На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Товароведение"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?1. Цель, предмет и задачи товароведения
Любая наука и учебная дисциплина начинается с осн. Понятий, применяемых в ней.В товароведении такими понятиями явл продукция, товар и товароведение.Продукция-это мат или нематериальн продукт деят-ти, предназначенный для удовлетворения потребностей потребителей.Прод-ции присущи 2 особенности:1)она д.б произведена 2)она д.б. кому-то нужна.Продукция становится товаром, когда она явл-ся объектом купли-продажи.Выращенные или добытые охотой животные – это продукция, но не товар.В тов они превращ-ся на рынке.Товар-это объект купли-продажи и средство удовл потребностей.Объектом товароведения традиционно явл материальные товары. Товароведение это наука и учебн дисциплина об основополагающих характеристиках товара, опред-х их потребительскую ценность, а также о факторах обеспечения этих характеристик. Предметом товароведения явл потребительные ценности товаров , а также методы их познания и обеспечения.Цель товароведения –обеспечение хар-к тов, составляющих его потребительную ценность, а также их изменение на всех этапах.Тов-е как наука решает след задачи:1)давать четкое определение основополагающих хар-к ,составл-щих потреб-ю ценность 2)устанавливать принципы и методы тов., обуславливать его основы.3)систематизировать мн-во товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования.4)изучать св-ва и пок-ли ассортим-та для анализа ассортим. Политики предприятия.5) управлять ассортиментом организации. 6)определять номенклатуру потреб. св-в и показателей товаров. 7)Оценивать кач-во товаров ,в т.ч. новых,отечественных или импортных 8)Выявлять градацию кач-ва и дефектов тов., причины их возникновения, меры по предупреждению реализации некач. Товаров.9)Опред-ть кач-е хар-ки единичных экземпляров товаров и тов партий.10)Обеспечить кач-во и количество товаров на разн этапах технологич цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющ факторов.11)установить виды тов потерь , причины их возникновения и разработать меры по их предупреждению или снижению. 12) разработать инф. обеспечение товародвижения от изготовителя к потребителю.13) обеспечить товароведные хар-ки товаров. Товароведение связано с естественно научными и математич дисциплинами:физикой ,математикой,химией, биолог., а также с основами метрологии и стандартизации.Знание этих дисциплин необх для более глубокого понимания иоценки потреб св-в товаров .
 
2. Принципы товароведения
Выделяют 5 основных принципов товароведения: 1)Безопасность – отсутствие рисков, связанных с возможностью нанесения тов ущерба здоровью, жизни граждан.Принцип безопасности должен соблюдаться и в отношении упаковки, транспортировки. 2) Эффективность-подразумевает достижение рез-та в процессе производства, упаковки, хранен. Тов-в при типичных затратах.Данный принцип имеет важное значение. 3)Совместимость – это пригодность тов., процессов или услуг к совместному использованию, невызываемому нежелательных последствий. 4)Взаимозаменяемость – пригодность одного товара для использования вместо другого с целью удовлетворения одних и тех же потребностей. Взаимозаменяемость обуславливается конкурентоспособностью между ними.Предпочтение отдается товару, имеющему наименьш соотношение цены и кач-ва. 5) Систематизация - определяет последовательность взаимосвяз. и однородных товаров , процессов или услуг.на этом принципе базируется метод классиф., кодирования и идентификации.
 
4. Методы товароведения
Наибольший вес в методах товароведения принадлежит методам научного познания, которые направлены на исследование основного объекта тов-я –товара, его характеристик и изменений в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические(экспериментальные) и аналитические методы. В зав-ти от технических ср-в измерения и принципов естественных наук, эмпирические методы делятся на измерительные и органолептические. Измерительный метод – это метод определения значений показателей кач-ва продукции на основе технич ср-в измерения. Органолептический метод – это метод определения значений показателей кач-ва, осущ-й с пом-ю органов чувств. Аналитичекие методы – это методы научного познания, основанные на мысленном или фактическом разложении целого на части.Эти методы можно делить на 2 группы:1)методы упр-я научным познанием 2)систематизации. К первой гр относятся методы анализа, диагностики, прогнозирования, планирования. Анализ товаров базируется на данных, полученных экспериментальным путем,диагноз-это научное описание основных признаков, хар-х товары. Результаты диагностики могут использоваться для программирования возможных изменений ассортимента, требований к качеству товарных потерь,условий и сроков хранения товаров. Полученные выводы позволяют осуществить программирование ,т.е. определить последовательность действий по обеспечению надлежащих характерестик товаров и рацион-е. Товародвижение.Методы систематизации –это методы упорядочивания однородных объектов Основополагающими методами систематизации являются идентификация, классификация, обобщение(группировка) и кодирование. Идентификация –это метод установления совпадения одного объекта с др.,направленное на установление соотв характеристик товаров ск требованиям, предъявляемым к ассортиментной принадлежности, качеству и количеству в соответствии с товаросопроводительными документами.Группировка это метод обобщения объектов по общим признакам, применяемый для выделения ассортиментных групп.
 
5. классификация как основной метод товароведения.
Классификация представляет собой процесс распределения мн-ва понятий (предметов) на категории или ступени в зависимости от общих признаков. Объект классификации это элемент классифицируемого множества. В товароведении таким элементом является товар. Признаки классификации =это свойства и характеристики, по которым производится классификация.Их можно разделить на 3 гр:1)телеологические(назнач. Или применен) 2)генетические (исходные материалы, сырье, основные компоненты химического состава.3) технологические (конструкция, рецептура, процесс изготовления, способ отделки или оформления) Примером телеологических признаков может служить классификация непродовольственных товаров.на одежно-обувные, культурно-бытовые. Генетические признаки положены в основу вкусовых товаров: на алкогольные, безалкогольные, слабоалкогольные. По технологич признакам часто подразделяют на зеленые, желтые, красные и черный. Признаки классификации могут иметь качественное и количественное выражение .Значение классификации:• необходима в целях автоматизации и обработки информации •необходима для изучения потребительских свойств товаров и их качеств ,учета и планирования товарооборота •требуется при сертификации продукции • позволяет рационально организовывать приемку товаров, его хранение и контроль качества. • позволяет изучать в обобщенном виде огромные количества товаров и рационально организовывать торговлю ими. Высшей ступенью классификации является класс. След ступень-подкласс, группа, подгруппа, вид, разновидность. Существует 3 вида классификации :общегосударственная, торговая, учебная. В основе общегосуд лежит общероссийский классификатор пром продуктов(ОТП).В торговой классификации товары делятся в соответствии с назначение м , исходным материалом и способом производства. Различают 2 метода классификации : фасетный и иерархический .1) иерархический м.это помследовательное разделение множества объектов на подчиненные классифицируемые группировки. Особенность-тесная связь между отдельными классами. Преимущества иерархического метода –возможность выделения сходства признаков объектов на 1 или разн ступенях, высокая информационная насыщенность. Недостатки: при большой глубине является громоздкой и требует много затрат. Фасетный метод –это параллельное разделение множества объектов на независимые группировки. Особенностью является то, что разные признаки не связаны между собой. Отличается гибкостью ,возможностью ограничить число группировок. Недостаток –невозможность выделения общности и различия между объектами в разн класс группировках.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  6. Основные понятия об ассортименте товаров и его показатели
Одной из важнейших товароведных характеристик товаров является ассортиментная характеристика, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.
Ассортимент товара - перечень товаров, объединенных по какому-либо признаку и удовлетворяющие потребности человека. Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы:
 
По месту нахождения:
1) торговый - перечень товаров, находящийся в торговой сети и в сфере обращения (ГОСТ 51303-99); В отличие от промышленного торговый ассортимент включает как правило, товары разных производителей. Исключение составляют фирменные магазины организаций- изготовителей;
2) промышленный - ассортиментный перечень товаров, выпускаемый определенной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием (ГОСТ 51303-99);
 
По широте охвата:
1) простой-ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам; Такой ассортимент представлен небольшим количеством групп, видов и наименований товаров, которые удовлетворяют ограниченное число потребителей;
2) сложный - ассортимент товаров, предоставленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам; Данный ассортимент характеризуется значительным количеством групп, видов, наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах;
3) марочный - набор товаров одного вида, но разных торговых марок. Такие товары могут удовлетворять как физиологические потребности, так и социальные, психологические. Это престижные марки автомобилей, одежды, обуви, духов;
4) развернутый - набор товаров, который включает подгруппы, виды, разновидности, относящиеся к 1 группе, но различающиеся между собой индивидуальными признаками;
5) сопутствующие - набор товаров, который выполняют вспомогательные функции и не относящиеся для данной группы товаров;
6) смешанный - набор товаров разных групп. По степени удовлетворения потребностей:
 
1) рациональный - набор товаров, удовлетворяющих реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений науки и техники;
2) оптимальный - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для производителя;
 
Но: с максимальной пользой для потребителя при минимальной затрате на производство и доведение до потребителя.
 
По характеру потребностей:
 
1) реальный - действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца;
2) прогнозируемый - набор товаров, который должен будет удовлетворять покупателя;
 
Показатели ассортимента:
 
1) широта - количество видов, разновидностей, наименование товаров однородных и разнородных групп;
2) полнота - перечень товаров различных видов, разновидностей однородной группы;
3) устойчивость - способность товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары;
4) обновление (новизна) - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров;
5) ассортиментный перечень - минимально - допустимые количества видов товаров повседневного спроса.
 
 
7. Формирование товарного ассортимента
- это подбор или комплектование различных видов товара и их разновидностей по какому-либо признаку. Основная цель - максимальное удовлетворение спроса потребителей. При формировании товарного ассортимента сначала определяется ассортиментная концепция. Основная её цель - ориентация предприятия на выпуск тех товаров, которые по своей структуре и качеству наиболее полно соответствуют потребностям покупателей.
В основе формирования ассортиментной политики предприятия: каждый товар в ассортименте в той или иной степени оказывает влияние на финансовое состояние предприятия.
Алгоритм формирования ассортимента: 1-2-3-4-5-6-7-8 [здесь дефис - стрелка вправо]
1 - ABC анализ; 2 - учёт времени присутствия товара на рынке; 3 - анализ представленной продукции у конкурента; 4 - рассмотрение наличия товаров-субститутов; 5 - анализ способов использования товаров; 6 - рассмотрение ассортимента с точки зрения присутствия в нём товаров разного диапазона цен; 7 - учёт известности и рекламируемости продукта; 8 - принятие решений на основе данных факторов.
4 принципа формирования ассортимента:
1) Функциональный. 2) Потребительский (по гр. потреб.). 3) Бытовой (по типам посреднических организаций или по стилю продажи). 4) Ценовой.
Основные направления формирования товарного ассортимента:
1) Сокращение - количественное или качественное изменение наборов товаров за счёт изменения его широты и полноты. 2) Обратным процессом сокращения является расширение. 3) Стабилизация - состояние набора товаров, которое характеризуется высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. 4) Совершенствование - количественное и качественное изменение состояния набора товаров с целью повышения его рациональности.
5) Гармонизация - количественное и качественное изменение наборов товаров, отражающее степень близости реального товарного ассортимента к оптимальному.
Факторы формирования товарного ассортимента:
1) Общие: спрос и рентабельность.
2) Специфические: касаются промышленного товарного ассортимента.
 
8. Ассортиментная политика
Предпринимательская деятельность эффективна, когда производимые товары и услуги находят спрос на рынке, удовлетворяя определённые потребности человека.
Товарная политика - заранее разработанная действием тов. произв., обеспечивающая преемственность решений относительно формирования товарного ассортимента и его управления, поддержания конкурентоспособности товаров, определение для конкретных товаров соответствующих рыночных сегментов, разработки соответствующей упаковки, маркировки.
Основная часть товарной политики - ассортиментная политика. Ассортиментная политика - это система мер по определению набора товарных групп, наиболее предпочтительных для успешной работы на рынке и обеспечивающий экономическую эффективность деятельности в целом.
Ассортиментная политика направлена на знание опыта фирмы и оптимизацию финансов, ресурсов с точки зрения рентабельности выпуска продукции.
Задачи товарного ассортимента:
1) Удовлетворение запросов потребителей. 2) Оптимизация используемых технологических знаний и опыта фирмы. 3) Оптимизация финансовых результатов фирмы. 4) Завоевание новых покупателей. Соблюдение принципа гибкости за счёт диверсификации сфер деятельности фирмы и включение нетрадиционных для неё отраслей в портфель стратегических зон хозяйств.
5) Соблюдение принципа синергизма.
При формировании ассортиментной политики и товарной номенклатуры исходят из 2-х взаимодополняющих признаков:
1) Признак синергизма. Означает, что номенклатура выпускаемой продукции должна быть внутренне увязана и отдельные товары должны дополнять друг друга. Обеспечивает широкую экономию на масштабах деятельности фирмы за счёт взаимной поддержки. Пример: применение одних и тех же производственных мощностей, научно-технической базы.
2) Принцип стратегической гибкости. Основывается на конгломерантном построении стратегических хозяйств. и товарной номенклатуры. соблюдение такого принципа требует значительных финансовых затрат.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
9 Виды товарной информации
В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида: основополагающую; коммерческую; потребительскую.
 
* Основополагающая товарная информация — основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений. К основополагающей информации относятся вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.
* Коммерческая товарная информация — сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД и т. п. Типичным примером коммерческой информации является штриховое кодирование.
* Потребительская товарная информация — сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные на потребителей. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности и др. Красочные изображения на товаре и/или упаковке также предназначены для усиления эмоционального восприятия их потребителями.
 
Для доведения сведений до субъектов рыночных отношений применяют многообразные формы товарной информации: словесную; цифровую; изобразительную; символическую; штриховую. Каждая из указанных форм характеризуется как преимуществами, так и недостатками.
* Словесная информация наиболее доступна для грамотного населения, если она дана на соответствующем языке (например, на русском языке для России). К недостаткам словесной информации относится ее гро­моздкость, для размещения ее требуется значительная площадь на упаковке и/или товаре. Для ее восприятия (чтения и осмысливания) необходимо время, причем при чрезмерной насыщенности словесной информации потребитель не может или не хочет тратить много времени на ее осмысливание.
* Цифровая информация применяется чаще всего для дополнения словесной и в тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре (например, порядковые номера продукции, предприятия, масса нетто, объем, длина, даты и сроки). Цифровую информацию отличают лаконичность, четкость и единообразие, однако в ряде случаев она доступна лишь профессионалам и непонятна потребителям (например, ассортиментные номера продукции, порядковые номера предприятий требуют расшифровки с помощью ОКП и ОКПО).
* Изобразительная информация обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью художественных и графических изображений непосредственно товара или репродукции с картин, фотографий, открыток или других эстетических объектов (цветов, животных, насекомых и т. п.) либо иных изображений. Основным назначением этой формы информации является создание потребительских предпочтений за счет удовлетво­рения эстетических потребностей покупателей. К достоинствам изобразительной информации относятся наглядность, лаконичность, доступность восприятия, эстетичность и эмоциональность. Вместе с тем возможности этой формы по представлению разносторонних сведений очень ограниченны, поэтому она не заменяет, а лишь дополняет словесную или цифровую информацию.
* Символическая информация — сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Для этой формы информации ха­рактерны лаконичность, однозначность, однако их восприятие требует определенной профессиональной подготовки для расшифровки или оповещения потребителя через средства массовой информации, консультации и т. п.
* Штриховая информация — информация в виде штрихового кода, который предназначен для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.
 
10. Формы товарной информации и требования к ней
Товарная информация — сведения о товаре, предназначенные для пользователей — субъектов коммерческой деятельности. Первичными источниками товарной информации и одновременно исполнителями услуг по информированию продавцов и/или потребителей о продаваемых товарах являются производители. От того, насколько качественны эти информационные услуги, зависят скорость продвижения товаров по каналам распределения, интенсивность сбыта, стимулирование продаж, создание потребительских предпочтений и в конечном счете жизненный цикл товара. В то же время изготовитель не является единственным источником информации. Производственную информацию может дополнять продавец.
Для доведения сведений до субъектов рыночных отношений применяют многообразные формы товарной информации: словесную; цифровую; изобразительную; символическую; штриховую. Каждая из указанных форм характеризуется как преимуществами, так и недостатками.
Словесная информация наиболее доступна для грамотного населения, если она дана на соответствующем языке (например, на русском языке для России). К недостаткам словесной информации относится ее громоздкость, для размещения ее требуется значительная площадь на упаковке и/или товаре. Для ее восприятия (чтения и осмысливания) необходимо время, причем при чрезмерной насыщенности словесной информации потребитель не может или не хочет тратить много времени на ее осмысливание.
Цифровая информация применяется чаще всего для дополнения словесной и в тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре (например, порядковые номера продукции, предприятия, масса нетто, объем, длина, даты и сроки). Цифровую информацию отличают лаконичность, четкость и единообразие, однако в ряде случаев она доступна лишь профессионалам и непонятна потребителям (например, ассортиментные номера продукции, порядковые номера предприятий требуют расшифровки с помощью ОКП и ОКПО).
Изобразительная информация обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью художественных и графических изображений непосредственно товара или репродукции с картин, фотографий, открыток или других эстетических объектов (цветов, животных, насекомых и т. п.) либо иных изображений. Основным назначением этой формы информации является создание потребительских предпочтений за счет удовлетворения эстетических потребностей покупателей. К достоинствам изобразительной информации относятся наглядность, лаконичность, доступность восприятия, эстетичность и эмоциональность. Вместе с тем возможности этой формы по представлению разносторонних сведений очень ограниченны, поэтому она не заменяет, а лишь дополняет словесную или цифровую информацию.
Символическая информация — сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Для этой формы информации характерны лаконичность, однозначность, однако их восприятие требует определенной профессиональной подготовки для расшифровки или оповещения потребителя через средства массовой информации, консультации и т. п.
Штриховая информация — информация в виде штрихового кода, который предназначен для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов. Штриховой код наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются.
Средствами товарной информации служат: маркировка; технические документы; нормативные документы; справочная, учебная и научная литература; реклама
 
11. Средства информации о товаре
Основополагающую товарную информацию, объединяющую в себе основные сведения о товаре, предназначенные для всех субъектов рынка с фиксацией наименований товаров, сортов, масс брутто, нетто, дат выпуска, наименования изготовителей, сроков хранения или годности, способов использования.
Коммерческую товарную информацию, включающую сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для поставщиков, посредников, продавцов. Это данные о предприятии- изготовителе, посреднике, нормативные документы о качестве, ассортиментные номера по ОКП (общероссийскому классификатору промышленной и сельскохозяйственной продукции), товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, а также порядковые номера по ОКПО (общероссийскому классификатору предприятий и организаций), другие условные обозначения.
Потребительскую товарную информацию — сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды от применения конкретного товара и адресованные потребителям. В информации представлены потребительская ценность товара, состав, функциональное назначение, способы использования и эксплуатации, безопасность применения и потребления, надежность
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
12. Понятие маркировки товаров, виды, функции, требования к ней
Маркировка — нанесение условных знаков, букв, цифр, надписей на объект, чтобы отличать его от других объектов или сообщить об особых его свойствах.
Современные виды маркировки.
Каплеструйная маркировка – это промышленная маркировка чернилами – сегодня такая маркировка, может наноситься на совершенно отличающуюся продукцию. Для маркировки товара используются каплеструйные маркираторы - это маркировщики наносящие информацию, т.е. маркировку на продукт бесконтактным способом, во время передвижения продукции по производственной линии. Такая маркировка подходит для любой продукции, во время маркировки нет контакта с продуктом. Маркировка наносится разной высотой, цвет маркировки может быть различным.
Лазерная маркировка – это промышленная маркировка лазерным лучом. Маркировка наносится путем выжигания верхнего слоя продукции. Лазерные маркираторы, различают по мощности, чем выше мощность маркировщика, тем глубже выжигание маркировки.
Ударно-точечная маркировка – промышленная маркировка наносящаяся с помощью игл, которые стучат по изделию. Такая технология используется на продукцию, которая требует долговременного хранения, например маркировка труб.
Маркировка выполняет функции идентификатора, источника информации и эмоционального стимулятора.
 
Общие требования к маркировке товаров.
Маркировку должен обеспечивать поставщик товара, будь то изготовитель, импортер или иная организация, которая несет ответственность за качество маркировки и достоверность приводимой в ней информации в соответствии с действующим законодательством.
Состав и содержание маркировки товаров должны быть достаточными для обеспечения безопасного обращения с ними. Информацию, требуемую для выполнения маркировки, получают из источников, компетентных в вопросах, касающихся маркировочной информации, и (или) в результате необходимых самостоятельных исследований (испытаний), проводимых в соответствии с действующей нормативно-технической документацией.
Маркировка должна быть четкой и разборчивой, а также выделяться или размещаться на фоне, контрастном по отношению к цвету упаковки (изделия).
Маркировка должна быть устойчивой к воздействию климатических факторов.
Маркировка должна сохраняться в течение всего допустимого срока использования товара, для чего способы нанесения и изготовления этикеток (ярлыков, табличек) должны учитывать особенности характеризуемого товара и обеспечивать необходимое качество изображения.
При практической невозможности обеспечения маркировки товаров с помощью одного из приемлемых для маркировки способов из-за размеров или характера изделия (упаковки) соответствующая информация должна быть изложена в сопроводительной документации к каждой единице продукции.
Конкретные требования к маркировочной информации, месту маркировки, способам ее нанесения, качеству выполнения маркировки и его контролю устанавливаются в нормативно-технической документации или договорах на поставку продукции.
При этом следует избегать излишней или не являющейся необходимой маркировки, поскольку она может способствовать уменьшению значения той информации, которая жизненно необходима.
 
13. Производственная и торговая маркировка
Производственная маркировка- текст, условные обозначение или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар (или) упаковку и (или) другие носители информации.
Носителями производственной маркировки могут быть этикетки вкладыши. ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы, кольеретки и др.
Этикетки наносятся типографским или иным способом на товар или упаковку, кроме того, они могут быть самостоятельным носителем информации, приклеиваемым или прикладываемым к товару.
Этикетки отличаются значительной информационной емкостью. Кроме текста, они часто содержат изображения, символы. Из всех носителей маркировки сведения на этикетках наиболее обширные по количеству характеризуемых признаков. Маркировка на этикетках может содержать пояснительные тексты.
Кольеретки -- этикетки особой формы, наклеиваемые на горлышко бутылок.
Кольеретки не несут большой информационной нагрузки, а выполняют в основном назначение эстетического оформления бутылок; они применяются вместе с основной этикеткой на бутылках для алкогольных, безалкогольных напитков и пива, самостоятельного значения не имеют.
Вкладыши — это разновидность этикеток, отличающаяся направленностью товарной информации и предназначенная для сообщения кратких сведений о наименовании товара, изготовителе (наименовании организации, номера смены). Иногда вкладыши могут содержать краткую характеристику потребительских свойств товара, в первую очередь функционального назначения. Тогда вкладыш приобретает дополнительные функции рекламного листка или проспекта, но в отличие от последних рекламная функция не является основной, а реализуется через характеристику товара
Ярлыки и бирки — носители маркировки, приклеиваемые, прикладываемые или подвешиваемые к товару. Для них характерны меньшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений отсутствие рисунков. Бирки сличаются от ярлыков меньшей информативностью.
Контрольные ленты — это носители краткой дублирующей товарной информации, расположенной на ленте небольшого размера и предназначенной для контроля или восстановления сведений о в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка.
Клейма и штампы — носители информации, предназначенные для идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку ,этикетки, наносимые с помощью специальных приспособлений установленной формы. Различают клейма и штампы в зависимости от места нанесения- производственные и торговые; от назначения - - ветери-. товароведные, карантинные и пр ; от формы — овальные, прямоугольные, квадратные, треугольные, ромбовидные.
Клеймение и штампование как способ маркирования примени с к я для отдельных продовольственных и непродовольственных то паров Для мяса и мясопродуктов, включая субпродукты и жир сырец, ветеринарное клеймение мяса является обязательным.
Торговая маркировка — текст, условные обозначения или рисунок нанесенные продавцом на товарные или кассовые чеки, упаковку и (или)товар.
Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки, счета, меню, штампы, а также упаковка. И отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы.
Другое отличие торговой маркировки заключается в том, что ее идентифицирующая функция в большей мере связана с указанием данных о продавце, в меньшей -с информацией о товаре.
Благодаря идентифицирующей функции отдельные носители торговой маркировки служат основанием для предъявления претензий продавцу в случае выявления дефектов товаров и нанесения ущерба потребителю
Предусматриваются следующие требования к содержанию ос ионных носителей торговой маркировки.
Товарный чек: наименование продавца, его торговый знак, на именование товара, его размерные характеристики (масса, объем длина и др.), дата реализации, цена.
Кассовый чек: наименование продавца (магазина или другой торговой организации), номер кассового аппарата, дата продажи стоимость каждой покупки.
 
14. Структура маркировки
Структура маркировки
Маркировка может включать три элемента: текст, рисунок и условные обозначения или информационные знаки (ИЗ). Эти составные элементы различаются соотношением и степенью доступности товарной информации, широтой распространения и разными функциями.
Текст как форма письменной информации — наиболее распространенный элемент производственной и торговой маркировок. Для него характерна высокая степень доступности информации о товаре для всех субъектов рыночных отношений. Текст может выполнять все основные функции маркировки, но в наибольшей степени ему присущи информационная и идентифицирующая.
Удельный вес текста на маркировке в зависимости от ее назначения и носителей составляет 50—100%.
Рисунок не всегда присутствует на маркировке. В наибольшей степени он присущ производственной маркировке, в наименьшей — торговой. В качестве элемента маркировки рисунок отличается, как правило, высокой степенью доступности и выполняет в основном эмоциональную и мотивационную функции, реже информационную и идентифицирующую. Хотя бывают и исключения, например, когда на маркировке упаковки и вкладышей в виде рисунков дана информация по эксплуатации или использованию товара. Удельный вес и степень доступности информации рисунка колеблются в пределах от 0 до 50% всей товарной информации на маркировке.
Условные обозначения, или информационные знаки (ИЗ), характерны в основном для производственной маркировки. В товарной маркировке они встречаются реже. Особенностями ИЗ являются краткость изображения, небольшая площадь размещения на носителе маркировки при высокой информационной емкости, но меньшая доступность информации. Иногда информация ИЗ бывает доступна только профессионалам и требует специальной расшифровки. Поэтому ниже мы более подробно остановимся на информационных знаках.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
16 Основные понятия о кодировании товаров
Кодирование – это упорядоченное образование условного обозначения (кода) и присвоение его объектам классификации, а так же классификационным группировкам.
Код – это знак или совокупность знаков, используемых для обозначения объекта классификации и классификационной группировки.
Цель кодирования – систематизация объектов путем их идентификации и присвоения условного обозначения (кода) по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.
Значимость кодирования возросла в последние десятилетия в связи с внедрением ЭВМ. Кодирование облегчает обработку технико-экономической информации с помощью ЭВМ.
Код должен иметь определенную структуру построения.
Структура кода состоит из следующих элементов:
- алфавит кода – это система знаков, принятых для образования кода; наиболее часто используется цифровой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховой алфавиты кода;
- основание кода – это число знаков в алфавите кода;
- разряд кода – это позиция знака в коде;
- длина кода – характеризуется числом знаков в коде без учета пробелов.
При кодировании продукции предпочитают код десятиразрядный цифровой. Применяемый в ОПК код удобен для машинной обработки информации.
Для образования кода применяют регистрационную и классификационную системы.
Регистрационной кодирование осуществляется порядковым номером с последовательной порядковой регистрацией объектов классификации. Кодовой обозначение в этом случае представляет собой числа натурального ряда.
Классификационная система кодирования применяется с учетом особенностей классификации объектов. По этой системе кодирования каждый знак кода обозначает классификационную группировку. При этом используются последовательный и параллельный методы кодирования соответственно методам классификации объектов. Последовательный метод кодирования применяют для объектов, разделенных по иерархическому методу. При этом в кодовом обозначении последовательно указываются признаки классификации. Кодовое обозначение нижестоящей группировки образуется добавлением соответствующего количества разрядов (знаков) к кодовому обозначению вышестоящей группировки. По этому признаку образуются коды ОКП.
Ниже приводится пример образования кода последовательным методом кодирования по классификационной части ОКП (К-ОКП)
35 – продукция кабельная
35 8 – кабели, провода, шнуры межотраслевого и отраслевого назначения.
35 82 – провода монтажные
35 82 1 – с медной жилой
35 82 12 – с поливинилхлоридной изоляцией
Параллельный метод кодирования применяется при использовании фасетного метода классификации объектов. Примером может служить деление продукции на подвиды в ассортиментной части ОКП (А-ОКП).
Штриховое кодирование отвечает современным нормам торговли и внешне торгового обмена. Основным объектом штрихового кодирования является товар, который характеризуется определенными ценой, размером, массой, цветом, качеством. Штриховой код наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или путем приклеивания этикетки или ярлыка. Согласно требованиям проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Отсутствие штрихового кодирования отрицательно влияет на конкурентоспособность товаров. Значимость штрихового кодирования объясняется тем, что оно имеет ряд функций:
– автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитывающих устройств;
– автоматизированные учет и контроль товарных запасов;
– оперативное управление процессом товародвижения, отгрузкой, транспортировкой, складированием товаров;
– информационное обеспечение маркетинговых исследований.
Внедрение штрихового кодирования связанно с развитием информационной технологии, широким внедрением ЭВМ в производство и торговлю. В результате этого появилась возможность упростить документальное оформление товаров на разных этапах.
Штриховой код состоит из чередующихся темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос разной ширины. Размеры полос стандартизированы. Штриховые коды предназначены для считывания специальными оптическими устройствами – сканерами. Сканеры декорируют штрихи в цифры через микропроцессоры и вводят информацию о товаре в компьютер.
Штриховые коды делятся на виды: еврейский – EAN и американский - *PC . Среди нескольких десятков схем кодирования, принятых употреблению международными организациями и имеющих собственное наименование, коды EAN/*PC являются наиболее распространенными.
Коды EAN подразделяют на три типа EAN-8; EAN-13 и ITF-14 (только для транспортной тары).
 
19. Факторы, формирующие и сохраняющие качество товаров
При планировании и осуществлении мероприятий, направленных на формирование и сохранение установленных требований к качеству товаров, необходимо учитывать комплекс факторов, влияющих на формирование и сохранение качества и количества товаров. На разных этапах технологического цикла приоритетны разные группы факторов: формирующие или сохраняющие.
К формирующим факторам относятся:
- проектирование и разработка продукции(определяются требования к ее качеству и количеству. Эти требования должны устанавливаться на основе маркетинговых исследований рынка, конечным результатом которых является определением запросов потребителя к уровню качества, а также к наиболее приемлемым количественным характеристикам (размерам изделий, массе, упаковке и др.).);
- сырье и материалы (Сырье – один из основополагающих факторов, формирующих качество и количество товаров. Различают основное и вспомогательное сырье, материалы, в том числе упаковочные, а также полуфабрикаты и комплектующие изделия. Основное и вспомогательное сырье отличаются в различной степени их обработки и готовности, а также воздействия на формирование качества и количества);
- конструкция (Конструкция - этот фактор оказывает решающее воздействие на формирование основных характеристик непродовольственных товаров: ассортиментную, количественную, качественную и стоимостную. Назначение конструкции - обеспечение функциональных, эргономических, эстетических свойств, безопасности и надежности изделий.);
- технология производства(Наряду с основным сырьем технологические процессы оказывают решающее воздействие на формирование основных характеристик непродовольственных товаров: ассортиментную, количественную, качественную и стоимостную. Различают три основных этапа технологии производства:
- подготовительный (раскрой, резка, сортировка);
- основной этап (переработка сырья, сборка комплектующих изделий);
- окончательный этап (придание товарного вида, улучшение сохраняемости));
- человеческий фактор.
К сохраняющим факторам относятся упаковка, хранение, товарная обработка, реализация, послепродажное обслуживание или потребление.
Условия хранения, транспортирования и эксплуатации товаров могут быть различными в зависимости от воздействия физико-химических, механических и биологических факторов.
Основными физико-химическими факторами способными повлиять на снижение качества товаров, является влажность, температура, свет, компоненты воздуха (кислород, сероводород, сернистый газ).
Механические факторы. В процессе изготовления, транспортирования и эксплуатации изделия испытывают разнообразные механические воздействия, вызывающие деформации растяжения, сжатия, изгиба и т.д.
Биологические факторы. Биоповреждения сырья, материалов и товаров приносят огромный экономический ущерб. К биологическим объектам, снижающим качество товаров относят микроорганизмы, грызунов, насекомых, птиц.
Основополагающими принципами хранения являются:
-непрерывность соблюдения условий хранения
-защита от неблагоприятных внешних воздействий
-систематичность контроля
-экономическая эффективность
Упаковка. Основное назначение упаковки - защита упакованных товаров от неблагоприятных внешних условий, а также предупреждение попадания частиц товаров или отдельных экземпляров в окружающую среду, что уменьшает количественные потери самих товаров, а также загрязнение окружающей среды. Упаковка также является носителем маркировки или красочного оформления товара, в этом качестве она способствует созданию потребительских предпочтений и представляет наибольший интерес для маркетологов. Элементами упаковки являются тара, упаковочные и перевязочные материалы.
Послепродажное обслуживание предназначено для создания положительного послепродажного отношения потребителей к товару и фирме-изготовителю и или продавцу за счет более полного удовлетворения потребностей при использовании или эксплуатации товаров благодаря длительному сохранению функционального назначения, безопасности и других потребительских свойств.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
21. "Петля качества" и ее составляющие.
В основе всех систем менеджмента качества лежит "петля качества". Согласно стандарту ИСО-8402, "петля качества"-концептуальная модель взаимозаменяемых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях от оценки потребителей до оценки удовлетворения.
http://vkontakte.ru/photo-4594042_160296161
1-система качества;2-политика организации в области качества;3-обеспечение качества;4-управление качеством;5-совершенствование качества;6-маркетинг;7-разработка продукции;8-материально-техническое снабжение(МТС);9-разработка и подготовка производственного процесса;10-производство;11-контроль испытания и обсл-я продукции;12-упаковка и хранение;13-реализация и распространение;14-монтаж и эксплуатация;15- техническая помощь;16-утилизация после использования.
На практике рассматриваются этапы жизненного цикла продукции, на котором обеспечивается ее качество:1) Обеспечение качества маркетинга;2)Установление наличия текущей или перспективной потребности ,средством которой может быть конкретный товар и формулирование требований потребителей;3)Качество МТС;4)Обеспечение качества при производстве.
Мероприятия:1.Клонирование производственных предприятий, кот. документир-ся в рабочих инструкциях
2.Технический контроль производимых продуктов.
3.Обеспечение качества после производства.
 
22 Контроль качества и количества товарных партий
Приемка товаров по качеству и количеству осуществляется в торговых организациях партиями. Независимо от размера партии приемочный контроль по качеству чаще носит выборочный характер, а по количеству -сплошной. Важнейшим элементом выборочного контроля является отбор проб. От правильности отбора проб зависит достоверность определения качества всей товарной партии, так как результаты оценки пробы переносятся на партию целиком. Сложность отбора проб обусловлена единством и противоречиями целого и его частей. В любой партии товаров есть единичные экземпляры с повышенным, средним, а иногда даже с низким качеством. Соотношение таких товаров в каждой партии индивидуально и случайно. Поэтому так важно, чтобы проба обладала определенной степенью достоверности аналогичной с товарной партией, из которой она отобрана, неоднородностью. Для этого должны быть выполнены следующие требования: оптимальные размеры пробы; представительность пробы; единообразие операций по отбору проб. Оптимальность размера пробы предполагает, что она должна быть не ниже минимального допустимого предела, но и не большой, так как при этом возрастают затраты на ее сортировку. Представительность пробы - ее способность с достаточной достоверностью отражать действительную неоднородность качества товарной партии. Указанные требования могут быть выполнены, если разработаны и применяются единые правила отбора проб, определены основные термины и их понятия, которые обеспечивают единообразие операций по отбору проб. Проба - минимально допустимая часть тов. партии, отобранная из нее по установленным правилам и предназначенная для оценки качества по установленным или оговоренным заранее правилам. Выборка - определенная минимально- допустимое количество упакованных единиц, составляющих представительную часть товарной партии и отобранных для составления исходной пробы, предназначенное для оценки (контроля, испытаний) качества по установленным или заранее оговоренным правилам. Правила отбора - устанавливаются размер единичных и совокупных проб и выборок в зависимости от размера товарной партии, методика отбора проб и выборок, с указанием места их изъятия, размера проб для разных испытаний. Пробы бывают: 1) Точечная - единичная проба определенного размера, отбираемая из одного места товарной партии. Размер проб в зависимости от объекта и назначения колеблется от нескольких мг. до кг. для отбора точечных проб применяют различные приспособления- отборники, щупы. 2) Объединенная - совокупность точечных проб, отобранных от одной товарной партии. Размер объединенной пробы зависит от количества точечных проб, а представительность - от того, насколько установленные правилами количество проб и места их отбора позволили сформировать суммарный образец, отражающий действительное качество всей партии с определенной степенью достоверности (или в пределах допустимой погрешности). 3) Исходная проба - установленная часть объединенной пробы или совокупность выборок, предназначенное для оценки качества. Средний образец - часть исходного образца, отобранного для проведения лабораторных испытаний Навеска - часть средней пробы, выделенная для определения отдельных показателей качества товара.
 
23. Дефекты товаров и их виды
Дефект – невыполнение заданного или ожидаемого требования, касающегося объекта, а также требования, относящегося к безопасности.
Дефекты подразделяют по нескольким признакам:
-По степени значимости:
Критические дефекты – несоответствие товаров установленным требованиям, которые могут нанести вред жизни, здоровью, имуществу потребителей или окружающей среде. Товары с критическими дефектами нельзя или экономически нецелесообразно использовать по назначению
Значительные дефекты – несоответствия, существенно влияющие на использование по назначению и надежность товаров, но не влияющие на безопасность для потребителя и/или окружающей среды. Малозначительные дефекты – несоответствия, которые не оказывают существенного влияния на потребительские свойства товаров, в первую очередь на назначение, надежность и безопасность.
- В зависимости от наличия методов и средств обнаружения дефекты подразделяются на явные(например. вздутие банки), для которых предусмотрены методы и средства обнаружения и скрытые, для которых методы и средства обнаружения не предусмотрены или их применение нецелесообразно.
- В зависимости от наличия методов и средств устранения дефекты делят на:
Устранимые дефекты – дефекты, после устранения которых товар может быть использован по назначению. Так, к устранимым дефектам относят загнивание яблок, если поражено 50% плода. После удаления загнившей ткани, а также части прилегающей к ней здоровой ткани плоды можно использовать в свежем виде или на промпереработку.
Неустранимые дефекты – дефекты, которые невозможно или экономически невыгодно устранять. Примером неустранимых дефектов могут служить полностью гнилые плоды, овощи, другие виды микробиологической порчи товаров, их механические разрушения.
-В зависимости от места возникновения все дефекты условно подразделяют на :
Технологические дефекты – дефекты, вызванные недостатками при проектировании или разработке продукции, сырья, несоблюдением или несовершенством производственных процессов. Эти дефекты являются следствием недостаточного управления и контроля качества при производстве продукции.
Предреализационные дефекты возникают при транспортировании, хранении, подготовке к продаже или реализации товаров. Примером таких дефектов может служить бой товаров в стеклянной таре, бой посуды, микробиологическая порча товаров при хранении и т. п
Послереализационные дефекты возникают при хранении, эксплуатации или использовании товаров потребителем. Причинами возникновения этих дефектов могут быть:
? нарушение потребителем правил эксплуатации, хранения, транспортирования или потребления;
? проявление скрытых технологических или предреализационных дефектов.
 
24. Методы оценки качества товаров
Под уровнем качества товаров понимается относительная характеристика качества, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества товара (продукции) с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей.
Определение уровня качества товара производится при помощи специальных методов оценки, которых в настоящее время насчитывают три метода. Метод оценки уровня качества по каждому конкретному виду однородной продукции установлен в соответствующих нормативны документах
Дифференциальным называется метод оценки уровня качества продукции, основанный на использовании единичных показателей ее качества.
При этом определяют, достигнут ли уровень базового образца в целом, по каким показателям он достигнут, какие показатели наиболее сильно отличаются от базовых.
При дифференциальном методе рассчитывают относительные показатели качества продукции q по формулам:
ql=Pi/Piб
ql1=Piб/ Pi (i=1…n)
Pi–значение i-го показателя качества оцениваемой продукции;
Piб – значение базового показателя;
n – количество показателей качества продукции.
В результате оценки уровня качества продукции дифференциальным методом принимают следующие решение: -уровень, качества оцениваемой продукции выше или равен уровню базового образца, если все значения относительных показателей больше или равны единице;
- уровень качества оцениваемой продукции ниже уровня базового образца, если все значения относительных показателей меньше единицы.
Комплексный метод оценки уровня качества продукции основан на применении обобщенного показателя качества продукции. Обобщенный показатель представляет собой функцию от единичных (групповых комплексных) показателей качества продукции. Обобщенный показатель может быть выражен: главным показателем (Во всех случаях, когда имеется необходимая информация, определяют главный показатель и устанавливают функциональную зависимость его от исходных показателей.); интегральным показателем качества продукции(применяют, когда установлен суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции и суммарные затраты на создание и эксплуатацию или потребление продукции.); средним взвешенным показателем (при комплексном методе оценки уровня качества продукции применяют в тех случаях, когда затруднено определение главного показателя и установление его функциональной зависимости от исходных показателей качества продукции.).
Различают следующие методы определения параметров (коэффициентов) весомости: метод стоимостных регрессионных зависимостей; метод предельных и номинальных значений; метод эквивалентных соотношений; экспертный метод.
Смешанный метод оценки уровня качества продукции основан на совместном применении единичных и комплексных (групповых) показателей.
Смешанный метод оценки уровня качества продукции применяют в случаях:
• когда совокупность единичных показателей качества является достаточно обширной и анализ значений каждого показателя дифференциальным методом не позволяет получить обобщающих выводов;
• когда, комплексный показатель качества в комплексном методе недостаточно полно учитывает все существенные свойства продукции и не позволяет получить выводы относительно некоторых определенных групп свойств.
При смешанном методе оценки уровня качества продукции необходимо выполнить следующие действия:
а) часть единичных показателей объединяют в группы и для каждой группы определяют соответствующий комплексный (групповой) показатель.
б) на основе полученной совокупности комплексных и единичных показателей оценивают уровень качества продукции дифференциальным методом.
 
26. Градация товаров по качеству
Градация, класс, сорт - категория или разряд, присвоенные различным требованиям к качеству продукции, процессов или систем, имеющих то же самое функциональное применение (ГОСТ РИСО 9000-2001). Градации качества - категория одноименного товара, отличающая между собой установленными значениями показателей качества. Товары разных градаций качества, за исключением опасных могут обеспечивать удовлетворенность потребителей разных сегментов. Градация, класс, сорт отражают предусмотренные или установленное различие в требованиях к качеству, которые в свою очередь устанавливают взаимосвязь функционального использования и затрат. Для принятия окончательного решения о градации качества товара необходимо сравнить действительные и базовые значения по всей номенклатуре выбранных показателей. Стандартным - признается товар, который соответствует установленным требованиям по всем выбранным показателям. Если хотя бы по одному из определяемых показателей выявлено несоответствие, товару не может быть присвоена стандартная градация, а только пониженная - не стандартная или брак. К нестандартным относится товар, который не соответствует установленным требованиям по одному или комплексу показателей, но это несоответствие не является критически опасным. Брак - товар с выявленными устранимыми или не устранимыми несоответствиями по одному или комплексу показателей. После устранения несоответствий градация товара может быть изменена. Разновидность брака с неустранимыми значительными или критическими дефектами являются отходы. Отходы со значительными несоответствиями установленным требованиям относиться к ликвидным, а с критическим -к неликвидным. В результате выявления соответствия или не соответствия установленным требованиям все товары по назначению могут быть подразделены на три градации качества. - к первой градации относятся товары пригодные к использованию по назначению. Данная градация представлена стандартными товарами, которые подлежат реализации без каких либо ограничений; - вторая градация - товары, условно пригодные для использования по назначению. Принадлежность к этой градации определяется градациями нестандартных товаров или брака с устранимыми дефектами. Условно пригодные товары могут быть реализованы по сниженным ценам или отправлены на переработку либо на корм скоту; - третья градация - опасные товары, не пригодные для использования по назначению. К данной градации относятся не ликвидные отходы, которые не подлежат реализации, а так же для промышленных и кормовых целей. Они должны быть уничтожены или утилизированы с соблюдением определенных правил. В оптовой и розничной торговле преобладают потребительские товары первой градации. Товары второй и третьей градации должны своевременно выявляться при приемочной и текущей оценке качества и не допускается к реализации.
 
 
27.Конкурентоспосо?бность това?ра — способность продукции быть более привлекательной для покупателя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик к требованиям данного рынка и потребительским оценкам.
Товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.
Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке[1].
Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара.
Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара- конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления.
 
Рассмотрим отдельно все составляющие показатели конкурентоспособности товара.
Технические показатели товара определяются оценкой соответствия его технического уровня, качества и надежности современным требованиям, которые выдвигаются потребителями на рынке. Эти требования наиболее полно отражают их общественные и индивидуальные потребности при достигнутом
(прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно- технического прогресса как у нас в стране, так и за рубежом.
Основные требования потребителей к техническим показателям находят отражение в национальных и международных стандартах.
Под стандартизацией понимают разработку и установление технических показателей (норм) для принятой к выпуску продукции, способов ее маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Документ, которым определяется (нормируется) стандартизируемый предмет, называется стандартом. Он является не только техническим, но и государственным документом. Стандарты включают в себя полную характеристику товара и содержат технические условия на его изготовление, правила приемки, сортировки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения. При оценке качества товара прежде всего определяется его соответствие стандартам.
Соответствие стандартам - регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.
В каждой стране существует своя система стандартизации товаров, соответствующая степени развития национальной экономики, науки, техники и технологии.
Вместе с тем по мере углубления интеграции национальной экономики в мировую экономику и расширения внешнеэкономического сотрудничества товаропроизводителей все большее значение приобретают развитие международной стандартизация товаров и достижение соответствия национальных стандартов международным требованиям качества товаров.
Международные стандарты устраняют ограниченность, разнородность, противоречивость национальных норм и правил различных стран. В этих целях функционирует специально созданная Международная организация стандартизации
(ISO – International Organisation for Standardisation).
 
Международный координационный центр по стандартизации - постоянно действующее Совещание правительственных должностных лиц при Европейской
Экономической Комиссии ООН. Совещание разрабатывает рекомендации правительствам стран-членов относительно стандартизации товаров.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
28.Выбор номенклатуры критериев конкурентоспособности является центральным вопросом методики оценки конкурентоспособности товаров.
 
Под критерием конкурентоспособности понимается количественная и (или) качественная характеристики товара, используемые для оценки его конкурентоспособности.
Критерии конкурентоспособности товаров можно классифицировать по виду удовлетворяемых потребностей (уровень качества, цена потребления, уровень системы формирования спроса и стимулирования сбыта, качество сервиса), количеству учитываемых характеристик (единичный, сводный, интегральный). Кроме того, критерии следует группировать по назначению:
- ограничительный критерий - количественная и (или) качественная характеристики, составляющие основу требований к допуску объекта к профессиональной оценке конкурентоспособности. Наличие лицензии на деятельность организации, сертификата соответствия на товар - примеры качественной характеристики.
- оценочный критерий - количественная и (или) качественная характеристики объекта, необходимые для профессиональной и потребительской оценки с целью определения меры конкурентоспособности и заключения о конкурентных преимуществах.
В различных ситуациях, определяемых типом и объектом рынка, критерий конкурентоспособности может выполнять ограничительную или оценочную роль. Так, для внутреннего российского рынка соответствие пищевого продукта требованиям системы ХАССП является оценочным критерием, для европейского рынка - ограничительным.
Формирование номенклатуры критериев конкурентоспособности должно осуществляться, исходя из объекта оценки (вид товара, услуги), типа рынка (внутренний и внешний), субъекта оценки (изготовитель, продавец, потребитель).
Методика учета таких объектов, как виды промышленной продукции при оценке главного слагаемого конкурентоспособности - уровня качества, фундаментально проработана в квалиметрии. При формировании номенклатуры критериев с учетом типа рынка руководствуются требованиями технического законодательства страны и национальных стандартов.
Наиболее существенным фактором формирования номенклатуры является субъект оценки. Рассмотрим его влияние подробнее.
В системе «бизнес - бизнес» (изготовитель - продавец, изготовитель сырья и комплектующих изделий - изготовитель готовой продукции) оценка производится с позиции изготовителя и продавца. Причем производится она, как правило, по номенклатуре, ограниченной показателями качества и цены, которые представляются часто в интегральном показателе качества.
Номенклатура критериев конкурентоспособности, ограниченная парой качества/цены, применяется изготовителями и специалистами по конкурентоспособности уже более 20 лет. Однако методика, основанная лишь на этих двух критериях, пригодна только для продукции производственного назначения, так как не учитывает особенностей товаров народного потребления. В связи с этим, считаем, что на современном этапе развития рынка и науки о рынке номенклатура, ограниченная качеством и ценой, не отвечает принципу достаточности, не учитывает мотивацию потребителей как приоритетных субъектов рынка. Ее требуется дополнить критерием имидж, а также другими критериями, которые учитывает покупатель при выборе товара. Следовательно, в основу формирования номенклатуры должны быть положены принципы и концепции науки о поведении потребителей.
 
Рассмотрим критерии конкурентоспособности, дополняющие традиционную пару - качество/цена:
 
1. Критерий безопасности. Исследователи проблемы конкурентоспособности традиционно рассматривают безопасность не как оценочный, а как ограничительный критерий, т.е. как характеристику, входящую в условие допуска товара на рынок и к оценке конкурентоспособности. Однако роль безопасности этим не ограничивается.
Во-первых, установленные законодательством и национальными стандартами значения норм, как правило, не отражают наивысшие достижения науки и техники и по существу являются компромиссом между возможностями промышленности (представленной большинством изготовителей) и требованиями потребителей. Поэтому величина превышения норматива безопасности должна рассматриваться как мера конкурентного преимущества. Во-вторых, не для всех товаров и услуг установлены нормы по безопасности. В-третьих, товар, выпущенный предприятием, сертифицировавшим систему качества, имеет повышенную стабильность безопасности и соответственно повышенную конкурентоспособность. Имеющийся у предприятия дополнительно к сертификату на продукцию сертификат на систему менеджмента качества обеспечивает двойную, а в ряде случаев - тройную (в случае сертификата интегрированной системы качества) защиту потребителя от опасных товаров. В-четвертых, по ряду товаров существуют градации безопасности в зависимости от соответствия тем или иным стандартам или ступеням качества.
2. Критерий подлинности отражает потребность не быть обманутым. Подлинность, как безопасность, может выступать в роли как ограничительного, так и оценочного критерия. Специалисты промышленности, работники испытательных, в том числе сертификационных лабораторий не рассматривают подлинность как самостоятельный критерий конкурентоспособности. В отличие от рядовых покупателей, они располагают информацией об изготовителях товаров-подделок, вооружены органолептическими и инструментальными методами для идентификации товаров.
Другая ситуация связана с отношением к этому критерию рядового потребителя. Естественное желание не быть обманутым изготовителем и продавцом порождает потребность покупателя получать в разной форме свидетельства защиты от фальсификации. Часто косвенным свидетельством подлинности товара он рассматривает место продажи. Таким образом, место продажи является фактором подлинности как оценочного критерия.
3. Критерий социальной адресности, позволяющий учесть индивидуальные запросы потребителей и потребности социальных групп. Объектом социальной адресности как критерия конкурентоспособности являются качество и цена. Степень согласованности характеристик товара с характеристиками потребностей индивидуума или социальной группы является мерой социальной адресности как критерия конкурентоспособности.
4. Критерий информативности. Информативность - это качество информации о конкурентных преимуществах товара. Достаточность, доступность и достоверность указанной информации является мерой информативности как критерия конкурентоспособности Товар должен быть наделен еще и привлекательными характеристиками, которые делали бы его легко узнаваемым на рынке, престижным. Совокупность указанных характеристик, формирующих у покупателя благоприятный образ продукта, составляет основу критерия информативности.
Сведения о градациях товара по качеству - один из главных ориентиров для потребителя. Они помогают ему связать цену с качеством, понять происхождение цены, грамотно осуществить конкурентный отбор товара. Однако в получении указанной информации потребитель испытывает трудности. С одной стороны, изготовитель не информирует покупателей о градациях качества, хотя они установлены стандартами, с другой, - информация по градациям не унифицирована. Таким образом, доводимая до потребителя информация с одной стороны, избыточна, с другой, – недостаточна. Ее дефицит, в частности, проявляется в качестве информации о градациях товаров по качеству.
Потребитель также остро нуждается в такой емкой и доступной информации о конкурентных преимуществах, как рейтинговые оценки, выполненные в рамках потребительской экспертизы. При необходимости важно проинформировать покупателя о социальной адресности товара.
Лица, принимающие решения, как юридические лица не оперируют критерием информативности, так как они легко решают задачу отфильтровывания и обобщения информации о конкурентах. Но при продвижении собственного товара, кто как не они могут представить его в выигрышном свете.
5. Критерий потребительской новизны отображает потребность в разнообразии. В основной своей массе потребители положительно оценивают инновации в производстве и ассортименте товаров. Среди них есть категории «инноваторов», которые особо чувствительны к инновациям, быстро и легко их осваивают, склонны к риску, связанному с освоением товаров-новинок. Отсюда возникает необходимость использования такого самостоятельного критерия конкурентоспособности как потребительская новизна.
Удовлетворение потребности в социальном имидже производится за счет тех товаров, покупка которых свидетельствует о принадлежности потребителя к определенной социальной группе.
По ряду товаров потребитель не получает информацию о такой группе свойств, как надежность. Стремясь восполнить дефицит сведений, он опирается на репутацию изготовителя или продавца.
Имидж товара не только восполняет дефицит информации о качестве и его отдельных характеристиках, но и информирует о степени достоверности заключения о соответствии товара тем или требованиям. Следовательно, речь идет о том, что репутация органа по сертификации, испытательной лаборатории переносится на имидж товара.
В современных рыночных условиях оценивать конкурентоспособность следует прежде с позиции потребителя, как приоритетного субъекта рынка. Поэтому нельзя ограничиваться характеристиками качества и цены. Номенклатура критериев должна быть адекватна спектру потребностей покупателя товаров.
Таким образом, для оценки коммерческого успеха товара на рынке необходимой и достаточной является номенклатура, которая, кроме традиционной пары характеристик качество/цена, включает: подлинность, потребительскую новизну, информативность, имидж, социальную адресность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
29. Оценка конкурентоспособности продукции
К основным факторам этой оценки следует отнести:
• Экономический потенциал и темпы роста экономики;
• Уровень развития науки и техники;
• Участие в международном разделении труда;
• Динамичность и емкость внутреннего рынка;
• Социально-экономическую и внутриполитическую ситуацию;
• Гибкость финансовой системы;
• Государственное регулирование экономики;
• Обеспеченность трудовыми и материальными ресурсами и уровень квалификации трудовых ресурсов.
В мировой практике количественная оценка конкурентоспособного товара складывается из трех этапов:
1. анализа рынка и выбора наиболее конкурентоспособного товара-образца в качестве базы для сравнения и определения уровня конкурентоспособности товара;
2. определения набора сравниваемых параметров двух товаров;
3. расчета интегрального показателя конкурентоспособности товара.
Выбор товара-образца. Это один из наиболее ответственных моментов анализа конкурентоспособности товара. Ошибка на данном этапе может привести к искажению результатов всей работы. Образец должен принадлежать к той же группе товаров, что и анализируемое изделие; быть наиболее представительным для данного рынка, а его основные параметры должны рассматриваться в динамике с учетом фактора времени в быстро меняющейся рыночной обстановке.
Определение набора сравниваемых параметров. При этом сравниваются параметры, характеризующие потребительские свойства товара (его потребительную стоимость), и параметры, выражающие его экономические свойства (стоимость).
Потребительские свойства товара, из которых складывается его полезный эффект, определяются набором "жестких" и "мягких" потребительских параметров.
«Жесткие» параметры имеют естественную физическую меру, выраженную в тех или иных единицах, и описывают важнейшие функции изделия, заданные конструктивными принципами. Например: мощность, размер, точность и т.п.
«Мягкие» параметры не имеют, как правило, естественной физической меры и вследствие этого трудно поддаются количественной оценке.
Расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара. Этот расчет основан на сравнении параметров данного товара с параметрами существующего или разрабатываемого товара, наиболее полно отражающего потребности покупателей.
 
30. Сущность метрологии и испытание продукции.
Метроло?гия — наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности (РМГ 29-99). Предметом метрологии является извлечение количественной информации о свойствах объектов с заданной точностью и достоверностью. Средством метрологии является совокупность измерений и метрологических стандартов, обеспечивающих требуемую точность.
Метрология состоит из 3 разделов:
- Теоретическая Рассматривает общие теоретические проблемы (разработка теории и проблем измерений, физических величин, их единиц, методов измерений).
- Прикладная
Изучает вопросы практического применения разработок теоретической метрологии. В её ведении находятся все вопросы метрологического обеспечения.
- Законодательная Устанавливает обязательные технические и юридические требования по применению единиц физической величины, методов и средств измерений.
 
Цели и задачи метрологии
Создание общей теории измерений;
образование единиц физических величин и систем единиц;
разработка и стандартизация методов и средств измерений, методов определения точности измерений, основ обеспечения единства измерений и единообразия средств измерений (так называемая «законодательная метрология»);
создание эталонов и образцовых средств измерений, поверка мер и средств измерений. Приоритетной подзадачей данного направления является выработка системы эталонов на основе физических констант.
Также метрология изучает развитие системы мер, денежных единиц и счёта в исторической перспективе.
Испытания продукции проводятся в специализированных испытательных лабораториях, получивших аккредитацию в конкретной области деятельности. Компетентность и наличие современной технической базы испытательной лаборатории подтверждается соответствующим аттестатом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Испытания продукции с оформлением протоколов проводятся специальными испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными соответствующими государственными органами на проведение испытаний по конкретным видам продукции, и подтверждают компетентность лабораторий, объективность и квалифицированную оценку.
В Российской Федерации зарегистрировано несколько систем аккредитации: Система аккредитации испытательных лабораторий ГОСТ Р, Система аккредитации аналитических лабораторий (центров), Система аккредитации лабораторий государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и другие.
Задача испытания - получение количественных или качественных оценок характеристик продукции, т.е. оценка способности выполнять требуемые функции в определенных условиях. Решением является протокол, с указанием параметров и результатов испытаний.
Протокол испытаний - составляется только после проведения полных испытаний, является официальным документом, содержащим результаты испытаний заявленного товара и служит основанием для выдачи сертификата соответствия. Однако в некоторых случаях сертификат может выдаваться без проведения испытаний, только на основании предъявленных документов.
Сертификационные испытания проводят с целью подтверждения соответствия продукции требованиям безопасности и охраны окружающей среды, а в некоторых случаях и важнейших показателей качества продукции: надежности, экономичности и т.д.
Сертификация предполагает взаимное признание результатов испытаний поставщиком и потребителем продукции, что особенно важно при внешнеторговых операциях.
По результату воздействия испытания различают:
неразрушающие - объект испытаний после проведения испытания может функционировать (эксплуатироваться);
разрушающие - объект после проведения испытаний не может быть использован для эксплуатации.
Сертификационные испытания продукции в большинстве случаев проводятся для оценки соответствия функциональных показателей соответствия условиям эксплуатации, способности к воздействию внешних факторов и критериям надежности. Внешние воздействующие факторы (ВВФ) во многом определяют требования к безопасности продукции в сфере ее применения и поэтому обычно оцениваются в рамках обязательной сертификации.
Надежность как основное потребительское свойство продукции играет существенную роль в ее конкурентоспособности на рынке. Показатели надежности часто являются предметом оценки при добровольной сертификации.
 
31. Измерения и их виды
Измерение — совокупность операций для определения отношения одной (измеряемой) величины к другой однородной величине, принятой за единицу, хранящуюся в техническом средстве (средстве измерений). Получившееся значение называется числовым значением измеряемой величины, числовое значение совместно с обозначением используемой единицы называется значением физической величины. Измерение физической величины опытным путём проводится с помощью различных средств измерений — мер, измерительных приборов, измерительных преобразователей, систем, установок и т. д. Измерение физической величины включает в себя несколько этапов: 1) сравнение измеряемой величины с единицей; 2) преобразование в форму, удобную для использования (различные способы индикации).
* Принцип измерений — физическое явление или эффект, положенное в основу измерений.
* Метод измерений — приём или совокупность приёмов сравнения измеряемой физической величины с её единицей в соответствии с реализованным принципом измерений. Метод измерений обычно обусловлен устройством средств измерений.
Характеристикой точности измерения является его погрешность или неопределённость. Примеры измерений:
1. В простейшем случае, прикладывая линейку с делениями к какой-либо детали, по сути сравнивают её размер с единицей, хранимой линейкой, и, произведя отсчёт, получают значение величины (длины, высоты, толщины и других параметров детали).
2. С помощью измерительного прибора сравнивают размер величины, преобразованной в перемещение указателя, с единицей, хранимой шкалой этого прибора, и проводят отсчёт.
В тех случаях, когда невозможно выполнить измерение (не выделена величина как физическая, или не определена единица измерений этой величины) практикуется оценивание таких величин по условным шкалам, например, Шкала Рихтера интенсивности землетрясений, Шкала Мооса — шкала твёрдости минералов.
Наука, предметом изучения которой являются все аспекты измерений, называется метрологией.
ВИДЫ ИЗМЕРЕНИЙ:
* Прямое измерение — измерение, при котором искомое значение физической величины получают непосредственно.
* Косвенное измерение — определение искомого значения физической величины на основании результатов прямых измерений других физических величин, функционально связанных с искомой величиной.
* Совместные измерения — проводимые одновременно измерения двух или нескольких неодноимённых величин для определения зависимости между ними.
* Совокупные измерения — проводимые одновременно измерения нескольких одноимённых величин, при которых искомые значения величин определяют путем решения системы уравнений, получаемых при измерениях этих величин в различных сочетаниях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
32. Виды средств измерения
Для практического измерения единицы величины применяются технические средства, которые имеют нормированные погрешности и называются средствами измерений. К средствам измерений относятся: меры, измерительные преобразователи, измерительные приборы, измерительные установки и системы, измерительные принадлежности.
Мерой называют средство измерения, предназначенное для воспроизведения физических величин заданного размера. К данному виду средств измерений относятся гири, концевые ме-ры длины и т.п. На практике используют однозначные и многозначные меры, а также наборы и магазины мер. Однозначные меры воспроизводит величины только одного размера (гиря). Многозначные меры воспроизводят несколько размеров физической величины. Например, миллиметровая линейка дает возможность выразить длину предмета в сантиметрах и в миллиметрах.
Измерительный преобразователь - это средство измерений, которое служит для преобразования сигнала измерительной информации в форму, удобную для обработки или хранения, а также передачи в показывающее устройство. Измерительные преобразователи либо входят в конструктивную схему измерительного прибора, либо применяются совместно с ним, но сигнал преобразователя не поддается непосредственному восприятию наблюдателем. Например, преобразователь может быть необходим для передачи информации в память компьютера, для усиления напряжения и тд. Преобразуемую величину называют входной, а результат преобразования - выходной величиной. Основной метрологической характеристикой измерительного преобразователя считается соотношение между входной и выходной величинами, называемое функцией преобразования,
Преобразователи подразделяются на первичные (непо-средственно воспринимающие измеряемую величину), передающие, на выходе которых величина приобретает форму, удобную для регистрации или передачи на расстояние; промежуточные, работающие в сочетании с первичными и не влияющие на изменение рода физической величины.
Измерительные приборы - это средства измерений, которые позволяют получать измерительную информацию в форме, удобной для восприятия пользователем. Различаются измерительные приборы прямого действия и приборы сравнения.
Приборы прямого действия отображают измеряемую величи-ну на показывающем устройстве, имеющем соответствующую градуировку в единицах этой величины. Изменения рода физической величины при этом не происходит. К приборам прямого действия относят, например, амперметры, вольтметры, термометры и т.п.
Приборы сравнения предназначаются для сравнения изме-ряемых величин с величинами, значения которых известны. Такие приборы широко используются в научных целях, а также и на практике для измерения таких величин, как яркость источников излучения, давление сжатого воздуха и др.
Измерительные установки и системы - это совокупность средств измерений, объединенных по функциональному признаку со вспомогательными устройствами, для измерения одной или нескольких физических величин объекта измерений. Обычно такие системы автоматизированы и обеспечивают ввод информации в систему, автоматизацию самого процесса изме-рения, обработку и отображение результатов измерений для восприятия их пользователем. Такие установки (системы) используют и для контроля (например, производственных процессов), что особенно актуально для метода статистического контроля, а также принципа TQM в управлении качеством
Измерительные принадлежности - это вспомогательные средства измерений величин. Они необходимы для вычисления поправок к результатам измерений, если требуется высокая степень точности. Например, термометр может быть вспомогательным средством, если показания прибора достоверны при строго регламентированный температуре; психрометр - если строго оговаривается влажность окружающей среды.
Следует учитывать, что измерительные принадлежности вносят определенные погрешности в результат измерений, связанные с погрешностью самого вспомогательного средства.
По метрологическому назначению средства измерений делят на два вида - рабочие средства измерений и эталоны. Рабочие средства измерений применяют для определения параметров (характеристик) технических устройств, технологических процессов, окружающей среды и др. Рабочие средства могут быть лабораторными (для научных исследований), производственными (для обеспечения и контроля заданных характеристик технологических процессов), полевыми (для самолетов, автомобилей, судов и т.п.). Каждый из этих видов рабочих средств отличается особыми показателями. Так, лабораторные средства измерений - самые точные и чувствительные, а их показания характеризуются высокой стабильностью
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.