На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговый потенциал республики Татарстан

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
                Российский государственный аграрный университет - МСХА
имени К.А. Тимирязева
(ФГОУ  ВПО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева)

 
 
 
 
                 
 
 
             
 
              Кафедра налогообложения и финансового права
                             
                          Курсовой проект  на тему:
«Налоговый потенциал Республики Татарстан»
 
                 Выполнила:      Студентка  406 группы
                         дневного отделения,
                               учетно-финансового 
                                                                                       факультета
                         Комиссарова С.Г.
              Проверил:         Шадрина М.А.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
             Москва 2011
 
Оглавление
 
 


Введение

     Налоги  являются главным источником финансовых ресурсов, централизуемых государством для обеспечения общественно  необходимых и законодательно установленных  потребностей. Предоставление государством членам общества общественных благ и услуг, связанных с созданием новых рабочих мест и поддержанием общей занятости, социальным обеспечением и социальной защитой, образованием и здравоохранением, охраной природной среды и безопасностью, а также их количество и качество в значительной степени зависят от масштабов налогового потенциала страны, эффективности, устойчивости и справедливости налоговой системы.
     Для того чтобы государство смогло выполнять  возложенные на него
функции в обществе, оно должно стремиться повысить налоговый потенциал
страны, который, в свою очередь, определяется совокупностью налоговых потенциалов субъектов РФ. Налоговый потенциал представляет собой совокупность максимально возможных налоговых поступлений в бюджет, рассчитанных из налогооблагаемых баз, которые могут быть получены в рамках региона по действующим (прогнозным) налоговым ставкам с учетом установленного порядка их начисления в сложившихся условиях хозяйствования региона.
     Налоговый потенциал оказывает непосредственное влияние на уровень
социально-экономического развития региона, на усиление мобилизующей роли бюджета и повышение финансовой самостоятельности региона, а также на создание сбалансированной и стабильной налоговой системы.
     В связи с этим вопросы, связанные  с оценкой налогового потенциала, являются весьма актуальными, и им должно уделяться большое внимание при обсуждении основных направлений налоговой политики на среднесрочную перспективу. Достоверная оценка позволит выявить резервы и перспективы увеличения доходной части бюджета и направлений контрольной работы налоговых органов, обеспечить равномерность налогообложения хозяйствующих субъектов, отраслей и регионов.
     Татарстан - один из наиболее развитых в экономическом  отношении регионов России. Расположен в центре крупного индустриального  района РФ, на пересечении важнейших магистралей, соединяющих восток и запад, север и юг страны.
     Промышленный  профиль республики определяют топливная  и нефтехимическая отрасли (добыча нефти, производство синтетического каучука, шин, полиэтилена и широкого спектра  продуктов переработки нефти), крупные машиностроительные предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию (тяжелые грузовики, вертолеты, самолеты и авиадвигатели, компрессоры и нефте- и газоперекачивающее оборудование, речные и морские суда, гамму легковых автомобилей), а также развитое электро- и радио-приборостроение. На сегодняшний день более 120 зарубежных стран осуществляют активную торговую деятельность с Республикой.
     Республика  Татарстан является одним из наиболее привлекательных регионов России для  инвестиций. Инвестиции на душу населения в Татарстане превышают среднее значение по России вдвое, республика входит в десятку российских регионов по различным характеристикам, включая политическую стабильность и стабильно низкий инвестиционный риск.
     Аграрный  сектор играет важную роль в экономике Республики Татарстан. Республика входит в тройку лидеров среди других регионов России по объему производства зерна, мяса, молока и другой продукции. Республика полностью удовлетворяет потребности населения в основных продуктах питания.
     Актуальность  данной работы заключается в том, что налоговая обеспеченность регионов является основной проблемой развития субъектов  на современном этапе  проводимых экономических преобразований в стране. Бюджетно-налоговая система  России в большей степени централизована. Регионы не стремятся использовать полностью свой налоговый потенциал, надеясь на государственную поддержку.
     Целью данной работы является рассмотрение формирования налогового потенциала Республики Татарстан, выявление механизмов его увеличения.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
     - изучить теоретические основы определения налогового потенциала ;
     - рассмотреть основные отрасли  экономики;
     - рассмотреть доходы бюджета РТ;
     - рассчитать налоговый потенциал Татарстана;
    - предложить механизм эффективного управления налоговым потенциалом региона.
 
 
 


Глава 1. Теоретические основы налогового потенциала

1.1 Понятие налогового  потенциала и его сущность

 
     В бюджетном законодательстве  России под налоговым потенциалом подразумевается совокупность объектов налогообложения в рамках действующей налоговой системы, расположенных на территории субъекта, т.е. налоговая база.
     При этом ст. 53 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что "налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта налогообложения". Трактуемая законодательством формулировка налогового потенциала недостаточно точно отражает суть данного понятия. Безусловно, в основе определения налогового потенциала лежит налоговая база. Однако не ее стоимостная оценка характеризует налоговый потенциал, а способность извлекать из нее доход.[1]
     В современной теории можно выделить три подхода к толкованию понятия "налоговый потенциал":
     1. Ресурсный (налоговый потенциал в "широком" смысле).
     2. Фискальный (налоговый потенциал  в "узком" смысле).
     3. Межбюджетный.
     Два первых подхода являются концептуальными  и рассматриваются большинством авторов. Межбюджетный подход анализируется  гораздо меньшим числом разработчиков.
     Один  из исследователей ресурсного подхода, Н.Д. Матрусов, акцентирует внимание на необходимости разработки системы  оценки национального богатства  исходя из постулата, обусловливающего социально-экономическое благополучие и безопасность России. В первую очередь речь идет о масштабности вовлечения и эффективности использования национального богатства во всех сферах жизнедеятельности общества. В этом направлении первым шагом, по его мнению, должно стать "...последовательное выявление, инвентаризация и объективная оценка природных ресурсов, экономического капитала и человеческих ценностей региона, составляющих в совокупности его национальное богатство".
     Н.Д. Матрусов определяет налоговый потенциал  в "широком" смысле - как "...совокупность финансовых ресурсов, которая может быть эффективно мобилизована через налогообложение в системе "население - хозяйство - территория", в координатах которой протекают основные процессы жизнедеятельности общества в границах региона".[5]
     В связи с этим при решении масштабных задач, связанных с совершенствованием налоговой системы и реформированием межбюджетных отношений, а также перспективами регионального развития, необходимо опираться на фискальную оценку налогового потенциала. Таким образом, в "широком" смысле налоговый потенциал - это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории.
     В теории фискального подхода под  налоговым потенциалом понимается максимально возможная сумма  налоговых платежей на данной территории.
     При использовании  налогового потенциала исходят из приоритетов фискального подхода, а именно либо из совокупности налоговых баз, либо как суммы налоговых потенциалов федерального и регионального бюджета (фискальный подход). Это максимум налоговых поступлений, которые может при идеальных условиях обеспечить территория (субъект РФ или муниципальное образование). Также под налоговым потенциалом страны понимается "совокупность всех видов налогов на продукцию, производство и прибыль, подоходных и социальных налогов, которые реально можно собрать в рамках данной территории в определенный временной период", таким образом данный показатель характеризует финансовые возможности государства (региона).
     В данном контексте налоговые поступления  являются продуктом двух основных факторов: налоговой базы и налоговой ставки. Первый во многом зависит от налогооблагаемой базы, второй - от уровня налоговых ставок и благосостояния (платежеспособности) общества. Таким образом, налоговый потенциал представляет собой ресурсы, которые подлежат аккумулированию в бюджет через налоговые платежи, т.е. финансовые ресурсы, которые через систему налогообложения и в соответствии с действующим законодательством должны поступить в бюджет (ресурсный подход).
     Другим  подходом к сущности налогового потенциала территории является подход, обосновывающий его определение с позиции формирования доходной части бюджета и выравнивания межрегиональной асимметрии (межбюджетный подход). Если занять позицию конечного получателя налоговых поступлений, то налоговый потенциал обернется потенциальным бюджетным доходом на душу населения, который может быть получен соответствующими органами власти за финансовый год при использовании единых для территории условий налогообложения. Здесь налоговый потенциал, как правило, рассматривается с позиции максимально возможных налоговых платежей, которые могут поступить в распоряжение общества, при определенных институциональных условиях, сформированных для предприятий и домохозяйств. Таким образом, его можно определить и как потенциальный бюджетный доход на душу населения, который может быть получен исходя из реализуемых межбюджетных отношений.
     Исследователи, использующие налоговый потенциал  регионов для целей межбюджетного  выравнивания, указывают на необходимость  определения данного понятия  в соответствии с целями анализа  и оценки, а также методики, используемой для самой оценки. Исходя из этого, они определяют налоговый потенциал как "...способность региональных налогоплательщиков финансировать оказание государственных услуг в регионе при условии применения одинаковых для всех административно-территориальных образований правил налогообложения (налоговых ставок и состава налоговых льгот)".
     Группа  исследователей, занимающихся проблемами межбюджетных отношений, определяют налоговый  потенциал как "...возможные налоговые  поступления, рассчитанные по налогооблагаемой базе с учетом действующих (прогнозных) ставок, установленного порядка их начисления в условиях стандартных налоговых условий и усилий". При этом они выделяют ряд методологических проблем.
     В результате налоговые доходы рассматриваются и как составляющая результирующего параметра функционирования региона - валового регионального продукта. При этом в качестве ресурсов следует принимать источники формирования налогового потенциала, в числе которых могут быть обозначены величина добавленной стоимости в общей стоимости товаров и услуг, прибыль предприятий и организаций, доходы населения, объемы подакцизных и подлежащих таможенному обложению товаров и др.
     Правомерность учета стандартизованных условий  налогообложения при оценке налогового потенциала территории данная группа исследователей видит в том, что результатом данного усреднения будет расчетная величина, выравнивающая налоговые поступления до среднероссийского уровня. При этом индивидуальные возможности территории, которые должны быть выявлены при предполагаемой оценке, будут нивелированы. В результате величина налогового потенциала каждой конкретной территории будет привязана к усредненной оценке, являющейся гипотетической величиной и только с определенной долей допущения характеризующей ее собственные налоговые возможности. Однако именно данный подход к оценке налогового потенциала территорий наиболее распространен в мировой практике, и его использование производит несомненный практический эффект, так как позволяет по сравнению с действующей системой повысить объективность расчетов нормативов отчислений от налогов и величины трансфертных перераспределений.
     В качественном аспекте налоговый  потенциал представляет собой систему  экономических отношений, которая  сформирована следующими характеристиками:
     - налоговый потенциал существует  в экономическом пространстве, и  его содержание состоит в возможности  отчуждения части доходов (и  соответственно части финансовых  потоков) совокупности субъектов  налоговых отношений, т.е. в  возможности институционально ограничить ресурсную базу процесса воспроизводства собственности в пользу ресурсной базы процесса воспроизводства власти, не подрывая при этом основы воспроизводства собственности;
     - налоговый потенциал есть способность  какой-то совокупности субъектов налоговых отношений сформировать массу (поток) налоговых платежей при условии, что правовое поле и экономическая система налогообложения заданы;
     - налоговый потенциал представляет  собой составную часть финансового  потенциала совокупности объектов  налоговых отношений, локализованных на данной хозяйственной территории; формирование налогового потенциала переходит в процесс реализации экономического потенциала хозяйственной территории; экономический потенциал следует определить в качестве главного фактора налогового потенциала;
     - мера налогового потенциала определяет  ресурсы воспроизводства собственности,  экономического потенциала в  целом, а значит, и меру налогового  потенциала последующих периодов.

1.2.Методы  оценки налогового  потенциала

I. Метод репрезентативной налоговой системы (РНС) предполагает использование детальной информации по налоговым базам отдельных налогов.. Содержание этого метода заключается в расчете суммы бюджетных доходов, которые были бы собраны в регионе, если бы он прилагал для их сбора средний по региону уровень налоговых усилий при средних для региона ставках налогообложения. Для применения этого метода использованы данные по фактически собранным налогам, налоговым базам по всем рассматриваемым налогам.
Процедура расчета налогового потенциала методом РНС состоит из следующих этапов:
1) определение перечня классов доходов, по которым будет проводиться расчет налогового потенциала (несколько видов налоговых или 
неналоговых доходов могут быть объединены в один класс). Эти классы доходов должны включать все налоговые и неналоговые доходы 
региона;

2) определение состава стандартной налоговой базы для каждого класса доходов;
3) расчет репрезентативной (средней для края) ставки налогообложения путем деления суммы налоговых платежей по объединенным в один 
класс доходам с региона на сумму без налогообложения по этому классу доходов;

4) расчет налогового потенциала региона путем умножения по каждому классу доходов репрезентативной ставки на его 
налоговую базу.

     В Российской Федерации одни и те же налоги по регионам, как правило, имеют одинаковые по своей структуре налоговые базы, особенно если речь идет о налогах, поступления от которых перераспределяются между федеральным и региональными бюджетами. Однако для квазиналоговых платежей состав нормативных налоговых баз может быть неодинаков в разных регионах или данные по нормативным налоговым базам могут отсутствовать. В подобных случаях необходимо использовать показатели, косвенно измеряющие налоговые базы таких налоговых компонентов, в таком случае эти показатели должны:
- тесно коррелировать с нормативной налоговой базой (то есть налоговой базой, выбранной в качестве стандартной);
-  иметь четко определенные характеристики (не допускать неоднозначных толкований);
-  иметь сопоставимые данные по региону.
     В США примером косвенных показателей, отражающих размер нормативной налоговой базы, может служить объем потребления в том или ином регионе крепких алкогольных напитков (в галлонах), который служит мерой налоговой базы компонента «Некоторые налоги с продаж крепких алкогольных напитков". Кроме того, объем оборота розничной торговли и поступления от реализации по некоторым категориям предприятий сферы обслуживания служат косвенной мерой налоговой базы для компонента «Налоги с валовых продаж и с валовых поступлений от реализации».
     Репрезентативная система включает основные налоги, зачисляемые в бюджеты регионов, и отражает доходные возможности, которые учитываются при распределении финансовых средств в рамках межбюджетного регулирования. Прочие виды налоговых и неналоговых доходов, не входящие в репрезентативную систему, не учитываются при расчете бюджетной обеспеченности регионов.
      II. Упрощенный метод предполагает использование данных по десяти основным налогам, которые составляют почти 90% всех налоговых доходов 
региона, причем он применяется в случае недостатка данных для метода репрезентативной налоговой системы. Оценку налогового потенциала 
оставшихся налогов можно сделать без большой погрешности исходя из итога оценки по десяти налогам.

III. Фактический метод предусматривает расчет налогового потенциала исходя из фактических значений налоговых сумм с учетом льгот и 
недоимок.

      В основе этого метода лежит простая  мысль о том, что полному использованию  налогового потенциала (в рамках легального сектора) препятствуют только две вещи: неплатежи (недоимка) и льготы. Следовательно,
     НП=Ф+3+Л, (8)
      Где Ф — фактические поступления  налогов,
      3 — прирост задолженности за  отчетный период,
      Л — сумма налога, приходящаяся на региональные и местные льготы.
      К недостаткам данного метода можно отнести сложность планирования полученного показателя, поскольку здесь не используется налоговая база, тогда как первые два метода с достаточно высокой степенью надежности допускают перспективную оценку налогового потенциала именно через планирование налоговой базы.
IV. Метод оценки налогового потенциала через валовой региональный продукт (ВРП) отражает вновь созданную стоимость товаров и услуг, 
произведенных на территории региона с использованием собственных экономических ресурсов (земли, труда, капитала) за некоторый период времени. Показатель ВРП определяется как разница между выпуском продукции и промежуточным потреблением. Расчет индекса налогового потенциала, отражающего возможную собираемость налогов на территории субъекта РФ на основе данных о величине добавленной стоимости, создаваемых в различных отраслях и секторах экономики, ведет Росстат.

V. Метод регрессионного анализа позволяет количественно описать зависимость между исследуемой переменной (зависимой) и одной или несколькими независимыми переменными, так наличие данных по налоговым поступлениям, налоговой базе и численности населения в разрезе региона позволяет проследить зависимость между объемом бюджетных доходов, собранных на территории, и факторами, которые прямо или косвенно влияют на размер налоговых поступлений регионального бюджета.
Таким образом, налоговый потенциал — объективная оценка доходов, которые могут быть собраны на территории региона в планируемом году исходя из реальной обеспеченности налоговой базой; это прогноз доходов, рассчитанный в целях межбюджетного регулирования. Чтобы у региональных властей не возникало отрицательных стимулов, толкающих их к снижению мобилизации доходов в бюджет, оценка налогового потенциала должна быть по возможности свободной от влияния принимаемых на региональном уровне налоговых решений и мер по обеспечению собираемости налогов.
 
 
 


Глава 2. Социально-экономическое положение Татарстана

2.1. Основные показатели социально-экономического развития экономики

Население
     В Татарстане проживает около 3,8 млн. человек (2,6% общей численности населения РФ). Большая часть населения республики - около 74% проживает в городах и поселках городского типа.  В демографической ситуации за 2009 год в республике отмечалась положительная тенденция. Темпы роста коэффициента рождаемости (109,3%) опережают темпы роста коэффициента смертности (100,8%), что определило снижение на 40,9% уровня естественной убыли населения. Численность постоянного населения в 2009 году составила в Татарстане 3768,6 тыс. человек.  Число, занятых в экономике,  также растет с каждым годом (рис.2.1)
     Рисунок 2.1- Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс.человек
     
     Как видно на рис.2.1 в 2009 г в экономике было задействовано 1996 тыс.человек. Несмотря на кризис 2007 года, тенденция роста сохранилась.
     Среднедушевые денежные доходы (в месяц) увеличивались  с 2000 г по 2004 г  в среднем на 900 руб., а с 2005 г по 2009 г – на 2000 руб. Объем валового регионального продукта увеличился в 2,5 раза с 2000 по 2005гг.  Причем темпы его роста в Татарстане в 2005 году оказались выше, чем рост ВВП России. По предварительной оценке, ВРП в 2005  году достиг 510 млрд рублей и увеличился по сравнению с 2004 годом на семь процентов. Объем ВРП на душу населения составил 135,5 тыс. рублей, превысив среднероссийский показатель на 5 %. По объему промышленного производства, который в 2005 году составил 484 млрд рублей, Татарстан занимает первое место среди регионов Приволжского федерального округа и пятое по стране.
     В 2008 году валовой региональный продукт (ВРП) вырос в сопоставимых измерениях на 7,1% и составил 930 млрд. руб. В январе-июле 2010 года валовой региональный продукт вырос на 6% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2009 года и составил 571,7 млрд. рублей. В 2010 году валовой региональный продукт республики, по оценке, увеличится в сопоставимых ценах на 4,5% к уровню предыдущего года и составит 965 млрд. рублей.
Основные  отрасли экономики
     Основу  экономики Республики Татарстан  составляют промышленность и сельское хозяйство. Наибольший удельный вес  в структуре производства валового регионального продукта традиционно  занимает промышленность (около 40%).
     В 2010 году в республике добыто 32,4 млн.тонн нефти. В 2008 году нефтяными компаниями было добыто 32,2 млн. тонн нефти, из них около 25,8 млн. тонн - ОАО "Татнефть". По сравнению с 2007 годом объемы добычи выросли на 1%. Рассмотрим динамику добычи нефти.(рис 2.2)
 
 
 
 
 
 
Рисунок  2.2 - Добыча нефти, тысяч тонн
                 
Как видно, на рис.2.2 Добыча нефти увеличивается с каждым годом. Это связано с тем, что возрастает потребность в нефтепродуктах и стоимость нефти растет с каждым годом.
     Объем промышленного производства в республике за 2010 год составил 1 трлн. 44 млрд. рублей.  По итогам 2009 года сальдированный финансовый результат предприятий промышленности составил 90 млрд. рублей, что на 12% выше уровня 2008 года. Максимальный положительный финансовый результат демонстрируют предприятия по добыче полезных ископаемых – 83 млрд. рублей. Доля Татарстана в общероссийском объеме производства можно пронаблюдать на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 - Доля Татарстана в общероссийском объеме производства, %
     
     В структуре промышленности (рис.2.4) обрабатывающие производства по итогам 2009 года составили 57,9% объема, добыча полезных ископаемых 33,1%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 9%.
     Рисунок 2.4 - Структура промышленности, %
     
     Наибольший  вклад в объеме отгруженной продукции обрабатывающих производствах (рис.2.5) традиционно принадлежит производству транспортных средств и оборудования (21,2%), химическому производству (20,6%), производству нефтепродуктов (16,2%) и производству пищевых продуктов (12,3%).
     Рисунок 2.5 - Структура обрабатывающих производств, %
     
 
     Объем инвестиций в основной капитал в  промышленности Татарстана по итогам 2009 года составил 145 млрд. рублей, что  на 11% выше уровня 2008 года. Основная доля инвестиций приходится на «Татнефть», группу компаний «ТАИФ», компании энергетического комплекса, «КАМАЗ».
     Аграрный  сектор представляет собой крупную  сферу народного хозяйства и  играет важную роль в экономике Республики Татарстан. Развитие АПК было и остается одним из приоритетов экономической политики руководства Татарстана, отрасли оказывается значительная государственная поддержка. С 2000 года идет стабильный рост производства продукции растениеводства и животноводства.
     Республика  входит в тройку лидеров среди  регионов России по объему валовой сельскохозяйственной продукции и полностью удовлетворяет потребности населения в основных продуктах питания. В Татарстане самый дешевый минимальный набор продуктов питания не только в Приволжском федеральном округе, но и по стране в целом.
     В сельскохозяйственном производстве Республика Татарстан специализируется на выращивании зерновых культур, сахарной свеклы и картофеля, а также на производстве мяса, молока и яиц. Доля Татарстана в российском объеме производства продукции сельского хозяйства составляет более 5%. В структуре производства по итогам 2009 года 51% составила продукция животноводства и 49% – растениеводства.
     Объем продукции сельского хозяйства  всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, население, крестьянские (фермерские) хозяйства) составил 119,1 млрд. рублей, или 100,1% в сопоставимых ценах к уровню 2008 г. В 2009 г. на долю хозяйств населения приходилось 42,1% продукции сельского хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств – 4,8%, сельскохозяйственных организаций – 53,1%.
     Общая земельная площадь республики составляет 6,8 млн.га, в т.ч. сельхозугодий - 4,5 млн.га, из них 3,5 млн.га пашни. Численность  населения проживающего в сельской местности - 943,5 тыс.чел. В 2009 году объем  продукции сельского хозяйства  всех категорий сельхозпроизводителей составил 119,1 млрд.руб. (101,5% к уровню 2008 года). Собрано 4,8 млн.тн зерна и на одного жителя в республике приходится около 1,3 тонн зерна, что превышает общепринятый мировой стандарт. Собрано 1,9 млн.тн картофеля, свыше 1,5 млн.тн сахарной свеклы, 305 тыс.тн овощей.
     Развитое  и стабильное земледелие - основа эффективного и полноценного животноводства. Татарстан  отличается значительным потенциалом  животноводства. Имея высокий уровень  плотности поголовья скота и  птицы, республика наращивает свой вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны. В хозяйствах всех категорий насчитывается 1122 тыс.голов крупного рогатого скота, в т.ч. 424 тыс.коров, 701 тыс.голов свиней, 393 тыс.голов овец и коз, 13,1 млн. голов птицы.
     В 2009 году было произведено (во всех категориях сельхозпроизводителей) молока 1911 тыс.тн (104,9% к уровню 2008 года) и на долю республики приходится более 5,9% молока производимого в России, скота и птицы на убой (в жив.весе) - 413 тыс.тн (105,6% к 2008г.). В целом же, имея 2,3% сельхозугодий страны республика производит 4,8% ее сельхозпродукции.
     По  оценке Министерства экономики РТ, валовой региональный продукт на 1 занятого в экономике в 2009 году составил 480,3 тыс. рублей и 232,9 тыс. руб. на душу населения. Основной объем добавленной стоимости сформирован предприятиями добычи полезных ископаемых – 39,7%, предприятиями обрабатывающих производств – 21,4%, организациями транспорта и связи – 9,3%, организациями, осуществляющими операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг – 8,6%.
     В Республике Татарстан в 2009 году среднедушевые  денежные доходы населения составили  около 15,5 тыс. рублей. Среднемесячная заработная плата в промышленности в 2009 году составила 16 тысяч 900 рублей.

2.2 Внешнеэкономическая деятельность Республики Татарстан

     Торгово-экономические  связи Татарстана с зарубежными  странами и регионами Российской Федерации имеют большое значение для его экономики. Одними из главных факторов увеличения объемов экспорта и внешнего торгового оборота РТ по-прежнему являются: высокий уровень спроса на сырьевые товары на внешних рынках (прежде всего, на нефть и нефтепродукты), а также рост объемов экспортных поставок продукции высокой степени переработки (машино-технической продукции, пластмасс, каучуков, шин и др.). По объемам экспортных поставок Республика Татарстан на протяжении последних трех лет входит в пятерку лидеров среди регионов Российской Федерации и занимает 1-е место в Приволжском федеральном округе Российской Федерации. Основные показатели внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан приведены в таблице 2.1.
     Таблица 2.1 - Основные показатели внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан 2008-2009 гг.
  2008г 2009г 2009г в % к  2008
Внешнеторговый  оборот, млн.долларов США
Всего, в том числе: 21 373,4 13 454,7 63,0
Экспорт Импорт
18 445,8 2 927,6
11 748,6 1 706,1
63,7 58,3
Со  странами вне СНГ,  в  том числе:
18 490,9 11 416,0 61,7
Экспорт 16 071,1 10 008,2 62,3
Импорт 2 419,8 1 407,8 58,2
Со  странами СНГ, в том  числе:
экспорт
 
2 882,5 2 374,7
 
2 038,7 1 740,4
 
70,7 73,3
импорт 507,8 298,3 58,7
Объем услуг во внешнеэкономической деятельности, млн. долларов США
Всего, в том числе: 181,1 130,2 71,9
экспорт 47,1 23,6 50,2
импорт 134,0 106,6 79,5
 
Как видно  из таблицы 2.1, показатели 2009г почти вдвое снизились по сранению с 2008 г. 
       Внешнеторговый оборот Республики Татарстан в январе-декабре 2010г. (в фактически действовавших ценах) составил 18758,5 млн. долларов США и увеличился по сравнению с январем-декабрем 2009г. на 39,0%. В январе-декабре 2010г. экспортировано товаров на сумму 16257,9 млн. долларов, что на 38,4% больше, чем в январе-декабре 2009г. Импорт увеличился за тот же период на 43,5%, составив 2500,6 млн. долларов. В структуре внешнеторгового оборота на долю экспорта приходилось 86,7%, импорта – 13,3%.
     В январе-декабре 2010г. в географической структуре (рис.2.6) внешнеторгового оборота Республики Татарстан (Рисунок )на долю стран дальнего зарубежья приходилось 89,3% (в январе-декабре 2009г. – 84,6%). При этом их доля в объеме экспорта увеличилась на 4,6 процентных пункта, составив 89,8%, в объеме импорта - возросла на 5,1 процентных пункта, составив 85,9%.
     Рисунок 2.6 - Географическая структура внешнеторгового оборота Республики Татарстан, в процентах к итогу
     Январь-декабрь 2009 г.    Январь-декабрь 2010 г.
     
 
 
 
 
 
 
 
 
     С основными торговыми партнерами Татарстана внешнеторговый оборот традиционно формируется в основном за счет поставок республиканской нефти, нефтепродуктов, органических химсоединений, грузовых автомобилей, летательных аппаратов, а также импортных поставок машинотехнической продукции.
     Одним из показателей внешнеэкономической  деятельности являются иностранные  инвестиции. Республика Татарстан является одним из наиболее привлекательных регионов России для инвестиций. Инвестиции на душу населения в Татарстане превышают среднее значение по России вдвое, республика входит в десятку российских регионов по различным характеристикам, включая политическую стабильность и стабильно низкий инвестиционный риск. Иностранные инвестиции поступили из 27 стран. Наиболее активными странами-инвесторами являлись Франция - доля в общем объеме поступивших иностранных инвестиций составила 43,4%, Кипр - 27,4% и Германия - 6,6%. Рассмотрим поступление иностранных инвестиций в Республику Татарстан.(рис.2.7)
     Рисунок 2.7 – Иностранные инвестиции на душу населения, доллары

           Резкий скачок объема инвестиций  наблюдается с 2006 г.  
        По состоянию на 1 января 2010 года накопленный иностранный капитал в экономике Республики Татарстан составил около 5,8 млрд. долларов США. Доля прямых инвестиций составила 7,1% от общего объема привлеченных в 2009 г. средств, портфельных – 5,6%, а наибольший удельный вес пришелся на прочие инвестиции – 87,3%.  Основным инвестором Республики Татарстан по итогам 2009 года являлся Люксембург - 1,14 млрд. долл. В 2009 году в инвестировании в республику активное участие принимали также Франция – 541 млн. долл., Германия – 289,7 млн. долл. и Нидерланды – 150 млн. долл. Рассмотрим объем поступивших инвестиций в 2009 г.

Рисунок 2.8 – Объем инвестиций, поступивших в Татарстан в 2009 г.
 
 
         По итогам 2009 года 77,8% поступивших иностранных инвестиций было направлено в операции с недвижимым имуществом, 18,4% - в добычу полезных ископаемых, 3,3% - в обрабатывающие производства. Для сравнения, по итогам 2008 года 44,3% поступивших иностранных инвестиций было направлено в строительство, 28% - в обрабатывающие производства, 26,1% - в операции с недвижимым имуществом.
 
 


Глава 3. Налоговый потенциал Республики Татарстан

3.1 Бюджет Татарстана

      По данным Минфина Республики Татарстан, консолидированный бюджет Республики Татарстан (таблица 3.1.) в январе-ноябре 2010г. исполнен по доходам в сумме 154940,8 млн. рублей, по расходам – 161473,4 млн. рублей. Объемы аккумулированных в бюджетной системе Республики Татарстан финансовых ресурсов и произведенных расходов отражены в таблице.
     В структуре доходов  консолидированного бюджета в январе-ноябре 2010г. по сравнению с соответствующим периодом 2009г. поступление налога на прибыль возросло в 1,6 раза, налога на доходы с физических лиц увеличилось на 11,8%. Доля трех налогов в структуре доходов консолидированного бюджета Республики Татарстан в январе-ноябре 2010г. составила 47,7% (в январе-ноябре 2009г. – 44,1%).
     В структуре расходов консолидированного бюджета на развитие национальной экономики в январе-ноябре 2010г. было направлено средств на 80,4% больше, чем в январе-ноябре 2009г., сумма расходов на образование увеличилась на 8,3%, расходы на развитие здравоохранения и спорта уменьшились на 34,5%.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Таблица 3.1 – Консолидированный бюджет Республики Татарстан
  Январь-ноябрь 2010г. Справочно январь-ноябрь 2009 г.
Млн.руб в % к итогу Млн.руб в % к итогу
Доходы  из них: 154940,8 100 124125,5 100
Налог на прибыль 33861,7 21,9 21126,3 17,0
НДФЛ 30526,3 19,7 27296,1 22,0
Акцизы 9470,3 6,1 6345,8 5,1
Расходы из них: 161473,4 100 123947,7 100
Национальная  экономика 60716,4 37,6 33649,7 27,1
Жилищно-коммунальное хозяйство 11853,3 7,3 13722,6 11,1
Охрана  окружающей среды 255,5 0,2 268,2 0,2
Образование 25425.4 15,7 23478,3 18,9
Здравоохранение и спорт 9382,8 5,8 14322,6 11,6
Социальная  политика 25794,9 16,0 13518,4 10,9
Культура,кинематография и средства массовой информации 4681,8 2,9 3325,7 2,7
 
       В доходах бюджета РТ значительный удельный вес занимают налоговые доходы. Но удельный вес их в последние годы сократился с 67,0% в 2008 г. до 45,57% на 2010 г. В налоговых доходах по плану в 2010 год 18,24% занимает налог на прибыль; 8,59% платежи за пользование природными ресурсами; 3,53% налог на имущество предприятий; 6,43% налог на доходы физических лиц. Значительный удельный вес в доходах бюджета РТ занимал НДС. С 2001 года НДС полностью зачисляется в федеральный бюджет.
       Несмотря  на то, что в 2010 году в сравнении с 2009-м более чем в два раза сократятся поступления из федерального бюджета, бюджет Республики Татарстан (за счет ожидаемого роста поступлений по собственным доходам) на 2010 год утвержден почти на уровне плана бюджета 2009 года. Исходя из обозначенных параметров, бюджет Республики Татарстан по доходам составит 49,2 млрд. рублей, по расходам - 51 млрд. рублей, дефицит в размере 1,8 млрд. рублей. В масштабе консолидированного бюджета доходы прогнозируются в сумме 60,4 млрд. рублей, расходы - 63 млрд. рублей, дефицит - 2,6 млрд, рублей.
       Рассмотрим  поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет Республики Татарстан (рис.3.1)
       Рисунок 3.1. - Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет Республики Татарстан за 2006-2010 гг.
       
 
 
 
 
 
        На рис.3.1 .видно, что налоговые поступления увеличиваются с каждым годом, но в 2010 г они снизились на 26800 млн.руб. Это связано с тем, что республика получает основные доходы от нефтяной отрасли. Во многом бюджет зависит от цен на нефть. И как видно на рис.3.2 цена в 2008 г возросла, поэтому налоговые доходы в 2009 увеличились по сравнению с 2008 г на  130,5%. Однако, в 2009 произошел резкий спад цены на нефть, которая снизилась почти в 4,5р. Следовательно, уменьшились и налоговые поступления в 2010 г.
        Налоговыми органами  на территории Республики Татарстан  за 2010 год собрано в бюджеты  всех уровней -  211,7  млрд. руб. (без  единого социального налога).
        В федеральный бюджет за 2010 год поступило 107,5 млрд. рублей, консолидированный бюджет Республики Татарстан – 104,6  млрд. рублей, в том числе в республиканский бюджет –  83,2 млрд. рублей (включая консолидированные в бюджете фонды), местные бюджеты – 21,4 млрд. рублей.
 
 
 
 
 
        Рисунок 3.2. – Цены на нефть в 1996-2010гг, доллары
        
        Поступление налога на доходы физических лиц за 2010  год  составило 35,6  млрд. рублей, это    34 % от общего объема налоговых поступлений  в консолидированный бюджет Республики Татарстан. Поступление  налога на прибыль организаций за 2010 год составило 43,9  млрд. рублей, это  20,7% от общего объема поступления в бюджеты всех уровней. Поступление налога на добавленную стоимость (НДС) за 2010 год составило 15,9 млрд. рублей, это 7,5   % от общего объема поступления в бюджеты всех уровней. Поступление акцизов за   2010 год составило 11,3 млрд. рублей, это 5,3 % от общего объема поступлений в бюджеты всех уровней. Платежи за пользование природными ресурсами  за 2010 год составили – 85,0  млрд. рублей.
  Поступление налога на добычу полезных ископаемых  за 2010 год составило 84,9 млрд. рублей, это 40  % от общего объема поступлений  в бюджеты всех уровней.
 

     

3.2. Расчет налогового  потенциала

     Индикатором состояния налоговой сферы является налоговый потенциал. Но прежде чем перейти к его рассмотрению, необходимо проследить тенденции налоговых поступлений и оценить их характер. Как видно из таблицы 3.2 объем поступлений налоговых доходов в рассматриваемый период растет из года в год до 2009 г. Однако рост объемного показателя не позволяет в полной мере оценить ситуацию с поступлением налогов. Для этого необходимо определить темпы роста поступлений за текущий период по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Такое сопоставление позволяет заметить тенденцию к снижению их роста в анализируемом периоде. Так, если в 2007 году темп роста поступлений составлял 112,7 %, то в 2010  году – лишь 79,6 %. Из этого можно сделать вывод о том, что объем налоговых поступлений растет, но темпы их роста из года в год заметно варьируются.
      Таблица 3.2. – Динамика темпов роста поступлений налогов и сборов
Показатели
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.