Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Управление: понятие и сущность

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 24.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    1 Управление
    Эволюция  управленческой мысли.
         Управление – это процесс планирования организации, мотивации и контроля необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации.
         Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. Управление должно быть направленно на успех и выживание.
          В управление всегда есть: субъект – тот, кто осуществляет управление и объект – тот, кем управляют действия субъекта управления, т.о. основная задача управления организовать работу других людей, при этом высшей формой искусством управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто им не управляет.
Различают управление техническими системами, экономическое  управление, а также социальное, в ходе которого регулируются различные  отношения между людьми. [1, С. 8].
         Цель управленияэто желаемое, возможное и необходимое состояние производство, дела, проблемы, которые обязательно должны быть достигнуты.
       Выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как и организации. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, которые являются четким доказательством существования там практики управления. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в ХХ веке. Формы почти всех видов проявления современного управления можно проследить в огромных процветающих организациях древности, но в целом характер и структура управления в те времена отличались от сегодняшних. Например, пропорция между руководителями и не руководителями была гораздо меньшей, было меньше руководителей среднего звена. Очень часто руководство осуществлялось одним человеком. Если лицо на верхнем уровне управления (а это почти всегда был мужчина) было хорошим лидером и правителем, как Юлий Цезарь, тогда все шло более или менее гладко. Когда к власти приходил такой неумелый руководитель, как Нерон, жизнь могла погрузится во мрак.
     Развитие  управления как научной дисциплины представляло собой несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты управления - это и техника, и люди. Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких, как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология.  По мере развития этих областей знаний исследователи в области управления, теоретики и практики узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. [2, С. 43].
     К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления:
    Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения: это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.
      Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
      В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
      Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
 
    Многое  зависит от того, как руководитель распоряжается своим рабочим временем. В соответствии с рисунком 1 статистическая проекция распоряжения своим временем для менеджера выглядит таким образом.
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1 – Проекция распоряжения временем для менеджера. 

    Функции управления.
         Цели и задачи управления и менеджеров являются отправным моментом для определения объема и видов управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. речь идет о функциях, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т. д.) той или иной организации. Поэтому их называют общими и в их составе выделяют планирование, организацию, координацию, контроль и мотивацию. В соответствии с рисунком 2, взаимосвязь между ними может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления. Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса и с мотивированием работающих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных. 

 
 

Рисунок 2 - Взаимосвязь функций управления.
Рассмотрим  содержание каждой функции управления.
         Планирование — это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации и ее составных частей. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые Для достижения поставленных целей. Соответственно, планирование включает:
    установление целей и задач;
    разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;
    определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;
    доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.
        В командно-административной системе планирование на предприятии выполняло роль инструмента постановки задач подразделениям и распределения ресурсов между ними для реализации жестко заданных сверху целей. Оно также было средством контроля и оценки результатов и создавало основу для стимулирования труда работников: предприятия. Его главная характерная черта - директивность отражала концепцию народнохозяйственного планирования как единой системы планов, каждый из которых должен точно выполнять предписанные ему задания и обеспечивать тем самым бесперебойную работу всего народнохозяйственного механизма.
        В новых условиях хозяйствования планы не задаются предприятиям сверху, ресурсы предприятие «добывает» самостоятельно, несет полную ответственность за ассортимент, качество и результаты. План становится основой деятельности организаций всех форм собственности и размеров, так как без него невозможно обеспечивать согласованность в работе подразделений, контролировать процессы, определять потребность в ресурсах, стимулировать трудовую активность работающих на предприятии. Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме, того, планирование укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. Планирование в новых условиях — это непрерывный процесс использование новых путей и способов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не могут быть директивными, а должны меняться соответствии с конкретной ситуацией.
       Органической составной частью планирования при этом становится составление долгосрочных и среднесрочных прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организации, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей ее средой Прогнозы на будущее закладываются в основу стратегических планов в которых находят отражение важнейшие для любой организации связи между целями, ресурсами и возможностями окружающей среды. В свою очередь, стратегические планы составляют основу текущих планов с помощью которых организуется работа предприятия.
       Организация — вторая функция управления, задачей которою является формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др. Организовать — это значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.
  В любом плане, составляемом в организации, всегда имеется стадия организации, т. е. создания реальных условий для достижения запланированный целей. Нередко это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики. Для многих организаций (прежде всего, государственных) эта задача является новой, так как в прежних условиях хозяйствования использовались типовые структуры управления, разрабатываемые централизованно для различных отраслей. В связи с тем, что они были жестко связаны со штатным расписанием, предприятия не стремились к их изменению, которое могло привести к сокращению штата. В настоящее время организации формируют структуру управления в соответствии с собственными потребностями. Анализ изменений показывает, что многие организации отходят от функционального принципа построения структур, сокращают так называемую вертикаль (иерархию) управления, делегируют полномочия сверху вниз. В структуру вводятся новые звенья, в том числе связанные с необходимостью изучения рынка и разработкой стратегии развития организации.
  Вторая, не менее важная задача функции организации — создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно-техническому прогрессу, единым для всей организации ценностям. Здесь главное — это работа с персоналом, развитие стратегического и экономического мышления в сознании руководителей, поддержка работников предпринимательского склада, склонных к творчеству, нововведениям и не боящихся рисковать и брать на себя ответственность за решение проблем предприятия.
       Мотивация — это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах.
Процесс мотивации включает:
    установление или оценка (понимание) неудовлетворенных потребностей;
    формулировка целей, направленных на удовлетворение потребностей;
    определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей.
Действия  по мотивации включают экономическое  и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива. К ним в первую очередь относятся: разнообразие работы по содержанию, рост и расширение профессиональной квалификации работающих» удовлетворение от полученных результатов повышение ответственности, возможности проявления инициатив и осуществления самоконтроля и т. д.
         Контроль — это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результат работы организации. В ней выделяют два основных направления:
      контроль за выполнением работ, намеченных планом;
      меры по коррекции всех значительных отклонений от плана.
        Главные инструменты выполнения этой функции — наблюдений проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В общем процесс управления контроль выступает как элемент обратной связи, так к по его данным производится корректировка ранее принятых решен» планов и даже норм и нормативов. Эффективно поставленный контроль обязательно должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на результаты, быть своевременным и достаточно простым. Последнее требование особенно важно в современных условиях, когда организации стремятся строить свою работу на принцип доверия к людям, а это приводит к необходимости и возможности существенного сокращения контрольных функций, выполняемы непосредственно менеджерами. В этих условиях контроль становится менее жестким и более экономичным.
         Координация — это функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации — достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) мед ними. Характер этих связей может быть самым различным, так зависит от координируемых процессов. Поэтому для выполнения этой функции могут использоваться как всевозможные документальные источники (отчеты, докладные, аналитические материалы), так, результаты обсуждения возникающих проблем на совещаниях, собраниях, при интервьюировании и т. д. Большую роль при этом играй технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ в организации.
  С помощью этих и других форм связи устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирования, организации, мотивации и контроля), а также действий руководителей.
         В условиях роста самостоятельности и ответственности руководителей всех уровней и исполнителей происходит рост так называем неформальных связей, которые обеспечивают горизонтальную координацию работ, выполняемых на одном уровне управленческой туры. Одновременно сокращается необходимость в вертикальной координации, когда структуры управления становятся «плоскими». [3, С. 12]. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Современная система взглядов на управление
      Применение системного подхода в управлении
 
          Системный подход в теории управления - это: концентрация внимания на целостности структуры организации; взаимозаменяемость частей организации, работающих ради одной цели; ориентация управления на конечные результаты деятельности фирмы в условиях быстроменяющейся внешней среды.
         Ситуационный подход - ориентация управления внутри организации на совокупность различных по своей природе воздействия переменных, характеризующих определенную ситуацию. Меняется ситуация - меняются методы управления и поведения лица, принимающего решение.
         Кибернетика - наука об общих закономерностях в процессах управления, осуществляемых в живых существах, машинах и их комплексах. Из кибернетики управление заимствует следующие законы и принципы: необходимого разнообразия, внешнего дополнения, обратной связи, выбора решений, декомпозиции, а также иерархии управления* и автоматического регулирования (саморегулирования). [4, С. 53].
         Ключевыми моментами современной системы взглядов на менеджмент являются следующие принципиальные положения:
    Применение системного подхода в управлении
    Применение ситуационного подхода в управлении
    Кибернетический подход
    Нововведение, интеграция, интернационализация.
    Признание социальной ответственности менеджмента перед человеком и обществом.
Системный подход в теории управления - это:
    концентрация внимания на целостности структуры организации;
    взаимозависимость частей организации, работающих ради одной цели;
    ориентация управления на конечные результаты деятельности фирмы в условиях быстро меняющейся внешней среды. [5, С. 37].
Система есть упорядоченная совокупность взаимосвязанных  и взаимодействующих элементов (частей), закономерно образующих единое целое, обладающее свойствами, отсутствующими у элементов и отношений, его образующих.
Свойство - это качество параметров частей и  системы. Свойства позволяют описывать  объекты системы количественно, выражая их в единицах, имеющих определенную размерность. При этом свойства частей могут изменяться в результате действия системы.
Связи - это то, что соединяет части  и свойства в системном процессе в единое целое. Связи существуют между всеми системными элементами и между системами и подсистемами.
Организационное поведение - это область знаний, ориентированная  в сторону лучшего понимания  человеческого поведения и использование  этого знания с целью помочь людям  более продуктивно осуществлять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение.
Ситуация - конкретный набор обстоятельств, которые  решающим образом влияют на организацию  в конкретное время.
Ситуационный  подход - ориентация управления внутри предприятия на совокупность различных по своей природе воздействия переменных, характеризующих определенную ситуацию.
Кибернетика - наука об общих закономерностях в процессах управления, осуществляемых в живых существах, машинах и их комплексах
Закон необходимого разнообразия. По определению У. Р. Эшби, первый фундаментальный закон кибернетики заключается в том, что разнообразие сложной системы требует управления, которое само обладает некоторым разнообразием.
Принцип эмерджентности. Второй принцип У. Э. Эшби, выражает следующее важное свойство сложной системы: "Чем больше система и чем больше различия в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей".
Принцип внешнего дополнения. Впервые сформулированный С. Т. Биром третий принцип кибернетики гласит: любая система управления нуждается в "черном ящике" - определенных резервах, с помощью которых компенсируются неучтенные воздействия внешней и внутренней среды.
Закон обратной связи. Четвертый принцип  кибернетики возведен в ранг фундаментального закона, который известен как закон обратной связи. Без наличия обратной связи между взаимосвязанными и взаимодействующими элементами, частями или системами невозможна организация эффективного управления ими на научных принципах.
Принцип выбора решения. Пятый принцип кибернетики  заключается в том, что решение  должно приниматься на основе выбора одного из нескольких вариантов.
Принцип декомпозиции. Этот принцип указывает  на то, что управляемый объект всегда можно рассматривать как состоящий из относительно независимых друг от друга подсистем (частей).
Принципы  иерархии управления. Под иерархией  понимается многоуровневое управление, характерное для всех организованных систем.

 Методология системного подхода к организации и управлению

 
       Все организации являются социотехническими  системами. Хороший руководитель, так же как и врач, должен  собирать информацию обо всех  существенных элементах организации,  для того чтобы диагностировать  проблемы и предпринимать корректирующие  действия.
       Фундаментальным открытием, лежащим  в основе всей науки об управлении, является представление предприятия  как системы высочайшего порядка  сложности, системы, частями которой  являются люди.
       Большие и сложные системы  имеют следующие отличительные признаки:
    сложную внутреннюю организацию - сочетание социальной (людей), технической (оборудование, машин и механизмов), экономической (ограниченность ресурсов) и информационной (потоки информации для принятия решений) составляющих;
    наличие выделяемых частей или подсистем, имеющих содержательный характер деятельности соответственно многоцелевому аспекту функционирования системы;
    наличие большого числа разнообразных внутренних связей в каждой подсистеме между её элементами и минимально необходимых внешних связей между подсистемами;
    наличие большого числа разнообразных связей между системой в целом и элементами внешней среды (поставщики, потребители, конкуренты, государство и т. п.);
    циркуляция внутри системы больших материальных и информационных потоков, а отсюда необходимость организации разветвленной информационной сети, обеспечивающей рациональное функционирование системы;
    иерархическая структура управления с вертикальными (внешними) и горизонтальными (внутренними) связями между частями (подсистемами), соответственно сочетающая принципы централизованного и децентрализованного управления. [6, С. 144].
       Указанные признаки больших и  сложных систем должны обязательно  учитываться при построении производственных  и организационных систем и  их подразделений, а также выступать в качестве критериев при анализе правильности построения и функционирования действующих систем.
       Системный подход позволяет научно обоснованно решать задачи оптимизации структуры и функционирования больших и сложных систем.                    Системный подход предполагает три аспекта формирования, функционирования и изучения системы: функциональный, элементарный и организационный.
       Функциональный аспект состоит  в определении состава функций  - задач, которые должна выполнять система и соответствующие обособленные подсистемы последней. В основе реализации функционального аспекта лежит построение дерева целей системы, вершиной которого является главная цель, а ветвями - локальные (обеспечивающие) цели, реализация которых обеспечивает достижение главной цели.
       Поскольку достижение любой цели  предполагает определенные действия, то каждая цель фактически  достигается посредством реализации  некоторой функции-задачи, а дерево  целей представляет собой фактически  еще более разветвленное дерево функций-задач.
       Совокупность функций-задач, ориентированная  на реализацию конкретной программы  (цели), товары, рынок или покупателя, в дальнейшем позволяет сформировать  базовые блоки (подразделения)  любой структуры. 
       Элементный аспект предусматривает выделение в системе определенного набора элементов, необходимого для реализации конкретных функций-задач. При этом происходит движение по дереву функций-задач снизу вверх: на самом низком уровне, как правило, определяются исполнители. По мере движения они объединяются в целевые группы специалистов и команды, предполагающие наличие руководителей.
       Организационный аспект устанавливает  структуру системы, ясную и  точную цель для каждой структурной  части формирует состав и содержание связей между элементами системы. Наличие структуры организации, объединяющей элементы в единое целостное образование, определяющей правила и направленность взаимодействия элементов системы, является необходимым условием существования объекта.
       Обеспечение взаимосвязи и единства указанных трех аспектов системного подхода при формировании организации и её структурных частей позволяет упорядочить и упростить структуру фирмы, достичь целостности частей и приобретение ими качественно новых свойств и характеристик. В результате реализации этого подхода создаются предпосылки для эффективного управления организацией.
       Любую подлинную систему, механическую, биологическую или человеческую, характеризует взаимозависимость.  Вся система не обязательно улучшается, если одна её функция или часть совершенствуется, становится более эффективной. Эффект может быть обратным: система может быть серьезно повреждена и даже разрушена. В некоторых случаях, чтобы усилить систему, требуется ослабить её часть - сделать её менее точной или менее эффективной. Например, в целях повышения надежности проектируемых производственных систем, коэффициент загрузки оборудования должен быть меньше единицы на величину необходимого резерва (10-15%). В любой системе важна работа целого: это результат роста и динамического равновесия, приспособления и интеграции, а не простой технической эффективности.
       Изначальный же недостаток подходов  различных школ к управлению  заключается в том, что они  сосредотачивают внимание только  на одном каком-то важном элементе, а не рассматривают эффективность управления как результирующую, зависящую от многих различных факторов. В этом принципиальное отличие современного подхода к управлению. Таким образом, системный подход - это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих, это способ мышления по отношению к организации и управлению. Именно поэтому теория систем помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.
Исходными положениями теории системного управления являются:
Организация (предприятие, фирма, корпорация) является системой. Как и в биологическом организме, в организации все части её взаимосвязаны.
Подсистемы  являются индивидуальными частями, составляющими целую организацию. Каждая подсистема есть часть системы, которая, в свою очередь, может быть подсистемой для системы более высокого порядка. Например, подсистема "участок" есть часть системы "цех", а "цех", в свою очередь, является подсистемой, входящей в систему "предприятие".
Синергия  означает концепцию, по которой целое  является большим, чем сумма его  частей. Синергия делает упор на взаимозависимость  среди всех частей организации. В  отношении бизнеса это означает, что отдельные подразделения  внутри организации являются более продуктивными, когда они кооперируются и взаимодействуют, чем когда они действуют независимо.
Организация представляет собой открытую систему, то есть она взаимодействует с  внешней средой, и задача состоит  в том, чтобы определить оптимальную степень активности;
Границы являются точками, в которых организация  встречается с внешним окружением. Для большинства организаций  граница между самой фирмой и  внешним окружением постоянно изменяется, например меняются источники сырья, рабочей силы, технического перевооружения, рынков сбыта и т. п.
Поток есть движение материальных, информационных, энергетических потоков и человеческой энергии в системе. В организацию  поступает сырье, комплектующие, а  выходит готовая продукция и  услуги.
Обратная  связь есть процесс получения информации о различных системах для того, чтобы определить их состояние и вносить коррективы, осуществлять регулирование. Например, на основании учетных данных о ходе производства осуществлять функцию оперативного регулирования по отклонениям от плана.
В русле  системного подхода в менеджменте 60-80-х гг. развилась одна из наиболее известных концепций этого времени - концепция организационного поведения.
       Организационное поведение - это  область знаний, ориентированная  в сторону лучшего понимания человеческого поведения и использование этого знания с целью помочь людям более продуктивно осуществлять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение. Основные ценности, характеризующие концепцию организационного поведения, состоят в следующем:
    акцент на установлении причинно-следственных связей при изучении поведения индивида;
    влияние процесса обучения на изменение поведения индивида;
    гуманистический подход к человеку;
    забота об организационной эффективности;
    стремление полагаться на эмпирические (опытные) исследования и научный метод;
       Обеспечивая понимание, как и  почему индивидуумы и группы  ведут себя, организационное поведение подготавливает людей стать лучшими служащими и менеджерами. Основная идея, проходящая через концепцию организационного поведения, заключается в том, что поведение людей вызывается одновременно их собственными личными характеристиками и окружающей средой, в которой они находятся.
       Все изложенное выше позволяет  сделать вывод о том, что теория систем обеспечила дисциплину управления основой для интеграции концепций, разработанных и предложенных более ранними школами. Однако теория систем сама по себе еще не говорит, какие же элементы организации как системы особенно важны. Эта теория конкретно не определяет основные переменные, влияющие на эффективность управления. Очевидно, что руководители должны знать структуру переменных организации как системы, для того чтобы применять теорию систем к процессу управления. Это определение переменных и их влияние на эффективность организации является основным вкладом ситуационного подхода, являющегося логически продолжением теории систем.
2.2 Применение ситуационного подхода в управлении
       Ситуационный подход расширил  практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организации. Центральным понятием ситуационного подхода является ситуация.
       Ситуация - конкретный набор обстоятельств,  которые решающим образом влияют  на организацию в конкретное время.
       Ситуационный подход - ориентация  управления внутри предприятия  на совокупность различных по  своей природе воздействия переменных, характеризующих определенную ситуацию.
       Организация и методы управления  строятся в соответствии с ситуацией, в которой находится в данное время предприятие или учреждение. Меняется ситуация - меняются методы управления и поведение лица, принимающего решение.
      Таким образом, в отличие от всех предыдущих способов управления коллективными действиями, в менеджмент входит постоянное обновление с ориентацией на конкретную ситуацию. А в набор средств эффективного менеджмента к "системному мышлению" добавляется способность "ситуационного мышления".
       Концепция процесса управления, ориентированная на ситуационный подход, применима ко всем организациям, потому что ситуационный подход пытается увязать конкретные принципы и методы работы с определенными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. При этом каждая ситуация рассматривается так, чтобы определить её уникальные свойства перед тем, как принять управленческое решение. Это заметно отличает его от ранее применяемых подходов, ориентированных на универсальные принципы, которые часто были неприменимы к специфическим ситуациям.
       Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций.
           Реализация ситуационного подхода предполагает, что руководитель должен:
    уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что характерно для нее;
    принять соответствующее решение, которое бы в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовало бы требованиям, выдвигаемым к организациям со стороны ситуации;
    уметь предвидеть вероятные последствия - как положительные, так и отрицательные - от применения конкретной методики или концепции;
    создавать в организации потенциал и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации.
       С помощью ситуационного подхода  руководитель пытается определить, каковы значимые переменные ситуации  и как они влияют на эффективность  организации. Все факторы влияния  можно сгруппировать по двум  основным классам: внутренних и внешних переменных.
       Внутренние переменные - это ситуационные  факторы внутри организации, которые  по существу являются результатом  управленческих решений. К числу  основных внутренних переменных  относятся цели, структура, трудовые  ресурсы, оборудование, материальные запасы, технология и культура организации.
       При анализе внешних переменных  обычно выделяют:
    переменные прямого воздействия, т. е. те, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации (поставщики, законы и государственные органы, потребители, конкуренты и собственники);
    переменные косвенного воздействия, т. е. те, которые опосредственно, а не прямо влияют на операции организации и не испытывают на себе прямое же влияние операций организации (экономическое окружение и политическая среда, технологическое, социально-культурное и международное окружение).
       "Бизнес-ситуация" - это перечень  событий и проблем, фактически  стоящих перед лицом, принимающим  решение с ориентацией на сведения о внутренней и окружающей среде. Изменение внешних и внутренних переменных свидетельствует о возникновении новой ситуации, которая требует адекватной реакции лица, принимающего решения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.