночным отношениям. В последующие годы  главная работа велась в направлении юридического оформления земельных участков.
      В 2001г. был принят ряд важнейших законодательных актов, определяющих формирование земельных отношений в России:
    принят Земельный Кодекс РФ, который призван регулировать отношения по использованию и охране земель;
    Федеральный закон «О землеустройстве» (№78-ФЗ от 18.06.2001 г.) определяет государственные полномочия в системе землеустройства и устанавливает правовые  основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель;
    Закон «О разграничении государственной собственности на землю», который был принят в июле 2001 г. (№110-ФЗ  от 17.07.2001 г.), определяет правовую основу разграничения земельной собственности на федеральную, субъектов РФ и муниципальных образований.
      В целях более эффективного использования земельных угодий России важная роль отводится принятому в декабре 2001 г. Федеральному Закону « Об индексации ставок земельного налога» (№ 163-ФЗ от 14.12. 2001 г.) в нем подчеркивается, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 г. применяется в 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2.
    Развитие  земельных отношений в 2001 г. характеризовалось  главным образом ростом количества сделок по аренде, продаже государственных и муниципальных земель, купле-продаже  земельных участков их собственникам. В 2001 г. в России было заключено 5,3 млн. сделок с земельными участками площадью 132, 9 млн. га. В 2002 г. завершена работа по принятию законодательных актов об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Формирование земельных отношений в РФ сдерживается отсутствием достаточно эффективных правовых нормативов и в первую очередь Земельного кодекса. Это привело к тому, что обсчет земельных участков в основном ограничивается преимущественно сделками по поводу садовых участков и земель, занятых под личным подсобным хозяйством. Экономический оборот земли внутри хозяйства и при реорганизации предприятий ограничивается в основном арендой. При этом в последнее время резко сократилось число вновь созданных (фермерских) хозяйств.
    Отсутствие  федерального законодательства по земельным  отношениям привело к тому, что  в ряде регионов принимаются свои законы и постановления о сделках с землей. Имеющиеся нормативные акты, не предусматривают систему органических мер на предоставление земли гражданам профессионального неподготовленным и по состоянию здоровья не способны эффективно использовать земельные угодья. В отдельных субъектах РФ были приняты свои законодательные акты о землепользовании, которые вступают в противоречия с федеральными нормативными актами. Формально реализуется принцип платности землепользования. Взимаемые земельные платежи не отражают реальной цены земли. При этом многие участки земли в связи с неполнотой учета не попадают в состав облагаемых налогов. Значительные площади выходят из оборота в сельском хозяйстве. Однако, меры ответственности за это не предусмотрены или не применяются. Проведение аграрных преобразований, влияющих на социально-экономические условия, процессы труда, производства и реализации продукции, без изменения земельных отношений, как показывает опыт, не дает положительных результатов. Исключительная роль земельных отношений в системе аграрных отношений свидетельствует о том, что аграрные реформы, а не наоборот. 
      На основании изложенного можно проследить, что на протяжении всего реформирования было принято большое количество нормативно-правовых актов, регламентирующих и определяющих ход преобразований. Основным законом регламентирующим оборот земель сельскохозяйственного назначения в настоящее время, является Федеральный закон « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101 ФЗ от 24 июля 2002года. Он регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками, имеющими сельскохозяйственное назначение, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков о долей, в праве общей долевой собственности. При этом особое значение приобретает оценка земли. Недооценка земли как основополагающего природного ресурса, без которого немыслима не только развитие отраслей народного хозяйства, но и сама жизнь, отражается в формулировках земельных отношений. Оценка земли  как составляющая земельных отношений должна определяется факторами взаимообусловленности свойств земли и социально-экономического состояния общества.
     Экономический механизм земельных отношений базируется на единой цели, задачах и условиях рационального использования земли. Он не может не учитывать органическое сочетание и взаимосвязь природных, энергетических и социальных условий, в которых функционируют и развиваются земельные отношения. С течением времени социально-экономическое состояние общества изменяется, соответственно меняются параметры и сущность земельных отношений. Но цели, по нашему мнению, не подлежат существенным изменениям, несмотря на социально-экономические  и политические различия  общественных формаций. Остается единственная цель- земельные отношения должны быть направлены на удовлетворение запросов общества в продуктах питания, сохранение почвы и природного равновесия.
     Для реализации  этой цели необходимо предусмотреть  в основных положениях аграрной политики по землевладения и землепользованию, в земельном праве сочетание использование природных и экологических условий и свойств земли, их рациональную эксплуатацию, не приносящая вреда составляющим биосферы, биогеоценозам и экосистем. Такой подход имеет большое значение для формирования  нормальных социальных условий – бытовых условий населения, размещения инфраструктуры, рекреационных зон и удовлетворения других общественных потребностей.
     При переходе к рынку земельные отношения  оказались оторваны от общенациональной стратегии развития общества, которая  не разработана до настоящего времени. Кроме всего прочего, земля является источником поступления денежных средств, за счет взимания земельного налога.    
     Таким образом в 1991-2000 гг. в России была реализована   значительная часть реформирования земельных отношений и формирования Государственного Земельного кадастра. Так была обеспечена потребность населения в земельных участках для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства; существенный рост получило индивидуальное жилищное строительство; разгосударствлены земли в сельскохозяйственных предприятиях, расширены земли сельских поселений; создан фонд перераспределения земель, начался процесс приватизации земли под предприятиями, приняты законодательные земельные акты. Начался рыночный оборот земель; введена платность землепользования, стали формировать автоматизированную систему ведения государственного земельного кадастра.
     В результате проведения реформы земельных  отношений в России стало более 43 млн. собственников, владельцев и пользователей земельных участков. В частную собственность передано 130 млн. га Кроме того, были осуществлены следующие мероприятия:
    сформирован  целевой фонд для расселения беженцев и вынужденных переселенцев: по состоянию на 1 января 2000г. 69 тыс. семей получили 48 тыс. га для индивидуального жилищного строительства и других целей;
    создан целевой земельный фонд для обеспечения гарантированного выделения участков уволенным в запас военнослужащим (по состоянию на 1 января 2000 г. земельные участки предоставлены почти 30 тыс. семей военнослужащих, общая площадь этих земельных участков — более 48 тыс. га);
    заложена правовая основа для обеспечения казачьих обществ земельными участками;
    сформирована система регистрации прав на земельные участки: всем собственникам изготовлены и выданы документы, удостоверяющие право собственности на землю;
    осуществлен переход к платному землепользованию - сбор всех видов земельных платежей в 1999 г. составил более 18 млрд руб, а их доля в федеральных налоговых доходах от использования природных ресурсов составляет более 50 %;
    созданы условия для формирования гражданского оборота земли. Так, в 1999 г. осуществлено более 5 млн сделок с земельными участками общей площадью более 72 млн га. Из всех видов сделок более 90 % приходится на аренду государственных и муниципальных земель. В 1998 г. совершено 235 тыс. сделок купли-продажи земли на общей площади 40,9 тыс. га, в 1999 г. гражданами и юридическими лицами осуществлено 292 тыс. таких сделок с земельными участками, площадь которых составила 45 тыс. га;
    сформирован слой крестьянских (фермерских) хозяйств: по состоянию на 1 января 2000 г функционировало около 265 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств на площади более 14 млн га;
    осуществлена передача земли в результате приватизации в ходе реорганизации колхозов и совхозов в собственность крестьянам в форме условных земельных долей. В итоге этих преобразований земельные доли получили почти 12 млн. селян, а общая площадь этих долей составила более 117 млн. га, правоудостоверяющие документы оформили почти 11 млн. собственников этих долей, т. е. 92 %.
  Около 70 % собственников земельных долей  к 2000 г. распорядились ими следующим образом:
      более 5 млн крестьян (42,5 %) передали земельные доли в аренду;
      около 1,8 млн человек (15,2 %) передали право пользования земельными долями в уставные капиталы сельскохозяйственных предприятий;
      около 0,9 млн человек (7,2 %) выделили земельные участки для ведения личного подсобного и фермерского хозяйства;
      немного больше полумиллиона крестьян (4,2 %) передали земельные доли в уставные капиталы.
     Но  значительная часть крестьян (около 30 %) не распорядились своими земельными долями.
     Российская  модель земельных преобразований на селе изначально исходила из принципа социальной справедливости, а не экономической эффективности. Так, значительную часть земельных долей получили пенсионеры и работники объектов сельской социальной сферы, хотя было очевидно, что работать на земле они не смогут. Лишь 5 % крестьян вышли из колхозов и совхозов и создали свои собственные хозяйства, основная же их часть передала свои земельные доли в аренду. Размер арендной платы колебался от 5 до 10 % от стоимости годового урожая в южных районах до суммы ежегодного земельного налога в северных районах.
     Подавляющую часть колхозов и совхозов в общества с ограниченной ответственностью и кооперативы реорганизовывали в основном формально. Из 25,8 тыс. колхозов и совхозов (1990 г.) было создано 5,4 тыс. акционерных обществ, 6,7 тыс. обществ с ограниченной ответственностью, 11,6 тыс. сельскохозяйственных кооперативов, 3,2 тыс. государственных унитарных и муниципальных предприятий.
     Из 220 млн. га сельскохозяйственных угодий в России в частной собственности в 2001г. находилось 138,1 млн га, в том числе 116,2 млн га - у владельцев земельных долей, 11,7 млн га - у фермеров и 10,2 млн га - в личном пользовании граждан. Владельцы земельных долей передали в аренду 56,1 млн га (48,3 %). Остальные земли предприятия использовали без должного юридического оформления. Начиная с 1997 по 1999 г. фонд перераспределения земель ежегодно возрастал. Причина роста фонда в этот период - в основном добровольные отказы от земельных участков из-за неблагоприятных экономических условий для ведения сельскохозяйственного производства. В период 2000-2002 гг. площадь фонда стабилизировалась.
     Вместе  с тем при проведении земельной  реформы в этот период не были решены вопросы сохранности земель и повышения эффективности их использования. Так, в сельскохозяйственном производстве не использовалось более 13 млн га пашни, большие площади сельскохозяйственных угодий заросли кустарником и мелколесьем, заболочены, эродированы и деградированы из-за действия других негативных процессов. В результате отсутствия финансирования мелиоративные работы по восстановлению продуктивных угодий, рекультивации нарушенных земель, улучшению качественного состояния земель во многих регионах практически были прекращены.
     Во  многом это было связано с тем, что земельная реформа в России не имела научно обоснованной стратегии  и тактики, комплексной концепции, устойчивых приоритетов, не было соответствующей государственной программы, ее главной цели и, как следствие, законодательно утвержденных путей достижения конечных результатов.
     Обобщая итоги проведения земельной реформы, следует отметить, что в настоящее время существуют определенные проблемы в использовании земли, как основного средства производства. Остаются нерешенными проблемы, связанные с правовыми актами по использованию земли. Поэтому следует заверить и уточнить ряд положений земельного законодательства, провести все необходимые землеустроительные работы, межевание земельных участков, кадастровые работы, ввести стимулирование и установить санкции по показателям уровня использования земли и экологическим показателям. Что касается земельного рынка и залога земли, эти механизмы перераспределения земель между юридическими и физическими лицами должны вводиться последовательно и постепенно под контролем государства. 

      1.3. Теоретические аспекты формирования земельного налога
    Одна  из важнейших составных частей механизма экономического регулирования земельных отношений – формирование системы платежей за землю. Платность землепользования в РСФСР была продекларирована законом РСФСР «О земельной реформе» 1990г и была закреплена Земельным кодексом РСФСР 1991г. Практические меры по установлению платы за землю были осуществлены с введением в действие с 1992 года Закона Российской Федерации «О плате за землю», что явилось принципиально новым и важным этапом для государства в осуществлении земельной реформы. Цель введения платы за землю – стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в поселениях, а также формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий.
    Пользование земли является платным, так как  было отмечено раннее, что земля  имеет огромную роль, как для жизни населения так и для экономики страны и является ее богатством. Одной из форм платы за землю является земельный налог, которым ежегодно облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов).
    Правовой  и нормативной основной платного землепользования в России является Налоговый кодекс Российской Федерации, закон Российской Федерации «О плате за землю» от 29 декабря 1998 г., Земельный кодекс 2001г., нормативно - правовые акты субъектов Российской Федерации, инструкции по применению Закона Российской Федерации «О плате за землю» от 21 февраля 2000г., а также ряд ведомственных нормативных актов.
    В настоящее время ст.8 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств  в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Собственники земли, землевладельцы, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата, а для выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также для получения под залог банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.
    Ст. 3 Законодательства РФ « О плате  за землю» устанавливает положение  о том, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной  деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
       Таким образом, обуславливаются следующие положения: земельный налог является реальным, то есть в данном случае  не облагается действительный доход налогоплательщика, а предполагаемый средний доход, получаемый в данных экономических условиях. При этом ставки земельного налога предусматриваются в связи с изменением зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. Земельный налог относится к группе количественных (долевых, негативных)  налогов. Они исходят не из потребности покрытия определенного государством расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог, учитывая при этом имущественное состояние налогоплательщика.
     Налоги подразделяются на регулирующие и фискальные Регулирующие (систематические) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким-либо видом деятельности приносящий доход. К числу регулярных налогов относится земельный налог, который взимается на ежегодной основе.
     Вместе  с тем, в соответствии с закрепленной в НК РФ(ст.12-15), земельный налог относится к группе местных налогов и сборов. Представительные органы местного самоуправления в нормативных актах определяют элементы налогообложения:
    налоговые ставки,
    порядок и сроки уплаты налога,
    формы отчетности по данному местному налогу.
    Иные  элементы налогообложения устанавливаются  НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
      Теоретически обусловлено, что  взимаемый налог должен быть точно определен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, который позволил бы законно утвердить (ст.17 НК РФ): 
    Обязательное лицо, размер налогового обязательства и порядок его взимания.
    Границы требований государства в отношении имущества налогоплательщика.
    Налог считается установленным лишь в  том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (ст.17 НК РФ):
    объект налогообложения;
    налоговая база;
    налоговый период;
    налоговая ставка;
    порядок исчисления налога;
    порядок и сроки уплаты налога.
      Определены элементы закона о налоге, без которых налоговое обязательство и порядок его взимания не могут считаться определенными элементами закона о налоге. К ним относятся:
    - налогоплательщик (субъект налога);
    - объект налога;
    - предмет налога;
    - масштаб налога;
    - метод учета налоговой базы;
    - налоговый период;
    - единица налогообложения;
    - налоговая ставка (норма налогового обложения) и метод налогообложения;
    - порядок исчисления;
    - отчетный период;
    - сроки уплаты налога;
     - способы и сроки уплаты налога.
     В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками (субъектами налога) признаются организации  и физические лица на которых возложена  обязанность, уплачивать налоги. Плательщиками  земельного налога признаются организации  и физические лица в том числе. индивидуальные предприниматели, которым представлена земля в собственность, владение, пользование на территории России. Налоговый Кодекс Российской Федерации одновременно определяет понятия организаций, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей следующим образом:
    Организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица; компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской собственностью, созданные в соответствии  законодательством РФ; международные организации, их филиалы и представительства созданные на территории РФ.
    Физические лица- граждане Российской Федерации, иностранные граждане в лице без гражданства.
    Индивидуальные предприниматели – нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты,  учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке определяемом Министерством финансов РФ.
     Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
     При уплате земельного налога применяются  налоговые льготы. Ст.395 НК РФ определяет следующие организации и физические лица освобождаемые от налогообложения:
    организации и учреждения уголовно-исполнительной систем Министерства юстиции РФ – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
    организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
    религиозные организации – в отношении принадлежащих участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
    общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
    организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализация товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг.
    учреждениях, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов – в отношении земельных участков, используемых ими  для достижения образовательных, культурных, лечебно- оздоровительных, физкультурно- спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям -инвалидов и их родителям;
    организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых  для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
    физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
    организации- резиденты особой экономической зоны – в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.
   В соответствии со ст. 389 НК РФ не признается объектом налогообложения:
      земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
      земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
      земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
      земельные участки из состава земель лесного фонда;
      земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
     Ст. 38 НК РФ определяет, что объект налогообложения – это реализация товаров (работ и услуг), имущество, прибыль, доход, расход, или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах связывает у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
      Объектом  налогообложения земельным налогом, являются земельные участки, части  земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности  на  земельный участок), предоставленные  юридическим лицам и переданные в собственность, владение и пользование, расположенных в муниципальных образованиях, на  территории которого введен налог.  Земельные участки, находящиеся в собственности, владения, облагаемые земельным налогом, в соответствии с Законом РФ подразделяют на 2 вида:
- земля  сельскохозяйственного назначения;
- земля  не сельскохозяйственного назначения.
     Земельный налог устанавливается НК РФ и  нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится и прекращает действовать  в соответствии НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований     и обязан к уплате на территориях  этих муниципальных образований.
     Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных  участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, а кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
     Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.
     Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:
0,3% в  отношении  земельных участков:
    отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
    занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
    предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства
1,5% В отношении  прочих земельных  участков

 
     Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации определяет земельный налог как один из обязательных налогов, который должны уплачивать собственники земли и землевладельцы. Земельный налог является регулярным налогом. В НК РФ определен порядок, сроки уплаты данного налога. Также определено, что величина взимаемого налога зависит от стоимости земли.
     Вместе  с тем следует отметить, что  принципы налогообложения земли  в современной России складывались в условиях отсутствия рыночного  оборота земельных участков, который  до сих пор реально развит только для небольших по площади участков граждан и организаций. Поэтому налогообложение, установленное законодательством России, далеко не всегда учитывает реальную стоимость земель и, как следствие этого, система платного использования не в должной мере выполняет свои главные функции – фискальную и регулирующую. В частности, ставки земельного налога особо ценных городских земель за редким исключением до 100раз меньше размера договорной арендной платы за аналогичные земельные участки. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли.
     Земельный налог выражает отношения между  обществом и земельным собственником  по поводу владения землей как национальным достоянием. Цена земли выступает как категория, характеризующая процесс приватизации, и является основой расчетов при возмещении ущерба, связанного с отчуждением земель и вынужденной их консервацией.
     
    1.4. Оценка земли (кадастровая стоимость)
     В современных условиях значение оценки земель в Российской Федерации особенно важно в связи с тем, что  в стране произошло ярко выраженное социальное расслоение населения, хотя по данным Федеральной службы земельного кадастра России на 1 января 2001 года в собственности граждан и юридических лиц находилось 129,0 млн. га земли, причем 125,2 млн.га из них являлись землями сельскохозяйственного назначения. При этом следует отметить, что эти земли находятся в районах с наиболее благоприятными почвенными и природно-климатическими условиями. Земли, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц составляют всего 7,6% территории Российской Федерации
     Как уже отмечалось, плательщиками земельного налога являются организации, имеющие земельные участки на праве собственности или праве постоянного  (бессрочного) пользования. При этом организации, у которых земельные участки находятся на праве безвозмездного срочного пользования или получены по договору аренды, плательщиками данного налога не являются.
     С 1 января 2008 г. право на постоянное (бессрочного) пользование земельными участками  предоставляется государственным  и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Иные юридические лица согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.01 № 137-ФЗ «О введении действие Земельного кодекса РФ» обязаны переоформить до 1  января 2010 г. право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или приобрести земельные участки в собственность. В настоящее время данные сроки продлены, это связано с тем, что этим правом воспользовались далеко не все землевладельцы и органам местного самоуправления рекомендовано провести разъяснительную работу по оформлению предоставленного право приобрести земельные участки в собственность.
     Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом по данным государственного земельного кадастра.
     Кадастровая стоимость по состоянию га 1 января календарного года  устанавливается  по  результатам проведения государственной кадастровой оценки земель и подлежит доведению до налогоплательщика не позднее 1 марта этого года. С 1 января 2008 г. порядок доведения сведений о кадастровой стоимости земельных участков до налогоплательщиков определяется Правительством РФ.
     На  практике возможно возникновение ситуации, когда кадастровая стоимость  в установленные законодательством сроки не утверждена или не доведена до  налогоплательщика, либо кадастровая стоимость утверждена, но порядок ее доведения органам местного самоуправления не определен.
     Подобные  случаи рассмотрены в письме Минфина  России от 06.06.06. № 03-06-02/ 75. В указанном письме рекомендовано за отчетные периоды до разрешения данного вопроса подавать «нулевую» налоговую декларацию (налоговый отчет по авансовым платежам), а авансовые платежи не уплачивать. Впоследствии   после получения сведений о кадастровой стоимости земельного участка налогоплательщик обязан предоставить уточненную налоговую декларацию. При этом если налог (авансовые платежи по налогу) налогоплательщиком не уплачен в установленные сроки по не зависящим от него причинам (не утверждена, не доведена кадастровая стоимость земельного участка), то начисление пеня  за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу) производиться не должно.
     Кадастровая стоимость земельных участков в  течение налогового периода может  изменяться  в результате изменения  категории земель, вида разрешенного использования, изменение кадастровой  стоимости земельного участка, споров, возникающих при проведении  государственной кадастровой оценки земли, а также в иных случаях.
     Согласно  позиции Минфина России налоговая  база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января являющегося, налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течении налогового периода. Изменение налоговой базы  возможно только в случае, если изменение результатов государственной кадастровой оценки земли происходит вследствие исправления ошибок, вынесения судебного решения, внесенных обратным числом на указанную дату (письмо Минфина России от 18.12.06 № 03-06-02-04/ 172).
     Таким образом, при переводе земель из одной  категории в другую, изменении  вида разрешенного использования земельного участка в течение налогового периода изменения налоговой базы не происходит. Новая налоговая база будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде. В бухгалтерском учете изменения кадастровой стоимости объекта не отразится, поскольку земельные участки переоценке не подлежат.
     С 1 января 2008г. законодательно распределен  порядок расчета земельного налога по участкам, находящимся на территориях  нескольких муниципальных образований. В отношении таких участков налоговая  база определяется по каждому муниципальному образованию. Налоговая база в отношении части земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования, определяется пропорционально указанной доле земельного участка в кадастровой стоимости всего земельного участка.
     При наличии земельных участков, находящихся в общей собственности, необходимо учитывать следующее. Для участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база определяется для каждого собственника пропорционально его доле в общей долевой  собственности. Если земельный участок находится  в общей совместной собственности, то налоговая база определяется для каждого собственника в равных долях.
    Исчисление  налога на землю производится с учетом количества месяцев право обладания земельным участком в полных месяцах. Если право собственности или постоянного бессрочного пользования возникло до 15-го числа месяца включительно, то он при расчете налога принимается за полный месяц. И наоборот, если указанные права возникли после 15-го числа месяца, за первый  месяц, в котором будет исчисляться налог, принимается месяц, следующий за месяцем регистрации прав.
     В случае продажи земельного участка  срок окончания расчета и уплаты земельного налога производится в следующем  порядке. При прекращении прав до 15-го числа месяца включительно данный месяц не принимается в расчет при определении налога. При прекращении прав после 15-го числа месяца за данный месяц налог рассчитывается в полном объеме.
     На  практике может и не подозревать  об имеющихся у нее правах собственности на землю, а значит, и о необходимости уплаты земельного налога. Подобная ситуация возникает при приобретении организацией квартиры или иного помещения в многоквартирном доме. При этом приобретенный объект может быть  использован для проживания сотрудника либо предпринимательской деятельности после перевода в нежилой фонд.
     В соответствии с п.5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.04 № 183- ФЗ « О введении Жилищного кодекса РФ» с момента  формирования земельного участка и  проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую  долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Следовательно, после проведения описанных процедур организации  автоматически становится собственником земельного участка. При этом необходимо учитывать, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
     В письме Минфина России от 25.05.06 № 03-03-04/476 пояснено, что хотя Федеральный закон № 189-ФЗ указывает на безвозмездное получение в общую долевую собственность объекта, данную ситуация невозможно рассматривать как возникновение внереализационного дохода согласно ст. 250 НК РФ, Объект недвижимости, а поступает безвозмездно.
     Земельный налог в данной ситуации рассчитывается пропорционально доле в праве  собственности  ( в площади) на указанную  недвижимость. В подобных ситуациях  возникает множество вопросов при  исчислении земельного налога. Основными являются два момента: правильно определить долю земельного участка, принадлежащую организации, и ставку налога.
     Разъяснения по рассматриваемым вопросам приведены в письмах Минфина России от 17.05.07 №03-05-05-02/33, от 26.12.06 № 03-06-02/ 154 письме ФНС России от 21.09.06 № 180-09/ 000328.
     В соответствии с Правилами ведения  Единого государственного реестра  прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Инструкцией об особенностях внесения записей в Единый государственный  реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставление информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, при регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом  в многоквартирном доме, предоставление информации о зарегистрированных   правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, при регистрации права общей долевой собственности  на объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, в Едином Государственном реестре указывается размер доли в праве общей долевой собственности на них, принадлежащей собственнику помещения в многоквартирном доме, согласно сведениям, содержащимся в представленных на регистрацию документах.
     Если  помещение в многоквартирном  доме принадлежит нескольким лицам  на праве общей долевой собственности, то в Реестре указывается размер доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, пропорционально размеру доли в праве общей собственности на это помещение.
     Ставка  земельного налога может зависеть от категории земель и разрешенного использования  и не может превышать  в отношении участка, занятых жилым фондом и объектами инженерной  инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса 0,3.
     Согласно  п.1 ст. 35 Земельного кодекса РФ  при  переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся  на земельном участке, к другому лицу, оно получает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой объектами недвижимости и необходимой для использования на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
     При отсутствии постановки на кадастровый учет земельного участка до моменте продажи или другого объекта недвижимости на нем у покупателя в течении некоторого времени не будет возможности оформить правоотношения по пользованию земельным участком, так как предметом договора купли-продажи и аренды может выступать земельный участок, имеющий границы, площадь, точное местонахождение, кадастровый номер. В данном случае необходимо провести работы по межеванию земельного участка.
     Если  организации по завершении необходимых  работ намереваются оформить земельный участок в собственность, возникает вопрос, в какой момент она становится плательщиком земельного налога.
     В определении Верховного суда РФ от 12.07.06. № 5-Г06-57, а также в письме Минфина России от 27.03.07 № 03-05-06-02/28 сделан следующий вывод. Согласно п.1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Понятие земельного участка дано п.2 ст.6 ЗК РФ- это часть поверхности земли, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке. Поэтому плательщиками земельного налога не могут являться лица, права которых на земельные участки в установленном порядке не зарегистрированы, документы о правах на земельные участки отсутствуют. Следовательно, внимание регулярных земельных платежей  до межевании территории невозможно в связи с отсутствием необходимых показателей для расчета суммы платежа.
     Таким образом, необходимость в получении достоверной оценочной стоимости по каждому из более 100 млн.земельных участков в России испытывают как государственные, так и муниципальные органы при управлении  земельными ресурсами. 

     1.5 Сущность, особенности  и структура рынка  земли
     В соответствии со стандартами оценки, обязательными применению субъектами оценочной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001г. рыночная стоимость объекта – это наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда участники сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на цене сделки какие –либо чрезвычайные обстоятельства не отражаются.
     Оценка  земли и земельных участков предназначена для выкупа из государственной собственности, для кадастровой оценки, для оформления наследства. Оценка земли производится для взноса в уставной капитал предприятий, оформления залога (ипотеки), определения цены при купле-продаже, а также для иных целей, предусмотренных действующим законодательством. Оценочная экспертиза проводится в отношении земель поселений, промышленности и земель сельскохозяйственного назначения.
     Также оценка земельных участков необходима при разделе имущества. Часто  требуется оценка права аренды земельного участка. В таком случае рыночная стоимость права аренды земельного участка будет являться разницей между его рыночной стоимостью и капитализированной арендной ставкой за такой участок. Для оценки земельного участка (для его рыночной цены) очень значащим фактором является его месторасположение, наличие коммуникаций, транспортная доступность и, самое главное, его назначение и возможность изменение такого назначения.
     Оценка  земельных участков учитывает количественный и качественный состав коммуникаций и возможность присоединения к существующим сетям, в случае если на земельном участке планируется строительство объектов недвижимости. Немаловажным фактором при определении рыночной стоимости земли, при условии застройки участка улучшениями, являются данные инженерно-геологических и инженерно-геодезических изысканий позволяющие определить состав, состояние и свойства грунтов и данные о ситуации и рельефе местности, необходимые для прогнозирования возможного строительства а также затрат связанных со строительством.
     Как правило, когда заходит речь об оценке земли, требуется определить либо рыночную стоимость права собственности  на земельный участок, либо право  аренды. Рыночную стоимость имеют те земельные участки, которые способны удовлетворить потребности потенциального пользователя в течение определенного времени. Рыночная стоимость права аренды, зависит от правомочий арендатора, срока действия права, обременений права аренды, прав иных лиц на оцениваемый объект и целевого назначения земельного участка. Рыночная стоимость права аренды также зависит от ожидаемой величины, продолжительности и вероятности получения дохода от права аренды объекта за определенный период времени при наиболее эффективном его использовании.
     При оценке земельного участка в первую очередь учитываются его местоположение, влияние внешних факторов и конъюнктура рынка. Кроме того, принимаются во внимание ожидаемая величина, срок и вероятность получения прибыли от эксплуатации земельного участка при наиболее эффективном его использовании, без учета доходов от иных видов производства, привлекаемых к земельному участку для предпринимательской деятельности. Рыночная стоимость участка со временем изменяется, поэтому оценка земли проводится по состоянию на конкретную дату. При изменении целевого назначения участка (разрешенного использования) его рыночная стоимость также изменяется.
     Оценка  земли (определение рыночной стоимости  земельного участка) определяется исходя из принципа наиболее эффективного использования  земли, т.е. наиболее вероятного использования земельного участка. Это значит, что рыночную стоимость земельного участка определяют, исходя из такого использования участка, которое является наиболее вероятным, физически возможным, разумно оправданным, соответствующим требованиям действующего законодательства и финансово осуществимым, что в результате дает максимальную расчетную величину стоимости земельного участка. При этом возможно обоснованное деление земельного участка на отдельные части, отличающиеся формами, видом и характером использования. Наиболее эффективное использование земельного участка может не совпадать с его текущим использованием. При определении наиболее эффективного использования земельного участка следует принимать во внимание:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.