На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Субъективное благополучие

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 40. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение…………………………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. Подростковый возраст. Психологические особенности………………………….
      Основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста………………………..
      Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста………………….
      Подростковый комплекс…………………………………………………………………….
      Формирование самосознания в подростковом возрасте…………………………………...
      Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности…
ГЛАВА 2. Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия………………….
    Основные теоретические модели субъективного благополучия………………………….
   2.1.1Счастье, удовлетворенность, благополучие…………………………………………..
   2.1.2 Составляющие благополучия личности………………………………………………
    Основные теоретические подходы к изучению субъективного благополучия…………..
    Субъективное благополучие как составляющая  индивидуального сознания личности..
    Субъективное благополучие как составляющая Я-концепции……………………………
    Основные детерминанты субъективного благополучия…………………………………...
    Структура, механизмы и функции субъективного благополучия…………………………
    Понятие феномена "психологическое благополучие" в современной психологии личности………………………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
В последние  десятилетия проблема субъективного  благополучия все чаще становится предметом  исследования психологов. Это вызвано  острой для психологической науки  и практики необходимостью в определении  того, что служит основанием для  внутреннего равновесия личности, из чего оно складывается, какие эмоционально-оценочные  отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует  в регуляции поведения, каким  образом можно помочь личности в  решении проблемы благополучия. Удовлетворенность  или неудовлетворенность жизнью определяет очень многие поступки субъекта, разные виды его деятельности и поведения: бытового, экономического, политического. Эти переживания выступают значимым фактором состояния общественного  сознания, групповых настроений, ожиданий, отношений в обществе. Непосредственное влияние удовлетворенность жизнью оказывает на настроение, психическое состояние, психологическую устойчивость личности. Значение этого важного феномена достаточно хорошо осознано и в обыденном сознании, и в науке. Вместе с тем, во многих научных работах удовлетворенность жизнью трактуется как достаточно простой феномен, как некоторая оценка, которой человек характеризует свою текущую жизненную ситуацию. Естественно, такая оценка от респондента (при психологическом или социологическом анкетировании) имеет право на существование, но необходимо заметить, что за ней стоит широкий спектр переживаний субъективного благополучия личности. Различные аспекты субъективного благополучия, внутренняя картина этого переживания редко выступали предметом психологического исследования. Исследователи разных областей науки отмечали факты, относящиеся к переживанию благополучия или неблагополучия отдельным индивидом, большей частью обращаясь к его состояниям. Сегодня же все больше выдвигается на передний план необходимость анализа личностных, социокультурных, социально-психологических детерминант благополучия, поскольку оно зависит от взаимодействия и взаимовлияния целого комплекса различных внутренних и внешних составляющих. С 60-х годов проведено достаточное количество исследований этносоциального благополучия индивидов. Переживания счастья имеет значительную культуральную и этническую обусловленность. Так, например, в социологических опросах выявлено, что чаще всего людей, ощущающих себя счастливыми, можно встретить в Индии и реже всего - в Швеции. И эти исследования дают нам право утверждать, что ни политические, ни экономические факторы не могут служить постоянным основанием (фактором) благополучия. Отсюда следует, что нужно искать определенные этнические, культурные обстоятельства, влияющие на уровень благополучия. Однако, подобные исследования не ставят своей целью выявление широкого набора культурно - и этноспецифических особенностей, которые бы дали возможность полнее представить взаимосвязь этнически обусловленных особенностей оценки жизни и переживания благополучия, которые формируются в результате этнической социализации. Чаще всего такие исследования ориентированы на выявлений различий, определенными этнической принадлежностью индивида.
      Обратимся к определению такого термина, как "счастье". Итак, "счастье" - это  эмоциональное состояние, при котором  человек испытывает внутреннюю удовлетворенность  условиями своего существования, полноту  и осмысленность жизни и осуществление  своего назначения. Понимание "счастья" субъективно - каждый человек определяет его по-своему. Для кого-то счастье - это миллионы евро в Швейцарских банках, для кого-то - любимая работа, пусть и с минимальным размером оклада, для кого-то - бутылка алкоголесодержащего напитка. Я считаю, что выбранная мной тема очень актуальна в условиях нынешней жизни. Все мы знаем, что новый век принес России долгожданный период стабильности. Однако, и в 2000-е "большинство из нас были по-прежнему вынуждены жить сегодняшним днем, строить планы лишь на ближайшее будущее", отмечает социолог Борис Дубин, причем упоение новообретенным благополучием подчас граничило с позицией "после нас хоть потоп". Вот какое значение приписывает Большой Энциклопедический Словарь Даля слову "благополучие": благополучие - это спокойное, без неудач и потрясений, течение дел, жизни. Можно ли ожидать спокойного течения жизни в условиях, в которых оказался весь мир на пороге нового тысячелетия? На мой взгляд, можно. Если человек сможет сознательно сделать настоящее мощным средством для борьбы со страхом и неуверенностью в завтрашнем дне, тогда его можно будет назвать успешным. Ведь самый надежный способ обрести счастье "заключается не в том, чтобы иметь то, что хотим иметь, а в том, чтобы хотеть и ценить то, что имеем" [50].
     Поэтому актуальность и значимость проблемы субъективного благополучия личности остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.
     Объект: субъективное благополучие подростков
     Цель работы: изучить особенности субъективного благополучия подростков
     Задачи:
      определить понятие «субъективное благополучие» и современные подходы к его изучению
      Проанализировать особенности проявления субъективного благополучия личности подростка
Подростковый  возраст. Психологические  особенности 

1.1. Основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста 

Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».
Основной  особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие  все стороны развития. Процесс  анатомо-физиологической перестройки  является фоном, на котором протекает  психологический кризис.
Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое  развитие. Увеличиваются рост и вес  ребенка, причем у мальчиков в  среднем пик "скачка роста" приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек "скачок роста" обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько  лет).
Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до "взрослых" размеров дорастают голова, кисти  рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги - и в последнюю  очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает  развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время  неуклюжими, неловкими. 
В связи  с быстрым развитием возникают  трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение АД (артериального давления), повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря => неуравновешенность. Это состояние удачно выразил  американский подросток: "В 14 лет мое тело будто взбесилось". Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. 
 

1.2. Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста
Вкратце расскажу об особенностях и трудностях подросткового возраста. 
Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое  отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального. Важность подросткового  возраста определяется и тем, что  в нем закладываются основы и  намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок  личности. 

1.3. Подростковый комплекс
Психологические особенности подросткового  возраста получили название "подросткового  комплекса". Что же он представляет собой? 
Вот его  проявления:  

    чувствительность  к оценке посторонних своей внешности
    крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих
    внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров
 
Суть "подросткового  комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим  особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие  реакции на воздействия окружающей среды. 
Одной из основных причин психологических  трудностей этого возраста является половое созревание, которое предопределяет неравномерность развития по различным  направлениям. Характерной чертой этого  возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремиться овладеть как можно большим количеством знаний, при этом не обращая должного внимания на их систематичность. Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.
Для подростков характерна полярность психики:
    Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
    Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
    Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
    Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
    Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
    Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
    Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
 
Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.
 
Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. Месяц позанимавшись плаванием, подросток вдруг заявит, что он пацифист, что убивать кого бы то ни было — страшный грех. И по сему увлечется с тем же азартом компьютерными играми.
 
 
 
 
 
 

1.4. ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.         
Важным  этапом созревания является процесс  формирования самосознания. В его  основе лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности, осознанное отношение к своим  потребностям и способностям, влечениям, переживаниям и мыслям. 
         У подростков субъективный образ "Я" складывается в большей степени от мнения окружающих. Обязательным компонентом самосознания является самооценка. Часто у подростков самооценка неадекватна: она либо имеет склонность к повышению, либо самооценка значительно снижена. Формирование личности у мальчиков и девочек различны в интеллектуальном и эмоциональном плане. У мальчиков ярче выражена способность к абстрагированию, значительно шире круг интересов, но наряду с этим, они беспомощнее в реальных жизненных ситуациях. У девочек - более высоко развита словесно-речевая деятельность, способность к состраданию и переживанию. Они более чувствительны к критике своей внешности, чем к критическим оценкам их интеллектуальных способностей. Подросток стремится к самостоятельности, но в проблемных жизненных ситуациях он старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения, и ждет помощи со стороны взрослых. 
         Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, может вызывать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности. 
         В современной западной литературе широкое распространение получила концепция Эрика Эриксона о кризисе идентичности как главной особенности подросткового возраста (под идентичностью понимается определение себя как личности, как индивидуальности). Эриксон называет этот кризис "Идентификация или путаница ролей". Подросток активно "примеряет" на себя различные социальные роли, определяет требования, возможности и права, присущие каждому новому образу. Безусловно, в ролевом веере будут присутствовать и негативные объекты, само существование которых может провоцировать конфликтные ситуации. 
         Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям - поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействиия окружающей среды. 
         Подростковая фаза первичной социализации - все подростки этого возраста - школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст очень противоречив, для него характерно диспропорции уровней и темпов развития. Подростковое "чувство взрослости" главным образом новый уровень притязаний, предвосхищяющий положение, которого подросток фактически не достиг. Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Ценность работы для подростка определяется ее взрослостью, а возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, обычно весьма не лицеприятно, отсюда и типичные возрастные конфликты. Этот возраст также представляет собой особый интерес в связи с тем, что для большинства ребят еще не наступил момент самоопределения; не встала еще остро проблема дальнейшего выбора - либо получать среднее образование в школе и ориентироваться в далеком будущем на высшее учебное заведение, либо совмещать образование с получением профессии в средних специальных учреждениях, таких как, колледжи, техникумы и пр. 
         Таким образом, большая группа детей находится как бы в состоянии "социального покоя": взрослые по отношении к подростку ведут себя как с ребенком, еще слабо предъявляются требования ответственности за совершаемые поступки и принимаемые решения. При уже достаточно сформированном характере еще в слабой степени выражены социальные наслоения. Проекция же семейных взаимоотношений и установок служат подростку ориентиром в повседневной жизни и межличностных контактах. Можно предположить, что в семьях, где подросток обделен вниманием взрослых, где нет доверительных взаимоотношений - формируется чувство враждебности ко всему окружающему миру. Учитывая непростую социально-экономическую обстановку в обществе, ее нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне у подавляющего большинства взрослого населения - повышенный фон тревожности, к сожалению, становится нормой. Дети, более тонко чувствующие атмосферу окружения, не могут не принять это как естественное состояние. 
         В настоящее время агрессивное поведение подростков является проблемой, которая волнует и родителей и учителей. Психологическая атмосфера в детском коллективе зачастую зависит от детей, более агрессивных по отношению к окружающим. 
         Различные авторы в своих исследованиях по-разному трактуют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для "защиты занимаемой территории" (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон), реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию. 
Однако нельзя рассматривать агрессивность только как негативное явление. Следует помнить о том, что они могут закономерно возрастать на фоне повышения активности подростка в процессе его аффективного развития.
 

1.5. Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.  
 
Отечественные психологи выделяют еще одну важную особенность подросткового возраста – чувство взрослости. Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. Он стремиться расширить свои права, делать так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое поведение часто провоцирует запреты. Но это необходимо, т.к. именно подобном противостоянии со взрослыми подросток исследует свои границы, пределы своих физических и социальных возможностей, рамки дозволенного. Через такую борьбу за независимость он удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, узнает свои возможности и учиться действовать самостоятельно. 
 
Важно, чтобы эта борьба происходила в безопасных условиях и не принимала крайних форм. Ведь для подростка важна не столько сама возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности. В этом возрасте они считают, что между ними и взрослым нет принципиальной разницы. Однако не нужно путать безопасные условия с попустительством и вседозволенностью. Как уже говорилось выше, подросткам необходимы ограничения для того, чтобы познать свои границы. Кроме того, еще одной характерной чертой подросткового возраста является несоответствие представлений о своих желаемых и реальных возможностях. Вседозволенность в этой ситуации может привести к непоправимым последствиям, вплоть до криминальных действий. 
 
Очень часто родители, уже прошедшие период становления и самоутверждения в жизни, но, имея в своем жизненном опыте ошибки и трудности, стараются оградить от них своих детей. Забывая при этом, что человек не может учиться только на положительном опыте. Чтобы «познать, что такое хорошо и что такое плохо» подросток должен все это пропустить через себя. Роль родителей в этом процессе заключается в том, чтобы ребенок не допускал фатальных и неисправимых ошибок, смягчая и не допуская до крайности процесс жизненного познания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Теоретический анализ проблемы субъективного  благополучия 

2.1. Основные теоретические  модели субъективного  благополучия.
     В 1960гг. американские исследовательские организации стали задавать людям вопросы о счастье и удовлетворенности. Это привело к появлению ранних классических работ, таких как: «Модель человеческих тревог» Кентрила, «Структура психологического благополучия» Бредберна, «Качество американской жизни» Кэмпбелла, Конверса и Роджерса
     В 1974 г. основан журнал «Исследования социальных показателей» (Social Indicators Research), в котором появилось много материалов по проблемам счастья, благополучия и удовлетворения жизнью. В издании «Личность и индивидуальные различия» (Personality and Individual Differences) стали публиковаться статьи на тему индивидуальных различий в восприятии субъективного балгополучия. Журнал «Психология личности и социальная психология» (The Journal of Personality and Social Psychology) также стал размещать на своих страницах статьи о счастье. В 1999 г. был создан журнал «Исследования счастья» (Journal of Happiness Research), редактор которого - Венховен. В 1994 г. этот исследователь выпустил свой объемный трехтомник «Корреляты счастья» (Correlates of Happiness), где заново проанализированы 630 крупнейших исследований со всего мира. Канман, Динер и Шварц подготовили другой объемный труд «Основы гедонистической психологии» (Foundations ofHedonic Psychology, Kahneman, Diener, & Schwarz, 1999, базирующийся на результатах состоявшейся в Принстоне конференции. Психологии счастья и субъективного благополучия посвящены монографии Аргайла.
     Термин  «субъективное благополучие» широко используемый в зарубежной психологической  литературе появился в отечественной  психологии недавно. В нашей стране проблема субъективного благополучия практически не изучена, хотя имеет  глубокие исторические корни. Хотя оценка человеком своей жизни, его эмоциональное  отношение к ней являлись темой  многих философских, социологических  и психологических исследований.
     Определимся,  что такое субъективное благополучие. По мнению P.M. Шамионова, субъективное благополучие - понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворенности.
     Родственными  понятиями для субъективного  благополучия, часто употребляемыми в научной литературе, являются понятия  «оптимизм», «удовлетворенность жизнью», «счастье». В большинстве вышеперечисленных  исследованиях «субъективного благополучия»  (subjective well-being - SWB), данное понятие рассматривается как синонимичное понятию «счастье». Однако анализ показывает, что «субъективное благополучие» и «счастье» неодинаковы. При рассмотрении субъективного благополучия обычно исключаются такие объективные переменные, как доход и состояние физического здоровья.
     Определение субъективного благополучия, содержащееся в работах различных авторов, можно сгруппировать в три  категории:
     1. Нормативное благополучие, которое  определяется по внешним критериям,  таким как добродетельная «правильная»  жизнь. Условием благополучия  является степень соответствия  той системе ценностей, которая  принята в данной культуре. Человек  ощущает благополучие, если он  обладает некоторыми социально  желательными качествами.
     2. Определение субъективного благополучия  сводится к понятию удовлетворенности  жизнью и связывается со стандартами  респондента в отношении того, что является хорошей жизнью. Благополучие является глобальной  оценкой качества жизни человека  в соответствии с его собственными  критериями. Это определение подразумевает,  что благополучие - это гармоничное  удовлетворение желаний и стремлений  человека.
     3. Третье значение понятия субъективного  благополучия тесно связано с  обыденным пониманием счастья,  как превосходства положительных  эмоций над отрицательными. Это определение подчеркивает приятные эмоциональные переживания, которые либо объективно преобладают в жизни человека, либо человек субъективно склонен к ним.
     Понятие субъективного благополучия очень  неоднозначно, Е. Diener [181], анализируя литературные данные, выделил следующие признаки субъективного благополучия:
     1. Субъективность. Это означает, что  субъективное благополучие существует  внутри индивидуального опыта.
     2. Позитивность измерения. Субъективное  благополучие- это не просто отсутствие негативных факторов, что характерно для большинства определений психического здоровья. Необходимо наличие определенных позитивных показателей.
     3. Глобальность измерения. Субъективное  благополучие обычно включает  глобальную оценку всех аспектов  жизни личности в период от  нескольких недель до десятков  лет.
     Именно  субъективное отношение личности к  жизни, её коллизиям и изменениям определяет душевное и моральное  удовлетворение собственной жизнью, даже в том случае, когда объективные  характеристики говорят об обратном.
     Исследователи различают три варианта субъективного  благополучия : физическое, психологическое и социальное. Такое понимание родилось не случайно. Оно согласуется с подходами психологов к внутренней структуре личности, включающих неразрывное единство трех «Я»: физическое «Я», социальное «Я» и духовное «Я» (У. Джеймса)
     Физическое  «Я» включает телесную организацию  и все материальное, чем обладает человек. Структуру социального  «Я» составляют роли, нормы и стремление человека к обществу. Духовное «Я» - это «полное объединение отдельных  состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств».
     В понятие субъективного благополучия необходимо включать и конкретные формы  поведения, которые позволяют улучшать качество жизни на всех уровнях (физическом, социальном и духовном) и позволяют  достигать высокой степени самореализации.
     Таким образом, субъективное благополучие личности представляет собой интегральное социально-психологическое  образование, включающее оценку и отношение  человека к своей жизни и самому себе. Оно содержит все три компонента психического явления - когнитивный, эмоциональный, конотативный (поведенческий), и характеризуется субъективностью, позитивностью и глобальностью измерения (Е. Diener).
     В исследованиях субъективного благополучия личности уделяется большое внимание соответствию актуальных (актуализируемых) потребностей субъективным возможностям человека по их удовлетворению. Иначе  говоря, сфера потребности получает теснейшую связь со сферой самосознания. Соответственно, можно предположить, что при высоких потребностях, но низком уровне оцениваемой самостоятельно возможности удовлетворения потребности, наступает субъективное неблагополучие, обратное соотношение, вероятно, ведет  к благополучию. Таким образом, устанавливается  связь между актуализацией потребностей и осознанием их реализации.
     Можно предположить, что уровень благополучия будет соответствовать удовлетворению потребностей разного уровня:
     1) витальные (биологические) потребности;
     2) социальные потребности в узком  и собственном смысле слова  (поскольку социально опосредованы  все побуждения человека) включают  стремление принадлежать к социальной  группе (общности) и занимать в  этой группе определенное место,  пользоваться привязанностью и  вниманием окружающих, быть объектом  их уважения и любви;
     3) идеальные потребности познания  окружающего мира и своего  места в нем, познания смысла  и назначения своего существования  на земле как путем присвоения  уже имеющихся культурных ценностей,  так и путем открытия совершенно  нового, неизвестного предшествующим  поколениям .
     В связи с бесконечностью движения от одной потребности к удовлетворению следующей, можно предположить о  принципиальной невозможности субъективного  благополучия. Поскольку благополучие в большей степени относится  не к частному поведенческому акту, но к обобщенной оценке «жизни вообще», к удовлетворению тех потребностей, которым придается особый смысл в связи с теми же ценностями и установками, то достижение благополучия возможно. Если понимать субъективное благополучие в узком смысле как удовлетворенность субъективно-важными сферами деятельности, то видимо, нужно понимать, что высшей ее формой является самоактуализация.
     В разработке проблемы самосознания исследователи  обращают внимание на информационное обеспечение благополучия. Так, И.С. Кон подчеркивает, что в рефлексивном «Я» наиболее тщательно регистрируются те мнения о себе, которые способствуют поддержанию устойчивости образа «Я».
     Следует сказать и о разных стратегиях субъективного контроля, теснейшим  образом связанного с «Я»-образом. Одни склонны приписывать ответственность за успехи и неудачи себе, другие - внешним факторам и, следовательно, по-разному представляют себе свое благополучие. Между тем, и те и другие стремятся к устойчивости в области самовосприятия и его оценочному выражению, но делают это по-разному.
     В последнее время внимание исследователей обращается на то, что субъективное благополучие обеспечивается не только внутренним физическим и психическим  благополучием, но и состоянием духовно  -нравственного здоровья социальной среды. 
 
 
 
 

2.1.1 Счастье, удовлетворенность, благополучие 

     Для характеристики состояния субъективного  мира личности в аспекте его благоприятности  употребляют различные термины: переживание (ощущение) счастья, удовлетворенность  жизнью, эмоциональный комфорт, благополучие." Удовлетворение (и удовлетворенность)" - термин с очень широким значением, весьма распространенный и в связи с этим имеющий область определения с размытыми границами. Говорят и пишут об удовлетворенности жизнью в целом и об удовлетворенности отношениями с конкретным человеком независимо от степени значимости данного человека для личности [25]. Удовлетворение можно испытать от событий различного по значимости для личности масштаба. Одним словом обозначается переживание при успешном завершении книги, которая писалась несколько лет, и ощущение после неплохого обеда. В последнем случае слово " благополучие " вряд ли уместно - мы не говорим, что недурно поев, переживаем благополучие. Последнее предполагает обобщенные, особо значимые для личности переживания. Физическое (телесное) благополучие не может возникнуть благодаря лишь тому, что нет острого чувства голода и желудок работает хорошо или оттого что обувь удобна для ног. Хотя и то, и другое может доставлять удовлетворение и быть важным для телесного благополучия в целом. Телесное благополучие объединяет множество чувств, определяемых физическим существованием индивида, и ощущениями, возникающими в организме. Важной для психолога особенностью термина "удовлетворенность жизнью" является его неопределенность в предмете оценки - в том, что именно удовлетворяет или не удовлетворяет отвечающего. Предмет оценки очень часто от внимания исследователей ускользает. Но, в зависимости от того, что именно респондент принимает в расчет: внешние обстоятельства жизни (лишь в некоторой степени изменяемые его усилиями) или оценивает свои решения, действия и поступки, собственную успешность, существенно зависит сама оценка. Несмотря на эту неопределенность, отказаться от этого термина или полностью заменить его другим не представляется возможным, поскольку он занимает свое заметное место в менталитете и отдельной личности и общества в целом.
     В научной и популярной литературе нередко можно встретить словосочетание " эмоциональный комфорт " [25]. Как  нам кажется, данное выражение имеет  метафорическое содержание, что затрудняет его использование в качестве одного из центральных понятий при  описании субъективного мира личности. В большинстве словарей комфорт  истолковывается достаточно определенно - как "удобство, удобные условия". Поэтому, характеризуя эмоциональную жизнь личности, приходится опираться на его переносный смысл. Для научного термина такое качество следует оценивать как недостаток. Обычно понятия, основанные на метафорах, затрудняют развитие теории, включающей их в свой понятийный аппарат. По этим причинам из числа обсуждаемых более перспективным нам представляется понятие благополучия.
     У понятия благополучие есть достаточно ясное значение, его трактовки  в значительной степени сходны или  совпадают в различных научных  дисциплинах и обыденном сознании. Благополучие и чувство благополучия весьма значимы для всего субъективного (внутреннего) мира личности. Неслучайно понятие благополучия взято Всемирной  организацией здравоохранения (ВОЗ) в  качестве основного для определения  здоровья [25]. В нем здоровье - состояние  полного физического, умственного  и социального благополучия, а  не только отсутствие болезней или  физических дефектов. По мнению экспертов ВОЗ, благополучие в большей степени обусловлено самооценкой и чувством социальной принадлежности, чем биологическими функциями организма. Оно связано с реализацией физических, духовных и социальных потенций человека. Традиционно психологическое благополучие рассматривалось через противопоставление психологическому нездоровью и неблагополучию. Вместе с тем, на рубеже ХХ и ХХI веков под влиянием активно развивающегося экзистенциально-феноменологического подхода к личности формировалось представление о недостаточности медицинской модели психологического благополучия. В этот период потребность выхода за пределы дихотомии "здоровье-болезнь" и обращение исследователей к позитивным аспектам функционирования личности обусловили актуальность исследования данного феномена в его взаимосвязи с различными сторонами человеческого бытия [52].
     Существуют  объективные показатели благополучия, известные каждому человеку. Представление  о собственном благополучии или  благополучии других людей, оценка благополучия опирается на объективные критерии благополучия, успешности, показатели здоровья, материального достатка и  т.п. Последние оказывают то или  иное влияние на переживание благополучия. Но что это переживание в значительной мере обусловлено особенностями  отношений личности к себе, окружающему  миру в целом и его отдельным  сторонам. Все внешние факторы  благополучия при любых объективных  характеристиках по самой природе  психики не могут действовать  на переживание благополучия непосредственно, но лишь через субъективное восприятие и субъективную оценку, которые обусловлены  особенностями всех сфер личности.
     Другими словами, благополучие личности по самой  своей природе является прежде всего субъективным. Объективных (внешних) показателей качества жизни человека, может быть достаточно для многих экономических исследований, но, например, социологу крайне необходимо, практически в любом обследовании, учитывать не только объективные показатели, но и субъективное мнение респондентов. Понятно, что для психолога субъективная сторона бытия личности имеет первостепенное значение как предмет исследования.
     Следует отметить, что, несмотря на значительную роль субъективных факторов в благополучии (или неблагополучии) личности, вряд ли возможно отождествлять полностью  понятия благополучия и субъективного  благополучия - за ними стоят различные, хотя и близкие, реальности. Вследствие этого мы посчитали нужным добавлять определение " субъективное " к понятию " благополучие " (по крайней мере, при определении темы обсуждения или предмета изучения). 

2.1.2. Составляющие благополучия личности 

     Личность  является интегратором всей психической  активности индивида. Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как  субъекта, называет своим "Я". "Я" - это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании. К своему "Я" человек в большей  мере относит внутреннее психическое  содержание. В каком-то очень широком  смысле все, что человек переживает, все психическое содержание его  жизни входит в состав личности [35].
     Для психологии личности и психологии в  целом особо существенно то, что  переживание благополучия является важнейшей составной частью доминирующего  настроения личности. Именно через  настроение субъективное благополучие, как интегративное, особо значимое переживание, оказывает постоянное влияние на различные параметры  психического состояния человека и, как следствие, на успешность поведения, продуктивность деятельности, эффективность  межличностного взаимодействия и многие другие стороны внешней и внутренней активности индивида. В этом постоянном влиянии и заключается регулятивная роль субъективного благополучия личности. На переживание благополучия (или  неблагополучия) влияют различные стороны  бытия человека, в нем слиты  многие особенности отношения человека к себе и окружающему миру. Благополучие личности складывается из ряда составляющих:
Социальный  компонент.
     Социализация  личности в современных условиях общественного развития накладывает  отпечаток на всю жизнедеятельность  человека, определяя ее направленность, систему ценностных ориентаций, отношений. В процессе социализации формируются  и внутренние критерии оценки себя, системы отношений, жизнедеятельности и других объектов того социального поля, в котором находится сама личность и в котором реализуется ее поведение и деятельность. Система внутренних отношений личности формируется на основе ее представлений, которые и задают некую систему координат, в которую она помещает все наиболее важные, значимые события; эта система включает внутренние и внешние инстанции, динамичные во времени и образующие целостности, в которых они могут соотноситься, противоречить или совпадать [50]. Социальное благополучие - это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому она принадлежит. Это также удовлетворенность межличностными связями и статусом в микросоциальном окружении, чувство общности. В качестве ведущих факторов, составляющих социальное благополучие, выступают: социальная зависимость, личностные особенности, прогностичность жизни (оптимизма - пессимизма), уверенность в жизни и эмоциональный настрой, удовлетворенность своей реализованностью в трудовой деятельности, удовлетворенность государством, интуитивно-созерцательное отношение к действительности, социальная комфортность, гражданственность, ценностное отношение к будущему. Разброс мнений относительно сферы принадлежности социального самочувствия необыкновенно велик. Социальное самочувствие рассматривается на разных уровнях: с одной стороны, как явление общественного сознания и общественной психологии, с другой, как индивидуально-личностное состояние. Наряду с отнесением самочувствия к высшим этажам общественного сознания - к сфере идеологических, политических, духовных явлений - существует также тенденция включения его в систему глубинных бессознательных индивидуальных психических явлений. Нужно отметить, что на 2005-2010 годы, в Программе социально-экономического развития Республики Татарстан ведущими, приоритетными государственными задачами являются создание условий для реализации потенциала семьи и улучшение качества жизни граждан [38]. Таким образом, в настоящее время очень большое внимание уделяется социальному и материальному благополучию граждан.
Материальный  компонент.
     Материальное  благополучие - удовлетворенность материальной стороной своего существования (жилье, питание, отдых), полнотой своей обеспеченности, стабильностью материального достатка. Все мы стремимся к материальному  благополучию. У каждого размеры  этого самого "материального благополучия" разные. Богат не тот, у кого много  денег, а тот, кому хватает. У каждого  из нас свои потребности и свои возможности. Именно от возможностей в  основном и зависит уровень материального  благополучия конкретного человека на конкретный момент. При изменении благосостояния - изменяются и возможности. Из-за этого качество жизни у всех разное. Показателем непосредственных характеристик качества жизни является окончательный вариант Первой международной системы показателей, разработанный в 1978 году. Всего в эту систему показателей включено 186 индикаторов, разделенных на 12 групп: демографические характеристики населения; санитарно-гигиенические условия жизни; потребление продуктов питания, жилищные условия и обеспеченность потребительскими благами длительного пользования; образование и культура, занятость и условия труда; доходы и расходы населения; стоимость жизни и потребительские цены; транспортные средства; организация отдыха, культура и спорт; социальное обеспечение, свобода человека [7].
Религиозный компонент.
     Духовное  благополучие - ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание  возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод); осознание и переживание  смысла своей жизни; наличие веры - в Бога или в себя, в судьбу (предопределенность) или счастливую удачу на своем жизненном пути, в успех собственного дела или  дела партии, к которой принадлежит  субъект; возможность свободно проявлять приверженность к своей вере и т.д. Религиозные люди считают, что благополучие человека полностью зависит от послушания Господу. В соблюдении заповедей Милосердного Отца заключается действительно великое благо. Все заботы Бога, постоянная любовь, попечения, удивительные намерения по отношению к людям должны привязать сердца и утвердить стопы для следования по пути послушания Ему. Надо бояться Господа, надо ходить пред Ним, любить Его, служить Ему от всего сердца и от всей души, соблюдая заповеди и постановления [54]. Физическое блаженство тела - в здоровье, блаженство ума - в познании истины, а блаженство души - в любви Божьей. Нет большего утешения для усталых и часто разуверившихся сердец, как непоколебимая уверенность, что Бог любит их, и нет высшего блаженства, как питать горячую любовь к Нему [54].
Физический  компонент.
     Физическое (телесное) благополучие - хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус. Если говорить конкретнее, то можно определить физическое благополучие индивидуума как естественное состояние  организма, характеризующееся его  полной уравновешенностью с биосферой  и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений. Оно зависит  от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать. Сохранить и укрепить его можно, только отказавшись от чрезмерного употребления алкоголя, от курения, наркотиков и других вредных привычек. Состояние здоровья может быть объективно установлено лишь по совокупности многих параметров: антропометрических, клинических, физиологических, биохимических показателей, определяемых с учетом полового и возрастного факторов, а также социальных, климатических, географических и метеорологических условий [20].
Психологический компонент.
     Психологическое благополучие (душевный комфорт) - слаженность  психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего  равновесия. Психологическое благополучие более устойчиво при гармонии личности. Гармония личности - согласованность  множества процессов ее развития и самореализации, соразмерность  жизненных целей и возможностей. Понятие гармонии раскрывается через  понятия согласованности и стройности. Стройный означает "имеющий правильное соотношение между своими частями". Гармония личности это также соразмерность основных сторон бытия личности: пространства личности, времени и энергии личности (потенциальной и реализуемой). Психологическое здоровье зависит от системы мышления человека, отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире. Также оно зависит от умения определить свое положение в окружающей среде, свои отношения к людям, вещам, знаниям и прочему и достигается умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения с учетом необходимости, возможности и желания. Психологическое благополучие представляет собой совокупность личностных ресурсов, которая обеспечивает субъективную и объективную успешность личности в системе "субъект-среда". В современной психологической науке существует неоднозначность соотношения понятий "субъективное благополучие" и "психологическое благополучие". Одни исследователи субъективное благополучие рассматривают как составляющую психологического, другие - психологическое благополучие как часть [52]. В отдельных работах данные понятия трактуются как синонимичные. В зарубежной психологии подходы к исследованию психологического благополучия условно разделяются на эвдемонистические и гедонистические. Как отмечают исследователи, главным недостатком гедонистического подхода является его теоретическая неразработанность, а эвдемонистического - трудность эмпирической оценки психологического благополучия. Попытки преодоления данных недостатков привели к сближению указанных подходов, построению интегративных моделей психологического благополучия. Так, в зарубежной психологии наибольшей популярностью среди исследователей пользуется многомерная модель психологического благополучия К. Рифф, базисом которой послужили основные теоретические концепции, ориентированные на исследование позитивного психологического функционирования личности. Названная модель включает шесть основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономию, управление окружающей средой (компетентность), наличие целей в жизни и личностный рост [52].
     В отечественной психологии интегративный  подход к психологическому благополучию представлен, в частности, в многоуровневой модели психологического благополучия, разработанной А.В. Ворониной. В этой модели психосоматическое, психическое, психологическое здоровье рассматриваются  как уровни психологического благополучия. Для каждого уровня автор предлагает как субъективные параметры измерения, так и объективные, которые оцениваются  внешними экспертами [52].
     Кроме того, исследователи, такие как Е.Е. Бочарова, Л.В. Куликов, Р.М. Шамионов, уделяют значительное внимание взаимосвязям отдельных компонентов психологического благополучия, их зависимости от различных субъективных и объективных факторов. Так, в настоящее время, активно исследуется связь смысложизненных ориентаций, осмысленности жизни, суверенности психологического пространства, толерантности, стратегий жизни, ценностных ориентаций и стратегий поведения личности с психологическим благополучием личности.
Таблица 1
Компоненты психологического благополучия и их составляющие
 
Компонент Содержание Авторы  
Аффективный Баланс положительных  и отрицательных аффективных  переживаний: субъективное ощущение счастья; общая удовлетворенность жизнью; отсутствие выраженной тревожности, депрессивных симптомов; эмоциональный комфорт. М. Аргайл, Н. Брэдбурн, Э. Динер; Н.К. Бахарева, А.В. Воронина, А.Е. Созонтов, П.П. Фесенко  
Метапотребностный Личностный  рост (мера самореализации); возможность  реализации базовых потребностей в  автономии, компетентности, связи с  другими. Дж. Бьюдженталь, Э. Деси, А. Маслоу, А. Меннегети, Р. Мэй, Р. Райан, К. Рифф, В. Франкл, Э. Фромм, К. Хорни, Р.А. Эммонс, М. Яхода; Н.К. Бахарева, А.В. Воронина, П.П. Фесенко  
Мировоззренческий Наличие целей, занятий, убеждений, придающих жизни смысл; чувство осмысленности своего прошлого и настоящего. К. Рифф; П.П. Фесенко  
Интрарефлексивный Самопринятие, позитивная оценка себя и своей жизни в целом, осознание и принятие не только своих положительных качеств, но и своих недостатков, внутренний контроль, развитое самопознание. Дж. Бьюдженталь, Э. Динер, А. Маслоу, К. Рифф, В. Франкл, М. Яхода; Н.К. Бахарева А.В. Воронина, А.Е. Созонтов, П.П. Фесенко  
Интеррефлексивный Компетентность  в отношении с окружающей средой, гармоничные отношения с миром, осознание человеком самого себя в контексте отношений с собой, другими людьми, обществом, природой. Дж. Бьюдженталь, А. Маслоу, К. Рифф, В. Франкл; А.В. Воронина, А.Е. Созонтов, П.П. Фесенко  
       

     Главными  критериями психологического благополучия личности выступают объективная  успешность (социальное, физическое, психологическое  и соматическое здоровье) и субъективное переживание благополучия, проявляющееся  в ощущении счастья и удовлетворенности  жизнью в целом. Уровень психологического благополучия определяют различные  субъективные и объективные факторы, в том числе характеристики окружающей среды, степень влияния которых  определяется их значимостью для  личности.
     Все перечисленные составляющие благополучия тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов  к той или иной составляющей благополучия в немалой степени условно. Например, чувство общности, осознание и  переживание смысла жизни вполне могут быть причислены к факторам, создающим душевный комфорт, а не только социальное или духовное благополучие.
     В субъективном благополучии (в целом  и в его составляющих) целесообразно  выделять два основных компонента: когнитивный (рефлексивный) - представления  об отдельных сторонах своего бытия, и эмоциональный - доминирующий эмоциональный  тон отношений к этим сторонам. Когнитивный компонент благополучия возникает при целостной, относительно непротиворечивой картине мира у  субъекта, понимании текущей жизненной  ситуации. Диссонанс в когнитивную  сферу вносит противоречивая информация, восприятие ситуации как неопределенной, информационная или сенсорная депривация. Эмоциональный компонент благополучия предстает как переживание, объединяющее чувства, которые обусловлены успешным (или неуспешным) функционированием всех сфер личности. Дисгармония в любой сфере личности вызывает одновременно и эмоциональный дискомфорт. Именно в нем достаточно полно отражено неблагополучие в разных сферах личности.
     Субъективное  благополучие (или неблагополучие) конкретного человека складывается из частных оценок различных сторон жизни человека. Отдельные оценки сливаются в ощущение субъективного  благополучия. Эти стороны жизни  являются предметом изучения разных научных дисциплин. Благополучие предстает  интересным предметом изучения и  актуальной проблемой для психологии. Благополучие зависит от наличия  ясных целей, успешности реализации планов деятельности и поведения, наличия  ресурсов и условий для достижения целей. Благополучие создают удовлетворяющие  межличностные отношения, возможности  общаться и получать от этого положительные  эмоции, удовлетворять потребность  в эмоциональном тепле. Разрушает  благополучие социальная изоляция (депривация), напряженность в значимых межличностных связях. 

2.2. Основные теоретические подходы к изучению субъективного благополучия. 

     Целевой подход, связанный с ориентацией на конечную цель. Представители этого подхода утверждают, что благополучие возникает при достижении некоторой цели или предмета потребности. Многие исследовательские модели субъективного благополучия основываются на имплицитно подразумеваемых потребностях и целях.
     В зависимости от вида стремлений различают  два альтернативных течения в  русле целевого подхода. В теориях  потребностей утверждается существование  определенных врожденных или приобретенных  потребностей, которые личность стремиться удовлетворить, чтобы достичь благополучия. В теориях целей утверждается, что человек сознательно ставит себе определенные цели, а благополучие - результат их достижения.
     В соответствии с целевым подходом уровень СБ зависит от специфических условий: например, индивид может желать достижения целей, которые приносят кратковременное удовлетворение, но имеют долговременные неприятные последствия, цели и желания личности могут быть в конфликте друг с другом, и поэтому их невозможно удовлетворить полностью и т. п.
     Современные целевые подходы к изучению СБ имеют ряд недостатков. Прежде всего в изучении СБ редко существует возможность тщательно спланировать эксперимент: потребности и цели иногда описываются весьма приблизительно, а для точной проверки того, действительно ли достижение целей повышает уровень СБ, необходимо лонгитюдное исследование.
     Ценностный  подход. При ценностном подходе к пониманию и определению счастья наибольший интерес представляет для нас философско-психологическая концепция С.Л.Рубинштейна, хотя в ней проблема счастья, как впрочем и ценности, не была выделена ( и это вполне понятно в условиях тех лет) как отдельная научная проблема. Тем не менее многие аспекты этой проблемы, как и общий подход к ее разработке, были заложены в том комплексе философско-психологических идей о человеке, которые определили новаторский дух и гуманистическую направленность его учения.
     С.Л. Рубинштейн делает важный для нашего понимания ценностной специфики счастья вывод о том, что не стремление к «счастью.» ( к удовольствиям и т.д.) определяет в качестве мотива, побуждения деятельность людей, их поведение, а соотношение между конкретным побуждением и результатом их деятельности определяет их « счастье» и удовлетворение, которое они получают от жизни. Критикуя принцип гедонизма, при котором жизнь превращается « в погоню за удовольствиями», отвращающую человека от решения его жизненных задач, он высказывает принципиальную для нас мысль о том, что «чем меньше мы гонимся за счастьем, чем больше мы заняты делом своей жизни, тем больше положительного удовлетворения, счастья мы находим».
     Счастье принадлежит к тем ценностям, которые достигаются тем успешнее, чем меньше о них заботятся  и непосредственно к ним стремятся. Давно замечено, и не раз высказывалась  мысль о том, что искать надо не само по себе счастье как таковое, как самостоятельную и отдельную  сущность, а нечто другое, что  является важным и значимым в жизни  людей и из чего это счастье  вырастает. По мере осуществления этих конкретных значимостей и целей, в процессе стремления к ним человек« находит попутно» и свое счастье. И не только себя, но и других людей  можно осчастливить, не ставя это  в качестве специальной цели, а  как бы параллельно и вместе с  решением других жизненно важных задач.
     Субъектный  подход, связанный с ориентацией на активность человека в достижении субъективного благополучия. В то время, как целевые подходы помещают апогей субъективного благополучия в точку достижения конечного результата, подходы, ориентированные на активность утверждают, что СБ - это побочный продукт человеческой активности.
     Одна  из идей, часто встречающихся в  русле этого подхода свидетельствует  о том, что самосознание уменьшает  ощущение благополучия, концентрация на достижение СБ может быть саморазрушительной. Отсюда следует, что человек должен сосредотачиваться на важных видах деятельности, а благополучие придет как побочный продукт.
     Личностный  и ситуативный  подходы. Два этих подхода берут начало от философских течений. Локк утверждал, что счастье - это сумма маленьких удовольствий, а Кант - что существует глобальная склонность видеть все в благоприятном свете и эта склонность влияет на сиюминутные взаимодействия человека с окружающим миром.
     В психологических исследованиях  СБ существуют две проблемы, которые по-разному решаются с точки зрения этих подходов. Во-первых, приверженцы первого подхода, рассматривают субъективное благополучие как черту или предрасположенность личности, а в рамках второго подхода, СБ считается временным состоянием, зависящим от определенной ситуации. Во-вторых, по-разному оценивается роль приятных событий в жизни человека. С одной стороны, утверждается, что отсутствие приятных событий ведет к депрессии, а с другой - наоборот, депрессия ведет к неспособности получать удовольствие от обычно приятных вещей.
     Когнитивный подход. В целом ряде моделей делаются попытки объяснить предрасположенность некоторых людей к переживанию субъективного благополучия с помощью памяти, мышления или других когнитивных закономерностей. Если у человека более развита сеть положительных ассоциаций, то соответственно, большее число событий «запускает» у него счастливые воспоминания и чувства. Следовательно, такой человек склонен реагировать на большинство событий положительно. В рамках других концепций, во главу угла выдвигаются те свойства, которые люди приписывают происходящим с ними событиям. Например, людям приносят большее удовлетворение те приятные события, причина которых приписана действию внутренних, личностных факторов.
     Важность  когнитивных факторов в структуре  отношения со средой признана в работах  различных авторов. В рамках психологии стресса, еще Лазарусом [74], ведущая роль в восприятии жизненного события была отведена когнитивным механизмам. В контексте ситуационного подхода, в работах Т. Шибутани [169] мы находим, что «поведение человека обусловлено не столько внешним окружением, сколько его интерпретацией этого окружения». Значимость когнитивного компонента, процессов понимания и интерпретирования в определении ситуации подчеркиваются в работах отечественных исследователей: Рубинштейна СЛ. [130-133], Мясищева В.Н. [100], Леонтьева А.Н. [76], Узнадзе Д.Н. [], Надирашвили Ш.А [101], Леонтьева Д.Н. [77,78], , Князева В.Н. [60], Коломинского Я.Л. [62,63], Абульхановой-Славской К.А. [1,2], зарубежных исследователей Келли Дж. [187], Форгаса Дж. [201-202] и других.
     Социально-психологический  подход. Один из основных признаков, по которым различаются исследовательские модели в русле подходов, основанных на влиянии социально-психологических факторов - это используемые социальные стандарты.
     - В модели социального сравнения человек использует в качестве стандарта других людей, если он в чем-то имеет преимущества над ними, то он испытывает удовлетворение или счастье. В моделях адаптации и диапазона-частоты в качестве стандарта используется прошлая жизнь человека: если текущая жизнь не хуже прошлой, то человек счастлив. Индивид может использовать и другие стандарты. Например, он может быть вдохновлен определенным уровнем достижений, основанным на его концепции «Я».
2.3. Субъективное благополучие  как составляющая  индивидуального  сознания личности. 

     Конкретное  содержание субъективного благополучия в сознании человека соотносится  с мировосприятием конкретной личности, с присущими ей способами категоризации  действительности, а также с мотивационными, коммуникативными, стилевыми характеристиками личности.
     Значительную  часть всего содержания психологии составляет анализ того, как человек  отражает реальный мир, как он получает субъективный образ объективного мира. Глубинное исследование личности, при  котором ставится задача проникновения  в ее смысловую сферу, выявления  ее мотивов, потребностей, установок  обычно включает в себя изучение индивидуального  образа мира - интегральной системы  представлений субъекта о действительности.
     Исследование  субъективного благополучия в самосознании личности неизбежно вовлекает в  круг рассмотрения проблематику, связанную  с жизненным миром личности.
     Жизненный мир, представленный в работах Ф.Е. Василюка [26], является предметом типологического анализа. В нем выделяются два аспекта - внешний мир и внутренний. Внешний мир может быть легким либо трудным. Внутренний мир - простой или сложный. Под "легкостью" внешнего   мира   понимается   гарантированная      обеспеченность   всех актуализировавшихся потребностей живущего в нем существа, а под "трудностью" - отсутствие таковой. "Простота" внутреннего мира характеризуется освобождением деятельности от всевозможных внутренних препятствий в процессе достижения потребностей субъекта. Внутренний "сложный" мир наделен замыслами, целями, планами, намерениями, стремлениям к постоянным выборам. Пересечение этих категорий и задает четыре типа "жизненного мира".
     Первый  тип. Внешне легкий и внутренне простой (инфантильный) жизненный мир основывается на стремлении к немедленному (здесь - и -теперь) удовлетворению единственной своей потребности. Норма этого мира - полная удовлетворенность, поэтому жизнь обитающего в нем существа сведена к непосредственной витальности и подчиняется принципу удовольствия. Малейшая боль или неудовлетворенность воспринимается как глобальная и вечная катастрофа и приводит к субъективному неблагополучию.
     Второй  тип. Внутренне простой и внешне трудный (реалистический) жизненный  мир, считает Ф.Е. Василюк, отличается от первого тем, что блага, необходимые для жизни, не даны здесь непосредственно. Внешнее пространство насыщено преградами, сопротивлением вещей, и потому главным "органом" жизни обитающего здесь существа становится предметная деятельность, оснащенная психикой. Жизнедеятельности в этом мире присуща неуклонная устремленность к предмету потребности. Эта деятельность не подвержена ни каким отвлечениям, уводящим в сторону искушениям и соблазнам, субъект не знает сомнений, колебаний, чувств вины и мук совести - одним словом, простата внутреннего мира освобождает деятельность от всевозможных внутренних препятствий и ограничений. Ей известны только одни препятствия - внешние, которые выступают для этой личности точкой отсчета ее субъективного благополучия.
     Третий  тип. Внутренне сложный и внешне легкий (ценностный) мир представлен автором не внешне (как достичь цель?), а внутренне (какую цель поставить? Ради чего действовать?). Внутренняя цельность является главной жизненной необходимостью этого мира. Главная проблематичность и устремленность внутренне сложной жизни состоит в том, чтобы избавиться от мучительной необходимости постоянных выборов с помощью ценностного сознания. Для человека, проникнутого высшей духовной ценностью, заключает автор, выбор перестает быть животрепещущей проблемой, поскольку он уже раз и навсегда выбрал свой жизненный путь, нашел себя, свою главную устремленность, обнаружил источник осмысленности бытия и тем самым как бы предрешил все возможные последующие выборы. Следовательно, точкой отсчета субъективного благополучия для этой личности будет сохранение внутренней целостности.
     Четвертый тип. Внутренне сложный и внешне трудный (творческий) мир. В сложном  и трудном мире, по мнению автора, возникают свои специфические проблемы, которые не сводятся к сумме проблем "реалистического", "ценностного" мира. Главная внутренняя необходимость  субъекта этого мира - воплощение идеального надситуативного замысла своей жизни в целом. Эту задачу приходится решать на материале конкретных ситуативных действий в условиях внешних затруднений и постоянно возобновляющихся внутренних рассогласований. По своей сути такая задача является творческой, ибо никогда не имеет готового алгоритма решения. Содержание надситуативности составляют ценности, которые внепространственны и вневременны.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.