На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Культуралогия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Пояснительная записка
 
Курс "Культурология" изучается студентами в соответствии с Государственным образовательным стандартом в рамках первого блока гуманитарных и социально-экономических дисциплин и предназначен для студентов непрофильных гуманитарных специальностей РГГУ (социология, журналистика, защита информатики, юриспруденция, экономика и других).
 
Предмет курса – «культура» как обозначение совокупности способов смыслополагания и осуществления социальности, присущих различным сообществам и эпохам.
 
Цель данного курса - представить культуру как форму саморефлексии современного общества, охарактеризовать современное состояние наук о культуры, продемонстрировать возможности различных культурологических подходов к интерпретации обществ прошлого и современности.
 
Задачи курса  -
    сформировать у студентов представление о неоднозначности и многообразии форм и функций «культуры» и языках ее описания;
    ознакомить студентов с современными подходами к осмыслению культуры в современном обществе и обществах прошлого;
    обучить студентов методам основным принципам анализа текстов культуры;
 
Специфика данного курса заключается в том, что представление культуры как предмета данного курса базируется на признании:
    радикальной проблематичности определения этого понятия;
    многообразия возможных высказываний о культуре и языков ее описания; 
    обусловленности каждого из этих высказываний позицией говорящего;
    необходимости занимать одну из позиций, осознавая ее неизбежную относительность.
В силу этого и представление  теории культуры осуществляется посредством  демонстрации многообразия концепций  культуры и направлений культурных исследований, каждое из которых оказывается  осмысленным и эффективным в  отношении тех или иных аспектов общественного бытия или исторических периодов. Соответственно, основой  связности истолкования культуры в  этом курсе не является предположение  о едином историческом процессе, включающем в себя некоторое количество цивилизаций ("история мировой культуры"). В качестве этой основы выступает  наличие открытого множества  теорий, объединенных общими принципами тематизации и проблематизации человеческого существования и позволяющих выявлять и описывать системы значений и способы смыслополагания, выработанные человеческими сообществами. «История мировой культуры» оказывается при этом не основой конструкции, но инструментом историзации. Будучи вызовом в отношении обыденных представлений об истории и культуре, историко-культурные факты должны подводить к осознанию сложности и неоднозначности тех или иных явлений, воспитывать навыки поиска иных рамок понимания. Историзация в свою очередь обнаруживает социальность культуры. Это подразумевает, что определенные системы значений и способы смыслополагания, во-первых, предполагают специфический тип социальности и определенную конструкцию субъекта, во-вторых, формируются и функционируют в различных типах социального взаимодействия, определяя одновременно поведение их участников. Таким образом, смысл знания о культуре определяется не тем, что она есть совокупность вечных ценностей или некий высший субъект, но прежде всего тем, что это знание позволяет разбираться в том, что лежит в основе нашей сегодняшней актуальной коммуникации, какие ценности в ней задействованы, какие формы она принимает и т.д.
С указанными особенностями курса  связана и задача активизации  позиции студента в отношении  содержания данного курса. Это содержание должно восприниматься не как объект пассивного усвоения, но - в идеале -  как совокупность средств культурной рефлексии и саморефлексии, позволяющих формировать критическую позицию в отношении к существующим культурным практикам, различать более простые и более сложные формы культуры. Такой направленностью курса обусловлены акцент на современность (в частности, обращение к проблематике социального и культурного модерна), на вовлеченность обычного человека в процессы производства и потребления значений и смыслов и пронизанность ими всех сфер общественной деятельности. Проще говоря, отправной точкой курса является признание социальной функциональности смыслового универсума культуры вообще (в частности, - многообразие этой функциональности в условиях массового общества) и, одновременно, - экзистенциальной проблематичности культуры. Благодаря этому оказывается возможным раскрыть эвристический потенциал антропологического понимания культуры, семиотического и конструктивистского подходов к ее осмыслению, являющихся наиболее значимыми ориентирами.
Содержательная специфика курса  сказывается и в характере  промежуточных контрольных заданий (контрольная работа, домашние задания), и в обращении к интерактивным  формам аудиторной и внеаудиторной  работы (включение фоновых знаний, обсуждение  наиболее существенных моментов данного курса на материале  репродукций и видеоматериалов  и др.). 
 
В результате прослушивания курса  студент должен:
    получить представление об основных особенностях, задачах и формах современной рефлексии о культуре;
    знать о различных подходах и языках описания культуры;
    продемонстрировать знание базовых теорий и умение применять представленные в курсе методы интерпретации текстов культуры;
 
 
 
 
Содержание  курса
 
ТЕМА 1. Культура как предмет знания
 
Культура: неустранимое многообразие значений. Метафоры «культуры»: постижение vs потребление. Формы и функции высказываний о культуре в различных сферах общественной жизни (повседневность, СМИ, политика). Культура как объяснительный принцип в различных гуманитарных дисциплинах: разнообразие антропологических моделей. Рефлексия о предметном содержании понятия как условие научности знания о культуре. Параметры выбора исследовательской позиции. Определение культуры и перспективы "культурализма". «Культурные» повороты в гуманитарном знании 20 в. Проблема различения наук о культуре и наук о природе: опыт неокантианства. Понятия "ценность" и "смысл". "Культура" как объяснительная модель в понимающей социологии М.Вебера. Изучение культуры как познание другого: идея диалога в концепции М.Бахтина.
 
ТЕМА 2. Современное знание о культуре: основные подходы
 
Место антропологического, семиотического и конструктивистского подходов в пространстве исследований культуры. Развитие антропологии и поворот  к эмпирическому изучению культуры. Проблема соотношения биологического (природного) и социального (культурного) в антропологии 19- ХХ вв. «Картина мира» (ментальность), «техники тела», «определение ситуации». Антропологический подход к исследованию культуры в гуманитарном знании XIX-ХХ вв.: культурно-исторические контексты и взаимодействие дисциплин. Стратегии рецепции антропологического подхода в историческом знании:  эволюция школы «Анналов» от истории ментальностей к исторической антропологии.  Семиотика и антропология: концепция К.Гирца  Теорема Томаса. История повседневности. Антропологический подход в изучении современной культуры: культурный горизонт массового общества. Традиция Cultural studies: базовые понятия и принципы исследования. Схема круговорота культуры в работах С.Холла и Р.Джонсона.
Выражение, понимание и коммуникация в гуманитарном знании ХХ в. Семиотика, герменевтика, теория медиа: основные понятия, представители и вклад в изучение культуры. Язык и культура в герменевтике и семиотике. Лингвистика и антропология: гипотеза «лингвистической относительности» Э.Сэпира – Б.Уорфа. Семиотика и анализ коммуникации в филологии, искусствознании лингвистике. Структура знака и текста в семиотическом анализе. Условность и игровая природа культурных текстов в перспективе семиотического анализа. Репрезентация и реальность: подходы к ее анализу в современных культурных исследованиях. Ограниченность семиотического подхода. Смыслополагание в контексте восприятия и понимания: перспективы герменевтики и теории медиа. Концепция произведения искусства В.Беньямина. «Средство коммуникации есть сообщение» (М.Маклюэн)
Конструктивистский подход к исследованию общества и культуры в работах  П.Бергера, Т.Лукмана, П.Бурдье. Человек в обществе и общество в человеке. Социальная реальность и понятие реификации. Культура и (вос)производство социального порядка. Понятие культурной практики. Социологическая интерпретация идентичности. Общество и «общества»: стратегии саморепрезентации и проблема различия. Половая и этническая принадлежность человека, образы себя и другого в перспективе социального конструирования. «Ориентализм» Э.Саида. Марксистская, феминистская, постколониальная самокритика современной культуры и проблема культурного изменения.
 
ТЕМА 3. «Судьба» «культуры». Исторические проекции «культуры»
 
История как форма самосознание общества. «Культура» в истории человечества.  Концепция культурного синтеза  современности в работах Э.Трельча. Концепция «осевых эпох» К.Ясперса, теории цивилизаций О.Шпенглера, А.Тойнби, С.Хантингтона. Рефлексивная история "культуры" и "цивилизации": подходы «истории понятий», новой социальной и новой культурной истории. "Культура" ("цивилизация") в европейской истории: слово, идея, категория исторического сознания, научное понятие. Возникновение идеи культуры и «переломная эпоха современности» (Р.Козеллек). «Культура» как способ самоописания современного общества. Культура и образы прошлого: историческая периодизация, конструирование национальной и этнической истории. Культура, история и принципы новоевропейской научности: проблема гуманитарного знания в работах неокантианцев. 
 
ТЕМА 4. Общество модерна: идея культуры и «процесс цивилизации»
 
Возникновение идеи культуры и «граница современной культуры» (Р.Козеллек). Общество модерна: достижительские ценности, секуляризация, интенсивная экономика, автономные и общедоступные институты, рационализм и индивидуализм. Структурные, антропологические и медийные аспекты модернизации. Универсальный характер идеи культуры и самокритика общества модерна. Воспроизводство ценностей, образцов, традиций в условиях модерного общества. Человек модерна: новая свобода и новое принуждение. Воображенные сообщества (Б.Андерсон) и изобретение традиций (Э.Хобсбаум). Политический порядок современности между демократией и тоталитаризмом. Секуляризация и капитализм в концепции М.Вебера. Социогенез индивидуальности, «культуры»/"цивилизации" и государства-нации в работах Н.Элиаса. Биография как феномен культуры. Гигиена, спорт, мода, туризм и антропологический проект современности. Город как лаборатория модерна в интерпретации Г.Зиммеля. Пространство современного города в концепции В.Беньямина: видимое и скрытое, публичное и частное, техническое и эстетическое. Реализм как парадигма современной культуры. Город, реализм и новые медиа. Процессы модернизации в зеркале конкурирующих идеологий: либерализм, консерватизм, социализм.
 
 
ТЕМА 5. Самоопределение  субъекта и институты культуры: от модерна к постмодерну
 
Институциализация «культуры». Массовость и автономия, релятивизация и дифференциация культуры как социальные процессы и культурные проблемы. Литература как модельный институт современности. От «Литературы» к «литературности». Усложнение ролевой структуры: возникновение «автора», «читателя», «критика» «исследователя». Методологические импликации этого процесса с точки зрения интерпретации текстов.  «Классическое», «авангардное», «массовое» как основные системы культурного действия. Ценностная нагруженность этих категорий и проблема их объективации. Классическое, авангардное и массовое в межгрупповом взаимодействии. Массовая культуры: структура и формы поэтики. Поэтика формульной литературы (по Д.Кавелти). Массовая и популярная культура: феномен культурного отчуждения и стратеги его преодоления. Авангард и утопическое мышление. Техника как объект культурной рефлексии. «Классическое», «авангардное», «массовое» в тоталитарном обществе. «Культура» в посттоталитарном обществе. Постмодерн как новая фаза эволюции проекта «культуры» и характеристика современной культурной ситуации. Формы рефлексии о субъективности. Критика культурных авторитетов и борьба за канон. Современная медиакультура и культурные альтернативы глобализации.
 
ТЕМА 6. Миф и ритуал в  традиционной и современной культуре
 
Образ архаической культуры в европейском  сознании: параметры восприятия и  характеристики иной культуры. Антропологическое  знания в европейской мысли XIX - XX вв. и конструирование Другого. Осмысление специфики архаических культур в современной антропологии. Генезис и морфология, типологический и эволюционный подходы в исследованиях архаической культуры. Традиционная и современная культуры сквозь призму мифа и ритуала. Восприятие мифа в истории европейской мысли. Функции мифологических сюжетов и образов в истории европейской культуры. Миф и символ в культуре: типы интерпретации (на примере концепций З.Фрейда и К.-Г.Юнга). Основные направления в исследовании мифа и ритуала в XIX – XX в. Проблема специфики мифологического мышления и мифологической картины мира (К.Леви-Стросс, М.Элиаде, М.Дуглас, Е.Мелетинский). Дар и особенности архаической экономики в работах М.Мосса. Ритуал, его место в традиционной культуре, функции и типы. Способы означивания событий, предметов и действий в ритуале. Ритуал и ритуализованные формы поведения. Миф, ритуал и генезис современных форм культур. Морфология сказки В.Проппа и повествовательные структуры. Вклад исследований традиционной культуры в разработку методов культурологического анализа.
 
ТЕМА 7. Традиция и архаика  в критике и саморефлексии современной культуры
  Традиции исследования "мифа" и "ритуала" и анализ современной культуры: границы применимости. Архаическое в современной культуре: разрушение и изобретение традиций. Мифологизм в XX в: взаимосвязь мифологии и модернизма. Феномен тоталитаризма как сочетание архаики и модерна. Национализм и формы мифологизации истории. Осмысление феномена идеологии в современном гуманитарном знании. "Мифологии буржуазного общества (по Р.Барту). Идея дара в современной культуре. История и память в современном обществе. «Неработающие сообщества» и утопическая социальность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы
 
Основная  литература
 
    Культурология: Учеб. пособие для вузов./ Под  ред. Драча Г.В. – Ростов н/Дону: Феникс, 2009.
    Культурология: Учеб. пособие для вузов. / Под  ред. А.Н. Марковой.– М.: Юнити - Дана, 2009.
    Культурология: Учеб. пособие. Курс лекций. /Под ред. А.А. Радугина. – М.: Библионика, 2008.
    Костина А.В. Культурология: электронный учебник.- М.: КНОРУС, 2009.
    Культурология: Классические труды: электронный учебник.- М.: Нексмедиа, 2007
    Волкова  Э.Н. Теория культуры.  Хрестоматия. http://histcult.chat.ru/izd/Theory_of_culture.doc
    Зенкин С.Н. Введение в литературоведение: Теория литературы: Учеб. пособие. М.: РГГУ, 2000. http://www.iek.edu.ru/publish/ltcont.htm
    Степанов Б. Е. Методика преподавания культурологии и коммуникативный потенциал культурных исследований // Коммуникативные стратегии культуры и гуманитарные технологии. СПб.:Книжный дом, 2007. С. 184-231.
    Юдин А.В. Русская народная духовная культура. Учебное пособие для студентов вузов. М., 2005.
    Я иду на занятия по культурологии. Учебно-методический модуль (Автор-составитель – Волкова Э.Н.). М., 2002.
 
Справочная литература
 
    Культурология. ХХ век. Словарь, Спб, 1997.
    Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.1-2, Спб, 1998. http://yanko.lib.ru/books/encycl/cultXXall1&2volumes.htm
    Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. (любое издание).
    Постмодернизм. Энциклопедия. Мн., 2001. http://yanko.lib.ru/books/encycl/post_mod_encyclop_all.html
    Словарь терминологии тартуско-московской семиотической школы. Составитель Ян Левченко. Под руководством И.А.Чернова http://diction.chat.ru/ukazat.html#T
    Современная западная философия: Словарь. (Любое издание.)
    Современное зарубежное литературоведение: Энциклопедический справочник. - М., 1996.
    Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. - М., 1996
 
Дополнительная  литература
 
    Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1993
    Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения М., 199
    Айзенберг К. Спортсмен//Логос. 2006 №3 С.3-22
    Андерсон Б. Воображаемые сообщества М., 2001
    Антология исследований культуры. Т.1 Интерпретации культуры. Спб., 1997.
    Ариес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Ек., 1999
    Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность. М., 2004
    Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Спб., 1993
    Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.
    Барт Р. Мифологии (любое издание).
    Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995.
    Баткин Л.М. Пристрастия М., 1994
    Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
    Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.
    Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
    Бодрийяр Ж. Система вещей. (любое издание)
    Бурдье П. Рынок символической продукции// Вопросы социологии. 1993. № 1/2. с. 49 - 62; 1994. № 5. с. 50 - 61.
    Бурстин Дж. Сообщества потребления THESIS Вып.3 1993 http://www.hse.ru/science/igiti/thesis3.html
    Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М., 1990.
    Венедиктова Т.Д. Секрет срединного мира. Культурная ф
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.