На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бухгалтерский финансовый учет прибылей и убытков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Содержание
 
 
Введение              3
1 Порядок содержания учета прибылей и убытков организации              5
2 Отражение в БФУ финансовых результатов в соответствии с российским законодательством и МСФО              14
3 Совершенствование учета прибылей и убытков              23
Заключение              33
Список использованных источников              36
Приложение              39

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики основа экономического развития – прибыль, важнейший показатель эффективности работы предприятия, источники его жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками  и  другими организациями. Поэтому достоверность исчисления финансового результата (бухгалтерской прибыли) становится важнейшей задачей бухгалтерского учета. Прибыль характеризует эффективность хозяйственной деятельности предприятия и является источником финансирования его дальнейшего развития. Установленную часть прибыли предприятие отчисляет в бюджет на государственные и муниципальные нужды, что во многом определяет возможности развития экономики государства и регионов. В бухгалтерском учете должна отражаться вся прибыль предприятия,  ее использование и связанные с ней расчеты.
Конечным финансовым результатом предприятия является, как правило, прибыль. Однако в процессе работы по некоторым хозяйственным операциям у предприятия могут возникнуть и убытки, которые уменьшают полученную прибыль и снижают рентабельность. Конечный финансовый результат слагается из финансовых результатов от реализации и доходов от внереализационной деятельности, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Таким образом, финансовый результат деятельности предприятия в конечном итоге характеризуется показателями прибыли (убытка). Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиваться в рыночной экономике, за исключением организаций финансируемых за счет государства или других источников. Поэтому задача улучшения финансового результата является не только актуальной, но и жизненно важной для хозяйствующего субъекта.
Однако предпринятые попытки исследования вышеперечисленных проблем оказались недостаточными, чтобы разобрать конкретную политику предприятия в области учета прибылей и убытков предприятия.
Актуальность указанных проблем и недостаточная их разработанность определили выбор темы, обусловили цели и задачи данного исследования.
Предметом исследования курсовой работы - является учет прибылей и убытков.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения работ, отечественных и зарубежных авторов и современного практического опыта разработать изучить особенности учета прибылей и убытков предприятия.
В соответствии с этим ставятся следующие задачи:
?                  раскрыть порядок содержания учета прибылей и убытков организации,
?                  изучить отражение в БФУ финансовых результатов в соответствии с российским законодательством и МСФО
?                  определить совершенствование учета прибылей и убытков.
Методологической и информационной базой при написании курсовой работы послужили: нормативно-правовые источники, учебная литература, комментарии, а также материалы периодической печати.
Вопросам бухгалтерского финансового учета прибылей и убытков предприятия в зарубежной и отечественной литературе уделяется немаловажное внимание. Эти проблемы нашли отражение в трудах Ю.А. Бабаева, Ж.А. Кеворкова, И.Н. Ложникова, В.А. Чернова, Х.Р. Паркшеняна, И.П. Руденской, В.И. Скрипка, Е.В. Матвейчева, Г.Н. Вишнинской и других.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, который включает в себя: нормативно-правовые источник и учебную литературу, а также приложений.
 

 

 

1 Порядок содержания учета прибылей и убытков организации

 
Прибыль и убыток - важнейшие категории бухгалтерского учета. Бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по установленным правилам.
В соответствии с приведенным определением убыток представляет собой совокупный отрицательный результат ряда событий, локализованных в рамках отчетного периода.
В бухгалтерском учете прибыли и убытки от реализации объектов основных средств учитываются при формировании финансового результата в соответствии с ПБУ 9/99 "Доходы организации"[1] и ПБУ 10/99 "Расходы организации".[2]
Убыток может получить любая организация. В этом случае следует не только признать убыток, но и отразить его в учете и финансовой отчетности. Если полученный убыток является результатом нарушения прав организации, она может обратиться за правовой защитой своих ущемленных интересов.
В действующем Гражданском кодексе РФ[3] различаются три типа убытков пострадавшей стороны: неизбежные вынужденные расходы для восстановления нарушенного права, реальный ущерб (утрата или повреждение имущества) и упущенная выгода (неполученные доходы).
Текущие убытки организации находят отражение в отчете о прибылях и убытках (ф. N 2). Этот отчет предусматривает раскрытие информации о следующих промежуточных показателях убытка организации:
- валовой убыток (превышение себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг над выручкой от продаж). В ф. N 2 используется только понятие "валовая прибыль", однако этот показатель может иметь и отрицательное значение;
- убыток от продаж (по обычным видам деятельности - с учетом коммерческих и управленческих расходов);
- убыток до налогообложения (по всем видам деятельности - с учетом сальдо прочих доходов и расходов);
- чистый убыток отчетного года (с учетом подлежащего уплате налога на прибыль).[4]
Причем в отчете о прибылях и убытках доходы и расходы должны подразделяться на доходы и расходы, полученные от обычных видов деятельности, и чрезвычайные. В составе показателей, формирующих убыток, также должен выделяться убыток от обычной деятельности (до учета чрезвычайных доходов и расходов).
Информация о динамике непокрытого убытка организации отражается в отчете об изменениях капитала (ф. N 3), включаемом в состав годовой бухгалтерской отчетности.
Итоговые значения непокрытого убытка отчетного года и прошлых лет приводятся в бухгалтерском балансе (ф. N 1).
Помимо этого акционерные общества должны раскрывать в своей отчетности показатели базового и разводненного убытка на акцию. Порядок расчета этих показателей определен Методическими рекомендациями по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденными приказом Минфина России от 21.03.2000 N 29н.[5]
Организации, составляющие сводную отчетность, обязаны также раскрывать убытки по выделенным отчетным сегментам в соответствии с требованиями ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам".[6]
Таким образом, нормативная база бухгалтерского учета предусматривает использование широкого спектра частных показателей прибыли и убытка организаций.[7]
Счет 99 "Прибыли и убытки" предназначен для выявления конечного финансового результата деятельности за отчетный период. Записи по счету ведутся накопительно в течение года.
Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов выявляется конечный финансовый результат отчетного периода.
На счете 99 "Прибыли и убытки" ежемесячно отражается финансовый результат от обычных   видов деятельности (в корреспонденции со счетом   90-09) и сальдо прочих доходов и расходов (в корреспонденции со счетом 91-09).
В корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов   по  оплате   труда,   денежных   средств отражаются потери, доходы и расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности (стихийными бедствиями, пожаром, аварией).
Кроме того, по данному счету отражаются операции по уточнению платежей в результате перерасчетов по налогу на прибыль, а также налоговые санкции (пени, штрафы).
По   окончании   отчетного  периода при составлении годовой бухгалтерской  (финансовой) отчетности счет 99 "Прибыли и убытки" закрывается  списанием   итогового   сальдо   в кредит  (дебет)   счета                84    "Нераспределенная  прибыль   (непокрытый убыток)".   В   этом          размере   прибыль   предъявляется  собственником   к    распределению.
 
На счете 99 отражается конечный финансовый результат деятельности организации за отчетный период: чистая прибыль или чистый убыток.
Как формируется чистая прибыль (убыток), схематично можно представить так:[8]
    -----------------¬     ------------------¬     ---------------------¬
    ¦Прибыль (убыток)¦  +  ¦Сальдо прочих до-¦  +  ¦Чрезвычайные расходы¦
    ¦  от продаж    ¦  -  ¦ходов  и расходов¦  -  ¦ и доходы         ¦-           L    -----------------   L------------------     L---------------------
     -------------------------------------------------¬   ---------------¬
     ¦               Налог на прибыль                 ¦   ¦Чистая прибыль¦
     ¦                       +/-                      ¦   ¦   (убыток)   ¦
     ¦    Платежи по пересчетам по налогу на прибыль  ¦ = ¦ за отчетный  ¦
     ¦                       +                        ¦   ¦    период    ¦
     ¦Санкции за нарушения налогового законодательства¦   ¦              ¦
     L-------------------------------------------------   L---------------
 
Если организация в отчетном месяце получила прибыль, то делается следующая проводка:
Дебет 90-9 Кредит 99
отражена прибыль от продаж (заключительными оборотами отчетного месяца).
Если организация в отчетном месяце получила убыток, то делается следующая проводка:
Дебет 99 Кредит 90-9
отражен убыток от продаж (заключительными оборотами отчетного месяца).
Как определить прибыль (убыток) от продаж по итогам месяца, смотрите счет 90 "Продажи", ситуацию "Как определить финансовый результат от продаж по итогам месяца".
Если сумма доходов организации превысила сумму расходов, то делается следующая проводка:
Дебет 91-9 Кредит 99
отражена прибыль от прочей деятельности организации (заключительными оборотами отчетного месяца).
Если сумма доходов организации оказалась меньше суммы расходов, то делается следующая проводка:
Дебет 99 Кредит 91-9 отражен убыток от прочей деятельности организации (заключительными оборотами отчетного месяца).
Чрезвычайные доходы и расходы также учитываются на счете 91.
Чрезвычайные расходы - это затраты, возникшие в результате непредвиденных обстоятельств (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.).
Как чрезвычайные расходы могут быть, в частности, учтены:
?                 остаточная стоимость утраченных в результате чрезвычайных обстоятельств основных средств, материалов, готовой продукции, товаров, иного имущества;
?                 расходы, понесенные организацией в связи с ликвидацией последствий чрезвычайных обстоятельств.[9]
Чрезвычайные доходы - поступления, возникшие в результате непредвиденных обстоятельств.
Как чрезвычайные доходы могут быть, в частности, учтены:
?                 стоимость материальных ценностей, оприходованных после списания непригодного к восстановлению имущества организации, поврежденного в результате чрезвычайных обстоятельств;
?                 страховое возмещение убытков, понесенных организацией в результате чрезвычайных обстоятельств.
Рассмотрим пример 1.1. ЗАО "Актив" в январе получило выручку от продажи товаров в сумме 1 180 000 руб. (в том числе НДС - 180 000 руб.). Себестоимость проданных товаров составила 600 000 руб.
В этом же месяце организация получила доход от сдачи имущества в аренду в сумме 2360 руб. (в том числе НДС - 360 руб.). Сдача имущества в аренду не является для "Актива" обычной деятельностью. Расходы, связанные с предоставлением имущества в аренду (соответствующая доля амортизационных отчислений, зарплаты обслуживающего персонала и отчислений на социальное страхование), составили 3600 руб.
В результате наводнения "Актив" понес следующие убытки:
было разрушено здание склада;
были утрачены материалы, хранившиеся на складе.
Первоначальная стоимость склада по данным бухгалтерского учета - 70 000 руб., сумма начисленной амортизации - 30 000 руб.
Инвентаризационная комиссия, включающая представителей МЧС России, установила, что здание склада восстановлению не подлежит и должно быть демонтировано.
Демонтаж здания склада "Актив" произвел собственными силами, расходы на демонтаж составили 15 000 руб. В процессе демонтажа были оприходованы материалы, лом, утиль (по цене возможного использования). Общая стоимость оприходованных материалов составила 12 000 руб.
Инвентаризационная комиссия также установила, что себестоимость утраченных материалов составила 120 000 руб.
Здание склада и материалы застрахованы не были.
Бухгалтер "Актива" делает следующие проводки:
Дебет 62 Кредит 90-1 1 180 000 руб. - отражена выручка от продажи товаров;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" 180 000 руб. - начислен НДС;
Дебет 90-2 Кредит 41 600 000 руб. - списана себестоимость проданных товаров;
Дебет 51 Кредит 62 1 180 000 руб. - поступили деньги от покупателей в оплату товаров;
Дебет 76 Кредит 91-1 2360 руб. - начислена арендная плата за отчетный период;
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" 360 руб. - начислен НДС;
Дебет 91-2 Кредит 02 (70, 69, ...) 3600 руб. - отражены затраты, связанные со сдачей имущества в аренду;
Дебет 51 Кредит 76 2360 руб. - получена сумма арендной платы;
Дебет 01 субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01 70 000 руб. - списана первоначальная стоимость склада;
Дебет 02 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств" 30 000 руб. - списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств" 40 000 руб. - списана остаточная стоимость склада;
Дебет 91-2 Кредит 23 15 000 руб. - списаны расходы на демонтаж здания склада;
Дебет 10 Кредит 91-1 12 000 руб. - оприходованы материалы, лом, утиль (по цене возможного использования), полученные при демонтаже;
Дебет 91-2 Кредит 10 120 000 руб. - списана себестоимость утраченных материалов, хранившихся на складе.
Заключительными записями января будут проводки:
Дебет 90-9 Кредит 99 400 000 руб. (1 180 000 - 180 000 - 600 000) - отражена прибыль от продаж;
Дебет 99 Кредит 91-9 164 600 руб. (2360 + 12 000 - 3600 - 360 - 40 000 - 15 000 - 120 000) - отражен убыток от прочей деятельности организации.
Таким образом, кредитовое сальдо по счету 99 на 1 февраля составит 235 400 руб. (400 000 - 164 600).
Эта сумма представляет собой прибыль "Актива" за январь (до налогообложения).[10]
Суммы налога от фактической прибыли, начисленные к уплате в бюджет, отражаются проводкой:
Дебет 99 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" начислена сумма налога на прибыль за отчетный период.
Отражение налога на прибыль в бухгалтерском учете происходит в два этапа. Сначала бухгалтер должен начислить налог на бухгалтерскую прибыль, а затем скорректировать его так, чтобы получилась сумма налога, отраженная в налоговом учете.
Налог на бухгалтерскую прибыль (убыток) называется условным расходом (доходом) по налогу на прибыль. Расчет его производят по формуле:[11]
------------------¬      ------------------¬      ----------------------¬
¦Условный   расход¦      ¦     Ставка      ¦      ¦Бухгалтерская прибыль¦
¦(доход) по налогу¦   =  ¦налога на прибыль¦   х  ¦(строка  140  Отчета ¦
¦на прибыль       ¦      ¦                 ¦      ¦о прибылях и убытках)¦
L------------------      L------------------      L----------------------
После этого полученную сумму нужно скорректировать:
   --------------¬   -------------------------------------¬   ------------------¬
+ ¦Текущий налог¦   ¦ Постоянное налоговое обязательство ¦   ¦Условный   расход¦
- ¦на    прибыль¦ = ¦                 +                  ¦ + ¦(доход) по налогу¦
   ¦(убыток)     ¦   ¦    Отложенный налоговый актив      ¦ - ¦на прибыль       ¦
   L--------------   ¦                 -                  ¦   L------------------
                     ¦ Отложенное налоговое обязательство ¦
                     L-------------------------------------
Несмотря на то что в бухгалтерском учете начисленная сумма налога отражается по дебету счета 99 "Прибыли и убытки", налогооблагаемую прибыль организации эта сумма не уменьшает.
31 декабря каждого года счет 99 "Прибыли и убытки" закрывается. Эта итоговая операция отчетного года называется реформацией бухгалтерского баланса. По состоянию на 1 января следующего года сальдо по счету 99 должно быть равно нулю.
Если по итогам отчетного года организация получила прибыль (то есть сальдо по счету 99 кредитовое), то делается следующая проводка:
Дебет 99 Кредит 84 отражена чистая прибыль отчетного года.
Если по итогам отчетного года ваша организация получила убыток (то есть сальдо по счету 99 дебетовое), сделайте запись:
Дебет 84 Кредит 99 отражен чистый (непокрытый) убыток отчетного года.
Рассмотрим пример 1.2 Предположим, что ЗАО "Актив" не является плательщиком авансовых взносов по налогу на прибыль, а после января до конца года никаких операций у "Актива" больше не было.
Для упрощения примера предположим, что прибыль по данным бухгалтерского и налогового учета совпадает. Кроме того, мы не рассматриваем порядок начисления налогов, которые влияют на финансовый результат.
Тогда по итогам I квартала бухгалтер "Актива" должен сделать проводку по начислению налога на прибыль:
Дебет 99 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" 95 616 руб. (398 400 руб. х 24%) - начислен налог на прибыль за I квартал.
Бухгалтер "Актива" 31 декабря должен сделать следующие проводки. Сначала необходимо закрыть все субсчета к счету 90 "Продажи":
Дебет 90-1 Кредит 90-9 1 180 000 руб. - закрыт субсчет 90-1 по окончании года;
Дебет 90-9 Кредит 90-2 600 000 руб. - закрыт субсчет 90-2 по окончании года;
Дебет 90-9 Кредит 90-3 180 000 руб. - закрыт субсчет 90-3 по окончании года. Затем необходимо закрыть все субсчета к счету 91 "Прочие доходы и расходы":
Дебет 91-1 Кредит 91-9 2360 руб. - закрыт субсчет 91-1 по окончании года;
Дебет 91-9 Кредит 91-2 3960 руб. (3600 + 360) - закрыт субсчет 91-2 по окончании года.
По состоянию на 31 декабря кредитовое сальдо по счету 99 составит 302 784 руб. (400 000 - 1600 - 95 616). Эта сумма - чистая прибыль "Актива" за год. Заключительной проводкой декабря будет:
Дебет 99 Кредит 84 302 784 руб. - отражена чистая прибыль за отчетный год.
Решение о распределении этой прибыли акционеры "Актива" будут принимать в следующем году.[12]
Таким образом, по состоянию на 1 января следующего года сальдо по синтетическим счетам 99, 90, 91, а также по всем их субсчетам будет равно нулю.
Поэтому задача улучшения финансового результата является не только актуальной, но и жизненно важной для хозяйствующего субъекта. Однако предпринятые попытки исследования вышеперечисленных проблем оказались недостаточными, чтобы разобрать конкретную политику предприятия в области учета прибылей и убытков предприятия. Актуальность указанных проблем и недостаточная их разработанность определили выбор темы, обусловили цели и задачи данного исследования. Предметом исследования курсовой работы - является учет прибылей и убытков. Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения работ, отечественных и зарубежных авторов и современного практического опыта разработать изучить особенности учета прибылей и убытков предприятия. В соответствии с этим ставятся следующие задачи: * раскрыть порядок содержания учета прибылей и убытков организации, * изучить отражение в БФУ финансовых результатов в соответствии с российским законодательством и МСФО * определить совершенствование учета прибылей и убытков. Методологической и информационной базой при написании курсовой работы послужили: нормативно-правовые источники, учебная литература, комментарии, а также материалы периодической печати. Вопросам бухгалтерского финансового учета прибылей и убытков предприятия в зарубежной и отечественной литературе уделяется немаловажное внимание. Эти проблемы нашли отражение в трудах Ю.А. Бабаева, В.А. Чернова, В.И. Скрипка, и других. Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, который включает в себя: нормативно-правовые источник и учебную литературу, а также приложений. 1 Порядок содержания учета прибылей и убытков организации Прибыль и убыток - важнейшие категории бухгалтерского учета. Бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой
Это полностью согласуется с определением капитала как части активов компании, остающейся после вычета всех ее обязательств. Совершенно очевидно, что увеличение капитала произойдет в том случае, когда увеличатся активы либо уменьшатся обязательства. Таким образом, в Концепции, несмотря на кажущееся сходство с МСФО, искажается понятие дохода, поскольку согласно положениям любое уменьшение обязательств уже есть доход. В ПБУ 9/99 понятие дохода трактуется аналогично МСФО. В рассматриваемых документах дается классификация составляющих частей. В доходах МСФО указывается на сложившуюся практику подразделения доходов на два класса: доходы от обычной деятельности и прочие доходы. Доход от обычной деятельности называется выручкой. Выручка возникает в процессе обычной деятельности компании и именуется разными терминами, в том числе продажи, вознаграждения, проценты, дивиденды, роялти и арендная плата. Прочие доходы могут возникать и не возникать в процессе деятельности предприятия (например, реализация основных средств и т.д.).
Это полностью согласуется с определением капитала как части активов компании, остающейся после вычета всех ее обязательств. Совершенно очевидно, что увеличение капитала произойдет в том случае, когда увеличатся активы либо уменьшатся обязательства. Таким образом, в Концепции, несмотря на кажущееся сходство с МСФО, искажается понятие дохода, поскольку согласно положениям любое уменьшение обязательств уже есть доход. В ПБУ 9/99 понятие дохода трактуется аналогично МСФО. В рассматриваемых документах дается классификация составляющих частей. В доходах МСФО указывается на сложившуюся практику подразделения доходов на два класса: доходы от обычной деятельности и прочие доходы. Доход от обычной деятельности называется выручкой. Выручка возникает в процессе обычной деятельности компании и именуется разными терминами, в том числе продажи, вознаграждения, проценты, дивиденды, роялти и арендная плата. Прочие доходы могут возникать и не возникать в процессе деятельности предприятия (например, реализация основных средств и т.д.).
Требования, изложенные в МСФО, подходят для нашей страны, поэтому задача дальнейшего реформирования отечественного учета заключается в том, чтобы соответствовать им не только теоретически, но и на практике. Учредители предприятия и его руководители теоретически и практически финансово-экономические функции возлагают на бухгалтера и стараются нанимать на работу именно такого специалиста, который уверенно осуществлял работу по всем указанным направлениям. Такова реальная жизнь. Если бухгалтер сегодня не готов решать эти проблемы, то ему трудно найти хорошо оплачиваемую работу. Поэтому нынешний бухгалтерский учет все больше уходит от традиционной формы, охватывающей исключительно проблемы делопроизводства, документооборота, численной обработки и анализа результатов. Условно говоря, решается обратная задача бухгалтерского учета. Второй этап бухгалтерского учета является традиционным учетом, который дополняется контролем отклонений значений различных параметров от величин, выбранных на первом этапе. Сочетание двух этапов требует некоторых дополнительных затрат времени и средств, но позволит избежать существенных предпринимательских рисков. Чтобы указанные затраты были минимальными, целесообразно для первого этапа учета разработать простую, удобную, но достаточно точную методику построения модели хозяйственной деятельности предприятия, на базе которой легко осуществлять прогнозирование финансового результата. Такая модель должна хорошо вписываться в профессиональное бухгалтерское отображение хозяйственной деятельности и использовать обычное программное обеспечение на персональном компьютере. Алгоритм метода и главного его звена - прикладной бухгалтерской и (или) налоговой модели предприятия как хозяйствующего субъекта описывается блок-схемой, представленной на рис. 3.1. На основе данных, сосредоточенных в уставе предприятия, формируются три главных начальных блока бухгалтерской (или налоговой) модели: система договоров, налоговое поле и типичные хозяйственные операции. В блоке договоров сосредоточены юридические нормы и правила, кодируемые с помощью проводок. Совокупность договоров увязывается с налоговой системой и блоком хозяйственных операций. Налоговая система отображается комплексом проводок, характеризующих юридические и экономические принципы налогообложения. 3 Совершенствование учета прибылей и убытков Бухгалтерская модель, описывающая хозяйственную деятельность и составляющая основу численного балансового метода, легко адаптируется к современным программным средствам персональных компьютеров. Она уже опробована в ходе аудиторских проверок для анализа работы конкретных фирм, поиска узких финансовых мест, выдачи рекомендаций по совершенствованию работы и повышению уровня
 
 
 
 
 

2 Отражение в БФУ финансовых результатов в соответствии с российским законодательством и МСФО

Принципы отражения финансовых инструментов в финансовой отчетности компаний устанавливаются с 1 января 2005 г. новыми редакциями МСФО 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка" и МСФО 32 "Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации". Помимо этих стандартов, с 1 января 2007 года вступает в силу МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: Раскрытия".[13]
Элементами, отражающими финансовые результаты предприятия, являются доходы и расходы. В международных стандартах финансовой отчетности концепции "доходов" и "расходов" предприятия формулируются в главе "Принципы", а также в ряде стандартов (МСФО 1, МСФО 8, МСФО 18). В российских нормативах по ведению бухгалтерского учета до недавнего времени отсутствовало четкое определение категорий "доходы" и "расходы" предприятия. В первый раз эти понятия были раскрыты для целей бухгалтерского учета в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной 29 декабря 1997 г.[14] Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом профессиональных бухгалтеров. Однако на практике не все положения данной Концепции соблюдались в силу отсутствия их связи с законодательством и нормативными актами, а также механизма практической реализации. Эту проблему призваны решить принятые в 1999 г. и вступившие в действие с 1 января 2000 г. положения по бухгалтерскому учету: ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации". Рассмотрим, насколько соответствует трактовка доходов и расходов предприятия в современном российском законодательстве требованиям МСФО.[15]
В соответствии с МСФО доход - это приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов либо уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала. Необходимо отметить большую схожесть трактовок дохода предприятия в Концепции, ПБУ 9/99 и МСФО. Во всех определениях доход - это приращение экономических выгод, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников. Однако согласно Концепции доход - это увеличение экономических выгод или уменьшение обязательств. В МСФО увеличение экономических выгод трактуется как увеличение активов или уменьшение обязательств, в результате чего и происходит приращение капитала. Это полностью согласуется с определением капитала как части активов компании, остающейся после вычета всех ее обязательств. Совершенно очевидно, что увеличение капитала произойдет в том случае, когда увеличатся активы либо уменьшатся обязательства. Таким образом, в Концепции, несмотря на кажущееся сходство с МСФО, искажается понятие дохода, поскольку согласно положениям любое уменьшение обязательств уже есть доход. В ПБУ 9/99 понятие дохода трактуется аналогично МСФО.[16]
В рассматриваемых документах дается классификация составляющих частей. В доходах МСФО указывается на сложившуюся практику подразделения доходов на два класса: доходы от обычной деятельности и прочие доходы. Доход от обычной деятельности называется выручкой. Выручка возникает в процессе обычной деятельности компании и именуется разными терминами, в том числе продажи, вознаграждения, проценты, дивиденды, роялти и арендная плата. Прочие доходы могут возникать и не возникать в процессе деятельности предприятия (например, реализация основных средств и т.д.). В МСФО отмечается условный характер отнесения доходов к той или иной группе в зависимости от конкретной деятельности компании и единый характер различных статей доходов по экономической природе, так как все они представляют собой увеличение экономических выгод.
В отличие от МСФО в Концепции классификация статей доходов рассматривается кратко, при этом не отражается смысл подразделения доходов на доходы от основной деятельности и прочие. Гораздо более подробно приводится классификация статей доходов в ПБУ 9/99. Аналогично МСФО в ПБУ 9/99 доходы подразделяются на доходы от обычных видов деятельности фирмы и прочие. Принцип отнесения доходов к определенной группе такой же, как и в МСФО, - исходя из характера деятельности предприятия и его операций. Аналогично МСФО в ПБУ 9/99 отмечается условность отнесения доходов к доходам от обычных видов деятельности для разных предприятий: одни и те же доходы могут быть основными для одних предприятий и прочими для других (например, арендная плата и др.). В отличие от МСФО в ПБУ 9/99 более четко определяется критерий отнесения доходов к доходам от обычных видов деятельности. Этим критерием является предмет деятельности, который в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) указывается в учредительных документах предприятий. Если в учредительных документах не указывается предмет деятельности организации, она определяет отнесение доходов к доходам от обычных видов деятельности самостоятельно, что разрешается в соответствии с п. 4 ПБУ 9/99.
В ПБУ 9/99 приводится более детальная классификация прочих доходов, чем в МСФО. Точнее говоря, в МСФО не классифицируются прочие доходы, а только приводятся некоторые их примеры: реализация основных средств, "нереализованные" доходы от увеличения балансовой стоимости активов при их переоценке. В ПБУ 9/99 прочие доходы подразделяются на три группы: операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы, однако при этом не характеризуется их экономическая сущность. Вместо строгого определения критерия отнесения доходов к той или иной группе в ПБУ 9/99 дается перечень примеров операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов, заканчивающийся словами "прочие", "и т.п.". Принцип группировки доходов остается неопределенным, что может повлечь разночтения у различных пользователей.
В МСФО определяются критерии включения дохода в финансовую отчетность. Факт включения называется "признанием дохода". По МСФО доход признается в отчете о прибылях и убытках, если возникает увеличение будущих экономических выгод, связанных с увеличением активов или уменьшением обязательств, которые могут быть надежно измерены. Аналогичны МСФО критерии признания дохода в отечественной Концепции бухгалтерского учета. ПБУ 9/99 также содержит раздел, посвященный признанию доходов. В отличие от Концепции в ПБУ 9/99 расшифровываются принципы признания для различных статей доходов в соответствии с их классификацией. Доходы от обычных видов деятельности в ПБУ 9/99 называются выручкой. Проанализируем соответствие признания выручки по ПБУ 9/99 требованиям МСФО.
Если категория "доходы" определяется в концептуальной главе МСФО "Принципы", то выручке фирмы посвящен отдельный стандарт МСФО 18, который так и называется "Выручка". ПБУ 9/99 по сути представляет собой совмещение концептуальных основ с их практической реализацией. В МСФО 18 признание выручки осуществляется по-разному, в зависимости от вида выручки:
?                 выручка от продажи товаров;
?                 выручка от предоставления услуг;
?                 выручка от использования другими сторонами активов компании, приносящих проценты, лицензионные платежи и дивиденды. [17]
Однако в МСФО 18 приводятся не все возможные виды выручки. Виды выручки, не отраженные в МСФО 18, рассматриваются в других стандартах, например доходы от договоров аренды - в МСФО 17, дивиденды - в МСФО 28, изменения справедливой стоимости финансовых активов и финансовых обязательств - в МСФО 32 и т.д. В зависимости от вида выручки в МСФО устанавливаются различные критерии признания ее в отчетности.
В отличие от МСФО в российском законодательстве выручке уделяется гораздо меньше внимания. Все виды выручки отражаются в одном ПБУ 9/99, причем более поверхностно, чем в МСФО. Согласно ПБУ 9/99 критерии признания выручки включают пять пунктов, которые распространяются на все виды выручки. (Исключение составляет только выручка от предоставления за плату во временное пользование активов, для признания которой требуется выполнение только трех пунктов из пяти.) Данные пять условий наиболее близки условиям МСФО 18 для признания выручки от продажи товаров (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Сравнительная характеристика ПБУ 9/99 и МСФО 18[18]
------------------------------------T----------------------------------¬
¦             ПБУ 9/99              ¦             МСФО 18              ¦
+-----------------------------------+----------------------------------+
¦а) организация имеет право на полу-¦(a)  компания перевела на покупа- ¦
¦чение  этой  выручки,  вытекающее  ¦теля значительные риски и вознаг- ¦
¦из  конкретного  договора  или     ¦раждения,  связанные  с  собствен-¦
¦подтвержденное иным соответствующим¦ностью на товары                  ¦
¦образом                            ¦                                  ¦
+-----------------------------------+----------------------------------+
¦б) сумма выручки может быть опреде-¦(c)  сумма  выручки   может   быть¦
¦лена                               ¦надежно оценена                   ¦
+-----------------------------------+----------------------------------+
¦в) имеется уверенность в том, что в¦(d) существует  вероятность  того,¦
¦результате   конкретной    операции¦что экономические выгоды, связаные¦
¦произойдет увеличение экономических¦со сделкой, поступят в компанию   ¦
¦выгод организации                  ¦                                  ¦
+-----------------------------------+----------------------------------+
¦д) расходы, которые произведены или¦(e)   понесенные   или   ожидаемые¦
¦будут произведены в  связи  с  этой¦затраты,  связанные  со   сделкой,¦
¦операцией, могут быть определены   ¦могут быть надежно оценены        ¦
+-----------------------------------+----------------------------------+
¦г) право  собственности  (владения,¦(b) компания больше не участвует в¦
¦пользования и распоряжения) на про-¦управлении в той степени,  которая¦
¦дукцию (товар) перешло от организа-¦обычно  ассоциируется  с  правом  ¦
¦ции к покупателю или работа принята¦собственности, и  не  контролирует¦
¦заказчиком (услуга оказана)        ¦проданные товары                  ¦
L-----------------------------------+-----------------------------------
Из данных пяти условий четыре последних, приведенные в табл. 2.1, идентичны. Однако первые условия под пунктами a) и (a) не являются равноценными. По МСФО оценка момента передачи компанией покупателю значительных рисков и вознаграждений, связанных с собственностью, требует изучения условий сделки. В большинстве случаев передача рисков и вознаграждений, связанных с собственностью, совпадает с передачей юридических прав собственности или передачей владения покупателю. Это происходит в основном при розничных продажах. В других случаях передача рисков и вознаграждений, связанных с собственностью, происходит в иной момент, чем передача юридических прав собственности или передача владения. К таким случаям относятся следующие:
?                 компания сохраняет ответственность за неудовлетворительную деятельность, не покрываемую стандартными гарантийными обязательствами;
?                 получение выручки от конкретной продажи зависит от получения выручки покупателем в результате продажи его товаров;
?                 отправляемые товары подлежат установке, а установка составляет значительную часть контракта, который еще не выполнен компанией;
?                 покупатель имеет право расторгнуть сделку купли-продажи по причине, определенной в договоре купли-продажи, и у компании нет уверенности в получении прибыли.[19]
Если компания сохраняет значительные риски, связанные с собственностью, сделка не является продажей и выручка по ней не признается. Если она сохраняет лишь незначительные риски, связанные с собственностью, сделка является продажей и выручка признается. В ПБУ 9/99 нет даже самого понятия рисков. Если между сторонами заключен договор и произведена оплата, то фирма, очевидно, в любом случае должна признать выручку.
В МСФО устанавливаются критерии включения расходов в финансовую отчетность. Факт включения называется "признанием расходов". Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках, если возникает уменьшение будущих экономических выгод, связанных с уменьшением актива или увеличением обязательства, которые могут быть надежно измерены. Сопоставим данную трактовку с признанием расходов в отечественной Концепции. Несмотря на то, что формулировки Концепции, как обычно, короче и не содержат пояснительных примеров, как в МСФО, следует признать, что их перечень в целом соответствует МСФО. Введение в Концепции дополнительного условия о независимости признания расхода от налогооблагаемой базы очень важно для российского учета, которому свойственно традиционное первоочередное удовлетворение требований налоговых органов. Это условие подтверждает стремление привести российскую отчетность в соответствие с требованиями международных стандартов.
В ПБУ 10/99 включены все требования к признанию расходов, изложенные в Концепции, а значит, и в МСФО. Однако помимо данных требований ПБУ 10/99 содержит еще ряд условий. Так, в ПБУ 10/99 вводится критерий: "Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий: расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота...". Таким образом, в отличие от МСФО расход в соответствии с ПБУ 10/99 не может быть признан только на основании профессионального суждения бухгалтера об уменьшении экономических выгод и должен подтверждаться документально: договором, нормативом и т.д. Не соответствует важнейшему принципу МСФО - принципу начисления - и критерий признания расхода для некоторых предприятий по кассовому методу, изложенный в ст. 18 ПБУ 10/99.[20]
Рассмотрев концепции доходов и расходов в МСФО и отечественном законодательстве, сопоставим их отражение в финансовой отчетности в соответствии с российскими стандартами и МСФО. Как в МСФО, так и в отечественной практике на основе информации о доходах и расходах предприятия определяются финансовые результаты его деятельности, которые отражаются в отчете о прибылях и убытках. Вопросы раскрытия финансовых результатов фирмы в отчетности подробно рассмотрены в МСФО 1 "Представление финансовой отчетности" и МСФО 8 "Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике".
В МСФО 8 классифицируются статьи прибылей и убытков для их раскрытия в отчетности на 2 качественно различные группы:
?                 прибыль или убыток от обычной деятельности;
?                 результаты чрезвычайных обстоятельств.
В соответствии с МСФО 1 при раскрытии в отчетности прибыли и убытки должны подразделяться на линейные статьи, которые в свою очередь должны разбиваться на подклассы. Как минимум отчет о прибылях и убытках должен включать следующие линейные статьи:
?                 выручка;
?                 результаты операционной деятельности;
?                 затраты по финансированию;
?                 доля прибылей и убытков ассоциированных компанией и совместной деятельности, учитываемых по методу участия;
?                 расходы по налогу;
?                 прибыль и убыток от обычной деятельности;
?                 результаты чрезвычайных обстоятельств;
?                 доля меньшинства;
?                 чистая прибыль или убыток за период.[21]
Важно отметить, что названия, порядок и дополнительные линейные статьи могут определяться фирмой самостоятельно. Разбивка статей прибылей и убытков на подклассы может осуществляться одним из двух методов: методом характера затрат или методом функции затрат. При первом методе расходы объединяются в отчете о прибылях и убытках в соответствии с их характером и не перераспределяются между различными функциональными направлениями внутри компании. При методе функции затрат, или "себестоимости продаж", расходы классифицируются в соответствии с их функцией как часть себестоимости продаж, распределения или административной деятельности. Выбор метода разбивки статей прибылей и убытков зависит как от исторических, так и от отраслевых факторов и характера деятельности организации. В зависимости от метода классификации расходов определяется форма отчета о прибылях и убытках.
В таблице 2.2 (см. Приложение 1)[22] обобщены сходства и различия в отражении элементов, характеризующих финансовые результаты предприятия, в Российской Федерации и в соответствии с МСФО.
Как видно из табл. 2.2, отражение финансовых результатов предприятий в Российской Федерации не в полной мере соответствует требованиям МСФО. Принятые в последнее время ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 значительно приблизили финансовую отчетность в Российской Федерации к международным стандартам. Тем не менее сохраняется жесткое нормативное регулирование многих вопросов учета финансовых результатов предприятия. Несмотря на заявление в указанных нормативах о независимости представления финансовых результатов в отчетности от целей налогообложения, на практике сохраняется фискальная направленность учета.
Таким образом, сегодня сохраняются существенные проблемы, касающиеся отражения финансовых результатов предприятия в соответствии с МСФО. Требования, изложенные в МСФО, подходят для нашей страны, поэтому задача дальнейшего реформирования отечественного учета заключается в том, чтобы соответствовать им не только теоретически, но и на практике.
Поэтому задача улучшения финансового результата является не только актуальной, но и жизненно важной для хозяйствующего субъекта. Однако предпринятые попытки исследования вышеперечисленных проблем оказались недостаточными, чтобы разобрать конкретную политику предприятия в области учета прибылей и убытков предприятия. Актуальность указанных проблем и недостаточная их разработанность определили выбор темы, обусловили цели и задачи данного исследования. Предметом исследования курсовой работы - является учет прибылей и убытков. Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения работ, отечественных и зарубежных авторов и современного практического опыта разработать изучить особенности учета прибылей и убытков предприятия. В соответствии с этим ставятся следующие задачи: * раскрыть порядок содержания учета прибылей и убытков организации, * изучить отражение в БФУ финансовых результатов в соответствии с российским законодательством и МСФО * определить совершенствование учета прибылей и убытков. Методологической и информационной базой при написании курсовой работы послужили: нормативно-правовые источники, учебная литература, комментарии, а также материалы периодической печати. Вопросам бухгалтерского финансового учета прибылей и убытков предприятия в зарубежной и отечественной литературе уделяется немаловажное внимание. Эти проблемы нашли отражение в трудах Ю.А. Бабаева, В.А. Чернова, В.И. Скрипка, и других. Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, который включает в себя: нормативно-правовые источник и учебную литературу, а также приложений. 1 Порядок содержания учета прибылей и убытков организации Прибыль и убыток - важнейшие категории бухгалтерского учета. Бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой
Это полностью согласуется с определением капитала как части активов компании, остающейся после вычета всех ее обязательств. Совершенно очевидно, что увеличение капитала произойдет в том случае, когда увеличатся активы либо уменьшатся обязательства. Таким образом, в Концепции, несмотря на кажущееся сходство с МСФО, искажается понятие дохода, поскольку согласно положениям любое уменьшение обязательств уже есть доход. В ПБУ 9/99 понятие дохода трактуется аналогично МСФО. В рассматриваемых документах дается классификация составляющих частей. В доходах МСФО указывается на сложившуюся практику подразделения доходов на два класса: доходы от обычной деятельности и прочие доходы. Доход от обычной деятельности называется выручкой. Выручка возникает в процессе обычной деятельности компании и именуется разными терминами, в том числе продажи, вознаграждения, проценты, дивиденды, роялти и арендная плата. Прочие доходы могут возникать и не возникать в процессе деятельности предприятия (например, реализация основных средств и т.д.).
Это полностью согласуется с определением капитала как части активов компании, остающейся после вычета всех ее обязательств. Совершенно очевидно, что увеличение капитала произойдет в том случае, когда увеличатся активы либо уменьшатся обязательства. Таким образом, в Концепции, несмотря на кажущееся сходство с МСФО, искажается понятие дохода, поскольку согласно положениям любое уменьшение обязательств уже есть доход. В ПБУ 9/99 понятие дохода трактуется аналогично МСФО. В рассматриваемых документах дается классификация составляющих частей. В доходах МСФО указывается на сложившуюся практику подразделения доходов на два класса: доходы от обычной деятельности и прочие доходы. Доход от обычной деятельности называется выручкой. Выручка возникает в процессе обычной деятельности компании и именуется разными терминами, в том числе продажи, вознаграждения, проценты, дивиденды, роялти и арендная плата. Прочие доходы могут возникать и не возникать в процессе деятельности предприятия (например, реализация основных средств и т.д.).
Требования, изложенные в МСФО, подходят для нашей страны, поэтому задача дальнейшего реформирования отечественного учета заключается в том, чтобы соответствовать им не только теоретически, но и на практике. Учредители предприятия и его руководители теоретически и практически финансово-экономические функции возлагают на бухгалтера и стараются нанимать на работу именно такого специалиста, который уверенно осуществлял работу по всем указанным направлениям. Такова реальная жизнь. Если бухгалтер сегодня не готов решать эти проблемы, то ему трудно найти хорошо оплачиваемую работу. Поэтому нынешний бухгалтерский учет все больше уходит от традиционной формы, охватывающей исключительно проблемы делопроизводства, документооборота, численной обработки и анализа результатов. Условно говоря, решается обратная задача бухгалтерского учета. Второй этап бухгалтерского учета является традиционным учетом, который дополняется контролем отклонений значений различных параметров от величин, выбранных на первом этапе. Сочетание двух этапов требует некоторых дополнительных затрат времени и средств, но позволит избежать существенных предпринимательских рисков. Чтобы указанные затраты были минимальными, целесообразно для первого этапа учета разработать простую, удобную, но достаточно точную методику построения модели хозяйственной деятельности предприятия, на базе которой легко осуществлять прогнозирование финансового результата. Такая модель должна хорошо вписываться в профессиональное бухгалтерское отображение хозяйственной деятельности и использовать обычное программное обеспечение на персональном компьютере. Алгоритм метода и главного его звена - прикладной бухгалтерской и (или) налоговой модели предприятия как хозяйствующего субъекта описывается блок-схемой, представленной на рис. 3.1. На основе данных, сосредоточенных в уставе предприятия, формируются три главных начальных блока бухгалтерской (или налоговой) модели: система договоров, налоговое поле и типичные хозяйственные операции. В блоке договоров сосредоточены юридические нормы и правила, кодируемые с помощью проводок. Совокупность договоров увязывается с налоговой системой и блоком хозяйственных операций. Налоговая система отображается комплексом проводок, характеризующих юридические и экономические принципы налогообложения. 3 Совершенствование учета прибылей и убытков Бухгалтерская модель, описывающая хозяйственную деятельность и составляющая основу численного балансового метода, легко адаптируется к современным программным средствам персональных компьютеров. Она уже опробована в ходе аудиторских проверок для анализа работы конкретных фирм, поиска узких финансовых мест, выдачи рекомендаций по совершенствованию работы и повышению уровня
Вариант системы договорных отношений с помощью блока хозяйственных операций и блока проводок налоговой системы, а также численных или аналитических зависимостей сводится к форме ликвидного предприятия. Далее исследователь может выбрать: 1) работать ли в традиционной бухгалтерской манере, т.е. в режиме составления балансов; 2) транслировать ли журнал хозяйственных операций в матричную форму и осуществлять поиски необходимых решений в форме графо-аналитических и других зависимостей, т.е. работать в режиме традиционных экономико-математических моделей. В бухгалтерском (или налоговом) режиме рассчитывается баланс ликвидного предприятия при выбранных условиях хозяйствования. Баланс анализируется по размеру чистой прибыли. В режиме традиционных прикладных экономико-математических моделей определяются численные и аналитические зависимости чистой прибыли от различных параметров. Если результаты анализа удовлетворяют исследователя, то в бухгалтерском (налоговом) подходе возможны следующие варианты: * расчеты прекращаются и формируются данные для реального баланса и отчетности; * расчеты дополнительно проверяются на воздействия случайных или статистических величин и параметров. В традиционном экономическом подходе (в сфере управленческого учета) необходимость составления баланса не возникает. При неудовлетворительных результатах принимается решение об изменении условий хозяйствования или договорных отношений и цикл исследований продолжается. Модель хозяйственной деятельности предприятия строится, исходя нескольких главных допущений, в частности следующих: 1) предприятие работает устойчиво, поэтому финансовый результат каждого последующего периода не зависит от предыдущего; 2) предприятие функционирует равномерно, получая только текущие доходы и осуществляя только текущие расходы; 3) все активы предприятия являются ликвидными, т.е. могут быть проданы по рыночной цене, балансовой стоимости или балансовой стоимости с некоторой заранее известной скидкой.28 Упрощенный смысл этих предположений можно трактовать таким образом, что ежемесячная работа предприятия описывается в журнале хозяйственных операций усредненными показателями. Отражается закупка только необходимого количества материалов, которое без остатка перерабатывается в производстве, кроме того, отсутствует незавершенное производство, вся готовая продукция реализуется, и за нее без всяких задержек поступает выручка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Совершенствование учета прибылей и убытков

 
Бухгалтерская модель, описывающая хозяйственную деятельность и составляющая основу численного балансового метода, легко адаптируется к современным программным средствам персональных компьютеров. Она уже опробована в ходе аудиторских проверок для анализа работы конкретных фирм, поиска узких финансовых мест, выдачи рекомендаций по совершенствованию работы и повышению уровня бухгалтерского учета.
В бухгалтерском учете накоплен солидный отечественный и зарубежный опыт по описанию реальных хозяйственных процессов, осуществляемых на конкретных предприятиях. Первичные учетные документы скрупулезно фиксируют все факты хозяйственных операций и действий. Они включают в себя следующие составные информационные элементы:
?                 особенности форм собственности;
?                 специфику договорных отношений предприятия с контрагентами;
?                 своеобразие технологии производственных процессов;
?                 нормативные основы налогообложения;
?                 вероятностные факторы;
?                 деловые качества руководящего состава.[23]
Необходимость уверенной ориентировки во всех указанных направлениях обусловлена, во-первых, спецификой профессии бухгалтера, во-вторых, его должностными обязанностями, в-третьих, его финансовой, административной и уголовной ответственностью. Хотя, согласно Федеральному закону от 21.11.1996 г. "О бухгалтерском учете"[24] N 129-ФЗ (в редакции от 30.06.2003 г.), вся ответственность за ведение бухгалтерского учета возлагается на руководителя предприятия, на практике дело обстоит совершенно иначе.
Учредители предприятия и его руководители теоретически и практически финансово-экономические функции возлагают на бухгалтера и стараются нанимать на работу именно такого специалиста, который уверенно осуществлял работу по всем указанным направлениям. Такова реальная жизнь. Если бухгалтер сегодня не готов решать эти проблемы, то ему трудно найти хорошо оплачиваемую работу.
Поэтому нынешний бухгалтерский учет все больше уходит от традиционной формы, охватывающей исключительно проблемы делопроизводства, документооборота, численной обработки и анализа результатов. Важнейшими элементами современного бухгалтерского учета становятся элементы налогового планирования и прогнозирования финансового результата деятельности предприятия.
Учет следует проводить в два этапа. На первом этапе осуществлять поисковые исследования с оценкой важнейших экономических параметров, существенно влияющих на суммарные налоговые платежи и величину валовой прибыли предприятия, а также проводить прогнозирование оптимальной величины прибыли. На втором этапе вести традиционный бухгалтерский учет с постоянным контролем отклонений параметров от планируемых величин и одновременной их корректировкой.
Первый этап бухгалтерского учета включает следующие действия:
?                 выбор форм договорных отношений с поставщиками и покупателями;
?                 определение основных элементов налогового поля предприятия;
?                 оценку состава затрат и величины себестоимости продукции;
?                 калькуляцию цен на продукцию (работы, услуги) и определение коэффициентов рентабельности;
?                 приближенный расчет сумм налоговых платежей;
?                 прогнозирование финансового результата;
?                 разработку дивидендной политики предприятия.[25]
Этот этап начинается с построения бухгалтерской модели (схемы) хозяйственной деятельности предприятия и ее отработки. На базе данной модели затем проверяется возможность достижения планируемого размера прибыли при различных вариациях экономических параметров с учетом случайных и вероятностных факторов. Исходя их финансового результата, на модели отрабатываются формы различных договорных отношений с поставщиками и покупателями, а также виды налоговых обязательств и хозяйственных ситуаций. Условно говоря, решается обратная задача бухгалтерского учета.
Второй этап бухгалтерского учета является традиционным учетом, который дополняется контролем отклонений значений различных параметров от величин, выбранных на первом этапе.
Сочетание двух этапов требует некоторых дополнительных затрат времени и средств, но позволит избежать существенных предпринимательских рисков. Чтобы указанные затраты были минимальными, целесообразно для первого этапа учета разработать простую, удобную, но достаточно точную методику построения модели хозяйственной деятельности предприятия, на базе которой легко осуществлять прогнозирование финансового результата. Такая модель должна хорошо вписываться в профессиональное бухгалтерское отображение хозяйственной деятельности и использовать обычное программное обеспечение на персональном компьютере.
Алгоритм метода и главного его звена - прикладной бухгалтерской и (или) налоговой модели предприятия как хозяйствующего субъекта описывается блок-схемой, представленной на рис. 3.1.
На основе данных, сосредоточенных в уставе предприятия, формируются три главных начальных блока бухгалтерской (или налоговой) модели: система договоров, налоговое поле и типичные хозяйственные операции. В блоке договоров сосредоточены юридические нормы и правила, кодируемые с помощью проводок. Совокупность договоров увязывается с налоговой системой и блоком хозяйственных операций. Налоговая система отображается комплексом проводок, характеризующих юридические и экономические принципы налогообложения. Блок хозяйственных операций содержит в себе ряд приемов отражения разнообразных хозяйственных действий.
 
                           ------------------¬
           ----------------+Устав предприятия+--------------¬
           ¦               L-------T----------              ¦
           Ў                       Ў                        Ў
   ------------------¬     ---------------¬    -----------------------¬
-->¦Система договоров¦<--->¦Налоговое поле¦<-->¦Хозяйственные операции¦<¬
¦  L-------T----------     L-------T-------    L------------T---------- ¦
¦          Ў                       Ў                        Ў           ¦
¦          L-------------T---------------------T-------------           ¦
¦                        Ў                     Ў                        ¦
¦                   --------------------------------¬                   ¦
¦                   ¦Сущность хозяйственных ситуаций¦                   ¦
¦                   L--------------T-----------------                   ¦
¦                                  Ў                                    ¦
¦                    ------------------------------¬                    ¦
¦                    ¦Журнал хозяйственных операций¦                    ¦
¦                    L-------------T----------------                    ¦
¦                                  Ў                                    ¦
¦                      ---------------------------¬                     ¦
¦                      ¦Трансформационные проводки¦                     ¦
¦                      L-----------T---------------                     ¦
¦                                  Ў                                    ¦
¦                     ----------------------------¬                     ¦
¦         ----------->¦Блок ликвидного предприятия¦<---------¬          ¦
¦         ¦           L------------T---------------          ¦          ¦
¦         Ў                        Ў                         Ў          ¦
¦ ----------------¬   ---------------------¬   -----------------------¬ ¦
¦ ¦Блок статистики¦   ¦Финансовый результат¦   ¦Блок случайных величин¦ ¦
¦ L----------------   L-----------T---------   L----------------------- ¦
¦         ^                        Ў                         ^          ¦
¦         ¦                -------------¬                    ¦          ¦
¦         L--------------->¦Блок анализа¦<--------------------          ¦
L--------------------------+ и прогноза +--------------------------------
                           L--T-------T--
                              Ў       Ў
            --------------------¬   --------------------¬
            ¦Баланс и отчетность¦   ¦Графо-аналитические¦
            L--------------------   ¦    зависимости    ¦
                                    L--------------------
Рис. 3.1. Блок-схема алгоритма численного метода[26]
За ними идет блок хозяйственных ситуаций в виде совокупности проводок, характеризующих набор хозяйственных типовых действий, связанных определенной целью. На основе четырех описанных блоков формируется журнал хозяйственных операций, представляющий собой базовую часть модели экономической деятельности предприятия. Базовая часть модели либо изначально формируется в виде специальной независимой (изолированной) денежной системы, либо приводится к ней, если она создается на основе реальных журналов хозяйственных операций конкретной фирмы. Приведение к форме независимой денежной системы осуществляется с помощью совокупности трансформационных проводок. Этот блок может использоваться в дальнейшем в двух видах: в качестве совокупности проводок для расчетов балансов или в виде матрицы коэффициентов хозяйственной деятельности для поисков необходимых решений в форме графо-аналитических и других зависимостей в режиме традиционных экономико-математических моделей.
Построение модели хозяйственной деятельности коммерческой фирмы в виде независимой денежной системы для удобства бухгалтерского восприятия может трактоваться также как отображение свойств ликвидного предприятия, такого, которое в любой момент может прекратить свою деятельность, продав свои активы и расплатившись по своим обязательствам.
После блока хозяйственных операций, отражающего свойства ликвидного предприятия, в расчетной схеме алгоритма следует блок финансового результата, в котором рассчитывается баланс независимой денежной системы. За блоком финансового результата стоит блок анализа и прогноза, в алгоритм которого заложена система принятия решения. Для проверки степени оптимальности решения и учета случайных и статистических воздействий в схему метода включены статистический блок и блок случайных величин (например, система анализа надежности банков или страховых компаний или формулы вероятности наступления того или иного события).
Работа алгоритма формирования бухгалтерской (или налоговой) модели и осуществления налогового планирования и прогнозирования финансового результата строится следующим образом. Вариант системы договорных отношений с помощью блока хозяйственных операций и блока проводок налоговой системы, а также численных или аналитических зависимостей сводится к форме ликвидного предприятия.
Далее исследователь может выбрать:
1) работать ли в традиционной бухгалтерской манере, т.е. в режиме составления балансов;
2) транслировать ли журнал хозяйственных операций в матричную форму и осуществлять поиски необходимых решений в форме графо-аналитических и других зависимостей, т.е. работать в режиме традиционных экономико-математических моделей.
В бухгалтерском (или налоговом) режиме рассчитывается баланс ликвидного предприятия при выбранных условиях хозяйствования. Баланс анализируется по размеру чистой прибыли. В режиме традиционных прикладных экономико-математических моделей определяются численные и аналитические зависимости чистой прибыли от различных параметров.
Если результаты анализа удовлетворяют исследователя, то в бухгалтерском (налоговом) подходе возможны следующие варианты:
?                     расчеты прекращаются и формируются данные для реального баланса и отчетности;
?                     расчеты дополнительно проверяются на воздействия случайных или статистических величин и параметров.[27]
В традиционном экономическом подходе (в сфере управленческого учета) необходимость составления баланса не возникает.
При неудовлетворительных результатах принимается решение об изменении условий хозяйствования ил
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.