На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Философия Ницше переоценка всех ценностей

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образовани и науки  Украины

Донецкий  государственный  университет

экономики и торговли им. М. Туган-Барановского 
 
 
 
 

кафедра философии

Реферат

 
на тему 

“Философия  Ницше – переоценка всех ценностей” 
 
 
 
 
 
 
 

              Выполнила:  аспирантка кафедры международной экономики и права
                  Иваненко И. А. 

Научный консультант:    д.ф.н., проф. Никитин Л. Н. 

Донецк-2004

СОДЕРЖАНИЕ

 
 
ВВЕДЕНИЕ…………………..………………………………………………....3 

    Формирование  личности Ницше и его философии  ……..……………..…5
 
    «Новая» этика и мораль в учениях Ницше ………………………………..9
 
    Теория  «сверхчеловека»: переоценка ценностей…………  …………..…13
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..19 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ИСТОЧНИКОВ……………………….....21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
    О Ницше и его философии сегодня  говорят и пишут так много, что может показаться, будто эта философия является уже достаточно изученной. В частности, анализу сочинений философа посвятили свои работы: К.А. Свасьян (“Фридрих Ницше: мученик познания”), Мишель Фуко (“Ницше, Фрейд, Маркс”), М. Хайдеггер (“Европейский нигилизм”), Карл Ясперс (“Ницше и христианство”), Ф.Г. Юнгер (“Ницше”), Жиль Делез (“Ницше”), Артур Данто (“Ницше как философ”), Л. Онерва (“Рецепция Фр. Ницше в финской литературе начала ХХ века”), а также Г. Рессель, И. И. Евлампиев, Ю.Б. Мелих и многие другие.
    Противоречивая  и не поддающаяся однозначной  интерпретации философия Ф. Ницше  оказала колоссальное влияние на все философские направления, искусство  и литературу XX века. Прослеживая  прямое или косвенное воздействие  Ницше на мировую и отечественную литературу, можно отметить отрывки его идей у Альбера Камю, Ф. Юнгера, Ж.П. Сартра. В России творчество Ницше оставило глубокий духовный след: такие мыслители как В. Соловьев, Лопатин, Е. Н. Трубецкой, Луначарский, Бердяев, Шестов и Бубнов, настойчиво вникали в философию Ницше. Заметно влияние идей философа как на М. Достоевского, А. Белого, М. Булгакова, так и на современника В. Пелевина.
    Желая освободить "жизнь" от подавляющего гнета разума, Ницше провозгласил "переоценку всех ценностей", переход "по ту сторону добра и зла". "Смерть бога", "богоутрата", переживаемая человечеством, должна облегчить этот путь. Нет никого, кому мы обязаны отдавать отчет в своей жизни, кроме нас самих. Человечество может делать с собой все что хочет. Жизнь есть только эксперимент познающего, а не его обязанность. На основании этой философии Ницше создал свой миф о "сверхчеловеке" - сильной личности, свободной от морали, смирения, открыто тянущейся ко злу как единственной силе созидания, смотрящей в лицо смерти с веселым трагизмом, движимой вперед "волей к власти".
    Ницше интересен еще и тем, что сформулировал  своеобразную философию власти. В  немецкой философии присутствует термин "воля к бытию", введенный Артуром  Шопенгауэром. Этот термин Ницше  трансформировал в "волю к власти" и тем самым обозначил новую область в определении природе власти, как таковой. Совершенно очевидно, что философский сценарий XX века во многом развивался по Ницше. Великий философ достаточно точно определил, что власть, опираясь на закон, выступая от имени закона, сама склонна этим законом пренебречь. Ницше выделил два типа людей, которые всегда будут нарушать закон. Первый тип - преступники вне закона, они находятся внизу, а закон над ними. Второй - люди над законом: это представители власти. Сталину и Гитлеру законы были ни к чему. Ницше обнаружил сходство между этими двумя типами - нарушать закон, перешагивать через него в силу "воли к власти". В свете Мировых войн и авторитарных режимов проблема, обозначенная Ницше более века назад приобретает особую актуальность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Формирование  личности Ницше и  его философии
    Жизнь Ницше - воплощение самой его философии  во всей ее суровой величественности и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И не поняв вторую, невозможно постичь то исключительно сильное воздействие, которое оказало учение Ницше на уходящий ХХ век.
    Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года в  Реккене,  Саксония.  Отец и дед  его были пасторами. Он был серьезным  уравновешенным мальчиком. Несмотря на молодые годы, совесть его была чрезвычайно требовательной и боязливой. Страдая от малейшего выговора, он не раз хотел заняться самоисправлением. Мальчик знал, что среди товарищей пользуется престижем. "Когда умеешь владеть собой, - поучал он важно сестру,- то начинаешь владеть всем миром".
    Он  был горд и твердо веровал в  благородство своего рода. Им владел тиранический инстинкт творчества. В 12 дней написал  историю своего детства. Фр. Ницше  хотел поступить в Пфорта. Ему  дали стипендию, и он покинул свою семью в 1858 г. Он редко принимал участие в играх, так как не любил сходиться с незнакомыми ему людьми. С раннего детства у него было инстинктивное влечение к письменной речи, к видимой мысли.
    Рано  проявивший  необычайную одаренность  в поэзии и музыке,  филолог по образованию, в двадцать пять лет он получил место профессора филологии в университете  Базеля. Его считали надеждой немецкой филологии. Его книги великолепны с точки зрения языка,  увлекательны для чтения и полны потрясающих по новизне идей.  И тем не менее практически все они были встречены в штыки как как критикой, так и читающей публикой, прижизненная слава Ницше носила скандальный характер. Очевидно, дело было именно в его идеях.
    Любимыми  авторами Ницше были Шиллер, Байрон, Гельдерлин. Душа его всегда обладала способностью быстро привязываться к месту и жилищу, в равной степени она дорожит воспоминанием о счастливых минутах и о меланхолических настроениях.
    Шопенгауэр  безраздельно покорил Ницше своим  превосходством, тонким вкусом и широким  размахом. Он вверяет себя мудрости Шопенгауэра  и таким образом видит свое самое глубокое желание осуществившемся: у него есть учитель! Ницше справедливо считал себя последователем Шопенгауэра,  но  он выше Шопенгауэра во многих отношениях, особенно потому, что его учение последовательно и непротиворечиво.  Шопенгауэровская  восточная  этика самоотречения не гармонировала с его метафизикой всемогущества воли. У Ницше же воля первична не только в плане метафизическом,  но и в  этическом.
    Время,  в которое жил Фридрих Ницше, было очень  сложным:  Германия переживала болезненный процесс объединения, проводимый жесткой рукой Бисмарка, ломались столетиями накопленные стереотипы, нормы, правила, которые были так привычны, приятны и ценны немецкой душе и которые так хотелось  сохранить.  Немецкая интеллигенция,  прекрасно образованная,  воспитанная цветом европейской культуры - сонмом великих поэтов, философов и музыкантов,  больше  всего  желала плодотворного развития идей и традиций самой передовой в то время в Европе немецкой культуры и лишь очень немногие  видели  необходимость радикальных перемен. Одним из них  был Фридрих Ницше.
    Ницше,  хотя он и был профессором, - философ  скорей литературного склада, чем  академического. Он не изобрел никаких  новых специальных теорий  в  онтологии  и  эпистемологии;  наибольшее значение имеет прежде всего его этика,  а так же его острая историческая  критика. 
    В 1869 г. после поездки по Германии Ницше  начинает жить между Базилем и  Трибшеном, где живет Вагнер. Великий  Рихард Вагнер был его другом, хотя между ними было тридцать лет разницы. Вагнеру посвящена первая книга Ницше - "Рождение трагедии  из духа музыки",  сразу же вызвавшая скандал.
    Поступательное  движение в искусстве,  по Ницше, "связано с двойственностью  аполлонического и дионисического начал". Мистерии дионисического культа символизируют жизнь человека в таинственном и великолепном мире,  его инстинктивное единение  с природой.  "Дионисическое искусство хочет убедить нас в вечной радостности существования,  но только  искать эту радостность мы должны не в явлениях,  а за явлениями". Аполлоническое же,  напротив, это "полное чувство меры, самоограничение, свобода  от  диких порывов". С исчезновением  дионисического духа связывается "бросающееся в глаза ...  вырождение греческого человека" и современное плачевное состояние человеческого духа. Однако "несомненные предзнаменования дают нам ручательство в том, что в современном нам мире происходит  обратный  процесс постепенного пробуждения дионисического духа!" "Новым Эсхиллом" объявляет Ницше Рихарда Вагнера,  в музыке которого  он  видит  свидетельство возрождения трагического мифа в немецком духе, а с ним и новой жизни немецкого гения.

    Ницше страстно любил Вагнера,  но поссорился с ним после написания оперы "Парсифаль",  которая показалась Ницше  слишком  христианской  и слишком полной самоотречения.  После ссоры он жестоко ругал Вагнера, и даже дошел до того,  что обвинил Вагнера в том,  что он еврей.  Однако, общее мировоззрение Ницше оказалось очень схожим с мировоззрением Вагнера, которое отразилось в его музыкальном цикле "Кольцо  Нибелунгов".

           Осознанно Ницше не было романтиком; действительно, он часто резко  критикует романтиков.  Осознанно  его мировоззрение было эллинским,  но без орфической компоненты.  Его восхищают досократики,  за исключением Пифагора. Он питает склонность к Гераклиту. Великодушный человек Аристотеля очень похож на "благородного человека"  Ницше,  но  в  основном Ницше утверждает,  что греческие философы, начиная с Сократа были ниже своих предшественников. Ницше не может простить Сократу его плебейского происхождения и обвиняет его в разложении знатной афинской молодежи с помощью демократических моральных принципов.
           Несмотря на то, что Ницше критикует  романтиков, его мировоззрение многим обязано им:  это аристократический анархизм байроновского типа, и никто не удивится,  узнав,  что Ницше восхищался Байроном. Ницше пытался соединить два рода ценностей,  которые нелегко гармонируют между собой: с одной стороны, ему нравятся безжалостность, война, аристократическая  гордость;  с другой стороны он любит философию,  литературу, искусство,  особенно музыку. Исторически эти ценности сосуществовали в эпоху Возрождения;  папа Юлий II, завоевавший Болонью и использовавший талант Микеланджело,  может служить примером человека,  которого Ницше желал бы видеть во главе правительства.        
    Естественно сравнивать Ницше с Макиавелли, несмотря на важные различия между этими двумя  людьми. Различия  эти состоят  в том,  что Макиавелли был человеком  действия,  его мнения формировались в тесном контакте с делами общества и шли в  ногу с веком;  он не был ни педантичным,  ни систематичным, и его философия политики не образует непротиворечивого целого.  Ницше,  напротив,  был профессором, в сущности книжником, философом, находящимся в сознательной оппозиции к политическим и этическим течениям своего времени.  Однако сходство их глубже. Философия политики Ницше аналогична философии политики,  изложенной в книге "Князь" (но не в  "Размышлениях"),  хотя она разработана и применена более широко. У обоих - и у Ницше, и у Макиавелли - этика нацелена на власть и носит умышленно антихристианский характер,  причем,  антихристианский  характер у Ницше выступает более выпукло.  Наполеон был для Ницше тем же,  чем Чезаре Борджа для Макиавелли: великим человеком, побежденным мелкими противниками.     
    Ницше очень любит говорить парадоксами, желая шокировать рядового читателя. Он делает это, употребляя слова "добро" и "зло" в обычных им значениях, а потом заявляет, что предпочитает зло добру. В своей книге "По ту сторону добра и зла" он на самом деле стремится изменить  понятия читателей о добре и зле, но при этом стремится, за исключением отдельных моментов,  представить дело так, будто он восхваляет зло и порицает добро.
    С 1876 г. и всю жизнь Ницше страдал  тяжелейшими головными болями, они  истощали его. 200 дней в году проходили  в жутких мучениях. Но это не было невропатологией, как принято считать. Его "Утренняя заря" (1881), написанная в состоянии невообразимых физических страданий, свидетельствует о зрелом уме. Произведения Ницше большей частью написаны в форме коротких фрагментов, афоризмов. Эта форма была единственно возможной в подобном состоянии.
      В ноябре 1888 г., уже одержимый безумием, Ницше пытался написать историю своей жизни. Все ученики покинули его: немецкие филологи объявили его "человеком, умершим для науки".
      У Ницше нет Бога, нет отца, нет веры, нет друзей; он намеренно  лишил себя всякой поддержки,  но все таки не согнулся  под тяжестью жизни. Страдания  воспитывают его волю и оплодотворяют его мысли.
    Этика Ницше тесно связана с его  психологией, со всей его жизнью. На первый взгляд мы видим прославление зла, силы, жестокости. Погибший интеллект  спасти было нельзя.
    Фридрих Ницше умер в Веймаре, 25 августа 1900 г. 
 
 
 
 
 

    «Новая» этика и мораль в учениях Ницше
 
    Критика религии и  философии  у  Ницше  полностью  находится  под властью  этических мотивов. Он восхищается  некоторыми качествами, которые, как  он верил (может быть и правильно), возможны только у аристократического меньшинства;  большинство,  по  его  мнению,  должно  быть средством для возвышения меньшинства, большинство нельзя рассматривать как имеющее какие-то независимые притязания на счастье и благополучие.
      Обычно Ницше называет простых  людей "недоделанными  и  неполноценными" (bungled and botched) и не возражает против того,  чтобы они страдали, если это необходимо для создания великого человека.  Так, вся важность периода 1789-1815  годов  суммирована  в Наполеоне.  Наполеона сделала возможным именно революция - вот в чем ее оправдание.  Нам следует желать анархического крушения всей нашей цивилизации, если его результатом было бы такое вознаграждение.  Наполеон сделал возможным национализм, - вот такое извинение последнего.  Почти все возвышенные надежды XIX века, пишет Ницше, обязаны своим возникновением Наполеону.
    Этика Ницше  является  этикой  самооправдания  ни в каком обычном смысле этого  слова.  Он верит в спартанскую  дисциплину  и  способность терпеть, так же как и причинять боль ради важной цели.  Он ставит силу воли выше всего.  "Я оцениваю силу воли, - говорит он, - по количеству сопротивления, которое она может оказать,  по количеству боли и пыток, которые она может вынести,  и знаю,  как обратить ее к ее  собственной выгоде. Я  не указываю на зло и боль существования пальцем укора,  но, напротив, я питаю надежду,  что жизнь может однажды стать еще более злой и еще более полной страданий, чем когда-либо."
    Имеются всяческие практические аргументы,  показывающие,  что попытка достичь  цели, которую ставил Ницше, на самом деле приведет к чему-то совсем  другому.  Потомственные  аристократы дискредитированы. Единственной практически  возможной формой аристократии является организация типа фашистской или нацистской  партии.  Подобная  организация вызывает оппозицию и, вероятно, будет побеждена в войне; но если она и будет побеждена, то она должна вскоре стать не чем иным, как полицейским государством, где правители живут в постоянном страхе быть убитым, а герои заключены в концентрационные лагери.  В таком обществе доверие и честность подорваны доносами и предполагаемая аристократия сверхчеловеков вырождается в клику дрожащих трусов.

    Этическим вопросом, в противоположность  политическому, является вопрос о сочувствии. Сочувствие выражается в том, что становишься несчастным из-за страданий других, и это до некоторой степени естественно для человеческого существа.  Маленькие дети огорчаются,  когда слышат, как плачут другие дети.  Но развитие этого чувства у разных людей идет по-разному.  Некоторые находят удовольствие в том, что причиняют страдание, другие,  например Будда,  чувствуют, что они не могут быть полностью счастливы до тех пор, пока какое-нибудь животное существо страдает. Большинство  людей  эмоционально  делит человечество на друзей и врагов, сочувствуя первым, но не вторым. Такие этики, как христианская и буддистская, содержат в своей эмоциональной основе универсальное сочувствие, а этика Ницше - полное отсутствие сочувствия "В целом  сострадние парализует  закон развития - закон селекции.  Оно поддерживает жизнь в том, что созрело для гибели". Проповеди Ницше часто направлены против сострадания,  и чувствуется, что в этом отношении ему было нетрудно следовать своим заповедям.

    "Человеческое, слишком человеческое" вышло с  посвящением "памяти Вольтера",  что одно уже могло  вызвать  скандал,  и  с  подзаголовком "Книга для свободных умов",  хотя, как признается автор уже на первых страницах, "когда мне  это было нужно,  я изобрел для себя и "свободные умы"...таких умов нет и не было".  Однако он надеется,  что "наша Европа  будет иметь среди своих сыновей завтрашнего и послезавтрашнего дня таких веселых и дерзких ребят".
         Книга эта,  составленная из  девяти отделов, каждый из которых  анализирует аспекты человеческого  бытия в мире,  человеческого общества и человеческого сознания показывает,  как мало в человеке и его жизни подлинного величия и свободы,  как сильно закрепостил он себя многочисленными представлениями и предрассудками, сложившимися в моральные установления и как спокойны и  беззубы  его  мысль, наука, выхолощено искусство. Все это только лишь "человеческое".
         Всем этим "человеческим" связаны  людские души, и потому, чтобы  могли появиться вновь (как  когда-то существовавшие изначально), "свободные умы", душа должна  испытать, "как решающее событие своейжизни" испытать "великий разрыв" со всем этим  безнадежно  человеческим. "Лучше умереть, чем жить здесь"...и это "здесь" , это "дома" есть все, что она любила доселе!" Выпутываясь из тягчайшей антиномии:  мораль или свобода, Ницше предполагает, что традиционная мораль, извне предписывающая человеку  целую  систему  запретов  и декретов,  могла опираться только на презумпцию несвободы. Выбор в пользу свободы диктуется взрывом внутренних сил человеческой души, воли.
    "Этот  первый  взрыв силы и воли к самоопределению,  самоустановлению ценностей, эта воля к свободной воле" - приводит душу, в которой  зреет  свободный  ум и нарастает "все более опасное любопытство": "Нельзя ли перевернуть все ценности? И, может быть, добро есть зло( А Бог - выдумка и ухищрение дьявола? И, может быть, в последней своей основе все ложно?..." Такие мысли обрекают свободный ум на томительное одиночество, но в нем видит Ницше единственный путь к "зрелой свободе духа". Свободный ум живет уже "вне оков любви  и ненависти, вне "да" и "нет",  добровольно близким и добровольно далеким". Огромное количество вещей он видит далеко под собой,  они его не заботят и не касаются.  Он становится "господином над собой,  над собственными добродетелями",  прежде  бывшими его господами, а теперь ставшими "орудиями наряду с другими орудиями".
    "Довольно, свободный ум знает отныне,  какому "ты должен"  он повиновался,  и  знает  также,  на что  он теперь способен и что  ему теперь - позволено..." Познав  это,  свободные умы познают  теперь и свою задачу "испытать душой и телом самые разнообразные и противоречивые бедствия  и радости в качестве искателей приключений и путешественников вокруг того внутреннего мира,  который зовется "человеком",  в  качестве измерителей каждого "выше",  каждого "сверхиного"... В сущности,  речь идет о некоем  аналоге  коперниканской парадигмы: Я,  вращавшееся прежде вокруг объективного мира ценностей (моральных,  религиозных,  научных,  каких угодно - человеческих), отказывается впредь быть периферией этого центра и хочет само стать центром,  самолично определяющим  себе  меру  и  качество
собственной ценностной галактики.
      Таким образом Ницше приходит  к тому, что стать по-настоящему  свободным  умом значит,  прочувствовав  и испытав все человеческое, подняться над ним и обратиться в сверхчеловека.
       Поздний Ницше пишет уже книги,  обращенные в пустоту, которую должен заполнить собой сверхчеловек. Отчаявшись встретить понимание у современников, он указывает в подзаголовках адрес своего читателя, столь же абсурдный,  сколь и конкретный: "книга для всех и ни для кого", "прелюдия к философии будущего". Неправильно было бы полагать, что это означает "эти книги не для вас,  мои современники". Но,  как и в случае с "Человеческим,  слишком  человеческим", книгой, которую  Ницше адресовал "свободным умам",  которых он сам же и выдумал,  эти его книги не для  сверхчеловека,  ибо  нет  еще сверхчеловека, да они и не нужны будущему сверхчеловеку. Они призваны разбудить того,  в ком есть способность увидеть и  преодолеть нищету человеческого, они указывают читателю желанный образ сверхчеловека, образ его мыслей и действий, образ его бытия в мире, его отношений с миром и с самим собой. А также путь становления сверхчеловека.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Теория  «сверхчеловека»: переоценка ценностей
 
       Поистине, самая  великолепная  по написанию из книг Фридриха  Ницше:  "Так говорил Заратустра." Сам автор считал ее "самой  глубокой из всех книг,  которыми  обладает человечество". Образ  Заратустры человека,  идущего  по пути становления сверхчеловека.  В сущности, этот путь намечен автором еще в "Человеческом...", но здесь он детально проработан и облечен в форму притчи, написанной потрясающим стилем. Форма притчи заимствована из Библии и больше всего напоминает евангельские проповеди Иисуса Христа и рассказы о  происходящих с ним и его учениками событиях.  Конечно же, сравнивать Христа и Заратустру не имеет смысла на этих страницах,  хотя весьма вероятно,  что  именно такого сравнения и выбора между ними и желал от своего читателя Ницше,  поскольку в своем читателе  (если  таковой найдется)  он видел последователя для своего Заратустры,  ибо "кто пишет кровью и притчами,  тот хочет, чтобы его не читали, а заучивали наизусть".
      Произведение "Так говорил Заратустра" –  это существенный вызов мыслителя сложившемуся за две тысячи лет христианству «как явлению ложному и губительному». Причем нападение на христианство было произведено не с банально-материалистических позиций, а как бы с использованием того же оружие – религии. Христианству противопоставлялось не атеистическое  отрицание Бога, а новое религиозное вероучение. «Явление Ницше, - писал Бердяев, - имеет огромное значение для судьбы человека. Он хотел пережить божественное, когда Бога нет. Бог убит, пережить экстаз, когда мир так низок, пережить подъем на высоту, когда мир плоский и нет вершин. Свою, в конце концов, религиозную тему он выразил в идее сверхчеловека, в котором человек прекращает свое существование. Человек был лишь переходом, он лишь унавоживал почву для явления сверхчеловека».
      Устами Заратустры  три  превращения   духа в человеке выделяет Ницше: "как дух становится верблюдом,  львом верблюд  и,  наконец,  ребенком становится лев".  Прежде всего на пути достижения  свободы духа необходимо познать  тяжесть,  трудное,  чтобы преодолеть  свою слабость. "Не значит ли это:  унизиться,  чтобы заставить страдать свое высокомерие?..  Все самое трудное берет  на  себя  выносливый дух, подобно навьюченному верблюду...спешит и он в свою пустыню".
     Так, "взяв на себя все самое трудное",  адепт  пути  обретает одиночество. Последним "драконом", "господином" и "богом", которого он обязан победить, является моральный императив "ты должен". В битве с ним он становится львом: "дух льва говорит "я хочу". Таким образом он завоевывает себе право переоценки существующих  ценностей и создания новых. "Завоевать себе свободу и священное Нет даже перед долгом - для этого, братья мои, надо стать львом".
     Но само по себе это право  и эта сила сказать "нет"  любой  из предустановленных  истин  не  является еще способностью к созданию новых ценностей. Поэтому лев должен стать ребенком: "Дитя есть невинность и забвение,  новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение,  святое слово утверждения".  Стать ребенком  - значит стать новым, отринув все прежние установления, вновь обрести вкус к "игре созидания".  Играть с миром и с собой, как ребенок - то есть,  возвращаясь к прежней терминологии Ницше,  возродить в себе дионисическое начало.  "Да,  для игры созидания,  братья мои,
нужно святое слово утверждения:  своей  воли хочет теперь дух, свой мир находит  потерявший мир". Таков путь к  сверхчеловеку.
     "Сверхчеловек - смысл земли". "Что  такое обезьяна в отношении  человека?  Посмешище или мучительный  позор.  И тем же должен  быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором".  "Поистине, человек - это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в  себя грязный поток и не сделаться нечистым...сверхчеловек - это море, где может потонуть ваше великое презрение".
     Самое высокое,  что может пережить  человек,  учит Ницше – это  "час великого презрения". Презрения  к самому себе, к своим слабостям  и порокам, к своей несправедливости, к "жалкому довольству собою", называемому добродетелью.  "Но  где же та молния,  что лизнет вас своим языком? Где-то безумие, что надо привить вам? Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке:  он - эта молния, он это безумие!"
     Фридрих Ницше  попытался пройти  путь к сверхчеловеку.  Итогом  было безумие.  Степень погружения  в проблему превзошла меру личной выносливости. "Кто нападает на свое время, нападает лишь на себя". Разрушение традиционных ценностей обернулось  саморазрушением.  На долгие годы на память о Ницше и его наследие легла печать "фашистской". Образ сверхчеловека исказился до неузнаваемости и  приобрел черты "белокурой бестии",  не щадящей ничего и никого, безжалостно разрушающей мир и его ценности.
     Но ведь не в этом суть  сверхчеловека Ницше.  Его сверхчеловек  безжалостен прежде всего и  более всего к себе,  он  сомневается  и подвергает  пересмотру  имеющиеся  у него ценности и установления, лишающие его внутренней духовной свободы и радости творческой жизни.  "В человеке тварь и творец соединены воедино". Нужно помнить, что философия Фридриха Ницше - это уникальный и всей  жизнью  осуществленный эксперимент  по разрушению внутри себя "твари" и взращивания "творца",  прозванного "сверхчеловеком".
        Человек имеет цель внутри  себя; его цель - это жизнь. Вот эта идея абсолютной ценности человеческой жизни по существу явилась тем лозунгом, который объединяет все творчество Ницше. С этим лозунгом связан и ницшеанский идеал человека - Сверхчеловек. Этот идеал, по замыслу Ницше может быть реализован лишь при условии, если человечество возвратится к истокам своей истории, когда бал жизни будут править люди высшей расы - "хозяева", люди, представляющие собой совершенство прежде всего в биологическом отношении. Они не будут отягощены ни бытовыми, ни социальными, ни религиозными ограничениями и предрассудками и потому будут абсолютно свободны.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.