На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Ответы на вопросы по "Психологии"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 25.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


БИЛЕТ 1 
 

  Слово "психология", образовано от греческих слов psyche - душа психика и logos - знание, осмысление, изучение, наука
  .Психология  и очень старая и совсем  еще молодая наука, писал один  из основателей советской психологии  Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) - Она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. 

   В истории  психологии выделяют два больших  периода. Первый, когда психологические  знания развивались в недрах  философии, 

   И второй. Когда психология развивалась как самостоятельная наука (с середины XiX века до н.в.)» 

  Донаучная  психология  Это психология, которую  народ создает еще до психологов. Источником знаний о психике  в донаучной психологии выступают  личный и общественный опыт. 

  Философская  психология возникает в VII—VI вв. до н.э. Она представляет собой знания о психике, полученные с помощью умозрительных рассуждений.  

  Из-за отсутствия  специальных методов исследования  иналичия мифотворческого элемента  она еще очень близка к донаучной  психологии. 

  Научная  психология возникла относительно  недавно. Во второй половине XIX в. она выделяется из философии  и становится самостоятельной  научной дисциплиной. Она обретает  свой научный предмет, начинает  использовать специальные методы. Основателем научной психологии принято считать немецкого физиолога и философа В. Вундта (1832—1920).
   Именно  он открыл в 1879 г. в Лейпциге  первую лабораторию для экспериментального  исследования психических явлений.  Поэтому 1879 г. условно считается  «годом рождения» психологии как самостоятельной научной дисциплины.
    

предметомизучения психологии является Прежде всего психика  человека и животных, включающая в  себя многие субъективные явления. С  помощью одних, таких, например, как  ощущения и восприятие, внимание и  память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. 

  Современная  психология представляет собой  не единую науку, а целый  комплекс научных дисциплин, многие  из которых претендуют на то, чтобы считаться самостоятельными науками. 
 
 

  БИЛЕТ 2 

  Метод это  способ познания чего-либо: психического  процесса, деятельности, качеств личности  и прочих, необходимых для психолога  аспектов изучения человека. В  психологии существует весьма  большое количество методов и отдельных разновидностей. 

       Основные методы: 

  Наблюдение. Исследователь просто наблюдает,  не изменяя ход ситуации. Отличается  множеством разновидностей: открытое  или скрытое, включенное или  невключенное, лабораторное или  естественное и так далее. 

  Эксперимент.  В этом случае исследователь  вмешивается в ситуацию. Он может  создать определенные условия  для эксперимента или окружить  испытуемого специальной аппаратурой.  А может включать испытуемого  в деятельность незаметно для  него самого. 

  Тест кратковременное задание. По итогам выполнения можно судить об уровне имеющихся знаний. 

  Так как  целью науки является постижение  истины, а способом  постижения
истины  является  научное  исследование,  то  психологическое   исследование
является важнейшей, неотложной частью методологии.
      Психология, как и каждая наука,  пользуется  целой  системой  различных
частных методов  или  методик.
   Все   методы  современной  науки   делятся  на
теоретические и эмпирические. Деление это весьма условное.
     При  проведении
теоретического  исследования ученый имеет дело не с самой  реальностью,  а  с
ее мысленной  репрезентацией –  представление  в  форме  умственных  образов,
формул, пространственно-динамических моделей, схем и т.д.
      Эмпирическое  исследование  проводится   для   проверки   правильности
теоретических построений.  К  общенаучным  эмпирическим  методам  относятся:
наблюдение, эксперимент, измерение. 

  Методы психологии  — это путь научного исследования  или способ познания какой-либо  реальности. По своему составу метод в психологии представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. Так, метод интроспекции включает одну совокупность операций, а метод эксперимента — совершенно иную. 

  Учение о  методе психологии составляет  особую область знания — методологию,  которая определяется как система  принципов и способов организации,  построения теоретической и практической  деятельности, а также как учение  об этой системе.
  Методология  равно относится и к теоретической, и к практической деятельности человека. С этой точки зрения существуют методология юридической деятельности, методология юридической науки и т. п. Методология учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат; исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания, законы его функционирования и изменения, объяснительные схемы науки и т. п 
 
 

 БИЛЕТ 3 

 Этапы развития  психологии: 

  1) донаучный  — до VII—VI вв. до н.э. Нет научных исследований психики. Представления о душе на основе мифов, легенд, сказаний, религиозных обычаев; 

  2) научный  — рубеж VII-VI вв. до н.э. Влияние  философии на психологию. Душа  — источник активности тела, обладает  функциями познания и регуляции  поведения. Нет специальных методов исследования. Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности души; 

  3) ассоцианистическая  психология — конец XVIII — начало XIX вв. Предмет психологии — сознание, состоящее из ощущений, чувств, представлений. Первая психологическая школа, концепции об адаптационной функции психики, теория рефлекса; 

  4) экспериментальная  психология — середина XIX — начало XX вв. Первые симптомы методологического  кризиса; 

  5) 10-30-е гг. XX в. Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы. Делится на несколько предметов: элементы психики (структурализм), функции психики (функционализм), поведение, структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология). Психоанализ и проективные методы; 

  6) 1940-1960 гг. Развитие  психологических школ. Гуманистическая  психология — акцент на внутренний  мир человека, его сущность. В  центре внимания — интеллект  человека. Появляются опросники;
7) современная психология — вторая половина XX в. Совершенствование экспериментальных методов исследования психики.
  

 БИЛЕТ 4 

. 

  Культурно-историческая  теория на общепсихологическом  уровне и с иных методологических  позиций выдвинула проблематику, к которой обратились и другие направления.
  Для проверки  основных положений культурно-исторической  теории Л.С. Выготским с сотрудниками  была разработана 'методика двойной  стимуляции', с помощью которой  моделировался процесс знакового  опосредствования, прослеживался механизм 'вращивания' знаков в структуру психических функций - внимания, памяти, мышления. Одним из важных понятий является важное для теории обучения положение о 'зоне ближайшего развития' - периоде времени, в котором происходит переструктурирование психической функции ребенка под влиянием интериоризации структуры совместной со взрослым, знаково опосредствованной деятельности. 

  В настоящее  время обращение к культурно-исторической  теории связано с анализом  процессов общения, с изучением  диалогического характера ряда когнитивных, связанных с познанием, процессов, с использованием в психологии аппарата структурно-семиотических исследований. 
 
 

 БИЛЕТ 5 

  На смену  эмпирической психологии в ХХ  в. пришло новое направление  пытавшееся построить психологию  уже не на идеалистической, а на материалистической основе. Таким направлением в американской психологии явился бихевиоризм, или "наука о поведении" (от английского "бихевиор" - поведение)
  .Бихевиористы  утверждали, что наука должна  изучать свой предмет исключительно объективными (направленными на познание внешних объектов и явлений, а не внутренних субъективных переживаний) методами, как единственно научными, т. е. с помощью объективного наблюдения и объективного эксперимента. Но в таком случае предметом психологии не могут быть психические процессы, поскольку их нельзя наблюдать объективно, с помощью внешних органов чувств. 

  Предметом  психологии должно быть поведение  человека, под которым бихевиористы  понимали действия и поступки, доступные внешнему наблюдению. То, как человек ходит, сидит, как он совершает те или иные действия, как он говорит, какова мимика его лица, т. е. все то, что доступно внешнему наблюдению с помощью органов чувств, и должна, по мнению бихевиористов, изучать психология, построенная на материалистических началах. 

   В те  же годы, когда в Соединенных  Штатах вспыхнул бихевиористский  "бунт" против психологии сознания, в Германии другая группа молодых  исследователей отвергла психологический  "истеблишмент" с не меньшей  решительностью, чем Уотсон. Эта группа стала ядром новой научной школы, выступившей под названием гештальт-психологии (от нем. Gestalt – форма, структура).  

  Ядро образовал  триумвират, в который входили  Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг  Келер (1887-1967) и Курт Коффка (1886-1941). Они встретились в 1910 году во Франкфурте-на-Майне в Психологическом институте, где Вертгеймер искал экспериментально ответ на вопрос о том, как строится образ восприятия видимых движений, а Келер и Коффка были не только испытуемыми, но и участниками обсуждения результатов опытов. В этих дискуссиях зарождались идеи нового направления психологических исследований. 

  Психоана?лиз  (нем. Psychoanalyse) — комплекс психологических  теорий и методов психотерапии, выдвинутых Зигмундом Фрейдом  в начале XX века. Этот метод получил широкое распространение в Европе (с начала XX века), США (с середины XX века) и Латинской Америке (со второй половины XX века). Впоследствии идеи З.Фрейда были развиты такими психологами как А.Адлер и К.Юнг. 

  Психоанализ  был предложен Фрейдом, как научная теория о психике человека. В настоящее время научный статус психоанализа является предметом споров[1][2]: одни исследователи утверждают, что он научен, другие ставят научную состоятельность под сомнение[1], некоторые даже причисляют его к псевдонауке[3][4]. При этом в XX веке психоанализ получил распространение в философии, гуманитарных науках, литературной и художественной критике как дискурс, метод интерпретации и философская концепция[5][6]. 

  Большое  влияние оказал персонализм и  на возникшую в середине XX века гуманистическую психологию.Центром этого направления стали США, а лидирующими фигурами - К.Роджерс, Р.Мэй, А.Маслоу, Г.Олпорт.  

  Гуманистическая  психология, появившаяся как на  правление, альтернативное психологическим  школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития. Основные положения нового направления - гуманистической школы психологии личности, которая и является в настоящее время одной из наиболее значительных психологических школ, сформулировал Гордон Олпорт. 

  Абрахам  Маслоу (1908-1970) окончил Висконсинский  университет, получив степень  доктора психологических наук  в 1934 году. Его собственная теория, которую ученый выработал к  50-м годам XX века, появилась на основе детального знакомства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период (как и сама идея о необходимости формирования третьего пути, третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму).  

  В 1951 году  Маслоу приглашают в Бренденский  университет, где он занимает  пост председателя психологического  отделения почти до самой смерти. Последние годы жизни он также  был и президентом Американской  психологической ассоциации.  

  Говоря о  необходимости формирования нового подхода к пониманию психики, Маслоу подчерки вал, что он не отвергает старые подходы и старые школы, не является антибихевиористом или антипсихоаналитиком, но является антидоктринером, т.е. выступает против абсолютизации их опыта.  

  Одним из  самых больших недостатков психоанализа, с его точки зрения, является  не столько стремление принизить  роль сознания, сколько тенденция  рассматривать психическое развитие  с точки зрения адаптации организма  к окружающей среде, стремления  к равновесию со средой. Как и Олпорт, он считал, что такое равновесие является смертью для личности. Равновесие, укорененность в среде отрицательно влияют на стремление к самоактуализации, которое и делает человека личностью. 

  Абрахам  Маслоу (1908-1970) окончил Висконсинский университет, получив степень доктора психологических наук в 1934 году. Его собственная теория, которую ученый выработал к 50-м годам XX века, появилась на основе детального знакомства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период (как и сама идея о необходимости формирования третьего пути, третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму).  

  В 1951 году  Маслоу приглашают в Бренденский  университет, где он занимает  пост председателя психологического отделения почти до самой смерти. Последние годы жизни он также был и президентом Американской психологической ассоциации.  

  Говоря о  необходимости формирования нового  подхода к пониманию психики,  Маслоу подчерки вал, что он  не отвергает старые подходы и старые школы, не является антибихевиористом или антипсихоаналитиком, но является антидоктринером, т.е. выступает против абсолютизации их опыта.  

  Одним из  самых больших недостатков психоанализа, с его точки зрения, является  не столько стремление принизить роль сознания, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде, стремления к равновесию со средой. Как и Олпорт, он считал, что такое равновесие является смертью для личности. Равновесие, укорененность в среде отрицательно влияют на стремление к самоактуализации, которое и делает человека личностью. 

 Абрахам Маслоу (1908-1970) окончил Висконсинский университет,  получив степень доктора психологических  наук в 1934 году. Его собственная теория, которую ученый выработал к 50-м годам XX века, появилась на основе детального знакомства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период (как и сама идея о необходимости формирования третьего пути, третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму).  

  В 1951 году  Маслоу приглашают в Бренденский  университет, где он занимает  пост председателя психологического  отделения почти до самой смерти. Последние годы жизни он также  был и президентом Американской психологической ассоциации.  

  Говоря о  необходимости формирования нового  подхода к пониманию психики,  Маслоу подчерки вал, что он  не отвергает старые подходы  и старые школы, не является  антибихевиористом или антипсихоаналитиком,  но является антидоктринером, т.е. выступает против абсолютизации их опыта.  

  Одним из  самых больших недостатков психоанализа, с его точки зрения, является  не столько стремление принизить  роль сознания, сколько тенденция  рассматривать психическое развитие  с точки зрения адаптации организма к окружающей среде, стремления к равновесию со средой. Как и Олпорт, он считал, что такое равновесие является смертью для личности. Равновесие, укорененность в среде отрицательно влияют на стремление к самоактуализации, которое и делает человека личностью. 

  Абрахам  Маслоу (1908-1970) окончил Висконсинский  университет, получив степень  доктора психологических наук  в 1934 году. Его собственная теория, которую ученый выработал к  50-м годам XX века, появилась на  основе детального знакомства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период (как и сама идея о необходимости формирования третьего пути, третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму).  

  В 1951 году  Маслоу приглашают в Бренденский университет, где он занимает пост председателя психологического отделения почти до самой смерти. Последние годы жизни он также был и президентом Американской психологической ассоциации.  

  Говоря о  необходимости формирования нового  подхода к пониманию психики, Маслоу подчерки вал, что он не отвергает старые подходы и старые школы, не является антибихевиористом или антипсихоаналитиком, но является антидоктринером, т.е. выступает против абсолютизации их опыта.  

  Одним из  самых больших недостатков психоанализа, с его точки зрения, является не столько стремление принизить роль сознания, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде, стремления к равновесию со средой. Как и Олпорт, он считал, что такое равновесие является смертью для личности. Равновесие, укорененность в среде отрицательно влияют на стремление к самоактуализации, которое и делает человека личностью. 

   Когнитивизм  - это редукционистский методологический  принцип, согласно которому сознание (дух, психика) в целом и во всех своих проявлениях (включая и такие духовные феномены, как цели, идеалы, интересы, эмоции и пр.), может быть целиком сведено к знанию и познанию.
  В гуманитарных  исследованиях когнитивистский  подход проявляется в использовании эпистемологических концептов (истина, эмпирия, теория, доказательство и т.д.) для постановки и решения ценностных (этических, эстетических, прагматических и др.) проблем без учета их некогнитивной специфики.
   Когнитивизм  наложил печать на всю историю гуманитарно-философской мысли, он доминирует в этой сфере и сейчас, несмотря на критику его со стороны многих видных философов-аналитиков, называющих себя "нонкогнитивистами 
 
 

 БИЛЕТ 6 

  Деятельностный  подход в психологии — совокупность теоретико-методологических и конкретноэмпирических исследований, в которых психика и сознание, их развитие и формирование изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей Д. п. рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешнепрактических ее форм. Предпосылки Д. п. складывались в отечественной психологии в 20-е гг. XX в. Ими стали:
 необходимость  новой методологической ориентации  психологической науки, способной  вывести психологию из кризиса, начавшегося в 10 — 20-е гг.;
  сдвиг тематики  отечественной психологии с лабораторных  исследований сознания и поведения  на анализ различных форм   трудовой деятельности;
исторически обусловленное  обращение психологов к философии  марксизма, в которой категория деятельности — одна из центральных. 

  В структуре  деятельности прежде всего выделяют  цели и мотивы. Цель — это  то, ради чего действует человек,  а мотив — это то, почему  действует человек.  
 

  У каждого  есть на это какие-то свои  собственные, побудительные причины, мотивы.  
 

  Обычно деятельность  человека обусловливается не  каким-нибудь одним мотивом и  одной целью, а целой системой  целей и мотивов — ближайших,  более отдаленных и общих. Важно,  чтобы человек видел не только  ближайшие, но и отдаленные перспективы, цели — это придает силы для преодоления препятствий 
 
 

  БИЛЕТ 7 

  Понятие  о психике и ее эволюции  Понятие о психике Психология  — наука, изучающая психику  человека. Под психикой разумеются  наши чувства, представления,  мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также интересы и способности человека, его темперамент и характер. Как протекают процессы восприятия, чувства, волевые процессы? 

  Каковы законы  памяти, воображения, мышления? Как развиваются способности и формируется характер человека? Вот вопросы, которыми занимается психология. Человек является членом общества, и поэтому его психические свойства формируются под решающим влиянием общественных условий жизни. Именно в зависимости от условий жизни и деятельности человека в обществе развивается его психика, сознание. « Сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди» (Маркс). 

  Классики  марксизма-ленинизма — Маркс  и Энгельс, Ленин и Сталин — указывают, что источником ощущений, представлений, мыслей является внешний, материальный мир, а психика, сознание человека, является отображением окружающего мира. Психика есть одно из свойств материи, возникшее в процессе её развития. Неорганическая материя не обладает этим свойством, она не ощущает и не мыслит; и в пределах органического 
 
 

  БИЛЕТ 8 

"Сознание, - писал В. Вундт, - заключается лишь  в том, что мы вообще находим  в себе какие бы то ни  было психические состояния".
   Сознание психологически представляет собой, с этой точки зрения, как бы внутреннее свечение, которое бывает ярким или помраченным, или даже угасает совсем, как, например, при глубоком обмороке (Ледд). Поэтому оно может иметь только чисто формальные свойства; их и выражают так называемые психологические законы сознания: единства, непрерывности, узости и т.д. Здесь я хочу попытаться сделать свой набросок структурного определения сознания. Впервые такой взгляд на сознание последовательно провел Фрейд, в психиатрии он оказался необычайно эвристически ценным.
   В современной  философии (по крайней мере  в некоторых ее направлениях) этот взгляд,насколько я знаю, является очень популярным.
   Сознание - сложная структура, состоящая  из некоторого (конечного или  бесконечного - пока не ясно) числа автономных частей, которые в одно время могут действовать как единое целое, а в другое время могут существовать автономно, при этом некоторые части или группы частей более активны, а другие менее.
   Принцип  единства сознания и деятельности является одним из основополагающих принципов советской психологии. Впервые он был сформулирован С. Л. Рубинштейном в 1933 году: "...Психические свойства личности и ее поведение, сознание и деятельность человека включаются как звенья, как стороны в единый процесс, в котором причина и следствие непрерывно меняются местами. Таков для нас подлинный смысл положения о единстве сознания и деятельности" Сознание - многомерная реальность, исторически развивается, поэтому ее можно рассматривать в разных аспектах.
  Во-первых, сознание  является продуктом социального  образа бытия человека - деятельности  и рассматривать ее следует  через раскрытие сути этой  деятельности.
  Во-вторых, сознание - это высшая форма отражения,  сущность и специфику которого  раскрывают через эволюцию форм отражения в живой природе.
  В-третьих,  сознание - не только продукт деятельности (особенно трудовой), но и общение,  социального взаимодействия, предполагает  познание сущности сознания через  диалектику труда, общения и  речи. 
 
 

  БИЛЕТ 9 

  Кроме сознания, у человека есть и бессознательное.  Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые  по своему действию на поведение  похожи на осознаваемые психические,  но актуально человеком не  рефлексируются, т.е. не осознаются. 

Сознание —  единство субъективного и объективного. Отсюда становится ясным истинное взаимоотношение  сознательного и бессознательного, которое разрешает парадокс бессознательной  психики. 

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, про-приоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах. 

Неосознаваемые  образы восприятия существуют и проявляются  в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знаковости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации. 

  Психическое  явление у человека редко бывает  вовсе вне сознания. Но возможно  неосознанное переживание, в котором  не осознан предмет, его вызывающий. Неосознанно является связь переживания  с тем, к чему оно относится.  Психическое явление может быть осознано самим субъектом лишь через то, переживанием чего оно является.
   Внестоящее  время объединять все многообразные  проявления неосознаваемой деятельности  мозга одним термином «бессознательное  психическое» явно непродуктивно. Сферу неосознаваемого следует разделить по крайней мере на две большие группы явлений, за одной из которых можно сохранить традиционное название «подсознательное», а вторую за неимением лучшего термина целесообразно обозначить как «сверхсознание» (по К.С. Станиславскому) или «надсознание», если воспользоваться выражением психолога М.Г. Ярошевского. Существуют минимум четыре признака, четыре критерия, позволяющие классифицировать и различать явления, относящиеся к под- и сверхсознанию. Рассмотрим каждый из этих признаков.
   Внестоящее  время объединять все многообразные  проявления неосознаваемой деятельности  мозга одним термином «бессознательное  психическое» явно непродуктивно.  Сферу неосознаваемого следует  разделить по крайней мере  на две большие группы явлений, за одной из которых можно сохранить традиционное название «подсознательное», а вторую за неимением лучшего термина целесообразно обозначить как «сверхсознание» (по К.С. Станиславскому) или «надсознание», если воспользоваться выражением психолога М.Г. Ярошевского.
   Существуют  минимум четыре признака, четыре  критерия, позволяющие классифицировать  и различать явления, относящиеся  к под- и сверхсознанию.  
 

  БИЛЕТ 10 

  Ощущение  и восприятие теснейшим образом  связаны между собой. И одно  и другое является так называемым чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств: в этом их единство.
  Но восприятие  — осознание чувственного данного  предмета или явления; в восприятии  перед нами обычно расстилается мир людей, вещей, явлений, исполненных для нас определенного значения и вовлеченных в многообразные отношения. Этими отношениями создаются осмысленные ситуации, свидетелями и участниками которых мы являемся.
   Ощущение  же — отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего. В этом последнем случае ощущения и восприятия различаются как две разные формы или два различных отношения сознания к предметной действительности. Ощущения и восприятия, таким образом, едины и различны. Они составляю: сенсорно-перцептивный уровень психического отражения.
    На  сенсорно-перцептивном уровне речь  идет о тех образах, которые  возникают при непосредственном  воздействии предметов и явлений на органы чувств.
   Качество - это свойство ощущения, которое  отличает его от других. Качественно  отличаются ощущения одного вида  от другого, а также различные  ощущения в пределах одного  и того же вида. Примерами качеств,  ощущений есть разные цветовые тона и оттенки, звуки различной высоты, различные запахи, вкусы и т.д. Качество каждого ощущения определяется свойством того объекта, который его вызывает. Каждый анализатор отражает большой диапазон качеств. Образ восприятия отражает предметную определенность мира. Качества, данные в ощущениях, входят как составная часть в предметную характеристику восприятий.
    Взаимодействие  ощущений - это изменение чувствительности  одной анализаторной системы  под влиянием деятельности другой  системы. Изменение чувствительности объясняется корковыми связями между анализаторами, в значительной мере законом одновременной индукции.  

  Общая закономерность  взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители одной анализаторной  системы повышают чувствительность  другой системы, сильные - снижают. Например, слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность.
   Слабые  звуковые раздражители повышают  цветовую чувствительность зрительного  анализатора. Одновременно наблюдается  резкое ухудшение различной чувствительности глаза вследствие действия сильного шума авиационного мотора  Центральный вопрос психофизики — основные закономерности зависимости ощущений от внешних раздражителей. Ее основы заложили Э.Г. Вебер и Г. Фехнер. 

  Основной  вопрос психофизики — вопрос о порогах. Существуют абсолютные и разностные пороги ощущения или пороги ощущения и пороги различения. 

  Установлено,  что не всякий раздражитель  вызывает ощущение; он может быть  настолько слабым, что человек  его даже не почувствует. Чтобы  вызвать ощущение, раздражителю нужна минимальная интенсивность. Такая минимальная интенсивность названа нижним абсолютным порогом.  
 
 

   БИЛЕТ  11 

  Восприятие  — целостное отражение предметов,  ситуаций и событий, возникающее  при непосредственном воздействии  физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения В. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. 
   Восприятие  — процесс формирования при  помощи активных действий субъективного  образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.
  
   Образ  восприятия выступает как результат  синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева, возникла  в филогенезе в связи с переходом  живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды  к среде, предметно оформленной.  В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной. 

  Издавна  принято различать пять основных  видов (модальностей) ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. А.Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам — систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения — с другой). Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа;
  интероцептивные,  проприоцептивные и экстероцентивные  ощущения.
  1 Интероцептивные  ощущения, сигнализирующие о состоянии  внутренних процессов организма,  доводит до мозга раздражения  от стенок желудка и кишечника,  сердца и кровеносной системы  и других внутренних органов
  2 Проприоцептивные  ощущения обеспечивают сигналы  о положении тела в пространстве  и составляют афферентную основу  движений человека, играя решающую  роль в их регуляции. Периферические  рецепторы проприоцептивной чувствительности  находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и имеют формы особых нервных телец (тельца Паччини). Возбуждения, возникающие в этих тельцах, отражают ощущения, происходящие при растяжении мышц и изменении положения суставов
  3 Третьей  и самой большой группой ощущений являются экстерорецеотивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу зкстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения. 

  Контактные  ощущения вызываются воздействием  непосредственно приложенным к  поверхности тела и соответствующего  воспринимаемого органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание. 

  Дистантные  ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств  на некотором расстоянии. К таким  ощущениям относятся обоняние  и, особенно, слух и зрение. 
 
 
 
 
 
 
 
 

,БИЛЕТ 12 

 
  Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. В этом легко убедиться, если обратить свое внимание на людей, страдающих серьезными расстройствами памяти.  

  Память есть  у всех живых организмов, но  наиболее высоко развита у  человека. Кроме генетической и механической памяти, присущей животным, человек обладает другими более продуктивными видами памяти, связанными с использованием различных мнемонических средств. Так, например, у человека есть такие виды памяти, как произвольная, логическая и опосредствованная.  
 

  В целом,  память человека можно представить  как своеобразный инструмент, служащий  для накопления и использования  жизненного опыта. 

  В зависимости  от деятельности хранения материала  выделяют мгновенную, кратковременную,  оперативную, долговременную и генетическую память.
  Кратковременная  память сохраняет в течение  короткого промежутка времени  (в среднем около 20 с.) обобщенный  образ воспринятой информации, ее  наиболее существенные элементы.
  Оперативная  память рассчитана на сохранение  информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней
  Долговременная  память способна хранить информацию  в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.
  Генетическая  память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно). В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, {осязательную, обонятельную, вкусовую}, эмоциональную и другие виды памяти.
  У человека  преобладающим является зрительное  восприятие. Так, например, мы часто  знаем человека в лицо, хотя  не можем вспомнить, как его  зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память
  Слуховая  память  - это хорошее запоминание  и точное воспроизведение разнообразных  звуков, например, музыкальных, речевых.  Особую разновидность речевой  памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.
  Двигательная  память представляет собой запоминание  и сохранение, а при необходимости  и воспроизведение с достаточной  точностью многообразных сложных  движений.
  Эмоциональная  память  - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют. По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную .
   Таким  образом, память- это сложный психический  процесс, состоящий из нескольких  частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт.  Непосредственный отпечаток сенсорной информации  . Эта система удерживает довольно точную о полную картину мира, воспринимаемую органами чувств.
  Кратковременная  память  удерживает материал иного  типа. В данном случае удерживаемая  информация представляет собой  не полное отображение событий,  которые произошли на сенсорном  уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Долговременная память  . Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память- наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. 
 
 

   БИЛЕТ 13 
 

  
Процессы мышления — это процессы, с помощью которых  человек решает задачи. Это могут  быть как внутренние, так и внешние  процессы, в результате которых человек  открывает для себя новые знания, находит решения возникающих  перед ним задач. В разных видах мышления: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом — эти процессы выступают как различные. В наглядно-действенном мышлении они представляют собой целенаправленные практические действия человека с реальными предметами, приводящие его к заданной цели
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.