На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Финансовые ресурсы государства и предприятия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
Введение  

Глава 1. Основы формирования и использования финансовых ресурсов на макроэкономическом уровне  
§1. Источники  финансовых ресурсов государства  
§2. Направления  использования централизованных финансовых ресурсов  
§3. Государственный  кредит как особая форма поступления  и расходования финансовых ресурсов государства  

Глава 2. Источники  и направления использования  финансовых ресурсов на микроэкономическом уровне  
§1. Сущность и  источники финансовых ресурсов предприятия  
§2. Распределение  финансовых ресурсов предприятия 

Выводы 
Литература  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Бюджет  источников финансовых ресурсов и направлений  их использования - это во многом искусство, искусство вести учет финансового  хозяйства и контролировать рациональность расходования ресурсов. Без доходных источников нет бюджета, тогда как  потребности в самих этих источниках существуют всегда. Государством эти  потребности удовлетворяются через  налоги, а при их недостаточности - через займы. Поэтому государственный  бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения  национального дохода и расходуемый  государством для осуществления  своих функций.
     В структуре финансовых взаимосвязей народного хозяйства финансы  предприятий (организаций, учреждений) занимают исходное, определяющее положение, так как обслуживают основное звено общественного производства, где создаются материальные и  нематериальные блага и формируется  преобладающая масса финансовых ресурсов страны. Финансы предприятий - это не только составная, но и специфическая  часть финансов. Им присущи, с одной  стороны, черты, характеризующие экономическую  природу финансов в целом, а с  другой - особенности, обусловленные  функционированием финансов в разных сферах общественного производства.
     Финансовые  ресурсы предприятия - это денежные доходы и поступления, находящиеся  в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления  затрат по расширенному воспроизводству  и экономическому стимулированию работающих. Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления  денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения. 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Основы формирования и использования  финансовых ресурсов на макроэкономическом уровне 

     §1. Источники финансовых ресурсов государства  

     Государственные доходы - это часть национального  дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные  виды денежных поступлений в собственность  и распоряжение государства с  целью создания финансовой базы для  выполнения его задач по осуществлению  социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимая для  функционирования государственных  органов.
     Согласно  ст. 41 БК РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
     В доходы бюджета текущего года зачисляется  остаток средств на конец предыдущего  года.
     К налоговым доходам относятся  предусмотренные налоговым законодательством  РФ федеральные, региональные и местные  налоги и сборы, а также пени и  штрафы. Размер предоставленных налоговых  кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается  в доходах соответствующего бюджета.
     К неналоговым доходам относятся  доходы:
-от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;
-от продажи  или иного возмездного отчуждения  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности;
-от платных  услуг, оказываемых соответствующими  органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно  федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной  власти субъектов РФ, органов  местного самоуправления; средства, полученные в результате применения  мер гражданско-правовой, административной  и уголовной ответственности,  в том числе штрафы, конфискации,  компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда,  причиненного Российской Федерации,  субъектам Российской Федерации,  муниципальным образованиям, и иные  суммы принудительного изъятия; 

-в виде финансовой  помощи и бюджетных ссуд, полученные  от бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской  Федерации;
-иные неналоговые  доходы.
     Согласно  ст. 49 БК РФ в доходы федерального бюджета  зачисляются собственные налоговые  доходы федерального бюджета, за исключением  налоговых доходов, передаваемых в  виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы  Российской Федерации. В доходы федерального бюджета полностью поступают  собственные неналоговые доходы. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут  поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные  перечисления. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток  средств на конец предыдущего  года.
     Согласно  ст. 55 БК РФ доходы бюджетов субъектов  РФ формируются за счет собственных  и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным  бюджетам.
     Согласно  ст. 60 БК РФ доходы местных бюджетов формируются за счет собственных  доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные  бюджеты полностью поступают  доходы от продажи и использования  имущества, находящегося в муниципальной  собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, и другие доходы согласно п. 4 ст. 60 БК РФ.
     Государственные доходы, поступающие в распоряжение (собственность) государства, очень  разнообразны. Для их классификации  используют различные критерии. При  классификации доходов по социально-экономическому признаку в основу берется наличие  различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной и иных (ст. 8 Конституции РФ).
     По  территориальному признаку государственные  централизованные доходы подразделяются на федеральные и доходы субъектов  федерации.
     По  методу мобилизации государственных  доходов они могут быть обязательные и добровольные. В свою очередь, государственные  доходы, поступающие на обязательной основе, делятся на налоги и неналоговые  платежи.
     К централизованным доходам относят  доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средства государственных  внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных  фондов медицинского страхования).
     Децентрализованными доходами служат доходы юридических  лиц, имущество которых находится  в федеральной собственности  или в собственности субъектов  РФ. В первую очередь речь идет о  государственных унитарных предприятиях, в том числе федеральных казенных предприятиях.
     Доходы  местного самоуправления, в том числе  и доходы местного бюджета, не входят в понятие "государственные доходы", т.к органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 12 Конституции РФ, не включаются в систему органов государственной власти.
     Система местных доходов, их правовой режим  определяются соответствующими нормативными актами.
     Неналоговые платежи относятся к государственным  доходам, поступающим на обязательной основе, и характеризуются большим  разнообразием, отличаясь друг от друга  по субъектам платежей, методом их взимания, источником поступления. К  неналоговым доходам относятся:
-платежи за  оказание различных услуг (государственная  пошлина, сбор за клеймение  измерительных приборов, таможенная  пошлина);
-доходы от  использования объектов федеральной  собственности и собственности  субъектов Федерации (лесной доход,  рыболовецкий сбор, плата за воду);
-платежи, носящие  штрафной характер (суммы, полученные  от реализации конфискованного  имущества; штрафы, взимаемые за  нарушение финансового законодательства, и т.д.);
-поступление  от продажи государственных ценных  бумаг, объектов федеральной собственности  и собственности субъектов Федерации.
     В соответствии со ст. 50 БК РФ налоговые  доходы федерального бюджета - это:
-федеральные  налоги и сборы, перечень которых  определяется налоговым законодательством  РФ, а пропорции их распределения  в порядке бюджетного регулирования  между бюджетами разных уровней  бюджетной системы РФ утверждаются  федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый  год на срок не менее трех  лет при условии возможного  увеличения нормативов отчислений  в бюджеты нижестоящего уровня  на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;
-таможенные  пошлины, таможенные сборы и  иные таможенные платежи;
-государственная  пошлина в соответствии с законодательством  РФ. 

     В соответствии со ст. 56 БК РФ к налоговым  доходам бюджетов субъектов РФ относятся:
-собственные  налоговые доходы бюджетов субъектов  РФ от региональных налогов  и сборов, перечень и ставки  которых определяются налоговым  законодательством РФ, а пропорции  их разграничения на постоянной  основе и распределения в порядке  бюджетного регулирования между  бюджетом субъекта РФ и местными  бюджетами определяются законом  о бюджете субъекта РФ на  очередной финансовый год и  Федеральным законом "О финансовых  основах местного самоуправления  в РФ";
-отчисления  от федеральных регулирующих  налогов и сборов, распределенных  к зачислению в бюджеты субъектов  РФ по нормативам, определенным  федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый  год за исключением доходов  от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного  регулирования местным бюджетам. 

     §2. Направления использования  централизованных финансовых ресурсов  

     Государственные расходы - это затраты государства  на обеспечение жизнедеятельности  общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности. Централизованные государственные  расходы осуществляются за счет государственных  внебюджетных фондов. Помимо этого, расходы  производят и органы местного самоуправления за счет находящихся в их распоряжении средств.
     Все субъекты Российской Федерации наделены правом покрытия затрат, связанных  с их функционированием, за счет своих  бюджетов. Первым участником правоотношений, связанных с покрытием расходов бюджетными средствами, является представляющий интересы государства, отпускающего бюджетные средства, финансовый орган, который составляет роспись расходов бюджета в соответствии с их поквартальным распределением, открывает кредиты, имеет права отзыва их и осуществляет постоянный контроль за использованием бюджетных ассигнований.
     Второй  участник правоотношений при бюджетном  финансировании - кредитное учреждение, в котором открыт расчетный, текущий (бюджетный) счет государственной организации, получающей бюджетные ассигнования. Кредитное учреждение принимает  участие в кассовом исполнении бюджета  и контроле за соблюдением финансовой дисциплины. 

     Третьим участником правоотношений при бюджетном  финансировании выступает распорядитель  бюджетных кредитов - руководитель учреждения, предприятия, организации, которому предоставлено право распоряжаться отпускаемыми для него бюджетными ассигнованиями, переводить их нижестоящим распорядителям.
     Финансовые  отношения в области расходов бюджета могут выступать только как правоотношения. Орган государства, представляющий его интересы и наделенный полномочиями регулировать общественные отношения в области бюджетных  расходов, применяет к органу, получающему  бюджетные ассигнования, метод властного  воздействия. Государство в одностороннем  порядке устанавливает виды расходов, финансируемые из бюджета за любые  нарушения государственных предписаний. Однако финансовый орган, как и все  участники этого вида финансовых правоотношений, лишен права оперативной  самостоятельности: он не решает вопросы  о целесообразности, размерах и сроках расходования бюджетных средств. Все  предрешено заранее органами государственной  власти и управления. Субъект отношений, нарушивший предписание государства, неизбежно несет ответственность. Государственные расходы осуществляются разными способами: финансированием  и путем предоставления бюджетных  ссуд и бюджетных кредитов.
     Финансирование - безвозмездное и безвозвратное  предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности. Безвозмездность и безвозвратность финансирования отличают его от кредитования, предоставления ссуд на условиях возвратности и возмездности. Расходы государства финансируются в основном за счет дохода общества, который концентрируется в государственном бюджете. Затраты государства покрываются также за счет прибыли предприятий, части амортизационных отчислений, долгосрочных банковских ссуд и т.д. Понятие расходов государства шире, чем понятие расходов государственного бюджета, составляющих лишь часть общих расходов государства.
     Расходы государственного бюджета - это прямые затраты государства, связанные  с его функционированием и  покрываемые за счет бюджетных средств. Независимо от их направления они  осуществляются на основе принципов  организации государственных расходов: целевого направления средств, что  выражается в строго предметно-целевом  назначении (капитальные вложения, зарплата, командировки и т.д.); максимальной эффективности использования, т.е. обеспечения  общественно необходимого результата при минимальных затратах; соблюдения режима экономии - системы форм и  методов минимизации затрат денежных средств для получения запланированного результата, связанного с сокращением расходов, но главным образом - с наиболее целесообразным использованием денежных средств; осуществления финансового контроля в целях обеспечения соблюдения государственной финансовой дисциплины.
     Сметно-бюджетное  финансирование - это безвозвратное  и безвозмездное предоставление денежных средств из бюджета в  соответствии с утвержденной сметой. Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные  и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают  за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов. Объем необходимых  затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные  сметами расходы конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами  суммы денежных средств носят  название бюджетных ассигнований.
     На  сметно-бюджетном финансировании находятся  учреждения социальной сферы: образовательные  учреждения; учреждения охраны здоровья и физической культуры; учреждения культуры.
     В сметно-бюджетном порядке из федерального бюджета отпускаются также средства на покрытие затрат на национальную оборону (содержание вооруженных сил, закупку  вооружений и военной техники, научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим, расходы Министерства Российской Федерации по атомной  энергии), а также на ликвидацию вооружений, включая выполнение международных  обязательств.
     Важное  направление использования государственных  средств - расходы на управление. Из федерального бюджета финансируются  расходы на Управление делами Президента Российской Федерации, Государственную  Думу Федерального Собрания Российской Федерации, министерства и ведомства  Российской Федерации, территориальные  органы государственного управления.
     Режим сметно-бюджетного финансирования распространяется и на правоохранительные органы, органы безопасности, судебную систему и  органы прокуратуры Российской Федерации.
     Смета - это финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и  поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций, а также план финансирования учреждений и расходования бюджетных  смет. 

     Правовое  значение сметы состоит в том, что она определяет права и  обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию  средств, отпускаемых из соответствующего бюджета, а также обязанности  финансовых органов по отпуску этих средств и их права на осуществление  контроля за целевым использованием бюджетных ресурсов.
     По  кругу охватываемых учреждений и  мероприятий сметы делятся на сметы централизованных мероприятий, индивидуальные и сводные.
     Сметы на централизованные мероприятия составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного самоуправления на расходы, связанные с проведением  централизованных мероприятий, например проведение конференций, августовских чтений учителей и т.д.
     Сводные сметы объединяют все индивидуальные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам  на местах учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия.
     Формы сводных и индивидуальных смет устанавливаются  в централизованном порядке Министерством  финансов РФ.
     Индивидуальная  смета - это смета, отражающая особенности  отдельного учреждения. Для однотипных бюджетных организаций устанавливаются  типовые формы смет расходов. Они  включают три основных раздела:
1) общие сведения  об учреждении, общую сумму расходов  с распределением по кварталам  и направлениям расходов;
2) оперативно-производственные  показатели, необходимые для определения  расходов: количество штатных единиц, обслуживаемый контингент (число  классов, коек в больнице и  т.д.);
3) расчеты по  отдельным статьям сметы.
     Смета состоит из статей, каждая из которых  содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер.
     В течение года сеть бюджетных учреждений и штаты могут изменяться. Поэтому  при планировании расходов осуществляется среднегодовое исчисление.
     Нормы расходов - это установленный компетентным органом размер затрат на расчетную  единицу (койка в больнице, студент  в университете). Нормы бюджетных  расходов классифицируются по разным признакам. Прежде всего они распределяются по содержанию: материальные и денежные. Денежные нормы - стоимостное выражение натуральных (они получаются в результате умножения затрат в натуральном выражении на государственную цену).
     По  юридическим свойствам нормы  подразделяются на обязательные (устанавливаемые  актами органов государственного управления и не подлежащие изменению - ставки зарплаты, нормы расходов на питание  и т.д.) и расчетные (средние затраты  на расчетную единицу).
     Проект  сметы составляется во время разработки проекта бюджета. Конкретные сроки  составления смет для каждого  учреждения устанавливаются вышестоящей  организацией. При определении расходов по смете бюджетные учреждения руководствуются  законами, постановлениями Правительства, решениями местных органов, вышестоящей  организации, нормами расходов, нормативами, тарифами на электроэнергию, воду, коммунальные услуги и т.д. Каждое учреждение обязано  обеспечить строгий режим экономии материальных и финансовых ресурсов. Проекты смет рассматриваются в  сроки, установленные министерствами, ведомствами, управлениями и отделами местных органов самоуправления, с тем чтобы сводные итоги рассмотрения могли быть включены в проекты соответствующих бюджетов, из которых финансируются учреждения.
     В двухнедельный срок после утверждения  соответствующими органами бюджетов на уровне Федерации, субъектов Федерации  и административно-территориальных  образований вышестоящие распорядители  бюджетных кредитов утверждают сметы  расходов учреждений и сметы на централизованные мероприятия.
     Смету расходов в разрезе статей классификации  расходов для бюджетов учреждений утверждает и подписывает, поставив печать на всех экземплярах сметы, руководитель организации. Сметы расходов бюджетных учреждений, непосредственно не подчиненных  министерствам и ведомствам, утверждаются вышестоящими организациями, которым они подчинены.
     Распределение бюджетных ассигнований в смете  по кварталам производится в соответствии с поквартальной разбивкой соответствующего бюджета. К смете прилагается  пояснительная записка, в которой  содержатся подробные обоснования  и расчеты по каждому виду расходов и их объему в целом.
     В течение двух месяцев после утверждения  бюджетов финансовые органы контролируют правильность составления и утверждения  смет расходов бюджетных учреждений. 
 
 
 

     §3. Государственный  кредит как особая форма поступления  и расходования финансовых ресурсов государства 

     Государственный кредит как экономическая категория - это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах  для использования временно свободных  денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая категория - это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
     Источником  погашения государственных займов и выплаты процентов по ним  выступают средства бюджета, где  ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство  может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность  путем выпуска новых займов.
     В целом государственные займы  могут быть классифицированы по следующим  признакам:
1) по срокам  действия долговые обязательства  РФ могут носить краткосрочный  характер (до 1 года), среднесрочный  характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный  характер (от 5 до 30 лет). Все долговые  обязательства РФ погашаются  в сроки, определяемые конкретными  условиями займа, но не могут  превышать 30 лет;
2) по праву  эмиссии они делятся на:
а) выпускаемые центральным правительством;
б) выпускаемые  правительствами национально-государственных  и административно-территориальных  образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено  законом;
3) по признаку  субъектов - держателей ценных  бумаг займы могут подразделяться  на реализуемые:
а) только среди  населения;
б) только среди  юридических лиц;
в) как среди  юридических лиц, так и среди  населения;
4) по форме  выплаты, доходов займы могут  делиться на:
а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;
б) выигрышные, где  получатель получает доход в форме  выигрыша в момент погашения облигаций, доход выплачивается только по тем  облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы  беспроигрышные, однако они сейчас в РФ не выпускаются;
в) беспроцентные (целевые) займы предусматривают  выплату доходов держателям облигаций  или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется;
5) по методам  размещения займы делятся на: а) добровольные; б) размещаемые  по подписке; в) принудительные. Сейчас  используются только добровольные  займы. Принудительные займы применяются  только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к  займам принудительным, поэтому  также не применяются;
6) по форме  займы могут быть облигационными  и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.
     Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения  займа и другие условия.
     Внешние облигационные займы на иностранных  денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими  консорциумами. За эту услугу они  взимают комиссионные.
     На  банковскую систему возложена обязанность  реализации ценных бумаг. Причем Центральный  банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а  коммерческие банки - вторичную реализацию. Таким образом, происходит становление  и развитие рынка ценных бумаг, играющего  большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств.
     Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению  и выплате доходов в виде процентов  по ним или в иной форме, т.е. Центральный  банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.