На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Брак и семья в римском праве

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Министерство  образования и  науки Российской Федерации
Филиал
Федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
в г. Калуге
(Филиал  РГГУ в г. Калуге) 
 

Чернышов Александр Витальевич
БРАК  И СЕМЬЯ В РИМСКОМ  ПРАВЕ.
Реферат по дисциплине Римское право
студента 2  курса  д/о группы  ЮО-210
                                                                                       
 

                                                                        Научный руководитель:
               Калугин 
 
 
 
 
 
 
 

Калуга  2011
    СОДЕРЖАНИЕ 

Введение           3
1. Общий строй римской семьи       5
      Агнатическое и когнатическое родство    5
      Римская семья         9
2. Правовые отношения в семье                                15
   2.1. Отношения между супругами      15
   2.2. Правовые отношения родителей и детей     18
Заключение          21
Список  литературы         23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Отец  и мать, сыновья и дочери, двор и жилища, слуги и утварь - вот  те естественные элементы, из которых  слагается домашний быт повсюду, где полигамия не уничтожила настоящего значения матери семейства.
     Способные к более высокой культуре народы расходятся между собой в том, что сознают и регулируют эти  естественные различия то поверхностнее, то глубже, то преимущественно с их нравственной стороны, то преимущественно с их юридической стороны, но ни один из них не может равняться с римлянами в ясном и неумолимо строгом проведении тех юридических основ, которые намечены самой природой.
     Слово "семья" по-латыни означает "фамилия". В Риме семья считалась важнейшей  ячейкой общества. Положение человека зависело от того, в какой семье  он родился. Семья владела собственностью. В семье осуществлялось воспитание детей.
     Во  главе фамилии стоял отец, обладающий полной властью над женой, детьми, домочадцами. Отец мог судить, наказывать и даже казнить их. Однако, как  правило, от отца семейства обычай требовал не жестокости, а строгости и справедливости. В состав фамилии входили отец. его жена - мать семейства, дети, жены и дети взрослых сыновей, а также рабы. Когда отец умирал, ;ын становился главой новой семьи. Близкая по крови группа семей образовывала римский род. Мать семейства пользовалась почетом и уважением. Замужнюю римлянку называли матроной. Перед ее авторитетом склонялись даже взрослые сыновья. Мать семейства охраняла нравственные устои фамилии, следила, чтобы поведение всех ее членов было достойным, отвечало римским обычаям. Ее заботой было приумножение не только благосостояния семьи, но и общественного уважения к ней.
     Дети  в римской семье воспитывались  в строгости. Они должны были выказывать родителям уважение и преданность. Когда ребенок рождался, его обмывали и клали к ногам отца. Признавая  ребенка своим, отец поднимал его  на руки. Так ребенок становился членом фамилии. На 9-й день после рождения ребенку давали имя. Во время церемонии наречения именем на него надевали особый амулет - буллу, который должен был защитить от злых духов. В 14 лет мальчика признавали взрослым. Его приводили на форум, где в торжественной обстановке с него снимали детскую буллу и впервые надевали на него одежду взрослого. После этого молодой человек считался полноправным римским гражданином.
    Актуальность  темы. От  благополучия каждой отдельной  семьи будет в конечном итоге  зависеть благополучие и поступательное развитие общества и государства  в целом. Следовательно, роль ее достаточно велика, и ее нельзя не учитывать  при тщательном анализе какой- либо исторической ситуации.
    Целью работы служит исследование вопросов, касающихся семьи и брака, как  способа ее создания в древнем  Риме. В связи с оговорённой  целью в работе решается ряд задач:
    рассмотреть общий строй римской семьи;
    изучить отношения в римской семье между супругами;
    изучить правовые отношения в римской семье между родителями и детьми.
    Предмет исследования – римские правоотношения.
    Объект  исследования – семья в римском  праве. 
 
 
 
 
 
 
 

    ОБЩИЙ СТРОЙ РИМСКОЙ  СЕМЬИ
 
      Агнатическое и когнатическое родство
 
   Римскую семью мог основать только гражданин  как обладатель права вступать в  римский брак.   В отличие  от семей других народов, в которых  правовое значение имеет кровное (когнатическое  родство) родство, в римской семье  юридическими значимым было агнатическое родство, основанное на власти и подчинении. Соответственно, члены римской семьи делились на подчиненных и главу семьи (патерфамилиас), осуществляющего власть над ними. Главный признак правового положения главы семьи – независимость от чьей-либо власти в семейном порядке, т.е. его власть над членами семьи (которая могла быть потенциальной) – второстепенный признак, вытекающий их первого.
     Домовладыка имел полную власть над всеми членами семьи (женой, детьми, внуками, правнуками,  женами сыновей и т.д.), включающую право жизни и смерти, отказа от новорожденного, продажи в рабство, телесных наказаний, выдачи по ноксальному иску, расторжения брака женатых сыновей, изгнания из дома. Он полностью обладал также имуществом семьи и распоряжался им по своему усмотрению. Никакие обстоятельства не освобождали сыновей и внуков от подчинения домовладыке: ни возраст, ни занятие должности магистрата. Оно прекращалось лишь со смертью или по воле главы семьи. С его смертью сыновья, освободившись от зависимости своего отца, становились домовладыками, жены сыновей переходили под власть своих мужей, внуки под власть своих отцов, над вдовой учреждалась опека сыновей. Сами римляне осознавали исключительность положения главы семьи (патерфамилиас): «едва ли еще есть какие-нибудь люди, которые имели бы над детьми своими такую же власть как мы», - писал Гай.[4]
    Новейшие исследования, в частности  работы английского профессора  Крука, свидетельствуют о том, что с течением времени обычаи и общественное мнение значительно ограничивали возможный произвол домовладыки. [4]
     Как выясняется, пожизненная власть над  взрослыми сыновьями в общественной жизни не играла никакой роли. Вопреки  утвердившемуся мнению, женатые сыновья, занимавшие высокие должности, в  действительности не были лишены собственных  средств. Они жили отдельно и получали годовое содержание. Лишение сыновей  наследства при отсутствии серьезных  причин расценивалось как безумие. Ограничения власти вводились с  давних пор. Согласно традиции, еще  Ромул запретил лишать жизни новорожденных. Затем было запрещено право отца продавать детей в рабство, а  убийство их квалифицировалось как  преступление. Магистраты и суд восстанавливали  в правах наследников, несправедливо  лишенных наследства. Был издан ряд  законов, ограничивающих произвол при  отчуждении имущества. Таким образом, власть домовладыки, хотя и сохранявшаяся на протяжении всей римской истории, подвергалась значительной корректировке.
  На  праве власти над детьми  основывалась  римская семья и агнатическое родство, которое в свою очередь, являлось основанием возникновения права наследования, а также установления опеки над недееспособными. Поскольку римская семья – это совокупность лиц, подчиненных одной и той же «патрия потестас», все они агнаты главы семьи. Агнатами являлись не только кровные родственники (сын, дочь, внуки) но некровные (жена подвластного сына или усыновленный). Причем агнатичнское родство возникало по мужской линии. Так, дочь главы семьи, выйдя замуж, становилась агнаткой в семье мужа, агнатические связи с семьей отца прекращались.
   Социальные процессы, следовавшие  за развитием экономических отношений,  последовательно ограничившие права  власти над детьми с одновременным  расширением личных и имущественных  и имущественных прав подвластных, привели, в конечном счете, к вытеснению агнатического родства когнатическим. Инициатива в этой эволюции принадлежала претору, затем была продолжена императорским законодательством. Окончательно принцип когнатического родства был утвержден Новеллами Юстиниана.
   В когнатическом родстве различают  линии и степени. Линия называется прямой восходящей, если речь идет о лицах, происходящих один от другого, от потомка к предку (внук, сын, отец), и прямой нисходящей, если речь идет о происхождении от предка к потомку (отец, сын, внук). Боковая линия объединят лиц, имеющих общего предка (брат и сестра, дядя и племянник).
    Степень родства, как в прямой, так и в боковой линии, определяется  числом рождений между двумя  родственниками, на которое они  отстоят одно от другого. Мать  и сын находится в первой  степени родства – их родство  возникло в результате рождения  сына. Родные брат и сестра  – родственники второй степени,  дядя и племянник – третьей.  Боковое родство может быть  полнородным  и не полнородным:  единокровным и единоутробным.
        От родства отличается свойство, представляющее собой отношение одного из супругой к родственникам другого. Следовательно, родственники супругов между собой в свойстве не состоят. Степень свойства соответствует степени родства между супругом и тем из его родственников, применительно к которому определяется степень свойства, связывающего его с другим супругом. Так, сестра жены состоит во второй степени свойства с ее мужем. Отношения свойства прекращаются с расторжением брака.
     В римском праве с древнейших времен отмечен тот факт, что самостоятельно располагать собственными правами  и самостоятельно отвечать за противоправные действия могут лишь те физические лица, которые своим возрастом, своими психическими, моральными и физическими  качествами и, согласно представлениям римлян, своим полом гарантируют, что в своих правовых действиях  могут вести себя как разумные люди. В тех случаях, когда из-за недостаточного возраста, половых, психических, моральных или физических недостатков субъекта права не существовало таких гарантий, по установлениям римского права у таких дефектных субъектов исключалась дееспособность целиком или частично.
     Недостаток  дееспособности таких лиц возмещался установлением опеки, действующей  за субъекта, который не мог быть дееспособным по природе, соответственно установлением опекунства, действующего за субъекта, который по природе мог быть дееспособным, но не обладал этим свойством из-за личных недостатков.
    Правовые установления об опеке  и попечительстве определяются  как свод правовых установлений, регулирующих отношения лиц в  семье. Впрочем, опека и попечительство  являются правовыми институтами,  наиболее тесно связанными с  вопросами дееспособности лиц.
   В римском праве власть главы  семьи была пожизненной. Поэтому  не существовало проблемы дееспособности  лиц. Они не обладали правоспособностью  и находились под властью гл. семьи. 
     Между тем, именно в связи с правилами  организации семейной власти и в  связи с целым рядом естественных обстоятельств проблема дееспособности возникла у лиц, которые по какой-либо причине не находились под «патер потестас» и за которыми признавалось свойство лиц, которое предназначалось и  главе семьи. Хотя они находились в таких обстоятельствах, что нельзя было ожидать от них самостоятельного и разумного способа пользования признанными правами. Для таких случаев требовалось создание правил компенсирования или восполнения недостатков дееспособности таких лиц. Свод правовых установлений, упорядочивающих эти правила, составлял опекунское и попечительское право, т. е. в римском праве существовало два института, целью которых являлось компенсирование или восполнение недостатков дееспособности полностью или частично недееспособных лиц.
     Ясного  разграничения опеки и попечительства, последовательно проводимого в  древнем и классическом праве, в  подклассическом праве уже не существовало. К объединению этих понятий привело введение установления постоянного попечительства над лицами моложе 25 лет.  
 

     1.2. Римская семья 

   Семья, т.е. достигший за смертью отца полноправности свободный мужчина вместе с женой, которую торжественно сочетали с ним священнослужители для совместного пользования водой и огнем путем принесения в жертву хлеба с солью (confarreatio), также их сыновья и сыновья их сыновей вместе со своими законными женами, их незамужние дочери и дочери их сыновей, равно как все принадлежащее кому-либо из них имущество, - было одним нераздельным целым, в которое не входили только дети дочерей, так как если эти дети были прижиты в браке, то принадлежали к семейству мужа, если же были прижиты вне брака, то не принадлежали ни к какому семейству. [10]
     Собственный дом и дети являлись для римского гражданина целью и сутью жизни. Смерть не считалась несчастьем, потому что она неизбежна, но вымирание  семейства или тем более вымирание  целого рода считалось бедствием  даже для общины, которая поэтому  исстари доставляла бездетным людям  возможность избегать такого горя посредством  законного усыновления чужих  детей. Римская семья исстари  носила в себе условия высшей культуры благодаря тому, что взаимное положение  ее членов было основано на нравственных началах.
     Главой  семьи мог быть только мужчина; хотя женщина и не отставала от мужчины в том, что касалось приобретения собственности и денег (дочь получала одинаковую долю наследства с братьями, мать - одинаковую долю наследства с детьми), но она всегда и неизбежно принадлежала дому, а не общине и в этом доме также неизбежно находилась в подчинении: дочь подчинялась отцу, жена - мужу, лишившаяся отца незамужняя женщина - своим ближайшим родственникам мужского пола и этим родственникам, а не царю была при случае подсудна.
     Но  внутри дома жена была не служанкой, а  госпожой. Освобожденная от перемалывания  зернового хлеба и кухонной стряпни, которые, по римским понятиям, были делом челяди, она посвящала себя только надзору за служанками и своему веретену, которое было для женщины  тем же, чем был плуг для мужчины.
     Римский народ так же цельно и глубоко  сознавал нравственные обязанности  родителей к детям и считал преступным того отца, который не заботился  о своих детях или развращал  их, или даже только растрачивал  им во вред свое состояние. Но в правовом отношении семьей безусловно руководила и управляла всемогущая воля отца семейства (pater familias). Перед ним было бесправно все, что входит в сферу домашнего быта: вол и невольник и нисколько не менее жена и дети.
     Как девушка становится законною женою  мужчины по его свободному выбору, так точно от его свободной  воли зависит воспитывать или  не воспитывать детей, которых родит  ему жена. Это воззрение не вытекает из равнодушия к семейству, напротив того, римский народ был проникнут  глубоким и искренним убеждением, что обзаводиться своим домом  и производить на свет детей - нравственная обязанность и гражданский долг. Едва ли не единственным примером пособия, выдававшегося в Риме на общинный счет, было то постановление, что отец, у которого родилась тройня, имел право  на вспомоществование; а как смотрели римляне на тех, кто бросал своих  детей немедленно после их рождения, видно из того, что было запрещено  бросать сыновей, за исключением  родившихся уродами, и в крайнем случае лишь первую дочь.
     Но  как бы ни казалось вредным для  общества бросание только что родившихся детей, это запрещение скоро превратилось из угрозы наказания в угрозу религиозного проклятия, так как, прежде всего, существовало правило, что отец - неограниченный властелин в своем доме. Отец семейства  не только держал всех домашних в самом строгом повиновении, но также имел право и был обязан чинить над ними суд и расправу и по своему усмотрению подвергать их телесным наказаниям и смертной казни.
     Взрослый  сын мог завести свое особое хозяйство  или, как выражались римляне, получить от отца в собственность “свой  скот” (peculium), но по закону все, что приобреталось членами семьи, собственным ли трудом или в виде подарка от постороннего лица, в отцовском доме или в своем собственном, составляло собственность отца, и, пока отец был жив, подчиненное ему лицо не могло приобретать собственности и потому не могло ничего отчуждать иначе как по поручению отца и никогда не могло получать никакого наследства. В этом отношении жена и дети стояли совершенно в одном ряду с рабами, которым также нередко дозволялось обзаводиться собственным хозяйством и которые также могли отчуждать по поручению господина.
     Отец  даже мог передавать постороннему лицу в собственность как своего раба, так и своего сына; если покупатель был чужеземец, то проданный ему сын становился его рабом, если же он был римлянин, то этот сын, по крайней мере, заменял ему раба, так как римлянин не мог быть рабом другого римлянина. Власть отца и мужа была ограничена только тем, что некоторые из самых возмутительных ее злоупотреблений подвергались как установленному законом наказанию, так и религиозному проклятию.
     Так, например, кроме упомянутого ранее  ограничения отцовского права бросать  новорожденных детей наказание  угрожало тому, кто продавал свою законную жену или своего женатого сына, а  семейным обычаем было установлено, что при отправлении домашнего  правосудия отец и в особенности  муж не могли выносить обвинительного приговора над своими детьми и  над своей женой, не посоветовавшись  предварительно как со своим ближайшими кровными родственниками, так и с родственниками своей жены. Но этот обычай не был правовым ограничением отцовской власти, так как призванные к участию в домашнем суде кровные родственники не разделяли судейских прав отца семейства, а только служили ему советниками. Власть главы семейства не только была по своей сущности неограниченной и неответственной ни перед кем на земле, но пока этот владыка дома был жив, она также была неизменной и несокрушимой.
     По  греческим законам, точно так  же как и по германским, взрослый и фактически самостоятельный сын  считался и юридически независимым  от своего отца; но власть римского отца семейства при его жизни не могли уничтожить ни его преклонные лета, ни его безумие, ни даже его  собственная свободная воля.
     Могла только произойти замена одного властелина другим, так как ребенок мог  перейти путем усыновления под  власть другого отца, а вступившая в законный брак дочь переходила из-под  власти отца под власть мужа, переходила от отцовского рода и из-под охраны богов отца в род мужа и под  охрану его богов, поступая в такую  же зависимость от мужа, в какой  прежде находилась от отца. По римскому праву, рабу было легче освободиться из-под власти господина, чем сыну из-под власти отца. Освобождение первого было дозволено еще в раннюю пору и сопровождалось исполнением несложных формальностей, а освобождение второго сделалось возможным лишь гораздо позднее и притом далеким окольным путем. Даже в случае, если господин продал своего раба или отец своего сына, а покупатель отпустил того или другого на волю, раб получал свободу, а сын снова поступал под отцовскую власть.
     Таким образом, вследствие неумолимой последовательности, с которою римляне обставили  власть отца и мужа, эта власть превратилась в настоящее право собственности. Однако, несмотря на то, что власть отца семейства над женою и детьми имела большое сходство с его  властью над рабами и над домашним скотом, члены семьи все-таки резко  отличались от семейной собственности  не только фактически, но и юридически.
     Кроме того, что власть главы семейства  была действительной только внутри дома, она была сама по себе преходящей и  имела в некоторой мере представительный характер. Жена и дети существовали не исключительно для отца семейства, как собственность существует только для собственника и как в деспотическом государстве подданные существуют только для монарха; они, правда, также были предметом права, но они вместе с тем имели и свои собственные права — были лицами, а не вещами. Только их права оставались без практического применения, потому что для единства семьи было необходимо, чтобы она управлялась только одним представителем. Но, когда глава семейства умирал, сыновья становились само собой во главе своих семейств и в свою очередь получали над женами, детьми и имуществом такие же права, какие имел над ними самими их отец. Юридическое же положение раба нисколько не изменялось вследствие смерти его господина.
     Так как по самым древним римским  понятиям женщина была неспособна пользоваться властью ни над другими, ни над  самой собою, то власть над нею  или — по более мягкому выражению  — опека (tutela) над нею по-прежнему принадлежала ее семье и переходила от умершего главы семейства к ближайшим членам семьи мужского пола, т.е. власть над матерью переходила к ее сыновьям, власть над сестрами — к их братьям. Таким образом, раз основанная семья не переставала существовать до тех пор, пока не вымирало мужское потомство ее основателя. Но связь одного поколения с другим конечно мало-помалу ослабевала, и в конце концов даже становилось невозможным доказать первоначальное единство их происхождения.
     На  этом и только на этом основано отличие  семьи от рода или, по римскому выражению, агнатов от родичей. Под этими  обоими выражениями разумеется мужская  линия.
   К этим крепко замкнутым и соединенным под властью одного господина семьям или же к происшедшим от их разложения семейным и родовым единицам также принадлежали и другие люди — не гости, т.е. не члены других однородных обществ, временно пребывавшие в чужом доме, и не рабы, считавшиеся по закону не членами семейства, а его собственностью, но люди не менее зависимые (clientes от cluere), т.е. такие, которые, не будучи свободными гражданами какой-либо общины, тем не менее, живут в общине и пользуются свободой благодаря чьему-либо покровительству. Сюда принадлежали частью люди, покинувшие свою родину и нашедшие убежище у какого-нибудь иноземного покровителя, частью те рабы, по отношению к которым их господин временно отказался от пользования своими правами и которым он даровал фактическую свободу.
     Эти отношения в их своеобразии не были такими же строго юридическими, как  отношения к гостю; клиент оставался  несвободным человеком, для которого неволя смягчалась данным ему честным  словом и обычаями.
     Оттого-то домашние клиенты и составляли вместе с настоящими рабами домашнюю челядь (familia), зависевшую от произвола гражданина (patronus или patricius), оттого-то самые древние постановления предоставляли гражданину право отбирать имущество клиента частью или сполна, в случае надобности снова обращать клиента в рабство и даже наказывать его смертью; фактическое же различие между рабом и клиентом состояло в том, что этими правами господина не так легко было пользоваться во всем их объеме в отношении клиентов, как в отношении настоящих рабов, и что, с другой стороны, нравственная обязанность господина заботиться о его собственных людях и быть их заступником получила более важное значение по отношению к клиентам (фактически поставленным в положение более свободных людей), нежели по отношению к рабам.
     Фактическая свобода клиента должна была близко подходить к юридической, в особенности  в том случае, когда отношения  между клиентом и его патроном не прерывались в течение нескольких поколений: в самом деле, если отпустивший  на волю и отпущенник оба умерли, то было бы вопиющей несправедливостью, если бы потомки первого потребовали  права собственности над потомками  второго.
     Таким образом, даже в доме римского отца семейства образовался особый круг зависимых свободных людей, которые  отличались от рабов так же, как  и от равноправных членов рода. 
 
 

    ПРАВОВЫЕ  ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ
 
      Отношения между супругами
 
   Древнейшая  форма римского брака cum manu, устанавливающая власть мужа над личностью жены. Со вступлением в брак женщина становилась подчиненной мужу. Но уже в законах 12 таблиц содержалась норма, позволяющая избежать строгих последствий этого брака. В случае заключения брака с недостатками формы супружеская власть приобреталась одногодичным непрерывным осуществлением брака. Тем самым признаком брака признавалась непрерывная в течение года супружеская общность. Давность прерывалась и супружеская власть не наступала, если женщина проводила 3 ночи подряд вне дома мужа. Эта процедура могла повторяться ежегодно. Таким образом, воля супругов была направлена на брак, но не на супружескую власть.
   При браке без супружеской власти женщина не становилась агнаткой в семье мужа, но оставалась под властью своего отца или своих агнатских опекунов. В соответствии же с принципом цивильного права без супружеской власти (манус) не создается агнатическая семья. Тем не менее, брак без супружеской власти признавался браком цивильного права. Дети от такого брака следовали правовому положению отца. Следствием «триноктиум» таким образом, явилась тенденция отрицания супружеской власти как непременного признака римского брака. Довольно продолжительное время обе формы брака сосуществовали. С постепенной утратой значения супружеской власти (манус) отпадает и требование «триноктиум».
   Брак  sine manu – неформальный свободный союз супругов- заключался посредством простого соглашения, юридически завершающим актом которого был привод невесты в дом жениха. В отличие от предыдущего брака, в котором определяющей была воля мужа, данный брак расторгался односторонним заявлением одного из супругов без указания каких-либо оснований развода.
   В агнатической семье жена не
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.