На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Внешний долг России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение.
В последние годы проблема внешней задолженности приобрела  глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в  настоящее время являются свыше 140 государств мира. Общая задолженность  этих стран превышает 3 трил. долларов, из которых 89% приходится на развивающиеся страны и 11% на бывшие социалистические государства.
Проблема обслуживания государственного внешнего долга –  один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера  решения долговой проблемы будет  зависеть бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения  всех сегментов отечественного финансового  рынка.
Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование  иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических  проблем. Однако отсутствие целостной  государственной политики по привлечению  и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию  внешней задолженности, которая  становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.
Экономические события  последних лет, обусловили переход  вопросов управления государственным  долгом в разряд первостепенных. Более  того, можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.
Задачи моей курсовой работы является:
    Изучить  внешний государственный долг
    Рассмотреть внешний государственный долг России и влияние его на экономику
Найти пути совершенствования  управления государственным  долгом и пути решения проблем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава1
1.1 Понятие, классификация внешнего  долга и его правовая основа.
В международной  практике существуют два принципиально  разных определения внешнего долга: либо как совокупный долг нерезидентам, либо как задолженность, выраженная в иностранной валюте. Так, в комментариях к расчетам, осуществляемым МВФ, говорится, что различие между внутренним и  внешним долгом основывается, где  возможно, на принципе, является ли заемщик  резидентом или нет. Однако в иных случаях используется принцип валюты, в которой выражены долговые обязательства.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ внешний  государственный долг - это долговые обязательства РФ как заемщика или  гаранта погашения займов другими  заемщиками перед физическими и  юридическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, выраженные в иностранной валюте.
Таким образом, в  России главным критерием деления  долга на внутренний и внешний является валюта, в которой выражены долговые обязательства.
На мировом  финансовом рынке государство, прибегая к внешним заимствованиям, выступает  в качестве заемщика, а предоставляя кредиты иностранным государствам, их юридическим лицам и международным  организациям, становится кредитором. Внешние займы, так же как и  внутренние, предоставляются на условиях срочности, платности и возвратности.
При принятии бюджета  на очередной финансовый год определяются:
- верхний предел  государственного внешнего долга  РФ;
- верхний предел  внешнего долга перед РФ;
- предел предоставления  гарантий третьим лицам.
Предельный размер государственных внешних заимствований, как правило, не должен превышать  годовой объем платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга.
Государственный внешний долг  РФ Федеральным  законом «О бюджетной классификации  РФ» классифицируются по трем признакам:
· характер государственной  кредитной деятельности,
· субъект кредитной  деятельности,
· тип кредитора или  заемщика.
В соответствии с этими  признаками внешний долг  РФ подразделяются на следующие виды:
· Внешний долг Союза  СССР, принятый Российской Федерацией,
·Внешний долг Российской Федерации,
· Внешний долг перед  Союзом СССР,
· Внешний долг перед  Российской Федерацией,
· Чистая внешняя задолженность  Российской Федерации.
При этом внешние долги  России и перед Россией, а также  чистая внешняя задолженность России учитываются в разрезе международных  финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных  коммерческих банков и фирм.
Внешние долги Союза  СССР и перед Союзом СССР учитываются только в разрезе правительств иностранных государств и иностранных коммерческих банков и фирм, поскольку Советский союз не имел отношений с международными финансовыми организациями.
Согласно приказу Минфина РФ от 6 января 1998 г. № 1 «О Бюджетной классификации РФ» государственный внешний долг РФ с 1 января 1998 г. классифицируется по единственному признаку — тип кредитора. В соответствии с этим приказом Минфин РФ выделяет долги по кредитам, полученным:
· от правительств иностранных  государств,
· от иностранных коммерческих банков и фирм,
· от международных финансовых организаций.
В соответствии с Приказом Минфина РФ от 27 августа 2004 г. № 72н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации для составления бюджетов всех уровней», предусматривающим унификацию отражения доходных и расходных статей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, с 1 января 2005 года введены новые коды бюджетной классификации. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации является группировкой источников финансирования бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов.
 
1.2. Распределение  внешнего долга после распада  СССР  
Проблемы внешней задолженности остро встали в последние годы существования Советского Союза, в 1987-91гг., когда для насыщения внутреннего потребительского рынка импортными товарами правительство СССР было вынуждено прибегать к массированным внешним займам.  
В 70 -е и начале 80-х годов, во время так называемой "нефтяной лихорадки" сверхвысокие мировые цены на нефтепродукты обеспечивали значительное положительное сальдо торгового баланса СССР, что позволяло советскому руководству осуществлять импортные закупки, покрывающие внутренний дефицит качественных товаров. Однако к середине 80-х ситуация диаметрально изменилась.
Во-первых, страны с рыночной экономикой сумели внедрить в производство энергосберегающие  технологии, что позволило резко  сократить потребление нефтепродуктов. Во-вторых, страны ОПЕК и другие нефте-экспортеры, привлеченные резким ростом цен, значительно увеличили экспортные квоты, в результате чего на рынке образовался серьезный избыток нефти и ее цены полетели вниз.
Наконец, и в Советском Союзе  произошли серьезные изменения. Качество отечественных товаров  продолжало падать, соответственно изменялся  и спрос на них. Необеспеченная денежная эмиссия, которой латались бюджетные  дефициты, вызывала подавленную инфляцию спроса и неадекватный рост сбережений, которые, по сути, были отложенным спросом.
Для предотвращения товарного дефицита советское руководство наращивало объемы импорта, что в условиях падения  поступлений от экспорта вынуждало  увеличивать внешние заимствования. Хотя реальную платежеспособность страны было оценить невозможно в силу закрытости статистической информации, но считалось, что она достаточно высока, поэтому  кредиторы СССР охотно давали взаймы. Кредиты давались и по линии межгосударственных соглашений, и по линии частных  банков.  
Однако реально торговый баланс СССР продолжал ухудшаться и в последние годы стал дефицитным. Ситуацию обостряло и фактическое банкротство Внешэкономбанка СССР, на счетах которого зависли средства юридических лиц-резидентов (впоследствии переоформленные в ОВГВЗ), а также советских граждан. В результате в наследство Российской Федерации от экс-СССР досталось неурегулированное долговое бремя в 80 млрд. долларов.  
В 1991 году после распада СССР сначала предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу, а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. Однако получилось так, что только Россия смогла обслуживать свои обязательства по внешним долгам. Поэтому вскоре договорились, что Россия (на долю которой формально приходилось лишь не многим более 60%) примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на их отказ от причитающейся доли активов (так называемый нулевой вариант). Подобное решение стоило дорого, но позволило сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, обеспечило доверие потенциальных партнеров. С переоформлением задолженности бывшего СССР общая сумма долга России в 1991-1995гг. выросла почти в два раза. Кроме того, унаследованные Россией долги имели крайне неблагоприятную структуру. Они состояли главным образом из краткосрочных и среднесрочных кредитов, и их основная масса подлежала погашению в 1992-1995гг. Существенная доля кредитов приходилась на западные коммерческие банки – в кредитовании СССР участвовало около 600 коммерческих банков из 24 стран. Основная масса долгов приходилась на банки шести стран – Германии (крупнейший кредитор), Италии, США, Франции, Австрии, Японии. И еще один усугубляющий момент – в силу централизации внешнеэкономических связей главные источники валюты, требуемой для оплаты долгов, рассредоточились между негосударственными структурами, тогда как ответственность по займам по-прежнему сохранилась за центральной властью.
В октябре 1992г. на совещании  глав СНГ в Бишкеке был принят документ, по существу означающий отказ  от многосторонних форм и механизмов управления внешним долгом и активами СССР. В ноябре 1992г. было подписано  соглашение с Узбекистаном и протоколы  о «нулевом варианте» с Арменией, Казахстаном, Молдовой, Таджикистаном  и Украиной, которые отличались от соглашений тем, что долги и активы передавались России в управление на неопределенный срок. При этом имелось в виду, что полноценные соглашения будут подписаны позднее. Переход к новой схеме обслуживания долга СССР позволил в конце 1992г. отказаться от Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием долга и использованием активов, функции которого стало выполнять российское правительство. Таким образом, в этом период начал зарождаться механизм управления внешним долгом и зарубежными активам. Оценить реальную стоимость государственных финансовых активов в форме госкредитов, представленных Советским Союзом в основном странам так называемой социалистической ориентации очень сложно. Ни для кого не является секретом, что существенная часть этих кредитов выделялась на основе политических решений под поставку спецтехники (попросту говоря – оружия), при этом суммы кредитов фиксировались главным образом в переводных рублях. Отсюда возникает ряд проблем.  
        Во-первых, поскольку во многих странах-должниках СССР смени-    лись режимы, нужны переговоры, чтобы добиться от новых правительств признания долгов.
Во-вторых, необходимо зафиксировать  реальную стоимость долга через  согласование валютного курса пересчета  сумм задолженности. Конечно, с одной  стороны, произошла резкая девальвация  рубля и его обесценение в  отношении доллара, но с другой стороны, поставлялись реальные товары, при  этом, когда речь идет о нефти  и другом сырье, по ценам, как правило, ниже мировых. Поэтому вполне обоснованным является требование России использовать официальный валютный курс рубля  на момент распада СССР.
 Этого, конечно, многие наши должники не хотят.
В-третьих большинство наших должников – слабо платежеспособные, многие уже накопили большую просроченную задолженность. Поэтому необходимо определить формы погашения долга (деньги, товары, собственность, инвестиции), а во многих случаях – льготные условия рассрочки платежей.
Динамика внешнего долга  Российской Федерации
Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний государственный долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).
В 2004—2008 годах государственный  долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).
Для сравнения, по данным МВФ за 2009 г, государственный долг Великобритании составлял 68,2 % ВВП, Германии — 72,5 %, Франции — 77,4 %, Канады — 81,6 %, США — 83,2 %, Италии — 115,8 %, Японии — 217,6 %.[8]
Дата
Сумма, млрд долл. США
1991, 25 декабря
95,0
1997, 31 декабря
123,5
2000, 1 января
158,7
2001, 1 января
143,7
2002, 1 января
133,5
2003, 1 января
125,7
2004, 1 января
121,7
2005, 1 января[9]
114,1
2006, 1 января[10]
76,5
2007, 1 января[11]
52,0
2008, 1 января[12]
44,9
2009, 1 января[13]
40,6
2010, 1 января[14]
37,6
2011, 1 января[15]
39,9
2011, 1 мая[1]
38,3
2011, 1 июня[16]
37,1
2011, 1 августа [17]
36,7

Внешний долг частного и  федерального сектораПо данным Центрального Банка Российской Федерации, общий внешний долг России (частный и федеральный сектор) на 1 января 2010 года составил 471,6 млрд долл США.[18] В относительном выражении внешний долг частного и федерального сектора составляет 38,2 % от объема российского ВВП.[3][4]
Общие выплаты в 2009 году составили $141,0 млрд (из них только $5 млрд приходится на органы государственного управления), 2010 — $91,3 млрд ($4,6 млрд).[19]
Дата
Сумма, млрд долл. США
1994, 1 января
117,8
1995, 1 января
126,7
1996, 1 января
132,7
1997, 1 января
153,0
1998, 1 января
182,8
1999, 1 января
188,4
2000, 1 января
178,2
2001, 1 января
160,0
2002, 1 января
146,3
2003, 1 января
152,3
2004, 1 января
186,0
2005, 1 января
213,5
2006, 1 января[20]
257,2
2007, 1 января[21]
313,2
2008, 1 января[22]
471,0
2009, 1 января[23]
479,9
2010, 1 января[24]
471,6
2011, 1 января[25]
493,225

 
Глава 2 Кредиторы России
2.1.1 Заимствования России у международных  финансовых организаций.  
      В 1995 году Россия вступила в Парижский клуб; в 1999 году в МВФ и могла обслуживаться Всемирным банком, а также Европейским банком реконструкции и развития. После 1992 года полученные Россией кредиты состояли из кредитов международных финансовых институтов, правительств иностранных государств и частных кредиторов.  
В нынешнем российском долге почти половина – обязательства по ценным бумагам в иностранной валюте. Сокращение долга обусловлено существенным погашением в последние годы, а также списанием части советского долга в результате обмена обязательств перед Лондонским клубом кредиторов на новые российские еврооблигации. Около 42% составляет задолженность членам Парижского клуба, порядка 8,5% - задолженность международным финансовым организациям, около 5% - задолженность перед Центральным банком в иностранной валюте, около 0,4% - гарантии правительства.  
     Россия присоединилась к Всемирному банку (ВБ), Международному валютному фонду (МВФ) и Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР) в 1992 г. С этого момента и начинается история заимствований нашей страной у этих международных организаций.
 Роль и значение МВФ. МВФ – межгосударственный финансовый институт с почти универсальным членством стран. Создан в 1944 году на конференции в Бреттон-Вудсе.  
Его политика и задачи определены хартией, известной как Статьи Соглашения (Articles of Agreement). Основные цели МВФ, сформулированные в Статьях Соглашения, заключаются в следующем:  
- содействие международной валютной кооперации;  
- обеспечение сбалансированного роста международной торговли;  
- содействие стабильности валютных курсов;  
- осуществление помощи в основании многосторонней системы платежей и устранении валютных ограничений, препятствующих развитию мировой торговли;  
- обеспечение доступа членов к ресурсам фонда для устранения нарушений платежного баланса без использования торговых ограничений и ограничений платежей;  
- организация форумов для консультаций и обслуживания проблем развития международной финансовой системы.  
Хотя каждая страна имеет право свободно выбирать режим валютного курса, Устав МВФ требует: 1) поддержание стабильности финансовой и валютной политики в стране и использование интервенции Центрального банка при слишком сильных колебаниях валютного курса; 2) отказ от манипуляций с валютным курсом, направленных на получение односторонних преимуществ; 3) незамедлительное информирование МВФ о всех предполагаемых изменениях механизма валютного регулирования и валютных курсов; 4) отказ от привязки своих валют к золоту.  
Капитал МВФ образован из взносов государств-членов и составляет более 120 млрд. долларов США. В МВФ действует принцип взвешенного количества голосов, который предполагает, что возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность фонда с помощью голосования определяется их долей в капитале МВФ. Самым большим количеством голосов в МВФ обладают: США - 17,78 %; Германия - 5,53 %; Япония - 5,53%; Франция - 4,98 %; Россия - 2,9 % (десятая по величине квота в капитале). МВФ предоставляет в настоящее время кредиты странам-членам для двух целей: для покрытия дефицитов платежных балансов, то есть практически для пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центрального банка; для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит - для финансирования бюджетных расходов правительств.  
     Взаимоотношения МВФ и России всегда носили сложный характер. Членство в МВФ налагало на Россию обязательство выполнять следующие требования:  
    Во-первых, устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости национальной валюты в сфере международных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях.  
Во-вторых, не прибегать к практике множественности валютных курсов. Согласно требованию, Россия установила с июля 1992 года единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. Валютный курс рубля является плавающим, то есть определяется на валютном рынке в результате взаимоотношения спроса и предложения. Официальный курс рубля определяется к доллару Центральным Банком самостоятельно.  
      В-третьих, установление информационной открытости.  
Одним из достижений либеральной внешнеэкономической политики России называют наличие активного сальдо торгового баланса. В России оно достигается в подавляющей степени благодаря экспорту минерального сырья. В принципе, поступающие в страну валютные ресурсы могли бы стать одним из источников производительного накопления, содействовать преодолению экономического кризиса. Однако в условиях либерализации механизма валютных связей властям не удается найти действующие рыночные инструменты, которые позволили бы направить поток этих средств в сферу производства. В результате, они остаются преимущественно на валютных счетах коммерческих банков, а также пополняют запасы наличности у населения.  
Превращение активного сальдо по текущим операциям в дефицит итогового платежного баланса объясняется в значительной мере необходимостью осуществления платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга. Деятельность МВФ на российском направлении подвергается на Западе острой критике. Западные экономисты говорят о том, что МВФ внес свою лепту в беды России тем, что сосредоточил внимание исключительно на показателях, относящихся к бюджетному дефициту и инфляции, игнорируя проблему доверия к власти, связанную с накоплением задолженности по заработной плате и отсутствия структурных преобразований в России. В 1999 году Мишель Камдессю уходит в отставку с поста руководителя фонда. Многие обозреватели связывают эту отставку, в значительной мере, с просчетами политики МВФ по отношению к России, долг которой вырос существенно (см.табл. ). В это время МВФ использовал несколько механизмов финансовой помощи:  
- программы обычного кредитования stand-by,  
- программы расширенного кредитования EFF,  
- программы льготного кредитования (механизм расширенного финансирования структурной перестройки ESAF и механизм финансирования системных преобразований STF),  
- компенсационное и чрезвычайное кредитование CCFF;  
- дополнительное резервное кредитование SRF.  
Кредиты МВФ могут быть получены лишь после того, как вторая сторона согласится на проведение стратегических реформ в своей экономике (на воплощение программы структурной перестройки, разработанной МВФ).  
 
Таблица  
Выплаты России МВФ
Годы 
Сумма, млрд. долл.
2,067
1,5
2,1
1,7
3,6

 
К концу 2005г. Россия досрочно полностью  рассчиталась по всем своим долгам с Международным валютным фондом, переведя из Стабилизационного фонда 93,5 млрд. рублей.  
      «С долгом мы должны были рассчитаться только в 2008-м году. Но средства фонда все равно лежали мертвым грузом, экономика их не принимала, и их частично решили бросить на погашение всей суммы долга.  Россия сэкономила 204 миллиарда долларов, которые она должна была заплатить МВФ по процентам, если бы тянула с расплатой до 2008-го.  
     Хотя Россия больше и не берет кредитов у МВФ, но она все равно продолжает активное сотрудничество с фондом. В целом можно выделить три главных направления.  
     Первое - это участие в обсуждении перспектив мировой экономики. Дважды в год министр финансов России наряду со своими 23 коллегами участвует в проводимых фондом министерских встречах, на которых обсуждаются вопросы глобального экономического развития. Для России это имеет большое значение, так как развитие событий в мировой экономике сказывается на положении дел и в экономике российской.  
      Второе направление - это сотрудничество в вопросах помощи бедным странам. В частности, Россия сотрудничает с фондом по целому ряду соседних государств-членов СНГ, продолжающих, с одной стороны, заимствовать у МВФ, и, с другой, имеющих значительный уровень долга, включая задолженность перед Россией и международными финансовыми организациями - МВФ и Всемирным банком. Здесь сотрудничество России и фонда необходимо, чтобы находить способы выхода из положения по ряду из этих стран.  
      Третье направление - это получение Россией технического содействия со стороны МВФ. Например, фонд активно сотрудничает с Банком России как по вопросам проведения денежно-кредитной политики, так и по вопросам реформирования российской банковской системы, взаимодействует с Минфином РФ по целому ряду аспектов - налоговой реформе, управлению долгом, работе казначейской системы.
2.1.3 Соглашение между  Россией и Лондонским клубом  кредиторов  
Лондонский клуб – неинституциализированное объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с официальными заемщиками (в случае России объединяет свыше 600 банков, деятельность которых координируется Банковским консультационным комитетом во главе с "Дойче банком").  
     Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам. Коммерческие банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют руководящий комитет под названием Банковский консультативный комитет для зашиты интересов коммерческих банков, предоставляющих займы той или иной стране. Хотя в реструктуризации долга Лондонским клубом могут участвовать сотни банков, в состав данного руководящего комитета входит не более 15 банков. Соглашение, достигнутое между страной-должником и руководящим комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должника, и только после этого данное соглашение может быть официально подписано.
Впервые проблема советского долга встала перед Лондонским клубом в 1991 году, когда Москва отказалась заплатить проценты по нему. Тогда  же в рамках клуба был образован  специальный консультативный совет, куда вошли 13 коммерческих банков –  крупнейших кредиторов России. Главная  и единственная задача совета формулировалась  как: урегулирование задолженности  бывшего СССР коммерческим банкам. Вместе с тем, задача оказалась чрезвычайно сложной, и вплоть до осени 1997 года консультативный совет регулярно заседал, каждые три месяца принимая решение об отсрочке выплаты долгов и процентов еще на три месяца. Совет (с 1993 года, Банковский консультативный комитет – БКК стал основным партнером, с которым Министерство финансов России вело переговоры о реструктуризации задолженности).
 Лондонский клуб.
Российское министерство финансов полностью погасило задолженность  бывшего СССР перед Лондонским клубом кредиторов. В дальнейшем вести переговоры с кредиторами, не проявившими активности или не согласившимися на предложение о погашении долга, сделанное Россией в 2009 году, не планируется.
В соответствии с распоряжением  правительства РФ от 30 июля 2009 года Минфин России предложил всем кредиторам —держателям так называемых долговых инструментов Лондонского клуба, не принявшим участие в предыдущих операциях обмена, урегулировать остаток обязательств по этим инструментам на условиях этого распоряжения. В результате в конце 2009 года Минфин заключил с кредиторами, принявшими предложение, договоры купли–продажи этих ценных бумаг и перевел в пользу кредиторов около $1 млн в обмен на получение от них инструментов PRINs и IANs.
Долг перед Лондонским клубом представлял собой задолженность бывшего СССР перед частными коммерческими банками стран Западной Европы, США и Японии по кредитам, привлеченным Внешэкономбанком СССР до 31 декабря 1991 года.
В соответствии с условиями соглашений, заключенных Внешэкономбанком с банками — членами Лондонского клуба 6 октября 1997 года, задолженность по основному долгу была переоформлена в реструктуризированные кредиты Principal Notes (инструменты PRINs), а обязательства по процентам — в процентные облигации Interest Arrears Notes (инструменты IANs). При этом правительство РФ 28 ноября 1997 года подписало Декларацию о поддержке Внешэкономбанка в части выполнения им своих обязательств перед Лондонским клубом кредиторов.
В 2000 году с кредиторами Лондонского  клуба были согласованы финансовые и юридические условия новой реструктуризации, предусматривающие обмен обязательств Внешэкономбанка (со списанием существенной части долга) на суверенные еврооблигации Российской Федерации с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах.
В 2000–2001 годах был произведен обмен  обязательств перед Лондонским клубом в сумме $31,7 млрд (включая проценты) на еврооблигации. Объем эмиссии рыночных инструментов составил $21,2 млрд, число участников операции превысило 400 финансовых институтов, количество долговых позиций составило около 27 тыс. России было списано 36,5% основной суммы долга — $10,5 млрд.
Всего Минфин, действуя от имени государства, сделал четыре предложения об обмене, которые были приняты подавляющим большинством (99,9%) кредиторов.
Парижский клуб.
Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов(Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия,Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция,Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности развивающихся стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам; Россия - член Парижского клуба с1997 года.
Долг СССР Парижскому Клубу  кредиторов на конец 1991 года составлял$37.6 млрд. В январе 1992 г. правительство РФ заключило рамочное соглашение о пересмотре календарного плана обслуживания и погашения долгов Парижскому клубу кредиторов. Далее в 1993, 1994, 1995 годах последовали три его пересмотра(многосторонние меморандумы от 2 апреля 1993г., от 4 июня 1994г., от 3 июня1995г.), связанные с обслуживанием долга в период с декабря 1991 г. по конец1995 г.
Вслед за этими соглашениями в апреле 1996 г. правительство РФ подписало  Меморандум (многосторонний меморандум от 29 апреля 1996г) об условиях всеобъемлющей  реструктуризации1 внешнего долга СССР со странами - членами Парижского клуба кредиторов. Россия стала должна Клубу $38 млрд. Самое интересное в этой истории заключается в том, что если долги перед Парижским Клубом были признаны полностью, то с активами было иначе. В сентябре 1997 г. в Гонконге первый вице-премьер России А. Чубайс подписал "Меморандум о взаимопонимании...", определяющий условия присоединения России к Парижскому клубу кредиторов. ПКК принял Российскую Федерацию в качестве "равноправного партнера", что расценивалось как "большое достижение новой российской дипломатии". По Меморандуму он от имени России добровольно отказался от половины финансовых активов, простив их российским должникам по предложению Парижского клуба. Они были пересчитаны по финансовой методике Международного валютного фонда, которая учитывает средний уровень доходов государств, их валовой внутренний продукт на душу населения и другие критерии. Исходя из такой методики, России навязали списание активов на 60 млрд. долларов. Это первый итог.
Правительство России взяло  на себя обязательства обслуживать  долг по процентной ставке 7% годовых, что  составляло около 2,7 млрд. долларов ежегодных  выплат Парижскому клубу. (Заметим, что  даже Советскому Союзу - США, Франция  и другие страны-кредиторы предоставляли  внешние займы по ставке 1,5 - 2%годовых.)
Другим ущемляющим интересы России условием Соглашений стало обязательство  о первоочередности оплаты процентов  и штрафов за просрочку процентных платежей. И, наконец, в соответствии со статьями "о равном подходе", включенными во все Соглашения с  кредиторами Парижского клуба, наша страна фактически была лишена возможности  ведения самостоятельных переговоров  с любым из кредиторов о досрочном  погашении или списании долга, в  том числе путем денежных или  товарных взаиморасчетов. Это ограничение  закрыло для России "двери" по урегулированию долга и автоматически  обязало выплачивать высокую  процентную ставку по кредитам СССР до 2020 года. Это второй итог вступления России в Парижский клуб кредиторов».
В середине 2004 года для покрытия бюджетного дефицита Германия разместила облигации Aries, получение дохода по которым привязано к выплате российского долга перед эмитентом по соглашению с Парижским клубом. О выпуске этих бумаг российское правительство было уведомлено в последний момент, что, конечно, вызвало его неудовольствие. Механизм досрочного погашения долга стал разрабатываться во многом именно потому, что Германия могла разместить аналогичные инструменты и в 2005 году: ее бюджет оставался дефицитным. Бесконтрольное увеличение объема торгуемого долга, так или иначе привязано к суверенным обязательствам России, невыгодно ей хотя бы потому, что при этом возрастает число кредиторов. Новый выпуск облигаций Aries не понравился бы и инвесторам, так как увеличил бы предложение российских облигаций на вторичном рынке.
Именно отсутствие договоренности с Парижским клубом о досрочной  выплате части долга сдерживало рост цен на рынке. В марте 2005 года первый раунд переговоров о заключении соглашения завершился безрезультатно, но в мае оно было подписано. Хотя никаких скидок за досрочное погашение  страна не получила, выплата 15 млрд. долл. В 2005году позволяет съэкономить около 6 млрд. долл. На процентных платежах за2005-2020 года, а также обезопасить себя от новых выпусков облигаций, таких как Aries. Кроме того, благодаря этому соглашению Минфин РФ смог потратить средства Стабилизационного фонда на досрочное погашение внешнего долга, а не на реализацию инфраструктурных проектов. Достичь договоренности с Парижским клублм было непросто, потому что Германия требовала от России доплаты к основной сумме долга, чтобы возместить часть потерь, понесенных вследствии неудачного выпуска Aries: их спрэд 1к российским суверенным еврооблигациям с момента размещения сократился. В итоге стороны все же пошли на компромисс, соглашение не подписала только Швейцария.
Россия полностью погасила долг бывшего СССР летом 2006 года перед  Парижским клубом кредиторов. Общая  сумма выплат составила 23,737 миллиарда  долларов. Платежи были сделаны в 9 валютах в рамках соглашения, подписанного в июне. Внешний государственный  долг России на 1 сентября 2009 года составил 38,99 миллиарда долларов, или 27,17 миллиарда  евро. Об этом сообщается в пресс-релизе российского Минфина. На начало года задолженность государства перед  внешними кредиторами находилась на отметке 40,57 миллиарда долларов (28,8 миллиарда евро). За восемь месяцев  госдолг сократился в долларах на 4 процента, а в евро - на 5,6 процента. В ходе 2009 года сократились долги  России практически перед всеми  группами кредиторов. В частности, за январь-август задолженность перед  Парижским клубом снизилась на 418 миллионов долларов до 1,162 миллиарда. Долги по еврооблигациям сократились  с 27,7 до 26,99 миллиарда долларов.
С 18 по 21 августа по поручению  Минфина были осуществлены плановые платежи в 1,269 миллиарда долларов. В то же время Внешэкономбанк заплатил еще 22,468 миллиарда долларов в счет досрочного погашения долга. К общей  сумме долга Россия дополнительно  выплатила 1 миллиард долларов премии крупнейшим кредиторам. Из этих средств 700 миллионов долларов получила Германия. Экономия от досрочного погашения составит 7,7 миллиарда долларов в течение  ближайших 15 лет. Эти средства пойдут на инвестиционную деятельность.
 
 
 
 
 
 
 
Глава 3
Пути регулирования внешнего долга
В настоящее время по основным показателям долговой нагрузки РФ относится к государствам с  умеренным уровнем долга. Относительно невелика и долговая нагрузка на бюджет. Этому способствовала последовательная политика Правительства РФ, направленная на отказ от внешних заимствований  в сочетании с операциями по активному  управлению государственным внешним  долгом.
Многократное преобладание долга номинированного в иностранной  валюте, является серьезным фактором риска, ставящего управление долгом в жесткую зависимость от валютной политики и состояния платежного баланса, что предполагает необходимость  замещения внешнего долга внутренним. При этом следует учитывать сохраняющиеся  риски ограничения доступа на внешние рынки заимствований.
В этой связи приоритет  осуществления государственных  заимствований должен быть отдан  в долгосрочном плане внутренним заимствованиям.
Согласно «Основным направлениям политики Правительства Российской Федерации в сфере государственного долга и комплексу мер по ее реализации» в целях обеспечения  подконтрольности динамики государственного долга и повышения эффективности  заимствований политики Правительства  Российской Федерации в области  государственного долга будут базироваться на следующих принципах:
- объем государственных  заимствований не должен превышать  объем погашения государственного  долга;
- размер государственного  долга и его структура должны  обеспечивать возможность гарантированного  выполнения Российской Федерацией  обязательств по его погашению и обслуживанию, а также гарантированную возможность рефинансирования долга, независимо от состояния бюджета и прогнозируемого изменения внешнеэкономической конъюнктуры в конкретный период времени;
- долговая политика должна  обеспечивать возможность использования  наиболее благоприятных на соответствующий  период источников, форм и инструментов  заимствований;
- долговая политика должна  быть нацелена на постоянное  активное управление государственным  долгом с целью снижения рисков, связанных с его структурой, и  снижением стоимости его обслуживания.
Несмотря на повышение  уровня суверенного кредитного рейтинга России и улучшения условий привлечения  государственных заимствований, основной проблемой в области государственного долга остается отсутствие возможности  устойчивого рефинансирования государственного долга за счет внутренних и внешних  заимствований в необходимых  объемах и на благоприятных условиях.
При этом способность осуществлять внешние займы ограничивается не только сравнительно низким кредитным  рейтингом Российской Федерации, и  риском сокращения доступа на рынки  заимствований по причинам, не зависящим  от РФ (политическая ситуация в мире, долговые кризисы в крупнейших развивающихся  странах и т.д.), а также сохраняющейся  относительно
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.