На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Литературное развитие детей дошкольного возраста в ДОУ и семье

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КУРСОВАЯ РАБОТА 

«Литературное развитие детей дошкольного возраста в ДОУ и семье» 

Содержание 

Введение 

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы литературного  развития старших дошкольников 

1.1 Назначение  художественной литературы и  основная цель литературного развития дошкольников 

1.2. Проблемы  восприятия художественной литературы  и возрастные особенности дошкольника  как читателя 

1.3. Особенности  восприятия детьми старшего дошкольного  возраста различных жанров литературных  произведений 

1.4 Литературное развитие дошкольников как совершенствование у них процесса восприятия и понимания художественно-литературного произведения 

1.5. Мотивация  читательской и литературно-художественной  деятельности дошкольников 

1.6 Литературное  развитие ребенка в семье 

Заключение 

Список литературы 

Введение 
 

Чтение как  учебный предмет имеет в своем  распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. 

Художественная  литература несет в себе огромный развивающий и 

воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения. 

Одна из важнейших  задач школы видел в том, чтобы  “ приучить дитя к разумной беседе с книгой ”. Чтобы решить данную задачу учителю необходимо создать  благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов работы. Уроки чтения в начальных классах, помимо утилитарных целей дидактического и воспитательного планов, призваны решать проблему, связанную с адекватным восприятием детьми произведений искусства слова.  

Достаточно часто  дети, читая художественное произведение, воспринимают изображенное неточно  и даже неверно, потому что, при чтении не работает над развитием способностей, связанных с художественной рецепцией, целенаправленно. Способность к образному анализу художественного произведения сама собой не формируется. А если она отсутствует, то читатель воспринимает лишь основные поступки героев, следит за ходом сюжета и пропускает в произведении все, что его затрудняет. Такой способ чтения закрепляется у детей и сохраняется даже в зрелом возрасте. 

Однако в настоящее  время проблема полноценного восприятия художественного произведения является недостаточно изученной, так как  не создано единой классификации уровней восприятия, мнения ученых разделились относительно терминологии, количества уровней восприятия, умений, которыми должен обладать ученик на каждом из уровней. Кроме того, позиции исследователей и методистов расходятся по поводу того, когда начинать обучать детей пониманию авторской позиции, овладение которой предполагает полноценное восприятие художественного произведения. 

Цель данного  исследования - доказать, что использование  творческого пересказа на уроках чтения повысит уровень восприятия художественного произведения детьми дошкольного возраста. 

Объектом исследования является процесс анализа художественного  произведения для детей дошкольного  возраста. 

Предметом исследования является творческий пересказ как средство повышения уровня восприятия художественного произведения. 

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:  

1. Изучить методическую, педагогическую и психологическую  литературу по данной теме. 

2. Выявить уровни  восприятия художественного произведения  у детей дошкольного возраста. 

3. Экспериментально  проверить эффективность творческого  пересказа при работе над художественным  произведением. 

Гипотеза исследования заключается в следующем: использование  творческого пересказа повышает уровень восприятия художественного произведения детей дошкольного возраста. 

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы литературного  развития старших дошкольников 
 

1.1  Назначение  художественной литературы и  основная цель литературного  развития дошкольников 
 

Художественная литература - одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности.  

Она необычайно расширяет жизненный опыт человека: помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель, может быть, никогда  не сможет испытать и пережить в  действительной жизни. 

Л.И. Беленькая  справедливо замечает, что дети еще  не принимают непосредственного  участия во многих видах деятельности, формирующих личность, и поэтому  художественная литература как своеобразная форма познания действительности играет в жизни ребенка особенно важную роль.  

Художественная  литература способствует целенаправленному  литературному развитию личности. В.А. Левин понимает литературное развитие как одно из необходимых условий  становления человека современной  культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью.  

В процессе чтения художественных произведений у ребенка  накапливается опыт разнообразных  непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций - от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох. Ребенок обретает привязанности; реализует свои предпочтения, осуществляет читательский выбор; на практике знакомится с системой Мировой Библиотеки.  

Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений  и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия. 

На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений.  

Таким образом, художественная литература решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности учащихся. 

Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших школьников. У ребят расширяются конкретные представления об отношении к товарищам. Это помощь друг другу в совместных делах, в учебе, игре, посильном труде, в беде, внимательное отношение к окружающим (родным, товарищам, знакомым и незнакомым людям), проявление честности и доброжелательности. Дошкольники знакомятся с ситуациями, требующими высокой и моральной готовности человека, получают представление о чувстве справедливости, скромности, а так же об отрицательных чертах характера - несправедливости, грубости и жадности. 

Воспитательное  воздействие книги на ребенка  проявляется и как сила примера, но оно никогда не сказывается  сразу на поведении, поступках читателя; это воздействие гораздо более  сложно и опосредованною действительностью. ''Искусство, - писал психолог Л.С. Вы готский, - никогда прямо не поражает из себя того или иного практического действия, оно только приготавливает организм к этому действию''.  

Приобщение младшего дошкольника к классике художественной литературы формирует эстетическое отношение ребенка к жизни, развивает его интерес к литературному творчеству, творчеству писателя, создателей произведений словесного искусства, развивает способность маленького читателя как свою жизнь проживать на множество чужих судеб, активно действовать в неожиданных обстоятельствах, вымышленных сюжетов, сопереживать полюбившимся персонажам. 

Эмоционально  верно воспринятая книга вызывает у ребенка устойчивое эмоциональное  отношение, которое помогает ему  прояснить для себя и осознать нравственные переживания, возникающие у него при чтении. Это органическая слитность эстетического и нравственного переживания обогащает и духовно развивает личность ребенка.  

Ни в коем случае нельзя забывать о том, что  тексты художественных произведений являются прекрасным материалом для формирования и развития у дошкольника речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Развитие навыка чтения как вида речевой деятельности происходит от развернутой громко речевой формы чтения вслух до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане. 

Таким образом, чтение и адекватное восприятие художественных произведений, во-первых, расширяет  и углубляет кругозор учащихся и  обогащает их знания и эмоции; во-вторых, служит средством воспитательного воздействия на учащихся; в-третьих, способствует обогащению и развитию языка учащихся. 

1.2. Проблемы  восприятия художественной литературы  и возрастные особенности дошкольника  как читателя 
 

 В психологической  литературе существуют разные подходы к определению восприятия. Так, Л.Д. Столяренко рассматривает восприятие как психологический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум определяют восприятие, как познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуации и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.  

С.Л. Рубинштейн под восприятием понимает чувственное  отражение предмета или явления  объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. ''Жизненная практика, - указывает С.Л. Рубинштейн, - заставляет человека перейти от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения; на этой стадии восприятие уже превращается в специфическую ''теоретическую деятельность, которая включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого''. 

Восприятие представляет собой достаточно сложный процесс. Так, М.Р. Львов отмечал, что если произведения изобразительного искусства, музыки воспринимается непосредственно органами чувств, то читатель воспринимает графические знаки, напечатанные на бумаге. Только посредством включения психических механизмов мозга эти графические знаки преображаются в слова. Благодаря словам и воссоздающему воображению выстраиваются образы, которые вызывают эмоциональную реакцию читателя, рождают сопереживание героям и автору, а отсюда возникает понимание произведения и понимания своего отношения к прочитанному. 

Над проблемой  восприятия художественного произведения работали и продолжают работать многие исследователи, такие как О.И. Никифорова, И.А.Зимняя, Н.Н. Светловская, М.И. Окорокова, Н.Г. Морозова. 

М.Р. Львовым  были подробно описаны психологические  особенности восприятия художественного  произведения младшими школьниками. Так, противопоставляя квалифицированного и неквалифицированного читателя, он пишет, что раскодирование графических знаков не вызывает затруднений у квалифицированного читателя, все усилия он тратит на осознание образной системы произведения, на уяснение его идеи и своего собственного отношения к ней. Однако младший школьник еще не владеет навыком чтения в достаточной степени, поэтому для него преобразование графических знаков в слова - довольно трудоемкая операция, которая часто затмевает все остальные действия, и чтение, таким образом, превращается в простое озвучивание, а не становится общением с автором произведения. Воспринимая произведение на слух, ребенок сталкивается с уже озвученным содержанием и озвученной формой. Через форму, предъявленную исполнителем, ориентируясь на интонацию, жесты, мимику, ребенок проникает в содержание произведения. 

Л.Н. Рожина писала, что ''полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой сложный процесс, который непременно включает возникновение того или иного отношения, как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нем изображена. 

Психологи считают, что дошкольники проявляю два  типа отношения к художественному  миру произведения. Первый тип отношения -эмоционально-образный - представляет собой непосредственную эмоциональную  реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения. Второй - интеллектуально-оценочный - зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа. 

Таким образом, возрастная динамика понимания художественного  произведения может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки. 

Уровень восприятия ребенком литературного произведения устанавливается на основе анализа  результатов читательской деятельности. Трудность в определении уровня восприятия произведения обуславливается  как и своеобразием и неповторимостью, возможностью их разной трактовки, так и сложностью процесса восприятия, необходимостью учета разных его сторон, и прежде всего эмоций, воображения и мышления. Основной критерий, позволяющий определить уровень восприятия произведения, - степень образной конкретизации и образного обобщения. Этот критерий, выдвинутый Н.Д. Молдавской, учитывает способность к восприятию художественного образа в единстве конкретного и абстрактного, индивидуального и типичного. Под образной конкретизацией понимается способность читателя на основе художественных деталей воссоздать в своем воображении целостный образ. Образное обобщение предполагает, что в конкретной картине человеческой жизни, описанной авторам, читатель видит обобщенный смысл, проблему, поставленную в произведении. 

Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок, в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии. М.П. Воюшиа под полноценным восприятием понимает способность читателя сопереживать героям м автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного развития. 

О.И. Никифоровой  были определены следующие уровни восприятия художественного произведения: понимание его предметной стороны; понимание подтекста и системы художественных образов и средств и, наконец, осмысление идейно-образного содержания произведения, приводящее к оценке прочитанного, к осознанию главных мыслей произведения, к раскрытию мотивов, отношений. 

Б.Д. Прайсманом, Е.Н. Гопфенгаузом выделены основные этапы  понимания учащимися младших  классов мотивов поведения литературных героев.  

Согласно исследованиям  Н.Р. Львова существует два уровня восприятия художественного произведения, характерных  для младших и старших дошкольников. Младшие дошкольники не могут самостоятельно, без помощи взрослого осознать идейное содержание произведения; дети этого возраста не могут по описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета, а воспринимают его только на эмоциональном уровне: ''страшно'', ''смешно''; читатель шести - восьми лет не осознает, что в художественном произведении воссоздается не реальная действительность, а отношение автора к реальной действительности, поэтому ими не ощущается авторская позиция, а значит, и не замечается форма произведения. Читатель этого уровня подготовки не может оценить соответствие содержания и формы. Старшие дошкольники уже приобрели некоторый читательский опыт, их жизненный багаж стал значительнее. Как читатели они проявляют себя уже на более высоком уровне. Они способны самостоятельно уяснить идею произведения, если его композиция не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры. Воображение этих учащихся достаточно развито для того, чтобы по описанию воссоздать не виденный ранее объект, если для его описания использованы освоенные языковые средства. У учащихся, находящихся на этом уровне, появляется сопереживание автору, то есть они разводят свою собственную читательскую позицию и позицию автора. Они могут без посторонней помощи уяснить формальные признаки произведения, если ранее в свой читательской деятельности уже наблюдали подобные изобразительно-выразительные приемы. Таким образом, учащиеся могут испытать удовольствие от восприятия формы, заметить и оценить случаи соответствия содержания и формы. В этом возрасте появляется новая тенденция в читательской деятельности: ребенок не удовлетворяется только чувственной, эмоциональной реакцией на прочитанное, он стремиться для себя логически уяснить читаемое. 

Наряду с уровнями, выделенными и описанными М.Р. Львовым, существует классификация Н.Д. Молдавской, согласно которой для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия. Как уже было отмечено выше, уровень восприятия художественного произведения устанавливается на основе результатов читательской деятельности (ответов на вопросы и постановки вопросов к тексту произведения). Поэтому уровни восприятия, выделенные Н.Д. Молдавской, описываются с точки зрения способности или не способности учащихся выполнять указанные виды деятельности. Рассмотрим уровни восприятия, начиная с наиболее низкого. 

1. Фрагментарный  уровень. 

У детей, находящихся  на данном уровне, отсутствует целостное  представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и достаточно точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств, не отмечают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретными событиями, описанными в произведении. Воображение развито слабо. Дети не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступков героя. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, часто отказываются говорить. Художественное произведения воспринимается ими как описание случая, имевшего место в действительности, они не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное. 

При постановке вопросов к тексту произведения дети, находящиеся на фрагментарном уровне восприятия, или вовсе не справляются с заданием, или ставят один - два вопроса, как правило, к началу текста. 

2. Констатирующий  уровень. 

Читатели, относящиеся  к данной группе, отличаются точной 

эмоциональной реакцией, способны увидеть смену  настроения, однако выразить свои ощущения им еще трудно. Воображение у них  развито слабо, воссоздание образа подменяется подробным перечислением  отдельных деталей. Внимание детей  сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связанны друг с другом.  

При специальных  вопросов учителя могут верно  определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь при этом не столько  на изображении героя автором, сколько на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания. При постановке вопросов к произведению читатели, находящиеся на констатирующем уровне, стремятся, как можно подробнее воспроизвести событийную сторону. 

3. Уровень ''героя'' 

Читатели, находящиеся  на уровне ''героя'', отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей. В произведении их интересуют, прежде всего, герои. Дети, верно определяют мотивы, последствия поступков персонажа, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступок. При специальных вопросах учителя они могут определить авторскую позицию. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа.  

При постановке вопросов к произведению у детей  данной группы преобладают вопросы  на выявление мотивов поведения  персонажей, на оценку героев и на установление причинно-следственных связей. 

4. Уровень ''идеи''. 

Читатели, относящиеся  к данной группе, способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму. Они обладают развитым воображением, любят перечитывать текст, размышлять над прочитанным. Дети способны определить назначение того или иного элемента в тексте, увидеть авторскую позицию. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа. При самостоятельном чтении и постановки вопросов к тексту читатели данной группы способны увидеть основной конфликт произведения, их интересует авторское отношение к персонажам, они часто обращают внимание на название произведения, на отдельные художественные детали. Итак, согласно классификации Н.Д. Молдавской, детям младшего школьного возраста свойственны четыре уровня восприятия. Таким образом, проблема восприятия художественного произведения является мало изученной, нет единой классификации уровней восприятия художественного произведения. В данном исследовании за основы принятая классификация Н.Д. Молдавской.  

Известно, что  художественное произведение несет  в себе большой развивающий и воспитательный потенциал. Исследователями определены психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками.  

Анализ психолого-педагогической, методической литературы позволил рассмотреть  понятие ''полноценное восприятие''. В данном исследовании за основу принято определение полноценного восприятия, данное М.П. Воюшиной.  

Анализ работ  методистов М.Г. Львова, О.И. Никифоровой, Н.Д. Молдавской и других дал возможность  выявить различные точки зрения на вопрос о классификации уровней восприятия художественного произведения. В данном исследовании за основу принята классификация Н.Д. Молдавской, так как она является наиболее точной и конкретной. 

1.3. Особенности  восприятия детьми старшего дошкольного  возраста различных жанров литературных произведений 

К отходу от руководства  детскими восприятиями и переживаниями, то есть отказу от активного вмешательства  в процесс восприятия детьми художественных образов и от образовательно-воспитательной появилась тенденция рассматривать литературу, как иллюстрацию к наблюдаемому в жизни явлению. Позднее предлагалось ''творческое чтение'', в различные творческие работы над материалом чтения.  

Забота о полноценном  художественном развитии новых поколений  была свойственна советской школе с первых лет её существования. Но сегодня, пожалуй, особенно остро осознается всей нашим обществом необходимость того, что бы каждый растущий человек приобрел не насыщаемую потребность в ''присвоении'' великих духовных ценностей человечества и был способен к самостоятельному творческому общению с искусством.  

В современной  методике при восприятии художественного  произведения принято говорить не о  правильном, а о полноценном восприятии, так как художественное произведение допускает возможность различных трактовок. Как уже было указано выше, под полноценным восприятием понимается способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения. Полноценное восприятие художественного произведения характеризуется наличием эстетических оценок и личностным отношением детей к прочитанному, пониманием не только логической стороны произведения, но и восприятием его образной и эмоциональной стороны.  

Однако способность  к образному анализу художественного  текста сама собою не формируется. Об этом писала О. И. Никифорова: ''Способность  непосредственного образного и эмоционального восприятия литературно-художественных произведений не является элементарной и прирожденной'' Поэтому нужно учить детей ''обдумывающему'' восприятию, учению размышлять над книгой, а значит о человеке и о жизни в целом. 

Основываясь на литературоведческих закономерностях построения художественного произведения, на психологии восприятия художественного произведения детьми старшего дошкольного возраста, а так же на собственно методических положениях о чтении художественного произведения в начальных классах, современная методика чтения выделяет три этапа работы над художественным текстом: первичный синтез, анализ, вторичный синтез. При этом ведущей деятельностью у учеников под руководством учителя является анализ произведения. Он должен стать центральным звеном урока классного чтения. 

Ему предшествует первичный синтез произведения, который  складывается из подготовительной работы, первичного восприятия текста и проверки первичного восприятия (или первичного анализа). Организацию работы по осмыслению литературного произведения М.С. Васильева, М.И Оморокова, Н.Н. Светловская представили в схеме, в основу которой положены законы восприятия произведения, психологические особенности его понимания детьми с учетом целей и средств обучения. 

Полноценного  восприятия художественной литературы нет и не может быть без развитого воссоздающего воображения. А.В. Петровский определяет воссоздающие воображение как воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию.  

По мнению М.В. Гамезо, воссоздающее воображение - это только субъективно новый образ, а объективно он уже существует, создан другими. 

Данная личность только воссоздает этот образ. Самостоятельность  в создании образов здесь относительна. Воссоздание их происходит на основе словесного описания объектов, восприятия их изображений в виде картин, схем, карт, чертежей, мысленных и материальных моделей.  

По наблюдениям  А.В. Петровского, многие школьники  имеют манеру пропускать или бегло  просматривать в книгах описание природы, характеристику интерьера или городского пейзажа, словесный портрет персонажа. В результате они не дают пищу воссоздающему воображению и крайне обедняют художественное восприятие и эмоциональное развитие всей личности - фантазия не успевает развернуть перед ними яркие и красочные картины.  

О.В. Кубасова считает, что именно в младшем возрасте воображение читателя лучше всего  поддается воздействию, поэтому  начинать следует с работы над  воссоздающем типом воображения, с  тем, чтобы в последствии на этой основе перейти к формированию более продуктивного типа - творческого воображения. творческое воображение состоит в умении детально представить картину, скупо представленную в словесном оформлении.  

Развитию воссоздающего  воображения способствуют творческие виды работ, к которым относятся словесное и графическое рисование, анализ и иллюстрации, составление плана текста, стилистический эксперимент, подбор синонимов с обоснованием авторского выбора, составление диафильма, киносценария, инсценирование, составление рассказа о герое. Рассмотрим некоторые из них подробнее.  

При чтение лирических стихотворений основным является прием  словесного рисования. Ещё одним  приемом, помогающим глубже проникнуть в произведение, является стилистический эксперимент. М.П. Воюшина определяет стилистический эксперимент как намеренное искажение авторского текста, преследующее цель дать детям материал для сравнения, привлечь их внимание к авторскому выбору слова.  

Пропуск или  замена отдельных слов, изменение  конструкции предложения или  деление текста на абзацы, приводящие к изменению оттенков смысла произведения. Помогают детям определить эти оттенки. Самым трудным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного является драматизация во всех ее формах. Прием драматизации подробно разработан и описан в статьях О.В. Кубасовой, Л.Д. Мали. А.С. Козыревой намечено 56 видов различных заданий для работы над содержанием текста на уроках чтения. Пересказ текста является прекрасным упражнением, которое помогает ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному. Пересказ -это прекрасное средство для развития как логического, так и образного мышления. 

По форме изложения  пересказ представляет собой репродуктивный вид деятельности. Это объясняется  тем, что пересказ всегда связан с исходным текстом, на основе которого он выполняется, а так же с тем, что его основная функция - приучить детей правильно (с лексической и грамматической точек зрения), без искажения передавать чужую мысль.  

Подробный пересказ - наиболее доступный детям вид пересказа, он помогает учить логике рассуждений, развивает речь ребенка, обогащает память, приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения. 

Пересказ, близкий  к тексту, используется при работе над лирической прозой или художественным описанием. Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей включения в речь слов и оборотов из произведения, употребления синтаксических конструкций, имеющих место в произведении. 

Выборочный пересказ удобен в том случае, если надо привлечь внимание детей к одном эпизоду произведения, помочь проследить отдельные мотивы, отобрать материал для характеристики героя и т.п. 

Краткий пересказ - наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, так как при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи. Краткому пересказу нужно целенаправленно учить на уроках чтения. З.Д. Кочаровская предлагает различные варианты инструкции при работе над кратким пересказом сравнительно небольшого произведения.  

Все вышеописанные  типы пересказа относятся к репродуктивной форме изложения. Как показывают наблюдения, репродуктивный пересказ является малоэффективным. В качестве причин малоэффективности следует  выделить: низкий уровень интереса детей как к изучаемому тексту, так и к пересказу как виду учебной деятельности, невысокую степень активности и самостоятельности школьников в данном виде работы, отсутствие у них необходимого личного опыта, незначительный уровень восприятия и понимания прочитанного.  

Полноценное восприятие художественного произведения обеспечивает вдумчивость чтения. В.И. Яковлева считает, что вдумчивость чтения можно  повысить, обучая учащихся самим задавать вопрос к содержанию отрывка. Для  этой цели используются следующие вопросы и задания: 

1. Спроси о  том, чего ты не понял. 

2. Как ты проверишь,  понял ли товарищ содержание  отрывка? 

3. О каком  действующем лице я не спросила? Сделайте это вы. 

4. Прочитайте  вопросы учебника. Какого вопроса  по вашему, не 

 хватает. Поставьте его. 

Н.С. Рождественский так же считал постановку вопросов к тексту произведения самими учащимися  очень полезными видом деятельности, так как он очень оживляет работу и способствует лучшему уяснению содержания читаемого.  

Формирование  у детей правильного, полноценного восприятия художественного произведения является одной из задач учителя начальной школы. Но этого невозможно достичь без целенаправленного использования приемов анализа художественного произведения.  

Умелое и своевременное применение того или иного приема, того или иного творческого задания, при анализе художественного произведения будет способствовать осознанию его идейного содержания, той основной мысли, которую стремился донести автор до своего читателя, а так же выявлению художественной ценности произведения. 

1.4 Литературное  развитие дошкольников как совершенствование  у них процесса восприятия  и понимания художественно-литературного  произведения 
 

Проблемы литературного  образования (ЛО) и литературного  развития (ЛР) неотделимы друг от друга. Цель любого образования - развитие личности, поэтому нетрудно понять, что цель ЛО - ЛР ребенка. Для успешной работы с детьми необходимо разобраться в этом процессе, его сути, специфике, условиях. 

Литературное  развитие (ЛР) сегодня трактуется в методике как возрастной и одновременно учебный трехсторонний процесс, включающий: 

1) формирование  читателя(обучение восприятию, осмыслению  и интерпретации художественного  произведения в единстве его  формы и содержания, оценке его  с эстетических позиций и выражению свои оценки как в словесной, так и невербальной форме); 

2) развитие литературного  творчества школьников, способности  адекватно выразить себя в  слове 

3) расширение  культурного поля ребенка, развитие  школьника как носителя и созидателя культуры. 

ЛР - процесс возрастной, так как по мере развития кругозора, накопления читательского опыта восприятие одного и того же произведения одним и тем же человеком с годами будет углубляться. Но это и учебный процесс: характер обучения обязательно сказывается на ходе ЛР., причем может не только способствовать его развитию, но и из-за неумелых действий учителя затормозить его. Современная методическая наука и ищет средства и условия, технологии, способствующие литературному развитию школьников. 

Результат процесса ЛР точно определила Н.Д.Молдавская, одна из первых исследовательниц этой проблемы: литературное развитие отражает способность ребенка «мыслить словесно-художественными образами». 

ЛР школьников как процесс рассматривал В.Г. Маранцман. Он утверждает, что ЛР с некоторым запозданием реализует опыт общего психического развития ребёнка. Сдвиги в литературном развитии охватывают все стороны читательского восприятия и более всего заметны в области эмоций при переходе на следующую ступень литературного развития. На этапе начальной школы, по мнению В.Г.Маранцмана, формируются механизмы общения ребенка с культурой, расширяются горизонты его видения (от частного к общему), развиваются его воображение и эмоциональная отзывчивость на произведения слова. 

Тяга к книге  появляется у детей, как правило, в раннем детстве. Почему это происходит? Может быть, интерес к книге возникает потому, что она дает возможность действовать и пальчикам, и ушкам, и глазкам, и язычку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании.  

Кроме того, книга  удовлетворяет две одновременно существующие в ребенке потребности: к неизменному, стабильному и  к новому, незнакомому. Книга -- величина постоянная. Ребенок -- переменная. Малыш  берет книгу в руки в любое  время -- а она все та же. Происходит самопроверка, самоутверждение. Дети же меняются не только ежегодно, но и ежечасно -- разные настроения и состояния, и вот уже «постоянная величина» открывается им по-новому. Радость открытия! Но у каждого ребенка есть в любимой книге и свой «стоп-кадр» -- желание еще и еще раз услышать именно этот кусочек текста, рассмотреть именно эту картинку.  

Книга -- это и  возможность общения со взрослыми. Через их речь, интонацию воспринимаются сюжет, характеры, настроения. Можно  вместе переживать, веселиться и быть надежно защищенными от злого и страшного. Наверное, есть немало других причин, объясняющих любовь малышей к чуду, имя которому -- детская книга. Ее тайна остается с человеком на всю жизнь. И в любом возрасте при встрече с книжкой своего детства нас охватывает радостное, трепетное чувство. «Ах, какие это были книги! У них было не только содержание, у них были и внешность, и запах, и вкус -- незабываемые…» -- пишет Т.Тэффи в рассказе «Книги». 

По мере взросления ребенка меняются способы работы с книгой, приобретаются определенные навыки: рассматривание, слушание, перелистывание, «чтение», «лопотание», воспроизведение ранее услышанного текста в соответствии с иллюстрацией, фантазии на темы рисунков. Все это складывается в копилку, необходимую будущему читателю. Но, чтобы появился Читатель, способный на сотворчество с писателем и иллюстратором, необходима тактичная помощь чуткого взрослого. 

Читатель начинается с колыбели. Ритмы первых песенок, рифмы фольклорных потешек, поэзия народных сказок приобщают младенца к художественным произведениям. Уже к двум годам дети -- талантливые исследователи слова, они с удовольствием повторяют полюбившиеся строки, с легкостью их запоминают. Чуткость к поэзии, тяга к рифмованию, к сочинительству, к слушанию и рассматриванию книг, желание выразить свои впечатления от книги в слове, в перевоплощении, в рисунке -- замечательные свойства детей в возрасте от 2 до 5 лет. Помочь малышам развивать эти способности и призвана разработанная нами система занятий с дошкольниками. 

Эта программа  направлена на привитие привычки, интереса и любви к книге, на литературное развитие малышей. Под литературным развитием понимается развитие, необходимое  для деятельности в сфере словесного искусства. Мы исходим из того, что  существуют специальные литературные способности: понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса и чувство языка, эмоциональное реагирование на поэтическое слово, способность мыслить словесно-художественными образами, легкость возникновения творческого состояния (в частности, сострадания, сопереживания, сочувствия) и др. 

Основные задачи каждого занятия: 

-- прививать  детям навыки слушать, слышать  и воспринимать художественные  тексты; 

-- дать возможность  наслаждаться звуком, словом, музыкой  стиха; 

-- помочь увидеть  за словами образ и передать  его в разговоре, рисунке и  движении; 

-- научить сочетать  слушание с другими видами  деятельности: звукоподражанием, проговариванием,  ответами на вопросы, заучиванием,  перевоплощением, разыгрыванием  по ролям.
1. Отбор книг  

Поскольку одна из наших задач -- прививать детям  интерес к книге, как к произведению искусства, необходимо показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями  различного формата (от больших красочных  сборников в твердых переплетах до книжек-малышек), с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и т.д. Задача педагога -- предоставить детям возможность услышать и увидеть лучшие фольклорные сборники, произведения мастеров разных времен и различных направлений (к примеру, в литературе: А.Пушкин, Ф.Тютчев, Л.Толстой, К.Ушинский, С.Черный, Н.Заболоцкий, К.Чуковский, С.Маршак, Д.Хармс, А.Барто, Б.Заходер, В.Берестов, М.Яснов и др.). 

Книги, принесенные  на занятия, должны не только соответствовать теме, но и привлекать внимание ребенка, вызывать у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации должны обладать художественными достоинствами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.