На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Лидерство и власть: их истоки и роль в организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ г. Казань
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Специальность: «Финансы и кредит»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Менеджмент»
На тему: «Лидерство и власть: их истоки и роль в организации»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
г. Астрахань 2010 г.
 
 

Содержание
 
Введение
Глава 1. Лидерство и власть
Глава 2. Лидерство
      История изучения феномена « лидерство»

2.2 Природа и определение понятия лидерства

2.3 Теоретические аспекты  лидерства в организации

2.4 Функции лидера

2.5 Стиль лидерства

2.6 Эффективное лидерство
2.7 Характерные черты руководителя

2.8 Новое в теориях лидерства

2.9 Лидерство в России

Глава 3. Власть
3.1 Феномен власти
3.2 Классификация носителей  власти
3.3 Классификация источников  власти
3.4 Принципы эффективности  власти
3.5 Мотивация власти
Глава 4. Исследование лидерства в фирме ООО «МИРОР»
Заключение
Список литературы
 
 

Введение
 
Тема лидерства и власти всегда была, есть и будет одной  из самых животрепещущих тем, занимающих умы не одного десятка поколений  мудрецов: практиков и теоретиков. Она была интересна во все времена, не потеряла своей актуальности и  в наши дни. Умение объединять людей  во имя общей цели, вести за собой  хоть «на край света», убедить в  реальности светлого будущего – вот главные характеристики настоящего лидера.
Почему  я выбрала эту тему? Я считаю, что если бы не такое явление как лидерство, люди до сих пор бы жили в каменном веке. Потому что только с помощью организации труда мы смогли добиться всего того, что имеем на сегодняшний день. Загоните людей в глубокую яму и поставьте перед ними задачу хотя бы столь простую: выбраться из ямы. Они тотчас начнут мешать друг другу, и это будет продолжаться до тех пор, пока среди них не появится лидер. Мы сложные создания, каждый со своим разумом, характером, темпераментом, своими принципами, потребностями и желаниями, своим видением этого мира и поэтому нам нужен лидер, который поможет достичь поставленных целей, сможет объединить нас всех, таких разных; именно он будет тем связующим звеном, необходимым нам для общей, творческой деятельности. Лидерство и власть в организации наиболее интересная тема для изучения именно ее я и попыталась раскрыть в своей курсовой работе.
 
 

Глава 1. Лидерство и власть
 
В различных сферах жизни люди совершают значительное количество властных поступков — в личной жизни (влияние в семье), в профессиональной сфере (влияние на подчиненных, коллег) и т. п. В организации власть представляет собой ресурс, воплощающийся в наращивании порядка, повышении уровня организованности и регламентации жизни по всем параметрам жизнедеятельности.
Лидерство и власть невозможно разделить, поскольку власть выражает реальное лидерство. Власть означает способность  проявлять свободу действий согласно своим целям и своей воле.
Доступность (возможность  использования) источников власти приводит к увеличению числа действий, обеспечивающих влияние на других людей. Чем более  доступны источники (средства) власти, тем чаще субъект стремится влиять на поведение других.
В социуме власть есть способ влияния, подчинения, принуждения в  соответствии с фактическим или  предполагаемым балансом сил в обществе, направленным на сохранение существующего  положения.
 
 

Глава 2. Лидерство
 
2.1 История изучения феномена « лидерство»
 
Лидерство есть везде, где  есть власть и организация. Само слово  “лидер” в переводе с английского (“leader”) означает “ведущий”, “руководящий”. В этом, сохраняющемся и сегодня  значении оно уже издавна знакомо  всем народам.
Интерес к лидерству и  попытки осмыслить этот сложный  и важный социальный феномен восходят к глубокой древности. Так, уже античные историки Геродот, Плутарх и другие уделяли политическим лидерам главное  внимание, видя в героях, монархах и  полководцах творцов истории. Значительный вклад в исследование политического  лидерства внес Макиавелли. В его  трактовке политический лидер —  это государь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий любые  средства для поддержания общественного  порядка и сохранения своего господства. Разработанные Макиавелли практические советы для правителей, предполагающие искусное сочетание хитрости и силы, высоко ценили Кромвель, Наполеон и  многие другие выдающиеся политики. Яркими представителями волюнтаристской  теории лидерства, рассматривающей  историю как результат творчества выдающихся личностей, явились Томас  Карлейль (1795—1881) и Ральф Уолдо  Эмерсон (1803—1882). Первый из них считал основную массу населения “убогой  во всех отношениях”, не способной  нормально существовать без направляющего  воздействия лидеров. Именно в “пестрой одежде” выдающихся личностей проявляется  божественное провидение и творческое начало в истории. Подобные взгляды  на политическое лидерство выражал  и Эмерсон. “все глубокие прозрения,—  писал он, — удел выдающихся индивидов”. Концепцию лидерства, оказавшую  заметное влияние на последующую  политическую мысль и практику, разработал Фридрих Ницше (1844—1900). Он пытался  обосновать необходимость формирования высшего биологического типа — человека-лидера, сверхчеловека. “Цель человечества,— писал Ницше,— лежит в его высших представителях. Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей — в этом, и ни в чем ином, состоит его задача”. Сверхчеловек не ограничен нормами существующей морали, стоит по ту сторону добра и зла. Он может быть жестоким к обычным людям и снисходительным, сдержанным, нежным, дружелюбным в отношениях с равными себе, со сверхчеловеками. Его отличают высокие жизненные силы и воля к власти. Это сильная, волевая, развитая и красивая личность, возвышающаяся над человеком так же, как тот превосходит обезьяну. В представлениях Ницше о сверхчеловеке отразилась дарвинистская идея об эволюции биологических видов.
Непосредственное воздействие  на современные концепции лидерства  оказал Габриель Тард (1843—1904), один из основоположников теории социализации. Тард пытался доказать, что основным законом социальной жизни является подражание последователей лидеру. Большинство  населения не способно к самостоятельному социальному творчеству. Единственный источник прогресса общества — открытия, сделанные инициативными и оригинальными  личностями.
С многовековой традицией, рассматривающей  лидеров как локомотив истории, принципиально расходится марксизм. Он ограничивает возможность активности политических лидеров исторической необходимостью и классовыми интересами.

      Природа и определение понятия лидерства


 
Не смотря на то, что вопросы  лидерства вызывали интерес людей  с древних времен, систематичное, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф.Тейлора. Было проведено очень  много исследований. Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.
До настоящего времени  не сформулированы не только общепризнанные критерии, на основе которых можно выделить лидеров среди остальных членов группы или организации, но и критерии, позволяющие разграничить эффективных и неэффективных лидеров. Исследователи определяют лидерство в соответствии с собственными представлениями о нем и исходя из того, что их больше всего интересует в этом феномене. Стогдилл (Stogdill, 1974) отмечал, что определений лидерства столько же, сколько людей, которые пытались этим явлением заниматься.
Природа лидерства может  быть лучше понята, если ее сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации  не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники ее питающие. Лидерство как специфичный тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействие в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственного управления лидерство предполагают наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно, отношение «начальник-подчиненный», свойственное традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер-последователь».
Быть менеджером не означает автоматически считаться лидером  в организации, так как лидерству  в значительной мере свойственна  неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть лидером. Процесс влияния  через способности и умение или  другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Неформальный характер лидерской позиции в большой степени обусловлен использованием личностной основы власти и истоков, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.
 
2.3 Теоретические аспекты лидерства в организации
 
Лидерство, как содержание теории и научных исследований есть результат исключительно американского  творчества. Но, несмотря на достаточную  изученность проблемы и сходства в понимании значения лидерства  для менеджмента, до сих пор ряд  вопросов остаются дискуссионными. Это  сложные и важные вопросы, ответы на которые можно получить, лишь рассмотрев природу лидерства, разобравшись в системных подходах к определению  значимых факторов эффективного лидерства.
Проблема лидерства относится  к числу вопросов, имеющих особое значение для любой человеческой цивилизации. В мире неоднократно одерживались невероятные военные победы, совершались  эпохальные открытия, создавались могущественные корпорации и сильные профессиональные объединения, и все это благодаря  руководству немногих лиц. Хотя и  справедливо мнение о том, что  не все лидеры становятся менеджерами, все же трудно представить себе преуспевающего менеджера, который не был бы хорошим  лидером. Такое сложное и разнообразное  поле человеческого поведения, целенаправленной деятельности, как лидерство, представляет собой особый вызов для любого, кто хочет понять истоки и ресурсы  этого явления и сам стремится  к лидерству. Очевидно одно - настоящих  лидеров в природе и обществе мало или, если точнее, мало людей с  задатками лидера, а полностью  состоявшихся или востребованных - еще меньше.
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной  эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как  наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние, или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.
Разрушение административного  стиля руководства предприятиями, развитие новых форм их экономической  организации неожиданно остро обнаружили нехватку руководителей с лидерскими качествами, и, прежде всего, полных решимости, целеустремленности и честолюбия, способных  к оправданному риску. Отчаявшись найти  таковых на рынке труда, директора  предприятий все чаще приходят к  выводу о необходимости развития и поддержания лидерских качеств  у собственных работников, способных  к управлению другими людьми. С  ростом туристических фирм обнаружилась еще одна проблема лидерства, а именно, конфликт между лидером-собственником  предприятия и необходимостью, в  интересах развития этого же предприятия, в лидере-менеджере. Стало понятно, что менеджерам никогда не следует  обманываться, полагая, что раз они  занимают руководящие посты, то автоматически  становятся лидерами.

2.4 Функции лидера

 
С точки зрения групповой  деятельности функции неформального  лидера сводятся к двум основным.
Во-первых, он устанавливает  и поддерживает эталоны приемлемого  группового поведения, например доброжелательность, ответственность, взаимопонимание, производительность, или негативные формы поведения  группы, такие, как агрессивность, обособленность, стяжательство и пр.
Во-вторых, установив нормы, цели, обычаи и традиции, неформальный лидер мотивирует поведение каждого  члена группы, заставляя его следовать  эталонам группового поведения. Мотивацию  лидер осуществляет, высказывая взглядом, жестом или словом свою оценку действий члена группы. К лидеру добровольно  и не всегда полностью осознанно  присоединяется большинство членов группы, одобряя или порицая своего товарища.
Административные приказы, выговоры, беседы, проработки начальства и лекции часто оказывают более  слабое действие на поведение члена  группы, чем один жест порицания  неформального лидера или молчаливое выражение группового неодобрения.

2.5 Стиль лидерства

 
Эффективность руководства  в значительной степени зависит  от его стиля. Под стилем руководства  понимаются “стабильно появляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под  влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических  особенностей личности руководителя».
 
2.6 Эффективное лидерство
 
Эффективное лидерство  предполагает всесторонний самоанализ. Настоящие лидеры постоянно задают себе вопросы типа: Что у меня хорошо получается? В чем мои сильные  стороны? Чего мне как лидеру не хватает? Над чем я еще должен работать, чтобы быть лучше?
Признается, что лидерским  способностям и умениям можно  научиться. Известно также, что лидерами становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организации  или организациях, помогающий развивать  эти навыки и умения. В ведущих  школах бизнеса существуют программы  развития лидерских качеств у  тех, кто собирается стать лидером. При этом основополагающим является то, что лидерство – это не набор навыков и умения, а качества характера, такие как, например, принятие на себя риска.(1)
Сила лидерского влияния  прямо пропорциональна степени  принятия последователем того, что  лидер предлагает сделать. Власть и влияние являются главными в работе лидера.
Выделяются четыре основных подхода, объясняющих, что делает лидера эффективным: поведенческий, ситуационный, теория черт, теория власти и влияния.
 
2.7 Характерные черты руководителя
 
В первых попытках осознания  природы успеха лидера внимание исследователей было обращено на их личностные особенности, или характерные черты. Характерные черты — это ярко выраженные индивидуальные особенности человека, такие как умственные способности, морально-этические ценности и внешность. В начальных исследованиях на эту тему рассматривались руководители, достигшие самых высоких постов, т. е. они ориентировались на изучение великого человека. Идея была относительно проста: выяснить, благодаря каким индивидуальным качествам некоторым менеджерам удалось достичь «заоблачных» высот, и попытаться наладить «отбор» потенциальных лидеров среди тех, кто уже продемонстрировал сходные черты или может развить их. В целом исследование выявило относительно слабые взаимосвязи между характерными чертами и успехом в руководстве организациями.
Кроме характерных особенностей ученые анализировали роль физических, социальных и рабочих качеств  лидеров. Впрочем, сами по себе они мало что значат. Пригодность какого-либо качества или их набора зависит от ситуации, от особенностей организации. Дальнейшие исследования вышли за рамки  рассмотрения характерных черт человека и сконцентрировались на динамике взаимоотношений  между лидером и его «войском».
 

2.8 Новое в теориях лидерства
 
К сожалению, на практике не всегда удается легко и быстро определить и изменить стиль лидерства  и его управленческие эффекты, как  это предлагают традиционные и ситуационные концепции. Поэтому появляется потребность  в новых подходах к теории лидерства. В них ученые пытаются рассмотреть  деятельность лидера, делая упор и  на личные качества лидера и на его  поведение одновременно, что не смогли объединить в своих теориях более  ранние исследователи ситуационных и традиционных подходов.

2.9 Лидерство в России

 
Еще совсем недавно нам постоянно твердили: «Как положено, так и делай, никакой  самодеятельности». От людей требовали не просто послушания, а чуть ли неподчинения. Во всем сквозил строгий контроль и регламентация. Никаких нововведений без разрешения вышестоящих на то лиц. Всякая инициатива отвергалась. Детей воспитывали, прежде всего, как «послушников», а не как ярких личностей, способных привнести в этот мир что-то кардинально новое, свое. Например, на уроках литературы в школе, зачастую нас не просили высказывать свое мнение в сочинении, а требовалось лишь перефразировать известных и «разрешенных» критиков, отразить их мысли в своей тетради, после чего уже гарантировалось, что оценка твоего сочинения будет положительной. Нас не учили размышлять, докапываться до сути. Что тебе скажут, то и делай. У этого, конечно, были и свои плюсы, например, никакой ответственности, вся она ляжет на плечи вышестоящих лиц. Но больше минусов. И самое главное – человек перестает быть личностью, перестает быть человеком со своими, а не предписанными, идеалами и принципами. У него нет цели, куда направят – туда и пойдет, что скажут – то и сделает. И это повелось еще исстари, вспомним русских молодцев, которые ходили «туда – не зная куда», несли «то – не зная, что». Да, это еще одна проблема русского народа! Мы очень мало знаем о своих правах, такое впечатление, что у нас есть только обязанности.
Теперь  же «пришла беда, откуда не звали» все  твердят: «Все в наших руках» или  «А голова тебе на что? Это ведь твой выбор!». Вспомнили! Спустя столько  лет! Оказывается, мы должны уметь выбирать! Как быстро сменяются фразы, но ведь образ мысли так, же быстро не изменишь. Нельзя забыть и отбросить как ненужный элемент все то, что вбивалось в нас силой в течение долгих лет. Это может исправить лишь время: придут новые люди, воспитанные уже в другой среде, на других принципах и идеалах.
Сейчас  на многих предприятиях еще сохранились  представители «старой закалки», чаще всего приверженцы автократического стиля лидерства. Приходят и молодые специалисты, с более прогрессивными, гибкими подходами к управлению. Лидерство в России, на мой взгляд, сейчас переживает трудный момент. Старые подходы устарели, новые еще не выработаны до конца.
Лидерство очень тесно связано с людьми, их интересами, традициями, менталитетом. Человек постоянно изменяется в  лучшую или худшую сторону вместе с окружающей его средой, обстановкой. Соответственно меняются и принципы и ценности этих людей. Следовательно, необходимо менять и стиль руководства  этими людьми. Вот почему ученые многих стран на протяжении многих лет пытаются найти все новые и новые подходы к теории лидерства. Сейчас Россия как раз переживает один из самых сложных периодов, период перестройки на новый лад, перестройки ценностей, целей, желаний, стремлений. У людей в нашей стране появляются новые стимулы – все это наносит свой отпечаток на теорию лидерства.
 
 

Глава 3. Власть
 
3.1 Феномен власти
 
Рассмотрим некоторые  подходы к объяснению феномена власти:
-Биологический подход рассматривает власть как естественное состояние в обществе, предопределяемое самой природой. Власть не является специфичной только для человека, а имеет предпосылки в биологической структуре, общей у человека и животных. Основа власти заключена в природе человека.
-Антропологический подход имеет некоторые общие черты с биологическим. В антропологическом подходе власть распространяется на все социальные образования. Все действия, опирающиеся на власть и авторитет, признаются организационными, и на этом основании говорится о существовании организационной власти во всяком обществе. Носителями организационной власти являются вожди, советы старейшин, собрания общины и т. д.
- Психологический подход исследует власть под углом зрения восприятия ее человеком. Субъективное восприятие либо основывается на особых качествах непосредственного носителя власти, либо вытекает из особенностей психологической природы человека.
-Философский подход включает в себя следующие положения:
-власть — категория общественная, это волевое отношение между людьми; - истоки власти лежат в условиях материальной жизни общества, в системе его экономических отношений;
- сущность власти образует господствующая воля конкретного лидера или социальной, этнической, профессиональной, конфессиональной группы.
-Социологический подход состоит в сведении власти к влиянию одной социальной группы на другую. Ядром власти служит статусно-ролевая система отношений, закрепленная в правовых и иных социальных нормах.
В рамках этого подхода  выделяются следующие направления  исследований:
бихевиористское — власть является особым типом поведения, основанным на возможности изменения поведения других людей;
телеологическое — власть трактуется как условие достижения определенных целей, получение намеченных результатов;
инструменталистское — власть трактуется как возможность использования определенных средств, в том числе насилия; как особого рода отношение между управляющим и управляемым;
функционалистское — рассматривает власть под углом зрения осуществляемых ею функций;
конфликтологическое — определяет власть с точки зрения форм и методов разрешения организационных конфликтов.
 
3.2 Классификация носителей власти
 
1.Бюрократия — власть уполномоченных над неуполномоченными. Бюрократов ругают всегда и везде.
 Но все прекрасно  понимают, что без аппарата —  чиновного люда — прожить в  обществе нельзя. Выделяют подвиды  бюрократии:
-формализм, т. е. следование в первую очередь букве инструкции без учета реальных обстоятельств и жизненных интересов;
- волокита — затягивание всяких дел в силу либо несостоятельности, либо умышленного вымогательства;
-казенщина — наблюдение за работой по видимости, с соблюдением абсолютно несущественных мелочей в ущерб практическому делу;
-волюнтаризм, мздоимство, лихоимство, коррупция.
2. Наукократия — власть знающих над незнающими. Человечеству и человеку на протяжении всей истории приходится бороться за свое существование.
 Природа дала ему  одно преимущество — понимать  существо закономерностей окружающего  мира.
3.Плутократия — власть имеющих над неимеющими. Наиболее известные методы — лоббирование интересов банкиров, промышленников, представителей ВПК. Финансовую поддержку на выборах своим кандидатам обеспечивают плутократы.
4. Партократия — власть организованных над неорганизованными. Политические партии являются носителями моделей устройства власти, и избежать партийности, самого факта появления и существования партий, их влияния на жизнь общества — невозможно.
5. Райтократия — власть пишущих над читающими. В настоящее время общество перешло из века постиндустриального в информационный. Вся информационная среда, в которой находится человек, является на сто процентов искусственной. Люди знают и понимают только то, что заранее подготовлено и предъявлено им райтократами.
6. Технократия — власть умеющих над неумеющими.
Влияние технократов присутствует во всех сферах политической и общественной жизни. Влияние наукократов и  технократов на политические процессы, происходящие в обществе, необходимо рассматривать в паре, так как  зачастую технократы претворяют в жизнь  то, над чем работают наукократы.
7.Демократия — власть большинства над меньшинством. Традиционно принято считать, что демократия есть лучшее устройство государства. Но демократия пригодна не для любых условий и не является идеальной формой государственного устройства.
8. Автократия — власть сильных над слабыми. В природе человека заложено стремление не только властвовать над другими, но и искать тех, кого надо слушаться, кому подчиняться, кем руководствоваться.
 
 

3.3 Классификация источников власти
 
Источники власти можно классифицировать следующим образом:
Власть вознаграждения. Ее сила определяется ожиданием объекта власти того, в какой мере субъект в состоянии удовлетворить один из его (объекта) мотивов и насколько субъект поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения объекта власти. К недостаткам использования власти вознаграждения необходимо отнести сложность выявления ведущего мотива объекта власти со стороны субъекта.
Власть принуждения. Определяется ожиданием со стороны объекта той меры, в какой субъект способен наказать его за нежелательные для него действия, фрустрацией того или иного мотива. Недостатки: власть принуждения предрасполагает к ответным действиям со стороны объекта, а также требует от субъекта больших ресурсов.
Нормативная власть. Субъект власти имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на нем. К недостаткам этого вида власти можно отнести то, что следование некогда установленным традициям без учета происходящих изменений может привести к застою.
Власть знатока. Ее сила зависит от величины приписываемых субъекту власти со стороны объекта особых знаний, умений, навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь.
Информационная  власть. О ее наличии можно говорить в том случае, когда субъект владеет информацией, способной заставить объект увидеть последствия своего поведения в новом свете. В повседневной жизни примером информационной власти выступают шантаж, компромат и т. д.
Экспертная власть. Человек, обладающий такой властью, должен владеть какими-то особенными умениями и знаниями, выделяющими его из основной массы людей. Обладание такими качествами обеспечивает уважение и согласие подчиненных. Люди, обладающие «экспертной властью», предрасположены к лидерству
Власть эталона. Референтная власть, основанная на идентификации объекта с субъектом, желании объекта быть похожим на субъект власти по различным параметрам и характеристикам (основания могут быть различными — личностными и психологическими, профессиональными и моральными). Харизматическая власть определяется самоотождествлением объектов власти с лидером, влечением к нему.
 
3.4 Принципы эффективности власти
 
Принцип сохранения. Требует от политика и властителя отношения к власти как к единственно подлинной ценности, за которую необходимо бороться до конца. Все остальные ценности (в том числе обеспеченность, богатство и жизнь) — лишь производные от власти и с ее потерей теряются безвозвратно.
Принцип своевременности. Основная идея этого принципа, дополняющего принцип сохранения, — не власть сама по себе как таковая нужна политику, а политик нужен власти. Формируется общественное мнение о том, что именно сейчас во власти должны быть люди, обладающие определенным, необходимым именно в настоящее время набором профессиональных, личностных, психологических качеств и характеристик.
Принцип поддержки. Реализуемую концепцию смысла жизни, образа жизни, жизненной позиции и мировоззрения, политического и экономического устройства общества большинство людей могут разделять или не разделять, соглашаться или не соглашаться. Власть должна создать так называемый средний класс, слой людей, которые будут четко понимать, что своим успехом они обязаны именно этой власти.
Принцип скрытности. В ядре власти — тайна. Властвующий должен видеть все насквозь, но не должен позволять «смотреть в себя». Он должен оставаться закрытым, его настроения и намерения никто не должен знать. Властитель должен слыть в некоторой степени сверхчеловеком.
Принцип понимания. Действия власти, итог того, к чему она стремится, должны быть понятными и понятыми людьми. В противном случае от людей будет невозможно добиться правильного и полного исполнения всех указаний власти.
Власть, требующая жертв  и лишений ради неопределенных результатов, сможет заставить признать себя только в том случае, если будет присутствовать всегда и везде.
Принцип действенности. Власть — это действие. Она задает членам общества цель и диктует необходимые формы поведения, которых они должны придерживаться, чтобы достичь ее.
 Власть становится  бессильной, когда порядок поддерживается, но не действует. Власть должна  быть решительной, дееспособной, иначе она перестает быть властью.  С. Н. Паркинсон отмечает, что  люди никогда не восстают против  тирании, но всегда — против  власти слабеющей и колеблющейся.
Принцип адекватности. В обществе всегда существовали, существуют и будут существовать люди, не признающие действующих законов, норм и правил. Эти люди недовольны властью, постоянно критикуют ее, используя самые разные способы и средства. Действия власти по отношению к таким людям должны быть адекватными действиям оппозиции.
Принцип легитимности. Власть и ее субъекты зачастую не ограничивают себя как моральными, так и юридическими обязательствами. Во многом на основе этого формируется отношение к власти как недостойному делу. Поэтому важным принципом сохранения власти является ее легитимность.
 
 

3.5 Мотивация власти
 
Мотивация власти — это совокупность стремлений человека получить влияние на индивидуумы или группы людей с помощью средств власти (таких, например, как принуждение и привилегии, позитивное/негативное подкрепление в форме одобрения/наказания). В случае возникновения расхождения между притязаниями на руководство и реальными возможностями власти возникает мотивационное напряжение и человек стремится увеличить уровень контроля и влияния на других. Борьба за высокое положение в административной иерархии представляет собой пример таких действий. Человек стремится к власти, поскольку власть приносит удовольствие, становится источником наслаждения, предоставляет возможность достигать своих целей. Достаточно распространенным является убеждение, что нет границ удовлетворения мотива власти, что власть, как и любое другое влечение, никогда не оказывается насыщенной. Реализация власти подчиняется тем же законам, что и наркомания. Увеличение власти никогда не дает субъекту полного удовольствия, а наоборот, вызывает еще большее стремление контролировать других и влиять на них. Чем больше власть, тем сильнее стремление к ее расширению.
Мотивация власти (или потребность во власти) — одна из самых главных движущих сил человеческих действий. Считается, что это эгоистическая или даже садистская сила. Помимо таких взглядов, которые изображают власть с негативной стороны, существуют и противоположные взгляды, связанные с культом власти, со стремлением боготворить лидеров и вождей. Но поскольку слишком интенсивное проявление стремления к власти воспринимается в обществе негативно, то люди, осознающие свои властные стремления, пытаются их скрыть или рационализировать. Такая тенденция объясняется тем, что удовлетворение властью выступает как подкрепление, что и побуждает прибегать к действиям, направленным на следующую реализацию мотива власти. Однако эта тенденция не является абсолютной. При определенных условиях достижен
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.