На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Византийская культура и искусство

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА  И ИСКУССТВО 

Византийская  культура, как культура других средневековых  государств, представляет собой весьма сложную, но все же единую систему  культурных ценностей. Изменения, происходящие в одной из сфер культуры, незамедлительно  сказывается и на другой. Тесная связь, взаимное влияние всех видов  культуры - закон их развития. Хотя, конечно, общее явления - борьба старого  с новым, зарождение новых тенденций - протекали в разных отраслях культуры по-разному. Сопоставление их, типологизация  помогут выявлению главных направлений  эволюции византийской культуры.
Византийское  искусство — это историко-региональный тип искусства, входящий в исторический тип средневекового искусства. 

Историко-художественные истоки и религиозные  предпосылки византийского  искусства
В 330 году из-за междоусобиц и смут, охвативших огромную Римскую империю, император  Константин I Великий перенёс свою столицу в город Византий (c I века н. э. входивший в состав Римской империи) и переименовал его в Константинополь. В средневековье Византия называлась Романией, сами византийцы называли себя ромеями, а свою культуру — ромейской. Император — «Басилевс ромеев» — объявил себя также и верховным жрецом. Это нашло отражение в официальном искусстве Константинополя, выражавшем идеи культа «басилевса ромеев» как пантократора (от греч. — «держитель», повелитель вселенной). С тех пор она является центром гражданской и духовной жизни греко-римского мира. Византийская империя породила особую культуру, названную в науке византизмом.
Первые  столетия существования Византийского  государства можно рассматривать  как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. Формирование христианства как философско-религиозной  системы было сложным и длительным процессом. Христианство впитало в  себя многие философские и религиозные  учения того времени. Христианская догматика  сложилась под сильным влиянием ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства. Оно являлось синтетической философско-религиозной системой, важным компонентом которой являлись античные философские учения. На смену непримиримости христианства со всем, что несло клеймо язычества приходит компромисс между христианским и античным миросозерцанием. Наиболее образованные и дальновидные христианские богословы поняли необходимость овладения всем арсеналом языческой культуры для использования её в создании философских концепций. Такие мыслители, как Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин, закладывают фундамент византийской философии, который уходит корнями в историю эллинского мышления. В центре их философии находится понимание бытия как совершенства. Рождается новая эстетика, новая система духовных и нравственных ценностей, меняется и сам человек той эпохи, его видение мира и отношение к вселенной, природе, обществу. 

Периоды истории византийского  искусства и их характеристика
    раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-III века)
    ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI-VII века)
    иконоборческий период (VIII-начало IX века). Император Лев III Исавр (717—741), основатель Исаврийской династии, издал Эдикт о запрещении икон. Этот период получил название «темное время» — во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы.

    период Македонского Возрождения (867—1056) Принято считать классическим периодом византийского искусства. XI век стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счёт строгой регламентации.
    период консервантизма при императорах династии Комнины (1081—1185)
    период Палеологовского Возрождения, возрождения эллинистических традиций (1261—1453).
 
 
    Искусство Византии
Музыка 
До нас  дошла лишь церковная музыка. Светская музыка сохранилась только в виде «декламации» дворцового церемониала  и нескольких мелодий. Пели «а капелла» (без аккомпанемента). Три метода вокала: праздничное чтение евангельских текстов с подпеванием, выполнение псалмов и гимнов, аллилуйное пение. Наистарейшем документ литургического пения датируется IV веком. Византийское пение достигает расцвета в эру  ранешнего средневековья. С увеличением  пышности церковных служб в XIII—XIV вв. Наступает расцвет музыкального искусства.
В это  время различают «простое» и  «богатое» пение, в котором один слог протягивался целой нотной группой  либо фразой. Византийские богослужения, литургические мелодии и гимны  оказали огромное влияние и на католическую, и на русскую церковную  службы, легли в базу российской церковной музыки. Древнейшее российское церковное пение было византийского  происхождения. Совместно с принятием  христианства на Руси возникли византийские исполнители церковной службы (болгары  и греки).
Архитектура
В искусстве  Византии неразрывно соединены утонченная декоративность, рвение к пышноватой зрелищности, условность художественного  языка, резко отличающая его от античности, и глубочайшая религиозность. Византийцы создали художественную систему, в  которой господствуютстрогие нормы  и каноны, а краса материального  мира рассматривается только как  блик неземной, божественной красы. Эти  особенности ярко проявились как  в архитектуре, так и в изобразительном  искусстве. Тин античного храма  был переосмыслен в согласовании с новыми религиозными требованиями. Сейчас он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эру, а местом собрания верующих для  роли в таинстве приобщения к божеству и слушания «слова божьего». Поэтому  основное внимание уделялось организации  внутреннего пространства. Снаружи  строения, дворцовые и культовые, получали постоянно совсем простую  обработку: фасады, как правило, не штукатурились, а оформлялиськирпичом, чередовавшимся со слоями розового цементного раствора, а время от времени (в поздние  периоды) и с темноватым камнем-известняком. Используемая узорная кирпичная  кладка придавала зданиям необыкновенную фактуру. Кирпич, время от времени  в сочетании с камнем, был главным строительным материалом, определявшим внешний вид многих византийских сооружений. Характерным архитектурным элементом были суженные арочные окна, которые частенько сводились в группы по два-три окна, часто разделявшихся колон-ками и объединенных наружна аркой над ними. Популярная тема византийской архитектуры — аркады на больших колоннах с корзинообразными капителями. Такие аркады частенько обхватывали фасад на всем его протяжении.
Происхождение византийского церковного строения следует находить в античности: римские  базилики, служившие в старом Риме судебными и торговыми зданиями, стали употребляться как церкви, а потом стали строиться христианские храмы-базилики. Византийские базилики различаются простотой плана: к  основному прямоугольному размеру  с восточной стороны примыкает  полукруглая алтарная апсида, перекрытая полукуполом (конхой), которой предшествует поперечный нефтрансепт. Частенько  к западной стороне базилики примыкает  прямоугольный двор, окруженный галереей с аркадами и имеющий в центре фонтан для омовения. Арочные перекрытия опираются не на антаблемент, как  в античности, а на подушки— пульваны, лежащие на капителях и распределяющие умеренно нагрузку арок на капители колонн. Внутри кроме главенствующего, более  высокого, нефа имеются боковые нефы (их может быть и три, и пять), позже  наибольшее распространение получил  тип крестово- купольной церкви: квадратное в плане здание, в центральной  части которого находилось четыре столба, поддерживающих купол. От центра расползались четыре сводчатых рукава, образуя  равноконечный, так называемый греческий  крест. Время от времени базилика соединялась с крестово-купольной  церковью.
Основным  храмом всей Византийской империи стала  церковь Святой Софии в Константинополе. Она была построена в 632—537 гг. Зодчими  Анфимием из Траля и Исидором из Милета во времена правителя Юстиниана. Огромный купол храма имеет диаметр 30 м. Благодаря особенностям конструкции  строения и прорезанным у основания  купола окнам, он как бы парит в  воздухе. Купол опирается на 40 радиальных арок. Переход от купола к четырехугольному подкупольному квадрату осуществляется посредством сферических треугольников  — парусов. Малые купола расположены  по углам, ниже центрального купола. Боковые  апсиды ограничены аркадами, колонны  которых были выполнены из порфира  и малахита. Низ стенок облицован  мраморами, а верх — мозаиками. Арки нефов поддерживают свыше ста  колонн. Капители колонн украшены качественной резьбой по мрамору. Высота строения с куполом 55 м. Храм в плане имеет размеры приблизительно 80х72 м. В него ведет девять дверей, на средней из которых помещено мозаичное изображение Христа, благословляющего верующих, и надпись - «Мир — Вам. Я—свет мира».
Внутреннее  убранство собора пострадало во время  крестовых походов и нашествия  турков. После разгрома Константинополя  он стал мечетью Айя-София. Заместо  креста сейчас на нем полумесяц, символ языческих богинь Гекаты и Дианы.
Фресковая живопись, мозаика 
Фресковая живопись Византии практически не сохранилась. Более долговечными и обычными для  византийского рвения к красочности  и великолепию оказались мозаики. Античные мозаики составлялись из кубиков  мрамора и цветного камня и  применялись в декоре вода. Известна еще флорентийская мозаика, набранная  из вплотную пригнанных кусочков мрамора  и камня в технике инкрустации. Византийская же мозаика делалась из смальт (окрашенных эмалями кусочков стекла) и служила для декорации  стенок и сводов. Кубикам смальты  предавалась нужная для орнаментов форма. Упрощенный характер рисунка  и ограниченное число красок усиливают  декоративный эффект мозаик. Тон их обыкновенно золотой либо синий. В Софии Константинопольской  мозаики мерцают благодаря золотой  подкладке, на которую сверху закреплен  узкий слой цветного прозрачного  стекла (закрепление производилось  в горячем состоянии). Дворцовые  мозаичные композиций (Константинополь, Палермо) представляют охотничьи либо пасторальные сцены. Но по преимуществу византийские иозаики находятся  в церквах. Самые выдающиеся мозаичные  ансамбли сохранились в Равенне, в мавзолее Галлы Плацидии (V в.) — величавый крест на фоне синего неба; в церкви Сан-Витале — именитые изображения Юстиниана и императрицы Теодоры со свитой, в которых великолепно смешиваются мысль правительского величия с индивидуальной портретностью и пышностью одежд. Совсем декоративная мозаика на сводах хоров: в голубом медальоне, испещренном звездами, изображен молящийся святой, окруженный овцами, перед огромным крестом (знак хорошего пастыря). Известны также мозаики в Дафни близ Афин и фигура богоматери в синем одеянии, окруженная апостолами, на золотом фоне, в апсиде церкви в Торчелло, что дает представление о величественности и декоративности мозаик того периода. К этому же времени относятся мозаики собора Святого Марка в Венеции, мозаики трех церквей на Сицилии.
Декоративно-прикладное искусство 
Книжная миниатюра Византии многокрасочна: встречаются эталоны праздничного стиля и более реалистические, более калоритные и более строгие, принадлежавшие к императорской  и монастырской школам.
Керамика  и стекло
Византийская  керамика еще не достаточно исследована. Вначале изготовлялась поливная одноцветная посуда, с IX в. Она имела формованный рельеф. Больший энтузиазм представляют облицовочные плитки, выпуклые и вогнутые, украшенные декоративными мотивами. На плоских плитках изображались Богоматерь с младенцем либо святые. Часто композиция составлялась из многих изразцов. Позже посуда стала полихромной С IX в. Применяется техника сграффито, т.Е процарапыванйе по глазури либо удаление широких участков поливы.
Если  говорить о стекле, то более примечательны  витражи из реального стекла, покрытого  цветными эмалями и вправленного в свинец, котеры» обнаружены в  окнах апсиды монастыря Хора (Кахрие Джами в Константинополе), созданные  не позже 1120 г. На них изображены в  человеческий рост Богоматерь, Христос, святые в богатых византийских одеждах, фон украшен медальонами, розетками, завитками. Цвета — синий, зеленоватый, багряный.
Ювелирное дело и обработка  металлов
В ювелирных  изделиях применялись чернь, жемчуг, драгоценные камешки и в особенности  эмали. Большей славой византийские ювелиры воспользовались благодаря  великолепию палитры собственных  эмалей. Это перегородчатые эмали: кресты, оклады священных книг, короны. Время  от времени эмали сплошные, но почаще — на золотом фоне: византийцы считали, что этим сплавом покрыто небо, и высоко ценили золото. Более увлекательными являются изделия из лимбургского реликвария, венгерская корона. Они изготовлялись  в царских мастерских, но серебряные изделия уступают золотым.
Для производства дверей использовалась бронза (двери  собора Святой Софии — с узким  орнаментальным рисунком, гравировкой). Византийцы получали множество заказов  на храмовые двери из европейских  государств, не считая того, изготавливали  ажурные бронзовые лампадофоры, кресты, кадила, плакетки (пластинки), царские  врата (алтарные двери).
Камень
В области  камнерезного искусства византийцы оставили лишь эталоны архитектурного декора, к примеру, капители Святой Софии. Резьба совсем узкая, время от времени напоминающая резьбу по слоновой кости. Скульптурный рельеф тонкий, ажурный, с обильным растительным орнаментом.
Ткани
Подлинность византийского происхождения тканей можно, найти в большей степени  по орнаменту: излюбленный мотив - круг с фигурой животного (льва, слона, орла - знака власти). Сохранились  шелка, вышитые золотой нитью. Из такового шелка выполнена далматика  — просторная длинная одежда Карла  Великого.
Живопись 
Византия  — родина иконописи. Корешки изобразительных  приемов иконописи, с одной стороны, — в книжной миниатюре, от которой  взято тонкое письмо, воздушность, утонченность палитры. С другой — в фаюмском портрете, от которого иконописные  виды унаследовали большие глаза, печать скорбной отрешенности на лицах, золотой  фон. Фаюмский портрет — часть  погребального восточного культа. Изображаемый как бы пребывал в потустороннем  мире. Такие портреты выполнялись  в технике энкаустики восковыми  красками, вжигаемыми в фон, что придавало  портрету телесную теплоту.
Задачки иконописи— воплощение божества в  телесном виде. Само слово «икона»  значит по-гречески «образ», «изображение». Она обязана была напоминать о  том виде, который вспыхивает в  сознании молящегося. Это «мост» меж  человеком и божественным миром, священный предмет. Христианским иконописцам  удалось выполнить сложную задачку: передать красочными, материальными  средствами нематериальное, духовное, бесплотное. Поэтому для иконописных  изображений характерна предельная дематериализация фигур, сведенных  к двумерным теням на гладкой  поверхности доски, золотой фон, мистическая среда, не плоскость  и не пространство, а нечто зыбкое, мерцающее в свете лампад. Золотой  цвет воспринимался как божественный не лишь, глазом, но и разумом. Верующие называют его "фаворским", ибо, согласно библейской легенде, преображение Христа вышло на горе Фавор, где его образ  стал в ослепляющем золотом сиянии. В то же время Христос, Дева Мария, апостолы, святые были реалько жившими людьми, имевшими земные черты. Для передачи духовности, божественности земных образов в христианском искусстве сложился особенный, строго определенный тип изображения того либо другого сюжета называемый иконографическим каноном. Каноничность, как и ряд остальных черт византийской культуры, была теснейшим образом связана с системой миропонимания византийцев. Лежащие в её базе мысль вида, знака сущности и принцип иерархичности требовали неизменного созерцательного углубления в одни и те же феномены (виды, знаки, тексты и т п.). Что привело к организации культуры по стереотипному принципу, Канон изобразительного искусства более полно отражает эстетическую сущность византийской культуры. Иконографический канон, в широком смысле включавший в себя хамов пропорций и цветовой канон, выполнял рад важнейших функций. До этого всего он нес информацию утилитарного, историко-повествовательного плана, т.Е. Брал на себя всю нагрузку описательного религиозного текста. Иконографическая схема в этом плане фактически была тождественна буквальному значению текста. Канон был зафиксирован и в особых описаниях внешнего вида святого, физиогномические указания обязаны были выполняться неукоснительно.
Существует  христианская символика цвета, базы которой разработал византийский писатель Дионисий Ареопагит в IV в. Согласно ей, вишневый цвет, объединяющий красный и фиолетовый, начало и конец спектра» значит самого Христа, который есть начало и конец всего сущего. Голубой — цвет неба, чистоты. Красный — божественный огонь, цвет крови Христа, в Византии это — цвет царственности. Зеленоватый — цвет молодости, свежести, обновления. Желтый тождественен золотому двету. Белый — обозначение Бога, подобен Свету и сочетает все цвета радуги. Темный — это сокровенные тайны Бога. Христос неизненно изображается в вишневом хитоне и голубом плаще — гиматии, а Богоматерь — в мрачно-синем хитоне и вишневом покрывале — мафории. К канонам изображемия относится и обратная перспектива, имеющая точки схода не позади, внутри изображения, а в глазу человека, т. Е. Перед изображением. Каждый предмет, таковым образом, при удалении расширяется, как бы «разворачивается» на зрителя. Изображение «движется» к человеку, а не от него. Иконопись очень информативна, она воспроизводит целостный мир.
Архитектурная структуре иконы и разработка иконописи складывалась в русле  представлений о её назначении: нести  священный образ. Иконы писали и  пишут на досках, почаще всего кипарисовых. Несколько досок скрепляют шпонками. Сверху доски покрывают левкасом — грунтом, изготовленным на рыбьем клею. Левкас полируют до гладкости, а потом наносят изображение: поначалу набросок, а позже красочный слой. В иконе различают поля, средник — центральное изображение и ковчег — узкую полоску по периметру иконы. Иконографические виды, разработанные в Византии, тоже строго соответствуют канону.
В первые три века христианства были распространены символические и аллегорические изображения. Христа изображали в виде агнца, якоря, корабля, рыбы, виноградной  лозы, хорошего пастыря. Лишь в IV—VI вв. Стала складываться иллюстративно-символическая иконография, ставшая структурной основой всего восточно-христнанского искусства. 

    Иконография Христа
В иконографии  Христос именуется Спасом. Первым по времени и значимости изображением является «Спас Нерукотворный» —  икона-убрус, имеющая квадратную либо прямоугольную форму, на белом либо золотом фоне. По преданию, это отпечаток  лица Христа на полотенце. Йа втором месте  по значимости и выразительности  находится изображение «Спас  в силах», представляющее Сидящего на чуть намеченном престоле Христа в  ярких бардовых либо охряных с  золотом одеждах. Фигура Христа вписана  в алый ромб, который вписан в  синий овал. Овал вписан в алый квадрат  с расходящимися от него золотыми лучами. От Спаса тоже идут золотые  лучи. Сюжет «Спас на престоле»  представляет собой упрощенный предшествующий, но без геометрических фигур. Таковая  икона висела когда-то на Спасской башне  столичного Кремля. Есть еще сюжеты «Спас огрудный», «Спас оплечный», «Спас оглавный», «Спас поясной», «Спас Еммануил» (изображение Христа в юном возрасте, без бороды и  усов). кроме этого понятно много  иконописных изображений Христа в разных обстоятельствах собственного бытия.  

Иконография Богоматери
Изображение Богоматери почитаемо во всем христианском мире. Существует несколько главных  типов композиции:
Богоматерь  Оранта (молящаяся). Это изображение  в рост, с разведенными в стороны  и воздетыми в молитве руками.
Богоматерь  «Великая Панагия» — «Всесвятая»  — изображение Марии, на груди  у которой в складках мафория  изображен выручил Еммануил.
Богоматерь  «Умиление» («Елеуса»), милующая Богоматерь — поясное изображение Марии, держащий на руках младенца Иисуса, припавшего к её щеке.
Богоматерь  «Одигитрия» — поясное изображение  Богоматери с младенцем, прямо смотрящий  перед собой.
«Покров Божьей Матери» — изображение  Богородицы с покровом (покрывалом), который она распростирает нужно  всеми.
Есть  еще много сложных иконографических сюжетов Богоматери, более известные  из которых — «Всех скорбящих  радости», «Нечаянные радости», "Неупиваемая  чаша" и др.
Иконография святых, ангелов, евангелистов, пророков, апостолов, «праздничные» сюжеты (основных христианских праздников) складывалась после V в. При этом художественная практика была тесновато связана с философско-религиозной атмосферой. В целом в иконографическом каноне византийского искусства на протяжении его исторического развития закреплялись главные элементы, структурные закономерности и своеобразные приемы византийского художественного мышления, на многие века ставшие основой творческого способа в странах православного круга. 

Шедевры Византийского искусства
1.Мавзолей  Галлы Плацидии  и церковь Сан-Аполинаре  де Нуово в Равенне  (V-VI века)
В периоды  упадка древнего Рима и раннего средневековья  маленький итальянский городок  Равенна постоянно находился  в центре событий. Римлян сменили  византийцы, затем пришли остготы  во главе с королем Теодорихом, император византийский Юстиниан изгнал остготов и вновь на некоторое  время присоединил Италию и т.д.. К чести завоевателей надо сказать, что все они старались ознаменовать свои победы постройкой новых зданий и культовых сооружений, украсить и благоустроить город. Теперь Равенна  является уникальным памятником римской, византийской, варварской и католической культур.
Мавзолей  Галлы и церковь Сан-Аполинаре - древнейшие дошедшие до наших дней византийские культовые постройки. Византийская архитектура унаследовала от античной два типа зданий - центрические и базиликальные. Мавзолей является примером первого типа, церковь - второго.
Мавзолей  Галлы Плацидии (первая половина V века) получил свое название в честь безвременно умершей дочери императора Феодосия Великого. На самом деле он не является мавзолеем, поскольку Галла Плацидия похоронена в Риме. Видимо, это была молельня, посвященная особо почитаемому в роду мученику Лаврентию - по крайней мере, именно его изображение находится прямо напротив входа.  Это центрическое здание, крестообразное в плане, является типичным примером внутренней архитектуры, столь характерной для ранних христианских храмов: ее аскетичный, неприхотливый внешний вид резко контрастирует с богатством внутреннего интерьера. Внешнюю кирпичную поверхность стен "украшают" только плоские вертикальные выступы - лопатки, соединенные со столь же плоскими арками ("глухая аркада").
Внутри  мавзолея стены на половину высоты облицованы полированным мрамором. Остальные  поверхности стен, купол и люнеты арок сплошь покрыты великолепной мозаикой, в которой еще очень сильны античные мотивы. Под куполом в  ярко-синем небе сияют звезды, голуби пьют из чаши, олени пасутся у  озера, золоченые виноградные лозы вьются по аркам.
Церковь Сан-Аполинаре (начало VI века) выла построена королем остготов Теодорихом, который сделал Равенну своей столицей (493 г.). Видимо, многие ее мозаики были сделаны уже в IX веке (во времена "золотого века" века Византии), когда церковь добавила к своему названию эпитет "Нуово" (новая). Церковь Сан-Аполинаре - большая трехнефная базилика. 24 колонны двумя стройными рядами ограждают центральный неф. Все поле стен над их неклассическими "расплющенными" капителями занято мозаикой: слева - процессия мучениц, справа - мучеников (крупные надписи сообщают их имена). Все они идут к алтарю, держа в руках свои мученические венцы.
Это очень  интересные изображения, сильно отличающиеся от тех, которые можно видеть на более  поздних византийских иконах и мозаиках. Мученики отличаются возрастом и  формой бороды, но все они одного роста и все одинаково мужественны. Все мученицы похожи, как сестры: одинаково молоды, хороши собой, красиво  причесаны и изысканно одеты. Девушки так грациозны, что создается  впечатление, будто они готовы пуститься  в пляс.
2. Церковь Сан-Витале в Равенне (середина VI века)
Во время  славного правления императора Юстиниана I  Италия была временно отвоевана  у варваров. В ознаменование этого  события, в бывшей столице короля остготов Теодориха городе Равенне  была построена церковь, посвященная  святому мученику Виталию (Сан-Витале). Это одна из самых древних византийских церквей, построенная в то время, когда еще не сложились ни крестово-купольный архитектурный канон, ни иконографический, поэтому и архитектура храма, и мозаичная отделка его стен индивидуальны и этим особенно интересны.
Церковь Сан-Витале - пример центрического здания, в плане - восьмигранник с граненым алтарем. Основу конструкции составляют 8 опор, несущих купол. Опоры соединяются  полукруглыми двухэтажными арками.
Как все  раннехристианские церкви, она удивляет прежде всего контрастом между богатым  внутренним убранством и аскетичным до бедности внешним. Однообразие ее фасадов нарушают только мощные контрафорсы.  Это типичный пример внутренней архитектуры, как бы подчеркивающий, что важна не внешняя оболочка, но только внутренняя сущность, что это место для сбора верующих, молитв и церковных служб. Не стой на пороге, зайди и помолись. Интерьер церкви великолепен: кружевные капители колонн, бесчисленные арки, сплошная мозаика стен, преобладающий цвет - золотой. На мозаике алтаря парит юный Христос, протягивая мученический венок святому Виталию. Справа святой Экклесий, строитель первой церкви, стоящей на этом месте, протягивает Христу модель храма. Святые не видят друг друга. Они никогда не встречались при жизни, время разъединило их, но Вечность соединила. Особый интерес представляют две мозаики на боковых стенах алтаря - две процессии, приносящие дары храму. Одну возглавляет император Юстиниан собственной персоной, другую - его супруга императрица Феодора.  
Их изображения  еще очень далеки от канонизированных, однако в них уже нет никакого намека на незаурядные личные качества оригиналов. Лица застывшие, позы однообразные, фигуры скрыты складками парадной одежды - идеальные образы правителей в  блеске Божественной славы. Но нет еще  на лицах и той суровой отрешенности, которая позже станет общим правилом для византийской живописи. Лица приближенных явно несут отпечаток портретного  сходства, глаза смотрят с интересом. На мозаиках еще много бытовых  деталей: есть и фонтанчик, и разноцветные занавеси - нечего этого позднее  уже не будет.
3. Собор Святой Софии в Константинополе (532-537 г.г.)
Собор Святой Софии, возведенный во времена  императора Юстиниана, - безусловно, самое  выдающиеся произведение византийского  зодчества, символ "золотого века" Византии.
 Главный  собор империи, сменивший базилику, существовавшую на том же месте  со времен императора Константина  I, строили архитекторы  Амфимий  из Тралл и  Исидор из  Милета. Этот собор - без всяких  преувеличений - чудо инженерной  мысли.
В плане  собор представляет собой крест, 70х50 м. Это трехнефная базилика с  четырехугольным  средокрестием, увенчанным куполом.
Основная  сложность, которую пришлось преодолевать при строительстве, заключалась  в грандиозных размерах постройки, заказанной императором.
Возвести  сооружение такой длины и ширины и перекрыть его кирпичным  куполом (диаметр которого 32 м) было в те годы революционной задачей. Чтобы скомпенсировать огромную силу давления ("распора") купола можно было бы увеличить толщину  стен, однако, храм не должен был казаться массивным, кроме того, в слишком  толстой стене трудно делать окна.
Гигантская  купольная система собора стала  шедевром архитектурной мысли своего времени. Основную нагрузку несут многочисленные арки и своды, немассивные, но хитросплетенные. В направлении восток-запад распор гасится следующим образом - к  центральному куполу с двух сторон примыкают два больших полукупола, к ним, в свою очередь - меньшие  полукупола. Сила распора растекается, дробится до тех пор, пока ее не принимают  на себя специальные колонные пилоны.
 Окна  в основании купола, поставленные  очень близко друг к другу,  зрительно отрезают его от  нижней части храма. Вошедшему  в храм кажется, что его огромный  купол не имеет реальной опоры,  он как бы висит в воздухе.  По поводу залитой солнцем,  как бы парящей в воздухе  полусферы купола писатель Прокопий  Кессарийский (VI век) сказал: "Совершенно  непонятным образом держится  в воздухе это воздушное строение, как будто не на прочной  основе, а на золотом канате  свисает с неба. ...Всякий сразу  понимает, что не человеческим  могуществом или искусством, но  Божьим соизволением завершено  такое дело."
Внутренняя  отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий. Естественно, она  отличалась особой роскошью (мозаики  на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также полностью покрыты мозаиками, нигде их плоский характер не нарушен выпуклыми узорами. Часть стенной мозаики погибла в период "иконоборчества", но была восстановлена позднее.
 Одной  из первых была воссоздана  великолепна мозаика - Богоматерь  с младенцем Христом (IX век), созданная  неизвестным мастером во времена  "македонского ренессанса".
Сейчас  собор Святой Софии -  мечеть Айя-София, окруженная четырьмя минаретами. Турки  построили на территории бывшей Византийской империи много мечетей, созданных  по образу и подобию великого и  непревзойденного храма Святой Софии.
4. Икона "Богоматерь Владимирская" (предположительно конец XI - начало XII в.)
Cтолетиями  творчество художников-иконописцев  было сковано строгими канонами, которые, казалось бы, не оставляли  ни малейшего места для творческой  фантазии и человеческого сочувствия. И несмотря на это, как много  было создано образов, полных  волнующей и глубокой красоты!
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.