Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основные этапы развития русской культуры

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?             
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НОВГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ ГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»
 
 
 
 
 
 
 
РЕФЕРАТ
по культурологии на тему:
«Основные этапы развития русской культуры»
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила:
студентка гр. Д.09.1
Павлова А.Г.
 
Проверил:
доцент
Еврапьев А.В.
 
 
 
 
 
 
Великие Луки
2011
Содержание:
 
 
Введение………………………………………………………………………………………1
Культура Киевской Руси IX–XI вв…………………………………………………………..1
Культура русских земель XII – I половины XIII в………………………………………….2
Русская культура II половины XIII–XV вв………………………………………………….3
Культура Руси периода образования централизованного государства……………………5
Русская культура XVII в………………………………………………………………………6
Преобразования Петра I в области культуры………………………………………………..8
Русская культура II половины XVIII в……………………………………………………….9
Русская культура I половины XIX в…………………………………………………………10
Образование и наука в России I половины XIX в…………………………………………..10
Русская литература II половины XIX – начала ХХ в……………………………………….11
Образование и наука во II половине XIX – начале XX века……………………………….12
Русское искусство во II половине XIX – начале ХХ века………………………………….12
Культурные преобразования в России после Октябрьской революции…………………..13
Литература и искусство в СССР в 20-е гг…………………………………………………...14
Культурное развитие СССР в 30-е гг………………………………………………………...15
Культура СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период………..16
Наука и культура в период «оттепели»………………………………………………………16
Культура периода застоя……………………………………………........................................17
Общественная и культурная жизнь в СССР в 1985–1991 гг………………………………..18
Культура последнего десятилетия ХХ в……………………………………………………...19 Заключение……………………………………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………………………………………..21
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Многовековой путь самоотверженных поисков красоты, истины, справедливости, путь тяжелейшего труда и великих открытий – все это составляет предмет интереснейшей части науки о прошлом – истории культуры. Это история деятельности человечества в лучших его проявлениях, история жизни и творчества замечательных людей, употребивших свои способности, ум и жизненные силы не на разрушения и войны, а на созидание.
Россия внесла огромный вклад в историю мировой культуры. Значение его трудно переоценить. Никакие высокие слова и превосходные степени не дадут ясного представления о роли нашей страны в общемировом культурном процессе.
Цель данного реферата – рассмотреть основные этапы развития русской культуры, ее важнейших ориентиров и ценностей.
 
Культура Киевской Руси IX–XI вв
Культура народа неразрывно связана с его историей. Отправным моментом развития русской культуры (возникшей на основе культуры восточнославянской) является эпоха возвышения городов (IX–X вв.), ставших сначала центрами союзов племен, а затем основой первых русских государств – земель-волостей.
Славяне издревле были земледельческим народом. В южной части ареала их расселения было распространено пашенное земледелие. Основным орудием труда были соха и плуг. Разводили славяне и скот. Наибольшей популярностью пользовался крупный рогатый скот и свиньи (весьма популярное домашнее животное в средневековой Европе).
Важной сферой хозяйственной деятельности восточного славянства была охота. Она не только служила подспорьем в хозяйстве земледельца, но имела промысловое значение. На рынках Византии высоко ценились меха бобров, куниц, соболей, белок, привезенные из славянских земель. Меха были одной из основных статей экспорта.
Восточнославянские языки относятся к славянской группе индоевропейской языковой семьи. Разница между языком различных племенных объединений была не очень сильна. С возникновением русского государства возникла потребность в выработке среднего наречия, одинаково понятного для всех племен. Потребность эта была обусловлена необходимостью центральной власти поддерживать связь с регионами. И такой диалект сложился на основании диалекта полян, жителей столичного Киева.
Обычно считается, что древние славяне не имели письменности. Однако это не совсем верно. В древности славяне использовали для записи «черты и резы» (примитивная азбука наподобие скандинавских рун), а также буквы греческого и латинского алфавитов. Настоящая письменность появилась только после принятия христианства. Получившая распространение на Руси азбука кириллица была изобретена в IX в. братьями Кириллом и Мефодием. При помощи нее были записаны переведенные на славянский язык греческие богослужебные книги. С тех пор кириллица распространилась по всему славянскому миру, а после крещения Руси вошла в обиход и восточнославянского населения.
Вместе с письменностью на Русь пришла обширная литература: множество переводных (с греческого) сочинений, прежде всего богословского характера: Библия, богослужебные книги, произведения «отцов церкви» (Иоанна Златоуста, Василия Великого), жития святых. Знакомство с переводной литературой дало толчок развитию литературы оригинальной. Самое древнее из известных произведений древнерусской литературы – «Слово о Законе и Благодати». Его автором был митрополит киевский Илларион - первый русский человек, занявший киевский митрополичий престол, до него на это место патриархом константинопольским обычно назначались греки.
Золотым веком древнерусской культуры киевского периода является время княжения Ярослава Мудрого. Великий князь организовал перевод и переписку книг, создавая тем самым при киевском Софийском соборе первую русскую библиотеку. Большое внимание князь уделял развитию православия на Руси. При нем были канонизированы первые русские святые – князья братья Борис и Глеб, погибшие во время усобицы, разгоревшейся в годы молодости Ярослава, когда шла борьба за княжеский престол (1015 г.). Культ святых Бориса и Глеба активно пропагандировался и имел важное политическое значение для своего времени: он призван был укрепить единство Руси.
Одна из характерных черт культуры Древней Руси – большой интерес к истории. В исторический контекст так или иначе вписывались сюжеты почти всех литературных произведений. Большой популярностью на Руси пользовались переведенные с греческого исторические сочинения: Хроника Георгия Амартола, Хроника Иоанна Малалы и др., на основании которых в XI в. составляются своды всемирной истории, получившие названия хронографов. Записи исторического характера велись и на Руси. Бурный расцвет литературы при Ярославе во многом был обусловлен распространением грамотности не только среди верхов, но и в широких массах общества. Ярослав в 1037 г. специально выделил некоторую сумму из своих доходов для священников с тем, чтобы они обучали людей грамоте и письму. Книжное дело, традиции которого были заложены при Ярославе, продолжали развиваться и во II половине XI в. Древнейшей русской рукописью, сохранившейся до наших дней, считается Евангелие, созданное в 1056 г. в Киеве по заказу новгородского боярина Остромира. Настоящим шедевром является Изборник Святослава 1073 г. - сборник переводных нравоучительных рассуждений, написанный на больших листах пергамента и богато украшенный. Производство книг в те времена было очень трудоемко, книги считались большой ценностью.
Больших высот достигла в Х–XI вв. архитектура. Ее развитие также неразрывно связано с распространением христианства. До принятия православия все постройки в древнерусских городах возводились из дерева. Вместе с новой религией на Русь пришла каменная архитектура. Строительство было обусловлено нуждами церкви – строились прежде всего храмы. На Руси получил распространение так называемый крестово-купольный тип храма. Модель эта пришла на Русь из Византии. Крестово-купольными храмы этого типа называли потому, что центральные (поперечный и продольный) своды храма, перекрещиваясь, образовывали крест, увенчанный куполом. Изнутри своды и купол поддерживались четырьмя колоннами.
При Ярославе Мудром по всей Руси разворачивается обширное храмовое и гражданское строительство. Для ведения работ приглашаются лучшие константинопольские мастера. В Киеве возводится величественный Софийский собор (1037 г.). Вслед за Киевом своими соборами обзавелись Новгород и Полоцк. Храмы украшались мозаиками и фресками.
В целом, несмотря на большое влияние Византии, русская культура уже с первых шагов своего развития обнаруживает заметные черты своеобразия, это проявилось и в многоглавии первых русских соборов, и в эпосе, и в самом строе повседневной жизни, оставшемся неизменным у подавляющего большинства населения. Глубокие традиции древней славянской культуры позволяли творчески преобразовывать перенимаемые у соседей достижения, закладывая тем самым основу будущего развития. [1]
 
Культура русских земель XII – I половины XIII в
К XII в. византийские новшества, привнесенные на славянскую почву в связи с крещением, оказались органично включены в развитие национальной культуры, составив с ней неразрывное единство. Это оказало стимулирующее действие на молодую культуру Древней Руси.
В XII в. начинается развитие новых культурных центров. Социально-политические предпосылки этого процесса заключались в обособлении от Киева наиболее развитых земель, становившихся самостоятельными волостями. Наиболее ярко эти процессы проявились в летописании. В самом начале XII в. (1113 г.) в киевской земле монахом Киево-Печерского монастыря Нестором создается Повесть временных лет. Эта летопись по праву считается настоящей энциклопедией древнерусской жизни. Текст летописи представляет собой связное литературно-историческое произведение. Литература XII–XIII в. весьма разнообразна как по жанрам, так и по тематике. «Слово о полку Игореве» считается одним из самых свободных от церковного влияния произведений литературы домонгольской Руси. Это поэтическое произведение повествует о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев (1185 г.).
Существенные изменения происходят в архитектуре. Во многих землях возникают свои, отличающиеся от столичных, разновидности храмов. Начинается формирование самостоятельных архитектурных школ. Базовой моделью для строительства по-прежнему служит крестово-купольная конструкция, но конкретные воплощения ее варьируются. Храмы строились из местного камня – известняка, который достаточно трудно поддается обработке. В результате стены новгородских храмов лишены резьбы и тонких украшений, имеют неровную поверхность, что придает им своеобразную «скульптурную» пластичность и особую одухотворенность. Наиболее известными постройками новгородской школы являются Георгиевский собор Юрьева монастыря, построенный мастером Петром (1119 г.) и церковь Спаса-Нередицы под Новгородом (1198 г.). В XIII в. в Новгороде складывается своеобразная живописная манера. По сравнению со столичной киевской, она была несколько примитивна и груба, но более самобытна. Многое в ней было заимствовано из народного искусства. Живопись построена на контрасте ярких цветов. Характерной особенность этих икон был красный фон, на котором с особой силой звучали чистые цвета синих, белых и желтых одеяний святых.
Раньше всего обособилось металлургическое производство. Спектр изготовляемых предметов был очень широк: это и орудия труда, инструменты (железные сошники, косы, серпы, ножи, пилы, замки) и оружие (мечи, сабли, наконечники стрел, кольчуги, шлемы). Отдельной отраслью металлургии было «златокузнечное», т. е. ювелирное дело. Способы обработки металлов удивляют своим разнообразием: наряду с тонкими ювелирными технологиями, такими как ковка, эмаль, применявшимися для изготовления штучного товара, уже в те далекие времена существовали способы производства продукции массовой, «ширпотреба»: штамповка, литье, позолота.
Гончарное ремесло обособилось несколько позже кузнечного. В XI в. появляется ножной гончарный круг. Помимо самой разнообразной посуды гончары изготовляли кирпичи. Умели в Древней Руси делать стекло. Однако использовали его, в основном, для производства украшений, т.к. стеклянных оконных стекол или посуды почти не было. Непревзойденным мастерством отличались русские мастера деревообработки. Дерево – универсальный материал: от мисок и ложек до храмов и крепостных стен – таков был диапазон возможного его использования.
Многие вещи для повседневного использования люди делали себе сами, например, ткань для будничной одежды изготовлялась в домашних условиях в каждой семье. [1]
 
Русская культура II половины XIII–XV вв
Монголо-татарское нашествие нанесло серьезный урон русской культуре. Однако традиция не прервалась. Долгое время степной мир монголов-кочевников и мир городов славян-земледельцев существовали отчужденно, потребовалось не одно столетие для взаимного сближения.
Батыево нашествие стало основной темой в литературе. Один из первых откликов на произошедшее – «Повесть о разорении Рязани Батыем». В «Повести» описывается гибель Рязани и рода рязанских князей. Монгольское нашествие воспринималось современниками как конец света, как «великая конечная погибель». Мотив героической смерти является ведущим в литературе, посвященной нашествию. В «Повести» монголо-татары стали победителями не потому, что победили рязанцев, а потому, что их противников не осталось в живых.
Не менее опасным было противостояние с западноевропейским католическим миром. Борьба с «немцами», под которыми в Древней Руси понимали как собственно немецких рыцарей, так и представителей других германоязычных народов (шведов, норвежцев, датчан и др.), является одной из ведущих тем «Жития Александра Невского», составленного в конце XIII в.
Прошло более сотни лет, и эпоха поражений сменилась эпохой первых побед. Откликом на Куликовскую битву стала «Задонщина» – поэтическое произведение рязанского боярина Софония. Как образец стиля Софоний использовал «Слово о полку Игореве». Однако идейное наполнение «Задонщины» иное: она проникнута торжеством за Русскую землю, сумевшую объединиться, отбросить распри перед лицом врага и победить.
Чрезвычайно велика была в духовной жизни русского общества роль церкви. Огромное значение для культурного и общественного развития имела деятельность подвижника и реформатора Сергия Радонежского (1321 – 1391). Им был основан Троицкий монастырь (Троице-Сергиева Лавра), воплотивший в себе новые принципы монастырской жизни. На смену келиотским монастырям, в которых монахи жили, сохраняя при себе все свое мирское имущество и ведя подчас совсем не подобающий инокам образ жизни, пришли монастыри общежитийные, в которых монахи не имели личного хозяйства, жили трудом и пользовались все в равной степени только тем, что давал монастырь.
В XV в. расширяется культурный, исторический и политический кругозор русских людей. Об этом свидетельствует возрождение интереса к произведениям, рассказывающим о путешествиях в дальние страны – «хожениям» или «хождениям». Самым интересным и оригинальным произведением этого жанра следует признать «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. «Три моря», за которые совершил свое вынужденное путешествие Афанасий Никитин, – это Каспийское, Черное и Индийский океан. С 1468 по 1475 г. он посетил Кавказ, Персию, Индию, Турцию, Крым. Перед нами предстают восточные страны, увиденные глазами русского человека XV в., изложившего увиденное и пережитое простым безыскусным языком.
В середине XIV в. начинается возрождение русской архитектуры. Раньше всего каменное строительство возобновилось в Новгороде, менее всех пострадавшем от монгольского нашествия. Новгородскими архитекторами были созданы оригинальные типы храмов, значительно отличавшиеся от византийских канонов. Классическими памятниками этого периода считаются церкви Федора Стратилата на Ручью и Спаса на Ильине улице – небольшие одноглавые храмы, отличающиеся простотой и конструктивной ясностью.
В Москве, в отличие от Новгорода и Пскова, монументальное зодчество с самого начала приобрело государственный характер. Основной заботой московских князей было украшение Кремля. В 1367 г. Дмитрий Донской возводит вокруг города взамен старых деревянных стен белокаменный Кремль. Современный ансамбль московского Кремля в общих чертах складывается в эпоху Ивана III. Специально приглашенные итальянские архитекторы возводят храмы, дворцы и новые крепостные стены. В сочетании стилей древнерусского собора и итальянского дворца-палаццо выдержан Архангельский собор (1508 г., арх. Алевиз Новый). Итальянскими мастерами Марком Фрязином и Пьетро Антонио Солари был возведен великокняжеский дворец, от которого до сегодняшнего дня сохранилась Грановитая палата (1491 г.). Этими же мастерами были построены и новые стены Кремля (1495 г.).
Высочайшего уровня развития достигает на рубеже XIV–XV веков русская живопись. Расцвет иконописного искусства в рассматриваемый период связан с деятельностью трех выдающихся мастеров: Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. Феофан Грек (1340–1410 гг.) – выходец из Византии, приехавший на Русь уже зрелым мастером. Роспись новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице – единственная дошедшая до наших дней работа мастера, имеющая документальное подтверждение. Художественная манера Феофана ярко индивидуальна, узнаваема, отличается экспрессивностью и темпераментом. В палитре преобладают коричневые оттенки; особую силу образам придают «пробелa» – блики, нанесенные сочными мазками чистой белой краской на оранжево-коричневую основу.
Андрей Рублев (1360–1430 гг.) – величайший художник, монах, постриженник Троице-Сергиева монастыря. В 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный заново расписывают древний Успенский собор во Владимире. До нашего времени дошли фрагменты фресок и часть иконостаса. Самым известным произведением Рублева является знаменитая икона «Троица» (1420 г.). Краски прозрачные, светлые: голубец, изумруд, киноварь сливаются в тонко согласованную гамму.
Высокий уровень живописного мастерства, гуманистическая направленность, художественное совершенство произведений, создаваемых иконописцами XIV–XV вв. позволяют исследователям говорить о вступлении Руси в эпоху по многим чертам созвучную эпохе европейского Предвозрождения. [3]
 
Культура Руси периода образования централизованного государства
К концу XV в. в общих чертах было завершено объединение русских земель вокруг Москвы. XVI столетие ознаменовалось особенно значимыми достижениями в идейном развитии.
В 1520–1530 гг. монах расположенного близ Пскова Елеазарова монастыря Филофей в своем «Послании на звездочетцев» излагает концепцию о Москве как «Третьем Риме». Москва предстает последним оплотом истинного христианства, возвысившимся вместо Рима и Константинополя («второго Рима»), которые были низвергнуты Богом за грехи и отступничество. Москва стала «Третьим Римом», а четвертому «не бывать».
С особой силой разгораются в XVI в. религиозные споры. Противостояние «нестяжателей» и «иосифлян», начавшееся еще в XV в., втягивает в свою орбиту все новые и новые умы. Традицию обличения корыстолюбия, гордыни и мирской суетности духовенства, заложенную Нилом Сорским продолжил князь-инок Вассиан Патрикеев. Крупнейшим мыслителем, оказавшим большое влияние на развитие древнерусской мысли, был Максим Грек (Михаил Триволис) (1470 – 1556). Выходец из знатного греческого рода, получивший прекрасное образование, Михаил долгое время жил в северной Италии. Там он общался с деятелями культуры Возрождения, затем постригся в монахи в католическом доминиканском монастыре Сан-Марко. В своих сочинениях Максим Грек касается проблем человека, духовного совершенствования, рассматривает он и вопросы общественно-политические. Он рисует Россию в образе неутешно плачущей вдовы, облаченной в черные одежды.
Важным мероприятием в культурной жизни XVI в. было составление большого сборника религиозной литературы (житий, поучений, памятников церковного права, повестей и сказаний), осуществленного под руководством митрополита Макария. Сборник получил название Великих Четьих-Миней, в нем произведения были распределены по дням, в которые их рекомендовалось читать. Он состоял из 12 книг (по числу месяцев), каждая из которых содержала 1500–2000 страниц текста. Это был поистине колоссальный труд, включивший в себя более двух тысяч произведений оригинальной и переводной литературы.
Не меньшим размахом отличалось летописное дело. Самым обширным сводом XVI в. является Никоновская летопись. В ней были объединены большое число местных летописей, повестей и сказаний, многие из которых в самостоятельном виде не дошли до нас. На основании текста Никоновской летописи был составлен грандиозный Лицевой свод, состоявший из 10 томов. Он содержал сведения по русской и мировой истории и был богато иллюстрирован (16 тыс. миниатюр). На рубеже XV–XVI вв. составляется новый свод всемирной истории – Русский хронограф.
Событием огромной важности было возникновение книгопечатания на Руси. Первая типография появилась в Москве в 1553 г. Ее называют анонимной, т. к. на изданиях, выпущенных этой типографией, не указано ни имя печатника, ни место, ни время печати. Первую точно датированную русскую печатную книгу «Апостол» выпустили в 1564 г. Иван Федоров и его соратник Петр Мстиславец. Продукция типографии отличалась большим художественным совершенством. Однако печатная книга еще долгое время существовала параллельно с книгой рукописной. Печаталась, в основном, богослужебная литература; летописи, повести и сказания продолжали переписываться от руки.
В XVI в. ведется интенсивное архитектурное строительство. В Москве строится больше каменно-кирпичных сооружений, чем за весь предыдущий период. Наиболее интересным явлением в развитии архитектуры было возникновение новой конструкции храма. В ее основу было положен прием, давно известный в русском деревянном зодчестве – конструкция перекрытия, выполненная в виде высокой, устремленной вверх восьмигранной пирамиды. В 1532 г. была построена первая, самая известная и в художественном плане совершенная церковь Вознесения в царской резиденции селе Коломенском. Новая конструкция позволяла придать постройке подчеркнутую вертикальную устремленность, мистически выражавшую идею вознесения. Идея шатрового храма была развита в построенном в честь взятия Казани соборе Покрова на Рву (Василия Блаженного) (1560 г., арх. Барма и Постник), в котором шатром увенчана центральная башня, окруженная со всех сторон небольшими столпообразными храмами. Отличает собор также богатое декоративное убранство, построенное на сочетании красного кирпича и белокаменных резных деталей.
В развитии живописи можно выделить две тенденции. Стоглавый собор 1551 г. потребовал от живописцев строгого следования канонам. В качестве непререкаемого образца иконного писания утверждается творчество Андрея Рублева и Дионисия, что привело к некоторому замедлению поступательного движения искусства, повторению заученных форм и снижению творческой составляющей в деятельности иконописцев. С другой стороны, расширяется тематика живописных произведений. В композиции фресок включаются портретные изображения (Ивана IV, митрополита Макария), аллегорические и исторические сцены. Живопись ставится на службу идеологии. [4]
 
Русская культура XVII в
XVII в., являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в то же время был веком ее завершения. Сохраняя основные черты традиционного уклада, Россия стояла на пороге нового времени. В культуре отчетливо выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и прогрессирующий процесс обмирщения (секуляризации), т. е. освобождения от господства церкви.
В литературе XVII столетие – время отмирания многих незыблемых традиций. Наиболее выразительное новшество – проникновение в литературу заведомого вымысла. В ней действовали исторические личности – митрополиты, князья, бояре. Сфера литературного творчества расширяется, во многом за счет фольклора. Появляются произведения, герой которых – мелкий служилый дворянин или купец. Относительно этих безвестных персонажей вымысел считался допустимым. Подобного рода литература была популярна, прежде всего, в демократической среде.
Серьезная, «высокая» литература XVII в. представлена сочинениями, посвященными более традиционным для древнерусской культуры темам. Большой отклик вызвал кризис Смутного времени. Самым ярким из произведений, описывающих этот сложный для истории России период, является «Сказание» Авраамия Палицина.
Серьезные изменения происходят в XVII в. в системе образования. На смену традиционному древнерусскому ученичеству (индивидуальному обучению у наставников) приходят настоящие учебные заведения. В 1687 г. в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия, сыгравшая значительную организующую и воспитательную роль в развитии отечественной культуры. Обучение в Академии включало в себя прохождение курсов греческой грамматики, поэтики, риторики, философии.
Раскол является одним из значительнейших событий в жизни русской церкви XVII в. Причиной его стали бурные споры, разгоревшиеся в среде образованного духовенства по поводу того, каким путем следует реформировать русскую церковь. За многие годы небрежного и часто бездумного переписывания в церковные книги вкралось множество ошибок, что не могло не броситься в глаза даже при поверхностном наблюдении. Обсуждением этих проблем занялся «Кружок ревнителей благочестия». В ходе обсуждения определилось две точки зрения. Одни считали, что за образец для исправления следует взять греческие тексты и заново из перевести на русский язык. Сторонником этой точки зрения был Никон (в то время еще архимандрит Новоспасского монастыря в Москве). По мнению его идейного противника – протопопа Аввакума, в качестве образца следовало взять не греческие, а древние русские книги, потому что греческое православие не смогло сохранить себя в первозданной чистоте. Кроме того, Русь осталась единственным независимым православным государством, в отличии от той же Византии, захваченной турками. Поэтому греческая вера не может служить образцом для Святой Руси. В конечном итоге в жизнь была воплощена точка зрения именно Никона, т. к. он стал патриархом. Сторонники Аввакума, составили оппозицию – «староверов», или «раскольников», как именовали их представители официальной церкви. Официальной церкви так и не удалось полностью искоренить инакомыслие.
В развитии архитектуры XVII в. можно выделить три этапа. В начале века общий характер архитектуры еще мало отличался от зодчества конца XVI в. Характерной чертой второго этапа, охватывающего середину столетия, является подчеркнутая декоративность, нарядность и многоцветность архитектурного убранства. Патриарх Никон запретил строить популярные в XVI в. шатровые храмы как неканонические, отличающиеся от греческих образцов. Зодчие обязаны были вернуться к традиционной крестово-купольной схеме, однако легко обходили запрет. Была найдена новая возможность использовать излюбленный архитектурный элемент – шатрами увенчивались колокольни. В результате появлялись замечательные по красоте постройки затейливой, асимметричной, «сказочной» архитектуры. Таковы, например, церковь Троицы в Никитниках (1634 г.) и церковь Рождества Богородицы в Путинках (1652 г.) Третий этап начинается в 90-х гг. XVII в. В русской архитектуре происходят существенные изменения. Появляется новый стиль – «нарышкинское барокко», получивший свое название потому, что главными заказчиками построек, выполненных в этом стиле, были родственники второй жены царя, матери Петра I Натальи Кирилловны Нарышкиной. Характерной чертой этого стиля было использование в декоре элементов, напоминающих формы западноевропейского стиля барокко. Помимо западных традиций в «нарышкинском барокко» давала себя знать и русская деревянная архитектура. Наиболее ярким примером является церковь Покрова в Филях (1693 г.). Помимо храмового строительства ведется строительство светских зданий. Надстраиваются шатры над башнями московского Кремля.
В живописи XVII в. можно выделить несколько направлений. Продолжает существовать иконописная традиция, ориентированная на повторение живописной манеры великих мастеров прошлого Андрея Рублева и Дионисия. В то же время возникает новое художественное явление – т. н. «строгановская» школа, получившая свое название по имени купцов Строгановых. Отличительная особенность икон строгановской школы – это их непревзойденное изящество и утонченная изысканность рисунка.
Значительным явлением в изобразительном искусстве XVII в., знаменовавшем зарю нового времени, было возникновение портрета – парсуны. Парсуна еще очень похожа на икону, изображение еще во многом условно, но сквозь иконную схему в них уже проглядывают индивидуальные черты. Известны парсуны, изображавшие царей Ивана Грозного, Федора Иоанновича, князя Скопина-Шуйского. [5, 6]
 
Преобразования Петра I в области культуры
Эпоха Петра I (1672–1725) явилась переломной в истории нашей страны. Ушла в прошлое Древняя Русь. Россия вступала в Новое время. Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных энергией деятельного царя.
Петр проводил свои реформы без четкого плана, отзываясь на первоочередные потребности. Главным стимулом его деятельности были военные нужды. Россия должна была стать мощной обороноспособной державой европейского уровня. Кроме того, большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу в Москве. В 1700–1701 гг. издаются и оглашаются с барабанным боем на площадях и улицах указы, предписывающие дворянству брить бороды, а кроме того носить платье немецкое и французское. Приверженцев русской старины жестоко наказывали. К мероприятиям того же «бытового» порядка следует отнести учреждение распоряжением начальника петербургской полиции 26 ноября 1718 г. ассамблей, явивших собой новую форму досуга для дворянства, предшествовавшую великосветским балам. В ассамблеях участвовали женщины, что было не характерно для бытового уклада предшествующей эпохи. Распоряжением были предусмотрены время, место и сам характер проведения ассамблей. Гости танцевали, играли в карты и шахматы, курили.
Не менее значимые преобразования были проведены в сфере сельского хозяйства и промышленности. Стараниями Петра были освоены новые культуры растений. Заводился голландский скот. Совершенствовались технологии: серпы заменялись косами-литовками.
При Петре русская промышленность выходит на новый уровень развития. В России при активном участии государства устраиваются мануфактуры, совершенствуется их техническое оснащение, появляются современные армия и флот.
Одной из важнейших задач, поставленных царем, было воспитание образованных людей, специалистов, необходимых для построения нового государства. До 15 лет дворянин должен был обучиться грамоте, счету и геометрии, в противном случае ему нельзя было жениться. Система образования при Петре столкнулась с большими трудностями. Чтобы учиться, например, в Навигацкой школе, нужно было уже уметь читать, писать, считать, а выучиться этому было негде. Для решения этой проблемы в 1716 г. начали создаваться цифирные школы. Однако Морское ведомство, в ведение которого были переданы эти школы, не уделяло им достаточно внимания, и очень скоро из-за недостатка финансирования и отсутствия учителей цифирные школы зачахли.
Как ни странно, в петровское время более устойчиво развивалась система церковного образования. Создается сеть епархиальных школ.
Реформы Петра положили начало развитию отечественной науки. В 1725 г. в Петербурге была открыта Академия наук. Проект устава Академии был разработан при непосредственном участии царя, но открытие состоялось после его смерти. В начале XVIII в. резко возрастает объем выпуска печатной продукции. Открываются новые типографии. В 1708 г. витиеватый церковно-славянский шрифт был заменен новым гораздо более простым гражданским. Старый шрифт продолжал использоваться только в церковной и богослужебной литературе. С конца 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета для широкого читателя – «Ведомости».
Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. В обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства; художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. Самой интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись. Первыми художниками, ознаменовавшими рождение нового искусства, были И. Н. Никитин и А. М. Матвеев. Особое место в изобразительном искусстве I половине XVIII в. занимала гравюра. Виды морских сражений, торжественных праздников, портреты великих людей – таков спектр сюжетов, над которыми работали мастера гравюры. Становление русской скульптуры было связано с именем Карло Бартоломео Растрелли – выходца из Флоренции, приглашенного Петром в Россию в 1716 г. Им была создана целая галерея скульптурных портретов виднейших деятелей эпохи.
В области архитектуры к наиболее значительным новшествам можно отнести возникновение регулярной городской застройки. Не имеющим аналогов экспериментом было строительство Петербурга – первого города в России, строительство которого велось по заранее продуманному плану. Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города. Появляется новый тип усадебной архитектуры. Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в западноевропейском стиле. Одна из первых построек такого рода – дворец А. Д. Меншикова в Петербурге. [7]
 
Русская культура II половины XVIII в
К середине столетия нововведения Петра уже вполне укоренились на русской почве. Воспринятые достижения западного мира дали импульс для дальнейшего развития русской культуры, которое шло теперь во многом синхронно развитию европейской.
XVIII век вошел в историю общественно-политической и философской мысли как эпоха Просвещения. Крупнейшими представителями этого течения в Европе были Дж. Локк, Вольтер, Ж. — Ж. Руссо, Д. Дидро, И. В. Гете. Основой идеологии Просвещения было представление об «естественном равенстве» всех людей независимо от сословной принадлежности. В России идеи Просвещения получили большую популярность. Ими была захвачена сама императрица Екатерина II.
II половина XVIII в. – это время особой популярности литературных журналов. Екатерина инкогнито, не указывая своего имени, начинает издавать «сатирический» журнал «Всякая всячина», особое внимание уделяя человеческим слабостям. Ее издание в свою очередь стало объектом едких насмешек со стороны журнала «Трутень», принадлежавшего наиболее видному представителю русского Просвещения Н.И.Новикову.
Также вторая половина XVIII в. примечательна небывалым взлетом технической мысли. Литература представлена тремя направлениями. Первое из них – классицизм – направление в искусстве и литературе, для которого характерны высокая гражданская тематика, ориентация на античные образцы и строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.(произведения М. М. Хераскова, Я. Б. Княжнина и Г. Р. Державина). Второе – начинавшее оформляться художественно-реалистическое: произведения имеют еще очень много общего с литературой классицизма, но трактовка персонажей менее условна.(Денис Иванович Фонвизин - «Бригадир», «Недоросль»). Третье – сентиментализм. Это направление отмечено повышенным интересом к человеческим чувствам, эмоциональному восприятию окружающего мира.(творчество Н. М. Карамзина).
В архитектуре середина XVIII в. стала временем сложения стиля русского барокко. Истинный его расцвет связан с именем Франческо Бартоломео Растрелли (сына Бартоломео Карло Растрелли (Большой Петергофский дворец (1755 г.), Екатерининский дворец в Царском Селе (1757 г.), Зимний дворец в Петербурге (1762 г.)). Облику барочных дворцов и храмов присуща особая пышность и прихотливость форм, сложность построения архитектурных объемов, обилие мягких изгибов в элементах декора. Во второй половине столетия на смену пышному и декоративному барокко пришел классицизм: строгость форм, наличие портиков и колоннад, сдержанный колорит (Дом Пашкова, построенный в 1784 – 1786 г. в Москве Василием Ивановичем Баженовым).
Вторая половина явилась периодом настоящего расцвета русской скульптуры. Наивысшие достижения в этой области связаны с творчеством Федора Ивановича Шубина. Первое и одно из самых лучших произведений скульптора – бюст князя А. В. Голицына.
В живописи во II половине XVIII в. наиболее интересным направлением продолжает оставаться портрет. Помимо портрета во II половине XVIII в. получают распространение до того почти отсутствовавшие жанры живописи.
 
Русская культура I половины XIX в
Ознаменованный сменой императоров рубеж веков оказался вехой и в развитии культуры. Новый этап характеризовался расширением культурного взаимодействия с другими странами и народами. Отчетливо меняется колорит эпохи: ушли в прошлое пудреные парики с буклями и косицами, камзолы и т. д.
Наиболее яркой, интересной, передовой областью культуры России в XIX в. становится литература. Ее расцвет во многом был подготовлен деятельностью литераторов XVIII в. К началу столетия в России сформировалась читательская аудитория с развитым вкусом к серьезной литературе, выход в свет нового произведения воспринимался как событие. Для русской литературы первой половины XIX в. характерна быстрая смена художественных направлений. Пушкин относится к числу тех писателей, чей творческий путь был отмечен обращением к различным художественным направлениям. Ранний Пушкин – романтик, в его произведениях можно даже обнаружить некоторое влияние сентиментализма. В то же время он считается родоначальником русского реализма. Традиции Пушкина в литературе продолжил его младший современник М. Ю. Лермонтов. Ранние произведения Лермонтова – это в основном любовная лирика, со временем входит гражданская тематика. Особое значение, которое приобрела в I половине XIX в. литература, обусловило появление литературной критики как самостоятельного жанра. Еще одним прямым следствием развития словесности можно считать возрастание роли драматического театра в жизни общества.
Первая половина XIX в. ознаменована расцветом русской музыки, связанным, прежде всего, с именем Михаила Ивановича Глинки, вошедшего в историю как первый русский композитор мирового значения, основатель русской классической музыки.
В отличие от других видов искусства, в русской архитектуре I половины XIX в. сохраняет свои позиции классицизм, вступивший в стадию наивысшего развития – зрелый или высокий классицизм. Крупнейший архитектор этого времени Андрей Никифорович Воронихин. Его главное творение - Казанский собор. Важную роль в формировании архитектурного облика Петербурга играет здание Адмиралтейства, возведенное по проекту А. Д. Захарова. В центре его расположена триумфальная арка с высоким золоченым шпилем, ставшим одним из символов города. В Москве выдающимся мастером зрелого классицизма стал Осип Иванович Бове. Им было построено здание Большого театра, спроектирована Театральная площадь, возведены Триумфальные ворота на въезде в город со стороны Петербурга и пр.
Господствующим стилистическим направлением в живописи в I половины XIX в. стал романтизм. Выдающимся мастером романтического портрета был Орест Адамович Кипренский.
 
Образование и наука в России I половины XIX в
Предыдущий XVIII век, век Просвещения, немало дал для развития системы образования. Были достигнуты существенные успехи в этой области: в больших городах открыты гимназии и сословные учебные заведения: кадетские корпуса, благородные пансионы и пр. Развитие экономики страны, расширение государственного аппарата, усложнение жизни в целом предопределили необходимость дальнейшего совершенствования образования. В XIX столетии оно продолжилось. Во многих городах открываются лицеи. Самый известный – Царскосельский. Выпускником его был А. С. Пушкин. В I половине XIX в. увеличилось количество профессионально-технических учебных заведений.
Значительных успехов добились российские ученые. Существенные достижения ознаменовали исследования как в фундаментальных областях науки, так и в прикладных, развитие которых было обусловлено производственными потребностями. С Казанским университетом связана деятельность знаменитого ученого Н. И. Лобачевского, создателя «неэвклидовой геометрии» – нового учения в науке, весьма радикально изменившего представления о природе пространства. Химику профессору Н. Н. Зинину впервые удалось получить анилин – органическое вещество, применяемое в производстве красителей и фармацевтической промышленности.
Особые успехи были достигнуты в изучении истории. В начале XIX в. вышла 12-томная «История государства Российского» Николая Михайловича Карамзина. Помимо научной ценности, она имеет огромную непреходящую художественную ценность, в ней в полной мере проявился талант Карамзина-литератора. Первая половина XIX века дала русской культуре целый ряд имен известных историков: М. П. Погодин, М. Т. Каченовский, Н. А. Полевой.
 
Русская литература II половины XIX – начала ХХ в
Огромное значение в общественной и культурной жизни России II половины XIX в. приобрела литература. Особое отношение к литературе восходит истоком к началу столетия, к эпохе блестящего развития русской словесности, вошедшей в историю под названием «Золотого века». Ведущим направлением в литературном творчестве был критический реализм.
Вторая половина XIX в. оказалась чрезвычайно богатой на таланты. Всемирную славу русской литературе принесло творчество И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова. На середину столетия приходится начало литературной деятельности величайшего русского писателя, мыслителя и общественного деятеля графа Льва Николаевича Толстого (1828–1910). Наследие его огромно. Литература была тесно связана с общественной деятельностью, а исповедуемые идеи пропагандировались прежде всего примером собственной жизни. Драматургия II половины XIX в. была представлена пьесами А. Н. Островского («Свои люди – сочтемся», «Доходное место», «Женитьба Бальзаминова», «Гроза» и пр.). Непревзойденным мастером психологического романа был Федор Михайлович Достоевский. Гениальность Достоевского проявлялась в необыкновенной способности писателя открывать читателю потаенные, иногда ужасающие, поистине мистические глубины человеческой натуры («Преступление и наказание», «Идиот»). Особое место в литературе II половины XIX в. занимает лирика. Поэзия русской природы, любви, не лишенная в то же время гражданского звучания, нашла выражение в творчестве Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова. Большие изменения произошли на рубеже веков в поэзии. Критический реализм поэтов II половины XIX в. сменяется новаторской, построенной на свободном полете художественной фантазии, загадочной, прихотливой, мистичной поэзией «серебряного века». Характерной особенностью жизни поэтической среды того времени было возникновение художественных объединений, исповедовавших те или иные творческие принципы. Возникло течение символистов. Их отличало стремление передать свое ощущение мира через поэтические «символы», своеобразные полунамеки (З. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Ф. Сологуб, далее А. А. Блок, А. Белый). Позже из символизма выделилось новое поэтическое направление акмеизм. Акмеисты отказались от эстетики намека, присущей символизму. (Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова). Далее – футуризм, мастера русского авангарда, с характерными смелыми экспериментами со словом, с поэтической формой. (В. В. Маяковский, А. Е. Крученых).
 
Образование и наука во II половине XIX – начале XX века
Отмена крепостного права, буржуазные реформы, проведенные в течение 60–70-х гг. XIX в. существенно ускорили становление капиталистических отношений в России, активизировали процессы общественного развития в целом.
Реформа в области образования явилась одной из важнейших среди комплекса преобразований, последовавших вслед за манифестом 1861 г. В 1864 г. было опубликовано «Положение о начальных народных училищах», согласно которому в России расширялась сеть начальных учебных заведений, которые делились на три вида: 1. Земские школы. 2. Церковные школы. 3. Народные училища Министерства народного просвещения. К началу 60-х годов в стране было уже семь университетов.
Реформирование образования принесло определенные плоды. Уровень грамотности составлял уже 21% всего населения России вместо 5%. Замечательными открытиями ознаменовалось развитие химии. Значительным явился вклад в мировую науку Дмитрия Ивановича Менделеева, открывшего периодический закон химических элементов. Конец XIX в. был эпохой последних великих путешественников. На карте уже почти не осталось «белых пятен» (академик П. П. Семенов-Тянь-Шанский, исследовал Тянь-Шань; Н. М. Пржевальский, открыл ряд горных хребтов и озер, неизвестные породы животных; Н. Н. Миклухо-Маклай, собрал материалы о быте, верованиях и обычаях жителей Океании).
 
Русское искусство во
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.