На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Антимонопольная и конкурентная политика. Особенности их реализации в РБ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙЭКОНОМИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 

Кафедра  экономической  теории и
истории экономических  учений 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на  тему: Антимонопольная  и конкурентная политика. Особенности их реализации в РБ

студентка II курса,

ФМ, гр. ЭИ                                                               Т. А. Лапехо

 
 
 
Руководитель,
доцент                                                                                В.В. Рымкевич 
 

МИНСК  2004

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

 
         Проблемами антимонопольного регулирования интересовались во многих странах мира с ХVII века. В Беларуси, как и во многих странах СНГ, первый основополагающий антимонопольный закон был принят практически ровно через 100 лет после принятия первого антимонопольного закона в США – Закона Шермана. Таким образом, формирование конкурентной среды и антимонопольной политики в Беларуси, проходит при непосредственном сотрудничестве с промышленно развитыми странами.
         На территории СНГ государствами-участниками  проводится согласованная антимонопольная политика, которая строится на реализации национального антимонопольного законодательства и взаимодействии национальных антимонопольных органов. Основой такой политики является Договор о проведении согласованной антимонопольной политики. По своей природе согласованная политика менее эффективна, чем единая, вместе с тем это весьма важный и решительный шаг стран СНГ на пути необратимости проведения рыночных реформ в пределах Содружества. После подписания Договора пяти стран СНГ о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве созданы предпосылки для проведения не только согласованной, но и единой антимонопольной политики. Это позволяет рассчитывать в дальнейшем на распространение подобных тенденций и в рамках всего Содружества Независимых Государств.
         В настоящее время многие антимонопольные  органы в число своих приоритетных  задач ставят не только проведение  антимонопольной политики, но и  государственную поддержку предпринимательства,  что, безусловно, способствует развитию  малого и среднего бизнеса, а, следовательно, и развитию конкуренции на территории этих стран.
         Государства-участники СНГ активно  осуществляют международное сотрудничество  в области конкурентной политики. Это способствует успешному проведению  преобразований внутри страны и позволяет эффективнее интегрироваться в мировое хозяйство, учитывая опыт ведущих зарубежных стран.
         В странах СНГ за короткий  срок была создана и ныне  существует достаточно развитая  правовая база в сфере антимонопольного  регулирования, – как на национальном, так и на многостороннем уровне. Приняты законодательные и нормативные акты, которые охватывают практически все основные сферы проведения согласованной политики, направленной на развитие конкуренции. Меняющиеся условия экономической жизни внутри государств, усиливающееся влияние мирового рынка и необходимость гармонизации антимонопольных законодательств государств обуславливают постоянное совершенствование принятых законов в рамках общего правового поля, требуют отражения ряда положений антимонопольного законодательства и конкурентного права в законодательстве, относящемся к другим отраслям права, в том числе, конституционном, финансовом, хозяйственном праве и других.        
         В развитие принятых законов  в государствах активно разрабатываются подзаконные акты, регулирующие конкретные аспекты деятельности антимонопольных органов, механизмы контроля, методические рекомендации по отдельным положениям антимонопольного законодательства, определяется порядок и режим осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности. В настоящий момент необходимо обратить внимание на то, чтобы принимаемые документы были направлены на углубление достигнутых договоренностей, а не на расширение договорно-правовой базы.
         Проведение государственной антимонопольной политики и формирование конкурентной среды относится к важнейшим факторам перехода к рынку. Для государств Содружества этот фактор особенно актуален, так как монополизация сегментов народного хозяйства в советское время носило гипертрофированный характер. В настоящее время взаимодействие стран СНГ в области конкурентной политики является одним из важнейших направлений их интеграционной деятельности.
    При написании данной работы использовалась литература как зарубежных, так и  отечественных авторов. В таких источниках как  Экономикс  Макконнелла  и Брю,  Санько Г.Г. «Монополия и конкуренция» наиболее глубоко освещена изучаемая тема. В текст данной работы включены статьи периодических изданий национальной прессы.
 

1. Антимонопольная  политика

       Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы. Многие страны мира с целью поддержания конкуренции в различных отраслях народного хозяйства приняли антимонопольное законодательство.
       ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 10 декабря 1992 г. N 2034-XII «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ  МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  И РАЗВИТИИ КОНКУРЕНЦИИ», определяет  организационные и правовые основы, предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и направлен на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков и защиты прав потребителей. 

Цели  и  достижение целей  антимонопольной политики. 

     Целью антимонопольной политики является предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и диффузия децентрализации совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.
Сегодняшнее состояние экономики Республики Беларусь характеризуется государственным  регулированием, высокой степенью монополизации  товарных рынков, концентрацией производства. С учетом этого и перспективы  развития государства важным является проведение государственной антимонопольной политики в переходный период и в условиях функционирования свободной рыночной экономики.
Стратегической  целью экономической политики государства  является построение в республике социально-ориентированной  рыночной экономики, основой которой является конкуренция.
Цели  антимонопольного законодательства: 

   1.Обеспечение единства экономического пространства на территории Республики Беларусь.
   Посредством пресечения и недопущения его  фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.)  

    2.Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.
   Выполнение  поставленной задачи требует законодательного ограничения приобретения прав собственности «безымянными» покупателями с использованием подставных лиц (юридических, в частности оффшорных компаний, или физических). Кроме того, должно быть повышено качество применения существующих норм, относящихся к регламентации процессов экономической концентрации.  

   3. Снижение барьеров входа на товарные рынки
   А также обеспечение более эффективного контроля над поведением хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования и изъятия доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства. В целях ограничения возможностей злоупотребления доминирующим положением, а также антиконкурентных сговоров целесообразно развитие организованных рынков в форме бирж. Биржевой механизм должен обеспечивать формирование такой цены, которая давала бы возможность блокировать ценообразование во внебиржевой торговле, позволяющее извлекать монопольную прибыль.  

   4. Создание эффективных правовых механизмов.
   Которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.
   5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.
   Особое  внимание при этом предполагается уделять  нарушениям прав интеллектуальной собственности. С этой целью должна быть также  разработана методическая база оценки объектов интеллектуальной собственности для более эффективного применения судебных процедур, а также обеспечение эффективной координации правоохранительных органов с целью пресечения нарушений прав интеллектуальной собственности.  

   6. Упорядочение оказания государственной помощи. 

   7. Создание условий для развития производительной деятельности малых предприятий.
   В том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств.  

   8. Организация антимонопольного контроля на финансовом рынке.
   Необходимо  разработать процедуры определения  продуктовых и географических границ рынка, доминирующего положения  финансовых организаций, системы и  порядка применения санкций к нарушителям. Повышение качества и объемов предоставляемых финансовых услуг как результат эффективной антимонопольной политики будет важнейшим фактором привлечения средств населения для финансирования инвестиционных проектов.  

   9. Организация систематического наблюдения за основными товарными рынками. С этой целью необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом.  

Основные  направления. 

        Одним из основных направлений  работы Министерства в области  антимонопольного регулирования  является демонополизация экономики.  Стратегической целью государственной  политики демонополизации является повышение эффективности экономики путем включения конкуренции хозяйствующих субъектов в систему стимулов и экономических рычагов развития производства. Демонополизация в Беларуси предшествововала конкурентной политике. Если на Западе сначала появились и развились рыночные монополии, а затем началось их регулирование, то в нашей экономике с самого начала акцент был сделан на становление антимонопольного регулирования в условиях отсутствия рыночных монополий и конкуренции.
        Министерством проводится активная работа по выявлению и пресечению злоупотреблений хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, в области ценообразования, а также соглашений (согласованных действий) по этому и другим злоупотреблениям предприятий-монополистов в целях обеспечения равных и благоприятных условий всем хозяйствующим субъектам. 
     Для оценки ситуации, складывающейся на товарных рынках, и выработке оперативных мер по формированию и поддержанию конкурентных условий на постоянной основе осуществляется мониторинг товарных рынков и, в первую очередь, рынков продуктов питания, товаров народного потребления и хозяйственно-бытового назначения.

        Одной из важнейших мер формирования  конкурентного рынка является становление и развитие новых экономических структур. Особая роль здесь принадлежит государственной поддержке малых и средних предприятий. 
     Деятельность Министерства направлена на создание благоприятных условий для проникновения на монополизированные рынки новых производителей, в том числе зарубежных, посредством устранения организационных и экономических (налоговых, таможенных и др.) барьеров вхождения на рынки республики.
Особое внимание антимонопольного органа, в части обеспечения контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов в соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции”, должно быть уделено процессам реформирования агропромышленного комплекса Республики Беларусь. Имеется в виду – преобразование агропромышленных формирований – объединений, которые на сегодняшний день выступают на различных товарных рынках как субъекты хозяйствования, одновременно являясь органом хозяйственного управления для ряда субъектов хозяйствования, а зачастую охватывая целую отрасль.   
        Государство должно рассматривать  эти преобразования с позиций  необходимости создания условий  развития конкуренции, а антимонопольный орган в пределах своей компетенции должен обеспечить антимонопольный контроль за созданием (преобразованием) новых форм агропромышленных формирований, адаптированных к рыночным условиям.
       Одним из главных остается вопрос места и роли антимонопольного органа в системе ценового регулирования предприятий – монополистов. Постепенная либерализация процесса ценообразования повлечет возрастание роли антимонопольного органа, одной из функций которого является выявление и пресечение фактов:
    злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением путем установления (поддержания) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;
    создание (заключение) объединение (соглашений), имеющих целью или результатом необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен. Важной и принципиальной должна оставаться позиция антимонопольного органа в пресечении противоправной деятельности органов управления.
        В ходе изучения ситуации на товарных рынках, осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами управления и субъектами хозяйствования, рассмотрения обращений хозяйствующих субъектов и граждан антимонопольным органом выявляются факты нарушения антимонопольного законодательства органами управления.
        По результатам изучения каждого  конкретного факта применяются  соответствующие санкции и меры  пресечения. Однако, как показывает  практика, как органы республиканского  управления, так и местного управления не всегда адекватно реагируют на законные требования антимонопольного законодательства, и имеют место факты неисполнения (или ненадлежащего исполнения) предписаний о прекращении нарушений Закона Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции”. 

Проблемы  и противоречия демонополизации  белорусской экономики  и антимонопольного регулирования 
 

      Противоречивость  современной ситуации заключается  в том, что. с одной стороны, антимонопольная  политика и проводимая демонополизация направлены на ограничение монополизма, с другой стороны, попытки решения этой проблемы вызывают его оживление. Традиционные меры демонополизации экономики не работают в условиях отечественного сверхмонополизма. Демонополизация государственного сектора экономики происходит не путем осмысленного реформирования (государственного регулирования монополии), а за счет постепенной ликвидации крупных государственных предприятий (объединений).
      Примером  этого процесса является Гомельское ПО «Коралл». Это государственное предприятие до 1991 г. производило кинескопы для телевизоров, осуществляя полный цикл производства - от литья экранного стекла до сборки. В 1997 г. оно было акционировано, 67% акций передано американской фирме «West Ray Inc.» под обещанные 24 млн долл. В настоящее время договор с указанной фирмой расторгнут, так как она оказалась не в состояния осуществить модернизацию производства. Произошло разукрупнение объединения: в самостоятельные субъекты выделены завод «Модуль», инструментальное производство и транспортное хозяйство. В итоге некогда мощное и передовое предприятие столкнулось с рядом серьезных проблем.
      Отсутствие  подлинной приватизации, при которой  появляется реальный собственник предприятия, произведенного продукта и дохода; превращение ее в самоцель; административный, распорядительно-принудительный характер ее осуществления (наряду с необоснованным разукрупнением) приводят к деградации крупной промышленности, разрушению технологических основ того, что составляло базу научно-технического потенциала страны, к формированию новых монополистов. - производителей промежуточной продукции и Мингосимущества.
      Особенность белорусского антимонопольного закона состоит в том, что он направлен  на устранение монополизма на всех  уровнях и прежде всего в сфере управления. Демонополизация в этой сфере предполагает качественно новую роль государства и его органов, сокращение прямого государственного вмешательства в экономику. В третьей статье первого раздела прямо указано па субъекты закона — органы управления и должностные лица. Подробный перечень запрещенных антимонопольным законом актов и действий органов управления, ограничивающих права хозяйствующих субъектов, дискриминирующих отдельных из них, создающих необоснованные препятствия для появления новых предприятий на практике повсеместно игнорируется [29.С.10].
      Вместе  с тем большая часть производственной деятельности в стране контролируется государством. Решения, принимаемые органами управления, нередко носят антиконкурентный характер, ведут к разделу рынков, дискриминации негосударственных (особенно частных) фирм, незаконному ограничению самостоятельности предприятий, предоставлению необоснованных льгот отдельным хозяйствующим субъектам, что способствует усилению монополистических тенденций.
      Имеют место различные злоупотребления  среди чиновников, запреты на отдельные виды коммерческой деятельности, необоснованные отказы на сертификацию товара, контрольно-проверочный прессинг (местные власти и налоговые органы проверяют, как правило, фирмы, успешно конкурирующие с государственными) и т.п.
      Антимонопольное регулирование в рыночной экономике сопровождается уменьшением злоупотреблении со стороны монополий, в национальной экономике - появлением новых видов монополий и форм их проявления.
      Реформы 90-x годов в белорусской экономике сопровождались дезорганизацией управления, укреплением монопольных структур, ростом негосударственных образований спекулятивно-коммерческого типа, их сращиванием с государственными формированиями, сопровождаемым скрытым подкупом должностных лиц.
      Особенностями переходного периода является резкая активизация антимонопольной направленности экономической политики, энергичная деятельность антимонопольных органов  в начале 90-х годов и столь  же резкий их спад к настоящему времени.
      Анализ  белорусских программ демонополизации  экономики и антимонопольного закона, а также итогов пятилетнего периода  их реализации показал, что в республике произошла трансформация общественно-экономической  системы, выразившаяся в усилении монополизма и криминализации бизнеса, приведших к неэффективной экономике и отсутствию рыночной конкуренции.
      Сам антимонопольный закон, принятый в 1992 г., некорректен по содержанию и  был заранее обречен на неудачу  при реализации, ибо его статьи сформулированы таким образом, что делают акцент не на становление конкуренции, как указано в целевой функции, а на антимонопольное регулирование (ст. 8, 9); рассматривают конкуренцию в Республике Беларусь как реально существующее явление. Этот парадокс объясняется тем, что статьи закона заимствованы из антимонопольных законов развитых стран без учета того факта, что в белорусской экономике отсутствовала реальная конкуренция в ее классических видах и формах. Он недостаточно отражает стимулирующие нормы, направленные на появление конкурентных отношений, которые в большинстве своем носят недобросовестный, в том числе криминальный характер.
      Эффективность антимонопольного регулирования в  Республике Беларусь снижают слабая законодательная дисциплина, развитие нелегитимных экономических процессов, наличие диффузии институтов, специфика субъектов антимонопольного регулирования, бюрократизм и коррупция в государственном аппарате. Антимонопольное регулирование не позволило создать правила поведения субъектов на рынках, защитить права малых и вновь создаваемых предприятии, обществ и товариществ от рыночной власти хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.
      Государственное антимонопольное регулирование  нуждается в детальном анализе  ситуации па товарных рынках республики. Однако эта работа осложняется состоянием государственной статистики как с точки зрения методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. В частности, отсутствуют данные о рынке ценных бумаг, об уровне концентрации капитала, движении акций, недостаточно информации о монополизации экономики, об объемах и структуре производства негосударственного сектора экономики и др.
   Отечественная статистика не содержит многих необходимых  сведений, позволяющих провести достаточно полный и всесторонний анализ степени монополизации экономики. Информационный голод не уменьшается, а по ряду позиций растет. Монополия на информацию развивается вследствие коммерциализации информационной области. Без реформы системы экономических отношений, соответствующей институциональной среды антимонопольное регулирование не может быть эффективным.
 

2. Особенности  реализации антимонопольной   политики в  Республике Беларусь

    Сегодняшнее состояние экономики Республики Беларусь характеризуется государственным  регулированием, высокой степенью монополизации товарных рынков, концентрацией производства. С учетом этого и перспективы развития государства важным является проведение государственной антимонопольной политики в переходный период и в условиях функционирования свободной рыночной экономики.
    Стратегической  целью экономической политики государства  является построение в республике социально-ориентированной  рыночной экономики, основой которой  является конкуренция.
    В 2001 году в Республике Беларусь произошли  институциональные преобразования системы государственного управления. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 года “О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь” Министерство предпринимательства и инвестиций ликвидировано, функции антимонопольного регулирования и контроля возложены на Министерство экономики Республики Беларусь (Департамент антимонопольной и ценовой политики).
    В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2001 года № 117 “О мероприятиях, обеспечивающих выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 год, а также достижение повышенных показателей” разработана и утверждена Концепция демонополизации экономики и развития конкуренции Республики Беларусь на 2002 – 2005 годы.
    Развитие  в республике конкурентной среды  на товарных рынках осуществляется посредством  реализации мероприятий по демонополизации, в результате которых:
    - создана правовая база антимонопольного  регулирования; 
    - предотвращено создание новых  монополий, в том числе в  процессе реорганизации хозяйствующих  субъектов и их объединений; 
    - обеспечен постоянный мониторинг отдельных товарных рынков и выработка оперативных мер по улучшению конкурентной ситуации на них, в том числе рынок услуг государственной вневедомственной экспертизы строительных проектов, рынок мобильной телефонной связи, рынок круп;
    - организован систематический контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами, республиканскими и местными органами управления норм антимонопольного законодательства.
    Приоритетными направлениями демонополизации  экономики и развития конкуренции  на 2002 – 2005 годы определены: демонополизация товарных рынков, ограничение монопольной практики в сфере управления экономикой, совершенствование регулирования естественных монополий.
    Вместе  с тем сложились и сохраняются  возможности проявления монополистических  тенденций в деятельности структур, одновременно осуществляющих хозяйственную деятельность и функции органов управления, в соответствии с их уставными документами или функциями, возложенными на них государством. В ряде случаев их действия и принимаемые акты способствовали созданию искусственных административных барьеров для вхождения потенциальных конкурентов на рынок, создавали неравные условия для предприятий разных форм собственности. В 2001 году республиканским антимонопольным органом рассмотрено 16 заявлений хозяйствующих субъектов по вопросу соблюдения органами управления антимонопольного законодательства. Территориальными комитетами выявлено 6 нарушений органов управления. По всем выявленным нарушениям приняты соответствующие меры (вынесены предписания, направлены письма-предупреждения).
    Основными задачами для антимонопольных органов  республики на 2002–2005 годы определены:
    - предупреждение, ограничение и пресечение  монополистической деятельности  хозяйствующих субъектов, органов  государственного управления;
    - пресечение недобросовестной конкуренции; 
    - обеспечение правовой защищенности  добросовестной конкуренции; 
    - содействие развитию конкуренции  на товарных рынках республики;
    - классификация основных видов  монополий (естественные, государственные).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.