На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Полипарадигмальность в социальной педагогике

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 25.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ЛЕКЦИЯ 9. Полипарадигмальность в социальной педагогике.
     ПЛАН
     1. Понятие парадигмы в социально-педагогическом знании.
     2. Полипарадигмальность в социальной педагогике.
     3. Классическая парадигма социальной педагогики.
     4. Культурологическая парадигма в социальной педагогике. 

     1.Понятие парадигмы в социально-педагогическом знании. Парадигма (от греч. paradeigma -- пример, образец) -- это исходная концептуальная схема, модель постановки и решения проблем, принятая в качестве образца в научном сообществе. Понятие парадигмы, предложенное в философии Г. Бергманом для характеристики нормативной методологии, в современной интерпретации было введено в научный оборот Томасом Куном в его знаменитом труде «Структура научных революций». По мнению Куна, смена парадигм, собственно, и представляет собой научную Революцию. Вместе с тем понятие парадигмы используется в теории и истории науки для характеристики формирования научной дисциплины, описания различных этапов становления научного знания -- допарадигамального, т.е. периода, когда не существует теория, признанная научным сообществом, и парадигмального, когда такая теория создана.
     В рамках данного пособия наиболее приемлемым будет понимание парадигмы как онтологических и гносеологических представлений о науке, определяющих характер и нормы научно-педагогического исследования и являющихся основанием методологии социальной педагогики. Парадигмальный подход обеспечивает формирование новых механизмов для объяснения социальной и социально-педагогической практики на уровне методологии и теории. 

     2. Полипарадигмальность в социальной педагогике. Парадигмальное знание можно классифицировать по различным основаниям. Наиболее обобщенным из них является диалектика общего и единичного. К общим парадигмам относятся общенаучные объяснительные схемы, которые затем, трансформируясь в специфичном объектно-предметном поле социальной педагогики, функционируют в качестве специализированных парадигм. Определяя общие парадигмы социальной педагогики нужно отметить, что по уровню общности они могут быть классифицированы на гносеологические, мировоззренческие, общенаучные. Среди гносеологических парадигм социальной педагогики можно выделить диалектико-материалистическую парадигму развития социальных систем и процессов, с одной стороны, и идеалистическую парадигму -- с другой. К мировоззренческим парадигмам социальной педагогики Л. Е. Никитина относит положения, базирующиеся на концепции социального действия (М. Вебер, Т. Парсонс); теории постиндустриального общества (Д. Белл); современных версиях теории факторов: теории культурного отставания (У. Ф. Огборн), концепциях индустриальной (Р. Арон, У. Ростоу) и экономической (К. Шепард) цивилизации, а также на теориях элиты -- биологической (Р. Уильяме, Э. Богардус), психологической (Г. Джильберт, Б. Ф. Скиннер), психоаналитической (Э. Эриксон), социально-психологической {Э. Фромм, Г. Лассауэлл); технократической (Дж. Бернхэм, Дж. Гэлбрейт), наукократической (Д. Белл, М. Янг, К. Штайнбаух, Г. Краух, М. Месарович, Э. Пестель) и др. Среди специфических парадигм выделяются парадигма П. Наторпа (социальная педагогика как направление интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа) и парадигма Г. Ноля и Г. Боймера (социальная педагогика как институт социальной помощи обездоленным детям, их опеки, профилактики нарушений несовершеннолетних).
     Вместе с тем особое значение имеет не только содержание самих парадигм, но и выбор той или иной парадигмы при формировании логико-гносеологического аппарата социальной педагогики как научной дисциплины, что обусловливается ее связями с другими науками, влияющими на процесс становления и развития, на отбор содержания, технологий и т.п. Основанием для классификации парадигм развития исследовательской деятельности в социальной педагогике стало выделение преобладающей ее методологической связи с науками и научными дисциплинами (отражающими различные стороны социальной практики) в комплексе наук о человеке и обществе. По мнению И. А. Липского, в рамках научных исследований по социальной педагогике наличие нескольких парадигм вполне оправданно, поскольку социальная педагогика как научная дисциплина представляет собой формирующуюся область научного знания, и ее содержательное наполнение, пути развития еще не установлены окончательно и достоверно. Данный недостаток, а именно наличие нескольких парадигм в развитии исследовательской деятельности в области социальной педагогики, приведет к тому, что каждая из этих парадигм в дальнейшем будет определять свой собственный методологический подход, а это, в свою очередь, обусловит специфику ее воздействия на соответствующую область социально-педагогической практики. Такой полипарадигмальный подход является признаком разнообразия путей и направлений исследований в социальной педагогике, однако Липский отмечает, что наличие нескольких парадигм нельзя признать оправданным в исследовательском обосновании структурно-содержательного компонента социальной педагогики, ее объектно-предметных и задачно-целевых ориентациях, а также ее функциональной определенности. Таким образом, принцип полипарадигмальности характеризуется в социальной педагогике следующими положениями:
    допустимость сосуществования нескольких методологических систем, в рамках которых выстраиваются модели социально-педагогического процесса, выраженных в форме педагогических теорий, социально-педагогических технологий, особенностей социального воспитания;
    ориентация процессов социализации и индивидуализации личности на различные парадигмальные установки;
     3) использование различных парадигм на стратегическом и оперативном уровнях одним социальным педагогом;
    зависимость выбора социальным педагогом парадигмы от пассивной или активной установки на решение проблемной жизненной ситуации;
    сочетание элементов различных парадигм в рамках конкретной социально-педагогической технологии;
    существование внутри каждой парадигмы частных парадигм с присущим им специфическим набором представлений о целях, содержании и процессе социального воспитания;
    зависимость выбора парадигмы от уровня профессиональной подготовки социального педагога.
 
 
     3. Классическая парадигма развития социальной педагогики. Анализ научной литературы, а также наблюдение социально-педагогических процессов позволили выделить в качестве основ исследования социально-педагогических феноменов классическую и культурологическую парадигмы. Основанием для выделения классической парадигмы стало признание прямой методологической связи социальной педагогики с общей педагогической наукой, определение места социальной педагогики как одной из ее отраслей.  Механизм формирования данного парадигмального знания заключается в переносе свойств и связей общей педагогики (целого) на раздел педагогической науки (часть), в качестве которого выступает социальная педагогика. Очевидным недостатком данной парадигмы является нарушение диалектики взаимосвязей общего и отдельного: общее проявляется в отдельном, но не сводится к нему.
     В классической парадигме акцентируется внимание на общих для педагогики и социальной педагогики связях и отношениях в ущерб специфике содержания самой социальной педагогики. При этом в социальную педагогику автоматически переносятся и те недостатки, которые выявляются в процессе развития педагогической науки. Так в центр социально-педагогического процесса ставится социальный педагог как носитель содержания социально-педагогической деятельности, в то время как подопечный выступает в роли пассивного субъекта со стороны действий социального педагога. Стратегией реализации данной парадигмы является социальное воспитание, использование воспитательного потенциала социальных институтов, т.е. организация воздействия на личность в целях адаптации, включения ее в социум, социализации. При этом исследователи часто не берут во внимание проблемы социума, и в стороне остаются вопросы о качестве социума, наличии у него воспитательного потенциала и его направленности, о степени эффективности социально-воспитательного воздействия и ряд других. Стратегия реализации классической парадигмы в социально-педагогических исследованиях породила личностно-ориентированный подход, педагогику социального развития личности как составную часть социальной педагогики.
     Классическая парадигма как основа исследования социально-педагогических феноменов, закрепленная веком научных поисков и миллионами научных работ, формировалась в русле позитивизма, гносеологических установок и идеалов, регулирующих любой научный поиск. В педагогике эти модели научной деятельности и образцы построения теории приобрели некоторые специфические черты, но эталоном для нее всегда была классическая наука, естественно-научное познание. Философской базой культурологической парадигмы стал диалектический материализм. 
 

     4. Культурологическая парадигма в социальной педагогике. Политическая платформа культурологической парадигмы состоит в идее социальных изменений в интересах большинства населения, принадлежащего к различным культурным слоям, ненасильственными средствами, в том числе средствами социальной педагогики как области науки, практической деятельности и образовательного комплекса. Философская платформа диалектического и исторического материализма отнюдь не отбрасывает как несостоятельные идеи просветительства и его роль в изменении реальных условий жизни людей. Однако сложная природа и противоречивый характер становления и развития социальной педагогики требуют опоры на систему принципов, таких как принципы единства исторического и логического, теоретического и эмпирического; единства личности, деятельности и культуры. Культурологическая парадигма означает осуществление всей социальной деятельности на основе принципов проектирования педагогически целесообразных отношений в социуме, использования в практике форм и технологий, основанных на фундаментальных педагогических закономерностях и способствующих личностному развитию, самовоспитанию, социальной и профессиональной адаптации человека, сохранению его нравственного и физического здоровья, созданию комфортной среды обитания в социуме.
     Социальные и природные факторы, влияющие на человека, многосторонне исследуются сегодня специалистами обществоведческих областей знания. Наиболее значимыми являются результаты и выводы социальной и возрастной психологии, педагогики, социологии. В культурологической парадигме как основе исследования социально-педагогических феноменов используются ключевые положения педагогической, социологической, социолого-педагогической, социально-педагогической парадигм. Таким образом, основанием для выделения культурологической парадигмы стало изучение методологической связи социальной педагогики с другими науками и научными дисциплинами в рамках ее методологических основ. Механизм формирования данного парадигмального знания в области научных исследований заключается в интеграции методологии обществоведческих наук для развития социальной педагогики. Предпосылками возникновения культурологической парадигмы стали:
     а) признание важной роли человека в процессах глобального эволюционизма, распространение идей «бесконечного» человека;
     б) изменение образа человека в психологии, проявляющееся во введении собственно человеческих его проявлений в сферу науки; в тенденции изучения человека не только с точки зрения его сторон, проявлений и функций, но и с позиции его уникальности, целостности, единства с миром;
     в) признание субъективного измерения науки; распространение методов гуманитарного познания; поиск новых подходов и методов исследования;
     г) изменение смысла некоторых базовых категорий социальной педагогики;
     д) повышение интереса исследователей к осмыслению оснований теорий, к философским вопросам; накопление в социально-педагогической сфере проблем и противоречий.
     Сущность культурологической парадигмы заключается в признании единства процессов социального развития личности, включения человека в социум, педагогического преобразования социума, которые протекают в разнообразных социально-педагогических институтах социума под влиянием специально организованной деятельности. Культурологическая парадигма рассматривает в центре социально-педагогического процесса человека как субъекта социально-педагогической деятельности; самовыражение его как уникальной, представляющей абсолютную ценность личности; человека культуры как свободной: духовной личности, ориентированной на ценности мировой и национальной культуры, способной к творческой самореализации, нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социокультурной среде, В рамках культурологической парадигмы реализуются такие основные подходы, средства и методы, как концепция самопомощи; личностно-ориентированный подход к социальной деятельности; педагогическое стимулирование мотиваций в различных сферах социальной деятельности, ее превентивный характер; многообразие педагогических средств и методов решения социальных проблем; использование содержания педагогической деятельности (народные традиции, искусство, игра, спорт); востребованность традиционных религиозных ценностей и др. Как показывает аналитический обзор, исследований в области социального образования, в рамках культурологической парадигмы рассматриваются следующие концепции: деятельностная (В. Е. Давидович, М. С. Каган), ценностная (А. А. Зворыкин, Г. Г. Карпов), структуралистская (Ю. М. Лотман), диалогическая (В. С. Библер), а также культурологические системные модели: «генетический код» культуры (Л. С. Выготский), модель «культурного взаимодействия» (И. А. Ракитов), четырех-элементная смена «культурного бытия» (А. Г. Бермус), функциональная культурно-образовательная модель (А. Я. Флиер) и др.
     Социальный заказ на тип человека и соответствующий ему идеал всегда задается извне. Проблема цели воспитания имеет множество толкований, в основе которых лежит определение соотношения реального и идеального в жизненных установках и ценностных ориентациях человека. Такой целью чаще всего выдвигается всестороннее развитие, которое имеет своим результатом многосторонность человека, обеспечивающую абсолютную пригодность его для изменяющихся потребностей, прежде всего в труде. Как процесс всестороннее развитие есть проявление определенной закономерности, выявляющей связь между развитием общественного производства, потребностью его в определенном уровне подготовки человека, включаемого в это производство, и собственной потребностью человека в самореализации. В историческом опыте не раз предпринимались попытки разумного соотнесения объективного, наличествующего в виде культурной, природной и общественной среды, и субъективного, характерного для данной общности, социальной группы, конкретного индивида. Изменение общественно-исторических условий в последнее время обусловило полное отторжение жизнью и самой логикой общественного развития традиционной парадигмы, лежащей в основе социального воспитания человека как единицы производственного коллектива. Востребован иной набор личностных качеств, позволяющих человеку успешно интегрироваться в сложную и лишенную сентиментальности социальную среду.
     Главная задача, решаемая сегодня в рамках культурологической парадигмы, заключается в корректировке реальной социальной и педагогической ситуации ребенка и его семьи, исправлении -- там, где это необходимо, -- процессов социального развития. На новом этапе реформы системы образования социальное воспитание должно быть сфокусировано на достижении двух взаимосвязанных целей: успешности социализации
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.