На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Историческое развитие российской конституционности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
                                                 Оглавление
Введение………………………………………………………..........................2
ГЛАВА 1.Понятие конституционности……………………………………….4
ГЛАВА 2.Историческое развитие российской конституционности………..6
    2.1.Конституция  РСФСР 1918г.…………………………………………….6
    2.2.Конституция  1924г................................................................................9
    2.3.Конституция  1936г...............................................................................12
    2.4.Конституция  СССР 1977 и 1978г........................................................15
    2.5.Конституция  РФ 12 декабря 1993г......................................................19
Заключение……………………………………………………………………...22
Библиографический список……………………………………………………24
 


Введение
Конституция - основной закон  государства, закрепляющий основы общественного  и экономического строя данной страны, форму правления и форму государственного устройства, правовое положение личности, порядок организации и компетенцию  органов власти и управления в  центре и на местах, организацию  и основные принципы правосудия и  избирательной системы. Конституция  отражает соотношение классовых  сил в момент ее принятия, закрепляет диктатуру господствующего класса. Обладает высшей юридической силой  по отношению ко всем другим нормативным  актам, составляющим правовую систему  страны.1
Среди множества законов  и иных правовых актов есть один, роль и значение которого трудно переоценить. Иногда его так и называют Основной Закон, но чаще всего – конституция. Само понятие «конституция» в переводе с латыни означает установление, учреждение, устройство. В Древнем Риме так именовали отдельные акты императорской власти. Появление конституций как основных законов государства связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства. Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однако, исторические особенности её развития привели к тому, что в ней отсутствует конституция в обычном понимании этого слова. Иначе говоря, нет единого акта, регулирующего как важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, так и права свободы граждан. Современная Великобритания - страна, имеющая неписаную конституцию, которую составляют многочисленные акты, принятые в период XIII - XX вв. Все они не связаны между собой определенной системой и не образуют единого акта. Первой же писаной конституцией (т.е. представляющей единый основной закон с внутренней структурой) можно назвать конституцию США принятую в 1787 г. и действующей по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями были конституции Франции и Польши 1791 г.
России, не так давно вставшей на путь демократического развития, на протяжении всей истории постоянно приходилось совершенствовать свою правовую и политическую систему в соответствии с меняющимися условиями.
Цель данной работы заключается  в том, чтобы, проследить исторические этапы становления конституционности в России, а задачами являются анализ основных правовых документов в процессе построения правового государства в России, изучение исторических условий и факторов, определивших развитие конституционного процесса, а также оценка степени совместного функционирования общества и власти. Объектом данной работы являются конституции РСФСР и РФ. Предметом является их историческое развитие.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1. Понятие  конституционности
Важнейшим атрибутом правового  государства является реальное действие конституции и её охрана. Это предопределило возникновение такого правового  явления, как конституционность.
Конституционность - режим  соблюдения конституции как высшего  закона общества и государства; соответствие нормам и принципам конституции.2 Понятие конституционности используется как для оценки политического режима в целом (действительно ли он соответствует конституции или в той или иной мере расходится с ней), так и для оценки конкретных ситуаций и действий органов государственной власти, особенно высших, а также партий и других общественных объединений. Особое место занимает вопрос о конституционности законов и других правовых актов, то есть об их соответствии конституции, обладающей высшей юридической силой. Однако выявление сущности конституционности требует ее соотнесения с понятием законности.  
В юридической науке сложилось понимание законности как строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми субъектами права действующего законодательства. Исследования законности имеют многолетнюю историю и раскрывают различные аспекты этого явления: социально-экономический, политико-юридический, логико-семантический и др. В современной юридической науке выделяют новые аспекты понимания законности сквозь призму сопоставления этого понятия с требованиями права в целом, а не только требованиями закона как юридического документа. Отождествление права и закона выражается, в частности, в использовании понятий «конституционная законность» и «правовая законность» в качестве равнозначных. При этом признается невозможность законности разного уровня в принципе. С подобной точкой зрения нельзя полностью согласиться, поскольку, исходя из сложившегося определения содержания законности, конституционность следует рассматривать в качестве высшего среза законности в целом в силу особого положения конституции в правовой системе государства.  
В любом случае конституционность (конституционная законность) должна рассматриваться не только в качестве соответствия нормативно-правовых актов конституции, но и как определенный режим функционирования общества и государства, включающий в себя конституционные идеи и принципы.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 2. Историческое развитие российской конституционности
 
2.1 Конституция  РСФСР 1918г.
 
        Начиная с первого дня своего существования Советское государство, издаёт целый ряд актов конституционного характера. Это декреты: О мире и О  земле; Декреты О суде и др., Обращение Петроградского ВРК «К гражданам России» и обращение второго Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам  и крестьянам». Важным правовым актом, который почти целиком вошёл в первую Советскую Конституцию, была Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая третьим Всероссийским съездом Советов 12 января 1918 года. Но формы власти и управления во многом складывались стихийно. Чтобы урегулировать этот процесс и закрепить те формы, которые соответствовали главным устоям новой государственности, была необходима официальная Конституция. Ее создание - переломный момент в становлении Советского государства.
     Рождение Советского государства сопровождалось появлением Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой 25 января 1918 г. III Всероссийским Съездом Советов. Она вошла в текст первой Советской Конституции, и является ныне памятником права. Некоторые авторы прямо называют декларацию - первым документом советской России носящей конституционный характер. Однако декларация в некоторых случаях может не являться конституционным документом, но содержать нормы ведущей отрасли права. Чаще всего она издается при разъяснении гражданам, общественности, мировому сообществу официальной политики в области межнациональных отношений или в связи с оценкой общественно-политической и экономической обстановки.
      Принятию Конституции РСФСР 1918г., предшествовала непростая борьба за ее содержание. III Всероссийский съезд Советов, состоявшийся в январе 1918г., выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одной из первоочередных задач Советской власти. Съезд, в частности, поручил Центральному Исполнительному Комитету подготовить следующему съезду Советов основные положения Конституции РСФСР.
       Однако в связи с резким обострением в феврале-марте 1918 г. международной обстановки (прекращение в Брест-Литовске  мирных переговоров с Германией и наступлением германской армии), а также усложнением внутреннего положения Советской России всё внимание большевистской партии и Советского правительства было направлено на сохранение советского строя. Работа ВЦИК по разработке Конституции была временно отложена.
       30 марта 1918 г. ЦК РКП(б) рекомендовал ВЦИК четвёртого созыва образовать Конституционную комиссию. 31 марта 1918 г. ЦК партии ещё раз отметил актуальность введения в действие первой Советской Конституции и подчеркнул, что период завоевания власти кончился, идёт основное государственное строительство.
       19 апреля 1918 г. на заседании комиссии ВЦИК голосовали по трем проектам: большевиков, М. А. Рейснера, эсеров-максималистов. Комиссия приняла проект большевиков. Дальнейшая работа над разделами проекта проводилась тремя подкомиссиями.
        17 ноября 1917 г. на заседании ВЦИК по предложению Я. М. Свердлова был принят Наказ о взаимодействиях ВЦИК и СНК, в котором подтверждалось решение II Всероссийского съезда Советов о том, что СНК целиком ответствен перед ЦИК. Мероприятия же по борьбе с контрреволюцией могут быть проводимы СНК непосредственно, под условием ответственности перед ЦИК. Наказ устанавливал периодичность отчётов каждого члена СНК перед ЦИК и порядок ответов СНК на запросы ЦИК. Тот же принцип во взаимоотношениях ВЦИК и СНК был отражён в резолюции III съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской Республики».
       Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов, который открылся 4 июля 1918 г. в Москве, в Большом театре. На съезд прибыло 1164 делегата с правом решающего голоса. В их числе было 773 коммуниста, 352 левых эсера, 32 делегата от других партий. На заключительном заседании съезд заслушал доклад о проекте Конституции и проект одобрил.
       В своём постановлении о принятии Конституции (Основного закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики съезд указал: «Утверждённая III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Советской республики составляют единый Основной Закон Российской Советской Федеративной Республики». Окончательную редакцию Конституции съезд поручил ВЦИК. Отредактированный текст Конституции был опубликован 19 июля 1918 г. С этого момента Основной Закон РСФСР вступил в действие.
      Итак, страна обрела свой первый Основной закон. Первая Конституция состояла из 6 разделов и включала 17 глав и 90 статей.
 
 


                                                2.2 Конституция СССР 1924г.          
В соответствии с решением I съезда Советов и ЦИК СССР Президиум ЦИК СССР 10 января 1923 г. образовал шесть комиссий для подготовки важнейших частей будущей Конституции:
комиссию по созданию положений  о СНК, СТО и наркоматах СССР;
    бюджетную комиссию;
    комиссию по разработке положения о Верховном Суде СССР и ОГПУ;
    комиссию по утверждению государственного флага и герба СССР;
    комиссию по выработке положения о ЦИК СССР и его членах;
    комиссию по персональному составу наркоматов и коллегий.
В соответствии с решение  I съезда Советов СССР Президиум ЦИК СССР постановил в кратчайший срок разослать ЦИК союзных республик тексты Декларации и Договора об образовании СССР, просить дополнительно их рассмотреть и прислать свои замечания. Началась работа над проектом Конституции СССР непосредственно и в союзных республиках.
В период подготовки проекта  Конституции СССР шли оживленные споры, борьба мнений, ожесточенная борьба с предложениями, носящими характер великодержавного шовинизма и местного национализма. Вновь вносились предложения, которые были отвергнуты в процессе создания СССР. Активно участвовала  в разработке проекта Конституции  СССР правящая Коммунистическая партия. Вопросы проекта Конституции  СССР были предметом обсуждения февральского (1923 г.) Пленума ЦК РКП (б), который  избрал комиссию по подготовке Конституции. Важное значение для разработки Конституции СССР имел XII съезд РКП (б), проходивший 17-25 апреля 1923 г. Съезд высказался за то, чтобы высшие органы Союза ССР были построены таким образом, чтобы они отражали не только общие нужды и потребности всех национальностей Союза, но и специфические нужды и потребности отдельных национальностей. Поэтому съезд отметил необходимость создания в системе высших органов СССР специального органа представительства национальностей на началах равенства. Съезд подчеркнул, что при построении центральных органов Союза необходимо обеспечить равенство прав и обязанностей республик, обеспечить реальное участие в них представителей республик. После XII съезда Коммунистической партии разработка проекта Конституции вступила в завершающую стадию. Вскоре ЦИК СССР сформировал расширенную Конституционную комиссию в составе 25 человек, включая представителей ЦИК всех союзных республик. Эту комиссию возглавил М.И. Калинин. В процессе работы над проектом Конституции Конституционной комиссией были учтены все замечания и поправки, присланные из республик. Важное значение в выявлении и согласовании мнений представителей республик имело проведенное 9-12 июня 1923 г. совещание с ответственными работниками национальных республик и областей. Совещание высказалось за создания второй палаты ЦИК СССР из представителей союзных и автономных республик, утверждаемой съездом Советов СССР. Совещание дало и название двум будущим палатам ЦИК СССР – Союзный Совет и Совет Национальностей. Совещание высказалось за равенство палат, сохранение за каждой из них права законодательной инициативы. Отмечалось необходимость создания одного Президиума ЦИК СССР, избираемого обеими палатами ЦИК, с обеспечением представительства национальностей.
Разработка проекта Конституции  СССР близилась к концу. 26-27 июня 1923 г. проект Конституции был обсужден, дополнен и одобрен Пленумом ЦК РКП (б). Специальные сессии ЦИК РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР, проходившие в  конце июня – начала июля, обсудили и утвердили проект Конституции  СССР. А 6 июля 1923 г. II сессия ЦИК СССР единогласно одобрила проект Конституции СССР и в соответствии с полномочиями, данными ЦИК ССС еще I съездом СССР, приняла постановление «О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик». В январе 1924 г. утвержденный 6 июля 1923 г. ЦИК СССР проект Конституции СССР был одобрен съездами союзных республик. Завершалась работа над первой Конституцией СССР на II съезде Советов СССР. Вторым пунктом в работе съезда стал вопрос об утверждении Конституции СССР. Доклад по этому вопросу сделал А.С. Енукидзе. Делегат II съезда Советов СССР Гринько Г.Ф. внес предложение «…так как текст Конституции вырабатывался в целом ряде многочисленных собраний и комиссий, при участии всех республик и областей – прений по докладу тов. Енукидзе не открывать». 31 января 1924 г. II съезд Советов СССР единогласно утвердил Конституцию СССР. Первая Конституция СССР вошла в историю как Конституция СССР 1924 г.3
 
 


                                          2.3 Конституция 1936 г.
       Принятие Конституции СССР 1936-го года - это обновление всей конституционной системы Союза, что объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, "полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементом, что сделало возможным значительно расширить пределы социалистической демократии". В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку и введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании.
       Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. Статья 127 предусматривала равноправие граждан только "независимо от их национальности и расы". Также впервые были введены главы, содержащие широкий спектр основных прав и обязанностей граждан. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалось только "в соответствии с интересами трудящихся и в целом укрепления социалистического строя". Помимо политических вопросов в текст Конституции были включены также нормы, утверждающие все главные экономические основы социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства. Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР, но, как и многое другое в этой конституции являлось лишь фикцией.
       Конституция окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль в Конституции не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отменять противоречащие Конституции акты союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР. Конституция 1936 года была призвана решить новые задачи. К середине 30-х годов ситуация в стране серьезно поменялась: последние очаги сопротивления были окончательно подавлены. В стране установлена система тотального контроля. Партия превратилась из закрытого "ордена меченосцев" в широкий общегосударственный институт, вобравший в себя наиболее активную часть населения. Однако следствием этого стало не прекращение борьбы за власть, а переход ее из межпартийной плоскости во внутрипартийную. К этому времени основную угрозу для сталинского режима представляли не амбициозные неофиты, примкнувшие к партии победителей, а старая "ленинская гвардия". Первые были в основной своей массе лояльны властям и послушно претворяли в жизнь мудрые указы вождя. Вторые, считавшие вождя всего лишь одним из равных, были вечно недовольны. Измененная Иосифом Сталиным Конституция СССР помогла нейтрализовать новых старых врагов - но на этот раз именно благодаря своему показному демократизму. "Ленинскую гвардию" сгубили внедренные в новую советскую Конституцию принципы "буржуазного парламентаризма" - прямые и тайные выборы. Существовавшая до этого многоступенчатая система (уездные советы избирали представителей в волостные, волостные -- в губернские и т. д.) позволяла представителям "ленинской гвардии" серьезно влиять на кадровую политику в стране. При открытых голосованиях мнение "героев гражданской войны", "партийцев с дореволюционным стажем" определяло многое.
         В ноябре 1936 г. (после прошедшего публичного обсуждения проекта) на чрезвычайном Восьмом Съезде советов проект дополнительно подвергся редактированию и в начале декабря съезд утвердил проект Конституции. Новая Конституция состояла из 13 глав и 146 статей.
        Политическую основу СССР составляли советы депутатов трудящихся, которым принадлежала вся власть в стране. Экономическую основу – социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Социалистическая собственность выступает в двух формах: государственной и кооперативно-колхозной. Законом допускалась мелкое частное (основанное на личном труде) хозяйство. Хозяйственная жизнь страны определялась государственным народнохозяйственным планом страны. Труд рассматривался как обязанность.
 
         Государственное устройство страны определялось как федеративное (союзное) объединение республик. Давался исчерпывающий перечень прав федеративных органов, не перечисленные полномочия оставались за союзными республиками. Последним предоставлялось право выхода из состава СССР, конституции союзных республик должны были соответствовать Конституция СССР, в случае их расхождения действовал союзный закон. Конституция провозглашала единое гражданство. Высшим органом власти в СССР становился Верховный совет СССР, наделенный законодательной властью и состоявший из двух палат: Совета Союза ( избирался по территор. округам) и Совета Национальстей (избир. по союзным, автон.республикам, областям и нацин. округам). Обе палаты признавались равноправными, работали в сессионном порядке.
         Правительство (СНК СССР) формировалось на совместном заседании обеих палат Верховного Совета. СНК издавал постановления и распоряжения на основе действующих законов, принятых Верховным Советом. В конституции давался перечень союзных (обороны, иност. дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного тран-та, тяжелой и оборонной промышленности ) и союзно-республиканских (пищевой, легкой, лесной пром-ти, земледелия, финансов и т.д.) народных комиссариатов. По аналогии с союзными органами центральной власти и управления строилась система органов союзной республики. 
        В 9 главе – изменения в избирательной системе. Закреплялось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании с 18-ти лет. Предшествующее избир.законодательство отменялось.
        В перечне основных прав и обязанностей граждан упоминалось о правах на труд, отдых, материальное обеспечение( в старости, болезни, при потере трудоспособности), бесплатном образовании. Провозглашалось равенство полов, национ-тей, свобода слова, печати, собраний, митингов, шествий и демонстраций, отделение церкви от гос-ва и школы от церкви.
        В последующем, происходившие в госаппарате преобразования ( создание или ликвидация наркоматов, новые принципы формирования государственных структур и институтов) находили отражение в действующей Конституции, включаясь в нее посредством законов и указов, утверждаемых в установленном порядке. И в 1937 г. принимается Конституция РСФСР, закрепившая новые системы органов власти, управления и выборов. РСФСР по Конституции включала в себя 5 краев, 17 автон.республик, 6 автон.областей. 

                             2.4 Конституции СССР 1977 и 1978г.
Конституция СССР была принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. (Историческая справка. БСЭ)
За сорок лет после  принятия предыдущей Конституции 1936 года, во всем советском обществе произошли столь глубокие изменения, что их стало необходимо обобщить в Новом Основном законе страны. Всенародное обсуждение проекта Конституции началось 4-го июня 1977 года. 7-го октября 1977 года была принята Декларация: " Верховный Совет Союза ССР, действуя от имени Советского народа и выражая его суверенную волю, принимает Основой закон СССР ".
Конституция исходит из основных принципов и идей, выработанных предшествующими советскими Конституциями. Вместе с тем она знаменует новый этап в истории конституционного строительства. Конституция отличается от прежних Основных законов не только по содержанию, но и по форме. Отличительной чертой этого документа является наличие вводной теоретической части закона. Конституция 1977 года, в отличие от прежних, состоит из крупных разделов, посвященных основам общественного строя и политики СССР, проблеме соотношения государства и личности, национально-государственному устройству страны. Прежние Конституции характеризовали Советское государство, как государство рабочих и крестьян. Основной закон 1977 года включает в эту формулу интеллигенцию. Таким образом, социальная база Советского государства расширяется. Конечно, воля Советской интеллигенции и до этого совпадала с волей рабочих и крестьян. Однако, характеризуя Советское государство, как государство рабочих, крестьян и интеллигенции. Конституция 1977 года подчеркивает все возрастающую консолидацию советского общества, его социальную однородность. Новая Конституция впервые вводит понятие "народ".
Без сомнения, прежнее понятие "трудящиеся" в большей мере совпадает с понятием "народ". Однако нельзя не отметить, что народ есть более высокая ступень консолидации Советского общества. В этом смысле указания на народ как источник власти означает дальнейшее развитие Советской демократии. Народовластие в нашей стране юридически обеспечивается правом граждан участвовать в управлении государственными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения (статья 48). Но, как говорилось выше, часто в нашем государстве народ является идеологической ширмой для правящего класса людей (в данном случае Коммунистической партии).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.