Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Пенсионный фонд

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Введение 
    Актуальность  данной темы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период  социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов  к законодательной базе.
    Учитывая  особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает  системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность  значительной концентрации ресурсов в  единых фондах и тем самым обеспечение  надежной социальной защиты населения  страны.
         В России обязательное государственное  социальное страхование представлено  тремя внебюджетными фондами:
    • Фонд Обязательного пенсионного  страхования;
    • Фонд  обязательного медицинского страхования;
    • Фонд социального страхования.
    Пенсионный  фонд имеет огромное влияние на экономику  страны, так как главной целью  его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных  благ путем перераспределения средств  во времени и в пространстве. Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров.
    Целью работы является рассмотреть деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации  и его роль в системе социального  страхования на современном этапе. 
    На мой взгляд, для реализации данной цели необходимо выполнить ряд задач:
    Определить что является социальным страхованием и в чем заключается его сущность;
    Проследить развития Обязательного пенсионного страхования;
    Произвести анализ деятельности обязательного пенсионного страхования;
    Структура работы:
        введение;
    1 часть, в которой рассматриваются общие положения социального страхования, его теоретические и методологические основы,  история социального страхования в России, и за рубежом.
    2 часть, в ней раскрываются особенности Обязательного пенсионного страхования, а также анализ бюджета Пенсионного фонда Р.Ф.;
    3 часть, в данной главе рассматривается современное состояние обязательного пенсионного страхования, проблемы сбалансированности бюджета пенсионного фонда и т.п.
    - заключение;
    - приложения.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1 Социальное страхование.
      Понятие, сущность и виды социального страхования
Сегодня система социального страхования  стала важнейшим и необходимым элементом социально-экономических отношений современной России. Отметим что, социальное страхование это важнейший элемент государственной социальной политики в сфере управления рисками воспроизводства населения и выполняет функции социальной защиты, обеспечения финансирования социальной помощи, регулирования доходов и уровня жизни различных групп населения, профилактики последствий наступления социальных рисков.1
    Сущность  Социального страхования  заключается  в уменьшении и компенсации  материальных  потерь за счет привлечения как можно  большего  числа  субъектов, подверженных определенным рискам, для формирования финансовых ресурсов и перераспределения  затрат по компенсациям  наступивших  страховых случаев.
    В процессе развития социального страхования  сформировались свои особые принципы его построения. К таким принципам обязательного социального страхования относятся:
    -устойчивость  обязательного социального страхования,  поддерживаемая на основе эквивалентности  страхового обеспечения и страховых  взносов;
    -всеобщий  обязательный характер социального  страхования, доступность для  застрахованных лиц реализации  страховых гарантий;
    -государственная  гарантия соблюдения прав застрахованных  лиц на защиту от социальных  страховых рисков и исполнение  обязательств по обязательному  социальному страхованию независимо  от финансового положения страховщика;
    -государственное  регулирование системы обязательного  социального страхования;
    -паритетность  участия представителей субъекта  обязательного социального страхования  в органах управления системы  обязательного социального страхования;
    -обязательность  уплаты страхователями страховых  взносов в бюджеты фондов конкретных  видов обязательного социального  страхования;
    -ответственность  за целевое использование средств  обязательного социального страхования; 
    -обеспечение  надзора и общественного контроля;
    -автономность  финансовой системы обязательного  социального страхования.
    Социальное  страхование, независимо от того, является ли оно обязательным или добровольным, всегда осуществляется в рамках страхового сообщества и за счет его средств. Его участниками, или субъектами социального страхования, являются:
           Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.
    Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые  для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному  страхованию при наступлении  страховых случаев.2
    Застрахованные  лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.
    Объектом социального страхования является имущественные интересы граждан, связанные с компенсацией потери трудового дохода или оплатой внезапных расходов, возникающих вследствие наступления социальных рисков.
    Социальный  страховой риск — предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование. Федеральный закон «об основах обязательного социального страхования» определяет социальный страховой риск следующим образом: предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование3.
    К социально-страховым рискам можно относятся:
    необходимость получения медицинской помощи;
    временная нетрудоспособность;
    трудовое увечье и профессиональное заболевание;
    материнство;
    инвалидность;
    наступление старости;
    потеря кормильца;
    признание безработным;
    смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
    В зависимости от природы социальных рисков социальное страхование подразделяется на отдельные направления. Риск временной  нетрудоспособности является предметом  медицинского страхования, которое обеспечивает выплату пособий, восполняющих потерянный во время болезни трудовой доход и оплату медицинских услуг. В Российской Федерации в силу исторических предпосылок покрытие этого риска выступает предметом двух отдельных отраслей: государственного социального страхования (в части выплаты социальных пособий) и обязательного медицинского страхования (в части оплаты расходов на лечение).
    Риск  постоянной утраты трудоспособности –  предмет пенсионного страхования. Риск потери работы и невозможности  трудоустройства регулируется посредством страхования от безработицы. Последствия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний покрываются обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
    Обязательное  социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
    Социальное  страхование включает обязательное пенсионное страхование, страхование  на случай болезни, от несчастных случаев  и по безработице. Финансирование выплат осуществляется за счет взносов работодателей, работополучателей и государственных дотаций. Виды страхования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховых случаев.
        Исторически определились три формы организации систем социального страхования:
    Коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);
    Государственное;
       Смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).
        Коллективное страхование представляет собой самую раннюю форму социальной защиты. Оно появилось в Европе во второй половине XIX века вместе с профсоюзами, отстаивающими права наемных работников перед работодателями и государством. Характерным примером в этом отношении является Англия, где социальное обеспечение осуществлялось как коллективная самопомощь и самострахование путем создания касс взаимопомощи, больничных касс, касс по безработице.
         Государственное социальное страхование,  введенное в Германии в 1883 г.  в рамках социальных реформ, проводимых  Бисмарком, стало первым в истории  законодательным решением вопроса  социальной защиты населения.  Были изданы законы о страховании  на случай болезни, затем о  страховании по инвалидности  и старости. Эти виды страхования  должны были осуществлять больничные  кассы, кассы предприятий и  свободные кассы взаимопомощи. Страховые  взносы устанавливались законом  и уплачивались работодателями  и работниками пропорционально:  одна треть и две трети суммы  взносов, соответственно.
         Смешанная форма социального  страхования впервые возникла  в Швейцарии. При муниципалитете  г. Берна в 1893 г. была учреждена касса по страхованию на случай безработицы, управление которой осуществляла комиссия, состоящая из работодателей, представителей профсоюзов и муниципалитета. Членство в кассе было добровольным. Туда мог вступить гражданин страны  и после девяти месяцев уплаты страховых взносов он получал право на пособие по безработице сроком на 70 дней в течение года.
            В России социальное страхование  зародилось в начале ХХ в., одновременно с развитием системы фабричной медицины. На предприятиях создавались больничные кассы, членство в которых было добровольным. Их правления состояли из представителей рабочих и работодателей. Основной задачей таких касс являлась компенсация работникам ущерба от несчастных случаев на производстве. В 1912 г. законом Государственной Думы было введено обязательное больничное страхование работающих граждан, которое должны были осуществлять больничные кассы. В 1916 г. в России было 2043 больничные кассы, насчитывающие 1962 тысячи членов4.
           Наряду, собственно, с социальным  страхованием, складывалась еще  одна система социальной защиты  населения – государственное  социальное обеспечение, осуществляемое  за счет налоговых поступлений  в бюджет. При этом государство  самостоятельно, решениями своих  властных органов определяло, кому, в каких размерах и при каких  условиях следует оказывать социальную  помощь.
         Коллективное социальное страхование  имеет те же цели и задачи, что и государственное. Однако  его объект значительно уже:  он ограничивается трудовым коллективом,  профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды коллективного  социального страхования образуются  за счет работников и работодателей.  Однако, в отличие от государственных,  они являются независимыми самоуправляемыми  организациями, форма которых  устанавливается государственным  социальным законодательством. Коллективным  социальным страхованием могут  заниматься любые страховые организации,  получившие от государства в  установленном порядке разрешение  на этот вид деятельности. Ими  могут быть страховые компании, общества взаимного страхования,  страховые кассы. Управление в системах коллективного страхования осуществляется либо страховой компанией, либо выбираемыми страхователями органами самоуправления, либо доверенными лицами на основе договора траста.
          Распределение фондов коллективного  страхования происходит на основе  принципа субсидиарности: выплаты осуществляются в зависимости от нуждаемости, но с учетом того, в течение какого времени страхователь платил взносы в этот фонд. Обычно в коллективном социальном страховании устанавливаются тарифы взносов, а также минимальные и максимальные пределы социальных выплат. Кроме того, могут устанавливаться границы доходов, в пределах которых страхователи обязаны уплачивать страховые взносы. За этими пределами они могут страховаться на добровольных началах или не страховаться вовсе.
           Государственное социальное страхование  имеет своим объектом все население  в целом или отдельные социальные  группы, выделенные по критериям  наличия социальных рисков. Условия  государственного социального страхования  устанавливаются законодательными  и нормативными актами и носят  обязательный характер. Управление  фондами государственного социального  страхования осуществляется специальными  государственными финансово-кредитными  учреждениями, создаваемыми при  органах законодательной или  исполнительной власти. Экономическое содержание социального страхования представлено на рис.1 
 
 
 
 
 
 
 

      
 

    
    
    
      

    
    
    
    
    
    
    
      

      
 
 

      
 
 
 
 

    Рис.1.Экономическое  содержание социального страхования 

    Социальное  страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые  в силу некоторых причин не могут  трудиться и получать оплату за труд. Финансовый механизм социального страхования – это совокупность финансовых регуляторов и инструментов перераспределения целевых финансовых ресурсов для материального обеспечения граждан в случае наступления страховых случаев. Экономическое содержание функционирования финансового механизма социального страхования состоит во взвешенном регулировании движением указанных финансовых ресурсов. Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности. К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
    Учитывая  особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает  системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность  значительной концентрации ресурсов в  единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население  страны.
    В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют  принципам формирования и использования  страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность  отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.
    Специфика внебюджетных социальных фондов –  четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое  использование их средств. Создание этих фондов необходимо для более эффективного использования финансовых ресурсов предприятия.
    Согласно  Бюджетному Кодексу Российской Федерации: государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации  и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую  помощь и имеют строгое целевой  назначение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2. Обязательное пенсионное  страхование в  Германии.
    Пенсионное  обеспечение в Германии и в  большинстве других стран континентальной  Западной Европы формировалось исторически  на основе известной модели Бисмарка, где система обязательного социального  страхования строится на солидарной взаимопомощи работодателей и работников.
    Расходы на пенсионное страхование в Германии занимают наибольший удельный вес в  структуре социального бюджета  страны. Их объем составляет около 30 % всего социального бюджета. В  течение трудовой жизни немцы  отчисляют ежемесячно в систему  обязательного пенсионного страхования  рабочих и служащих 10 % заработка, столько же перечисляют сюда и  работодатели за своих сотрудников.
    Система пенсионного обеспечения в Германии состоит из трех основных уровней: обязательное пенсионное страхование, пенсионное страхование  на предприятии и частное пенсионное страхование. Широкий круг застрахованных лиц охватывает обязательное пенсионное страхование, являющееся наиболее крупной  частью немецкой системы пенсионного  обеспечения. Обязательному пенсионному  страхованию подлежат такие категории  населения, как рабочие, служащие, государственные  чиновники, надомные работники, фермеры. Этот уровень пенсионного обеспечения  распространяется не только на трудоспособных и занятых лиц, но и на группы людей, в силу определенных причин, не имеющих  полноценных трудовых отношений  в обществе (инвалидов, вдов, учащихся, безработных и т.д.). Они не могут  выплачивать страховые взносы, но, тем не менее, являются участниками  системы пенсионного страхования  за счет действующего в Германии принципа солидарного перераспределения, действующего в рамках системы пенсионного  обеспечения. Пенсия по старости по обязательному  пенсионному страхованию выплачивается  мужчинам по достижении 65 лет. Мужчина  может выйти на пенсию и в 63 года, но в таком случае срок выплаты страховых взносов, дающий право на получение пенсии, должен составлять не менее 35 лет. Пенсия по старости для женщин предоставляется по достижении 60 лет. Лицо, постоянно получавшее на протяжении не менее 45 лет участия в системе пенсионного страхования заработную плату, равную средней заработной плате в Германии, при выходе на пенсию вправе получать ежемесячную выплату равную 70 % от чистого заработка.
    В отличие от обычного обязательного  пенсионного страхования рабочих  и служащих, пенсионное страхование  лиц свободных профессий (врачей, ветеринаров, адвокатов, нотариусов, архитекторов и др.) имеет в Германии свои особенности. Пенсионным обеспечением этих лиц занимаются объединяющие их профессиональные палаты, которые имеют самостоятельные  страховые кассы. Финансирование пенсионного  страхования производится в обязательном порядке за счет взносов, которые  устанавливаются в зависимости  от категории работников. Те из лиц  свободных профессий, кто работают самостоятельно, платят повышенные страховые  взносы. Соответственно выше и размер их пенсионного обеспечения.
    Вторым  уровнем системы пенсионного  страхования в Германии является пенсионное страхование на предприятии. Эта форма защиты в старости носит  вполне определенный корпоративный  характер и не является обязательной. Предприятие само решает, будет ли оно предоставлять пенсии, часто  называемые «пособием от фирм», а  если да, то в каком объеме. Пенсионное страхование на предприятии охватывает рабочих и служащих, заключивших коллективные или индивидуальные договоры о предоставлении им пенсии, а также – в случае их смерти – членов семей. Система оформления таких пенсий может быть оговорена в тарифном соглашении между профсоюзами и ассоциациями работодателей. Пенсионное страхования на предприятии реализуется в различных формах, наиболее распространенной из которых является дополнительная пенсия, формирующаяся за счет добровольных взносов самих работников. Средний размер пенсии, предоставляемой от предприятий, составляет примерно четвертую часть от пенсий по обязательному пенсионному страхованию.
    Третьим уровнем социальной защиты в старости является частное пенсионное страхование. Оно дает гражданам возможность  получения социального обеспечения  сверх предусмотренного системой обязательного  страхования, а также является альтернативной формой страхования для лиц, не подлежащих обязательному пенсионному страхованию. Как дополнительное средство пополнения пенсионного содержания, частное  страхование является добровольным. В данном случае с одной из частных  страховых компаний заключается  индивидуальный договор о пенсионном страховании. Основанием для обращения  к системе частного страхования  служит и невозможность страхования  в рамках системы обязательного  пенсионного страхования для  лиц, чей доход превышает установленный  законом предел. Как уже отмечалось, к началу 2000-х годов в Германии доход, подлежащий обязательному пенсионному  страхованию, ограничивался верхним  пределом в 6500 марок в месяц. В  отличие от обязательного пенсионного  страхования, взносы  в частные страховые компании существенно выше, но выше и размер таких пенсий. Трехуровневая система пенсионного страхования в Германии выстроена преимущественно на распределительном принципе пенсионного обеспечения при наличии и определенных элементов накопительного характера. Эффективность этой системы проявилась в ходе объединения с бывшей ГДР. Однако не следует ее идеализировать. Сохраняющиеся экономические и  демографические сложности, характерные, кстати, для большинства индустриально развитых стран мира, могут привести к «замораживанию» на несколько лет нынешнего размера пенсий с соответствующим снижением их процентного соотношения к уровню средней заработной платы по стране. По некоторым прогнозам, размер пенсий по обязательному страхованию может снизиться в Германии к 2040 году с 48 до 40 % от среднего заработка. Вероятно, вырастут и ежемесячные отчисления работников и работодателей в систему обязательного пенсионного страхования. Однако даже эти возможные изменения не в состоянии подорвать потенциал германской пенсионной системы, являющейся одной из эффективных в мире. 

    1.3. Характеристика Пенсионного  фонда     ПФР и подчиненные ему органы составляют единую централизованную многоуровневую систему, управляющую средствами обязательного  пенсионного страхования в России:
    1) федеральный уровень — ПФР  (правление, исполнительная дирекция);
    2) федеральные округа Российской  Федерации — управления ПФР  в федеральных округах (структурные  подразделения ПФР);
    3) уровень субъектов Российской  Федерации — территориальные  отделения ПФР (в соответствующих  регионах);
    4) местный — городской (районный) уровень — управления (отделения)  ПФР в городах (районах).
    Нижестоящие органы подотчетны вышестоящим органам. 

    
    Рис. 1. Структура Пенсионного фонда
    На  федеральном уровне управление пенсионной системой обеспечивается правлением ПФР  и его исполнительным органом  — исполнительной дирекцией. В субъектах  Российской Федерации действуют  региональные отделения ПФР, являющиеся юридически самостоятельными для выполнения возложенных на них функций по назначению и выплате пенсий. Местный  уровень пенсионной системы составляют пенсионные управления (отделения, отделы), расположенные в районах и  городах. Они в основном выполняют  функции по назначению и выплате  пенсий.
    В целом для ПФР как страховщика  характерна централизация управленческих функций на федеральном уровне, начиная  с выполнения основных функций в  области пенсионного обеспечения  и кончая контролем за расходами на содержание аппарата пенсионного фонда.
    ПФР и его нижестоящие органы не являются органами исполнительной власти. Такие  фонды должны строиться на принципах  обязательного социального страхования, в том числе закрепленных в  Законе об основах обязательного  социального страхования. Исходя из этих принципов, обязательное пенсионное страхование, а соответственно и  средства ПФР, не являются государственными. Они должны рассматриваться как  собственность самих застрахованных граждан по этой системе страхования и лиц (физических и юридических), уплачивающих страховые взносы в ПФР. Все средства, уплачиваемые в виде страховых пенсионных взносов, должны распределяться между пенсионерами с учетом их трудового вклада. (Под ним обычно понимают продолжительность трудовой деятельности, т.е. длительность уплаты страховых взносов, и уровень оплаты труда, с которой взимались такие взносы.) В этом и проявляется главная черта обязательного пенсионного страхования — ее коллективный солидарно-распределительный характер, что определяет саму сущность и смысл такого страхования.
    Руководство на федеральном уровне системой органов  ПФР осуществляется правлением фонда  и его постоянно действующим  органом — исполнительной дирекцией. Правление ПФР выполняет следующие основные функции: определяет перспективные и текущие задачи развития государственной системы пенсионного обеспечения; утверждает годовые бюджеты фонда, сметы расходов на административные нужды, включая фонд оплаты труда нижестоящих пенсионных органов, исполнительной дирекции фонда, информационного центра персонифицированного учета (в дальнейшем — ИЦПУ), отчеты об исполнении годового бюджета фонда, составляемого на основе бухгалтерской отчетности; утверждает организационную структуру и штатную численность всех своих подразделений в пределах бюджетных назначений; назначает и освобождает от должности исполнительного директора ПФР и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его региональных отделений и пенсионных управлений; утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных отделениях ПФР; издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности фонда; решает другие вопросы, входящие в компетенцию фонда.
    Правление ПФР как коллегиальный орган  не является постоянно действующим. Поэтому для функционирования системы фонда создан постоянно действующий орган — исполнительная дирекция ПФР. На нее возложено решение следующих основных задач: формирование бюджетной политики ПФР и контроль за ее проведением; прогнозирование и анализ финансовых ресурсов фонда; оперативное перераспределение финансовых ресурсов фонда между регионами страны; ведение бухгалтерского учета и отчетности; актуарное прогнозирование долгосрочного развития пенсионной системы.
    В своей деятельности ПФР и его  нижестоящие органы взаимодействуют  со многими министерствами, ведомствами, иными организациями и их структурными подразделениями по вертикали. К  их числу относятся: Минздравсоцразвития России и Минфин России; Минэкономразвития России; Россвязь; ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования; Росстат; Минюст России; Банк России; Сбербанк России; Внешэкономбанк; управляющие пенсионные компании; Федерация независимых профсоюзов России и подведомственные всем им нижестоящие органы.
    Взаимодействие  с органами законодательной, исполнительной власти, органами местного самоуправления и вышеперечисленными организациями  позволяет ПФР осуществлять свою деятельность.
    Важным  направлением деятельности ПФР является организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, который был введен на территории отдельных административно-территориальных  единиц субъектов РФ в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ (в редакции от19.07.2007г.) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
    Сотрудниками  Фонда проводится также работа по изучению и обобщению практики применения нормативных актов, регулирующих уплату страховых взносов в Пенсионный фонд, и внесению предложений в  законодательные органы по ее совершенствованию. В компетенцию Фонда входит проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.
    Положение о ПФР предусматривает, что Фонд может принимать участие в  финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан, проводить разъяснительную работу среди населения и юридических  лиц по вопросам, относящимся к  компетенции ПФР.
    Наконец, на Пенсионный фонд возложена обязанность  осуществления межгосударственного  и международного сотрудничества РФ, участие в разработке и реализации межгосударственных и международных  договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
    Для координации деятельности органов  ПФР по вопросам реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение  с полномочными представителями  Президента Российской Федерации созданы  управления фонда в федеральных  округах, которые являются структурными подразделениями исполнительной дирекции ПФР.
    В субъектах Российской Федерации  ПФР имеет свои региональные органы — территориальные отделения  ПФР. Они действуют на основе положения  о территориальных органах ПФР, которое утверждается правлением ПФР, и создаются для осуществления  государственного управления средствами обязательного пенсионного страхования  и организации пенсионного обеспечения.
    В число основных обязанностей территориального отделения ПФР входят: исполнение бюджета отделения в соответствии с плановыми показателями, утвержденными  правлением ПФР; организация работы по учету средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, а также контроль за целевым использованием этих средств; финансирование расходов на выплату трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; организация и ведение государственного банка данных по всем категориям страхователей, в том числе физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию; организация работы по назначению (перерасчету) и доставке трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, выплате трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; организация работы по ведению базы данных по пенсионерам; организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений обо всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ о таком индивидуальном учете в системе пенсионного страхования; разрешение споров по вопросам уплаты взносов, назначения (перерасчета) и организации доставки трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, выплаты пенсий, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, удержания из пенсий, взыскания излишне выплаченных сумм пенсий и т.д.; ведение учета страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию; решение других вопросов, отнесенных к компетенции отделения в соответствии с действующим законодательством РФ.
    Обязательное  пенсионное страхование на местах осуществляют районные (городские) управления, отделы ПФР (в дальнейшем — местные пенсионные органы). В отдельных населенных пунктах, например в крупных поселках, городах, могут учреждаться должности  уполномоченных ПФР, которые подчиняются  местным органам ПФР. Местные  пенсионные органы являются правопреемниками органов социальной защиты населения  — в части назначения, перерасчета  и выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, а также социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
    Местные пенсионные органы непосредственно  подчиняются территориальному отделению  ПФР. Содержание их работы разнообразно. Оно включает в себя самые различные по своему характеру виды работ, а именно: прием документов для назначения пенсий; назначение, перерасчеты, выплата пенсий; доставка пенсий; финансовое обеспечение пенсий; взаимодействие с иными государственными органами и учреждениями, организациями всех форм собственности; прием населения по пенсионным вопросам; работа с общественными организациями; ведение индивидуального (персонифицированного) учета; проверка соблюдения законодательства о пенсиях организациями всех форм собственности; организация и проведение учебно-методической работы по вопросам пенсионного обеспечения и т.д.
    Для обеспечения своевременного финансирования выплат пенсий местные пенсионные органы (в отдельных регионах — центры по назначению и выплате пенсий) составляют и представляют в территориальные  отделения ПФР в установленные  сроки заявки на право расходования средств для осуществления в очередном плановом периоде (год, квартал, месяц) выплат, финансируемых бюджетом ПФР согласно законодательству.
    В свою очередь территориальные отделения  фонда направляют заявки в его  исполнительную дирекцию на выделение  им необходимого лимита финансовых средств.
    Контроль  за правильностью расходования пенсионных средств, в том числе за правильностью назначения, перерасчета, выплаты и доставки пенсий, осуществляется в двух формах.
    Во-первых, проводится ведомственная контрольно-ревизионная  работа в территориальных отделениях ПФР и организациях федеральной  почтовой службы, которая осуществляется контрольными и другими структурными подразделениями ПФР и его  территориальными отделениями, соответствующими контрольными службами органов государственной  власти субъектов Российской Федерации. Такой контроль проводится в виде ревизий, инвентаризаций, тематических проверок.
    Во-вторых, существует вневедомственный контроль за правильностью расходования пенсионных средств, который могут осуществлять соответствующие контрольные службы финансовых, налоговых органов, Счетной палаты Российской Федерации и пр.
    Исходя  из вышеизложенного, можно сделать  вывод, что результатом развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного  обеспечения населения, при которой  такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный  для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно  данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в  какой-либо бюджет.
    С созданием Пенсионного фонда  в России появился принципиально  новый механизм финансирования и  выплаты пенсий и пособий.
    По  меркам истории почти два десятка  лет – срок небольшой. Но социальная значимость сделанного огромна. В декабре 1990 года мы наблюдали переход от старой советской пенсионной модели к модели современной.
    
    Социальные  функции Пенсионного  фонда
    учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
    назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;
    назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др. (см. Приложение 3).
    персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
    взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
    выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
    управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
    реализация Программы государственного софинансирования пенсии.
 
 
 
 
 
 
    Глава 2 Роль Пенсионные фонды  в системе социального  страхования 

    2.1. Место Пенсионного  фонда Российской  Федерации в системе  обязательного пенсионного  страхования 

    Государственное пенсионное страхование в России зародилось значительно позднее, чем  в большинстве развитых стран  — в начале 20 века, и не получило широкого распространения на все  категории населения России. После  Октябрьской революции государственное  пенсионное страхование было, по сути, отменено.
    Однако  по прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которое было введено в 1927 г.
    Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования, которая охватывала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных.
    В соответствии с Конституцией СССР все  граждане имели право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось  путем общего социального обеспечения  рабочих, служащих и колхозников, пособиями  по временной нетрудоспособности и  выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и  по случаю потери кормильца; другими  формами социального обеспечения.
    Эта пенсионная система входила составной  частью в так называемую систему  социального страхования, однако она  не содержит экономических признаков  системы государственного пенсионного  страхования, которые наиболее наглядно выражаются в базовых принципах  государственного пенсионного страхования. В то же время данная система, несмотря на многочисленные экономические недостатки, содержала одно важное преимущество — обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень потребления. Поэтому пенсионная система, начиная с указанного периода и до 1990 г. получила определение как государственное пенсионное обеспечение.
    Средства  на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное  социальное страхование аккумулировались в бюджете государственного социального  страхования, который в свою очередь  входил составной частью в государственный  бюджет страны. Таким образом предшествовавшая пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны. При этом бюджет пенсионного страхования являлся составной частью государственного бюджета СССР и был включен в него как по доходам, так и по расходам. В общем бюджете государственного социального страхования четко определялись источники доходов и направление средств в соответствии с установленными видами обеспечения и обслуживания по социальному страхованию.
    Учитывая  относительно низкие уровни пенсионного  обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода необходимо отметить сбалансированность бюджета социального страхования. Только в 1956 г. впервые была предоставлена  дотация из государственного бюджета  на социальное страхование. Она была направлена на покрытие существенно возросших расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих и служащих и членов их семей в связи с введением в действие Закона о государственных пенсиях от 14 июля 1956 г., значительно расширившего круг лиц, имеющих право на получение пенсии и увеличившего размер пенсии по отдельным группам пенсионеров в 2 раза.
    Важным  этапом формирования цивилизованной программы  государственного пенсионного страхования  следует рассматривать середину шестидесятых годов, когда с 1 января 1965 г. государство установило право на получение пенсий колхозниками в период наступления соответствующего возраста, получения инвалидности либо по случаю потери кормильца.
    Систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения  трудящихся, увеличение числа пенсионеров  обусловили возрастание в дальнейшем поступлений из государственного бюджета  в фонд государственного социального  страхования. Поскольку взносы на социальное страхование не обеспечивали покрытия всех расходов этой системы, постольку  недостающая часть, поступавшая из союзного бюджета постоянно возрастала, и в 80-е годы составила около 60% бюджета социального страхования.
    Пенсии  по государственному социальному страхованию представляли гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых, как правило, соизмерялся с прошлым заработком. В зависимости от события, при наступлении которого предоставлялось пенсионное обеспечение по социальному страхованию, в законодательстве указанного периода выделяются следующие виды пенсий: по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет.
    Материальное  обеспечение инвалидов войны, с  детства и от рождения осуществлялось за счет средств союзного бюджета, бюджетов союзных республик и т.п. Для  этого, в частности, в бюджетах предусматривались  средства на выплату пенсий и пособий  военнослужащим и их семьям. Военнослужащие рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы имели  право на пенсию в случае инвалидности, а их семьи — в случае потери кормильца. Пенсии этим категориям получателей  назначались независимо от продолжительности  военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего.
    Пенсионное  обеспечение генералов, адмиралов, офицеров, военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной и приравненных к ним лиц, а также их семей, осуществлялось в особом порядке, установленном Советом Министров СССР, за счет сметы Министерства обороны СССР.
    Пенсионное  обеспечение работников науки по условиям и размерам отличалось от пенсионного обеспечения других категорий работников и регулировалось специальным Положением о пенсионном обеспечении работников науки, которое  в то же время не исключало возможности  получения работником науки или  членом его семьи пенсии по общему пенсионному законодательству.
    Часть средств союзного бюджета передавалась в виде дотации централизованному  союзному фонду социального страхования  колхозников.
    Отмеченные  выше основные элементы пенсионной системы  наглядно показывают наличие серьезных  методических и практических проблем, которые достигли наибольшей остроты  в конце 80-х годов, когда стало  очевидно, что действующая система  не в состоянии справляться в возложенными на нее функциями.
    Главной проблемой любой пенсионной системы  традиционно является несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного  бюджета. В результате этого финансово-ресурсная  обеспеченность выплаты пенсий к  середине восьмидесятых годов снизилась  настолько, что для проведения очередного незначительного повышения размера  пенсии потребовалось привлекать дополнительные средства.
    Даже  повышение тарифов взносов на социальное страхование в 1982 году сократило  разрыв в уровне формирования доходной части и потребности в расходной  части бюджета социального страхования  до 0,57. Однако уже в 1989 г. указанное  соотношение вновь снизилось  до предельно допустимого 0,51. Таким образом, даже в результате повышения тарифа отчислений на социальное страхование не удалось ликвидировать дотационность пенсионного бюджета.
    Таким образом, развитие пенсионной системы  до периода радикальных рыночных реформ 1990 г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических  и социальных проблем, которые могли  быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы  на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета ПФР  в бюджетно-финансовую систему страны.
    2.2. Анализ бюджета  Пенсионного фонда  Российской федерации.
    Анализ  доходов Пенсионного фонда РФ за 2008–2010 гг.
    Пенсионный  фонд, как и все другие внебюджетные фонды, является участником бюджетного процесса. Особенности формирования бюджета фонда обусловлены его спецификой и заключаются в следующем.
      Бюджет Пенсионного фонда РФ  — форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.5
      В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.
      Денежные средства обязательного  пенсионного страхования хранятся на счетах фонда, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии учреждений последнего — на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ.
      Рассмотрим формирование средств  бюджета Пенсионного фонда в  2008-2010 годах.
    Проанализировав данные доходов Пенсионного Фонда  РФ (таблица 1), мы видим что общий  объем доходов на 2008 год составляет 2330,6 млрд. руб., на 2009 год  2669,5 млрд. руб., а на 2010 год объем 3179,8 млрд.руб.
    Основные  поступления приходят из Федерального бюджета Российской Федерации, которые  составляют на 2008 год 1280,3 млрд. руб., на 2009год 1456,4млрд. руб., а на 2010 год 1801,4млрд.руб.,  долю в поступлениях занимают страховые взносы в 2008году 43,8%, 2009 – 44,0%, 2010 – 42,0%. Средства пенсионных накоплений на конец 2008 года составили 652,7, на 2009 составят 898,0, а на 2010 - 1183,5млрд. руб. Суммарные поступления от ЕСН в федеральный бюджет на период 2008 – 2010гг. увеличатся на 130,9 млрд.руб.   
    Таблица1–Доходы  бюджета Пенсионного Фонда РФ за 2008–2010 гг.
    Показатели           2008           2009           2010     
    Общий объем доходов,     в том числе 
    
    2 330,6     2 669,5           3 179,8     
    за  счет страховых взносов, в % к доходам     1020,6     43,8% 
    1175,6     44,0% 
    1335,2     42,0% 

    
    за  счет федерального бюджета,     из  них 
    
    1280,3           1 456,4     1801,4     
    на  выплату базовой части пенсии      707,7           876,6          1033,0     
    Справочно: средства пенсионных накоплений на конец года      652,7           898,0           1 183,5 
    
    Справочно: суммарные поступления от ЕСН в федеральный бюджет      442,8           506,0      573,7
 
      Анализ расходной части бюджета  Пенсионного Фонда РФ
    Согласно  статье 147 Бюджетного Кодекса РФ –  расходование средств государственных  внебюджетных фондов осуществляется исключительно  на цели, определенные законодательством  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных  фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
    Согласно  данным таблицы 2 общий объем расходов на 2008год составил 2099,9 млрд. руб., на 2009 – 2464,8млрд. руб., на 2010 - 2877,8 млрд. руб. Выплата трудовых пенсий, на период 2008 – 2010гг. увеличиться на 620,1 млн. руб., в том числе страховой части  на +303,4 млн. руб. Расходы, связанные  с осуществлением ежемесячной денежной выплаты на 2008 год сост. 251,7 млрд. руб., на 2009 год сост. 266,5 млрд. руб., на 2010 - 282,2 млрд. руб.    
    Финансовое  и материально-техническое обеспечение  текущей деятельности ПФР на 2008 год  – 46,9 млрд.руб., а на 2009 и 2010 - 49,1 млрд.руб.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 2 – Расходы бюджета ПФР за 2008-2010гг.
    Показатели           2008     2009           2010     
    Общий объем расходов, в том числе     2 099,9     2 464,8     2 877,8     
    Выплата трудовых пенсий, в том числе страховой части     1 615,2     929,2
    1 923,5      1073,0  

    
    2 235,3     1 232,6
    
    Социальные  пенсии     66,6     85,8     102,2     
    Расходы на осуществление ежемесячной денежной выплаты (монетизация льгот)           251, 7           266,5     282,2     
    Финансовое  и материально-техническое обеспечение  текущей деятельности ПФР           46,9     49,1  
    
    49,1     
    Расходы на выплату «материнского капитала»                -     55     
 
 
 
      Анализ доходов и расходов, связанных  с формированием накопительной  части пенсий за период с  2007–2010 гг.
    В 2002 г. была проведена пенсионная реформа, в результате которой была введена накопительная часть трудовой пенсии. Накопительная составляющая бюджета Фонда сформирована по доходам в 2008 году в сумме 223,4 млрд. руб. и с ростом к 2010 году до 322,2 млрд. руб. Страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии по мере поступлений в соответствии с законодательством будут направляться на временное размещение в разрешенные виды активов. Доходы, полученные от временного размещения средств пенсионных накоплений, составят: в 2008 году – 8,8 млрд. руб., в 2009 году – 13,5 млрд. руб., в 2010 году – 15,7 млрд. руб. Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленные управляющими компаниями, определены: в 2008 году в сумме 2,3 млрд. руб. (около 4,37% от суммы прироста (дохода) средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление УК за период инвестирования), в 2009 году – 3,4 млрд. руб., в 2010 году – 5,0 млрд. руб
      2.3 Деятельность П.Ф. Р.Ф. по организации процесса инвестирования
    Действовавшая прежде пенсионная система основывалась на собирательно-распределительном  принципе, то есть взносы, перечисляемые  в Пенсионный фонд, направлялись на выплату текущих пенсий. Для обеспечения  минимальных выплат одному пенсионеру требовались взносы не менее чем  двух работающих. Однако демографическая  ситуация в России такова, что сегодня  на пенсионные выплаты одному пенсионеру приходятся отчисления с заработных плат менее чем двух граждан трудоспособного  возраста, а к 2020 году, по оценкам  экспертов, на одного работающего будет  приходиться один пенсионер. Соответственно, по мере старения населения России существовавшая ранее пенсионная система  не смогла бы обеспечить даже минимального уровня пенсионных выплат. Кроме того, в прежней пенсионной системе  размер пенсии зависел только от стажа  работы и от размера заработка  за два последних года трудовой деятельности, соответственно, вклад каждого человека в доходы пенсионной системы учитывался не полностью.
    В соответствии с мировой практикой  существует два пути обеспечения  минимальных пенсионных выплат в  условиях старения населения.
    Первый  — увеличение налогов. Однако такой  путь может привести к сокращению экономической активности населения  и негативно повлиять на экономический  рост страны.
    Второй  — переход к накопительной  пенсионной системе, в которой пенсионные взносы граждан накапливаются на индивидуальных счетах и инвестируются  на финансовых рынках для получения  дохода. Доход от инвестирования также  ежегодно зачисляется на индивидуальный счет гражданина. По достижении пенсионного  возраста из общей суммы средств, накопленной на индивидуальном счете, осуществляются пенсионные выплаты. Такой  путь позволяет увеличить выплаты  пропорционально полученным доходам  от инвестирования, а также обеспечить соответствие между совокупным заработком, полученным гражданином за все годы трудовой деятельности, и размером пенсионных выплат.
    Инвестирование  средств, как правило, осуществляется профессиональными участниками фондового рынка. Эту роль в рамках системы обязательного пенсионного страхования закон отводит управляющим компаниям, _которые будут заниматься размещением средств пенсионных накоплений, передаваемых им в управление Пенсионным фондом Российской Федерации. Закон предусматривает, что размещением пенсионных накоплений должны заниматься не менее трех управляющих компаний. Это создает возможность выбора между ними и создает стимулы для их эффективной работы.
    Регистрацией  и контролем за текущими операциями управляющих компаний по закону должен осуществлять специализированный депозитарий, который призван обеспечить соблюдение управляющими компаниями установленных законодательством правил инвестирования пенсионных накоплений. Законом предусмотрен только один специализированный депозитарий, что позволит ему контролировать весь процесс инвестирования в рамках Пенсионного фонда Российской Федерации.
    Отбор управляющих компаний и специализированного  депозитария для системы обязательного  пенсионного страхования осуществляется на конкурсной основе. К участию в конкурсе допускаются организации, имеющие соответствующие лицензии и опыт работы в качестве управляющей компании и специализированного депозитария с соответствующим составом и структурой активов, не подвергавшиеся процедурам банкротства либо санации в течение двух последних лет, удовлетворяющие установленным Правительством Российской Федерации требованиям к минимальному размеру собственного капитала, минимальному количеству клиентов (для спецдепозитария), профессиональной квалификации и опыту работы должностных лиц и сотрудников, другим требованиям.
    В состав конкурсной документации претендентов должны входить: заверенные аудитором бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за последние три года, а также перечень сведений об акционерах, участвующих в конкурсе компаний и депозитариев. Указанные требования позволяют ограничить участие в конкурсах недостаточно надежных организаций и избежать риск неквалифицированного управления средствами пенсионных накоплений.
    В рамках реализации накопительного компонента пенсионной системы Пенсионный фонд Российской Федерации аккумулирует страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, заключает и расторгает договоры с управляющими компаниями и специализированным депозитарием, отобранными по конкурсу, передает управляющим компаниям в доверительное управление средства пенсионных накоплений, ведет обособленный учет указанных средств и отражает их на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, запрашивает и получает у управляющих компаний средства на осуществление выплат, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.
    Управляющие компании, прошедшие конкурсный отбор на право участия в процессе инвестирования обязательных пенсионных накоплений должны соблюдать установленные законодательством правила инвестирования средств обязательного пенсионного страхования. Они обязаны заключить договор с тем же специализированным депозитарием, с которым заключил договор Пенсионный фонд Российской Федерации, и осуществлять операции со средствами пенсионных накоплений под его контролем. При осуществлении сделок пользоваться услугами только тех брокеров и кредитных организаций, которые отвечают установленным законом требованиям.
    Управляющие компании обязаны продавать находящиеся  в их управлении ценные бумаги по цене не ниже рыночной и покупать по цене не выше рыночной, а в случае отклонения от указанных цен отчитываться о соответствующих сделках перед федеральным уполномоченным органом.
    В течение всего периода действия договора доверительного управления средствами обязательного пенсионного страхования каждая управляющая компания должна поддерживать установленное соотношение собственного капитала и общей суммы находящихся в управлении активов. Компании обязаны регулярно рассчитывать по правилам ФКЦБ рыночную стоимость и стоимость чистых активов, что даст возможность судить о динамике роста пенсионных накоплений. О результатах инвестирования средств пенсионных накоплений управляющие компании отчитываются перед Пенсионным фондом Российской Федерации и уполномоченным федеральным органом.
    Отобранный  по конкурсу специализированный депозитарий заключает договор об оказании услуг специализированного депозитария с Пенсионным фондом Российской Федерации и с каждой из отобранных управляющих компаний. По каждой управляющей компании спецдепозитарий открывает отдельный счет для учета прав на ценные бумаги, приобретаемые на средства пенсионных накоплений.
    Спецдепозитарий ведет учет ценных бумаг, приобретаемых соответствующей управляющей компанией, и учет перехода прав на эти ценные бумаги, а также осуществляет контроль за определением управляющими компаниями стоимости чистых активов и соответствием деятельности управляющих компаний и других участников процесса инвестирования пенсионных накоплений требованиям закона и иных нормативных актов. В случае выявления при осуществлении контроля существенных нарушений, в обязанности спецдепозитария входит информирование о них уполномоченного федерального органа, ФКЦБ, Пенсионного фонда Российской Федерации и соответствующей управляющей компании.
    Спецдепозитарий должен поддерживать установленное соотношение собственного капитала и общей суммы обслуживаемых активов. О видах и стоимости ценных бумаг и о стоимости чистых активов, находящихся в управлении компаний, специализированный депозитарий информирует Пенсионный фонд Российской Федерации и уполномоченный федеральный орган.
    Средства  обязательных пенсионных накоплений, находящиеся в управлении, зачисляются на отдельный банковский счет. При этом закон запрещает зачислять на указанный счет иные средства, не являющиеся пенсионными накоплениями. Эти средства подлежат исключительно целевому использованию в соответствии с требованиями федерального закона. На указанные средства не может быть обращено взыскание по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации, специализированного депозитария или управляющей компании, не связанным с финансированием накопительной части трудовой пенсии. Такой порядок работы с пенсионными накоплениями является одним из важных условий их сохранности.
    Инвестирование  пенсионных накоплений осуществляется в два этапа. На первом этапе поступившие от плательщиков не персонифицированные страховые взносы подлежат временному размещению Пенсионным фондом Российской Федерации. Размещение их осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Опыт первого решения Правительства Российской Федерации по размещению указанных средств показывает, что они инвестируются в весьма консервативный портфель, который состоит из государственных рублевых и валютных ценных бумаг. Цель такого размещения состоит главным образом в том, чтобы защитить средства от обесценения в результате инфляции. Прирост указанных средств в реальном выражении за период их временного размещения маловероятен.
    После проведения персонификации пенсионных накоплений с 1 января 2004 года застрахованным лицам предоставляется право выбора управляющей компании, или по существу инвестиционного портфеля, который формируется соответствующей управляющей компанией. В том случае, если застрахованное лицо не воспользуется правом выбора инвестиционного портфеля, его средства будут направлены в государственную инвестиционную компанию, которая будет назначена в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
    Передача  средств в управляющие компании расширяет круг объектов инвестирования, в которые могут быть размещены  пенсионные накопления. Это в свою очередь дает возможность повысить доходность от размещения пенсионных накоплений. Вместе с тем, в целях защиты средств от потерь, законом установлены ограничения как по кругу объектов инвестирования, так и по их структуре, с тем, чтобы пенсионные накопления могли быть инвестированы только в достаточно надежные активы.
    К числу разрешенных законом объектов инвестирования отнесены государственные  ценные бумаги Российской Федерации и ее субъектов, акции и облигации российской эмитентов, паи (доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в ценные бумаги иностранных эмитентов, ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации, денежные средства в кредитных организациях. Размещение пенсионных накоплений в иные объекты инвестирования прямо запрещено законом. Законом Правительству Российской Федерации предоставлено право, устанавливать дополнительные ограничения по использованию разрешенных активов в качестве объектов инвестирования.
    Размещение  в российские ценные бумаги разрешается только при условии, что эти ценные бумаги обращаются на организованном рынке ценных бумаг. Исключением являются ценные бумаги Российской Федерации, которые специально выпущены для размещения средств институциональных инвесторов. Размещать средства в кредитных организациях можно только при условии соответствия этих организаций требованиям законодательства.
    Инвестирование  в ценные бумаги зарубежных эмитентов  осуществляется только путем приобретения паев (акций, долей) в индексных инвестиционных фондах. Это один из наиболее надежных и низкозатратных способов инвестирования. При этом законодательством устанавливаются ограничения по объемам средств, инвестируемых в зарубежные активы, и жесткие требования к отбору инвестиционных фондов.
    Совокупный  инвестиционный портфель управляющих  компаний, которым Пенсионным фондом Российской Федерации переданы в  управление средства, не может включать более 30% совокупного объема находящихся  в обращении ценных бумаг одного эмитента.6 Максимальная доля одного эмитента в инвестиционном портфеле одной управляющей компании не должна превышать 5%. Указанные ограничения не распространяются только на государственные ценные бумаги Российской Федерации. На размещение в кредитные организации не может быть направлено более 20%. Установлен также ряд других ограничений, а Правительству Российской Федерации предоставлено право корректировать указанные ограничения в рамках установленных предельных значений.
    Государственное регулирование и контроль в сфере  формирования и инвестирования средств  пенсионных накоплений будет возложено на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Уполномоченный орган будет осуществлять контроль за соблюде
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.