На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Функции и принципы менеджмента. Методы управления в менеджменте. Анализ методов менеджмента МУП. Структура управления предприятием. Разработка предложений по совершенствованию методов управления в менеджменте аптеки.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 22.05.2007. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание

Введение ...................................................................................... 3
Глава I Теоретические основы менеджмента, его
методология
1.1 Функции и принципы менеджмента …………………….. 5
1.2 Методы управления в менеджменте ……………….......... 15
Глава II Анализ методов менеджмента МУП - Аптеки №35... 19
2.1. Организационно - экономическая характеристика
предприятия ……………………………………….................... 19
2.2 Структура управления предприятием .................................. 24
2.3 Анализ основных методов управления в менеджменте
предприятия………………………………………....................... 27
Глава III Разработка предложений по совершенствованию
методов управления в менеджменте МУП - Аптеки №35 ...... 29
Заключение …………………………………………………....... 31
Список литературы ………………………………………......... 33
Приложения…………………………………………………........ 35
Введение
В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как способ, манера общения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; орган управления, административная единица.
В «Словаре иностранных слов» менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.
Управление, менеджмент - это самостоятельная область знаний, отдельная дисциплина, а точнее междисциплинарная область, которую правильнее всего назвать «управленческая мысль», сочетающая в себе науку, опыт «ноу-хау», приумножаемые управленческим искусством.
Фармацевтический менеджмент представляет собой процесс управления людьми, финансами, производством с целью достижения основной цели фармации - обеспечение населения эффективными лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, парафармацевтической продукции.
Управление аптеками (аптечными организациями) в рыночных условиях значительно сложнее, чем в централизованной командно-административной системе. Это связано с расширением прав и ответственности аптечных организаций в условиях рыночных отношений, а также с необходимостью более гибкой адаптации к изменениям окружающей среды. Возникают новые цели и задачи, которые раньше аптеки самостоятельно не решали. Налаживаются новые хозяйственные связи, формируются рыночные механизмы управления.
По мере укрепления новых социальных и экономических отношений его роль растет, так как менеджмент - это мощный двигатель и ускоритель общественного развития.
Актуальность выбора темы заключается в том, что все возникающие в связи с выше сказанным проблемы, невозможно решать без современного профессионального менеджмента.
Целью курсовой работы явилось рассмотрение методов менеджмента.
В соответствии с поставленной целью нами были решены следующие задачи:
1) изучена сущность методов менеджмента;
2) последовательность методов менеджмента;
3) проанализированы основные методы менеджмента;
4) сформулированы основные предложения по совершенствованию методов менеджмента.
Объектом курсовой работы явилось МУП - Аптека №35.
Предметом курсовой работы выступили методы менеджмента.
При выполнении курсовой работы мы использовали такие методы как: метод научного анализа, сравнительный метод, конкретно исторический метод, метод обработки рядов динамики.
Теоретическую базу курсовой работы составили труды ведущих исследователей и экономистов в области менеджмента: Анри Файоля, И.Н. Герчиковой , А.А.Радугина , М.М. Максимцова , Н.Я. Уткина.
Информационную базу курсовой работы составили данные МУП - Аптеки №35 - устав, годовая отчетность в динамике за 2004-2006гг.
Глава I Теоретические основы менеджмента, его методология
1.1 Функции и принципы менеджмента
Процесс менеджмента - это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанных действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально - экономической системы. Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.
Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могут выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных управленческим циклом. Основные функции менеджмента представлены на рисунке 1.
Рис.1Функции менеджмента
Экономическое прогнозирование - это предвидение хода экономического развития на предстоящий период для конкретной организации.
Планирование - это разработка плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством [5,с.185]. В широком смысле слова планирование - это деятельность по выработке и принятию управленческого решения. План как система взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата, предусматривает следующее:- Цели и задачи. На современном этапе экономического развития осуществляется стратегия рыночной экономики, высшая цель которой - неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего общественного производства;- Пути и средства. Для достижения поставленных целей выбираются методы совокупности взаимосвязанных действий;
- Ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач. Цели и задачи, поставленные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами;- Пропорции. Поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства - важнейшее условие его эффективности;- Организация выполнения плана и контроль. Устанавливается связь плановой работы с конечной целью производства, удовлетворением потребностей общества. Существует три основных типа планирования.Стратегическое планирование (высший уровень) - это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише.
Тактическое планирование (средний уровень) - это определение промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. В основе тактического планирования лежат идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.Оперативное планирование (низший уровень) - это основа основ планирования.
В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.
Эффективность планирования зависит от того, какими принципами руководствуются при составлении планов.1) Полнота планирования - учитываются все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.2) Точность планирования - использование современных методов и средств для обеспечения точности прогнозов.3) Ясность планирования - формулировки планов должны быть доступны всем членам организации.4) Непрерывность планирования - планирование это не одноразовый акт, а непрерывный процесс.5) Экономичность планирования - расходы на планирование должны соизмеряться с выгодой от планирования [8, с.68].Реализация планов требует организации, которая представляет следующую функцию менеджмента.Под организацией понимается процесс:- Определения рациональных форм разделения труда;
- Распределения работы среди работников, групп работников и подразделений;- Разработки структуры органов управления;- Регламентации функций, подфункций, работ, операций;- Установления прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;- Подбора и расстановки кадров.
Функцию организации можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как процесс создания системы, во-вторых, как процесс ее совершенствования, упорядочения.
Организация работ - функция, которую должны осуществлять все руководители - независимо от ранга. Однако, хотя смысл этой концепции состоит в делегировании прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и вертикали, решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. При этом задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать такую организационную структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, позволяет ей эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распределять и направлять усилия своих сотрудников.
Структура не может оставаться неизменной, потому что меняется как внешнее, так и внутреннее ее окружение [11,с.88].
Тем не менее, организация управления основывается на ряде основных принципов.
Принцип разделения труда. Основной смысл - все виды деятельности предприятия должны быть так определены и сгруппированы, чтобы максимально способствовать достижению поставленных задач. Важно, чтобы сгруппированные виды деятельности соответствовали способностям и побуждениям сотрудников, которые будут их выполнять.
Для преодоления отрицательных последствий узкой специализации труда, целесообразно расширение зоны труда, ротация (чередование) работ и привлечение сотрудников к принятию касающихся их решений (стратегия участия).
Скалярный принцип. Относится к цепочке прямых должностных отношений руководителей и подчиненных в масштабе всей организации. Всегда должно быть лицо, обладающее верховной властью в организации. Чем отчетливее линия должностной связи высшего управляющего с каждым из подчиненных, тем эффективней процесс принятия решения и коммуникации.
Принцип диапазона управления. Для каждой управленческой должности существует предельное число сотрудников, которыми в состоянии эффективно руководить один человек. Еще одной важной характеристикой организации управления является уровень централизации (децентрализации) полномочий (власти).
Централизация - концентрация прав на принятие решения на высшем уровне управления организацией. Децентрализация - передача прав низшим уровням управления [16,с.58].
Регулирование-деятельности по устранению отклонений от заданного режима функционирования и приведение объекта управления в заданное состояние посредством оперативного управления производственными процессами, перераспределения материально-технических, финансовых и человеческих ресурсов [20,с.107].
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации. Теории мотивации основаны на определении потребностей человека и их структуры. Потребность - это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию. К числу таких теорий относят теории А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда и Ф. Герцберга [11, с.106]. Сравнительная характеристика теорий приведена на рисунке 2.
Рис.2Сравнительная характеристика основных теорий потребностей
Согласно теории Маслоу, пять основных типов потребностей (физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая как доминанта определяет поведение человека. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере частично, потребности нижнего уровня. Однако эта иерархическая структура не является абсолютно жесткой и строгой.
Полагая, что классификация потребностей, предложенная Маслоу, не полна, Д. Мак-Клелланд дополнил ее, введя понятия потребностей власти, успеха и причастности.
Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры А.Маслоу потребность власти встает между потребностями в уважении и самовыражении. Люди с потребностями власти чаще всего проявляются как откровенные и энергичные люди, но боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Чаще всего они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Управление организацией часто привлекает людей с потребностью власти, так как это дает им возможность проявить и реализовать ее.
Потребность успеха также находится где-то посередине между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека (что лишь подтверждает его статус), а процессом доведения работы до успешного завершения.
Мотивация на основании потребности в причастности очень похожа на предложенную А. Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Люди, у которых развита эта потребность, будут увлечены такой работой, которая дает им обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностное общение.
Ф. Герцберг пришел к заключению, что факторы, действующие в процессе работы, влияют на удовлетворение потребностей. Гигиенические факторы (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения и характер контроля со стороны начальника) всего лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности работой. Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов, таких, как ощущение успеха, продвижение по службе, признание со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей.
В связи с тем, что существуют различные пути мотивации, менеджер должен:
- во-первых, установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника;
- во-вторых, создать атмосферу, благоприятную для мотивации работников;
- в-третьих, активно общаться со своими сотрудниками, поскольку для того, чтобы был полностью мотивирован и работал с полной отдачей, он должен четко представлять себе, чего от него ждут [8, с.76].
Система стимулирования - это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих стимулов, воздействие которых активизирует деятельность человека для достижения поставленных целей. Стимулы делятся на материальные и нематериальные.
Материальные, в свою очередь, делятся на денежные (заработная плата,
доплаты, надбавки, ссуды и льготные кредиты) и не денежные, состоящие из социальных (медицинское обслуживание, страхование, путевки, питание, подарки и т. п.) и функциональных (улучшение организации труда, улучшение условий труда).
Нематериальные стимулы состоят из социально-психологических (общественное признание, похвала, поддержка и одобрение), творческих (повышение квалификации, стажировки и командировки) и стимулов свободного времени (гибкий график работы, дополнительный отпуск) [24, с.160].В рамках процессуальных теорий мотивации также предполагается мотивирующая роль потребностей, однако сама мотивация рассматривается с точки зрения того, что он заставляет человека направлять усилия на достижения различных целей.
Таким образом, мотивация зависит от потребностей, ожидания и восприятия работниками справедливого вознаграждения за выполненную работу.
Учет - фиксирование состояния объекта управления в конкретный период (учет выполнения производственной программы, наличия материальных и финансовых ресурсов) [20,с.108].
Анализ направлен на оценку результатов деятельности организации и формирование на этой основе выводов для целей управления. В этой связи разработана методология анализа, которая состоит из различных групп методов. К данным методам относятся:
1)метод сравнения, при этом рассчитывается отклонение показателей отчетного периода от базисного.
2)методы обработки рядов динамики, основным из которых является расчет темпов роста, который представляет собой частное деление отчетного периода на базисный.
3)методы детерминированного факторного анализа. К ним относится: метод цепных подстановок, индексный и интегральный методы.
Функцию анализа на предприятии осуществляют экономические службы. Результаты анализа оформляются в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу.
Контроль, как правило, ассоциируют с властью, «командованием», «поймать», «уличить», «схватить». Такое представление о контроле уводит в сторону от главного содержания функции контроля. В сомом общем виде контроль можно представить как процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными [8,с.79]. Контроль - одна из ведущих функций управления. Существует множество формулировок определений функции контроля. Одна из них - контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Контроль способствует успешному функционированию предприятия. Без контроля совместной деятельности на предприятии начинается хаос.
Посредством функции контроля выявляются проблемы, что позволяет скорректировать деятельность организации для предотвращения кризисного положения. Контроль позволяет фиксировать ошибки, сознательные и несознательные нарушения и исправлять их до того, как они возникнут на пути достижения цели. Вместе с тем контроль позволяет определить, какая деятельность на пути достижения цели была наиболее эффективна[5, с.197]. Эффективное сочетание различных видов контроля с учетов параметров внешней и внутренней среды - залог успешного функционирования организации.
Французский предприниматель и исследователь Анри Файоль(1825-1925) рассматривал управление как совокупность принципов, ориентированных на осуществление предпринимательской деятельности и наиболее результативное использование имеющихся ресурсов у предприятия.
Принципы управления Анри Файоля представлены на рисунке 3.
Рис. №3. Принципы управления Анри Файоля
1) Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях.
2) Сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.
3) Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия - там возникает ответственность.
4) Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии.
Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.
5) Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
6) Единство управления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом, иметь одного руководителя.
7) Подчиненность личных интересов общим.
Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.
8) Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.
9) Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.
10) Скалярная цепь. Скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, - вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой
поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.
11) Порядок. Порядок - для всего и все на своем месте.
12) Справедливость. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия.
13) Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.
14) Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.
15) Корпоративный дух. Единение - это сила, а она является результатом гармонии персонала[1,с.135].
Управление осуществляется с помощью основных исходных положений, правил, называемых принципами менеджмента, которыми руководствуются управляющие органы. В них отражается действие объективных законов и практика управления, а также определяются требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между уровнями управления, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.
1.2 Основные методы менеджмента
Важно отметить, что эффективность менеджмента возможна лишь на основе сочетания, неразрывного единства трех групп методов, которые изображены на рис. № 4.
Рис. 4 Методы менеджмента.
Лишь их совместное взаимосвязанное применение способно сделать труд рациональным и привлекательным, а его результаты - эффективными, полезными обществу и каждому из нас [17, с.285].
Под экономическими методами управления понимается использование в управлении экономических рычагов и инструментов, которые могут целенаправленно воздействовать на благоприятные условия работы и развития организации. Эти экономические рычаги и инструменты отражают социально-экономическую природу организаций и способствуют их развитию в условиях рынка. Среди них важнейшее место принадлежит коммерческому расчету. Его суть заключается в соизмерении затрат и результатов хозяйственной деятельности организации и обеспечении прибыльности производства. [11, с.214-216].
Коммерческий расчет синтезирует в себе как функции управления, так и
экономические рычаги, и инструменты, он способствует обеспечению
рентабельности производства, оптимальному использованию капитала, развитию технологии, эффективной кадровой политике. Вырабатывая политику по всем этим вопросам, центральные органы управления используют дифференцированный подход к отдельным подразделениям в зависимости от характера и содержания их деятельности.
При коммерческом расчете используются такие экономические рычаги и инструменты, как ценообразование, издержки производства, финансирование и кредитование, что способствует достижению конечной цели коммерческого расчета - получению устойчивой прибыли.
Каждый из названных рычагов и инструментов имеет особенности использования. Так, цены по структуре и уровню приспосабливаются к требованиям и условиям рынка. В отношении издержек производства наибольшее внимание уделяется снижению затрат путем улучшения технологии материально-технического снабжения, выпуска новой продукции, повышения производительности труда, экономии живого труда, накладных расходов. В области финансирования и кредитования заранее определяются источники финансирования и распределения капитала по производственным подразделениям, получение займов и кредитов на выгодных условиях.
На реализацию принципов коммерческого расчета оказывают влияния и масштабы экономических связей между предприятиями, вид деятельности предприятия, характер выпускаемой продукции, т.е. реализация методов коммерческого расчета, зависит от конкретных условий. В современных условиях коммерческий расчёт осуществляется, с одной стороны , в условиях централизации управления (первая особенность) , а с другой - в условиях самостоятельности предприятий и их подразделений.
Коммерческий расчёт превращается в метод реализации функций планирования и контроля путём подчинения всей хозяйственной деятельности организации выполнения заранее определённых изапланированных показателей. Возмещение всех расходов за счёт получаемых доходов и обеспечение устойчивой прибыли организации в целом предусматриваются в результате снижения затрат материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Предоставление оперативной самостоятельности предприятиям, производственным подразделениям и филиалам составляет вторую особенность коммерческого расчёта. В результате возникла такая форма взаимоотношений внутри организаций (фирмы), которую определяют как внутрипроизводственный (внутрифирменный) расчёт.
От степени оперативной самостоятельности зависит финансово-экономическое положение подразделения. В рамках представленных прав руководитель подразделения принимает самостоятельные оперативные решения и выбирает средства достижения поставленной цели. За те результаты деятельности подразделения, которые непосредственно зависят от принимаемых им решений, руководитель несёт материальную и административную ответственность. При этом руководитель подразделений действует в рамках единой экономической политики организации и целом. Так, например, он может устанавливать цены на конечную продукцию, принимать меры по снижению затрат, вести научные исследования, внедрять в производство нововведение, изучать рынок, рекламировать продукцию и т. Д. Руководитель предприятия или подразделения отвечает также за эффективное использование основного капитала, при необходимости добивается его пополнения за счёт новых ассигнований.
При внутрипроизводственном (внутрифирменном) расчёте, как правило,
договоры на поставку товаров не заключаются. Отношения между
предприятиями и подразделениями складываются на основе календарных
планов поставок и взаимных обязательств по количеству и качеству
поставляемых товаров, срокам поставок и ценам. Предприятия и
подразделения наделены основными и оборотными средствами. Перед
организацией отчитываются по показателям рентабельности, прибыли и
доли на рынке. Для расчетов в бухгалтерии организации открывается
расчетный счет каждого такого подразделения. Все расчеты проводятся через центральную бухгалтерию.
Внутрифирменный расчет применяется в организациях, имеющих децентрализованную структуру управления и развитые внутрихозяйственные связи между подразделениями. За основу хозяйственных отношений между отдельными подразделениями принимаются условно-расчетные цены, по которым ведутся расчеты в границах одной организации. Продукт выпускает в форме товара лишь по форме, не являясь товаром по существу. Цены устанавливаются руководством организации в рамках единой ценовой политики. Внутрифирменный расчет осуществляется на основе минимизации затрат на всех стадиях производства. Устанавливаются также платежи и отчисления, которые оказывают влияние на производственную и экономическую деятельность и выполняют роль регуляторов затрат.
Внутрипроизводственный расчет направлен на достижение цели коммерческого расчета и содержит его элементы. Он отличается от коммерческого расчета тем, что осуществляется в рамках собственной организации, а коммерческий - между различными собственниками, но это единая система хозяйственного расчета. Имеются различия и в ценах. При коммерческом расчете в ценах отражаются существующие товароно-денежные отношения, при внутрифирменном - предполагается установление внутренних цен организации.
По сути в ценах отражаются все стороны экономической деятельности организации. В ценообразовании соединяются, с одной стороны, регулирующие факторы, а с другой - рыночная конкуренция. В современных рыночных условиях происходит ослабление цены как регулятора производства, что ограничивает сферу деятельности закона стоимости. Однако на ценовую политику оказывают влияние крупные монополии через долгосрочное планирование, требующее устойчивых рыночных условий и стабильных цен.
Таким образом, цены устанавливаются в результате не стихийной рыночной
конкуренции, а согласованной долгосрочной рыночной политики нескольких
ведущих организаций отрасли. Политика цен увязывается с долгосрочными
прогнозами спроса [ 11с.216-218].
Регулятором объема производства выступает степень загрузки оборудования, а при необходимости - дополнительные вложения.
В деловом мире пользуются двумя видами цен: публикуемыми и расчетными. Твердые фиксируемые цены - это публикуемые. К ним относятся прейскурантные и справочные цены, цены биржевых котировок, цены фактических сделок крупных фирм на мировом рынке. Цены производителей сложного промышленного оборудования и нестандартной продукции - это расчетные цены (договорные).
Среди публикуемых цен наиболее распространены прейскурантные. Многопрофильные фирмы выпускают под своей маркой прейскуранты на стандартную продукцию потребительских товаров массового спроса. Сбытовые компании реализуют продукцию по установленным фирмой ценам или по экспортным (импортным) ценам, а прибыль получается за счет скидок с прейскурантных цен или за счет разницы между прейскурантной и экспортной (импортной) ценами.
Свои прейскуранты могут выпускать также лицензиаты. Они продают товары под своей маркой или же под маркой фирмы, у которой приобретена лицензия.
Относительно стабильны справочные цены. Их отличает единый уровень на рынке на однородную продукцию.
Существуют различные методы установления цен и определения структуры цены. Широко известен метод, который называется «целевым» ценообразованием по принципу «полезных издержек». По этому методу цена складывается из издержек производства и целевой нормы прибыли.
С учетом колебаний рыночного спроса и одновременно в целях обеспечения рентабельности производства при недогрузки мощностей величина издержек производства рассчитывается не на реальный объем производства конкретного периода, а на заданный объем продукции при средней загрузке оборудования.
Многие компании в современных условиях в структуру цены включают начисления на стоимость амортизации излишних производственных мощностей, усредненные транспортные расходы, расходы по техническому обслуживанию, на научно-исследовательские работы, изучение рынка. В ценах повышается доля административных расходов на рекламу, организацию сбыта.
Структура цены является своего рода зеркалом деятельности предприятия.
Ценообразование во внутрифирменном расчете имеет свои особенности. Главная заключается в том, что внутрифирменный товарооборот не является товарным обменом. На цены здесь не оказывают влияния рыночный спрос и предложение. Трансфертные цены являются выразителями хозяйственной политики фирмы и носят расчетный характер. Кроме того, трансфертные цены используются при планировании и реализации функции контроля.
В качестве инструмента планирования трансфертные цены выступают регуляторами внутрифирменных хозяйственных связей, осуществляемых на основе специализации и кооперирования производства.
Как инструмент контроля, трансфертные цены обеспечивают достижение плановых показателей по прибыли и снижение себестоимости продукции. При их помощи осуществляется также контроль за выполнением финансового плана.
В целом трансфертные цены выполняют широкий круг задач:
Распределение и перераспределение прибыли между организацией в целом и ее подразделениями;
Завоевание позиций на новых рынках;
Проведение единой политики в области передачи технологии и предоставления технических услуг.
Финансовая политика любой фирмы в концентрированном виде отражает влияние многочисленных внутренних и внешних факторов. Она затрагивает все стороны экономической деятельности - производственную, научно-техническую, материально-техническое снабжение, сбыт. Единая финансовая политика фирмы разрабатывается высшим руководством. В нее определение источников финансовых ресурсов и их распределение между подразделениями; распределение и перераспределение прибыли; финансирование и кредитование различных подразделений; определение структуры и характера внутрифирменных финансовых операций и расчетов по ним. Для финансов характерно комплексное использование экономических инструментов, хотя в конкретных условиях предпочтение отдается какому-то отдельному инструменту[11, с. 218-220].
Гибкость финансовой политики основа на приспособлении к денежному рынку, налоговому законодательству, валютному курсу. С помощью финансов регулируются внутрифирменные денежные потоки и осуществляются многосторонние расчеты централизованным путем. На определение источников финансирования оказывает влияние связь организации с банками.
Экономические методы управления предполагают два основных подхода к распределению и перераспределению прибыли: сосредоточение ее в центральном звене управления организацией и распределению по подразделениям с определенными правами ее использования. Более гибким является принцип распределен и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.