Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы развития федерализма в современной России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                Министерство образования и науки  РФ
                БГОУ  ВПО  " Орловский государственный  университет"
                                      Факультет  естественных наук 
                                               Кафедра  географии
                       
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Курсовая работа
              Проблемы  развития федерализма  в  современной России              
 
 

                                                                                                                Выполнил :
                                                                                       студент  2 курса  2 группы 
                                                                              факультета естественных наук
                                                                             Щербатов  Андрей  Геннадьевич                                                                                                                                            
                                                                                     Руководитель :к.г.н., доцент 
                                                                                   Суханов Леонид Васильевич 
 

                                                         

                                                      Орел 2011
                                          
                                            СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..........  3 

Глава 1. История  федерализма 

1.Понятие и   сущность федерализма..................................................................6
2.Становление  и  развитие федерализма в Российской  Федерации..............9
3.Проблемы современного  федерализма...........................................................14 

Глава 2.История  административно- территориального  устройства   России 

1. Административное  деление СССР.................................................................16
2.Административное  деление России................................................................19
3. Национальный  состав населения России......................................................21 
 

Глава 3. Международный  опыт  и особенности Российского федерализма 

1.Особенности  Российского федерализма........................................................25
2. Типы федераций..............................................................................................28
3.Основные тенденции  развития федерализма за рубежом...........................33 
 
 

Заключение ..........................................................................................................40 
 

Литература 

                                                           Введение.
     Россия  в  начале  21 века переживает сложный переходный период в своем экономическом и  политическом  развитии. Стране приходится одновременно  решать ряд серьезных социально-политических  и экономических проблем,охватывающих существенные аспекты общественного, государственного и  федеративного устройства России.Любая федерация обладает своеобразными  чертами ,что отражает специфику исторического развития ,традиций ,культуры  народа,социально-этнического состава общества и т.д.Но  при всех различиях  и  особенностях есть признаки ,общие для федера-ций.Одним из них является  разграничение предметов ведение и полномочий федерального центра и  субъектов федераций. Формально - юридически наша  страна обладает основными признаками  федеративного государства.90-е годы ознаменовались формированием новых федеративных отношений  в   России. Выход  из  острого  политического государственного  кризиса   известной  степени  определился подписанием Федеративного Договора, который предотвратил развал России по примеру Советского Союза. В последующем Федеративный Договор стал составной частью новой Конституции, которая провозгласила федерализм в качестве одного из основополагающих принципов государственного устройства, принцип разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации,а также равноправие субъектов Федерации в отношениях с федеральной властью, что явилось важным шагом по пути продвижения к реальному федерализму. Потребовался сложный, длительный  процесс,  чтобы  субъекты  Федерации  получили юридически равные права. Но говорить о фактическом равенстве субъектов Федерации еще рано, так как, прежде всего не завершено формирование политико-правовых основ разграничения полномочий. Конституция России 1993 г. характеризует ее государственный строй как федерацию. Однако справедливо отмечается в литературе, что «любая конституция, принятая в переходный период, имеет преимущественно рескриптивный характер. Она не фиксирует наличное государственное устройство, а описывает его должное  состояние.Конституция закрепляет только общие принципы федеративного устройства, оставляя «на потом» и их доктринальную конкретизацию, и выработку механизмов их реализации. Разница в уровне обеспеченность стандартами социальных благ между субъектами Федерации сильно различается, что крайне опасно для федеративного государства. Однако имеющиеся в конституциях республик и уставах других субъектов Федерации несоответствия важным положениям федеральной Конституции достаточно остро ставят вопрос о гарантиях равноправия всех субъектов Российской Федерации, образованных по национальному или территориальному признакам. В решении этой проблемы сталкиваются два подхода: в республиках считают правомерным существование неравноправного конституционного статуса других субъектов Федерации, а в краях и областях ставят вопрос о выравнивании их статуса с республиками.Сегодня из 89 субъектов Федерации только 10 обеспечивают более половины поступлений в доходную часть федерального бюджета. В то же время многие территории не только не в состоянии перечислять сколько-нибудь значительные суммы в федеральный бюджет, но и сами оказываются во все большей зависимости от финансовой поддержки центра. В связи с этим должны быть разработаны научно-обоснованные программы преодоления этих противоречий, прежде всего путем устранения различий в социально-экономическом развитии территорий.Повышенный интерес к проблеме федерализма не является случайным, так как уже давно федерализм превращается в важнейшую составную часть мировой политической жизни. Тем не менее, указанная проблема относится к числу наименее разработанных в России. До последнего времени имеющиеся по этой проблеме публикации по преимуществу рассматривали отдельные вопросы отношений власти по вертикали и управления "федеральный центр - субъекты Федерации - местное самоуправление". И лишь за редким исключением к России подходили как к объекту управления, имеющему федеративную природу. В любом случае знаний, полученных в результате исследований, недостаточно, и это должно стимулировать поиски. Исходя из всего вышеперечисленного, цель данной курсовой работы – комплексное рассмотрение состояния и развития современного этапа федерализма в Российской Федерации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава1. История  Федерализма. 

1.1. Понятие и сущность федерализма. 

           Понятие "федерализм" шире понятия "федерация". Суть его состоит, прежде всего, в том, что федерализм включает в себя систему основных признаков и принципов определенной формы государственного устройства, характеризующих организацию и функционирование федеративного государства любой страны и отличающих его от унитарного. Федерациями, например, стали называться и государства с формами устройства, ставшими результатом не добровольного волеизъявления и согласия, а навязанной сверху модели. В настоящее время в политологической и правовой литературе существует множество представлений о том, что такое федерация и федерализм. Например, отмечается, что «не существует никакой   всеохватывающей теории федерализма, хотя имеется множества определений «федерализма»… Теория федерализма еще развивается». «Несмотря на постоянное использование, термин «федерация» является все еще не ясным. Нет общепринятого определения. В узком смысле федерализм обозначает взаимоотношения между различными уровнями государственной власти, то есть ее функционирование по всей вертикали между федеральным центром и субъектами Федерации: в более широком - сочетание самоуправления и долевого правления через конституционное соучастие во власти на основе децентрализации .Классический федерализм означает форму политической организации нескольких территориальных или национальных сообществ, бывших независимыми, но решивших объединиться в единое политическое образование. Необходимо отметить, что понятия "федерация" и "федерализм" не всегда совпадают. Федерация  - это  форма  государственного  устройства, предполагающая образование единого государства из нескольких государственных    образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью. Понятие "федерализм" шире и сложнее понятия "федерация" поскольку включает в себя не только теориюфедеративного государства, но и принципы политической организации, которые позволяют объединить независимые государства под руководством центрального правительства, оставляя за каждым из них определенную долю прав. Обращаясь к понятию «федерализм», известный американский политолог, специалист в области проблем федерализма профессор Д. Элазар указывает на многозначность данного понятия: оно применялось для характеристики нескольких разновидностей политического устройства; федерализм направлен на достижение как единства, так и разнообразия; федерализм означает как структуру, так и процесс управления; федерализм является как политическим, так и социально-культурным феноменом; федерализм касается и средств, и целей; при помощи федерализма преследуются как ограниченные, так и широкие цели. Сам Д. Элазар считает наиболее простым такое определение федерализма: самоуправление плюс поделенное управление, то есть управление, разделенное на два уровня – федеральный и региональный.Кроме того, в современных условиях федерализм следует рассматривать в большей степени как принцип связи частей и целого в территориально-политическом устройстве государства, а также как политико-правовую   идею   достижения   компромисса   между общегосударственными и местными интересами. Важнейшие цели федеративного государства: Федерации создаются для согласования и обеспечения единства и разнообразия интересов отдельных регионов.Федерализм - это политико-правовой механизм, защищающий местные сообщества от тирании центрального правительства.Федерализм является средством демократизации, поскольку позволяет население участвовать в политическом процессе на нескольких уровнях власти. Федерализм представляет собой метод повышения эффективности государственного управления.Существует пять исходных принципов федерализма, на которых базируются существующие ныне федеративные государства: 1) запрет на сецессию, то есть на отделение субъекта от Федерации, что гарантирует государству территориальную целостность: 2) запрет не одностороннее изменение статуса субъекта Федерации, так как иначе это задевает интересы других субъектов: 3) свободное передвижение людей, товаров и т.п. по всей Федерации, то есть внутренние границы не должны превращаться в государственные:4) верховенство федерального законодательства:5) единство основ государственного строя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.  Становление и  развитие федерализма в  России. 
 

          До революции 1917 г. Россия развивалась как унитарное государство на протяжении почти тысячи лет. Поэтому федерализм в России рассматривается с 1918 г., со Всероссийского съезда советов. В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:1) создание основ социалистического федерализма (1918-1936 гг.); 2) утверждение фактического унитаризма в организации государственной власти в условиях сложной организации территории России (1937-1985 гг.); 3) реформы государственного устройства перед принятием Конституции РФ 1993 г. 1. Федерализм в России возник и развивался по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию власти, а преодоление "национального гнета". В федерации виделся государственно-правовой базис мировой социалистической революции, которую проповедовали большевики. Оснований для цивилизованного федерализма в стране, до 1917 г. бывшей унитарным государством, не было, ибо подавляющую часть населения составляли русские, и поэтому РСФСР могла сложиться только как федерация, основанная на автономии небольшого числа других наций с произвольными границами  Российская Федерация была провозглашена на III Всероссийском съезде советов в январе 1918 г. Этим устанавливалось новое государственное устройство не только России, но и всей бывшей Российской империи. Но на первых порах федерации всех бывших окраинных территорий Российской империи не получилось. Была провозглашена независимость Финляндии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, а Украина, Белоруссия, Туркестан и закавказские республики, также объявленные независимыми, вступили в договорные отношения с Российской Федерацией.На собственно российской территории начался хаотичные процесс создания автономий по национальному или географическому признаку, хотя ясных границ национального расселения не существовало. Тем не менее, этот процесс активизировался после принятия Конституции РСФСР от 10 июля 1918 г. Были созданы Башкирская, Татарская и другие АССР, а также ряд автономных областей. Но большинство административно-территориальных частей России оставалось в статусе областей и губерний, в которых были созданы административные органы для решения вопросов национальных меньшинств. Всего в 1923 г. в составе РСФСР находилось 11 автономных республик, 14 автономных областей и 63 губернии и области.  Процесс создания автономий, изменение их границ и полномочий продолжался и после принятия в 1925 г. новой Конституции РСФСР.Созданный в 1922 г., СССР являл собой совершенно иное федеративное государство, ибо состоял из равных субъектов с правом выхода из федерации. Это объединение народов было тесно увязано с антидемократической сущностью тоталитарного государства и представляло собой фиктивную федерацию. Считалось, что субъекты федерации являются национальными по форме и социалистическими по содержанию, но главное звено реального управления, каковым была коммунистическая партия, рассматривалось как сила интернациональная, что и превращало формально федеративное государство в фактически унитарное. После создания СССР внимание к процессам государственного устройства РСФСР было существенно ослаблено. Во-первых, к этому времени всем стало ясно, что нелепая идея мировой революции и ожидание соответствующего расширения территориальных границ РСФСР потерпели полный крах. Во-вторых, в центре внимания правящей партии встали вопросы укрепления Союза ССР, который преподносился как шедевр национальной политики партии.2. Ко времени принятия Конституций СССР (1936 г) и РСФСР (1937 г) государство стало уже по существу унитарным с точки зрения организации государственной власти. В Конституции РСФСР были поименно перечислены 16 автономных республик и пять автономных областей.
Конституционные гарантии не оказали какого-либо сдерживающего  влияния на политику репрессий, которая  осуществлялась под руководством коммунистической партии. Без какого-либо камуфляжа были ликвидированы многие автономии, а целые народы подвергнуты массовой депортации. В 1941 г. эта варварская акция была осуществлена в отношении немцев Поволжья, в 1943 г. - калмыков и карачаевцев, в 1944 г. - чеченцев, ингушей и балкарцев. В послесталинский период автономии некоторых из этих народов были восстановлены, но только в 1991 г. Законом РСФСР о реабилитации репрессированных народов эти акции были объявлены преступными, а народы реабилитированы (Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. №1107-1 "О реабилитации репрессированных народов".3. Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития СССР в целом и России в частности. В 1990-1991 гг. большинство автономных республик и многие автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в составе РСФСР. В ряде республик сепаратистские силы стали требовать выхода из состава Федерации. На IV Съезде народных депутатов РСФСР было принято решение об исключении из названия республик термина "автономная", они приобрели конституционный статус "республика в составе Российской Федерации".В условиях усилившихся центробежных тенденций, создававших опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора, который 10 апреля 1992 г. был включен в Конституцию РСФСР в качестве ее составной части. Договор подтверждал суверенитет республик в составе Российской Федерации, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург, автономные образования признавались субъектами Федерации.Россия относится к самым многосубъектным федерациям в мире. В ее составе 82 субъекта. Конституцией РФ 1993 г. все субъекты сгруппированы по шести видам , сделано перечисление их названий в алфавитном порядке . Это свидетельствует об объективном, а не статусном подходе. Закрытый конституционный перечень субъектов РФ не означает запрета изменения субъектного состава . Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации не предусмотрено изменение субъектного состава РФ по инициативе федерального центра, что ограничивает потенциал изменения федеративного устройства России на основе федеральных округов. Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении международного договора является данное иностранное государство. Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам Российской Федерации, на территориях которых образуется новый субъект РФ.Конституция РФ не предусматривает право субъекта на односторонний выход из состава РФ - право сецессии.Поэтому любое официальное заявление подобного рода является прямым нарушением Конституции РФ, в частности, ее норм о государственной целостности России.Применение двух подходов в основание выделения субъектов - национальный и территориальный - также относится к особенностям российскогофедерализма. В результате из 82 субъектов 26 (21 республика + 4 автономных округа + 1 автономная область) являются национальными, чтпреимущественно отражено в названии данных субъектов, и 56 территориальных субъектов (9 краев + 45 областей + 2 города федерального значения).Таким образом, формирование современных федеративных отношений в России обусловлено историческими корнями, политическими факторами, национально-этническими особенностями. Здесь следует отметить, что федерации, создаваемые по национально-территориальному принципу, традиционно рассматриваются как средство решения национального вопроса в многонациональных государствах. В советском государствоведении длительное время противопоставлялись "буржуазные" федерации, созданные по территориальному принципу, и федерации "социалистические", в основе которых лежал национально-территориальный принцип. Социалистическая федерация, во-первых, должна была строиться только по национально-территориальному принципу; во-вторых, согласно теории социалистического федерализма, сочетать в себе суверенитет федерации и ее субъектов, из чего выводилось право выхода субъектов из федерации; в-третьих, основываться на принципах добровольности объединения и равноправия субъектов федерации. В последние десятилетия развитие федерализма показывает, что ни национально-территориальный подход (средство решения национального вопроса), ни подход территориальный (в частности, как способ децентрализации управления) к организации федеративного государства нельзя абсолютизировать. Многонациональное российское государство с точки зрения управления требует большой осторожности, ибо вопросы сохранения страны как единого непротиворечивого целого и национальной безопасности напрямую связаны с умением находить компромиссные решения в федеративных отношениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3.Проблемы  современного федерализма. 
 

           Сейчас Россия проходит нелегкий путь становления федеративной государственности через многослойную федеральную систему, при которой субъекты Федерации при формальном равенстве оказались по многим параметрам фактически неравны.Потребуется сложный, длительный процесс, чтобы субъекты Федерации получили равные права. Еще рано готовить о фактическом равенстве субъектов Федерации, так как прежде всего не завершено формирование соответствующей вертикали исполнительной власти. Федерализм представляет собой универсальный инструмент организации государства, который отвечает как критериям целостности и единства, так и широкой самостоятельности субъектов Федерации, федерализм для России это оптимальная, наиболее отвечающая размером, сложному региональному и многонациональному составу страны, форма государственного устройства. Это более современное политическое средство урегулирования, децентрализации государственной власти и широкого демократического участия народных масс в построении могущественной державы. Таким образом, федеративное устройство представляет собой лучший способ политического развития многонациональной России, переживающей сложный этап глубоких общественных преобразований, установление подлинно равноправных и стабильных отношений между субъектами Российской Федерации, между центральной и местной властью.
Под напором  сегодняшних проблем на второй план отходит такая черта современного федерализма, как его многообразие. Федерация может объединять как  равноправных субъектов, так и политико-территориальные единицы, различающиеся по своему статусу, размеру, экономическому потенциалу. Среди федеративных государств есть республики, монархии, объединения княжеств, а некоторые унитарные государства настолько пронизаны федеративным духом, что считаются федерациями . Природа современной российской федеративной государственности в том, что она на конституционно-договорном, добровольном разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.На современном этапе преобладает общая тенденция выравнивания статуса субъектов федерации во всех федеративных государства мира. Демократическое реформирование РФ возможно лишь на базе всестороннего учета научной теории федерализма и международной позитивной практики. По мнению большинства политиков и ученых, первостепенное значение имеет установление симметричного конституционного статуса ее субъектов. Решение этой проблемы требует выработки единых конституционных принципов и критериев их образования как гарантии упреждения от субъективизма и волюнтаризма в процессе укрупнения субъектов Федерации и их количественного сокращения, осуществления соответственно этому изменений административно - территориального устройства государства .В заключении следует сказать, что необходимо уравнять в правах все республики, а также создать механизм разумного и оптимального сочетания федеральных и республиканских интересов, потому что наращивание договоров и иного неравноправия рано или поздно развалит Федерацию. И Россия либо создаст цивилизованную федерацию, либо на 2-3 года увязнет в межнациональных конфликтах. Между тем нельзя рассчитывать на быстроту и легкость проведения радикальной реформы федеративного устройства Российской Федерации. Обеспечить реализацию конституционных норм, устранить все противоречия и пробелы законодательства, укрепить федеративное устройство России - только таким образом можно упрочить стабильность Российской Федерации, ее целостность, ее единство и увести от угрозы распада. 
 

Глава 2. История  административно-территориального  устройства России 

2.1. Административное деление СССР. 
 

          Общая площадь территории Союза Советских Социалистических Республик по состоянию на август 1991 года составляла 22,4 млн км?.
Советский Союз состоял из союзных Советских  Социалистических Республик, которые, в свою очередь, имели разнообразное административное-территориальное деление.Крупные республики делились на области. Латвийская, Литовская, Эстонская, Молдавская и Армянская ССР по состоянию на 1985 год областного деления не имели.В состав РСФСР также входили края, а в состав краёв — автономные области. В состав областей и краёв РСФСР также входили национальные округа (впоследствии именовавшиеся автономными округами).В состав некоторых союзных республик (РСФСР, Украинская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Узбекская ССР, Таджикская ССР) входили (АССР) и автономные области.Все вышеуказанные административно-территориальные единицы делились на районы и города областного, краевого и республиканского подчинения.В состав СССР вошли: по Договору об образовании СССР (30 декабря 1922) — РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика; в 1924 Узбекская ССР, Туркменская ССР (образованы из Туркестанской АССР, входившей в состав РСФСР);в 1929 Таджикская ССР (образована из Таджикской АССР, входившей в состав Узбекской ССР);в 1936 Казахская ССР, Киргизская ССР (образованы из Казакской АССР и Киргизской АССР, входивших в состав РСФСР); Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР (входили в состав ЗСФСР, упразднённой в этом же году),
в 1940 Молдавская ССР (образована из части Молдавской АССР, входившей в состав УССР, и части территории, переданной СССР Румынией), Латвийская ССР, Литовская ССР, Эстонская ССР (бывшие независимые Латвия, Литва и Эстония) и Карело-Финская ССР (образована из Карельской АССР, входившей в состав РСФСР и части территории, присоединённой после Советско-финской войны); в состав УССР вошла Черновицкая область, образованная из части переданной Румынией территории.в 1944 — в состав РСФСР вошла Тувинская АО (до этого — независимая Тувинская Народная Республика).в 1945 — в состав РСФСР вошла Калининградская область (до этого — Восточная Пруссия), а в состав УССР — Закарпатская область, переданная Чехословакией1946 — в результате Второй мировой войны в состав РСФСР вошли южная часть острова Сахалин и Курильские острова, ранее принадлежавшие Японии1956 году Карело-Финская ССР была упразднена, а её территория вновь включена в состав РСФСР в качестве Карельской АССР.6 сентября 1991 года Государственный совет СССР признал независимость Латвии, Литвы и Эстонии. 
 
 
 
 
 
 
 

Карта  адмистративного  деления СССР.

Источник : www.ostu.ru  
 
 
 
 
 
 

2.2.Административное деление Российской Федерации. 
 

         В составе Российской Федерации 83 равноправных субъекта, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Россия также подразделяется на 7 федеральных округов. Субъекты Федерации имеют своё административно-территориальное деление. Как правило, основными единицами в составе субъекта являются районы и города республиканского (областного, краевого) значения.Республики: Адыгея (Майкоп), Республика Алтай (Горно-Алтайск), Башкортостан (Уфа), Бурятия (Улан-Удэ), Дагестан (Махачкала), Ингушетия (Магас), Кабардино-Балкария (Нальчик), Калмыкия (Элиста), Карачаево-Черкесия (Черкесск), Карелия (Петрозаводск), Коми (Сыктывкар), Марий Эл (Йошкар-Ола), Мордовия (Саранск), Саха (Якутия) (Якутск), Северная Осетия — Алания (Владикавказ), Татарстан (Казань), Тыва (Кызыл), Удмуртия (Ижевск), Хакасия (Абакан), Чечня (Грозный), Чувашия (Чебоксары). 
Области: Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Челябинская область, Иркутская область, Ивановская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Сахалинская область, Самарская область, Саратовская область, Смоленская область, Свердловская область, Тамбовская область, Томская область, Тверская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ярославская область. 
Края: Алтайский край (Барнаул), Камчатский край (Петропавловск-Камчатский), Хабаровский край (Хабаровск), Краснодарский край (Краснодар), Красноярский край (Красноярск), Пермский край (Пермь), Приморский край (Владивосток), Ставропольский край (Ставрополь), Забайкальский край (Чита). 
Автономная область: Еврейская автономная область 
Автономные округа: Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский  автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.Города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург.
 

Карта административного  деления России. 

 

Источник: А.М Прохоров  "Советский Энциклопедический словарь "
страницы  97-98. 
 

2.3. Национальный  состав населения России. 
 

          Россия — многонациональное государство. Характеристика этнического состава проводится по результатам переписи населения. По данным первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, в этническом составе насчитывалось 196 народов, причем доля русского населения составляла 44,3%. Этнический состав СССР был не менее пестрым, и численность народов очень различной. Так, на долю двадцати двух из них приходилось около 96% населения. В России сейчас проживает около 130 наций и народностей. Население Российской Федерации принадлежит, в основном, к четырем языковым семьям: индоевропейской (87% населения), алтайской (8%), уральской (2%) и кавказской (2%). Семьи, в свою очередь, делятся на группы. Самый многочисленный славянский народ — русские (в 1989 г. — 119,9 млн. чел.), на него приходится 81,5% населения страны. Русский народ сыграл государствообразующую роль в истории нашей страны. Из других народов наиболее многочисленны татары (5,5 млн. чел.), украинцы (4,4 млн. чел.). Самая высокая доля русских в населении центральных, северных и северо-западных районов европейской части страны. Именно здесь зародилось русское государство, поэтому в этих регионах русские составляют до 93% всего населения. Русские преобладают также на Урале, на юге Сибири и Дальнего Востока. Для России в целом характерна пестрота национального состава. Особенно разнообразен национальный состав в районах по Волге и Каме, на Северном Кавказе. На Востоке и Севере России существует множество очагов распространения малочисленных народов, придающих здесь карте народов России мозаичный характер. Основную часть населения составляют народы, большей частью живущие в России, а за пределами ее составляют лишь небольшие группы (например, русские, татары, буряты и др.). Также значительная часть населения — народы республик бывшего СССР, ставших сейчас независимыми государствами (украинцы, белорусы, казахи, армяне, поляки и т.д.). В нашей стране проживают также представители народов, в большинстве живущих за пределами России (вьетнамцы, китайцы, румыны, абхазы и др.). Языки всех народов равноправны, но языком межнационального общения является русский. Многие народы сильно рассредоточены по территории РФ; во время расселения народов по огромным пространствам России они часто объединялись путем слияния близких по языку и культуре народов или путем ассимиляции - «растворения» одного народа в другом. Поэтому сейчас невозможно выделить чистые в этническом отношении территории. Миграционные процессы и ассимиляция привели к сокращению сферы применения родного языка на территории многих национальных образований. Кроме того, произошла частичная утрата национальной самобытности многих народов и их превращение в национальные меньшинства на территории своих республик. Из 21 республики в составе РФ только в Чувашии, Туве и республиках Северного Кавказа (за исключением Адыгеи и Карачаево-Черкесии) коренные народы составляют более половины населения. В конце 80-х годов в СССР появились многочисленные национальные движения, объявившие своей целью возрождение родного языка, культуры, религии. Но их деятельность часто носила националистский характер, сопровождалась этническими конфликтами. В большинстве случаев основной причиной последних было стремление властных структур в республиках к большей независимости от центра, для чего и были использованы национальные движения. Большую роль в возникновении межэтнической напряженности сыграли также последствия депортации некоторых народов в годы Великой Отечественной войны и неоднократный пересмотр границ республик. Наиболее острыми стали вооруженные столкновения ингушей и осетин в Северной Осетии, абхазов и грузин в Грузии.  
Межэтнические конфликты имеют глубокие исторические корни, а в настоящее время они обострены политическими и экономическими проблемами. Для разрешения конфликтов необходимо прежде всего проведение более совершенной национальной политики, реально учитывающей интересы всех народов; создание условий для свободного развития национальных языков и культур, воспитание взаимного уважения национальных традиций. Демографические проблемы нашей страны как в капле воды отражаются в жизни каждого из проживающих на ее территории народов. Это касается как самых малочисленных народов, так и самых крупных. Численность самого большого из них — русского стремительно сокращается. Растет смертность, в том числе детская и младенческая, а также увеличивается заболеваемость и смертность людей репродуктивного возраста (т.е. способных к продолжению рода). Рождаемость, наоборот, снижается, и если тенденция ограничения количества детей в русских семьях не будет изжита и превратится в закономерность, то скорость вымирания русских как этноса только от этого фактора составит 20-25% за период жизни одного поколения. Очевидно, что интересы России, национальные интересы всех народов, численность которых уменьшается, состоят в увеличении естественного прироста, уменьшении смертности, в реальном увеличении рождаемости. Для этого недостаточно просто проводить экономические реформы и улучшать материальный уровень жизни. Населению, измученному годами нестабильности и свалившимися на него проблемами, необходимо обрести точку опоры, которая помогла бы ему вынести этот непомерный груз. Такой опорой, без сомнения, должно стать возрождение роли традиционных нравственных, духовных, культурных, религиозных ценностей в жизни людей всех национальностей.
 
 
 
 
 
 
 

Национальный  состав населения России  ( по  переписи 2002 года) 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.