На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Суверенитет народа и формы его осуществления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ОГЛАВЛЕНИЕ
3
Введение
1. Понятие «суверенитет народа»
4
2. Народ как носитель  верховной власти в стране
8
3. Конституционное регулирование основных институтов прямого (непосредственного) народовластия в российском государстве 
11
   3.1. Референдум
13
   3.2. Выборы
19
4. Конституционные гарантии  прямого народовластия в РФ
19
Заключение
24
Список используемой литературы
26
 
 
 
 
 
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
В настоящее время принцип  народного суверенитета, один из важнейших  принципов конституционного строя  в Российской Федерации, является теоретическим  и правовым основанием народовластия. Согласно Конституции РФ многонациональный  народ России, выступая в качестве носителя суверенитета и единственного  источника власти, осуществляет ее как непосредственно, так и через  органы государственной власти и  органы местного самоуправления. Принцип  народного суверенитета означает верховенство и независимость народа как полновластного субъекта, который самостоятельно осуществляет управление обществом и государством. В соответствии с этим принципом "все конституционные правомочия государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в Российской Федерации исходят от народа через  его свободно выражаемую волю".
Предметом изучения данной курсовой работы является народный суверенитет  в Российской Федерации как правовая категория, а также механизм и  проблемы его обеспечения в нашем  государстве.
Целью работы является исследование содержания и сущности понятия "народный суверенитет", исследование его практической реализации и проблем обеспечения  данного принципа.
В задачи исследования входит: рассмотреть три аспекта - государственный, народный и национальный суверенитеты, изучить различные концепции народного суверенитета зарубежных и отечественных исследователей и государствоведов, уяснить содержание таких терминов как "народовластие", "власть" и "народ" как источник власти, рассмотреть механизм практической реализации принципа народного суверенитета в Российской Федерации.
 
 
    ПОНЯТИЕ «СУВЕРЕНИТЕТ НАРОДА»
 
Суверенитет является одной  из значимых категорий правовой науки, о чем свидетельствует ее широкое  применение, как в теории конституционного права, так и в нормативных правовых актах.
Вследствие многогранности явлений, характеризуемых категорией «суверенитет», в науке существует целый ряд определений суверенитета. Согласно одному из них суверенитет  — это верховенство, единство, самостоятельность и независимость власти.
Суверенитет представляет собой  термин, характеризующий политико-правовое явление, формы выражения верховенства власти субъекта — носителя суверенитета. В то же время он затрагивает не только политическую, но и экономическую  и социальную сферы общества. Тем  не менее термин «суверенитет» возник именно как политико-правовая категория, характеризующая определенные свойства государственной власти, и лишь позднее  стал рассматриваться с одной  стороны как признак государства, с другой стороны — для характеристики явлений, не отождествляемых с государством и государственной властью.
Правовое содержание понятия "суверенитет", насчитывающее  более чем четырехсотлетнюю историю, не могло не наполняться новым  содержанием в условиях развития властеотношений. Понятие "суверенитет" многомерно и может быть рассмотрено  в трех аспектах: "государственный  суверенитет", "народный суверенитет" и "национальный суверенитет".
Государственный суверенитет  - верховенство и независимость государственной власти, проявляющиеся в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства.
Понятие государственного суверенитета было введено французским политиком  и учёным XVI в. Жаном Боденом и  первоначально сохраняло связь  с европейским феодально-ленным правом, обозначая, прежде всего неограниченность власти верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. Согласно определению Бодена, суверенитет — это неограниченная и бессрочная верховная власть монарха в государстве, принадлежащая ему в силу его естественного права. Однако в то время, регулирующее межгосударственные отношения в Западной Европе, каноническое право признавало верховную власть только за римским папой. И только в 1648 году в документах Вестфальского мира был сделан первый шаг в сторону признания светских суверенных прав за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи), таким образом положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства.
В современном международном  праве, помимо государственного суверенитета, сформировалось понятие национального  суверенитета, понимаемого как право  каждой нации на самоопределение. Содержанием  национального суверенитета является полновластие нации и её политическая свобода выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений  с другими нациями. Обеспечивается суверенитет нации социально-экономическим  и политическим устройством общества, т.е. он не является изначально любой  нации присущим. По своей сути национальный суверенитет является демократическим  принципом, реализация которого зависит  от осознания нацией своих жизненных  интересов, объективно вытекающих из условий  её существования и развития.
Однако принцип национального  суверенитета не абсолютизирует нацию, а лишь придаёт государственному суверенитету новое качество. Право  на государственный суверенитет  на определённом историческом этапе  становится правом нации, которое может  реализовываться нацией, как в форме создания собственного государства, так и путём вхождения в состав более крупного государственного образования.
Доктрина народного суверенитета была разработана в XVIII в. французским  мыслителем Руссо, называвшим суверена ни чем иным, как коллективным существом, образуемым из частных лиц, в совокупности получивших имя народа.
Суть народного суверенитета заключается в верховенстве народа в государстве. При этом народ  рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник государственного суверенитета. Народный суверенитет является антагонистом суверенитета монарха, при котором монарх рассматривается не как член народа, а как индивидуальная личность - носитель суверенной (абсолютистской, самодержавной) государственной власти. Понятия народного суверенитета и государственного суверенитета также различны, но не противопоставлены друг другу, поскольку в первом случае раскрывается вопрос о высшей власти в государстве, а во втором — вопрос о верховности власти самого государства.
 В настоящее время  доктрина народного суверенитета  признана мировым сообществом,  что нашло, в частности, своё отражение в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека1, согласно которой воля народа должна быть основой власти правительства и находить своё выражение в периодических и нефальсифицированных выборах при всеобщем и равном избирательном праве и свободном голосовании. Также доктрина народного суверенитета нашла своё выражение в праве народов на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами и в иных формах.
Конституция РФ2 дает достаточные основания для разрешения противоречия «двух суверенитетов». В ст. 3 говорится: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Народ, следовательно, понимается как единый и неделимый субъект – источник права. Любая нация реализует свои национальные интересы в рамках этого понятия, она, безусловно, полновластна и защищена от любой формы дискриминации, а тем более угнетения со стороны кого бы то ни было. Однако это не означает, что любая нация вправе создать свое государство, суверенитет по смыслу ст. 3 Конституции принадлежит не отдельным частям населения, а российскому народу в целом, а следовательно, любые сепаратистские решения окажутся в противоречии с Конституцией. Необходимо учитывать, что понятие «многонациональный народ» радикально меняет свое содержание в демократическом обществе с правовым государством. Если в тоталитарном государстве под разговоры о народовластии были возможны репрессии в отношении целых наций, то гуманистическая трактовка понятия «народ» как равных граждан с гарантированными для всех правами и свободами это полностью исключает.
В конституционной теории развитых стран понятия «нация»  и «народ» фактически отождествляются. В некоторых конституциях о суверенитете народа или нации вообще не упоминается (США), в других закрепляется суверенитет  народа (Италия), в третьих есть упоминание о «национальном суверенитете» (Франция), но трактовка этого термина сливается  с понятием «суверенитет народа». При  любых формулировках или их отсутствии считается необходимым признать первоисточник власти, из чего никак  не вытекает какой-либо легитимизации  сепаратизма или, наоборот, национальной дискриминации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. НАРОД КАК НОСИТЕЛЬ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ В СТРАНЕ
 
Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свободами  человека и гражданина. В этом его  гуманистическая сущность. Верховную  власть народа нельзя себе представить  иначе, как власть, осуществляемую отдельными людьми – здесь коренится и  определенная возможность манипулирования  интересами и волей народа со стороны  ложных пророков и потенциальных  тиранов. Народ осознает себя носителем  суверенитета только в отдельные  периоды общественного развития – лучше, когда это происходит в конституционно обусловленных  формах (референдум, выборы), хуже, когда  возникают взрывы возмущения против насилия или массовое сопротивление  несправедливой власти, чреватое кровопролитием и гражданской войной. Народ никогда  не бывает един в своих целях, ибо  различны интересы его социальных групп, поэтому отличать реализацию суверенитета народа от эгоистических устремлений  к власти опытных демагогов часто  бывает очень трудно, юридические  принципы здесь помогают лишь в небольшой  степени.
Отсюда исключительная важность правовой детализации принципа народного  суверенитета, создания надежных гарантий для реализации этого принципа в  жизни. Развитие и защита прав человека и гражданина – самая важная из этих гарантий.
Суверенитет народа, или  народный суверенитет, это первоисточник  власти. Воля народа, выраженная в юридически релевантных формах, является подлинным  и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной  власти. В силу естественного права, заложенного в понятие народного  суверенитета, народ вправе оказать  сопротивление любой попытке  насильственного свержения конституционного строя. Чтобы поставить преграду попыткам узурпации власти и ущемления  воли народа, Конституция фиксирует  четкий принцип:
«Никто не может присваивать  власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону»  (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ). Здесь также заложена гарантия против возврата к тоталитаризму, установлению единоличной диктатуры. Народ недвусмысленно заявляет о своей приверженности конституционным порядкам и неприятии любой власти, основанной на внеконституционном фундаменте силы. Право на восстание против тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против насилия – составные элементы народного суверенитета.
Принцип народовластия характеризует  Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ). Это характерно для демократического правового государства с республиканской формой правления. Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие», представляет собой сложное явление и требует специального рассмотрения.
С юридической точки зрения слово «народ» отождествляется  с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной  в рамках единого государства, совокупности людей к соответствующему государству.
«Власть» представляет собой  возможность распоряжаться или  управлять кем-либо и чем-либо, подчинять  своей воле других. Власть — категория  социальная. Она возникает вместе с возникновением человеческого  общества и существует во всяком человеческом обществе, поскольку всякое человеческое общество требует управления, которое  обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.
В условиях народовластия  осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т. е. гражданами государства, ибо она  выступает в формах самоопределения  и самоуправления народа, участвовать  в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие, как  форма государства и способ правления, превращается таким образом в  организационный принцип обладания  властью и её осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации (узаконении), исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.
Народный суверенитет  означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно  в своих собственных интересах. В демократическом государстве  единственным источником власти и её носителем выступает народ. Признание  народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного  суверенитета. Народный суверенитет  неделим, имеет и может иметь  только одного субъекта — народ. Конституция  РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его  полновластие. Это означает, что  российский народ ни с кем не делит  власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в  РФ. «Никто не может присваивать  власть в Российской Федерации, —  отмечается в ст. 3, п. 4 Конституции, — захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».
Следовательно, народовластие  есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление  народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными  интересами.
 
 
 
 
 
 
 
3. КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ИНСТИТУТОВ ПРЯМОГО (НЕПОСРЕДСТВЕННОГО) НАРОДОВЛАСТИЯ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
 
В РФ единственный источник власти - народ. Народовластие - волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В РФ власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.
Местное самоуправление (ст. 12 Конституции в РФ) относится  к числу важнейших проявлений демократизма государства и представляет собой право и способность  населения муниципальных образований (городских, сельских поселений и  других территорий) осуществлять в  рамках закона самостоятельно, под  свою ответственность и в собственных  интересах решение вопросов местного значения, его органы не входят в  систему органов государственной  власти.
Элементами  народовластия  в РФ являются: коллективный субъект - граждане РФ; объект - власть.
Формы народовластия:
- непосредственная (прямая) демократия;
- представительная (косвенная) демократия.
Непосредственное народовластие - это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.
Виды непосредственной демократии: 1) референдум; 2) выборы; 3) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования  и т. п.; 4) народная правотворческая  инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.
Высшие формы непосредственной демократии: референдум и выборы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.1. Референдум
 
Впервые понятие всенародного опроса появилось в Конституции  СССР 1936 года 3— в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».
Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос: «Считаете  ли вы необходимым сохранение Союза  Советских Социалистических Республик  как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой  будут в полной мере гарантироваться  права и свободы человека любой  национальности?». В референдуме  приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.
В тот же день — 17 марта 1991 года прошёл первый всероссийский референдум о введении поста президента Российской Федерации. В нём приняло участие 75,09 % граждан России, из них 69,85 % поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом  Российской Федерации был избран Борис Ельцин.
25 апреля 1993 года, во время  противостояния президента и  Верховного Совета Российской  Федерации, прошёл референдум, на  который были вынесены четыре  вопроса. В референдуме приняли  участие 64,51 % избирателей. На вопрос  «Доверяете ли вы президенту  РФ Борису Ельцину?» ответило  «да» 58,66 % голосовавших, на вопрос  «Одобряете ли вы социально-экономическую  политику, осуществляемую президентом  и правительством РФ с 1992 года?»  — 53,04 %. За досрочные выборы  президента высказалось 49,49 %, за  досрочные выборы народных депутатов  — 67,16 % от числа проголосовавших,  но менее половины от общего  числа избирателей. В итоге  внеочередных выборов не проводилось, а Верховный Совет РФ был распущен в соответствии с указом президента Бориса Ельцина № 1400 от 21 сентября 1993 года, что привело к развитию кровопролитных столкновений между сторонниками Верховного совета и сотрудниками правоохранительных органов, гибели людей на улицах Москвы, как военных, так и случайных жертв и последующему штурму Дома Советов России 4 октября 1993 года с применением бронетехники.
12 декабря 1993 года, одновременно  с выборами в Госдуму первого  созыва, прошло всенародное голосование  по проекту Конституции России. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало  новый Основной закон, который  действует по настоящее время.
Статья 3 Конституции РФ гласит: «Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и  свободные выборы».
В соответствии с Федеральным  конституционным законом Российской Федерации от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" ст. 1 «Референдум Российской Федерации — всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения». Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме.
Референдум Российской Федерации  проводится на всей территории Российской Федерации на основе всеобщего равного  и прямого волеизъявления при  тайном голосовании. Каждый участник референдума  обладает одним голосом.
Гражданин Российской Федерации  голосует на референдуме лично. Участие  в референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум. Так в соответствии со ст. 3 Закона «О референдуме РФ» на референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает  решение о вынесении на всенародное  голосование проекта новой Конституции  Российской Федерации.
На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:
- изменения статуса субъектов Российской Федерации;
- досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или досрочного формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);
- принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;
- введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
- принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
- амнистии и помилования.
Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права  и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Референдум Российской Федерации  не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
Повторный референдум Российской Федерации не проводится в течение  года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума  Российской Федерации с такой  же по содержанию или по смыслу формулировкой  вопроса.
Правом на участие в  референдуме Российской Федерации  обладает каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума Российской Федерации 18 лет.
Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся  в период подготовки и проведения референдума Российской Федерации  за пределами территории Российской Федерации, обладает всей полнотой прав на участие в референдуме Российской Федерации.
Не имеют лишь права  участвовать в референдуме Российской Федерации граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными  или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Инициатива проведения референдума  РФ принадлежит:
- не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них;
- Конституционному Собранию в случае, предусмотренном частью 3 статьи 1354 Конституции Российской Федерации.
В период между назначением  референдума Российской Федерации  и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов субъекты, упомянутые в части первой настоящей статьи, не могут выступать с инициативой о проведении нового референдума Российской Федерации.
Вопросы, связанные с подготовкой  и проведением референдума Российской Федерации, рассматриваются избирательными комиссиями, комиссиями по проведению референдума Российской Федерации, органами государственной власти и  органами местного самоуправления открыто  и гласно.
Референдум Российской Федерации  назначает Президент РФ. До принятия такого решения Президент РФ в  течение 10 дней со дня поступления  к нему документов и приложенных  к ним материалов направляет их в  Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующим  запросом, который проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и в течение  месяца направляет Президенту Российской Федерации соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному  опубликованию.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.